Анализ внутренней среды ООО 'ЭС-МАСТЕР'
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1
ФИРМА
1.2
ПОНЯТИЕ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»
1.3
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
1.4
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «ЭС-МАСТЕР»
3.
ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «ЭС-МАСТЕР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
внутренняя среда стратегия
управление
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим понятием в менеджменте является
организация. На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно
идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует
предпринимательская деятельность. Фирма - главное звено рыночной экономики,
потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и
функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое
значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других
групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами
адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне является изучение
поведения фирмы. Фирма как экономическое явление организует и интегрирует
экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность
региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре
рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на
рыночных отношениях.
Любая организация находится и функционирует в
среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том
случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является
источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для
функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и
даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию
ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней
средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти
моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
В связи с вышесказанным целью данной курсовой
работы будет рассмотрение элементов внутренней среды организации.
Для достижения поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
Дать понятие «фирмы»;
Определить понятие «внутренняя среда»;
Рассмотреть виды и функции внутренней среды;
Раскрыть методы оценки и анализа внутренней
среды;
Провести анализ на примере конкретного
предприятия.
Объектом исследования в данной работе была
выбрана - предпринимательская среда, предметом - методы оценки и анализа
предпринимательской среды.
Методы исследования - аналитический,
нормативно-правовой, монографический, индукция, дедукция.
Методологическую основу исследования составили
концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи,
материалы научных семинаров и конференций, связанные с проблемами рассмотрения
внутренней среды.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
.1 ФИРМА
Основным хозяйствующими субъектами,
сосредотачивающие в своей собственности большую часть собственного капитала,
являются фирмы в различных организационно-правовых формах.
Под фирмой понимается любая
организационно-хозяйственная единица, которая осуществляет предпринимательскую
деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности,
которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица.
Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе
одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах
деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения,
осуществляющие управленческую деятельность.
Под предприятием понимается
производственно-хозяйственная единица, которая представляет собой совокупность
людских и материальных ресурсов, определенным образом организованная для
достижения конкретных целей. В законодательстве большинства западных стран
предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, оно не
признается хозяйственным образованием, которое обладает обособленным
имуществом, собственными балансами и которое пользуется правами юридического
лица. Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс,
который включает нематериальные и материальные элементы являющийся объектом
права. Это права принадлежит предпринимателю, который управляет имуществом.
Поэтому предприниматель полностью отвечает по долгам и становится кредитором по
обязательствам предприятия. Имущество предприятия, как и личное имущество
предпринимателя, полностью используется для удовлетворения требований
кредиторов. В случае объявления несостоятельности предпринимателя все его
имущество идет на погашение долга.
Предприятие осуществляет технологический процесс
производства - преобразование материально-технический процесс производства -
преобразование материально-технических и людских ресурсов в продукты и услуги.
Фирма может иметь одно или множество производственных предприятий, каждое из
которых специализируется на выпуске закрепленной за ним номенклатуры изделий.
В России фирма - это общее название, которое
используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному,
посредническому или торговому предприятию. Оно указывает на то, что это
предприятие (или группа предприятий) является самостоятельной
предпринимательской единицей, т.е. обладает правами юридического лица, конкретизируемыми
в учредительных документах.
В России существует Единый государственный
реестр предприятий и организаций (ЕГРПО). ЕГРПО - единая система
государственного учета и идентификации субъектов деятельности на территории
страны. [9, с 54]
.2 ПОНЯТИЕ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»
В менеджменте под предпринимательской средой
понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование
фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение,
либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать,
как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою
очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное
окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или
непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).
Под внутренней средой понимается хозяйственный
организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию
научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь
идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы,
охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые,
транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения
и сферы деятельности.
