Православное СМИ
В православной традиции описание веры, есть богословие святых отцов и учителей Церкви. Объяснению же почти не уделяется внимание. Все радикально направлено не к вербальным результатам, а к преобразованию человека в молитвенной и литургической практике. Православие потому и является подлинным хранителем святоотеческой традиции, что в меньшей степени является кодексом. В восточно-христианской традиции подлинный аскетический опыт таков, что от него нет прямых проекций в публичную сферу, в рациональное богословие, а тем более в идеологию.
По этому Церковь вызывает интерес СМИ в 2 направлениях:
-ое новости Церкви, как "организации". Например: различные конференции, официальные церемонии, юбилеи, участие или неучастие епископата и священства в политических действиях и т.д.
-ое, когда медиакратия систематически обращается к Церкви как к законному источнику моральной оценки событий. У Церкви возникает огромная проблема. Иерархия вынуждена создавать некий публичный язык, в котором будет соблюдаться баланс, между нерелигиозным обществом и Евангельскими цитатами. Они хоть и включены в эту морально-политическую оценку, но почти не приближены к сути, из которой в принципе вытекает моральная оценка.
Вот и становится очевидным главный конфликт, который не позволяет развиваться православию, как другим аспектам развиватся по средствам СМИ. Церковная иерархия конечно отвечает на запросы, но в результате - глубокое общественное разочарование: моральная оценка или оказалась банальной или наступило слишком глупое удовлетворение.
Современные медиа просто указывают вере и ее проявлениям положенное место в глобальном мире. Это место называется "локальным". Локальные сообщества развиваются и постепенно укрепляют горизонтальные связи. Не будучи включенными в информационный медийный поток, они развиваются в Сети. То есть религиозные сообщества вытесняются в сетевое общение, поскольку "бумажные" СМИ для них слишком "громоздки". Зато развиваются религиозные сайты и интернет-форумы. Наиболее значимые публикации, дискуссии и даже гражданские акции религиозных сообществ сегодня происходят именно в Сети или с ее помощью.
1.2 Мусульманская пресса
Специфика мусульманских СМИ, заключена в том, что цель их работы не просто удовлетворить права общества на информацию, а использование журналистики как инструмента выполнения собственной миссии на Земле (пропаганда). Функция мусульманских СМИ особую роль выделяет социальной адресованности, гражданской позицией журналиста, продвижением толерантного информационного пространства и информационной безопасности.
С исламом можно вспомнить просто, как в первой половине 90-х европейские и наши интеллектуал-радикалы, имеющие доступ в сферу медиа, пытались объяснить обществу, что ислам, который исповедуют чеченские полевые командиры, - это салафизм. То есть нечто типологически сходное с поздним протестантизмом в истории европейского христианства, с попыткой модернизировать "рутинную", бытовую религию в направлении раннего пафоса. Но эти нюансы истории ислама, конечно, не вписались в форматы медиа, и массовое сознание воспринимает салафитов, как "диких горцев", средневековых мракобесов.
Религиозная тематика на самом деле слишком перегружена исторической подоплекой, ее смыслы слишком оттеняющие. Да и историческая сложность религиозной тематики, лишь половина всей проблемы. В итоге продвинутые информационные интернет-ресурсы, которые обслуживают любую элиту, создают специальные сюжеты в развитии, которые позволяют усложнять историческую подоплеку хотя бы на протяжении какого-либо длящегося конфликта.
Не смотря на это, сейчас в России действуют более 40 независимых Духовных управлений. У каждого из них есть официальный печатный орган, свои передачи на местном телевидении и радио. Например, газета "Мусульманский вестник" является частью Духовного Управления мусульман Поволжья, на Саратовском телерадиоцентре действует мусульманский канал "Аллаху Акбар". Ежемесячная газета "Рисалят" - часть ДУМ Башкортостана, а на республиканском телевидении еженедельно выходит в эфир духовно-образовательная передача "Ихлас". В целом, духовное управление, различными мусульманскими общинами и объединениями издает около 40 наименований газет и журналов. В них отражается общестевнно-религиозная жизнь мусульманского общества России.
