Оценка инновационного развития и конкурентоспособности предприятий
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Индивидуальное
задание
ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
по
дисциплине: Основы инновационной деятельности
Работу выполнил студент
Волков С.С.
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Введение
1. Уровни инновационного
развития
. Инновационная стратегия
предприятия
3. Модель инновационного
развития предприятия
4. Оценка инновационной
конкурентоспособности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В российской науке и практике на сегодняшний
день не существует какой-либо целостной и общепринятой (универсальной) методики
оценки инновационного развития и конкурентоспособности предприятий. Для анализа
состояния инновационной деятельности в социально-экономических системах
различного иерархического уровня применяются весьма разнообразные подходы к
трактовке сущности инновационных процессов в различных системах и, закономерно,
сильно различающиеся между собой методики оценки уровня инновационного развития
экономических систем. Однако отсутствие единообразия в методах и моделях
препятствует координации усилий по внедрению инноваций на различных уровнях,
затрудняет управление инновационной деятельностью в целом [4]. Отсутствие
единообразия в методах и подходах не позволяет также разработать и применять
единые целевые показатели оценки достигнутых результатов. Кроме того, это
затрудняет проведение сравнительного анализа успешности инновационного развития
различных субъектов, определение целей и параметров достижения результата.
инновационный конкурентоспособность
экономический
1. Уровни инновационного развития предприятия
1. Низкий уровень
инновационного развития - это плохое состояние внутренней среды (потенциала) и
угрожающий внешний климат, кроме того, к низкому уровню относится сопоставление
среднего уровня инновационного потенциала с низким показателем инновационного
климата.
. Кризисный уровень
инновационного развития характеризуется низким уровнем потенциала, но высоким
или средним уровнем инновационного климата.
Необходимо подчеркнуть, что
предприятию следует обратить наибольшее внимание на кризисный уровень
инновационного развития, поскольку при неблагоприятном изменении внешней среды
организация не сможет повысить свой инновационный потенциал и опустится на
низкий уровень инновационного развития.
. Средний уровень
инновационного развития - это средние значения показателей климата и
потенциала, также к среднему уровню относятся высокий инновационный потенциал и
неблагоприятный инновационный климат, поскольку воздействие угрожающих факторов
внешней среды может понизить уровень инновационного потенциала до среднего
уровня.
. Высокий уровень - это высокая
оценка инновационного потенциала и инновационного климата. Кроме того, высоким
можно считать уровень инновационного развития при высоком показателе
инновационного потенциала и средней оценке инновационного климата, а также при
среднем уровне потенциала и благоприятном инновационном климате.
Определение уровня
инновационного развития предприятия является основой для выработки дальнейшей
инновационной стратегии.
2. Инновационная стратегия
предприятия
Инновационная стратегия
предприятия определяется в зависимости от уровня инновационного развития, на
котором находится предприятие. Поскольку установлено четыре возможных варианта
инновационных уровней, соответственно целесообразно выделить четыре различных
варианта выбора стратегии, которые определяют четыре направления дальнейшего
инновационного развития предприятия.
Рис. 1. Технология выбора инновационной
стратегии предприятия
1. Стратегия лидерства
соответствует высокому уровню инновационного развития организации. При этой
стратегии предприятие должно продолжать следовать поставленной цели, поскольку
ни инновационный потенциал, ни инновационный климат не вызывают в настоящий
момент каких-либо опасений. Стратегия лидерства является наиболее
предпочтительной в ситуации высокого уровня инновационного развития, поскольку
организация может проводить интенсивные НИОКР, сохранять и укреплять
технологическое лидерство, так как у нее существует оптимальное количество
финансовых, кадровых, технологических и других видов ресурсов. Кроме того,
благоприятные условия инновационного климата помогут компании сохранить
технологическое лидерство и непрерывно совершенствовать уровень инновационного
потенциала.
. Стратегия сохранения
соответствует средним показателям климата и потенциала, а также высокому
инновационному потенциалу и неблагоприятному инновационному климату.
При стратегии сохранения
следует использовать различные меры сохранения высокого и повышения среднего
уровня инновационного потенциала. Представленный вариант стратегии предполагает
реализацию таких мероприятий, как рационализация, поиск выгодных сфер
приложения усилий. Кроме того, вполне целесообразным будет организация
рискового проекта при условии высокого показателя научно-технического
потенциала. Данные мероприятия позволят организации избежать угроз, которые
возникли со стороны внешней среды, и поддержать инновационный потенциал на
прежнем уровне.
