Основы управления человеческими ресурсами
Введение
Предметом исследования курсовой работы является
основы управления человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами представляет
собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со
своими компаниями. Цель служит - обеспечит использование человеческого
потенциала компании таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально
возможную выгоду от их умений и навыков, а работники максимально возможное
материальное и психологическое удовлетворение от своего труда. Управление
человеческими ресурсами основывается на достижениях психологии труда и
использует технологии и процедуры, совокупно называемые «управление кадрами»,
т.е. касающиеся комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения
потребностей работников и практических правил и процедур, которые управляют
взаимоотношениями между организацией и ее работником.
Подчёркивается тот факт, что люди, используемые
в качестве работников, являются ресурсами, которые не менее важны, чем
финансовые или материальные, к которым следует уделять внимание и заботу.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что
управление человеческими ресурсами признается одной из наиболее важных сфер
жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность. Система
управления человеческими ресурсами обеспечивает непрерывное совершенствование
методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной
науки и наилучшего производственного опыта.
Цель работы - рассмотреть сущность основ
управления человеческими ресурсами, акцентировать свое внимание на понятие и
значимости «человеческие ресурсы» как объекта.
Выделить исходя из цели следующие задачи:
. Рассмотреть содержание понятия «управление
человеческими ресурсами»;
. Рассмотреть основные направления стратегии
управления персонала;
. Рассмотреть человеческий капитал как главное
фактор эффективности компании;
. Проанализировать новые технологии менеджмента,
основываясь на современном уровне управления.
Управление человеческими ресурсами должно
рассматриваться в комплексе с изменением внешней среды организации. В
управления человеческими ресурсами должно быть активно вовлечено высшее звено
управления компании.
Поставленные цель и задачи обусловливают
структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 4 разделов, заключения
и списка использованной литературы.
Информационной базой послужили учебные пособия
по основам менеджмента, управления человеческими ресурсами, практика управления
человеческими ресурсами и управление организацией.
Базовая предпосылка, лежащая в основе практики
управления человеческими ресурсами, гласит, что люди являются базовым ресурсом
организации и от них зависит качество работы организации. Таким образом, если
разработать необходимый спектр стратегий и процессов человеческий ресурсов и эффективно
внедрять их на практике, то человеческие ресурсы окажут существенное
воздействие на эффективность работы фирмы.
1. Человеческий капитал
Бонтис и другие определяют человеческий капитал
следующим образом: человеческий капитал представляет собой человеческий фактор
в организации; это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания,
которые придают организации отличительный характер. Люди - это те элементы
организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух
творчества и которые, если их должным образом мотивировать, могут обеспечить
организации долгую жизнь.
Х. Скарборо и Элиас подчеркивают, что
человеческий капитал в значительной степени является не стандартизированным,
неявным, динамичным, зависящим от контекста и воплощенным в людях». Эти
характеристики затрудняют оценку человеческого капитала, если вспомнить, что
«особенности человеческого капитала, которые так важны для эффективности фирмы,
- это гибкость и креативность индивидов, их способность вырабатывать со
временем навыки и мотивированно реагировать на различные контексты». Именно
знания, навыки и способности людей создают стоимость, поэтому основной фокус
должен быть на привлечении, удержании, развитии и сохранении человеческого
капитала, который они представляют. T. Дэвенпорт комментировал это так:
Люди обладают врожденными способностями,
поведением и личной энергией, и эти элементы формируют человеческий капитал,
который работники привносят в свою работу. Именно работники, а не их
работодатели владеют этим капиталом и решают, когда, как и куда они будут его
вкладывать. Другими словами, они могут выбирать. Работа - это двусторонний
обмен ценностями, а не одностороннее использование актива владельцем. В том
числе работникам предстоит решить, насколько благоразумное поведение они должны
демонстрировать при выполнении своих ролей (говоря о благоразумном поведении,
мы имеем в виду, каким образом люди выполняют свою работу и какое количество
сил, внимания, инноваций и продуктивного поведения вкладывают). Кроме того, им
необходимо решить, останутся они в организации или уйдут из нее.
.1 Измерение человеческого капитала
Беккер с соавторами подчеркивали следующее:
«Самое лучшее, что могут сделать менеджеры по ЧР (человеческие ресурсы) для
того, чтобы сделать свой стратегический вклад, - это разработать систему
измерений, которая бы убедительно продемонстрировала влияние ЧР на
эффективность бизнеса». Они должны «понимать, каким образом фирма создает
стоимость и как измерять процесс создания стоимости». Это подразумевает
проведение измерений человеческого капитала.
.2 Определение измерения человеческого капитала
Измерение человеческого капитала - это
«нахождение связей, корреляций и, в идеальном случае, причинно-следственных
отношений между различными совокупностями данных по ЧР с использованием
статистических методов».
.3 Потребность в измерении человеческого
капитала
Существует такая перевешивающая все остальное
ситуация, требующая развития методов оценки человеческого капитала, как
оказание помощи при принятии решений. Она может означать идентификацию ключевых
факторов управления людьми и моделирование эффекта их изменения. Проблема здесь
сводится к тому, чтобы разработать общую схему, в рамках которой будет
происходить сбор и анализ надежной информации, касающейся добавленной стоимости
на одного работника, продуктивности и количественных показателей поведения
работников (коэффициентов сокращения численности работающих и прогулов;
показателей частоты/серьезности несчастных случаев; показателя сокращения издержек
в соответствии с предложенным планом). Беккер с соавторами говорят о
необходимости развития «высокоэффективной перспективы», когда руководители ЧР и
остальные администраторы будут рассматривать ЧР как систему, являющуюся
составной частью более крупной системы внедрения стратегии фирмы. Они
утверждают следующее: «Фирма занимается управлением и измеряет отношения между
этими двумя системами и эффективностью работы фирмы». Система высокоэффективной
работы является неотъемлемой частью этого подхода, она:
• связывает решения относительно отбора и
продвижения по службе с проверенными моделями компетенции;
• разрабатывает стратегии, обеспечивающие
своевременное и эффективное подкрепление навыков, необходимых для внедрения
стратегии фирмы;
• проводит такую политику выплаты компенсаций и
управления качеством работы, которая привлекает, удерживает и мотивирует
высококвалифицированных работников.
