Показать как электронные СМИ и сети Интернет влияют на этнокультурное развитие Республики Татарстан.
Объект исследования - средства массовой информации как элемент духовной культуры общества. Предмет исследования - тенденции свободы и ответственности СМИ на современном этапе развития российского общества.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМИ РОССИИ
.1 Понятие и функции СМИ
Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Перечислим их отличительные черты:
публичность, т.е. неограниченный круг потребителей;
наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;
непостоянный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.
Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников».
В современном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. Какие же функции выполняют СМИ в современном обществе?
К ним относятся следующие:
информационная;
образовательная;
пропагандистская;
социализация;
критики и контроля;
мобилизационная;
инновационная;
оперативная;
формирование общественного мнения.
Существует многообразие подходов, в рамках которых рассматриваются функции СМИ. Соответственно и ряды таких функций могут быть разными. Однако это не отменяет необходимости искать общую функциональную основу, заданную природой общества и коммуникаций. Это предполагает выявление элементарных функций, которые модифицируются, конкретизируются в различных областях социальной деятельности, сферах социальных отношений.
Американский исследователь Г. Лассуэлл выделил четыре основные функции средств массовой информации:
наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
«редактирование» (отбор и комментирование информации);
формирование общественного мнения;
распространение культуры.
В 1970-х годах российский философ и социолог Б.А. Грушин определил функции передачи информации в системе управления: информирования, воспитания, организации поведения, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, коммуникации, называя их элементарными. Однако стоит повторить: она требует развития с учетом возможности для СМИ функционировать как в одностороннем, так и двустороннем режиме. Такой подход исторически появляется позже, как и сама практика включения аудитории в обмен информацией.
Рассмотрим каждую из функций более подробно.
. Коммуникативная функция. Содержание коммуникативной функции - охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.
Особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они знакомят людей с их реальными современниками, а не с их образами. Но сегодня иногда подлинность выходящих на «свет» благодаря СМИ фигур многими исследователями подвергается сомнению: не имеем ли мы дело лишь с тщательно сформированными имиджами.
Будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть - общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества). Связь же между редакцией и аудиторией может принимать в конкретных социально-политических условиях тот или иной характер.
Выполнение коммуникативной функции, в значительной мере зависит от участников коммуникации. В России, где нет традиции ответственности и подконтрольности власти обществу, в том числе через СМИ, традиции постоянного участия власти в открытых коммуникациях, практически не слышно ее отклика на апелляции к ней в СМИ со стороны журналистов или аудитории.
. Информационная функция. Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее характеристик в целях обеспечения совместной деятельности людей.
Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае - не в целом к коммуникациям, а к содержанию. На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.
Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ - выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой - в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий». Баланс между открытостью информации и необходимыми ограничениями - серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вреднее, чем избыток.
. Ценностно-регулирующая функция. Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, - писал выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, - включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.». Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности - это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее - плохое», «высокое - низменное», «прекрасное - безобразное», «нравственное - безнравственное», «одобряемое - осуждаемое» и т.п.». Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.
Различают множество видов и конкретных ценностей, например, морально-этические, политические, социальные и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие. Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями.
Ценности воплощаются в социальных нормах - определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п.
Благодаря регулярному влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности, происходит унификация, «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло». Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем.
В субкультурах (культурах отдельных частей общества - например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социальном уровне также нужна своя система, которая интегрировала бы более локальные духовно-регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассматриваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание мира тесно связано с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа - в реальности она слита со всеми остальными.
. Социально-организационная и социально-креативная функции. Будучи каналами соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, т.е. социальные общности. В одних случаях это - общности, существующие и без СМИ (например, партии и другие общественные организации, коллективы предприятий, население города и т.п.). Тогда СМИ помогают им сохранять, воспроизводить, укреплять себя за счет массовых коммуникаций, делая это наряду с иными коммуникациями (корпоративная газета, заводское радио). Эта функция может быть обозначена как социально-организационная в узком смысле слова. В других случаях СМИ могут выступать в виде основной цементирующей общности силы, без которой они не могут существовать - солидарности, идентичности, проблемно-ситуативные группы. Их члены находят друг друга только благодаря СМИ. Последние создают эти общности, и потому такую функцию можно обозначить как социально-креативную, которая составляет срез, аспект социально-организационной.
Функционирование социальных общностей - это процесс, в котором СМИ могут участвовать на разных его этапах. Так, анализируя собственный опыт, редактор местной газеты выделяет три этапа становления ее взаимоотношений с гражданскими движениями в своем районе. Во-первых, эта газета выполнила роль канала удовлетворения потребности в соответствующей информации и ее осмыслении; во-вторых, в формировании сочувствия, побуждении к контактам и оформлении общественной организации. Наконец, в-третьих, участвовала в разработке и реализации программы, создаваемого общественной организации.
