Экономическая безопасность государства
Содержание
Введение
. Теоретические основы экономической безопасности государства
.1 Сущность экономической безопасности государства
.2 Правовое регулирование экономической безопасности государства
. Анализ экономической безопасности России
.1 Факторы обеспечения экономической безопасности России
.2 Проблемы в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности страны обретает особую значимость и остроту. Основополагающим определением является то, что экономическая безопасность является фундаментом, на котором зиждется сама сущность государства как субъекта мирохозяйственных взаимоотношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения и перспективы его существования в будущем. А такие важнейшие направления деятельности государства как укрепление оборонного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности, устойчивость социума и др., представляют собой важные, но все-таки производные составляющие общей политики обеспечения его экономической безопасности. Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., в определённых аспектах продолжающийся и в настоящее время, оказал существенное негативное воздействие на социально-экономическое положение практически всех стран-субъектов мирохозяйственных связей.
Российская экономика также оказалась втянутой в водоворот мировой рецессии, причем последствия этого для нашей страны оказались даже более разрушительными, чем для инициатора текущего кризиса - США. Так, в 2009 г. ВВП США снизился на 2,6% против предыдущего года, а российский ВВП - на 7,8%. Рецессия продолжается, и перспективы восстановления безопасных темпов роста национального дохода России выглядят не очень оптимистично. По отчёту и оценке Минэкономразвития РФ, в 2012 г. рост ВВП составил всего 3,4%, в 2013 г. - 1,4%, прогнозируемый на 2014 г. - 2,5%, в то время как минимальный темп роста, при котором можно лишь поддержать стабильность экономической ситуации в стране и не более того, составляет около 5%. (Приложение 1, таблица №1). Предмет работы - экономическая безопасность государства. Объект работы - показатели экономической безопасности России. Цель работы - исследование показателей экономической безопасности России Задачи работы:
- исследование теоретических основ экономической безопасности государства; - исследование сущности экономической безопасности государства; - исследование правового регулирования экономической безопасности государства; - оценка эффективности обеспечения экономической безопасности России; - исследование проблем в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения.
Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы органов государственной власти.
. Теоретические основы экономической безопасности государства
1.1 Сущность экономической безопасности государства
Когда речь идет о жизнеспособности и перспективах развития государства, наиболее часто имеются ввиду такие понятия, как "экономическая безопасность" и "национальная безопасность". Существует множество трактовок данных понятий.
Национальная безопасность - это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.
Экономическая безопасность - такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.
Экономическая безопасность - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.
В частности, по мнению академика РАН Л.И. Абалкина, экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично и эффективно, решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Таким образом, именно экономическая безопасность, как суммарность своих неразрывно связанных составляющих, определяет уровень национальной безопасности государства.
Под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого, динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевых параметров функционирования экономики в условиях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего, так и внешнего характера.
Используя терминологию теоретической механики можно добавить, что под устойчивостью любой динамической системы понимается её способность восстанавливать и поддерживать в заданных пределах ключевые параметры функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений. Экономическая безопасность нашей страны характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-политическое и экономическое явление, включающее в себя и опирающееся на целую систему важных взаимодополняющих и взаимозависимых факторов.
Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН определены около 150 показателей национальной экономики и социально-политической сферы, которые в той или иной форме и пропорциях определяют состояние и эволюцию экономической безопасности государства. Самыми основными факторами из упомянутого количества показателей и именно из тех факторов, которые прямо или косвенно увязаны с особенностями внешнеэкономической деятельности страны, но, главное, уже находящимися в состоянии, прямо угрожающем экономической безопасности государства, являются:
масштабы, отраслевая структура и технологический уровень национального промышленного производства;
- наличие природных ресурсов, их количественные и структурные параметры, а также формы собственности и распоряжения ими; - природно-климатические условия и другие особенности аграрного производства; - трудовые ресурсы как составляющая экономической безопасности государства; - интеллектуальный потенциал страны;
валютные ресурсы, источники и особенности использования;
- внутренний рынок;
профессионализм и эффективность государственных институтов. Конечно же, в приведенном списке представлены только постоянно действующие факторы, прямым образом формирующие экономику страны и определяющие её безопасность. Есть и некоторые другие импульсы, имеющие чаще всего временный характер, но также могущие пусть косвенно, но деформировать внутренние экономические процессы. Это и военно-политические события (как общемировые, так и регионального уровня), внутренняя социально-политическая ситуация и др. Некоторые специалисты акцентируют внимание на характеристике не только экономики, но и институтов власти, считая, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. При этом характерно то, что решение социальных задач, социальная направленность политики являются важными компонентами экономической безопасности, в чем сходятся мнения специалистов. Отсюда напрашивается вывод, что обеспечение экономической безопасности предполагает не только стабильную деятельность институтов, но и то, ради чего они созданы и функционируют - достойное стабильное существование всех слоев населения, что сказывается и на демографических процессах - рождаемости, смертности, миграции. Поскольку экономическая безопасность государства и его демографическая устойчивость взаимозависимы и взаимообусловлены, то и рассматривать данные понятия целесообразно во взаимосвязи между собой.
Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны в целом, так и ее регионов.
.2 Правовое регулирование экономической безопасности государства
Угрозы экономической безопасности отражены в нормативно-правовых актах, регламентирующих стратегию развития страны. В частности, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, названы:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; - рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее. 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
- усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; - низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; - свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции с внешнего и с внутреннего рынка; - рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:
- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
- сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; - ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
2. Анализ экономической безопасности России
экономический безопасность цена валовой
2.1 Факторы обеспечения экономической безопасности России
Наличие богатейших природных ресурсов во все периоды российской истории служило важным, а в ряде случаев и решающим фактором обеспечения государственной безопасности. Наша Родина располагает всем спектром энергоносителей: нефть, газ, уголь и др., а также значительными, а в ряде случаев и комплексными, т.е. обеспечивающими работу целых отраслей производства, запасами стратегического промышленного сырья. На территории страны размещены самые крупные в мире разведанные и подтвержденные запасы таких полезных ископаемых, как: железная руда -32%, природный газ - 35,4%, никеля - 31%, алмазы - 26%, апатиты - 64,5%, уран - 14, цинк - 16%, нефть - 13%, олово - 27%, кобальт - 21%, свинец - 12%, медь - 11% и т.д. Россия объективно принадлежит к малочисленной группе "самодостаточных" в экономических аспектах государств, куда также входят США, Китай, Индия и Бразилия. Такой потенциал первого сектора производства явился мощной предпосылкой и основой для решения проблем индустриализации страны в годы первых пятилеток, в военные годы и послевоенного восстановления национальной экономики. Однако роль природных ресурсов изначально не ограничивалась только сырьевой функцией. Не менее важное предназначение природных ресурсов заключалось в формировании валютных поступлений от их вывоза на мировой рынок. В связи с резким сокращением обрабатывающих отраслей в национальном производстве в последние годы эта функция и роль сырьевых ресурсов в формировании отраслевой структуры ВВП стала преобладающей. Это отчетливо отражено в последовательном росте экспортных квот основных товарных позиции национального экспорта. Так, по данным Таможенной статистики РФ, в 2013 г., например, доля экспорта нефти сырой составила почти 47% объёма производства, а по нефтепродуктам - еще значительнее - почти 51% Если же определить общую экспортную квоту нефти сырой, т.е. включая то количество нефти, которое вывезено в виде нефтепродуктов, то суммарная экспортная квота нефти сырой будет близка к 80%. Примерно такая же квота по таким позициям, как целлюлоза бумажная и минеральные удобрения. По другим товарным позициям экспортные квоты не столь драматичны, но тоже существенны: уголь каменный - 43%, газ природный - более 27%, фанера клееная - почти 52%, прокат черных металлов - более 27 процентов и т.д. Значительные квоты по большинству из перечисленных товаров обусловлены в большой степени экономическими мотивами, т.е. более высокой коммерческой эффективностью реализации продукта на внешнем рынке, и не могут серьёзно повлиять на экономическую безопасность страны в целом, хотя по отдельным позициям (прокат черных металлов, уголь каменный и газ природный) с учетом их стратегической значимости такие опасения вполне оправданы. Совсем иная ситуация с нефтью. Особенности этой товарной позиции заключаются в том, что, во-первых, это ресурс не возобновляемый, во-вторых, это одна из ведущих товарных позиций, определяющих сальдо счета текущих операций платежного баланса страны, а также, в-третьих, - это остродефицитный ресурс. По данным западных экспертов, при современных объёмах добычи нефти (более 500 млн. т в год) разведанных запасов России хватит на 15-20 лет, после чего страна может перейти в статус нетто импортера нефти и нефтепродуктов. Возможности Арктического шельфа помогут лишь отсрочить это событие, но не исключить, учитывая, что стоимость геологоразведки, обустройства месторождений, а