Модель «Sears Roebuck»
Модель «Sears Roebuck» описывает цепь «работник
- покупатель - прибыль». Иногда эту модель называют «моделью приверженности».
Она объясняет, почему ситуация, когда ваши работники удовлетворены в смысле
своих установок по отношению к компании и своей работе и вы создали «прекрасное
место для работы», которое способствует удержанию работников и созданию
полезных и продаваемых ценностей, ведет к удовлетворению покупателей, их
сохранению, их благоприятным отзывам - т.е. созданию «прекрасного места для
покупок». Это, в свою очередь, создает «прекрасное место для инвестиций»,
потому что оказывает влияние на доход от активов, прибыль от производственной
деятельности и рост доходов. Эта модель опирается на определение коллективных
групповых установок, чтобы измерить приверженность работе и удовлетворенность
ею, и широко используется многими организациями в Соединенном Королевстве.
Nationwide разработала свою модель инвестиций в человеческий капитал «Genome»,
чтобы количественно оценить влияние приверженности работников на удовлетворение
покупателей и качество работы компаний. Эта модель использует данные, полученные
из таких источников, как опросы мнений среди сотрудников, индексы
удовлетворенности покупателей, статистика эффективности работы компаний, и
такие показатели относительно работников, как текучка кадров, длительность
обслуживания и прогулы. Использование этой модели помогло Nationwide
статистически доказать, что чем больше приверженность работников, тем более
удовлетворены покупатели. На основании этой модели можно предсказать, какое
влияние будет оказывать изменение одного фактора, касающегося приверженности
работников, на удовлетворенность покупателей и в конечном итоге на
эффективность работы бизнеса. Например, увеличение на 5% основной зарплаты
работников приведет к увеличению удовлетворенности покупателей на 0,5% и
увеличению выдачи ссуд частным лицам на 2,3%.
Модель качества Европейского фонда управления
качеством (EFQM)
Модель качества Европейского фонда управления
качеством (EFQM) предлагает еще одну схему измерения и отчетности в УЧК. Она
включает в себя показатели удовлетворенности покупателей, работников и влияния
на общество, которые достигаются руководством. Все это определяет политику и
стратегию, управление людьми, ресурсы и процессы, необходимые для того, чтобы
добиться великолепных показателей в бизнесе.
Девять элементов этой модели можно определить
следующим образом:
. Руководство - каким образом поведение и
действия административной команды и остальных руководителей вдохновляют,
поддерживают и поощряют культуру высококачественной работы.
. Политика и стратегия - каким образом
организация формулирует, использует и пересматривает свою политику и стратегию
и превращает их в планы и действия.
. Управление людьми - каким образом организация
полностью раскрывает потенциал своих сотрудников.
. Ресурсы - каким образом организация эффективно
и рентабельно управляет ресурсами.
. Процессы - каким образом организация
идентифицирует, управляет, пересматривает и совершенствует свои процессы.
. Удовлетворенность покупателей - чего достигает
организация в отношении удовлетворения внешних покупателей.
. Удовлетворенность сотрудников - чего достигает
организация в отношении удовлетворенности своих сотрудников.
. Влияние на общество - чего достигает
организация в деле удовлетворения потребностей и ожиданий местной общины, своей
страны и мирового сообщества в целом.
. Результаты бизнеса - чего достигает
организация в отношении достижения поставленных целей бизнеса и в деле
удовлетворения потребностей и ожиданий всех, кто финансово заинтересован в ней
или представляет собой группу влияния. Организации, взявшие на вооружение
модель EFQM, осознают важность измерения качества работы и постоянно работают
над тем, чтобы сделать свои измерения максимально полезными, однако они
понимают, что количественная оценка проблемы сама по себе не означает ее
решения. Всегда существует опасность того, что менеджеры будут тратить все свои
силы на анализ, а на исправление ситуации их просто не останется.
2. Понятие и сущность кадровой политики
организации
Под кадровой политикой правомерно понимать
формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение
научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование
форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или
иного периода развития страны.
Кадровая политика должна опираться на стратегию
и принципы рыночных отношений, демократизацию общества и осуществляться на
федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организаций -
основного звена управления народным хозяйством.
Назначение кадровой политики - своевременно
формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить
проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Для
достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организации
производственное поведение каждого из ее сотрудников. Как и стратегия развития
организации в целом, кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних
ресурсов и традиций организации и возможностей, предоставляемых внешней средой.
Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью
соответствовать концепции ее развития.
Кадровая политика организации - генеральное
направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм,
организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на
сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание
квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного
своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом
стратегии развития организации.
Кадровая политика тесно связана со всеми
областями хозяйственной политики организации. С одной стороны, принятие решений
в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных
подсистемах: управления научно-технической деятельностью, управления
производством, управления экономической деятельностью, управления внешне
хозяйственной деятельностью, управления персоналом организации. С другой
стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих
комплексных функциональных подсистемах.
Поскольку главной целью кадровой политики
является обеспечение этих функциональных подсистем системы управления и
производственной системы организации необходимыми работниками, очевидно, что
решения по вопросам найма, оценки, трудовой адаптации, стимулирования и
мотивации, обучения, аттестации, организации труда и рабочего места,
использования персонала, планирования продвижения по службе, управления
кадровым резервом, управления нововведениями в кадровой работе, безопасности и
здоровья, высвобождения персонала, определения стиля руководства сильно влияют
на принятие решений в области хозяйственной политики организации, например в
области научно-технической, производственной, экономической, внешне
хозяйственной деятельности и т.п.