Мы видим, что в одних случаях СМИ, что называется «укрепляют единый дух и волю» уже существующих общностей, в других - помогают «встать на ноги» еще не сложившимся. Этим и различаются социально-организационный и социально-креативный аспекты по существу одной и той же функции.
1.2 Система нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России
Как мы уже отметили, основным нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность СМИ в России, является Конституция Российской Федерации. Базовые положения приведены в ч.1 ст.21, ст.23, ч.1 ст.24, ч.1,4,5 ст.29.
Перечислим содержание выше указанных статей Конституции РФ:
Ст.21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Ст.23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Ст.24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Ст.29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Это базовые положения, гарантирующие неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Они составили правовую основу для создания гражданского и уголовного законодательства в сфере массовых коммуникаций.
Следующим основным документом является Гражданский кодекс РФ.
В Гражданском Кодексе РФ содержится огромное количество статей, напрямую касающихся проблем правового регулирования журналистской деятельности, вопросов авторского права и интеллектуальной собственности. В частности, главы 69-71 части 4 ГК РФ полностью посвящены гражданским правоотношениям в области авторского права, а также прав, смежных с авторскими. Каждая из статей с 1225-й по 1344-ю дает исчерпывающие сведения по вопросам интеллектуального и авторского права, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, исключительных прав, их сроков действия, распоряжения и отчуждения интеллектуальных, исключительных и авторских прав. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что именно гражданское право осуществляет регулирование правоотношений, связанных с авторским и интеллектуальным правом.
Содержание статей 151 и 152 также имеет отношение к правоотношениям в сфере массовых коммуникаций. Ст. 151 регулирует вопросы денежной компенсации морального вреда, в частности причиненного СМИ, в то время как ст. 152 определяет порядок судебной и внесудебной защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Далее рассмотрим Уголовный Кодекс РФ.
УК РФ содержит статью, напрямую касающиеся преступлений в сфере массовой информации. Это статья 128:
Статья 128.1. Клевета
. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.
. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, - наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.
Еще хотелось бы остановиться Главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.09.2013). Данная Глава состоит из статей 1255 -1302 и посвящена авторскому праву, а в ст. 146 УК РФ говорится о нарушение авторских и смежных прав. Важно отметить, что авторское право на произведение возникает с момента его создания. Под созданием литературного произведения имеется в виду его написание; для возникновения авторского права обнародование произведения не требуется.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В статье 1 определены сферы действия настоящего Федерального закона. В нем записано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
) применении информационных технологий;
) обеспечении защиты информации.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Разумеется, деятельность СМИ регулируется также большим числом других федеральных законов и целым рядом подзаконных актов. Назову лишь некоторые из них:
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 859 «Об обязательном экземпляре изданий». Как утверждают юристы, существует более восьмисот законодательных актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность СМИ и журналистов в России. При этом принятие нормативных правовых актов, касающихся СМИ, относится исключительно к компетенции законодателя федерального уровня.
Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ НА СВОБОДУ СМИ
.1 Свобода СМИ в России
В СССР свобода печати лицемерно декларировалась как в сталинской Конституции 1936 г., так и в Брежневской 1977 г. (наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные «спецхраны» для книг и журналов и так далее). Первый опыт создания демократического Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» был предпринят в 1991 г. Именно там была сделана первая попытка законодательного определения свободы печати и была провозглашена недопустимость цензуры.
В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», в котором гарантии независимости и свободы СМИ от государства получили дальнейшее развитие. Поскольку закон писался в те времена, когда общество только начало освобождаться от политической цензуры и идеологического тоталитаризма, основной пафос этого закона - гарантии независимости СМИ от государства, отмена цензуры, обеспечение прав журналистов на получение достоверной информации (особенно от госчиновников) и так далее.
Свобода массовой информации и запрет цензуры закреплены также и в статье 29 (п.5) Конституции РФ. В этой же статье Конституции каждому гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1), «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4), недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3). Среди конституционных гарантий свободы массовой информации важную роль играет признание в статье 13 Конституции РФ идеологического разнообразия.
Как считает видный специалист по правовому регулированию СМИ Михаил Федотов, значимыми являются и «положения статей 8, 34 и 35 Конституции, гарантирующие свободу экономической деятельности и право частной собственности», их «следует рассматривать как конституционную гарантию и, одновременно, как один из структурообразующих факторов понятия свободы массовой информации...» (III, 49, с.188).
Безусловно, независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны. Однако не менее важным являются осмысление и правовое регулирование взаимоотношений СМИ и гражданина.