также добычи и транспортировки нефти в арктических условиях имеет совсем другой порядок, да и практическая реализация этой идеи сталкивается с пока неразрешаемыми техническими задачами. Продовольственная безопасность является одной из ключевых составляющих общей экономической безопасности любого государства, а в последние годы эта проблема приобретает уже и глобальный характер. Последовательный рост численности населения, активные процессы мировой урбанизации, сопровождающийся неизбежным сокращением посевных площадей и другие негативные факторы, еще более усложняют задачи обеспечения продовольствием. По официальным данным ООН, в настоящее время при численности населения мира в 7 млрд. чел. около 1 млрд. чел., т.е. почти 15% - голодают. В России вопросы обеспеченности продовольствием и, в более широком аспекте, продовольственной безопасности, также достаточно актуальны. Нынешние диспропорции внутреннего рынка продовольствия являются прямым результатом реформ агропромышленного комплекса. Сформировавшийся громадный дефицит продовольствия на внутреннем рынке был восполнен проверенным многочисленной группой стран третьего мира способом - на пути расширения импорта. Так, по данным Таможенной статистики, только в 2013 г. Россия ввезла продовольствия и сельхозсырья на сумму почти 45 млрд. долл. (14,2% общей стоимости российского импорта). А если учесть т.н. "серый" импорт, который по оценке Института мировой экономики и международных отношений РАН по товарной группе "Продовольствие и сырье для его производства" составляет около 40%, то фактические валютные затраты на импорт этой группы товаров составляют 60-70 млрд. долл. ежегодно. Это привело к тому, что в настоящее время в общем объёме потребляемого продовольствия в России импортная продукция занимает около 40%, а в Москве и Санкт-Петербурге - более 70%. Очевидно, что страна нуждается в чрезвычайной политике, целью которой должен быть выход на уровень самообеспеченности продовольствием по крайней мере по таким основным позициям, как мясо, молоко и молокопродукты, овощи, фрукты и др. В связи с этим не лишним будет напомнить, что известный китайский лидер Дэн Сяопин в "Стратегии восстановления китайской экономики" первым по значимости приоритетом обозначил именно достижение самообеспеченности продовольствием. Для достижения этой цели Россия имеет весьма весомые предпосылки. Прежде всего, огромная и разнообразная по климатическим условиям территория. Показатель территории, приходящейся на душу населения, составляет в России около 11,5 га, в то время как в США - 3,35, в Китае - 0,76, а в Японии - всего 0,29 га. Протяженность страны как по меридианам, так и по параллелям столь значительна, почвы столь разнообразны, что при любых природных катаклизмах при профессионально грамотном ведении хозяйства можно иметь оптимальные и гарантированные урожаи. Вместе с тем, эти предпосылки могут быть реализованы и стать основой возрождения аграрного сектора лишь при формировании и реализации совершенно новой аграрной стратегии, учитывающий уже почти двадцатипятилетний негативный опыт реформирования сельскохозяйственного сектора в нашей стране. Основной вывод, который вытекает из этого опыта состоит в том, что решающим сектором агропроизводства фермерские хозяйства так и не стали. Несмотря на крупномасштабную передачу в частную собственность земли (около150 млн. га или почти 65% всех сельхозугодий) фермерские хозяйства дают всего 3-5% товарной продукции. При этом основными участниками агропроизводства выступают коммерциализировавшиеся приусадебные индивидуальные хозяйства (более 57%) и реформированные колхозы и совхозы (более 40%). Если говорить о структурно-социальных аспектах проблемы, то достижение уровня самообеспеченности видится в создании в каждой подотрасли сельскохозяйственного производства системы крупных вертикально интегрированных специализированных комплексов различных форм собственности (государственной, государственно-частной, частной и пр.), обеспечивающих весь производственный цикл от обработки почвы и до переработки выращенного сырья до стадии готовой продукции. Очевидно, что в этом процессе предусматривается участие также фермерских и приусадебных производств на полностью паритетных началах, причем и эти два сегмента агропроизводства должны быть обеспечены, по крайней мере в начальной стадии работы, эффективной государственной поддержкой. В современных социально-экономических условиях реализация этой стратегии, как, впрочем, и любой