Основные законы правильного мышления
ВВЕДЕНИЕ
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в
истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир,
стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит
радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на
подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.
Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой
информации о мире в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех
нас вперед на нелегком пути познания.
Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная
точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно
развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки
логики – один из наиболее эффективных способов развития логического
абстрактного мышления.
Специфическим приемом развития мышления является решение логических
задач.
1.Понятие логического закона.
Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь
между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями
выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия,
исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют
особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных
логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе
умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и
сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован
Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека
определенных отношений между предметами объективного мира.
Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены
другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех люде
различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате
много вековой практики человеческого познания при отражении таких обычных
свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном
и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же
признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы
самих вещей или явлений мира.
Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные
свойства правильного мышления, - определенность, непротиворечивость,
четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, -
существует много других формально-логических законов, которым должно
подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными
отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).
Законы логики функционируют в мышлении в качестве принципов
правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и
опровержения не правильных теорий.
В математической логики несколько иной подход. Там законы, выраженные
в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это
означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при
любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо
выделяются такие, которые содержат одну переменную.
2.Закон тождества
Этот закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения
всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».
В математической логики законы тождества выражаются такими формулами: а=а (в логике высказанной) и
А=А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объектами
понятий).
Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В
мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила
(принципа). Он означает, что нельзя в процессе рассуждения подменять одну
мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за
различные, а различные – за тождественные.
Нарушение закона тождества приводит к двусмысленностям, что можно
видеть, например, в следующих рассуждениях: « Ноздрев был в некотором
отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не
обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой долг, и ты
достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков).
Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.
В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек
выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет
обсуждения другим, употребляет термины и понятия в другом смысле, чем
принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают
человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом –
человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.
Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая
подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис
часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных дискуссиях
это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие
примеры ведения дискуссий недопустимы.
Отождествление широко используется в следственной практик, например,
при опознании предметов, людей, отождествлений почерков, документов,
подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.
3.Законы не противоречия
Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы
одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же
в одном и том же отношении»[1]. Эта формулировка указывает на необходимость
для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые
высказывания, в противном случае его мышление будет неисправимым.
Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же
время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем.
Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или:
«Лев Толстой – автор романа «Воскресенье» и «Лев Толстой не является
автором романа «Воскресенье№».
Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном
и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.
Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и
«Осенью дождь не полезен для уборки урожая». Суждения «Этот букет роз
свежий» и «Этот букет роз не является свежим» также не противоречат друг
другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях или
в разное время.
Чаще всего встречаются определение формально-логического противоречия
как конъюнкции суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое
противоречие может быть выражено и без отрицания: оно имеет место между
несовместимыми утвердительными суждениями1. Закон непротиворечия не
действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам и
«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение и отрицание
(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является пожилым»,
ибо понятие «пожилой мужчина» является «нечетким» понятием, не имеющем
четко очерченного объема).
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формально-логическое
противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или
несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее
распространенной в мышлении является форма логического противоречия, когда
одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть
допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традиционной формальной
логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как
контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и том же предмете,
взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении
высказываний классической двузначной логики закон непротиворечия
записывается следующей формулой:
_____ а^а
Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не
могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».
И так, первичным выступает диалектическое противоречие, объективно
возникающее в процессе познания, и именно оно служит движущей силой
познания, а вторичным является способ фиксации диалектического противоречия
виде конъюкции двух суждений а и не-а, то есть в форме формально-
логического противоречия.
Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует
продвижению познания. Одним из примеров антиномий1 является формулировка
познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он пишет: «…
Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне
обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в
обращении»2.
4.Закон исключения третьего
Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете
указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы
отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.
В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключения
третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между
двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы
то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.
В двузначной традиционной логике закон исключения третьего
формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое
ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются
такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а
в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть
оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое
обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга. Так,
из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является автором серии романов о
Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и «Джеймс Фенимор
Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на
протяжении почти 20 лет» первое истинно, второе ложно, и третьего –
промежуточного - суждения не может быть.
Различие в областях определения (т.е применения) этих законов в том,
что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут быть
истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь закона
непротиворечия и не распространяется действие закона исключения третьего.
Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире, чем сфера
действия содержательного закона исключения третьего. Действительно, истинно
одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или
«Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными» и
третьего не дано.
Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде
охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть отрицающие
друг друга.
Содержательные аристотелевсткие законы непротиворечия и исключения
третьего невыводимы один из другого, так как области определения суждений,
для которых они применимы, различные.
В мышлении закон исключения третьего предполагает четкий выбор
одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения
дискуссии выполнение этого требования обязательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на
службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое
с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных
явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17 веке английский философ
Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако
тернист путь к истине.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума
человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории
вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями,
мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы
развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек
с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть
логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
-----------------------
[1] Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т. М.,1976. Т. 1. С. 125.
1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между
высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно-
ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут
быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или
противоречащими.
1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.С. 176.
3 Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4-х т. М., 1976. Т. 1. С. 141.