В 90-е годы, после создания на базе Московской Соборной мечети Исламского центра, а затем Духовного управления мусульман Европейской части России - (ДУМЕР), Москва превратилась в крупный духовный центр ислама . С 1994 г. в столице издается ежемесячная газета "Ислам минбаре" , так же часть ДУМЕР (тираж - 6500 экз.) Она выражает официальную позицию Совета муфтиев России и Президиума ДУМЕР по актуальным вопросам жизнедеятельности мусульманского общества, дает полную информацию о жизни российских мусульман и о проблемах богословского характера.
С конца 1998 г. при духовном попечительстве Совета ДУМ России и Московского муфтията выходит ежеквартальный духовно-просветительский журнал "Мусульмане", который за короткий срок приобрел характер общероссийского печатного издания, предлагающий большой спектр информации об исламе.
Значительный объем информации об исламе проходит через международную компьютерную сеть Интернет. Начиная с 1997 г. ДУМ России имеет в Интернете страницу, в которой можно найти материалы богословского и информативного характера.
Созданная в 1997 г. телерадиоиздательская компания "Исламский мир" , многопрофильное религиозно-просветительское учреждение. Она предлагает образовательные программы на аудио- и видеокассетах.
При помощи телефонной связи можно услышать полезные и актуальные сведения религиозного характера в интерпретации имама - хатыба Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова.
В Москве, начиная с апреля 1998 г., благотворительным фондом "Зам-Зам" издается одноименная газета и ежемесячный бюллетень Исламского конгресса России "Альф-фикр" ("Мысль"). На территории РФ исламские печатные издания распространены в местах компактного проживания мусульман: газета "Иман" (Вологда); "Солнце ислама" (Пенза); "Кибл" (Новочеркасск); "Азан" (Самара). Из печатных изданий мусульманских общин СНГ широкое распространение в России получила газета "Минарет" (издается с 1993 г. на Украине).
Арабоговорящая часть российских мусульман и духовенства страны имеет возможность регулярно знакомиться с публикациями современных специализированных изданий - журналы "Аль-Азхар" (издается с 1931 г. в Каире), "Аль-мустакбаль аль-ислами" (издается с 1992 г. в Эр-Рияде), "Манар аль-худа" (издается с 1992 г. в Бейруте). Значительный объем информации об исламе и исламском мире распространяют Представительство Саудовской информационной фирмы "Дар-аль-Кимам", Представительство Государственного телерадиовещания Ирана, а также пресс-отдел Посольства Исламской Республики Иран, издающий бюллетень "Третий взгляд", корпункты крупных арабо-язычных газет "Аш-шарк аль-авсат", "Аль-хайат"
.3 Буддиская пресса
Буддизм, как и любое другое религиозное учение, подвергается критике со стороны различных групп и отдельных представителей этих групп. Причиной для критики может быть неверность буддийским принципам отдельных представителей буддизма, их вовлечённость в националистическую политику или поддержка военных действий правительства взамен государственной поддержки. Другие направления критики формируют некоторые представители марксистских, феминистских, христианских и атеистических групп. Существует также критический буддизм - направление в буддийской философии, критикующее учение о Татхагатагарбхе.
В России Буддизм (в форме ламаизма) имеет последователей среди части бурят, тувинцев, калмыков. Ламаистское духовенство объединяет Центральное Духовное Управление буддистов России. Оно находится в Улан-Удэ, там же располагаются центры по изданию и распространению религиозной литературы, журнал "Откровение" (на русском и бурятском языках), рассказывающий о ламаизме.