другой, предусматривающей восстановление российского АПК, невозможна без активного участия государства во всех основных аспектах этого процесса: создание и постоянное совершенствование инфраструктуры в сельских регионах, прямое финансирование проектов, предоставление тарифных льгот, решение социальных проблем села, оптимизация импорта сельхозпродукции и многое другое. Существующая отстраненность государства от системного решения проблемы возрождения АПК не может считаться разумной и чревата потерей государственного суверенитета страны. Те меры, которые предпринимаются для поддержки сельскохозяйственного производства в настоящее время: льготные тарифы на энергоносители весной, финансовые вливания фермерам и пр., не могут считаться достаточными для решения всех масштабных и весьма срочных задач выхода страны на уровень самообеспеченности продовольствием и, следовательно, укрепления продовольственной безопасности как важной составной общей экономической безопасности. Трудовые ресурсы - один из основных факторов производства, в связи с чем существующее положение и эволюция их количественных и структурных параметров играют важную роль в формировании и укреплении экономической безопасности страны. При общей численности населения России на начало 2014 г. в немногим более 142 млн. человек численность экономически активного населения составляет ок.76 млн. чел., или почти 44%. В целом можно оценить приведенные параметры как вполне благоприятные предпосылки для работы по возрождению национального производственного и научного потенциала по крайней мере в количественных аспектах. Что же касается качественных и структурных показателей, то в течение последних 20-ти и даже более лет просматривается явная негативная тенденция последовательного снижения профессионального уровня трудовых ресурсов. Этому содействовал массовый исход инженерно-технических и научных кадров из разрушаемых научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий госсектора в 90-х годах, а также масштабная иммиграция неквалифицированной рабочей силы. Есть ошибки в существующей системе подготовки специалистов и в структуре специальностей. Отмечается явное перепроизводство экономистов, юристов менеджеров общего плана и т.д. С другой стороны, машиностроение (несмотря на усохшие масштабы) ощущает острый дефицит инженерно-технических кадров и рабочих кадров. Эти и многие другие диспропорции обусловлены бессистемной, стихийной практикой подготовки специалистов в секторе частных учебных заведений в количестве около 460. Однако есть в этом вина и государственных ВУЗов.
Существенную брешь в кадровом обеспечении российской науки и производства привносит и эмиграция, получившая утвердившееся название "утечка мозгов". По достаточно условным оценкам экспертов за рубежом в настоящее время трудятся около 1,2 млн. российских специалистов, как надо понимать - не самых бездарных. В мировой практике существуют оценки стоимости подготовки специалиста до уровня пригодности для работы в современном западном предприятии. Она колеблется от 300 до 800 и более тыс. долл. С учетом известных недоработок в общеобразовательной системе и в подготовке научных кадров в России, выберем среднее и остановимся на уровне 500 тыс. долл. Таким образом, общую сумму нашей безвозмездной помощи страдающей от кризиса западной экономике можно оценить примерно в 600 млрд. долл.
В целом, оценка наличествующих трудовых ресурсов страны далеко не однозначна. При достаточно позитивных количественных показателях имеющихся трудовых ресурсов очевидна тенденция последовательного снижения квалификационных показателей в связи с деградацией и даже исчезновением ряда отраслей машиностроения. Очевидно, что воссоздание и техническое перевооружение станкостроения, энергомашиностроения, авиастроения и др. отраслей потребует и заблаговременной подготовки адекватного уровня конструкторских, инженерно- технических и рабочих кадров.
Классическая политэкономия, определяя конкурентоспособность государства, важное значение придавала наличию абсолютных преимуществ в таких факторах производства, как наличие природных ресурсов (их количественные и структурные характеристики), недорогие и доступные капиталы, а также трудовые ресурсы с оптимальными количественными и квалификационными параметрами. Но эти факторы определяли конкурентные преимущества государства лишь на самых ранних стадиях эволюции производительных сил и обусловливали естественное и, в большой степени, стихийное формирование международного разделения труда.
