Стратегия развития малых городов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие «малый город» и его развитие………………………………...5
2. Современные требования к стратегии
развития малых городов……...8
3. Стратегия развития креативных
аспектов развития малого города…..11
4. Культурное и историческое наследие и
развитие малого города……..15
5. Проблема развития малых городов в
России…………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство
характеризуется таким показателями как состояние экономики, социальная
стабильность, надежное благоразумное правительство и само общество, то есть
люди, которые являются и составляют основу любого государства.
Принято считать, что лишь
крупные города достойны хорошего финансирования и внимания со стороны
правительства, в то время, как малые города приходят в запустение.
Концентрация основной
инфраструктуры в крупных городах, например, специализированные клиники или
наличие образовательных учреждений, гарантирующих высокое качество образования
(МГИМО, МГУ и т.д.), делает привлекательными мегаполисы для молодых
специалистов, студентов, людей, пытающихся построить карьеру.
В результате, это
приводит к оттоку людей из малых городов и деревень, что, в свою очередь, ведет
к ухудшению качества кадров и уменьшению общего числа работников.
Но необходимо отметить,
что малый город, не смотря на небольшую численность населения, слабое
финансирование и не развитую инфраструктуру, является частью социума,
своеобразной социально-общественной группой, которая имеет право голоса и
является частью социально-правового государства, что дает ей определенные права
и привилегии.
Тема развития малых
городов достаточно актуальна в наше время, ведь, малый город может быть
достаточно перспективным в экономическом плане, не говоря уже о том, что малый
город является полноправной административной единицей и имеет право на
развитие.
Актуальность данного
исследования заключается в необходимости повернуть вектор внимания на проблему
развития малых городов, на выработку стратегии усовершенствования слабой
инфраструктуры и привлечения молодых специалистов для повышения эффективности
рабочих кадров.
Целью данного
исследования является анализ стратегий развития малого города.
В связи с целью можно
выделить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «малый город» и его развитие.
2. Рассмотреть современные требования к стратегии развития малых
городов.
3. Выявить особенности стратегии развития креативных аспектов
развития малого города.
4. Проанализировать культурное и историческое наследие и развитие
малого города.
5. Осветить проблему развития малых городов в России.
Объект исследования –
малые города.
Предмет исследования –
стратегии развития малых городов.
Научная значимость
исследуемой проблемы заключается в том, что сегодня не существует ни
стандартной модели малого города, ни единой новой пространственной структуры внутри
городов по всему миру. При этом мировой опыт развития городов, решения транспортных,
инфраструктурных и иных городских проблем мог бы быть нам чрезвычайно полезным
и позволил бы избежать ненужных ошибок в России.
Теоретической базой
данного исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, таких
как: Ременный А.Н., Коротич М. В., Crow, G., Allan, G. и т.д.
Эссе состоит из введения,
5 глав, заключения и списка литературы в количестве 17 наименований.
Объем работы – 23
страницы.
1.
ПОНЯТИЕ «МАЛЫЙ ГОРОД» И ЕГО РАЗВИТИЕ
Долгосрочная стратегия
развития малых городов – это стратегический бренд и лицо малого города на
внутренней и международной арене. Процесс разработки и реализации стратегии
развития малых городов – это исключительная возможность для города объединить
местные сообщества, бизнес и других партнеров вокруг общего образа будущего
малых городов, ценностей и ориентиров развития.[1]
Концепция долгосрочного развития
России в сфере социально-экономических изменений предполагает разработанные до
2020 года стратегические направления развития совершенно различных сфер
общественной жизни. Стоит отметить, что в отношении территориального развития акцентировано
внимание на формирование территориальных центров роста.[2] Основная
мысль этого документа – разработка плана действий на федеральном и региональном
уровне.
В России есть территории,
в которых вовсе отсутствуют крупные города, например, Дальний Восток, Восточная
Сибирь, Забайкалье. Поэтому столь важна
роль малых городов в долгосрочном развитии всей страны. Ведь именно малые
города представляют собой своеобразные «точки роста» активно развивающихся регионов,
но здесь кроется другая проблема – нет необходимости строить новые малые
города.