Все виды деятельности организации должны
способствовать достижению этой цели. Одним из видов деятельности организации
является управление персоналом. Из главной цели кадровой политики можно вывести
подцели для управления персоналом, например, предоставить трудовые ресурсы
определенного качества и количества к конкретному сроку, на установленный
период, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно
определить содержание кадровой политики в организации. Следует учитывать, что
не только организация имеет цели. Свои собственные, индивидуальные цели имеет и
каждый работник организации. Если исходить из необходимости соответствия
индивидуальных и организационных целей, то можно сформулировать основной
принцип кадровой политики. Он заключается в том, что одинаково необходимо
достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при
возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать
предпочтение целям организации. Правильное понимание сущности кадровой политики
возможно лишь в том случае, если в полной мере учитывается это обстоятельство.
Практика последних лет показывает, что этот принцип соблюдается в организациях
все в большей степени.
Кадровая политика предусматривает в первую
очередь формирование стратегии управления персоналом организации, которая
учитывает стратегию деятельности организации. Стратегия управления персоналом
предполагает:
Определение целей управления персоналом, т.е.
при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические
аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и
интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда,
возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
Формирование идеологии и принципов кадровой
работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и
реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных
подразделений организации, начиная с руководителя организации. Этот документ
должен представлять собой набор этических норм, не подлежащих нарушению в
работе с кадрами организации. По мере развития организации и изменения внешних
условий кадровой работы организации он может уточняться;
Определение условий для обеспечения баланса
между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов
в организации. Обеспечение экономической эффективности в области управления
персоналом означает использование персонала для достижения целей
предпринимательской деятельности организации (например, увеличение объемов
производства) при ограниченности соответствующих организации трудовых ресурсов.
Социальная эффективность обеспечивается
реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических
ожиданий, потребностей и интересов работников организации.
Стратегия управления персоналом находится в
зависимости от стратегии кадровой политики. В настоящее время выделяют три
концепции стратегии кадровой политики:
. Стратегия управления персоналом определяется
стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию,
которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности
необходимого для организации персонала;
. Стратегия управления персоналом является
центральной самостоятельной функцией. Занятые в организации работники
рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых, в зависимости
от их качества и способностей, можно решать различные задачи, возникающие в
условиях рыночной экономики. В данном случае стратегия кадровой политики зависит
от имеющихся или потенциальных кадровых ресурсов;
. Третья концепция является синтезом двух
предыдущих. Стратегия организации сопоставляется с имеющимися и потенциальными
кадровыми ресурсами, определяется соответствие направлениям стратегии кадровой
политики. В результате такого сопоставления может быть изменена стратегия всей
организации либо - кадровая политика.
Основными направлениями кадровой политики
организации являются:
проведение маркетинговой деятельности в области
персонала;
планирование потребности организации в
персонале;
прогнозирование создания новых рабочих мест с
учетом внедрения новых технологий;
организация привлечения, отбора, оценки и
аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала;
подбор и расстановка персонала;
разработка систем стимулирования и мотивационных
механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты
труда;
рационализация затрат на персонал организации;
разработка программ развития персонала с целью
решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе
совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и
подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и
рабочего места;
разработка программ занятости и социальных
программ;
эффективное распределение и использование
занятых в организации работников, рационализация их численности;
обеспечение безопасности и охраны здоровья
персонала;
анализ причин высвобождения персонала и выбор
наиболее рациональных его вариантов;
обеспечение высокого уровня качества труда,
трудовой жизни и результатов труда;
разработка проектов совершенствования управления
персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
Главной целью службы управления персоналом
является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование,
профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно
решать задачи организации в рыночных условиях. Новая кадровая политика
предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации.
Служба управления персоналом организации должна
разработать и реализовать следующие мероприятия:
разработать кадровую политику, концепцию
управления персоналом и план реформирования кадровой службы;
обновить положения о подразделениях кадровой
службы;
провести необходимые перестановки в руководящем
составе организации, опираясь на данные внеочередной аттестации;
перейти на контрактную систему найма;
ввести новые методы подбора, отбора и оценки персонала;
внедрить систему планирования деловой карьеры и
служебно-профессионального продвижения персонала, ротацию кадров;
разработать программы профориентации и адаптации
персонала;
разработать новую систему стимулирования и
трудовой мотивации;
разработать меры по управлению трудовой
дисциплиной;
создать информационную систему по
законодательству;
компьютеризировать работу службы управления
персоналом;
создать службу безопасности организации, если ее
нет;
разработать систему разрешения конфликтов в
коллективе и др.
Для реализации этих мероприятий и поддержания
эффективной работы в дальнейшем необходимо усовершенствовать организационную
структуру самой службы управления персоналом организации. Она должна иметь в
своем составе подразделения, имеющие целью осуществление всех возложенных на
нее функций.
.1 Общая роль служб персонала
Сверхзадача служб персонала заключается в том,
чтобы, проявляя инициативу и обеспечивая ориентиры и поддержку по всем
вопросам, имеющим отношение к работникам организации, дать ей возможность
достичь своих целей. Основной задачей является обеспечение эффективной работы
руководства во всех сферах, связанных с трудоустройством и развитием людей, а
также с отношениями между руководителями и работниками. Важная дополнительная
функция служб персонала заключается в том, что им принадлежит главная роль в
процессе создания такой среды, которая давала бы сотрудникам возможность
наилучшим образом применять свои способности и реализовывать свой потенциал как
для пользы организации, так и для своей собственной.
По сути дела, отделы ЧР (человеческих ресурсов)
предоставляет советы и услуги, которые помогают организации делать свои дела с
помощью людей. Это своего рода служба доставки. Д. Ульрих (1998) утверждает:
«Оказалось, что деятельность служб персонала часто не связана с реальной
работой организации». Он считает, что служба персонала «должна
характеризоваться не только тем, что она делает, но и тем, чего она
добивается».