. Стратегия усиления
соответствует кризисному уровню инновационного развития. Она характеризуется
низким показателем инновационного потенциала и высоким или средним
инновационным климатом. Кризисный уровень инновационного развития наиболее
опасен для предприятия, чем средний, поскольку на среднем уровне, как было
отмечено выше, речь идет о факторах внутренней среды, которые поддаются
влиянию, в отличие от внешних факторов. Если в настоящее время предприятию не
удается повлиять на инновационный потенциал с целью его укрепления, то в
определенный момент может возникнуть ситуация, когда организация переместится
на низкий уровень инновационного развития, который требует радикальных
преобразований.
При стратегии усиления
предприятию необходимо укреплять инновационный потенциал в условиях благоприятного
климата. Усиление инновационного потенциала может происходить за счет повышения
его составляющих. Финансовую составляющую инновационного потенциала можно
повысить за счет привлечения дополнительных инвестиций, которые в условиях
благоприятного климата станут более доступны. Кроме того, целесообразно
совершенствование политики ценообразования, повышения качества продукции,
совершенствование технологии.
. Стратегия радикальных
преобразований характеризуется средним или низким уровнем инновационного потенциала
и неблагоприятным инновационным климатом. В этом случае предприятию требуются
радикальные преобразования для дальнейшего конкурентоспособного
функционирования. Целесообразно провести такие мероприятия, как слияние с
другой организацией или реорганизация предприятия. Крайней мерой этой стратегии
будет являться закрытие организации.
3. Модель инновационного развития предприятия
Стратегическая направленность
развития предприятий, осуществляющих инновации, заключается в разработке
совокупности целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление
инновационной деятельности путем воздействия на инновационные показатели
организации. Для выработки эффективного механизма управления развитием
предприятия существует модель инновационного развития, содержащая несколько
основных этапов.
Первый этап - формирование
системы экономических показателей для оценки уровня инновационного развития,
учитывающих взаимосвязи между факторами внутренней и внешней среды предприятия,
т.е. показатели инновационного потенциала, инновационного климата и
инновационной активности.
Второй этап - инструментарий
оценки уровня инновационного развития предприятия. Данная оценка проводится на
основе сопоставления показателей инновационного потенциала и инновационного
климата.
Третий этап - выбор
инновационной стратегии предприятия.
Инновационная стратегия
выбирается в зависимости от инновационного уровня, на котором находится
организация.
. Оценка инновационной конкурентоспособности
предприятия
С целью разработки единой методики оценки
инновационной конкурентоспособности социально-экономических систем предлагается
использовать три универсальных методических подхода: системный, процессный и
ресурсный.
В качестве базового принимается системный
подход, в рамках которого хозяйствующий субъект (организация, предприятие,
регион, страна) рассматривается как открытая система, состоящая, с одной
стороны, из целого ряда взаимодействующих сложных подсистем, а с другой - как
единое целое по отношению к ее внешней среде.
Суть подхода заключается в том, что система
представляется как совокупность определенных элементов (блоков, подсистем),
тесно связанных между собой. При этом изменение одного элемента может повлечь
соответствующие автоматические изменения в других элементах (естественная
адаптация к изменениям) либо вызывает необходимость целенаправленных изменений
в других блоках системы для того, чтобы сохранить ее целостность и
жизнеспособность (искусственная или институциональная адаптация к изменениям).
С позиции этого подхода система представляет собой определенную целостность,
состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в
характеристики целого и его жизнеспособность. Поэтому когда речь заходит о
необходимости осуществления в системе различного рода изменений, а инновации
как раз и являются весьма радикальными изменениями, то это объективно требует
необходимости системного учета существующих связей между всеми элементами
организации.
Экономический анализ, базирующийся на системном
подходе, позволяет обеспечить предприятие информацией, необходимой и
достаточной для принятия управленческих решений, как во времени, так и в
пространстве, что обеспечивает непрерывность решений, их согласование между
собой как по направлениям (производственные, технологические, финансовые и
т.д.), так и по уровням иерархии (стратегические, тактические, оперативные),
что способствует осуществлению инновационных программ с наибольшей
эффективностью.
Вторым важнейшим подходом в рамках
экономического анализа инновационных аспектов деятельности социально-экономических
систем является комплексность. Необходимость комплексного и полного анализа
всех существенных свойств объекта отмечается многими экономистами [3].
Комплексность анализа в оценке инновационного развития социально-экономической
системы предполагает соблюдение ряда принципов:
· принципа многоаспектности
(оцениваться должны все стороны инновационной деятельности);
· принципа многовариантности (анализ
проводится путем сопоставления результатов, полученных на основе нескольких баз
сравнения);
· принципа многокритериальности
(анализ проводится с использованием нескольких критериев, выбранных как с
учетом интересов самой организации, так и с учетом позиций других участников
инновационного процесса).