Малые города исчезают и
деградируют, а это довольно негативно сказывается на развитие всего государства
в целом. Признание этой проблемы и полное бездействие «открывает путь к разрушению всей
исторически сложившейся системы расселения, к опустошению огромных пространств, что может поставить вопрос о
существовании самой Российской Федерации, ибо государство с чрезвычайно редкой,
в отличие от окружающих стран, сетью городов и исчезающей деревней, оставшись
без небольших городов и поселков, неизбежно превратится в фактически безлюдную территорию»[3].
Роль малых городов,
которые составляют около 85% всех городских поселений России с населением
порядка 38% всего населения страны, в развитии страны очень важна.[4]
Можно выделить следующие основные
индикаторы, характеризующие категорию «малый город»:
- инфраструктурный облик;
- отдаленность малого города от экономического, политического, а также культурного
центра данного конкретного региона;
- экономический потенциал;
- население;
- территория.
Хотя таких индикаторов
достаточно много, обычно под понятие «малый город» попадают города именно на
основе показателей численности жителей.
Малый город — это город
или поселок с численностью населения до 50 тыс. человек. То есть малый город –
это довольно значимая социальная группа общества, поэтому так необходимо
детально исследовать стратегии развития малых городов. Примечательно, что малые
города занимают далеко не последнее место в экономике России. Здесь главную
роль играет их количество — 71% от общего числа городов — и численность их
населения — 16,6 млн. человек, а ведь это - 16% городского населения страны. Также,
малые города вмещают в себя 38,2 млн. человек сельского населения, именно
поэтому малые города выступают в роли центров муниципальных образований, и
становятся социокультурными центрами для этого населения.[5]
Термин «урбанистика» («urban
studies») переводится как изучение города. Это наука о городе как
социо-экономическом, географическом, культурном, экосистемном феномене. Это
наука, изучает различные особенности и законы развития и функционирования
урбанизированных территорий. Урбанистика является одной из самых сложных
междисциплинарных областей знаний. Ведь развитие города зависит от большой
группы факторов: экономики, политики, социологии, культуры, науки и технологий.
Урбанизация конца ХХ – начала ХХI века потребовала резкого роста качества
стратегического планирования малых городов.[6] В
России только три малых города (Заречный, Мышкин и Чкаловск) имеют реальные стратегии
развития хорошего европейского качества и
конкретные планы по развитию. В тоже время имеется целый ряд малых городов, состояние которых можно
назвать бедственным. В Кировской
области, например, это Уржум и Орлов. В России некоторые малые города, перестав
развиваться и находясь в состоянии глубокой депрессии, не имеют шансов на
дальнейшее активное развитие и процветание, так как выход возможен лишь при
активном содействии государства, прежде всего, и конечно финансовой поддержки крупный
компаний, которые должны быть мотивированы на оказание материальной помощи и
активному инвестированию средств в развитие малых городов. В целом же Приволжском
Федеральном округе таких городов насчитывается примерно около 20.
Таким образом, можно
отметить, что само понятие «малый город» сосредотачивает в себе колоссальный
потенциал социального, экономического, культурного, духовного развития.
Проблема заключается в недостаточной изученности малых городов, неэффективности
современных методов статистического анализа и слабого внимания правительства к
проблемам малых городов, в том числе: финансирование и развитие инфраструктуры.
2.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
Власть играет огромную
роль в развитие малых городов. Так,
например, Шанхайская декларация 31 октября 2010 года декларирует:
«Мы осознали, что стремление людей к
улучшению качества жизни являются основой и двигателем развития города.
Мы убедились в необходимости нового
подхода к отношениям между людьми, городами и нашей планетой.