В Санкт-Петербурге с июля 1992 г. под эгидой издательства "Нартанг" выходит журнал "Буддизм России" (объем около 100 стр., выходит два раза в год). В разделах "Мир российского буддизма", "Хроника текущих событий" предоставлено слово буддийским организациям. В разделе "Контакт" публикуются высказывания, письма, стихи и другие произведения читателей. Основная задача журнала - спасение буддийской культуры Тибета.
В основном, буддийские СМИ на территории РФ носят характер переводной литературы или поступают из Индии и Китая: "Tibetian Bulletin" (Индия) - официальный орган тибетской духовной администрации, находящейся в изгнании, и "Human rights" (издается там же) - ежемесячный вестник Тибетского Центра по правам человека и демократии. С июня 1993 г. в Москве работает Центр тибетской культуры и информации, выпускающий газету "Новости Тибета" (тираж - 1000 экз.). Газета информирует о религиозном положении в Тибете и за его пределами, публикует выступления Далай-ламы - тибетского духовного лидера, рассказывает о новостях культурной жизни и медицины.
.4 Характерные черты религиозных СМИ
Религиозная журналистика работает в внушительном социальном и политическом информационном пространстве, где излишнее или искаженно сказанное слово , является оскорблением , а чрезмерная возбужденность оценок исключает объективность анализа .
Конечно, религиозная журналистика разделяется на направления в соответствии с специфичностью средств массовой информации - печатную, радийную, телевизионную или Интернет. Она может демонстрироватся во всех технологических отраслях журналистской деятельности, и принципы вскрытия содержания и проблематики религиозной журналистики универсальны для печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Независимая журналистика -направлена на информационную деятельность в рамках открытого или демократического общества, исповедующая принципы публичности общественно значимой информации, независимость экспертных гипотиз и обязательное представление разных точек зрения.
Корпоративная журналистика - защищает интересы корпорации, от имени которой выступает журналист или само СМИ. Она не обязательно действует в соответствии с принципами открытого общества. Журналист, действующий от имени корпорации или в рамках корпоративной этики, имеет право высказываться и влиять на общественное мнение в соответствии с интересами той корпорации, чье име он защищает.
Религиозные СМИ бывают разных направлений, по которым специализируются журналисты:
.Конфессиональная журналистика
Это направление характеризует богословскую, социальную, политическую точку зрения конфессии на существующий в мире порядок вещей в целом или подобную точку зрения какой-либо группы верующих, относящих себя к конкретной конфессии.
.Богословская журналистика
Это направление религиозной журналистики занимается изучением и описанием богословских аспектов жизни и деятельности конфессий. Как правило, богословская журналистика является подразделением журналистики конфессиональной, поскольку трудно заниматься анализом богословия, не разделяя основных положений богословской доктрины. Это возможно, конечно, но в этом случае анализ будет носить не богословский, а, скорее, религиоведческий, описательный характер.
Иными словами, журналист, специализирующийся в богословских вопросах, должен уметь излагать тонкие богословские материи на языке понятном и доступном широкому кругу потребителей.
.Религиозно-историческая журналистика
С одной стороны, религиозно-историческая журналистика является средством манипуляции со стороны религиозных организаций общественным мнением в своих интересах. Со стороны же общества она может быть средством контроля над общественной и политической активностью религиозных организаций.
.Религиоведческая журналистика
Это направление религиозной журналистики ближе к научным исследованиям и опирается на собственно научный метод аналитического изучения и описания религии, религиозной традиции, религиозной организации, конфессии и религиозно-обрядовой жизни, как феномена человеческого бытия, без придания им сакрального смысла. Это взгляд извне, а не изнутри конфессии.
.Религиозно-политическая журналистика
Это направление религиозной журналистики, как метод аналитической журналистики, возникло в рамках политической журналистики. Она поставила вопрос о новом подходе к оценке и изучению влияния религиозных сообществ на политические процессы в мире и России.