Более опытные отделы ЧР (человеческих ресурсов)
нацелены на достижение стратегической интеграции и согласованности между
разработкой и осуществлением политики УЧР (Управление человеческими ресурсами)
и практическими методами работы по найму. Стратегическую интеграцию можно
назвать вертикальной интеграцией - процессом, гарантирующим то, что стратегии
отделов ЧР интегрированы в бизнес-стратегии или «соответствуют» им. Концепцию
согласованности можно определить, как горизонтальную интеграцию - разработку
подкрепляющих друг друга и взаимосвязанных политики и практики обеспечения занятости.
.2 Организация служб персонала
Организация и комплектование отделов ЧР
непосредственно зависит от размера предприятия, степени децентрализации
деятельности, вида выполняемой работы, типа принимаемых на работу сотрудников,
роли, отведенной отделу ЧР, и тех видов услуг, которые это подразделение должно
оказывать. Не существует стандартного соотношения между количеством сотрудников
службы ЧР и общим числом работников. Оно может меняться от 1: 80 до 1: 1000 и
более. В 128 организациях, исследованных в ходе опроса один сотрудник службы ЧР
приходился в среднем на 109 работников.
На это соотношение воздействуют все упомянутые
факторы, и решение о том, каким ему быть, можно принять только эмпирически,
проанализировав, какие услуги в сфере ЧР требуются, и затем, посчитав, в какой
степени эти услуги будут обеспечиваться профессиональным штатом, работающим
полный рабочий день, а в какой они могут приобретаться у сторонних агентств или
консультантов. Мнение о том, в какой степени руководители подразделений и бригад
должны управлять человеческими ресурсами, влияет не только на количество
сотрудников кадровой службы, но также на сущность оказываемых ими услуг.
Следовательно, не существует единых правил для организации кадровых служб, но
практика сегодняшнего дня предполагает, что следует принимать во внимание
следующие принципы:
. Руководитель кадровой службы должен
непосредственно подчиняться генеральному директору и входить в совет директоров
или по меньшей мере принадлежать к менеджерам высшего эшелона или руководству,
для того чтобы вносить свой вклад в формирование корпоративной стратегии и
играть главную роль в формулировании и интеграции стратегий и политики ЧР. На
практике, однако, так случается гораздо реже, чем хотелось бы. Только в 4 из 10
организаций, в ходе исследований, был отдельный директор, отвечающий за ЧР;
. В децентрализованной организации дочерние
предприятия, подразделения или производственные площадки обязаны нести
ответственность за управление собственными ЧР в рамках широких стратегических и
политических ориентиров, вырабатываемых центром;
. Службу персонала центральной площадки следует
сократить до необходимого минимума, позволяющего разрабатывать стратегию и
политику группы в сфере человеческих ресурсов. Она способна обеспечивать
ресурсы всей группе на уровне менеджеров высшего звена и вырабатывать
рекомендации по набору кадров и развитию карьеры. Она также при необходимости
занимается вознаграждениями и дополнительными льготами для руководителей
высшего звена. Центр может координировать ведение переговоров по поводу рабочих
отношений в тех случаях, если достижение трудовых соглашений децентрализовано и
особенно если эти соглашения относятся к условиям работы, таким как рабочее
время, выходные дни и дополнительные льготы для работников. Несмотря на то что
рабочие ставки в разных дочерних компаниях могут различаться, как правило,
желательно разработать согласованный подход к предоставлению льгот. В последнее
время в отделах ЧР наметилась тенденция выступать в качестве «сервисного
центра», предоставляя совместные услуги в сфере ЧР другим отделам организации;
. Кадровая служба должна быть в состоянии
обеспечить тот уровень консультаций и услуг, который необходим данной
организации. Эти услуги могут предоставляться непосредственно или с помощью
аутсорсинга;
. Отделу ЧР необходимо быть способным оказать
требуемый уровень поддержки и услуг с должным диапазоном видов деятельности.
Среди предоставляемых отделом ЧР услуг могут
быть:
. Обеспечение человеческими ресурсами;
. Развитие руководителей;
. Обучение;
. Управление вознаграждениями и отношениями
между работниками;
. Охрана труда и техника безопасности;
. Информационные системы ЧР и вопросы занятости
в целом.
В крупном отделе каждую из этих функций может
осуществлять отдельный сектор, но их возможно и скомбинировать различным
образом.
При организации кадровой службы и подборе
сотрудников для нее следует учитывать ту роль, которую она играет в
формировании стратегии и политики в сфере ЧР, в посреднической деятельности и
реализации необходимых нововведений. Кроме того, эта служба должна обеспечивать
квалифицированные и экономичные по затратам услуги по таким направлениям, как
подбор новых сотрудников, обучение, оплата труда, охрана труда и техника
безопасности, а также ведение кадровой документации. Этим нельзя пренебрегать:
доверие к службе персонала и ее репутация среди менеджеров подразделений
зависит в основном от качества услуг, которые она оказывает внутренним
заказчикам. В самом деле, важно, чтобы сотрудники отдела кадров помнили, что
менеджеры подразделений являются их заказчиками и им следует обеспечить высокий
уровень обслуживания, который удовлетворял бы их требования.
Важнейший принцип, о котором следует помнить,
организуя работу отдела ЧР, - это то, что он должен соответствовать
потребностям данного предприятия. Всегда будет некоторый выбор структуры,
которую можно использовать, но делать его нужно на основе анализа того, в каких
услугах кадровой службы нуждается организация. В этом причина большого
разнообразия практических воплощений деятельности отделов ЧР.
человеческий ресурс кадровый
технология
3. Сущность, цели и задачи кадрового
планирования
Административные методы, направленные на
руководство людьми, не замечали человека, не считались с его потребностями.
Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики,
учитывающей все эти аспекты, можно реализовать с помощью кадрового
планирования. Этот метод управления персоналом способен согласовывать и
уравновешивать интересы работодателей и работ о получателей.
Рис. 1. Место кадрового планирования в системе
управления персоналом в организации
Сущность кадрового планирования заключается в
предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом
количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями
производства.
Рабочие места с точки зрения производительности
и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои
способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных
человека условий труда и обеспечения занятости. На рис. 1 показано место
кадрового планирования в системе управления персоналом организации.