В России до начала XIX в. свободой выражения своих убеждений обладал только монарх. В 1804 г. император России Александр I подписал новый устав, ставший инструкцией для цензоров, в котором говорилось, что цензура утверждается «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». И там подчеркивалось: неоднозначные места в текстах должны толковаться «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». Однако на практике все эти рекомендации не учитывались. Более заметное послабление ограничений на свободу печати произошло лишь в 1855-1861 гг. В частности оно коснулось изданий университетов, которые освобождались от цензуры. В 1917 г. Февральская революция отменила цензурные ограничения, однако уже в августе после неудачного мятежа под руководством Л.Г. Корнилова она было восстановлена. Конституция СССР декларировала свободу слова и печати, однако в действительности публичное высказывание убеждений, идущих в разрез с основной линией КПСС, преследовалось и уничтожалось на корню.
О радикальном послаблении цензуры можно говорить только после прихода к государственной власти Бориса Николаевича Ельцина.
По мнению критиков, приход к власти в 2000 г. Владимира Владимировича Путина ознаменовался ужесточением цензуры. Основными источниками политической информации стали центральные каналы телевидения, контролируемые государством.
Проблема свободы, независимости СМИ - одна из самых обсуждаемых ныне проблем, имеющая судьбоносное значение для успешного, эффективного развития радио, печати, телевидения, компьютерной информации. Вместе с тем, это проблема крайне запутанная и сложная, имеющая глубокие, неоднозначные корни в философии, политике, политологии, социологии, правотворчестве, которую довольно безуспешно пытаются решить представители самых различных профессий и теоретических направлений.
Перед Россией стоит задача: строительство демократического общества. В создании демократического общества и цивилизованной экономики исключительную и незаменимую роль играют СМИ. Все сложности, странности и неожиданности в трактовке роли СМИ, их взаимоотношений с властью и обществом можно, по-видимому, объяснить тем, что мы пока не слишком хорошо знаем и природу власти, и предназначение СМИ, и строение нашего общества. Но никакая другая сила не могла бы сегодня претендовать на роль, выполняемую прессой, - иногда, не слишком точно, называемую «четвертой властью». Если это и власть, то со специфическими функциями и задачами: наблюдения, информирования, разъяснения, проверки, контроля, рациональных предложений. Это скорее не столько власть, сколько аудит власти. Она не принимает важных жизненных решений, но помогает - или препятствует - их подготовке, комментирует чужие действия, прямо или косвенным образом подсказывает иные решения, выражает точку зрения общества и - иногда - власти.
Последняя из функций прессы легко вызовет непонимание или даже возражения, она не совсем обычна и даже кажется противоречащей идее «независимость печати», особенно среди той бури страстей, какую как раз эта проблема в последние месяцы вызвала в России. На деле, однако, это только означает, что «независимость» в применении к СМИ часто понимают упрощенно и однобоко. Для того, чтобы стала ясной опасность, связанная с игнорированием нормальных, равноправных отношений прессы с властью, надо только на минуту вообразить себе общество, где СМИ относится к власти не иначе как предвзято, с подозрительностью, заведомым недоверием и осуждением. Дальнейшее течение событий в таком обществе кажется понятным без дополнительных комментариев.
И это не единственная из проблем, связанных со свободой прессы, анализ которых приводит к мысли о недостаточной глубине и разносторонности привычных или ставших наиболее распространенными сегодня представлений.
Сегодняшние СМИ в России совершенно не похожи на газеты и телевидение 15-летней давности, и наступившие перемены невозможно оценить односложно словами «лучше» или «хуже». Все без исключения СМИ стали другими, несмотря на сохранение во многих случаях прежних названий. Радикально изменились мотивация изданий, их цели и задачи (если они есть - помимо извлечения прибыли), стиль публикаций, их содержание, макеты и заголовки. В той или иной мере они приблизились к западным образцам, иногда к лучшим, часто - к худшим.
Все это происходило не само по себе, но параллельно с перестройкой всех жизненных основ российского общества, политического и государственного строя и хозяйственных процессов. Во многом общественные перемены определили форму, содержание, оформление, характер новых изданий, теле- и радиопрограмм. Оценить и проанализировать эти перемены, их истоки и их будущее можно только опираясь на ясное представление об основах общественно-политических и экономических перемен.
В российском обществе, в силу его недостроенности и многообразных несовершенств, недостатки СМИ кажутся ярче, более выпуклыми, чем в странах старой демократии - и, соответственно, их негативное влияние оказывается более разрушительным в России, чем в развитых странах. Но и позитивная роль прессы может быть для транзитных стран, включая Россию, более важной, чем в государствах устоявшихся традиций и привычных демократических основ. Свобода и независимость СМИ, экономическая и политическая - это тот фундамент, на котором произрастают и положительные их качества, и их недостатки.