Мы согласны с тем, что, решениями для
дальнейшего городского развития становятся инновации, а идея «Гармоничного
города» и есть олицетворение нашей мечты».[7]
Российские власти ориентированы
на принятие ряда комплексных мер, направленных на сохранение и развитие социальной
инфраструктуры и градообразующих предприятий малых городов, которые по своей
сути представляют собой основу развития практически всех субъектов Российской
Федерации. Концепция долгосрочного развития России в сфере
социально-экономических изменений предполагает разработанные до 2020 года
стратегические направления развития совершенно различных сфер общественной
жизни, также акцентировано внимание на формирование территориальных центров
роста.[8]
В современном развитии
малых городов обычно выделяют два уровня: прикладной и фундаментальный. В
России фундаментальное урбанистическое знание развито достаточно слабо и
используется фрагментарно. В силу этого необходимо заняться активной
разработкой новых моделей развития малых городов, которые будут обеспечивать создание
комфортной городской среды, а также создать качественно новый облик города и сделать
качество жизни для населения более высоким.[9]
Можно выделить ряд
особенностей постиндустриальной экономики и развития среды для современного, конкурентоспособного
малого города:
·
круглосуточная
активность (24 часа) и, как следствие сверхвысокое энергопотребление,
·
появление
совершенно новых форм потребительской культуры, например, визуальное
потребление;
·
тенденция
к многофункциональному использованию различных территорий;
·
развитые
общественные пространства;
·
разработка
и внедрение качественно новых форматов общественного питания, торговли и
коммерческой недвижимости;
·
активный
рост инноваций и их потребление;
·
применение
совершенно новых стандартов качества жизни.
У современного города
появляются двойные функции: внутригородские, с одной стороны, а с другой – агломерационные.
При разработке стратегии развития малых городов важно учитывать необходимость
более высокого темпа развития самого процесса внедрения высоких технологий,
ответственных за передачу и обработку информации, также необходимо выполнить
ряд мер по расширению информационного рынка, комплексного развития
информационной инфраструктуры, что в свою очередь, приведет к преодолению внутренней
изоляции.[10] Эти процессы крайне необходимы,
ведь именно благодаря им появляется возможность значительного повышения
эффективности управления городским хозяйством, качественного улучшения
инвестиционного потенциала малого города, повышения уровня взаимодействия
культурных и информационных процессов.[11]
Одним из наиболее ярких
итогов внедрения новых телекоммуникационных технологий стало внезапное и
сильное усиление внутригородских и международных коммуникаций, также это
отразилось и на локально-ориентированных проектах, что в итоге позволило бы
малым городам выйти из внутренней изоляции и более успешно решать многочисленные
городские проблемы с помощью активного расширения экономических возможностей.
Таким образом, существуют
особые требования к разработке стратегии развития малого города, что
обусловлено специфичностью малого города, как социально-экономической, административно-правовой,
духовно-культурной единицы общества и государства в целом. Для разработки
грамотной стратегии развития малых городов, необходимо улучшать фундаментальное
урбанистическое знание, и в частности, разработать новые модели развития малых
городов.
3.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ
АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА
Во всем мире действует
активная политика сохранения и регенерации культурного и исторического
наследие. Примечательно, что эта политика формируется на принципах развития
малых городов.
В мире сегодня
используются несколько основных способов интеграции памятников в жизнь
современного города - «витализации» культурного и исторического наследия и последующее
использование их в экономических целях, например, приватизация памятников,
которая происходит путем наложения обременения на частных собственников; также
можно отметить развитие культурного и познавательного туризма и т.д.
Проблемы сохранения и регенерации культурного
наследия в Росси решается благодаря следующим основным задачам:
1. капитализация объектов наследия;
2. поиск внебюджетных источников для
реконструкции и реставрации памятников;
3. создаются специальные условия, для
частных инвесторов, мотивируя их заниматься сохранением, реставрацией и
содержанием памятников;
4. тщательная инвентаризация, а также
капитализация объектов наследия XX века, проводимые вне политического
контекста.
Имеется и скрытый резерв
стратегии развития малых городов в России. Это то, что практически не
используется сегодня - использование близости памятников и «бренда»
исторических районов и малых городов для повышения стоимости в них
недвижимости. Этот прибыльный способ капитализации объектов наследия можно
достаточно емко назвать «продажей ауры» или продажей «бренда места». И по сей
день существует огромная масса возможностей для строительства нового элитного
жилья в исторических центрах российских малых городов, находящихся недалеко от
мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск,
Екатеринбург, и они далеко не исчерпаны. Практика мира показывает, что
использование «бренда места» является отличным инструментом развития малых
исторических городов, которые расположены вблизи крупных мегаполисов. Так, например, в 100-километровой зоне вокруг
Москвы можно насчитать больше десятка малых исторических городов, которые могут
похвастаться первоклассными памятниками истории и архитектуры. Например,
Звенигород и Зарайск. Туризм, экология, экономика и рынок труда этих
городов зависят от столицы и они
имеют все перспективы развития в силу своего выгодного местоположения.