Активный научно-технический прогресс и общецивилизационные процессы в мире обусловили существенную качественную деформацию в структуре и значимости тех или иных факторов в современной эволюции как в обеспечении жизнеспособности отдельно взятого государства, так и в эффективности международного разделения труда в целом. Хотя и в настоящее время наличие природных, климатических и других естественных ресурсов играет существенную роль в жизнедеятельности отдельных государств и регионов, и в значительной степени обусловливает их положение в общей системе мирохозяйственных связей. (Россия, Норвегия, страны-члены ОПЕК и др.). Вместе с тем, по мере роста НТП и перехода во второй половине прошедшего столетия ряда промышленных стран в стадию постиндустриального развития появляется все больше оснований говорить о новом - четвертом факторе производства, который можно определить как интеллектуальный потенциал общества. Это понятие достаточно сложное по структуре и разноплановое по содержанию составляющих его компонентов. Прежде всего - это группа факторов, которые можно охарактеризовать как комплекс накопленных обществом знаний, материализованных в используемых научно-производственных процессах и технологиях (как собственных, так и привлеченных), а также знаний, зафиксированных в официальных патентах, лицензиях, ноу-хау и др. формах регистрации научных результатов как национального, так и международного уровней. Понятие интеллектуального потенциала общества включает в себя также и такие факторы, как масштабы, отраслевая структура и технологический уровень всей научно-технической базы страны, интенсивность инновационных процессов в научной сфере в целом и по отраслям. А также эффективность и оперативность использования научных результатов, производительность научного труда на отраслевых уровнях и по научной отрасли в целом, эффективность общей системы образования страны и подготовки научных кадров и многое другое. Важность этого понятия как составной части экономической безопасности государства заключается в том, что эффективная наука и система образования - две сферы деятельности, определяющие и пролагающие дорогу общества в будущее и пренебрежение этими отраслями неминуемо приведет страну к деградации и даже потере суверенитета.
Из бюджета РФ на развитие НИОКР выделяется менее 2% ВВП, в то время как в США - почти 3%, а в Китае и того более. В абсолютных показателях эта разница выглядит еще более угрожающе: в 2009 г., например, в России на душу населения было выделено на НИОКР около 150 долл., а в США - 1300долл. Хроническое недофинансирование науки обусловливает последовательное отставание научно-технической и производственной базы страны от современных мировых стандартов и невозможность технического перевооружения практически ни одной отрасли производства собственными силами без активного привлечения зарубежных технологий и опыта. А отсутствие современной научно-технической и производственной базы, наряду с неадекватным материальным обеспечением научных кадров, являются одними из основных причин как исхода кадров за границу, так и низких объёмов иностранных инвестиций в нашу экономику.
Стабильный положительный торговый баланс страны, составивший в 2012 г. 193,8 млрд. долл. (экспорт по методологии платежного баланса - 529,2 и импорт 335,4 млрд. долл.), а в 2013 г. 208,6 млрд. долл. (526,4 млрд. долл. и 317,8 млрд. долл. соответственно), обусловливает регулярное пополнение валютных резервов страны и поддержание их на достаточно безопасном уровне - 468,4 млрд. долл.( на 01.08.2014 г.), т.е. почти полуторакратное обеспечение стоимости годового импорта (при норме - 3-хмесячной стоимости импорта). С формальной позиции приведенные показатели обозначают высокий уровень обеспеченности валютными средствами национальных потребностей в импортных поставках. Однако, при объективной оценке государственных валютных ресурсов и источников их пополнения положение оказывается не столь безоблачной. Оно сильно зависит от конъюнктуры на сырье в мире, особенно - в Европе, основном потребителе российского газа и нефти. Например, в 1999 году был зафиксирован исторический минимум резервного фонда - 10,7 млрд долларов. В том же году цены на нефть были минимальными за последние 25 лет, колеблясь в районе 10$ за баррель. К 2007 году наметился резкий спрос на нефть. В июле 2008 зафиксирована рекордная стоимость "корзины ОПЕК" (средний арифметический показатель цен за баррель разных сортов нефти) - 140,73$. Стоимость газа привязана к ценам на нефть, соответственно, и она взлетела до небес. Правительство было не готово освоить хлынувший поток валюты. Часть сверхдоходов было решено аккумулировать в золотовалютный резерв. В августе 2008 года размер золотовалютных резервов России достиг исторического максимума - 598,1 млрд долларов.