.2 Социальная ответственность СМИ в России
Свобода прессы теснейшим образом связана с ее ответственностью, которая, собственно, является функцией ее, прессы, независимости. В свою очередь, «функция независимости состоит в поощрении и поддержке формирования «общественности», являющейся наиболее существенным аспектом общественной сферы». Если СМИ подчинено государству или частному интересу, то о какой ответственности этого СМИ можно говорить, ведь ему не обеспечена свобода воли - необходимое условие всякой ответственности. Зависимые, подчиненные СМИ не образуют пространства для становления и выявления общественного мнения, являясь лишь инструментом его фальсификации, а значит подрыва конституционного режима. Причем, чем выше степень зависимости средства массовой информации, тем серьезнее потребность общества в прозрачности механизмов этой зависимости и тем значительнее должна быть ответственность тех, кто извне манипулирует редакционной политикой.
Категория ответственности прессы - это сложная система отношений между СМИ и обществом, аудиторией и профессиональным сообществом. Необходимо различать ответственность средства массовой информации:
перед обществом: она реализуется в рамках существующих законов, призванных защищать интересы личности, гражданского общества и государства в информационной сфере;
- перед своей аудиторией: здесь происходит трансформация граждан от «общественности» к «аудитории», которая является не пассивным потребителем продукции СМИ, а вовлеченным участником формирования редакционной политики через рыночные механизмы спроса и предложения информации, мнений и рекламы;
перед профессиональным сообществом: в отношении соблюдения общих правил поведения и профессиональной этики.
Но существует одно «но»: на конституционном уровне господствует принцип: слову должно противостоять слово, а силе - сила. Однако на практике в итоге все зависит от толкования и интерпретации, от правосознания и независимости правоприменителя. Еще в 19 веке знаменитый английский правовед А. Дайси говорил, что свобода слова - это всего лишь право говорить, писать только то, что угодно вышестоящим инстанциям. Конечно же, такая «свобода» может меняться в зависимости от времени, переходя от безграничной свободы к очень строгому ограничению.
Статья 4 Закона о СМИ определяет три вида злоупотребления свободой массовой информации:
использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний;
пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей.
Получается, что редакции ответственны лишь вследствие уголовной ответственности физических лиц, которые использовали данное СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний. Значит, пока в силу не вступил обвинительный приговор, редакции не имеют право вынести даже предупреждение.
Если сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, репутацию, достоинство не были сделаны злонамеренно, то это не считается злоупотреблением свободой массовой информации. Но если ложность распространяемой информации была известна заранее, то, разумеется, на лицо уголовно наказуемое деяние - клевета, а при наличии неприличной формы - оскорбление.
Кроме того, СМИ могут быть использованы как средство совершения уголовно наказуемых деяний, а также для призывов к захвату власти, насильственному изменению существующего конституционного строя и целостности государства. В погоне за сенсациями и руководствуясь желанием первым сообщить людям общественно-значимую информацию, средства массовой информации разглашают сведения, составляющие государственную, служебную, военную или коммерческую тайну.
Распространение недостоверной информации является не только одной из форм «загрязнения» информационного пространства, но и - при определенных обстоятельствах - нарушением прав человека. Гражданский кодекс Российской Федерации, развивая положения ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, признает за гражданином право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет их соответствие действительности. Причем, если эти сведения распространены в СМИ, то и опровергнуты они должны быть в тех же СМИ (п. 1 и 2 ст. 152 ГК РФ). Упомянутым нормам ГК РФ корреспондируют правила, закрепленные в ст. 43 Закона о СМИ. Они обязывают редакцию опровергнуть в том же СМИ распространенные им порочащие сведения, если она не располагает доказательствами их соответствия действительности. Однако имеет место и коллизия. Так, Закон о СМИ (ч. 3 ст. 45) допускает обращение в суд только в тех случаях, когда редакция отказала в опровержении. Иными словами, обращение за судебной защитой возможно лишь тогда, когда не сработал механизм внесудебного урегулирования конфликта. ГК РФ, напротив, умалчивает о возможности внесудебного урегулирования.
Таким образом, ГК РФ и Закон о СМИ предоставляют выбор: заинтересованный гражданин для начала может попытаться добиться опровержения, обратившись в редакцию, а в случае отказа уже в суд, или же сразу обратиться за помощью в суд. Так же возможен не только отказ в опровержении, но и рассмотрение нарушения порядка опровержения. В законе так же рассматривается внесудебное урегулирование спора. Безусловно, такой порядок имеет преимущества:
экономия времени обеих сторон и свидетелей;
сокращение срока от публикации до опровержения;
не нужно оплачивать судебные расходы;
нагрузка на судебные органы снижена;
организация, которая не является юридическим лицом, не имеет возможности прибегать к судебной процедуре;
если гражданин не имеет желания решить данную проблему вне суда и обращается с конкретной целью опровержения только посредством суда, то суд учитывает данное обстоятельство, которое характеризует гражданина.