Кадровое планирование осуществляется как в
интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно
располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с
соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения
производственных задач, достижения ее целей.
Кадровое планирование должно создавать условия
для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности
работой. Людей привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы
условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный
заработок. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех
работников организации. Следует помнить, что кадровое планирование тогда
эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования организации.
Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы: Сколько работников,
какой квалификации, когда и где они будут необходимы? Каким образом можно
привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями? Каким
образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ
и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства? Каких затрат
потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование реализуется посредством
осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в
оперативном плане работы с персоналом.
.1 Структура оперативного плана работы с
персоналом
Для его разработки необходимо с помощью
специально составленных анкет собрать следующую информацию: сведения о
постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства,
возраст, время поступления на работу и др.); данные о структуре персонала
(квалификационная, половозрастная, национальная структура); удельный вес
инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
текучесть кадров; потери времени в результате простоев, по болезни; данные о
продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в
одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков); заработная плата
рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки,
оплата по тарифу и сверх тарифа); данные об услугах социального характера,
предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные
нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами,
добровольно). Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с
производственными целями они могли служить и кадровому планированию.
Информация о персонале представляет собой
совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для
кадрового планирования. Она должна отвечать следующим требованиям: простоты -
это значит, что информация должна содержать столько данных и только в том
объеме, сколько необходимо в данном случае; наглядности - сведения должны быть
представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное,
избежать многословия. Для этого нужно использовать:
таблицы, графики, цветное оформление материала;
однозначности - сведения не должны быть неясными,
в их толковании следует следить за семантической, синтаксической и логической
однозначностью материала;
сопоставимости - сведения должны приводиться в
сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри
организации, так и вне ее;
преемственности - сведения о кадрах, подаваемые
за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые
формы предоставления;
актуальности - сведения должны быть свежими,
оперативными и своевременными, т. е. предоставляться без опозданий.
.2 Содержание оперативного плана работы с
персоналом
Планирование потребности в персонале является
начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об
имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических
мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При
определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется
участие руководителей соответствующих подразделений.
Планирование привлечения персонала -
планирование мероприятий по найму и приему персонала с целью удовлетворения в
перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних
источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше
использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления
дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения
по службе работников. Внешние источники привлечения персонала - это наем новых
работников. Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении
кадров является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия
работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого
составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и
социально-экономические условия труда.
Выделяют два вида адаптации:
. Первичная, т.е. приспособление молодых кадров,
не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае
речь идет о выпускниках учебных заведений);
. Вторичная, т.е. приспособление работников,
имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект
деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг
руководителя).
В условиях функционирования рынка труда
возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать
опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации
молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со
стороны администрации организаций. Планирование высвобождения или сокращения
персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования.
Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток
рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи
на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала
социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом
до последнего времени практически не получило развития в отечественных
организациях. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на
классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень
добровольности ухода работника из организации; по инициативе работника, т.е. по
собственному желанию; по инициативе работодателя или администрации; в связи с
выходом на пенсию.
Ввиду важности такого события, как уход из
организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с
увольняющимися работниками является максимально возможное смягчение перехода в
иную производственную, социальную, личностную ситуацию. В особенности это
относится к последним двум видам увольнений. Увольнение из организации
вследствие ухода на пенсию характеризуется рядом особенностей, отличающих его
от предыдущих видов увольнений. Во первых, выход на пенсию может быть заранее
предусмотрен и спланирован с достаточной точностью по времени. Во-вторых, это
событие связано с существенными изменениями в личной сфере. В-третьих,
значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его
окружения. Наконец, в оценке предстоящего ухода на пенсию человеку свойственна
некоторая раздвоенность, определенный разлад с самим собой. Отношение
организаций к пожилым сотрудникам (равно как и соответствующая государственная
политика) является мерилом уровня культуры управления и цивилизованности
экономической системы.
Планирование использования персонала осуществляется
с помощью разработки плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом
квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать
психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой
области. При планировании использования персонала следует предъявлять к нему
такие требования, чтобы избежать в дальнейшем профессиональных заболеваний,
наступления ранней инвалидности, производственного травматизма. Необходимо
обеспечить условия труда, которые являются достойными человека. Особое внимание
при планировании использования кадров следует уделять вопросам занятости
молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими и
психическими возможностями. Эти категории работников особенно важно
использовать в соответствии с их квалификацией и возможностями. С этой целью
необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.
В организациях существует потребность в
обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников.
Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по обучению внутри и вне
организаций и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет
использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых
высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое
планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции
работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям
производства на том же самом рабочем месте. В практике сложились две формы
обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем
месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с
повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не
привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем
месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация),
направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование
работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций
и ответственности.
Планирование деловой карьеры,
служебно-профессионального продвижения состоит в том, что, начиная с момента
принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы,
необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его
продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не
только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких
показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Расходы на персонал являются основой для разработки производственных и
социальных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости
продукции имеет тенденцию к росту, что обусловлено:
отсутствием прямой зависимости между
производительностью труда и затратами на персонал;
внедрением новых технологий, предъявляющим более
высокие требования к квалификации персонала, который становится более дорогим;
изменением законодательства в области трудового
права, появлением новых тарифов, повышением цен на товары первой необходимости
(внешние факторы).
При планировании расходов на персонал в
первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат:
основная и дополнительная заработная плата,
отчисления на социальное страхование, расходы на командировки и служебные
разъезды;
расходы на подготовку, переподготовку и
повышение квалификации кадров;
расходы, связанные с доплатами на общественное
питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим воспитанием,
здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением
спецодежды.
Следует также планировать расходы на охрану
труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда
(соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической
эстетики), здорового психологического климата в организации, расходы на
создание рабочих мест. Если текучесть кадров большая, то появляются
дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее
инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растет размер
оплат сверхурочных работ, увеличиваются брак и простои, повышается уровень
заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность.