Под внешней средой понимают все условия и
факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной
фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и
поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их
воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Выводы
проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой
конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих
решений. [11, с. 55]
.3 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Менеджер формирует и изменяет, когда это
необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное
сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и
знать их.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы
внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми
системы, то внутренние переменные в основном являются результатом
управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние
переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть
нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые
требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели
Организация, по определению, это, по крайней
мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать
как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно
то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные
состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая
вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и
постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
В ходе процесса планирования руководство
разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет
собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам
организации знать, к чему они должны стремиться.
У организации могут быть разнообразные цели,
особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые
занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных
товаров или услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой
прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность
(прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты
и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты.
И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление
конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в
их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной
ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем
следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.
Это разнообразие направленности деятельности
простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того
чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких
областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг,
подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность.
Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут
больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая
целями, пронизывает все последующие решения руководства.
В подразделениях, так же как и во всей
организации, необходима выработка целей. Например, целью финансового
подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж.
Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение
количества жалоб потребителей на 20% в следующем году.
Цели подразделений в различных организациях,
которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели
подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности.
Основной целью работы большинства организаций
является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации.
Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
ее максимизацию;
получение “удовлетворительной” прибыли, т.е.
суть, состоит в том, что при планировании прибыли она считается
“удовлетворительной”, если будет учитываться степень риска;
минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает
максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
Но не у всех организаций получение прибыли
является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например
церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма
может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо
максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:
удовлетворение потребителя или пользователя
услуг;
позиция на рынке, часто связанная с желанием
рыночного лидерства;
условия благосостояния работающих и развитие
хороших отношений среди персонала;
публичная ответственность и имидж организации;
техническая эффективность, высокий уровень
производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и
разработкам;
минимизация издержек производства и т.д.
Это разнообразие направленности деятельности
простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того
чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких
областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг,
подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность.
Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут
больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая
целями, пронизывает все последующие решения руководства.
Структура
Структура организации отражает сложившееся в
организации выделение отдельных подразделений, связи между этими
подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Структура организации - это логические
взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в
такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к
структуре является специализированное разделение труда. В большинстве
современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного
разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является
специализированное разделение труда - закрепление данной работы за
специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения
организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между
экспертами по маркетингу, финансам и производству.
На данный момент во всех организациях, за
исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по
специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов
обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно
осуществить разделение труда в организации - один из вопросов, являющийся
существенным управленческим решением.
Не менее важно и то, как осуществляется
вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для
успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии
является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на
высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей
среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти
руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных
руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу
контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа
подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая
структура, а широкой - плоская структура управления.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие
переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни
сфера контроля, ни “высота” структуры не показатель величины самой организации.
Необходимость в координации, существующая
всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по
горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных
организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации,
люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной
координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут
сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах
организации в целом.
Формулирование и сообщение целей организации в
целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных
механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль
в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда
должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что
они делают, чтобы их выполнить.
Еще одним направлением разделения труда в
организации является формулирование задач. Задача - это предписанная работа,
серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее
установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения
задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения
руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые
рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это
предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делятся на три
категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном
заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же
мастера - это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея
корпорации в основном связаны с информацией.
Два важных момента в работе - это частота
повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная
операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий
тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь
несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они
могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того
чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или
даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее
монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы
увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего уровня к
высшему.
Изменения в характере и содержании задач тесно
связано с эволюцией специализации. Как показал в своем знаменитом примере о
производстве булавок Адам Смит, специалист может существенно увеличить
производительность труда. В нашем веке технологические нововведения и системное
сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной
и сложной до такой степени, о которой и думать не мог Смит.
Технология
Технология как фактор внутренней среды имеет
гораздо большее значение. Большинство людей рассматривают технологию как нечто,
связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и
компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии
технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство
преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в
искомые продукты и услуги.
Технология подразумевает стандартизацию и
механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно
облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало
товаров, процесс производства которых не стандартизован.