Принципы этого нового подхода были следующими:
·рассмотрение религиозных организаций и религиозных общин не только как собственно религиозных (в традиционном понимании этого слова) сообществ, но и как общественных, а порой и политических организаций и групп, обладающих целостным мировоззрением, историческим, а, следовательно, и политическим проектом;
·рассмотрение доктрин религиозных организаций и религиозных групп как потенциально политических проектов, дающих ясное представление этих религиозных организаций и религиозных групп о чаемом ими "идеальном" социальном и политическом устройстве;
·рассмотрение интересов религиозных организаций и религиозных групп как политических интересов, выраженных в политических программах, коими являются религиозные доктрины и разработанные на их основе социально-мировоззренческие концепции;
·признание факта, что религиозные организации и религиозные группы выступают на общественно-политической сцене с ясно оформленными и осознаваемыми ими общественными и политическими проектами, выраженными религиозной лексикой под видом религиозных доктрин;
·рассмотрение совокупности всех процессов, связанных с деятельностью религиозных организаций и религиозных групп - богословских, экономических, национальных, культурных, политических - в контексте общеполитической ситуации и в рамках текущих политических процессов.
Религиозно-политическая журналистика является, пожалуй, самым молодым направлением религиозной журналистики. Как метод она возникла из ощущения, что старые методы анализа традиционной религиозной журналистики не в полной мере применимы к процессам, происходящим в современном мире.
.Религиозно-правовая журналистика
Это направление религиозной журналистики представлено в России и мире прежде всего плеядой квалифицированных юристов, посвятивших себя защите прав религиозных организаций.
В каком-то смысле, религиозно-правовая журналистика возникла в России только с приходом демократии и демократических методов разрешения общественных споров. Подобный тип журналистской работы имеет, по преимуществу, правозащитный и разъяснительный характер.
.5 Влияние на общество по СМИ
Вопрос влияния массовой информации интересует ведущие умы мира уже долгое время. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции обществом. С появлением радио и телевидения мир изменился. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, стала другой политическая коммуникация, у которой появились новейшие средства и конечно цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация содержит всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать.
С середины XX века большинство зарубежных ученых стало заниматься вопросом изучения влияния СМИ на общественное мнение, тем самым доказав, что они могут являться хорошим манипулятором. Как раз тогда и было введено понятие "повестка дня", определяющееся как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной момент. "Установление повестки дня", т.е. внедрение данного шаблона в сознание аудитории, явилось основной задачей СМИ. Немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказывала, что средства массовой информации формируют возможную "повестку дня", т.е. представления индивида о том, что могут обсуждать остальные. Также существует ряд мнений, что установление повестки дня - хаотичный процесс, а интенсивность упоминания одной темы зависит от интенсивности упоминания другой.
В условиях же современной российской действительности не существует эмпирически доказывающих фактов влияния средств массовой информации на общество. Тем не менее, российские СМИ продолжают претендовать на роль манипулятора общественного мнения.
Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы, советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.
Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем "навязывания" какой-либо информации.
О психологическом воздействии СМИ начали говорить с появления первого печатного станка. Владение информацией определяет уровень развития человечества: чем выше в своем развитии поднимается человек, тем больше потребность в дальнейшем владении информацией. Именно владение информацией определяет отношение власти к СМИ. Теоретически средства массовой информации выполняют роль посредника. Посредническая роль СМИ прежде всего в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Однако наполнение этой схемы реальным содержанием значительно сложнее и пронизано многими противоречиями.
Функционирование СМИ в нашей стране регулируется Федеральным законом о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года № 2124-1. В статье 38 "Право на получение информации" декларируется, что "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц". В 2009 г. президентом Д.А.Медведевым были внесены изменения в Закон о печати, касающиеся применения более современной терминологии.
Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию. Исходя из положений статьи 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма.
Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет.
Средства массовой информации играют значительную роль в жизни современного общества, и именно это обстоятельство не в последней степени сделало их объектом пристального внимания не только широкой общественности, но и исследователей. Масс-медиа стали предметом научного анализа еще и потому, что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в изучении законов функционирования - и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами.