Важную роль играют креативные
кластеры – своеобразные самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической
среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного)
характера. Даже название таких новообразованных малых городов говорит о
творчестве и креативе их обитателей, творчество во многом направлено на
вовлечение в него туристов, что в свою очередь и представляет собой яркий путь
экономического роста за счет креативного туризма.
Экспертами выделяются 3
основных этапа в развитии креативного малого города:
1. Разработка, создание и последующее развитие
креативных кластеров.
2. Повышение креативности среди жителей
такого города.
3. Активное развитие креативного
(сотворческого) туризма.[12]
Возникновение креативных
кластеров ведет к модернизации малых городов, попутно вовлекая его жителей в процессы
городского развития. В ряде случаев малые города превращаются в креативные или тематические:
студенческие, инновационные, туристические, рекреационные.
Чкаловск в Нижегородской
области стал городком авиаторов, потому что там родился великий лётчик СССР
В.П. Чкалов, есть музей самолетов, здания сталинской постройки, дои музей В.П.
Чкалова и ряд других объектов. В нем львиная доля жителей задействована в
креативной индустрии и работают на туристических объектах и учебном аэродроме
города. Расположенный рядом c Пензой малый город Заречный является примером
города, в котором стратегия развития была воплощена с помощью активных действий
местного сообщества. В Заречном для
реализации стратегии развития города до 2020 года был создан «Клуб
стратегического развития». Он стал своеобразной платформой для обсуждения
проблем и приоритетов развития города представителями местных сообществ и
власти и реализации гражданских инициатив по выбранным направлениям развития.
Сегодня задействованы три
направления развития малого города: городской экосистемы, креативного парка и
инжиниринговой долины.[13] Здесь можно увидеть совершенно различные проекты,
активно поддерживаемые Клубом в рамках реализации стратегии, - это и развитие
безбарьерной среды, и создание арт-объектов и т.д. Но стоит отметить, что у
всех этих проектов есть одна общая черта: критерий низовой инициации и
поддержки жителями. Например, в Заречном создание пространства для
стратегического диалога основных стейкхолдеров городского развития было предложено
администрацией, а в Пензе наоборот, инициатива идет снизу при помощи
деятельности городских активистов и лидеров, которые обладают видением и хотят
перемен, и именно поэтому они готовы к диалогу с властью.[14]
Примером развития
креативного кластера малого города также является город Мышкин, Ярославской
области. За счёт создания креативного кластера в городе с минимальными
преимуществами город Мышкин буквально за 10 лет преобразился до неузнаваемости,
перевоплотившись в динамично развивающийся город, став музейным и ремесленным
центром, доля креативной индустрии в котором определяет основную часть
бюджетных и частных доходов.
На данном этапе развития туристического
бизнеса в России, применяются ряд мер, направленных на повышение качества
комфортного пребывания в исторических малых городах комфортными, а также для
активного продвижения российских туристических брендов на международной арене, что
станет возможно, благодаря активной пропаганде и стимулировании к развитию
туристическую инфраструктуру, а также содействию развития в исторических
городах помимо культурного и познавательного, возможность рекреационного
туризма.
Таким образом, стоит
отметить, что в разработке стратегии развития малых городов в России необходима
особая составляющая – креативный подход. Необычный творческий подход в
новаторской урбанистике способен возродить малый город, сделав его маленьким
центром спортивной, культурной или общественной жизни. Город-парк или
город-музей – это залог экономического роста за счет привлечения туристов, и
как следствие, капитализации культурных объектов и памятников, что, в свою
очередь, конечном итоге приведет к развитию области, района или края этого
малого города креативного туризма.
4.
КУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ГОРОДА
Можно выделить три
основных тезиса, характеризующих значимость сохранения и регенерации исторического,
а также культурного наследия для развития малых городов, что, в прочем, применительно
и для страны в целом:
Во-первых, наследие содержит
культурные и цивилизационные коды нации. То есть благодаря наследию происходит
идентичность всей людей одного государства. Потеря наследия приводит к утрате
обществом своих корней и своей опоры, без которых немыслимо дальнейшее развитие.
