Рассмотреть статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу.
1. Правовая основа перемещения транспортных средств
После прекращения существования СССР на мировой геополитической карте отчетливо выступили государственные границы пятнадцати вновь образованных независимых государств, граждане которых получили право беспрепятственно в сопровождении своих личных вещей и (или) транспортных средств покидать любую страну и въезжать в свою страну обратно, преследуя частные, туристические, деловые, образовательные, культурные и какие угодно иные цели поездок, в порядке, установленном национальными законодательными актами о таможенном деле. «Проницаемость» пространственных пределов государственных территорий и, как следствие, трансграничная мобильность тем более усиливаются для постсоветских стран ввиду «унаследованной» от СССР включенности в международные соглашения о стандартизации правил дорожного движения, об унификации дорожных знаков и сигналов. В частности, государства - члены Конвенции о дорожном движении 1968 года (всего более 80 стран), включая Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Казахстан и другие в прошлом советские республики, признают действительными на своей территории национальные водительские удостоверения, выпущенные всеми сторонами международного договора, при условии их соответствия единым требованиям, а также выданные каждой из стран - участниц договора международные водительские удостоверения (в форму которых были внесены существенные изменения поправками от 28 сентября 2004 года).
Вступление в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) привело к объединению отдельных таможенных территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и установлению на этой территории наднационального регулирования таможенных отношений. Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения товаров, в том числе транспортных средств, для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, стал ТК ТС (гл. 49). В ст. 352 ТК ТС указывается, что «товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза». Так, вопросы, не нашедшие отражения в ТК ТС, регулируются международными договорами государств - членов Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии (до 1 февраля 2012 года - Комиссии Таможенного союза) о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами. Кроме того, в случае «пробельности» таможенного законодательства Таможенного союза соответствующие отношения могут регулироваться внутренними актами законодательства государств - членов Таможенного союза о таможенном деле до установления наднациональных правил. Для Российской Федерации главным внутренним актом законодательства о таможенном деле является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (порядку перемещения товаров для личного пользования посвящена в нем ст. 317), для Республики Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (гл. 56), для Республики Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года №204-З (ст. 44) и Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» (в связи с наблюдаемой инертностью белорусских законодателей в вопросе приведения внутреннего таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза оба нормативных правовых акта действуют в части, не противоречащей наднациональным документам).
. Понятие транспортного средства для личного пользования
Согласно подп. 4 ст. 351 ТК ТС для целей регулирования таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, категорией «транспортное средство для личного пользования» охватываются «авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно».
При этом понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено в подп. 1 п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение). В соответствии с указанной нормой права к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:
автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;
квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;
моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.
Ключевым признаком при оценке соответствия транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу, требованиям, содержащимся в ст. 351 ТК ТС, является его назначение, связанное только с личными целями физического лица, въезжающего на таможенную территорию Таможенного союза или покидающего ее. Так, использование транспортного средства в личных целях должно исключать транспортировку людей за вознаграждение, а также провоз коммерческих грузов независимо от факта возмездности. Например, таможенный орган не согласился отнести самолет, приобретенный физическим лицом за границей с целью организации аэроклуба в России, к транспортным средствам для личного пользования, мотивировав свой отказ тем, что в случае, если воздушные суда ввозятся для использования в деятельности юридического лица (аэроклуба), они не могут рассматриваться как транспортные средства для личного пользования.
Стоит отметить, что при принятии решений таможенные органы руководствуются системой управления рисками с учетом ряда фактологических критериев, включая заявление физического лица о перемещаемых товарах, сделанное им в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характер и количество товаров, перевозимых в транспортном средстве; а также частоту пересечения физическим лицом таможенной границы и (или) перемещения через нее транспортного средства, транспортировки товаров. Помимо этого, в государствах - членах Таможенного союза могут быть приняты внутренние акты, регламентирующие порядок отнесения товаров к товарам для личного пользования. В частности, в Республике Беларусь действуют Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами (утверждены Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 сентября 2010 года). В соответствии с этим документом при принятии решения об отнесении ввозимых на таможенную территорию товаров к товарам для личного пользования должностными лицами таможенных органов должны приниматься во внимание такие факторы, как обычная потребность человека в указанного рода товарах; ассортимент перемещаемых товаров; частота перемещения лицом идентичных товаров; состав семьи; а также иные факторы, установленные в ходе опроса лица.
Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных гл. 49 ТК ТС, и положений Соглашения.
Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования. Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, образец которой и правила заполнения которой утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287. Исключениями являются транспортные средства для личного пользования, которые зарегистрированы в России, Беларуси или Казахстане и временно вывозятся лицами, постоянно проживающими в названных государствах, с таможенной территории Таможенного союза или ввозятся на эту территорию обратно. В таких случаях физическое лицо вправе ограничиться устным заявлением о перемещаемых транспортных средствах для личного пользования. Тем не менее при желании ТК ТС не запрещает произвести таможенное декларирование транспортного средства, не подлежащего таможенному декларированию в письменном виде.
В деталях порядок совершения таможенных операций, связанных с декларированием, определен Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311) (далее - Инструкция).
Декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 3 ст. 8 Соглашения). Декларантом может быть физическое лицо, постоянно проживающее в государстве - члене Таможенного союза, или иностранное физическое лицо:
передавшее (передающее) товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу;
в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары;
следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и (или) распоряжения;
приобретшее право владения, пользования и (или) распоряжения на транспортное средство для личного пользования, находящееся на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, по решению суда либо праву наследования;
обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;
В соответствии со ст. 12 ТК ТС таможенным представителем является юридическое лицо, созданное по законодательству государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК ТС, и включенное в реестр таможенных представителей. При этом отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отсюда любые иные лица, не являющиеся декларантом или таможенным представителем, не вправе осуществлять таможенное декларирование товаров, предназначенных для личного пользования. Например, физическое лицо заказывает для себя в иностранном государстве легковой автомобиль, который на его имя приобретает другое физическое лицо, действующее по доверенности, в чьи обязанности также входит доставить автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза, самостоятельно совершив таможенное оформление.
Как следует из п. 3 ст. 8 Соглашения, способность лица выступать в роли декларанта определяется через наличие у него соответствующих полномочий в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Если обратиться к гражданскому законодательству, то становится очевидно, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности у представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, физическое лицо, которому выдана доверенность, с точки зрения таможенного законодательства не обладает достаточными правами для выступления в качестве декларанта при декларировании автомобиля.
. Статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу
ТК ТС установлена ответственность за неуплату таможенных пошлин и налогов для лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Последнее обстоятельство должно быть надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица подлежат ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Особенности применения указанных норм стали предметом обсуждения на самом высоком судебном уровне. В частности, в феврале 2009 г. было принято определение Конституционного Суда РФ по жалобе Р.А. Чижова.
Предметом жалобы стала норма, закрепленная в п. 5 ст. 352 ТК РФ, которая предусматривает возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.
По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма не предполагает обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известен собственник данного транспортного средства и надлежащим образом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не подтверждено, что это лицо, приобретшее в собственность незаконно ввезенное транспортное средство, в момент его приобретения знало или должно было знать о незаконности ввоза. Иное, по мнению Суда, означало бы возможность возложения на собственника без достаточных для того оснований публично-правовой обязанности уплатить таможенные платежи, не исполненной третьими лицами.
По сути, данное решение Конституционного Суда РФ - попытка объявить таможенную амнистию тем владельцам иномарок, которые не знали или не должны были знать о том, что автомобиль не прошел таможенное оформление. В контексте положений таможенного законодательства таких лиц принято называть добросовестными приобретателями.
Основная цель таможенного оформления - выпустить автомобиль в свободное обращение.
Система совместного контроля за соблюдением правил таможенного оформления и постановки на учет автомобилей иностранного производства сформировалась относительно недавно.
Отсутствие на тот момент у ГАИ и таможенных органов единой базы данных о транспортных средствах, прошедших таможенное оформление, истечение сроков давности хранения правоустанавливающих документов становятся причинами возникновения серьезных проблем. Установить лицо, ответственное за прохождение автомобилем таможни, не удается - и на очередного владельца автомобиля возлагается публично-правовая обязанность уплатить таможенные платежи.
В случае с автомобилем Р.А. Чижова не смогли установить первого владельца иномарки, поскольку документы, послужившие основанием для постановки и снятия автомобиля с регистрационного учета, были уничтожены органами ГАИ в связи с истечением срока их хранения, а собственники автомобиля неоднократно менялись.