Комплексный подход включает также проведение
всесторонней качественно-количественной оценки и интерпретацию результатов
анализа. Именно комплексная оценка является важнейшим источником информации для
обоснования и принятия управленческих решений, в том числе в области
инновационной деятельности.
Применение системного и комплексного подходов
позволило сформировать единое представление об основных элементах (подсистемах)
социально-экономической системы с точки зрения оценки ее инновационного
развития и конкурентоспособности.
С точки зрения оценки инновационного развития
предприятия (фирмы) уровень его инновационной конкурентоспособности
характеризуется уровнями его инновационного и конкурентного статусов и зависит
от уровня инновационного развития и конкурентной позиции региона -
местоположения предприятия (модель приведена на рис. 2). Последние два фактора,
относящиеся к внешней среде предприятия, являются весьма важными, поскольку от
региональной (страновой) принадлежности фирмы (ее территориального
местоположения) в значительной степени зависит имидж предприятия: например,
доверие к фирме-производителю полупроводниковой продукции определённо будет
более высоким, если она расположена в Кремниевой долине, чем к фирме,
находящейся в какой-либо из стран третьего мира.
Рис. 2. Общая структура инновационной
конкурентоспособности предприятия (фирмы)
Наконец, ресурсный подход позволил выделить
несколько основных подсистем, функционирование которых в наибольшей степени
оказывает влияние на инновационную активность социально-экономической системы в
целом. Далее в каждой функциональной подсистеме был сформирован набор
статистических показателей, позволяющих провести количественные расчеты оценки
уровня инновационной конкурентоспособности системы. В табл. 1 представлен набор
таких показателей для промышленного предприятия. Для каждого показателя методом
экспертных оценок присвоено значение [2].
Таблица 1 - Показатели для оценки инновационного
развития и конкурентоспособности предприятия
Показатели
инновационного развития предприятия
|
Подсистема
предприятия
|
Показатели
конкурентного развития предприятия
|
Расходы
на информационную деятельность
|
Управленческо-информационная
|
Доля
управленческого персонала
|
Персонал,
занятый информационной деятельностью
|
подсистема
|
|
Доля
внутренних затрат на НИОКР и приобретение технологий в общих затратах на
производство
|
Коэффициент
автономии (финансовой независимости)
|
Обеспеченность
интеллектуальной собственностью
|
|
Коэффициент
текущей ликвидности
|
Наукоемкость
выпускаемой продукции
|
|
Норма
прибыли
|
Доля
затрат на приобретение нематериальных активов в общих внутренних затратах на
НИР
|
|
|
Доля
затрат на повышение квалификации и обучение кадров в общем объеме затрат на
НИР
|
|
|
Государственные
источники финансирования НИОКР
|
|
|
Доля
занятых исследованиями и разработками в общей численности персонала
предприятия
|
Кадровая
подсистема
|
Уровень
заработной платы
|
Обеспеченность
кадрами высшей квалификации
|
|
Текучесть
кадров
|
Уровень
зарплаты научно-технич. специалистов
|
|
Доля
затрат на обучение
|
Технико-технологическая
база, предназначенная для НИОКР
|
Материально-техническая
|
Коэффициент
износа ОПФ
|
Прогрессивность
оборудования
|
(производствен.)
|
Фондоотдача
|
Модернизация
оборудования
|
подсистема
|
|
Коэффициент
освоения новой техники
|
|
|
Показатель
освоения новой продукции
|
|
Рентабельность
продаж
|
Доля
инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции
|
Маркетинговая
подсистема
|
Доля
рынка
|
Рентабельность
инновационной продукции
|
|
|
Естественно, приведенные подсистемы и набор показателей
не претендуют на всеохватывающий анализ инновационной деятельности, особенно
для субъектов различной отраслевой (секторальной) принадлежности, вида
экономической деятельности и т.д. Главное - они дают возможность оценить
ресурсное обеспечение предприятия (фирмы), взаимодействие ресурсов и их влияние
на эффективность инновационной деятельности, то есть позволяют дать
обоснованную оценку уровня инновационной конкурентоспособности.
Методика оценки уровня инновационной
конкурентоспособности субъекта (предприятия) включает следующие шаги [5; 6].
. Анализ и оценка уровня инновационного развития
предприятия.
На этом этапе, используя процедуру экспертных
оценок, осуществляется выбор значимых показателей внутренних подсистем
предприятия, с учетом их важности. Экспертам предлагается система показателей,
характеризующих инновационную деятельность предприятия. Обработка результатов
оценки производится методом непосредственного оценивания (балльного метода),
который представляет собой упорядочение исследуемых показателей в зависимости
от важности путем приписывания баллов каждому из них. На основе этого строится
система показателей, характеризующих уровень инновационной деятельности
субъекта. Далее определяется агрегирующий показатель уровня его инновационного
развития:
, (1)
где ИРО - индекс инновационного развития
организации;
- коэффициенты
весомости показателей;
- показатели,
характеризующие уровень инновационной деятельности организации.