Исследования СМИ практически повсеместно выявляют сложность природы, что приводит к большому разнообразию теоретических подходов и концептуальных обобщений. Объективно теории СМИ характеризуются междисциплинарным характером, в изучении масс-медиа это обусловило постоянный синтез смежных общественных дискурсов и появление новых направлений исследования.
Общественное мнение с большой буквы (Общественное Мнение) - это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Отсюда основная задача демократии сделать так, чтобы в современном ему обществе Общественное Мнение формировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будь то сферы управления или политики.
Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний также является предметом дискуссий. Часть исследователей утверждает, что СМИ оказывают решающее влияние на мотивацию избирателей.
Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации. С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студентов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негативным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система. Понятно, что СМИ играют большую роль в жизни современного человека, не один, так другой вид СМИ, прямо или косвенно, формирует взгляды человека на современное общество.
Разные категории населения реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, группам, религиозным сектам и т.д..
Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Телевидение или газета - лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.
Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности.
Взятые сами по себе СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Здесь уместно напомнить высказывание известного английского историка Дж.М.Тревеляна о том, что политика - результат, а не причина социальных изменений. СМИ являются лишь одним из инструментов, дополнительным фактором, способствующим изменениям.
Таким образом, СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга. Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его. Наше исследование подтверждает, что единым общественное мнение сегодня сделать крайне трудно, поскольку доверие ко многим СМИ в обществе утрачено.
Теория о том что можно сформировать общественное мнение в необходимом направлении верна только отчасти, поскольку существует большое количество потребителей. Общеизвестно, что аудитория - это современный живой товар, за который идет довольно ожесточенная борьба и количество которого тщательно отслеживается посредством еженедельных, ежедневных и даже ежесекундных рейтингов: чем больше такого товара, тем выше ставка на рекламу и тем, соответственно, выше коммерческая прибыль. Проведенное исследование подтверждает, что респонденты интересуются политикой в минимальной степени, интересы их сосредоточены в области профессиональных знаний, новостей из светской жизни, в социальных сетях. Поэтому единообразного общественного мнения на сегодня не существует, оно менее податливо, чем раньше. В условиях российского общества аполитичность, к сожалению, не способствует быстрому формированию гражданского общества. Влияние СМИ на общественное мнение нельзя назвать прямым, во многом оно является косвенным или даже прямо противоположным, вопреки ожидаемому результату (эффект отторжения).
. Типология религиозных СМИ
средство массовый информация религиозный
Информационная ситуация религиозной сферы российского общества пока еще неполноценна:
·в массовой прессе, ориентированной на широкий спектр общественных групп, гетерогенных в религиозном отношении, наблюдается перекос в сторону религии-доминанты - православия. Явление это, вполне объяснимое с точки зрения статистики, не может служить оправданием неполноты присутствия в информационном поле других легитимно равных религий и религиозных образований и требует дальнейшего обсуждения. Наиболее сбалансированная картина наблюдается в этом смысле в газете "НГ-Религии";