Далее рассмотрим, в каких же случаях СМИ освобождаются от ответственности.
Безусловно, главным средством защиты против иска является предоставление доказательства того, что распространенные сведения соответствуют действительности. Но очень часто сделать это совсем, особенно если речь идет не о фактах, а об оценках.
В качестве средства защиты возможны ссылки на обстоятельства, перечисленные в ст. 57 Закона о СМИ и освобождающие редакцию, главного редактора и журналиста от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций. Сюда относятся следующие случаи:
если сведения содержались в обязательных сообщениях (например, в тексте, который редакция опубликовала по решению суда);
если они были получены от информационных агентств;
если они содержались в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб;
если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений депутатов, делегатов, должностных лиц;
если они содержались в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, редактирование которых запрещено Законом о СМИ;
если они являлись дословным воспроизведением сообщений и материалов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности.
Цель данных пунктов - освободить редакцию, редактора, журналиста от ответственности, если за ними нет вины - ни умысла, ни неосторожности. Но так же нельзя допустить, чтобы распространение недостоверных и порочащих сведений оставалось безнаказанным. Поэтому спрос должен быть с того, кто ввел прессу в заблуждение. И наличие перечисленных в ст. 57 обстоятельств не исключает возможности рассмотрения судом иска об опровержении распространенных сведений. В такой ситуации к участию в деле должны быть привлечены те физические и юридические лица, от которых оспариваемые сведения поступили, и на которых перекладывается, таким образом, бремя доказывания соответствия этих сведений действительности.
Глава 3. СМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
.1 Современное состояние СМИ в РТ
Подводя итоги выполнения государственного заказа СМИ в 2013 году, Руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Ирек Миннахметов сообщил, что сумма этого госзаказа составила 1 млрд. 202 млн. рублей. Республика Татарстан по-прежнему остается в числе самых читающих регионов в России. Насыщенность периодическими изданиями в республике составляет 435 экземпляров на тысячу человек.
Основные доли госзаказа пришлись на два крупных медиахолдинга: «ТНВ» и ОАО «Татмедиа». При выручке ОАО «Татмедиа» в 1 млрд. 303 млн. рублей доля госзаказа составила 30 процентов. А львиную долю доходов СМИ делают за счет коммерческих проектов и рекламы. Так, доходы от рекламы ОАО «Татмедиа» составили 273 миллиона рублей, от подписки - 165 миллионов рублей.
Средняя заработная плата работников СМИ в Татарстане в прошлом году была 21 тыс. 300 рублей. По сравнению с предыдущим годом прирост зарплаты составил 11%.
Среди главных проблем СМИ Татарстана председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова назвала отток и нехватку кадров в редакционных коллективах. В том числе ощущается острая нехватка журналистов, способных грамотно, доходчиво и со знанием дела рассказывать читателям об экономике. Она также обратила внимание присутствовавших на то, что зарплаты и гонорары журналистского корпуса республики продолжают заметно отставать от реалий нынешних дней.
Одной из ключевых проблем печатных СМИ республики остается распространение. Поэтому наряду с существующими традиционными способами донесения информации до населения с помощью почты и киосков был разработан новый проект - распространение печатных СМИ с помощью медиацентров.
Главными составляющими медиацентров, кроме продажи газет, журналов, книг и другой печатной продукции, должны стать бесплатный Wi-Fi, возможность для населения оплаты услуг ЖКХ, штрафов, электронные услуги по подписке, продажа билетов. Что немаловажно, разработчики проекта подчеркивают: для его осуществления не потребуется финансовых затрат со стороны государства.
Учитывая актуальный характер межнациональных и межконфессиональных отношений, в 2014 году в Татарстане запланировано проведение форума национальных СМИ. Основной целью форума станет обсуждение современного состояния и перспектив развития региональных и национальных средств массовой информации России, обмен опытом, проведение учебных семинаров по корректному освещению темы. Планируется, что в форуме примут участие более 150 представителей ведущих СМИ более чем из 50 регионов России.
Татарстан уже давно позиционируется, как республика, в которой в мире и согласии живут представители различных народов, национальностей и конфессий. СМИ в данном процессе занимают одну из ведущих ролей. Понятие «толерантное СМИ» близко по значению к понятию «журналистика социальной ответственности». Социальная ответственность журналиста - это ответственность перед обществом в целом. Таким образом, под толерантными СМИ следует понимать те СМИ, которые с уважением относятся к интересам, привычкам своей аудитории, стремятся понять их и достичь взаимного согласия без применения давления, явного или скрытого. В основе толерантной журналистики лежит ответственность за то, «как наше слово отзовется».