Затем проводится расчет инновационного развития
региона:
, (2)
где ИРР - индекс инновационного развития
региона;
- коэффициенты
весомости показателей;
- показатели,
характеризующие уровень инновационной деятельности региона.
Таким образом, инновационный статус предприятия
может быть определен как:
, (3)
где ИСО - инновационный статус организации;
ИРО - индекс инновационного развития
организации;
ИРР - индекс инновационного развития региона.
. Анализ и оценка уровня конкурентоспособности
промышленного предприятия.
Далее строится модель конкурентоспособности
предприятия:
, (4)
где ИКО - индекс конкурентоспособности
организации, коэффициенты весомости показателей; показатели, характеризующие
конкурентоспособность организации.
Также строится модель конкурентоспособности
региона:
, (5)
- коэффициенты
весомости показателей;
- показатели,
характеризующие конкурентоспособность региона.
Таким образом, конкурентный статус предприятия
может быть определен как:
, (6)
где КСО - конкурентный статус организации;
ИРО - индекс конкурентоспособности предприятия;
ИРР - индекс конкурентоспособности региона.
. Формирование интегрального показателя уровня
инновационной конкурентоспособности предприятия.
Интегральный показатель уровня инновационной
конкурентоспособности предприятия рассчитывается по формуле:
, (7)
где ИИК - индекс инновационной
конкурентоспособности организации;
ИСО - инновационный статус организации;
КСО - конкурентный статус организации.
Также можно рассчитать интегральный показатель
уровня инновационной конкурентоспособности региона:
, (8)
где ИИК - индекс инновационной
конкурентоспособности региона;
ИРР - индекс инновационного развития региона;
ИКР - индекс конкурентоспособности региона.
Для качественной оценки уровня инновационной
конкурентоспособности субъекта можно воспользоваться вербально-числовой шкалой
Харрингтона, применяемой для оценки различных объектов, где интервально
задаются качественные характеристики результатов количественных расчетов и
обеспечивается интерпретация результатов анализа (табл. 3)
[1].
Таблица 3 - Шкала градации показателя
инновационного развития экономического субъекта
Количественное
значение
|
Качественная
характеристика состояния инновационного развития
|
Высокий
|
1,0
|
Соответствует
лучшему состоянию инновационного развития предприятия.
|
1,00...0,80
|
Отличное
состояние показателя инновационного развития. Предприятие находится на уровне
мирового лидера своей отрасли хозяйственной деятельности.
|
Средний
|
0,80...0,63
|
Хорошее
состояние показателя инновационного развития. Соответствует состоянию
национального лидера своей отрасли.
|
0,63...0,37
|
Удовлетворительное
состояние. Требуется улучшение инновационной деятельности.
|
0,37
|
Минимально
допустимый уровень состояния показателя инновационного развития
(соответствует предельному уровню; требуются срочные инвестиции).
|
Низкий
|
0,37...0,20
|
Плохое
состояние. Требуются серьезные работы по изменению инновационного развития
деятельности предприятия.
|
0,20...0,00
|
Предприятие
может быть отнесена к ряду несостоятельных.
|
Заключение
Таким образом, основанная на применении
системного, комплексного и ресурсного подходов методики оценки уровня
инновационного развития и конкурентоспособности предприятий может быть
использована для расчета инновационной конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов разных иерархических уровней - от отдельных подразделений предприятий
(фирм, организаций) до отдельных регионов и страны в целом, т.е. имеет
универсальное значение. Методика позволяет проводить оценку на основании
статистической и финансовой отчетности, при этом учитываются факторы, влияющие
на эффективность деятельности предприятий, проводится сравнение их фактических
величин с нормативными значениями.
Список литературы
1. Сайт издательства Креативная
экономика http://www.creativeconomy.ru/
. Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки и образования» http://www.science-education.ru/
. Проблемы экономики и
управления предприятиями, отраслями, комплексами / Н.А. Аксеновская, В.О. Боос,
Е.Д. Вайсман [и др.] / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: СИБПРИНТ,
2010. - Кн. 13. - 328 с.
. Мингалева Ж.А.,
Гайфутдинова С. Формирование инновационной конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. - 317 с.
. Мингалева Ж.А., Платынюк
И.И. Оценка уровня инновационного развития предприятия // Креативная экономика.
- 2011. - № 4 (52). - С. 52-58.
. Мингалева Ж.А., Платынюк
И.И. Методика оценки инновационной активности предприятия // Научно-технические
ведомости СПбПГУ. Экономические науки. - 2011. - № 3 (125). - С. 133-137.