Оценка системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов на железных дорогах СНГ
Введение
Важнейшей составляющей эффективной работы и развития железнодорожного транспорта является обеспечение безопасного движения поездов, которая во многом зависит от состояния и уровня технического обслуживания вагонного парка, поэтому поддержание работоспособности парка грузовых вагонов за счёт повышения качества их ремонта и содержания одна из главных задач, стоящих перед вагонным хозяйством.
На белорусской железной дороге достаточно успешно выполняется программа восстановления работоспособности подвижного состава и вместе с тем анализ работы дороги показывает, что надёжность вагонного парка снижается, а размеры социально-экономических потерь от опасных отказов в вагонах на гарантийных участках существенные. Связано это в первую очередь со старением вагонного парка, средний срок службы которого достигает 25 лет, а износ основных фондов достиг 90%. Естественно, в условиях жесткой экономии финансовых средств основное внимание должно быть уделено организации эффективного технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов.
В данной курсовой работе проведена оценка системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов на железных дорогах СНГ, приведена классификация и организация работы на пунктах технического обслуживания вагонов, определены показатели эксплуатационной надёжности грузовых вагонов на гарантийном участке Витебск-Громы, а так же рассчитаны показатели, которые характеризуют эксплуатационную надёжность на этом гарантийном участке. Произведена оценка качества технического обслуживания грузовых вагонов на ПТО, а также рассчитаны контингент работников и потребное оборудование ПТО.
1. Техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов
.1 Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов
По сложившейся терминологии (ГОСТ 18322-78) под системой техни-ческого обслуживания и ремонта грузовых вагонов понимают совокупность взаимосвязанных технических средств, документаций и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества вагонов. В настоящее время в Республике Беларусь действует планово-предупредительная дифференцированная система ремонта, которая согласно приказу № 15Н от 14.01.2003 г. предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов:
техническое обслуживание (ТО) вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от состава или группы вагонов;
текущий ремонт (ТР-1) порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей их на ремонтные пути;
текущий ремонт (ТР-2) гружёных или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
деповской ремонт (ДР) вагонов для восстановления их работоспособ-ности с заменой или ремонтом отдельных узлов и деталей;
капитальный ремонт (КР) вагонов для восстановления их ресурса;
капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП) для восстановл-ения их ресурса и продления срока службы вагона.
Сроки проведения плановых видов ремонта:
при достижении 100 тыс. км пробега, но не позднее чем через 2 года эксплуатации после производства деповского ремонта;
при достижении 160 тыс. км пробега, но не позднее чем через 2 года эксплуатации после производства капитального ремонта;
через 210 тыс. км пробега, но не позднее чем через 3 года эксплуатации после постройки и капитального ремонта с продлением нормативного срока службы.
Разрешается проследование до станции выгрузки гружёных вагонов с пробегом, превысившим в пути следования установленный межремонтный норматив, но не более чем на 10 тыс. км.
Работники ПТО вагонных депо для определения сроков плановых видов ремонта руководствуются «Справочником моделей грузовых вагонов», а также путём электронного запроса в ГВЦ МПС через автоматизированное рабочее место (АРМ) ПТО или АРМ грузовой станции. Периодичность сроков проведения плановых видов ремонта основных типов грузовых вагонов приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Сроки проведения деповского ремонта грузовых вагонов
Таблица 2 - Сроки проведения капитального ремонта грузовых вагонов
Род грузового вагонаНормативный срок службы, летКапитальный ремонт после постройки, летКапитальный ремонт после капитального ремонта, летКрытыеУниверсальные постройки до 1985 г., включая оборудованные теплоизоляцией321210Универсальные постройки с 1985 г., включая оборудованные теплоизоляцией321312Для перевозки зерна3015-Для перевозки скота3088Для перевозки автомобилей3015-ПлатформыУниверсальные321512Для перевозки большегрузных контейнеров, крупнотоннажных контейнеров и колесной техники3217-Для перевозки лесоматериалов3217-Для перевозки рулонной стали, листовой стали, заготовок, колес, колесных пар3217-ПолувагоныПостройки до 1985 г.22-8Постройки с 1985 г.2211-Думпкары22107Хоппер-дозаторы25108ЦистерныНефтебензиновые постройки до 1985 г.32-8Нефтебензиновые постройки с 1985 г.321312Восьмиосные нефтебензиновые321111Для перевозки кислоты 4- и 8-осные1855Для перевозки цемента281010Для перевозки пропана, аммиака, углеводородных газов401010Рефрижераторные5-вагонная секция БМЗ постройки до 1975 г.2516-5-вагонная секция БМЗ постройки с 1976 г.2516-Автономный рефрижераторный вагон постройки с 1977 г.2516-Вагон-термос (800) на тележках модели 18-1002516-
1.2 Классификация пунктов технического обслуживания и ремонта вагонов
В соответствии с типовым технологическим процессом технического обслуживания грузовых вагонов по видам технического обслуживания и характеру работы ПТО подразделяются:
на пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), размещаемые на станциях массовой погрузки, выгрузки и формирования маршрутов. Специализация пунктов устанавливается по типу подготавливаемых вагонов к перевозкам. В зависимости от объема выполняемой работы пункты классифицируются на три категории, указанные в таблице 3. На указанных пунктах производятся контроль технического состояния и ремонт с устранением всех технических неисправностей вагонов для обеспечения проследования их без отцепки от поездов по гарантийным участкам и сохранности перевозимых грузов до места назначения. Количество пунктов и их производительность на дороге определяется в зависимости от плана погрузки и задания по сдаче порожних вагонов по регулировочным заданиям;
Таблица 3 - Классификация пунктов подготовки вагонов к перевозкам
Наименование пунктов (по типам подготовляемых вагонов к перевозкам)Производительность пунктов (вагонов в сутки) по категориямIIIIIIПункты подготовки полувагонов и платформ (ППВ)Более 500300-500100-300Пункты комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов (ПКПВ)Более 10050-100До 50Промывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн (ППС)Более 500300-500До 300
пункты технического обслуживания вагонов (ПТО), размещаемые на сортировочных и участковых станциях по установленному начальником дороги перечню для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения проследования поездов без технического обслуживания и ремонта вагонов на гарантийных участках;
- пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО), размещаемые на участковых станциях, где производится смена локомотивов, и станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, для выявления и устранения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения поездов;
контрольные посты (КП), размещаемые на станциях с интенсивным безостановочным движением для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами, ползунами и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения поездов;
посты опробования тормозов (ПОТ) на станциях, где отсутствуют ПТО, но производится смена локомотивных бригад;
пункты технической передачи (ПТП) для выявления и устранения повреждений вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных операций и маневровых работ на подъездных путях промышленных и строительных предприятий, речных и морских портов.