Экономика РФ большей частью строится вокруг добычи и продажи сырьевых ресурсов. Правительство заняло принципиальную позицию - оно хочет уйти от модели сырьевой экономики и развивать высокотехнологичное производство. На это потребуются годы и многомиллиардные инвестиции. Пока что золотовалютный резерв России зиждется на продаже полезных ископаемых и их производных. Значительная доля в экспорте - углеводороды (нефть, газ), нефтепродукты и металлы. Во-первых, значимость этого фактора существенно снижается из-за безальтернативности основного источника валютных поступлений, а именно поступления от экспорта энергоносителей и других видов промышленного сырья. Ненадежность этого источника обусловлена нашей жесткой зависимостью от внешних факторов, находящихся вне нашего влияния, т.е. от уровня мировых цен на указанные товары. Последствия этой зависимости наша экономика полностью испытала на себе в кризисный 1998-й год, когда США обрушили мировую цену на нефть до менее 10 долл. за баррель, ввергнув, тем самым, российскую экономику в жесточайший кризис. Российская экономика лишена возможности компенсировать потери валютных поступлений, обусловленных конъюнктурой внешних рынков, через увеличение поставок других товаров с высокой добавленной стоимостью (наукоемкая продукция, например), поскольку российская промышленность в состоянии с помощью этой товарной позиции сформировать лишь около 2,0-2,5% стоимости национального промышленного экспорта. (Для США этот показатель - 30%, в Китае 33%). Во-вторых, кажущаяся безопасность, обозначенная в резервах, полностьюобесценивается текущим внешним государственным долгом, который на 01.10.2014 составляет 678,435 млрд. долл. И, наконец, в-третьих. Немаловажны и способы использования рассматриваемых валютных ресурсов, поскольку именно они определяют как их доходность, так и эффективность при оперативном решении тех или иных проблем социально- экономического развития страны.
Как известно, среди основных рекомендаций Всемирного экономического форума, фиксируемых в регулярных исследованиях конкурентоспособности государств-субъектов международных экономических связей, присутствует и пожелание о разработке и реализации агрессивной экспортной политики в целях завоевания своей ниши на мировых рынках. Эта рекомендация, понятно, обращена в первую очередь к странам группы "догоняющего развития", крайне заинтересованных в оптимальном использовании основных функций внешнего рынка, а именно: быть дополнительной (внутреннему рынку) сферой сбыта и источником сверхприбыли за счет разницы между экспортной ценой (интернациональной стоимостью) и внутренней ценой (национальной стоимостью). Россия как страна с переходной экономикой также весьма заинтересована в использовании преимуществ международного разделения труда и в экономии общественно необходимых затрат. Ранее уже отмечалась безальтернативность имеющихся у России источников валютных поступлений (экспорт сырья), в связи с чем любая, самая агрессивная экспортная стратегия, не подкрепленная наличием ресурсов конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, не даст ничего. Капитал должен быть вложен в инновации немедленно и работать на повышение производственного потенциала, а не ожидать возможных потрясений. Планировать грядущий кризис - такая же ошибка, как и планировать заранее брак в производстве. Достаточно либеральное таможенное регулирование (Федеральный закон "О Таможенном тарифе" и Таможенный кодекс были приняты только в мае 1993 г.) привели к широкой экспансии иностранных поставщиков на российский рынок продовольствия, ТНП, медикаментов и многих других товарных групп. Присоединение России к ВТО завершило процесс либерализации внешнеэкономической сферы страны с существенным ослаблением защиты внутреннего производства и сокращением фискальных поступлений. Так, средневзвешенный уровень таможенного обложения снизился с 14 до 9,8%, что уже в 2013 г. дало сокращение объёма валютных поступлений от таможенного обложения импорта на сумму в почти 15 млрд. долл. Другим негативным последствием либерализации внешнеторгового режима (наряду со значительным сокращением отечественного производства) стала потеря национальными товаропроизводителями значительных секторов российского внутреннего рынка. Так, в последние годы импортными поставками удовлетворялось почти половина внутренних потребностей в продовольствии, до 80% в медикаментах, почти 60% - в легковых автомобилях. Что же касается легкой промышленности, то доля её продукции на российском рынке (включая обувь и одежду) составляет 10-15%, остальное - импорт. Есть и более опасные факты, а именно: более 95% внутренних потребностей (в том числе - ВПК) в элементной базе электроники также приобретаются за рубежом
2.2 Проблемы в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения
Проблемы экономической безопасности России в качестве предпосылки для ее возрождения привлекают все больше и больше внимания политиков, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвинули эти проблемы на первый план общественной жизни. Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт - общая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории в течение определенного периода времени (год). Принято различать номинальный ВВП - стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период, рассчитанный в ценах периода, а реальный ВВП - это стоимость всех товаров, произведенных в экономике и услуг в данной период, рассчитанный в ценах фиксированного базисного года. В России есть положительная динамика изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Медиана на протяжении многих лет - 6,9%. Например, для стран, которых принято называть развитыми - Германии, Японии, Франции и т.д., такая цифра в последние годы недостижима. Но не стоит забывать, в каких экономических "дырах" мы были в 90-ые годы. В соответствии с этим, Президентом была поставлена задача Правительства - удвоение ВВП к 2025 году, для этого потребуется ежегодное увеличение на 7,2%. Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые негативно влияют на экономическое состояние страны, ограничивающих экономические интересы личности, общества и государства, представляют опасность для национальных ценностей и национального образа жизни. Наиболее значимыми угрозами экономической безопасности России представляются:
Укрепление имущественного расслоения общества. По данным Министерства экономического развития, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов самых бедных граждан.
Криминализация экономики и общества. Оценки масштабов теневой экономике России в целом варьируется в диапазоне 20-40% от ВВП. - Разрушение научно-технического потенциала страны. С точки зрения абсолютных величин затраты русской науки сегодня примерно в 5 раз меньше, чем в Германии, в 7 раз - в Японии и в 17,5 - в США
Утечка мозгов за рубеж. К сожалению, в настоящее время Россия является основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубежом. И в этом случае речь идет о потере той части населения, которое могло бы обеспечить России достойное место в мире ХХI века.
Бегство капитала за границу. Понятие "бегство капитала" означает нелегальный вывоз капитала за рубеж. Из статистики Банка России: в 2012 году из страны утекло почти 54,6 миллиардов долларов, в 2013 г. - 62,7 млрд. долларов. За январь - сентябрь текущего года по данным ПБ РФ - 85,2 млрд. долларов. (По итогам года, по оценке Минфина, отток капитала составил порядка 150 млрд. долларов)
В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей. Важной задачей является восстановление отношений со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки для экономики России, желательно создание профсоюзов, таких как НАФТА. Обязательны строгие меры для предотвращения незаконного вывоза капитала за рубеж.
Сократить существующий дисбаланс национальной экономики в пользу экспортно-ориентированных секторов экономики возможно путем размещения крупномасштабных государственных контрактов в оборонной промышленности, в атомной, машиностроительной, авиационной и аэрокосмической, химической, фармацевтической, электронной и ряде других областей, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность инвестиционного процесса для непрерывного мониторинга и контроля.
Создание налоговых стимулов для компаний, сотрудничающих в их работе с компаниями из других регионов. И сделать это умнее, чем с улучшенными характеристиками для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом менее одного миллиона рублей. После этого другие компании просто отказались работать с бенефициарами. Пересмотреть итоги реструктуризации РАО "ЕЭС", в настоящем приведшей только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в частную собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.
Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.
Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путём приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры. Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти. Одной из значимых функций и обязанностей властных структур является создание и оперативное совершенствование необходимой и достаточной правовой базы управления, регулирования и контроля исполнения всего комплекса социально- экономических задач развития государства. Другой, не менее важной функцией государственных институтов является разработка и реализация реальных концепций и стратегий социально-экономического развития страны и общества с оперативным мониторингом их реализации. Стратегия социально-экономического развития должна базироваться на реальном положении страны и имеющихся предпосылках для выполнения поставленных стратегических задач, т.е. на природных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и пр. ресурсах, которыми располагает государство. При этом любая реальная стратегия должна содержать и строго детерминированные цели программы и механизмы их реализации.
Заключение
Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:
1.Геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.
2.Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.
3.Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которых зависит уровень национальной безопасности.