В начале века появилось такое понятие как
сборочные конвейерные линии. Сейчас этот принцип используется почти
повсеместно, и очень сильно повышает производительность предприятий.
Технология, как фактор, сильно влияющий на
организационную эффективность, требует тщательного изучения и классификации.
Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию по Томпсону
и по Вудворд.
Классификация технологии по Джоан Вудворд
пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:
) Единичное, мелкосерийное или индивидуальное
производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
) Массовое или крупносерийное производство
применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны
друг другу или очень похожи.
) Непрерывное производство использует
автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для
непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших
объемах. Примеры - переработка нефти, работа электростанций.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон
предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
) Многозвенные технологии, характеризуемые
серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный
образец - сборочные линии массового производства.
) Посреднические технологии характеризуются
встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые
являются или хотят быть взаимозависимыми.
) Интенсивная технология характеризуется
применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести
определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.
Эти две категории не так уж расходятся друг с
другом. Например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового
производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между
индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Различия в
этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации
авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных
предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.
Нельзя назвать какой-то один тип технологии
лучше другого. В одном случае может быть более приемлем один тип а в другом
более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность
данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри
организации люди являются важным решающим фактором при определении
относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным
технологиям.
Никакая технология не может быть полезной и
никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые
являются пятой внутренней переменной.
Люди
Люди являются основой любой организации. Без
людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют
культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является
организация.
В силу такого положения люди для менеджера
являются “предметом номер один”. Менеджер формирует кадры, устанавливает
систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной
работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно
отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование,
национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия
могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение
отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В связи с этим менеджер должен строить свою работу с кадрами таким образом,
чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и
деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные
последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него
характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это
может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджеру
приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени
зависит успех функционирования организации.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого
количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа
организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут
занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других
организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень
небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и
процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают
деятельность любой организации и которые являются объектом управления со
стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются
следующие:
производство;
маркетинг;
финансы;
работа с кадрами;
эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством состоит в осуществлении
управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов,
поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает
внешней среде. Для этого менеджер осуществляет следующие операции: управление
разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса,
расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на
изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов
и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление
хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для
внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано посредством
маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта
увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов
организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление
такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование;
создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами состоит в том, что менеджер
осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации.
Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование
денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами,
определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление персоналом связано с обеспечением
производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и
переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий,
связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление
процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с
целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а
также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть
проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие
пути осуществления ее деятельности.[7, с. 66]
.4 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Существует большое количество методов анализа
внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:анализ -
это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и
угроз, исходящих из его ближайшего окружения (Рисунок 1).
Сильные стороны (Strengths) - преимущества
организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) -преимущества
организации на рынке;
Угрозы (Threats).
Рисунок 1. Матрица SWOT-анализа
- анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.
(сильная сторона),(нейтральная сторона),(слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW
- анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина
добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в
конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная
конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной
ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Для составления SNW - анализа необходимо заполнить таблицу 1. [4, с 56]
Таблица 1. SNW - анализ
Наименование
стратегической позции
|
Качественная
оценка позиции
|
|
Сильная
(S)
|
Нейтральная
(N)
|
Слабая
(W)
|
Стратегия
организации
|
|
|
|
Бизнес
- стратегии
|
|
|
|
Оргструктура
|
|
|
|
Финансы
|
|
|
|
Продукт
как конкурентоспособность
|
|
|
|
Структура
затрат
|
|
|
|
- анализ - это инструмент, предназначенный для
выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society)
и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять
на стратегию компании. Политика изучается регулирует власть, которая в свою
очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её
деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины
распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим
условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения
определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором
является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать
выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются
причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [3, с.
27]
Таблица 2- Анализ
Политика
|
Экономика
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Социум
|
Технология
|
1
|
1
|
2
|
Профиль среды удобно применять для составления
профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней
среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из
факторов экспертным образом дается оценка.