Одна из основных проблем профессии сегодня заключается в снижении уровня ответственности: журналисты перестали осознавать, что именно они формируют то общество, ради которого и в интересах которого должны работать. Безответственность проявляется в нежелании журналиста вникать в суть ситуации и в стремлении любой ценой обнародовать выигрышную информацию, даже если это может пойти во вред герою материала.
Необходимо отметить, что большинство татарстанских СМИ абсолютно политкорректны. Они не позволяют себе резких суждений не только по вопросам межнациональных и межэтнических отношений, но и по поводу политики, экономики. Резких оценок вы не найдете практически нигде. Исключение составляет издание «Звезда Поволжья». Это единственное русскоязычное издание, которое выражает позицию татарстанских националистов.
То, что республиканские СМИ толерантны - это неплохо. Но сегодня существует множество проблем. И они обсуждаются в блогосфере, в социальных сетях, а СМИ предпочитают оставаться в стороне, чтобы не навлечь на себя неприятности.
Руководитель регионального отделения РПР «ПАРНАС» Марсель Шамсутдинов отмечает, что в республике есть и некоторые экстремистские издания, которые позволяют себе некорректные высказывания в сторону своих оппонентов. И русские, и татарские националисты представляют собой маргиналов, которые ведут себя, как подростки. Видимо, не имея возможности стать уважаемыми людьми в силу личных качеств, они пытаются возвыситься за счет других. И периодически они находят площадки для высказывания личного мнения.
Председатель Совета директоров Центра аналитических исследований и разработок Александр Салагаев обратил внимание на газету «Звезда Поволжья». Там нередко бывают материалы, выражающие националистические взгляды авторов. Такого нельзя позволять. Образцом нетолерантности является так же сайт данной газеты. Сайт не зарегистрирован как СМИ, но он носит название издания и имеет к нему прямое отношение. Толерантность существовала всегда, это важный аспект жизни людей. Конечно, существуют различные проблемы, но их всегда можно решить. Татарстан - яркий образец добрососедских отношений. И республика старается сохранить этот мир, несмотря на недавние вызовы со стороны террористов, экстремистов и националистов. В последние годы наблюдается положительная тенденция - сегодня уже никто не старается замолчать проблемы. Они активно обсуждаются и рассматриваются, в том числе на страницах СМИ. Отдельный вопрос - это мастерство журналистов, которые освещают данные проблемы. Для того, чтобы в них разбираться и делать какие-то выводы, необходимо знать специфику, изучать вопрос. В республике не хватает серьезной аналитики.
Власть стала больше обращать внимания на вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений. Нам необходимо научиться давать реальную картину происходящего, не замалчивая и не утрируя спорные моменты. В этом могут помочь привлечение не только татарстанских, но и российских специалистов.
3.2 Роль электронных СМИ и сети Интернет в этнокультурном развитии Республики Татарстан
Роль радио, телевидения и глобальной сети Интернет в этническом развитии народов, не имеющих своего независимого государства, занимает особое место. Важна их роль и в решении проблем интеграции и взаимодействия народов в контексте современных информационных технологий. Национальный, этнокультурный сегмент информационных технологий требует выработки концептуальных основ и приоритетов.
Татары сегодня живут, сохраняя идентичность, свою культуру не столько в одном государстве или в административной единице (в отличие от немцев, французов и многих других народов), сколько в едином информационном культурном пространстве, формирующемся под влиянием образовательной и культурно-просветительской деятельности, телерадиовещания, издания книг, газет, журналов.
Деятельность средств массовой информации как особой сферы, влияющей на этнический ренессанс, охватывает и образование, и культуру, и науку, и социально-экономическую, политическую, правовую базу развития этнических общностей. В реально наступивший информационный век динамично растет роль печатных и электронных средств массовой информации, выполняющих функцию механизма воздействия на ход национального развития.
Татарское информационно-культурное пространство представляет собой сложный комплекс систем накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, о профессиональном искусстве, народном творчестве, нравственных ценностях, эстетических идеалах, традициях, а также сферу функционирования татарского языка и культурных ценностей. Оно включает в себя систему образовательных и культурных мероприятий, в том числе социальную жизнь татар и их интеграцию в другие этнокультурные сообщества. Среди многих факторов этнокультурного развития выделяется универсальность, комплексность и оперативность действий средств массовой информации.
Функцию общетатарского информационного канала могут выполнять издания, признанные и распространяемые в регионах и странах, где проживают татары, некоторые телерадиоканалы - спутниковое телевидение и радиоканал «Татарстан - новый век», радио «Азатлык», ежедневно вещающее с 1953 г. на все регионы Евразии и мира. Наиболее эффективными и перспективными каналами являются Интернет сайты, порталы и электронные газеты.