Для русских людей сохранение материальных носителей наследия памятников особенно
значимо, поскольку
культурно-историческая память максимально предметна и не существует без
привязки к малой родине.
Во-вторых, объекты
культурного и исторического наследия – это довольно важный актив современных
городов, ведь он способен приносить прибыль и поэтому оказывает колоссальное
влияние на их экономическое развитие.
В-третьих, все больше
малых городов осознают значение «культурной ренты». Анализируя мировую практику
использования культурного и исторического богатства, так называемого
«брендирования» национального наследия, можно отметить, что на современном
этапе развития фундаментального урбанистического знания, это наследие (как
историческое, так и культурное) подчас выступает в роли эффективного
инструмента утверждения лидерства, так называемой «мягкой силы»[15],
которая имеет колоссальный вес в деле продвижения национальных интересов на
международной арене.[16]
Таким образом, можно
сказать, что в развитии малого города существенную роль играет сохранение и
регенерация национального культурного и исторического наследия России.
5.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ В
РОССИИ
Во всем мире сегодня вместо
традиционных методов градостроительства применяют новую особую стратегию
развития малого города, которая напрямую связана с пространственным развитием, а
также с исследованием социокультурных и природно-экологических компонентов
городской среды, ну и конечно человеческих ресурсов. Безусловно, огромную роль
в развитие города играет капитал. Для более успешного выполнения программы
развития малого города. Государство должно выступать в тандеме с крупными
компаниями, которые должны проявлять активность не только в сфере социальной
ответственности, но и в вопросе инвестирования.
Рассматривая феномен
малых городов через призму социально-экономической системы региона, можно
отметить, что малый город, не смотря на небольшую численность населения и
отдаленность от центра, все же является панацеей для решения большинства
проблем социально-экономического развития сельских поселений. Дело в том, что
рассредоточенный характер таких поселений, в силу обширных территорий регионов
позволяет осуществлять управление обширной территорией, решать
социально-экономические задачи его развития в
целом.
По мнению Е.М. Маркова,
именно данная категория населенных мест имеет важные преимущества перед
крупными городами. Дело в том, что у малого города есть ряд особенностей,
которые нередко выступают в качестве преимуществ: это близость к природе; наличие
свободных территорий, которые могут быть использованы для дальнейшего роста и
развития; это более благоприятная экологическая обстановка; а также менее
напряженный ритм жизни; отсутствие ярко выраженного временного дефицита,
например, довольно немного времени тратится на дорогу к местам трудовой
деятельности; расположение объектов социальной инфраструктуры в пределах
пешеходной доступности.[17]
В малых городах
наблюдается процесс депопуляции. К сожалению, демографическая ситуация
складывается не в пользу малых городов. Именно поэтому происходят серьезные
изменения половозрастной структуры населения, что, в свою очередь, отражается
на показателях рождаемости, смертности и естественного прироста, и, как
следствие, влечет за собой ряд последствий в социально-экономическом развитии
районов.
Примечательно, что рост
численности населения напрямую связан с такими факторами, как: миграционный
прирост, естественный прирост, а также немаловажную роль играет перевод из
категории сельских жителей в городские, что достигается путем преобразования сельских
поселений в городские.
Также стоит отметить,
что, перейдя к рыночной экономике, не учитывалась специфика системы расселения
населения и, как следствие, прямая связь этой системы с динамикой производства.
В результате «появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях
стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства».[18] Для
того чтобы исправить существующее положение в основу методики оценки
жизнеспособности малого города следует положить критерий конкурентоспособности,
как основополагающий фактор формирования перспективной стратегии развития
региона. Конкурентоспособность – это способность
объекта (города) превзойти конкурентов при заданных условиях. Так, в стратегии
сибирского города Кяхта определены такие конкурентные преимущества как трудовой
потенциал, культурно-исторический и инвестиционный, что позволит определить
четкий вектор дальнейшего успешного развития.[19]
Как вывод, можно отметить, что проблем развития малых
городов в России не мало: это и слабое финансирование, и отсутствие четких
проектов и стратегий развития, это и низкая конкурентоспособность, и
депопуляция, и ослабление духовного и морально-нравственного развития, и
культурное обнищание. Все это приводит к тому, что малый город престает
рассматриваться как самостоятельная экономическая и культурная единица, и в
результате – прекращается приток финансирования и внедрения различных новаций и
креативных идей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного
исследования была достигнута поставленная цель – проанализированы стратегии
развития малого города.