Далее все три экспертных оценки перемножаются и
получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для
организации.
Таблица профиля среды
Факторы
среды
|
Важность
для отрасли, А
|
Влияние
на организацию, В
|
Направленность
влияния, С
|
Степень
важности, D=A*B*C
|
1.
|
|
|
|
|
...
|
|
|
|
|
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «ЭС-МАСТЕР»
Для выделения объекта ООО «ЭС-МАСТЕР» из
окружающей среды воспользуемся моделью «черного ящика».
С позиций системного анализа предприятие
вовлечено в три процесса:
получение ресурсов из внешней среды (вход);
превращение ресурсов в продукт (производственный
процесс);
передача продукта во внешнюю среду (выход);
Рассмотрим каждый из процессов применительно к
выбранному объекту.
К материальным ресурсам, используемым на
предприятии, являются:
строительные материалы;
спецтехника и строительное оборудование.
Трудовые ресурсы - работники, соответствующей
квалификации (каменщики, подсобные рабочие, мастера, прорабы).
Необходимым ресурсом для успешной работы
предприятия на современном рынке является информация. Сведения о конкурентах,
новых технологиях, разработанных в сфере строительства, об изменяющемся
предложении материалов и так далее должны регулярно поступать в соответствующие
отделы.
Технология как ресурс производства приобрела на
сегодняшний день большое значение. Различные методы строительства и
инновационный технологии (например, изменение состава цемента) способны снизить
затраты и время на производство работ.
Под производственным процессом на предприятии
понимается капитальное строительство и реконструкции, строительство индивидуального
жилья и коттеджных минипоселков и прочие общестроительные работы.
Таблица 4АНАЛИЗ
Наименование
стратегической позиции
|
Качественная
оценка позиции
|
|
Сильная
(S)
|
Нейтральная
(N)
|
Слабая
(W)
|
Стратегия
организации
|
|
ü
|
|
Бизнес-стратегии
|
|
ü
|
|
Оргструктура
|
|
ü
|
|
Финансы,
как общее финансовое положение
|
|
|
ü
|
Продукт
как конкурентоспособность в целом
|
ü
|
|
|
Структура
затрат
|
|
|
ü
|
Дистрибуция
как система реализации продукции
|
|
ü
|
|
Информационная
технология
|
ü
|
|
|
Инновации
как способ к реализации на рынке продуктов
|
|
ü
|
|
Способность
к лидерству в целом
|
|
|
ü
|
Уровень
производства в целом
|
|
|
ü
|
Уровень
маркетинга
|
|
ü
|
|
Уровень
менеджмента
|
|
ü
|
|
Качество
торговой марки
|
ü
|
|
|
Качество
персонала
|
ü
|
|
|
Репутация
на рынке
|
|
ü
|
|
Репутация
как работодателя
|
ü
|
|
|
Отношения
с органами власти
|
|
ü
|
|
Отношения
с профсоюзами
|
ü
|
|
|
Отношения
со смежниками
|
|
ü
|
|
|
ü
|
Послепродажное
обслуживание
|
ü
|
|
|
Степень
вертикальной интегрированности
|
|
ü
|
|
Корпоративная
культура
|
ü
|
|
|
Стратегические
альянсы
|
|
|
ü
|
Итак, в целом картина внутренней среды
организации не совсем благоприятная. Но у компании существует потенциал к
развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей
значимости образовывают стабильную картину развития. Большинство внутренних
позиций обозначены сильной оценкой в Строительной Компании, соответственно это
предполагает возможность внутреннего роста.
Система связана с окружающей средой двояким
образом: с одной стороны внешняя среда влияет на систему, с другой стороны
система воздействует на среду. Внешняя среда предприятия как системного объекта
состоит из ближнего и дальнего окружения.
В качестве ближнего окружения для ООО
«ЭС-МАСТЕР» можно назвать:
клиенты - юридические и физические лица;
поставщики - компании и частные лица,
предлагающие строительные, транспортные услуги и строительные материалы;
конкуренты - компании, предлагающие аналогичные
услуги;
партнеры по бизнесу - компании, предлагающие
услуги генподряда;
контролирующие органы - ИФНС, Фонд социального
страхования РФ, Управление пенсионного фонда РФ, Пожарная инспекция и т.д.