Нехватка профессионально подготовленных кадров, знающих язык, историю и культуру татарского народа, оказывает негативное воздействие на эффективность и целенаправленность выступлений СМИ. Недостаточная информированность и компетентность работников управленческих структур в правовых, социально-экономических, политических проблемах, низкая этнокультурологическая подготовка журналистских кадров требует предварительного научно-аналитического осмысления проблем состояния субъектов и носителей национальной идеи татар.
Неразработанным и малоизученным остается вопрос взаимосвязи рекламы и эффективности национальных СМИ. Этнические СМИ, с одной стороны, не могут существовать без государственной и благотворительной поддержки, а с другой - без денег рекламодателей. Вместе с тем, отдельные этнические издания, теле-, радиоканалы имеют базу потребителей, вполне достаточную для рентабельного существования.
Предстоит разработать правовые основы и нормативные документы для стимулирования государственных и коммерческих каналов, более полно освещать этнокультурную жизнь и вести вещание на языках местного населения. Необходимо разработать механизм экономического взаимодействия национальных СМИ и структур управления, бизнеса.
Татароязычная покупательская среда не изучена и не принимается в расчет рекламодателями, руководителями медиа-структур. Принято считать, что СМИ, выходящие на национальных языках, не могут привлекать платную рекламу. Под воздействием такого стереотипа рекламодатели редко заключают договоры на рекламу в татарских газетах, теле-, радиопрограммах. Между тем, значительная часть покупателей в Татарстане и регионах проживания татар, проявляя интерес к татарскому языку и культуре, позитивно реагирует на рекламу с этнокультурным компонентом. Факты говорят о неправомерности распространенного суждения о неконкурентоспособности национальной культуры, которая при квалифицированном менеджменте и эффективном информационном обеспечении может быть востребована не только представителями «своего» этноса, но и самой широкой многонациональной аудиторией.
Благодаря профессиональному менеджменту и популярности в народе газет «Татарстан яшьләре», «Юлдаш», каналов «Курай» и «Татар радиосы», они успешно работают в режиме самофинансирования. Парадокс заключается в том, что газета «Татарстан яшьләре» с традиционно высоким тиражом освещает социально значимую тематику, отстаивает интересы республики и татарского народа, не получая помощи от государства в то время, как некоторые СМИ-иждивенцы остаются безразличными к национальным, республиканским интересам.
Имеющиеся материальные возможности, информационные ресурсы сами по себе не гарантируют эффективности формирования общественного сознания. Рыночная экономика, свобода слова, независимость журналиста ограничивают возможности влияния директивными и административными методами.
Каждое СМИ выполняет одновременно несколько функций - информирование, просвещение, развлечение, разъяснение правовых норм и прав человека и народов, а также ведение информационного диалога с идеологическими оппонентами. Наиболее важными для татарского народа являются две взаимосвязанные комплексно-интегральные функции СМИ:
формирование национального самосознания через распространение культурных, духовных ценностей, знаний о прошлом и настоящем татарского народа, его выдающихся представителях;
воспитание толерантного отношения к другим народам, обеспечение информационной защиты от искажений исторических фактов, антинаучных выступлений.
Формирование национального достоинства, сохранение межнационального согласия в регионах компактного проживания татар еще не стали магистральными темами общероссийских и местных отраслевых СМИ.
Высокий уровень толерантного отношения к другим народам и лояльности к власти - наиболее характерная черта большинства татарских СМИ. Освещение противоречивых фактов истории и национальной политики авторитарных режимов не должно преподноситься и восприниматься как выпад против какой-либо нации или народа.
СМИ Татарстана с разной заинтересованностью освещают этнические проблемы. Если одни издания общедемократической ориентации демонстрируют сдержанное или отрицательное отношение к «националам», то другие - весьма квалифицированно и объективно освещают национально-культурные проблемы и вопросы истории, государственности, федерализма. Игнорирование национальной тематики, в ряде случаев, приводит к снижению их рейтинга, делового имиджа и успешности.
Нехватка квалифицированных, современно работающих татарских журналистов осложняет положение татарских СМИ на медийном рынке. Расширяется читательская, слушательская и зрительская аудитория лиц с пониженным национальным самосознанием. Поэтому работа СМИ, занимающихся информационным обеспечением татарского возрождения, требует значительных материальных ресурсов, глубоких знаний, четкого определения приоритетов. Требуется повышение компетентности кадров в вопросах национальной культуры, истории. Этнологическая подготовка населения должна начаться с ликвидации этнологической безграмотности журналистов и управленческих кадров медиа-структур.
Содействие двуязычию, распространение духовных богатств, национальных традиций, систематическая демонстрация изобразительных, музыкальных символов татарского народа являются важнейшими задачами татарских СМИ.