Также, в ходе работы были
решены следующие задачи:
1.
Раскрыто
понятие «малый город» и его развитие.
Вывод к главе: само
понятие «малый город» сосредотачивает в себе колоссальный потенциал
социального, экономического, культурного, духовного развития. Проблема их
развития заключается в недостаточной изученности малых городов, неэффективности
современных методов статистического анализа и слабого внимания правительства к
проблемам малых городов, в том числе: финансирование и развитие инфраструктуры.
2.
Рассмотрены
современные требования к стратегии развития малых городов.
Вывод к главе: существуют
особые требования к разработке стратегии развития малого города, что
обусловлено специфичностью малого города, как социально-экономической,
административно-правовой, духовно-культурной единицы общества и государства в
целом. Для разработки грамотной стратегии развития малых городов, необходимо
улучшать фундаментальное урбанистическое знание, и в частности, разработать
новые модели развития малых городов.
3.
Выявлены
особенности стратегии развития креативных аспектов развития малого города.
Вывод к главе: в
разработке стратегии развития малых городов в России необходима особая
составляющая – креативный подход. Необычный творческий подход в новаторской
урбанистике способен возродить малый город, сделав его маленьким центром
спортивной, культурной или общественной жизни. Город-парк или город-музей – это
залог экономического роста за счет привлечения туристов, и как следствие,
капитализации культурных объектов и памятников, что, в свою очередь, конечном
итоге приведет к развитию области, района или края этого малого города
креативного туризма.
4.
Проанализировано
культурное и историческое наследие и развитие малого города.
Вывод к главе: в развитии
малого города существенную роль играет сохранение и регенерация национального
культурного и исторического наследия России.
5.
Освещена
проблема развития малых городов в России.
Вывод к главе: проблем
развития малых городов в России не мало: это и слабое финансирование, и
отсутствие четких проектов и стратегий развития, это и низкая
конкурентоспособность, и депопуляция, и ослабление духовного и
морально-нравственного развития, и культурное обнищание. Все это приводит к тому,
что малый город престает рассматриваться как самостоятельная экономическая и
культурная единица, и в результате – прекращается приток финансирования и
внедрения различных новаций и креативных идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Греф Г. Города 2011. Урбанфорум 2011.//
[электронный ресурс] - режим
доступа:
[1] Crow, G., Allan,
G. Community life.An introduction to local social relations. — London: Harvester Wheatsheat, 2014.Р.85.
[2] Концепция долгосрочного
социально-экономического развития России
до 2020 года.// http://www.city-strategy.ru/22.
[9] Мысляева И. Социально-экономические проблемы малых
городов России // Вопросы экономики. — 2014. — № 11. — С. 17-18.
[10] Thomas, H. The
informal Economy and local Economic Development Policy. Local Government studies, 2014. — № 20.Р.486.
[11] Ременный А.Н. Малые города и районы Сибирского федерального округа // Наука в
Сибири. 2015. — № 12.С.9.
[12] Castells, M. The
Informational City. Information Technology, Economic Restructuring and the
Urban-Regional Process. – Oxford, Cambridge: Blackwell,
2009.Р.83.
[13] Мокрушина К. Развитие городской среды и планирование.
– Ульяновск:УГУ, 2016.С.115.
[14] Там же.С.116.
[15] Harvey, D. Social Justice and the City. — Baltimore: John Gopkins
university press, 2013.Р.90.
[16] Ракитский Б.А.
Инновационные технологии для малых городов. – Казань: ПФУ, 2015.С.94.
[17] Марков Е.М. О малых
городах России. – М.: Приор, 2016.С.78.
[18] Перешеин В. Особое место
малых городов.// РФ сегодня. — 2016. — № 19.С.90.
[19] Коротич М. В. Эффективная стратегия развития малых
городов как фактор повышения конкурентоспособности региона.//Вестник ЧИ БГУЭП,
- 2016 -№ 1.С.8.