·перекосы внимания отчетливо прослеживаются и в отношении духовных лиц как персон упоминания. "Крупный план" достается православным священнослужителям, а выявленные доли внимания к религиозным деятелям иных вероисповеданий носят скорее ситуативный характер (визит Папы Иоанна Павла II в Армению, теракт в США). Следует отметить ХЦОК, который из всех анализируемых радиоканалов подходит к данному вопросу не с узкоконфессиональных позиций, а с точки зрения общественного интереса, пытаясь уделить сбалансированное внимание разным конфессиям. Особенно это показательно в сравнении с радиостанцией "Радонеж", на волнах которой объемы внимания к христианам иных традиций исключительно невелики, а упоминание Папы Римского, даже несмотря на его визит в Армению, вообще отсутствует;
·массовая пресса в освещении религиозной жизни может рассматриваться как универсальная коммуникация, ориентированная на широкую аудиторию. Объемы и акценты внимания к тем или иным темам соответствуют целям и задачам изданий, а также запросам соответствующих аудиторий. Следует отметить, что редакции весьма оперативно отзываются на остроактуальную проблематику, связанную с усложнением человеческих взаимоотношений, "размыванием" ценностных рядов и объективными процессами кросс-культурного взаимодействия. При этом тематика МК значительно беднее в сравнении с НГ и НГР. Целый спектр тем в МК не представлен, в то время как в двух других "провальной" оказалась лишь сфера социальной работы религиозных организаций;
·профилированные СМИ, представленные в исследовании средневолновыми радиоканалами, пока еще не нашли оптимальной формулы присутствия всех аспектов религиозной тематики в своем информационном поле. Наряду с зонами повышенного внимания, такими как богословие и вероучительные, канонические проблемы, наблюдаются и информационные пустоты. В частности, на большинстве каналов невыразительно выглядит социальная проблематика, практически не освещаются экономические аспекты деятельности религиозных организаций, мало внимания уделяется правовым проблемам их функционирования. Между тем широкое обсуждение вопросов формирования бюджетов религиозных организаций разных уровней, могло бы способствовать экономической и правовой прозрачности этих "серых" зон общественного устройства;
·сложившиеся в мире новые векторы противостояния актуализировали проблему межконфессионального диалога. К сожалению, в своей массе российские СМИ, как светские, так и конфессиональные, не способствуют такому диалогу, не участвуют они и в формировании цивилизованных взаимоотношений между сообществами разной вероисповедной ориентации. Религиозная коммуникация не отличается объективными, взвешенными подходами, стремится к радикальным определениям, к навешиванию ярлыков, демонстрирует примеры нетерпимости к иноверцам. Примеров межконфессионального диалога и в прессе, и в электронных СМИ встречается немного. Положительно можно в этом плане оценить газету НГ и ее специализированное приложение "НГ-Религии". Что касается радиоканалов, то в рейтинге тем межконфессиональные отношения занимают не последние позиции на каналах ХЦОК и "Радонеж".
·при освещении религиозной жизни иерархия уровней видения происходящих событий соответствует типологической принадлежности печатного издания. Например, ракурс рассмотрения в массовой городской газете МК ближе к человеку, семье, общине, а в газете НГ и ее приложении "НГ-Религии", претендующих на статус общенациональных, и ракурсы крупнее - "мир в целом", "отдельные регионы мира", "страна". К мировой панораме религиозной жизни стремится и радиоканал ХЦОК, в эфире которого преобладают материалы с крупномасштабными ракурсами рассмотрения "мира или страны в целом", а слабым звеном оказывается уровень рассмотрения с точки зрения отдельной личности и полностью "выпадает" ракурс семьи, что обедняет социальную платформу канала, сужает его аудиторию. На "Радонеже" прослеживается другая тенденция: охват событий на уровне общины, прихода, монастыря, при этом из фокуса внимания выпадает отдельный человек;
·исследование выявило новые векторы развития форм публикаций в религиозных СМИ. Монолог как преобладающая форма, свойственная религиозной коммуникации большинства вероисповедных традиций, постепенно отходит на второй план. Это особенно четко проявилось на радиоканалах, где диалогичность эфира оказалась достаточно развитой. Радиоканалы в анализируемый период по большей части продемонстрировали редко встречающуюся в отечественных СМИ способность работать без сугубо монологичных публикаций, в режиме "использования суждений других лиц", что является переходной формой от монолога к диалогу. Это можно считать признаком продвижения к современным формам публичного общения. К сожалению, в прессе эти тенденции пока проявляются не в такой явной форме;