Все это повышает расходы, связанные с персоналом, приводит к росту
себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности. По мере развития
рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат,
связанных с участием работников в прибылях и капитале организации.
4. Особенности современного кадрового
менеджмента
По сравнению с традиционным менеджментом,
включавшим в себя такие этапы как планирование, организацию, контроль за
выполнением, функции современного менеджмента включают в себя более широкий
набор функций, который, к тому же, постоянно пополняется и расширяется.
Новые функции современного менеджмента включают
в себя:
необходимость развития способностей, позволяющих
быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз;
развитие личной конкурентоспособности,
продвигающей личностный рост и позволяющий повысит конкурентоспособность своего
подразделения;
расширение межличностных и сетевых коммуникаций
посредством личного общения и с помощью современных компьютерных информационных
сетей, позволяющих экономить время; постоянное самообучение и обучение новым
методам и технологиям управления;
осознание своей социальной ответственности и
роли оказываемого влияния на подчиненных, необходимость придерживаться
общечеловеческих ценностей при принятии любых управленческих решений, создания
«теплой» дружественной атмосферы внутри подразделения, к примеру, организуя
праздники и поздравления для подчиненных, различные корпоративные мероприятия,
можно еще больше сплотить коллектив подразделения;
необходимость комплексного обеспечения
подчиненных всем необходимым в процессе труда - материалами, информацией,
средствами труда;
необходимость участия менеджера в различных
проектах, основанных на применении новых интеллектуальных методов и технологиях,
составляющих наиболее ценный нематериальный актив любой компании; включение в
деятельность менеджера задачи по формированию положительного имиджа компании на
рынке и своего собственного имиджа внутри компании, по совершенствованию
взаимодействия с клиентами фирмы и по увеличению отдачи вложенных в
деятельность компании инвестиций.
.1 Кадровые технологии
В управленческой деятельности важное место
занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового
обеспечения стратегии организации. Их принято называть кадровыми технологиями.
. Лизинг персонала
Лизинг персонала первоначально возник из-за
несоответствия наличия трудовых ресурсов и потребности в них, из-за потребности
организаций в разноплановых специалистах на разные сроки. Для решения этой
проблемы необходимо разрабатывать программу изменения качественных и
количественных параметров трудовых ресурсов предприятия. Данная программа может
предполагать удовлетворение потребностей в персонале посредством
дополнительного обучения последнего, принятия на работу специалистов
определенного профиля либо посредством лизинга персонала. Но затем лизинг
персонала стал все чаще применяться для снижения затрат на персонал в рамках
теории трилистника.
К лизинговым отношениям в сфере управления персоналом
прибегают при необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов.
Если потребность в них не носит постоянный характер, а сфера их деятельности
находится в рамках бухгалтерского учета, аудита, юриспруденции и других
областей знаний, в которых действуют специализированные компании, то чаще всего
прибегают к помощи таких специалистов.
Наконец, лизинговая схема используется, если
компания желает минимизировать свои налоговые потери при исчислении так
называемого фонда оплаты труда и упростить процедуру отношений с привлеченными
специалистами.
Так, многие компании не могут использовать
классические формы найма и мотивации сотрудников из-за того, что сталкиваются с
тремя основными проблемами:
политикой компании, направленной на
приостановление развития новых приоритетных направлений;
высокой текучестью высококвалифицированных
кадров вследствие изменения компенсационной политики компании;
сокращением штата и бюджетной статьи расходов на
персонал головными офисами компании при сохранении потребности в труде
соответствующих специалистов.
В такой ситуации возникает необходимость
привлекать специалистов временно, на других условиях найма.
Существуют два вида услуг в области кадрового
лизинга - предоставление во временное пользование отдельных специалистов и
формирование штата организации.
По аналогии с физическим капиталом первый вид
лизинга можно сравнить с оперативной арендой, так как оперативный лизинг
сотрудников, как правило, носит краткосрочный характер. При использовании
второго вида лизинга зачастую наблюдается перевод арендованных сотрудников в
собственный штат организации.
За рубежом аренда специалистов охватывает
практически все категории персонала. В России наиболее распространен лизинг
офисного персонала, персонала департамента продаж, технического персонала и
рабочих.
.2 Лизинг персонала в России
За рубежом кадровые агентства не ограничиваются
набором готовых специалистов в лизинговый штат, а взращивают собственный
лизинговый потенциал. Такие агентства отбирают талантливую молодежь, инвестируют
в нее средства с тем, чтобы со временем сдать высокопрофессиональных
специалистов в аренду компаниям, в них нуждающимся.
Развитие кадрового лизинга в России тормозится
вследствие несовершенства законодательной базы, непрозрачности подавляющего большинства
компаний, а также нестабильности спроса на высококвалифицированных специалистов
при условии их временного привлечения. Российское трудовое законодательство не
предусматривает лизинговых отношений в сфере найма рабочей силы. Таким образом,
проблемами являются урегулирование вопросов получения производственных травм
лизинговыми специалистами при выполнении служебных обязанностей, а также
использование ими товарно-материальных ценностей.
Термин «лизинг персонала» является прямым
переводом с английского «personal-leasing». С точки зрения российского
законодательства термин является некорректным, так как человек не может быть
предметом арендных правоотношений. В соответствии со ст. 3 Федерального закона
от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметом лизинга могут
быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные
комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое
движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской
деятельности. Ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым
вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки
недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть
объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и
ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, понятие «аренда персонала» и
«лизинг персонала» в гражданском законодательстве РФ отсутствует, что не
позволяет с юридической точки зрения использовать указанные термины.
Но несмотря на все трудности, за лизингом
персонала в России хорошее будущее, поскольку он позволит многим компаниям
взвешенно подойти к решению вопроса об оптимальном использовании персонала в
деятельности организации.