финансово-кредитные учреждения - банки,
предоставляющие услуги кредитования;
контактная аудитория - члены семей работников и
т.д.
Второй составляющей окружающей среды является
дальнее окружение, под влиянием сил и тенденций которого осуществляется
деятельность. На сегодняшней день политическая и экономическая ситуации в
стране стабильны, что дает возможность развития бизнеса. Так же растет уровень
доходов населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях.
Поскольку появляются новые компании, офисное строительство является
востребованным видом деятельности. Законодательная база, определяющая
полномочия и права компании, способна дать возможность для защиты от нечестной
конкуренции и т.д.
Развитие науки и техники имеет решающие значение
для появления технологических нововведений в области процессов строительства.
Природно-климатические условия в данном регионе
предполагают определенные трудности в проведении строительства в зимних условиях
при строительстве коттеджей, доставки материалов. Наиболее благоприятными
сезонами для предприятия являются весна и осень.
Не менее важным фактором является
демографическая обстановка. Такие факторы как темпы роста городов, региональные
различия дает информацию о востребованных формах строительства (жилые
многоквартирные дома, офисные помещения, коттеджи, таунхаусы и т.д.)
Практический смысл анализа внешней и
конкурентной среды для компании состоит в выявлении угроз и возможностей для
бизнеса, которые могут вытекать из происходящих «вовне» его процессов.
Рассмотрим более подробно, что может быть предметом внимания фирмы при анализе
ее внешней среды.
В управленческой литературе это получило
название PEST-анализа (оценка социальных, технологических, экономических и
политических факторов, которые могут оказать существенное влияние на условия
ведения бизнеса).
Таблица 5анализ для «ЭС-МАСТЕР»
P
-выборы в государственную думу в 2011 году; -повышение з/п бюджетникам,
стипендий, пенсий; -государственное влияние в отрасли осуществляется путем
лицензирования; -государственное регулирование конкуренции в отрасли
осуществляется также путем лицензирования; -планирование законов, улучшающих
положение малого и среднего бизнеса; Сценарий: В целом прогноз по политике
благоприятен: выборы правительства РФ не должны воспрепятствовать развитию
отрасли; изменения законодательства РФ благотворно повлияют на ее развитие
|
E
-в целом наблюдается стабилизация экономической ситуации в России;
-наблюдается снижение безработного населения (93 % на 1 января 2011 г. в
сравнении с 111,8% в январе 2010г.); - инфляция в России составила в 2010 г.
11,9%, текущий уровень 6,3%; -курс доллара имеет тенденцию к снижению, курс
евро 34.5 рубля; -ставка рефинансирования составляет 8,5% и имеет тенденцию к
снижению; -в целом доля импорта продукции отрасли остается высокой (основные
страны-импортеры: Китай, Турция); -основные внешние издержки организации
постоянно растут из-за увеличения цен на бензин, энергоносители и т.д.
Сценарий: Прогноз по экономике благоприятен: ожидается увеличение объемов
строительства; уменьшение ставки рефинансирования дает возможность доступного
кредитования и, следовательно, развития отрасли, однако по-прежнему остается
проблема из-за постоянного увеличения затрат на внешние издержки
|
S
-в целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным
уровнем дохода по-прежнему остается невелик; -смещение потребительских
акцентов от простого «уровня потребления» к новому «качеству жизни»; -роль
образования повышается, все больше приобретает приоритет высшее образование;
-население осознало проблему экологии и поддерживает экологически безопасное
производство и покупку экологически чистых продуктов; -естественный прирост в
России отрицательный, но в последнее время наблюдается, хоть и не
повсеместное увеличение рождаемости, а также механический прирост
обеспечивает приток рабочей силы из стран ближнего зарубежья; -рост доходов
населения увеличивает объем продаж и обеспечивает развитие предприятия;
Сценарий Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Потребность
общества в жилье и различных административных зданиях Общество постепенно
становится экономически грамотным и меняет приоритет от “дешевого” к
“качественному”.