·по составу авторского корпуса исследуемое информационное поле не представляется модернизированным сектором отечественных СМИ. Авторы, выступающие на религиозные и сопутствующие темы, в основном представлены журналистами или сотрудниками данного канала распространения информации, к тому же в большинстве случаев они деперсонифицированы. Первое говорит об ограниченном спектре "голосов" и мнений общественности, участвующих в информационном обмене, в том числе и об отсутствии экспертного анализа ситуации. Второе - об архаичных, обезличенных формах представления авторов, снижающих потенциал открытости общения, что в конечном итоге приводит к потере доверия аудитории. Более современно на общем фоне выглядят НГ и "НГ-Религии", а из радиоканалов - ХЦОК и "Радонеж", которым присуща культура представления авторов. Другие же каналы, Радиостанция "Центр" и "Радиоцерковь-Москва", теряют эффективность контакта со слушателями из-за полной обезличенности голосов, звучащих в эфире. Авторам публикаций, создателям программ настоятельно рекомендуется усилить персонифицирующую компоненту представления, анонсировать авторов по возможности более развернуто (на радиоканалах можно применять анонсы передач и их авторов в перебивках между программами);
·исследование подтвердило специфику религиозных электронных коммуникаций в плане их склонности к "консервативности" форматов, "монотонности" жанровых структур, крупномасштабным временным формам. Наименее модернизированные в этом смысле радиоканалы, где доля "старомодных" 60-минутных передач достаточно велика, должны обратить серьезное внимание на коррекцию своих сеток вещания. Производителям программ следует отказаться и от невыигрышной политики "одноцветной" жанровой палитры, от программ-монополистов, от перекосов в сторону монологичных жанров, больше внимания уделять жанровой полифонии. Возможно, тогда будет преодолен общественный стереотип представления о религиозной программе как о чем-то "скучном", "занудном";
·динамичность эфира определяется и наличием в нем интерактивных форм. Исследование показало, что интерактивность передач пока не стала главной тенденцией общения с аудиторией ни на одном канале. В этом отношении выгодно отличается ХЦОК, где доли неинтерактивных материалов ниже, чем на других каналах. На ХЦОКе более развитая жанровая структура и самое большое число материалов с активным использованием суждений других лиц. Очевидно, что современный модернизированный радиоканал, ориентированный на расширение аудитории, должен рационально и профессионально заниматься жанровой архитектурой и стимулировать диалог со слушателями;
·недостатки деятельности СМИ в религиозной сфере связаны главным образом с низким профессиональным уровнем журналистов, с их религиозной необразованностью. Выход из создавшейся ситуации надо искать в преодолении кадровых проблем, в профессионализации журналистов. Предлагаются следующие пути решения кадрового кризиса:
.1 ТВ
Сегодня почти в 100% российских домохо-зяйств есть телеприемники. 70% из них, однако, являют собой устаревшие аппараты с катодными трубками. Считается, что физический износ старого парка, равно как и устаревание более позднего оборудования облегчит переход на цифру, ибо граждане будут покупать новые телеприемники в любом случае, не ожидая госсубсидий.
В 2009 г. городским жителям России в среднем были доступны 25 телеканалов. Все последние годы (начиная с 2006 г.) их число динамично росло. В то же время, по данным государственной статистики, около 1,5 млн человек (1% населения), проживающих примерно в 10 тысячах населенных пунктов Российской Федерации, не охвачены телевизионным вещанием, а 3,7 млн. имеют возможность принимать лишь одну телевизионную программу.
В сегменте общенационального общедоступного телевидения работает 20 телеканалов:
·федеральные универсальные каналы (Первый канал, Россия 1, НТВ);
·федеральные сети (СТС, ТНТ, ТВЦ, РЕН ТВ, 5-й канал);
·общедоступные специализированные телеканалы (Россия К, Домашний, Спорт, МУЗ ТВ, MTV, ТВ 3, ДТВ, Россия 2, Россия 24, Euronews, Звезда, 7ТВ).