Преимущества и недостатки лизинга персонала
Преимущества:
. Уменьшение административных и временных
издержек по ведению кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета,
составлению отчетности и прочее;
. Набор нужного персонала в короткий срок в
любом объеме;
. Снижение затрат на компенсационные пакеты, не
предусмотренные для временных сотрудников, либо минимальные;
. Возможность менять сотрудника неограниченное
число раз;
. Возможность нанять понравившегося сотрудника в
постоянный штат;
. Отсутствие потерь и простоев в случае болезни
основного сотрудника;
. Сокращение издержек на временное привлечение
высококвалифицированных специалистов;
. Другие преимущества, зависящие от конкретной
формы лизинговой схемы.
Сотрудникам лизинг также дает определенные
преимущества:
стабильное положение для лизинговых сотрудников
(непрерывность стажа, оплата отпусков, больничных листов, оздоровительных
мероприятий и пр.);
Постоянная загрузка - зарплата временных рабочих
в России составляет 200-300 долл. в месяц (в среднем же временные работники,
работая три недели в месяц, получают 300-600 долл.);
возможности для студентов;
возможность найти работу (по статистике 10%
получают предложение о постоянной работе).
Недостатки:
. Дороговизна по сравнению со штатным
персоналом. Плата за услуги кадрового агентства составляет обычно 12-18% суммы
фонда оплаты труда и единого социального налога. Кроме того, на всю сумму
начисляется НДС;
. Возможная нелояльность сотрудников к компании.
Аутстаффинг персонала
К услуге аутстаффинга прибегают самые разные
компании: производственные, торговые, сферы услуг, банки. Выбор данной услуги
определяется целями, которые хочет решить с помощью аутстаффинга компания.
В этом смысле аутстаффинг выгоден для компаний,
которые не имеют возможности увеличить штатную численность сотрудников, но
нуждаются в них для выполнения своих задач. Это, например, малые предприятия
или предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, которые
имеют штатные ограничения. Также к этой группе относятся компании, которым
сотрудники нужны для выполнения краткосрочных проектов, например, автоматизации
системы управления предприятием, и они не видят смысла временно
"раздувать" свой штат.
Услуга аутстаффинга востребована компаниями,
которые хотят сосредоточиться на основном бизнесе, например, оказание IT-услуг
и передают непрофильные функции сторонней организации. Таким образом, получая
конкурентное преимущество в области своей специализации.
Достаточно часто аутстаффингом пользуются
западные компании, осваивающие российский рынок. Аутстаффинг удобен при
необходимости сэкономить на своей кадровой службе или "разгрузить" ее
при больших объемах работ.
При оформлении сотрудника в штат провайдера
(аутстаффинг) Исполнитель ведет на сотрудника кадровое делопроизводство в
полном объеме, т.е. сотруднику рассчитывается и выплачивается заработная плата,
оформляется и оплачивается больничный лист, оформляется и начисляется отпуск и
компенсация за неотгуляный отпуск.
Достаточно часто клиенты приходят к аутстаффингу
опосредованно, т.е. начиная сотрудничество с провайдером с заказа, например,
аутсорсинга кадрового делопроизводства или подбора персонала.
Аутстаффинг отличается от лизинга
Аутстаффинг - это вывод персонала за штат
компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера. Провайдер
услуги, зачисляя сотрудников клиента в свой штат, берет полностью на себя все
обязательства по оформлению трудовых отношений, ведению кадрового
делопроизводства, начислению и перечислению заработной платы и всех установленных
законодательством налогов и сборов, оформлению больничных листов,
предоставлению различных справок работникам. Он также предоставляет все льготы
и гарантии сотрудникам, установленные действующим законодательством РФ.
Лизинг персонала - это предоставление согласно
требованиям заказчика необходимых специалистов для выполнения различных
проектов. При лизинге сотрудники все время находятся в штате
компании-провайдера, стаж работы у них непрерывный, независимо от интенсивности
работы у компании-заказчика. Воспользоваться лизингом имеет смысл, например,
при необходимости временной замены штатного специалиста; привлечении
дополнительного персонала на сезонные работы; при проектной работе. Сотрудники
могут быть предоставлены в лизинг на срок от 1 дня до нескольких месяцев.
Стоимость услуги аутстаффинга определяется в
каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от количества
передаваемых сотрудников, срока, на который они передаются, объема работ,
которые предстоит осуществлять провайдеру по переданным сотрудникам.
Некоторые провайдеры формируют цены, исходя из
фонда заработной платы переданных сотрудников. Но поскольку трудоемкость
кадрового делопроизводства и расчета заработной платы не зависит от зарплаты
сотрудников, для которых производятся эти операции, то все больше провайдеров
отходят от этой схемы.
Аутсорсинг персонала
Востребованность услуги аутсорсинга персонала,
предлагаемой кадровыми агентствами, в ближайшем будущем будет расти.
Само понятие аутсорсинг все более прочно
закрепляется в современной бизнес-среде. С некоторого времени оно даже стало
модным. Этому, в целом положительному процессу, во многом способствует
определенная пропагандистская деятельность, которую проводят сами субъекты
рынка - компании-аутсорсеры.
Кадровый аутсорсинг является одной из
разновидностью аутсорсинговых услуг. Понятие кадровый аутсорсинг включает в
себя комплекс работы с кадрами:
. Аутсорсинг подбора персонала (рекрутинг);
. Аутсорсинг кадрового делопроизводства,
юридическое сопровождение;
. Аутсорсинг бухгалтерии (начисление заработной
платы, расчет налогов);
. Аттестация и обучение;
. Организация корпоративных мероприятий;
. Формирование корпоративной культуры.
Чем же кадровый аутсорсинг отличается от услуг
по подбору персонала, оказываемых кадровыми агентствами, аутсорсинга
бухгалтерского учёта или аудиторских услуг, юридического консультирования,
обучения на курсах и т.п.?