Заметим, что рассматриваемое определение Конституционного Суда РФ не является основанием для изменения таможенного законодательства (в частности, п. 5 ст. 352 ТК РФ). Решение по данному делу нельзя рассматривать как прецедент, который демонстрирует способ разрешения подобных дел.
Если будет установлено, что автомобиль ввезен в Россию после 1 июля 1997 г., а органы ГАИ уничтожили соответствующие документы в связи с истечением срока их хранения, существует возможность узнать, был ли автомобиль выпущен в свободное обращение. Для этого правоохранительным органам следует обратиться в таможню или Главный научно-информационный центр ФТС России. Эта организация обязана хранить информацию о выданных таможенными органами правоустанавливающих документах (в том числе сведения об оформленных на автомобили (транспортные средства) декларациях, подтверждающих факт выпуска) и о выданных ПТС.
Более того, покупая автомобиль, физическое лицо вправе обратиться к таможенным службам за информацией о том, прошел ли автомобиль таможенное оформление. Тем самым субъект проявит должную степень заботливости и осмотрительности при заключении сделки. Если следовать логике таможенных органов, количество добросовестных приобретателей значительно сократится, поскольку возможность позаботиться указанным способом о соблюдении таможенного законодательства существует у каждого.
По действующим правилам необходимая информация должна содержаться и в паспорте транспортного средства. Действие такого паспорта не ограничивается каким-либо сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи.
Таможенные органы по понятным причинам крайне неохотно признают лицо добросовестным. Не всегда соглашаются они и с тем, что положения ТК РФ распространяются только на реальных участников таможенных отношений. Напомним, что добросовестный приобретатель на основании п. 4 ст. 320 ТК РФ не подлежит ответственности за неуплату таможенных пошлин и налогов. Справедливости ради отметим: таможня и не возбуждает дела о нарушениях таможенного законодательства (в порядке КоАП РФ или УПК РФ) в случае обнаружения автомобиля у добросовестных лиц.
Публично-правовая обязанность уплачивать таможенные платежи, возникает у декларанта.
Представляется, что Конституционный Суд РФ не учитывает взаимосвязи таможенного оформления и обложения. Так, исполнение публично-правовой обязанности декларировать имущество и платить таможенные платежи в совокупности влечет за собой обязательство таможенного органа выпустить товар (автомобиль) и выдать ПТС. Это означает, что без уплаты таможенных платежей выпустить автомобиль и выдать ПТС таможня не вправе.
Полагаем, что определение Конституционного Суда РФ не исключает в принципе право таможенных органов принудительно взыскивать таможенные платежи у добросовестных приобретателей.
С 1 июля 2010 года - в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №24 «О создании единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» - существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Теперь такой ввоз / вывоз регулируется главой 49 Таможенного кодекса ТС, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и еще рядом нормативных документов таможенного союза.
Прежде всего необходимо учитывать, что таможенный орган будет квалифицировать товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, как товары для личного пользования:
исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;
характера и количества товаров;
частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Согласно изменившемуся законодательству без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (кроме транспортных средств):
а) общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро;
б) общий вес которых не превышает 50 кг.
Если эти нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.
Летом 2010 г. Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан было принято Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Данным Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и осуществления их выпуска.
По новым правилам размер беспошлинного ввоза и частота пересечения границы никак не связаны, но, как было сказано выше, все же при частых зарубежных поездках таможенные органы могут посчитать ввозимые вещи товаром не для личного пользования, а для коммерческих целей.
От уплаты таможенных платежей освобождаются также товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства - члена ТС в наследство за пределами таможенной территории таможенного союза, признанные наследуемым имуществом.
Список использованной литературы
1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 05.04.1995. №67.
2.Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) (вместе с Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней) (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. №2. Ст. 163.
.Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // На русском языке документ официально опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17) // Собрание законодательства РФ. 2010. №50. Ст. 6615.
.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» // #"justify">.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» // #"justify">.Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №36. Ст. 4866.
10.Постановление Правительства РФ от 18 мая 1993 г. №477 «О введении паспортов транспортных средств» (с изменениями) // СПС «Гарант».
.Гармонников С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2010. №4.
.Ялбулганов А.А., Бельтюкова А.А. Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. №3. С. 50.