Республика Татарстан, как исторический и духовный центр всех татар, располагает возможностями для научно-методического и информационного обеспечения этнокультурного развития татарского населения РФ и зарубежных стран. В соответствии со ст. 14 Конституции Татарстана и на основе единства культуры, системы образования и языковой общности татарского народа, РТ оказывает значительное влияние на развитие татар, живущих в различных регионах. Однако Татарстан не может оказывать значительную материальную поддержку 5,5 миллионам российских татар - выделять финансовые ресурсы, необходимые для приобретения и эксплуатации зданий, транспорта, оборудования, содержания культурно-образовательных учреждений и татарских СМИ.
В то же время информационная поддержка национального развития татар России и зарубежных соотечественников, распространение знаний, культурных ценностей через печатные и электронные СМИ, аудио-визуальные носители информации и духовных богатств является реальной и высокоэффективной формой сохранения этнической самоидентификации и консолидации татар. Достижение этого результата возможно лишь в случае последовательного и широкого освещения проблем национального развития в различных типах СМИ, взаимодействия информационно-просветительских каналов, работающих на развитие демократии, становление гражданского общества, с целью сохранения духовных богатств и самобытности народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СМИ в нашей стране играет главенствующую роль. Опираясь на новостные сводки по телевидению, в газетах, по радио мы узнаем о текущей ситуации в нашей стране. На мой взгляд, именно СМИ сегодня руководит нашими идеями, взглядами. Поэтому, чтобы больше пользы было в сторону людей, народа, чтобы мы еще не до конца потеряли собственное мнение, необходимо в первую очередь задуматься о самом себе. Журналисты - это те же люди, у которых своя точка зрения, собственное мнение и идеи. Но не каждый журналист руководствуется необходимыми человеческими правилами. Дорога к творчеству трудна, поэтому приходится прикладывать все свои способности, все полученные знания. Журналист должен быть ответственным за свои поступки, должен быть в гармонии с обществом. Именно такое понимание «свободомыслия» должно быть свойственно журналистам при неприятии «вольнодумства».
Мы знаем, что пресса всегда будет зависима, но всегда остается выбор, от кого зависеть.
СМИ должно быть осторожно при предоставлении новостей читателю и зрителю. Каждый особенен по-своему. Кто-то воспринимает все легко, а кто-то - особенно ярко. Поэтому, необходимо, чтобы СМИ несло ответственность за все новостные сводки, сообщения, которые мы видим, читаем и слушаем. На сегодняшний день в новостях содержится больше негатива, чем позитива. Люди поглощают этот негатив, и ответ выплескивают еще больше негатива. Может необходимо задуматься над этим? Может, стоит пересмотреть наши взгляды на окружающий нас мир? Возможно, все не так плохо, как кажется, и как нам предоставляет это наши СМИ.
В системе законодательной власти - Государственной думе - действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.
Государственная информационная политика в переходный период характеризуется позитивными и негативными тенденциями. Развиваются механизмы правового регулирования СМИ. Они создают условия для появления множества изданий, других СМИ, ориентированных на потребности различных аудиторных групп для их свободного функционирования с опорой на законодательный процесс. Ограничиваются попытки произвола со стороны властей. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности средств массовой информации и защиты информационных прав граждан и др.
Однако правовое поле СМИ пока не охватывает многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания, в том числе и по отношению к государственной монополии в области техники СМИ. Не отрегулированы пока механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к информации в политической и экономической сферах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным Голосованием 12 Декабря 1993г. // Российская Газета. -1993. - 25 Декабря.
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 4. От 18.12.2006 № 230-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.11.2006. (Действующая Редакция от 01.09.2013). // Режим доступа: http://www. consultant.ru.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 25. - 29.06.2013.
4.Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Библиотечка Российской газеты. - № 8. - 2005.
.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
.Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. - М., 1980.
.Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 2007.
8.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. (Учебное пособие). / Под редакцией Я.Н. Засурского. - М., Изд-во МГУ, 1999. - 304с.
9.Попова М.М. История СМИ В России: от советского к современному этапу // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского
.Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. - М.: Пульс, 2001.
11.Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
12.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416с.
14.Головистикова А.Н. Трактовка свободы как важнейшего принципа права. // Адвокат - № 7. - 2006.
15.Дынник В. Татарстан остался в числе самых читающих регионов России // Казанские ведомости. - № 4. - 15.01.2014.
16.Ненашев М. Независимость СМИ: иллюзии и реальность // Журналист. - №4 - 2008.
17.Чикин Б. Свобода СМИ. // ТелеЦЕНТР. - №2. - 2006.
18.Орешина Е. Татарстанские СМИ: терпение, спокойствие и умиротворение // Режим доступа: http://kazanfirst.ru/feed/13021.