4.Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей, обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.
.Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.
.Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:
·Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;
·Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;
·Борьба с коррупцией на всех уровнях;
·Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;
·Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии;
·Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством;
·Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.
Закон РФ "О безопасности" определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех граждан страны, русского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности. Гарантия экономической безопасности является необходимым условием для стабильного развития национальной экономики.
Реализация приоритетов модернизационного развития России, ее регионов, возможна в условиях обеспечения, прежде всего, экономической и демографической безопасности страны, с учетом постоянно растущей доли теневой экономики, а также глобализационных процессов.
В интересах реального социально-экономического роста в России необходимо пересмотреть политику правительства и реформ в структурной, промышленной, денежно-кредитной политики и использование внешнеэкономических связей.
Стратегия социально-экономического развития должна базироваться на реальном положении страны и имеющихся предпосылках для выполнения поставленных стратегических задач, т.е. на природных, трудовых, финансовых, и интеллектуальных и пр. ресурсах, которыми располагает государство. При этом любая реальная стратегия должна содержать и строго детерминированные цели программы и механизмы их реализации.
Сегодняшняя внешнеполитическая ситуация и снижение цен на природные ресурсы вынуждают правительство использовать часть резервов для поддержания экономики, усиления армии, обеспечения продовольственной безопасности. Если золотовалютные резервы России на 07.03.2014 составляли 494,6 млрд долларов, то к августу снизились до 468,4 млрд. Очевидно, что резервов для их увеличения ближайшее время не предвидится. Однако чистый размер золотовалютных резервов - это не показатель эффективности экономики. Если средства тратятся на модернизацию, научные исследования, вкладываются в инвестиции, то потраченные сегодня деньги вернутся завтра в виде новых технологий, современного производства, улучшения уровня жизни, повышения безопасности страны.
Список литературы
экономический безопасность цена валовой
1. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". 2. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2013. - с.46.
. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2013. - с468.
. Погорелый Д. Е., Фесенко В. Ю.Филиппов К.В. Политологический словарь - справочник. Ростов н/Д: "Наука-Спектр", 2013. 473с. 5. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки/ Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2012. - 367с.
. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. М.: Экономика, 2012. - с.109.
. Беспалова К.В. Экономическая безопасность России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Май 2013. - № 5. -с.7.
. Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. 2012, №8, с.74 9. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2013. - № 2.-с.13. 10. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. - 2010. - № 2. - с.27. 11. Федеральная служба государственной статистики РФ #"justify">Приложение 1
Таблица №1Основные макроэкономические показатели прогноза
2012 г. отчет2013 г. оценка2014 г. прогнозИндекс потребительских цен, на конец годапрогноз (сентябрь) уточненный прогноз6,66,0 6,54,5-5,5 (4,8) 4,8Индекс потребительских цен, в среднем за годпрогноз (сентябрь) уточненный прогноз5,16,7 6,75,6 5,9Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар СШАпрогноз (сентябрь)31,132,033,4 33,9уточненный прогноз31,8Индекс реального эффективного обменного курса рубля, % к предыдущему годупрогноз (сентябрь)2,41,2-1,5 -1,5уточненный прогноз1,2Валовой внутренний продукт, млрд. рублейпрогноз (сентябрь)625996758873315 72908уточненный прогноз67501темп роста, %прогноз (сентябрь) уточненный прогноз 3,41,8 1,43,0 2,5 Промышленность, %прогноз (сентябрь) уточненный прогноз2,60,7 0,12,2 2,2Инвестиции в основной капитал, %прогноз (сентябрь) уточненный прогноз6,62,5 0,23,9 3,9прогноз (сентябрь) уточненный прогноз6,62,5 0,23,9 3,9Реальные располагаемые доходы населения, %прогноз (сентябрь) уточненный прогноз4,43,4 3,93,3 3,1Реальная заработная плата, % прогноз (сентябрь) уточненный прогноз8,46,2 5,64,0 3,3Оборот розничной торговли, %прогноз (сентябрь) уточненный прогноз6,34,2 3,84,0 3,5Экспорт, всего млрд. долл. СШАпрогноз (сентябрь) уточненный прогноз528511 515506 503Импорт, всего млрд. долл. СШАпрогноз (сентябрь) уточненный прогноз336344 341353 350