|
T
-технологические изменения фактически не инициируются властью и
организованным вокруг государства обществом; -значимые тенденции в НИОКР и
новые патенты не имеют большого значения в отрасли; -скорость изменения новых
технологий достаточно низкая, однако адаптируются они быстро; -имеется тенденции
к появлению новых продуктов отрасли, новых методов; -технологические
усовершенствования, которые проходят в других странах, затем закупаются
(например, строительные и отделочные материалы); Сценарий Новые технологии в
отрасли развиваются довольно быстро, появляющиеся новые технологии достаточно
быстро адаптируются, технологические факторы могут оказать влияние на отрасль
|
На сегодняшний день в России стабильная ситуация
для развития бизнеса, так как политические и экономические процессы в стране
стабильны. Растет уровень доходов населения, что позволяет говорить о
возрастающих потребностях, которые закреплены высокой степенью
информированности о товарах и услугах. Поскольку появляются новые компании, а
имеющиеся расширяют свою деятельность, офисное строительство, а также ремонт и
отделка помещений являются востребованными видами деятельности. Законодательная
база, определяющая полномочия и права компании, способна дать возможность
развития бизнеса, защиты от нечестной конкуренции и т.д. Развитие науки и
техники имеет решающие значение для появления технологических нововведений в
области процессов строительства. Инновационные технологии сокращают сроки и
улучшают качество предоставляемых фирмами услуг.
Таблица 6
Профиль среды ООО «ЭС-МАСТЕР»
Факторы
среды
|
Важность
для отрасли, А
|
Влияние
на организацию, В
|
Направленность
влияния, С
|
Степень
важности, D= А*В*С
|
1.
Увеличение числа жителей города Тольятти
|
3
|
2
|
+1
|
6
|
2.
Постоянное развитие инфраструктуры
|
3
|
3
|
+1
|
9
|
3.
Развитие новых технологий
|
3
|
2
|
+1
|
6
|
4.
Постоянная потребность города в строительстве и реконструкции
|
3
|
3
|
+1
|
9
|
5.
Открытие новых фирм-конкурентов
|
1
|
3
|
-1
|
-3
|
6.
Повсеместное увеличение рождаемости
|
3
|
1
|
+1
|
3
|
Теперь можно сделать следующие выводы: такие
факторы среды, как постоянное развитие инфраструктуры и потребность города в
строительстве и реконструкции имеют относительно более важное значение для
организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а
открытие новых фирм-конкурентов и повсеместное увеличение рождаемости имеют наименьшую
степень важности. Увеличение числа жителей города Тольятти и развитие новых
технологий не так важны, как постоянное развитие инфраструктуры и потребность
города в строительстве и реконструкции, но на них тоже необходимо обращать
внимание, потому что это достаточно важные факторы, просто в меньшей степени
влияющие на работу организации и отрасли в целом.
3. ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ ООО «ЭС-МАСТЕР»
Первый этап. Оперативное управление.
Цель управления на первом этапе - устранение или
минимизация наиболее значимых для предприятия кризисных факторов, таких как:
нестабильное финансовое положение;
низкий объем оказанных услуг;
отсутствие четкой стратегии развития, в части
долгосрочных планов;
недостаточная практика использования новых
разработок и исследований.
В рамках первого этапа управления ООО
«Строительная Компания» следует осуществить следующие меры:
разработка стратегии развития компании
(улучшение финансового положения компании);
разделение длительного производственного цикла
на менее продолжительные периоды с целью регулирования уровня незавершенного
производства;
снижение кооперационных рисков при сотрудничестве
с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий;
рассмотрение инновационных технологий в сфере
строительства.
Второй этап. Текущее управление.
Эффектом внедрения экономических мер на втором
этапе является преодоление кризисного состояния предприятия в период текущего
года: достижение нормативного уровня текущей ликвидности и планируемого уровня
рентабельности продукции, улучшение инвестиционной привлекательности
предприятия.