Сложившийся в середине 2000-х гг. статус-кво сохраняется и сегодня: в пятерку лидеров (Рейтинг / TVR - от 1 %, Доля / Share - от 5 %) входят три универсальных и два специализированных вещателя - Первый канал, Россия, НТВ, СТС и ТНТ.
Во второй пятерке находятся два универсальных вещателя - РЕН ТВ и ТВЦ и три специализированных - ТВ 3, Домашний и Культура. Третью пятерку также образуют два универсальных вещателя - Петербург-5 канал, Звезда и три специализированных - ДТВ, Спорт и MTV.
Телевидение остается основным источником информации для россиян. Новости регулярно смотрят 70% всех телезрителей. Тем не менее в период с 2000 по 2009 гг. совокупная аудитория телевидения сократилась с 75,8 до 71% населения. По данным опроса фонда Общественное мнение проведенного в январе 2011 года, менее 67% молодых людей в возрасте 18 - 24 лет доверяют телевизионным новостям, в то время как для населения старше этой категории уровень доверия равен 74%.
2.2 Радиовещание
В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес. Современное радиовещание можно разделить на
·частные радиостанции;
·общественные вещательные радиостанции и корпорации;
·государственное вещание;
·международное вещание.
На рубеже тысячелетий сформировалась новая структура радиовещания, возник спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно-новой ситуации в эфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа. Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов Современное международное радио представленое различными типами вещательных организаций. В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют около 1500 вещательных организаций, из них около300 государственные. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-FМ-диапазон Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:
·франчайзинговые (от англ, franchise - привилегия) коммерческие сетевые FM-станции
В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги можно классифицировать следующим образом:
·-общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:
·-государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк»; - коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Наше радио» и др.;
·- региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.
·-локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.
Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным
.3 Печатные издания
Плюсы печати: · возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер; · возможность отложенного чтения - до удобного времени; · возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).
Минус печати: · недостаток оперативности; · отсутствие непосредственной интерактивности; · дороговизна.
Современная религиозная пресса страны представляет собой:
·многопрофильную конфессиональную печать, ориентированную на все мировые религии, с более разветвленной сетью православных изданий;
·СМИ универсального характера, в содержании которых широко представлена религиозная проблематика;
·специализированные религиозные радиоканалы, рассчитанные на определенные аудиторные группы;
·Поле религиозной коммуникации, за последнее время пополнившееся весьма разветвленным и бурно развивающимся сектором интернет-вещания сетевых СМИ (Интернет), которое еще предстоит исследовать.
Заключение
Место религии в глобальном мире, локальные сообщества. Они развиваются и постепенно укрепляют горизонтальные связи. Не будучи включенными в информационный медийный поток, они развивают религиозные сайты и интернет-форумы. Наиболее значимые публикации, дискуссии и даже гражданские акции религиозных сообществ сегодня происходят именно в Сети или с ее помощью.
средство массовый информация религиозный
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
.Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
.Плющ А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 77-86.
.Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М: Политиздат, 1987. - 322 с.
.Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 45 с.
.Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 74 с.
. Самыгин С. И., Нечипуренко В.Н. и др. Религиоведение: социология и психология религий. - Ростов-на-Дону, 1996
. Основы религиоведения./Под ред. И.Н. Яблокова/ - М., 2002
. Пауль Тиллих. Динамика веры./ Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры. - М., 1995
. Верховский А.М. Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. Сб. ст. - М., 2002.
. Иванова Т.Н. Религиозные СМИ в системе российской журналистики. // Вестник Российского университета дружбы народов. № 5. - М., 2003.
. Из истории христианской церкви на Родине и за рубежом в 20 веке. Сб. ст. - М., 1995.
. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). - М., 1997.
. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Сб. ст.- М., 1999.
. Религия в информационном поле российских СМИ. МГУ, факультет журналистики. - М., 2003.
. Религия в современной информационной политике. Сб. ст. - М., 2005.