Главный критерий, который позволяет провести
классификацию - длительность. Иными словами, если какая-либо функция (кадровый
учет, подбор персонала, начисление и выдача заработной платы и так далее)
передаются одной компанией в другую по длительному договору, то данный договор
является аутсорсинговым. Обычный срок такого контракта - от года до трех-пяти
лет. Если же услуга носит разовый характер (восстановление бухгалтерского
баланса, разовый поиск специалиста на вакантную должность), то данный вид
взаимоотношений между компаниями аутсорсинговым не является.
Другой существенный момент - это исключение
бизнес-процесса, передаваемого компании-провайдеру, из деятельности заказчика.
Притом, что до момента заключения договора, предприятие самостоятельно
выполняло данную функцию. Иными словами, не имеет смысла оставлять в кадровой
службе специалиста по учету и ведению трудовых книжек, приказов, личных
карточек и прочее, если функции кадрового делопроизводства переданы на сторону.
Выгода и недостатки аутсорсинга
Аутсорсинг позволяет компании-заказчику
сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию
информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных
бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.
Выгоды:
снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а
именно: сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата
штатной единице); экономия на налогах на зарплату штатной единице (иногда)
освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен
синергетический эффект); увеличение качества получаемых продуктов или услуг:
. фокусирование компании на основной
деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя - здесь также возможен
синергетический эффект):
использование специализированного оборудования,
знаний, технологий;
снижение рисков, связанных с реализацией
бизнес-процесса: использование конкуренции на рынке исполнителя;
сокращение влияния неуправляемых факторов
(нехватка комплектующих);
разделение и частичная передача другой компании
рисков; дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) - повышение
инвестиционной привлекательности фирмы.
Недостатки:
При использовании аутсорсинга в России
проявлялись следующие его недостатки:
уровень профессионализма сотрудников
аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя)
может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на
должном уровне;
недостаточность рычагов управляющего
воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению
затрат на обслуживание;
наличие рисков нарушения сохранности имущества,
безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате
предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным
ценностям предприятия;
увеличение времени решения проблем в аварийных
ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями (особенно
проявляется в телекоммуникациях).
Также существуют общие проблемы:
. Незнание национальной культуры (при переводе
call-центров за границу);
. Неработоспособность в организациях с низким
уровнем зрелости (из-за отсутствия прописанных и понятных бизнес-процессов);
. Недостаточный уровень подбора кадровыми
агентствами, где HR менеджеры часто способны подбирать неквалифицированную
рабочую силу, но часто не способны оценить квалификацию соискателя на место
«синего воротничка»;
. Большая текучесть персонала.
Заключение
В поисках эффективных форм руководства
персоналом, в организации и стимулировании труда, в правилах производственной
дисциплины, в энтузиазме новаторов и предпринимателей, инициирующих
нововведения и преодолевающих бюрократические препятствия, есть много общего.
Но из опыта ведущих корпораций можно почерпнуть немало полезного и необычного
для нашей традиционной практики.
Прежде всего, можно извлечь следующее:
эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором
конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха; в основе
эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования
“человеческих ресурсов”, основанная на рыночных принципах хозяйствования;
кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для
комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
На основе изученного теоретического материала
можно сделать следующие выводы:
. Категория «человеческие ресурсы» позволяет
отразить реальное представление о том, что профессиональные знания, опыт,
творческие и предпринимательские способности работников обеспечивают
экономическую эффективность и конкурентоспособность организации в рыночной
среде;
. Развитие человеческих ресурсов, повышение их
качества, приводит к большей отдаче материальных ресурсов через их более
эффективное использование, а это, в свою очередь, обеспечивает организациям
дополнительный стимул для инвестирования в человеческие ресурсы;
. Для осуществления каждого вида деятельности в
области развития человеческих ресурсов у организации имеется широкий выбор
методов практической работы;
. Системная работа с кадрами, внимание к
сотрудникам организации, забота об улучшении условий труда и быта, разработка и
реализация соответствующих социальных программ - все это способствует
укреплению кадрового потенциала и более эффективному использованию фактора производства
- человеческого ресурса. От грамотного осуществления этой работы зависит
успешность деятельности организации, а это, в свою очередь, является резервом
повышения ее эффективности;
. Наука и практика управления персоналом
обогатилась новыми теоретическими знаниями и прикладными кадровыми
технологиями, в результате кардинально изменился подход к роли человека в
общественном производстве, произошла трансформация управления персоналом в
управления человеческими ресурсами.
Таким образом, в современной науке и практике
менеджмента, как свидетельствует выше проведенный анализ, происходит постоянный
процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей
в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим
ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели
влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда.
Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не
эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную
систему управления. При всем многообразии существующих в мире подходов к
управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической
реализации, можно сформулировать основополагающий принцип современной концепции
управления человеческими ресурсами: главное - это признание человеческих
ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности
организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и
социальную ценность.
Список использованных источников
1.
Балашов А.П. Основы менеджмента: учеб. Пособие для вузов / А.П. Балашов. - М.:
Вузовский учебник, 2009. - 281 с.
.
Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие для вузов / Л.А. Бурганова. -
М.: ИНФРА-М, 2007. - 139 с.
.
Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и
доп. - М.: ТК Велби. - 2009. - 502 с.
.
Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. -
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.
.
Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - 4-е изд.
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 528 с.
.
Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. - пер. с англ. - 6-е изд. - СПб.:
Издательство «Питер», 2006. - 864 с.
.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушин. - 10-е изд. -
М.: Новое знание, 2007. - 336 с.
.
Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с
англ. - М.: Дело, 2005. - 720 с.
.
Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И.
Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика. - 2004. - 560 с.
.
Управление организацией: учебник для вузов / под ред. А.Г. Поршнева, З.П.
Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. -
669 с.
.
Управление человеческими ресурсами: учеб. / М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. -
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 240 с.
.
Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие для бакалавров
направления 080200 «Менеджмент». - М.: МИИТ, 2013. - 157
.
Армстронг Майкл Практика управления человеческими ресурсами: учеб. для слуш -
ей / М. Армстронг. - М.: Учебник для слушателей, 2004. - 825 с.