Экономический механизм реализации второго этапа
для компании состоит в следующем:
снижение конечной себестоимости продукции за
счет отраслевой локализации отдельных специализированных производств общества;
сокращение расходов на содержание
непроизводственной сферы;
поиск новых технологий и методов строительных
работ;
привлечение партнеров, инвесторов;
активная маркетинговая политика и расширение
рынков сбыта.
Третий этап. Среднесрочное антикризисное
управление.
Реализация третьего этапа управления
производится в течение 3-5 лет и направлена на рост эффективности производства,
повышения конкурентоспособности предприятия, повышение капитализации бизнеса.
Она включает комплекс мероприятий, направленных на совершенствование
финансово-экономической политики, снижение затрат на основе лучшего
использования материальных и трудовых ресурсов, внедрение современных
информационных технологий. [14, с. 17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду
организации необходимо сделать основные выводы по данной теме:
В рыночной экономике важнейшие решения - что,
как, и для кого производить - принимается частными фирмами.
Фирма - основной субъект экономических
отношений.
Существует множество классификаций предприятий
по различным признакам.
Для каждого типа фирмы, характерны различные
модели управления, организации и структуры, которые существенно отличаются друг
от друга по многим факторам.
У каждого вида предприятия существуют
преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе организационной
формы при открывании новой фирмы.
Изучив и проанализировав основную экономическую
и методическую литературу по данной проблеме, можно утверждать, что анализ
среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный
процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов,
оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми
сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во
внешней среде.
В связи с этим проблема оценка и анализ
внутренней и внешней среды организации остается одной из главных для
предпринимательской деятельности.
Для раскрытия данной темы в ходе работы были
выполнены следующие задачи:
Дано понятие «предпринимательской среды»;
Определено понятие «внутренняя среда»;
Рассмотрены виды и функции внутренней среды;
Раскрыты методы оценки и анализа внутренней
среды;
Проведен анализ на примере конкретного
предприятия.
Под предпринимательской средой понимают наличие
условий и факторов, которые воздействуют на организацию и требуют принятия
управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к
ним. Среду любой организации состоит из двух сфер: внутреннюю и внешнюю,
которые находятся в постоянном взаимодействии. Важным аспектом является анализ
внутренней и внешней среды, методов которого на настоящий момент существует
большое количество (SWOT-анализ, SNW - анализ, PEST - анализ и т.д.)
Таким образом, достигнута цель и решены задачи
курсовой работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.66, 69-71, 74, 76, 87, 89-91,
96-100, 102-104, 107-110, 112-115).
.
Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах»
.
Веснин В.Р. Теория организации. [Текст]: Учеб. пособие / В.Р. Веснин - М.: ТК
Велбли, изд-во Проспект, 2008. - Стр. 53-59
.
Виханский О.С. Стратегическое управление. [Текст]: учебник/ О.С. Вихан-ский -
М.: МГУ, 2009. - 252 с.
.
Граждан, В.Д. Теория управления. [Текст]: учебное пособие / В.Д. Граждан - М.:
Гардарики, 2007.- Стр. 52-56
.
Коренченко Р.А. Общая теория организации. [Текст]: учебник для вузов.-М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Стр. 40-45
.
Коробко, В.И. Теория управления. [Текст] / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Стр. 35-38
.
Лапыгин Ю.Н. Теория организаций. [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин - М.:
ИНФРА, 2010. - Стр. 99-101
.
Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные
инструкции. [Текст] учебное пособие / М.: Экономика, 2011. - 34 с.
.
Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. [Текст]: Учебное
пособие / В.В. Прыткин - М., 2010. - 243 с
.
Румянцева З.П. Менеджмент организации. [Текст]: учебное пособие /
З.П.Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 432
с.
.
Юшина, Е.А. Основы управления социально-экономическими процессами, учебно -
методическое пособие. [Текст] / Е.А.Юшина, Н.И.Копцева, Е.Н.Заузолкова. -
Киров, 2011. - 54 с.