Характеристика современного этапа международных отношений в Концепции внешней политики РФ 2013 года
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра политологии и международных отношений
Характеристика современного этапа международных отношений в Концепции внешней политики РФ 2013 года
(Курсовая работа по специальности «Международные отношения»)
Попов Андрей Николаевич
Научный руководитель:
к.и.н. Ю.С. Афанасьева
Сыктывкар 2015
Содержание
Введение
. Факторы формирования внешнеполитического курса России после распада СССР
. Условия развития нового этапа международных отношений России и их отражение в Концепции 2013 года
Заключение
Список использованных источников
международный внешнеполитический отношение
Введение
В связи со сдвигами в международной геополитической архитектуре появляются новые глобальные вызовы. Кроме того, на фоне постоянно меняющейся конъюнктуры международные проблемы до сих пор остаются нерешёнными. Эти проблемы оказывают непосредственное влияние на изменения курса политики многих государств. Таким образом, этап международных отношений, описанный в Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 года, отражает суть меняющегося мира и способствует трансформации политического курса России.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что данная тема является актуальной именно с политической точки зрения: изменяется правовая основа, закрепляющая ключевые направления внешней политики, появляются приоритеты сильного государства, международные отношения рассматриваются с точки зрения многополярности. Всё это помогает нам понять, как изменения проецируются на внешнеполитический курс страны, и какова реакция государства по отношению к ним.
Нельзя не сказать, что тема Концепции внешней политики РФ неоднократно рассматривалась учёными. Актуальность данная тема обретает с появления первой такой Концепции в 1993 году, что связано с определением внешней политики периода развития России после распада СССР в новых демократических условиях.
Например, в журнале «Международные процессы» в своей статье «Три поколения внешнеполитических доктрин России» Александр Богатуров рассматривает три концепции внешней политики, в которых отражается трансформация и эволюция дипломатии СССР в дипломатию России. В работе показаны основные принципы, благодаря которым и происходит построение дипломатии, они же впоследствии и оформляются в концепциях. Кроме того показана основная внешнеполитическая деятельность России в контексте мировых событий и её реакция на действия США и других государств.[]
Далее в работе Ивана Тимофеева «Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода?» рассматриваются СССР и Россия по отношению к актуальному Другому. Этим Другим выступают различные внешнеполитические силы. Например, в годы Советского Союза таким актуальным Другим выступали США. После распада СССР Россия нуждалась в поиске новой идентификации. Именно этот процесс детально описывается в работе Тимофеева в подробном контексте событий.[]
В следующей работе «Комментарий к концепции внешней политики РФ: от июня 2000 года к июлю 2008 года» Александр Караваев производит сравнение концепций внешней политики России 2000 и 2008 года. В ходе сравнения двух концепций автор не только отмечает нововведения, но и изображает преемственность целей и задач, обозначенных государством в начале XXI века.[]
Кроме того, особенности Концепции внешней политики РФ мы можем наблюдать в комментарии Фёдора Лукьянова, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике". Лукьянов также указывает, что концепция носит преемственный характер, но в свою очередь выделяет некоторые особенности и детали Концепции 2008 года.[]
Хотелось бы отметить работу Виталия Третьякова «Внешнеполитическая концепция Российской Федерации: талантливая пьеса для талантливых актеров», опубликованную в журнале «Международная жизнь». В своей статье Третьяков подвергает критике концепцию внешней политики и выступает за уточнение и конкретизацию её пунктов. В частности, он предлагает закрепить положение России, обозначить направленность национальных интересов в постсоветском и других регионах и выстроить отношения между государствами пропорционально их доброжелательности к РФ.[]
А также Марк Неймарк в своей статье Свет и тени "мягкой силы" сравнивает три Концепции 2000, 2008 и 2013 годов. Он выделяет важные изменения и нововведения, делает по ключевым положениям содержательные выводы, а также рассматривает особенности современного геополитического ландшафта.[]
Таким образом, объект моего изучения - международные отношения Российской Федерации, а предмет - характеристика современного этапа международных отношений в Концепции внешней политики РФ 2013 года.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать современный этап международных отношений Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики РФ 2013 года. Основные задачи: охарактеризовать и исследовать события в международной обстановке, изучить их влияние на внешнеполитический курс государства, оценить и выявить особенности изменений в мире, а также сравнить их содержание, отраженное в концепциях разных годов.
Прежде всего, в качестве источников будут использоваться концепции внешней политики и национальной безопасности РФ (1993, 1997, 2000, 2008, 2013), Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года и указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В этих источниках представлена информация о внешнеполитическом курсе страны, её интересы и программа по обеспечению безопасности России.[][][][][][][] Другими важными источниками являются речь В. Путина от 27 июня 2006 года, Мюнхенская речь Путина, обращение к Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года. В них выражаются стратегические направления развития России на ближайшую перспективу.[][][] Также источниками будут являться Конституция РФ и ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июня 1995 г. В этих документах содержится информация о значении международных договоров и международного права для России в целом.[][]
Существует множество различных методов, применяемых в исследованиях, однако я воспользуюсь нормативно-правовым и сравнительным. Помимо этого, я задействую в изучении системный анализ.
В целом хочу отметить, что структура курсовой работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Факторы формирования внешнеполитического курса России после распада СССР
Для того чтобы понять, какие основные изменения произошли в международной обстановке сперва необходимо ввести некоторые понятия, которые касаются внешней политики. Эти определения помогут установить полную картину внешнеполитической среды и, конечно же, будут способствовать анализу политической ситуации, сложившейся посла распада СССР.
С утратой такого политического гиганта, как Советский Союз, изменилось соотношение сил на международной арене, а вследствие этого геополитическая архитектура обрела совершенно иные формы, конфигурируя отличный от предыдущего, новый геополитический ландшафт. Геополитический ландшафт - это территория, которая является объектом борьбы за сферы влияния с целью установить тем или иным государством контроль над этой областью для обеспечения своих собственных национальных интересов.
Кроме того, следует отметить, что изменению геополитической архитектуры мира, так или иначе, способствовали новообразовавшиеся процессы трансформации свойственные территории постсоветского пространства. И в первую очередь это формирование государственного суверенитета или по-другому процесс суверенизации. Суверенизация - это процесс обретения независимости и становление государственности на определённых территориальных единицах, обозначенных в соответствии с такими признаками, как национальность, культура, история и др. и находившихся прежде под контролем более мощного государства, объединяющего их силы и ресурсы под единым началом.
Далее в связи с обретением суверенитета и для дальнейшего развития государственных дел возникала необходимость в формировании политического курса как внутри страны, так и на мировой арене. Для того чтобы сформулировать эти два важнейших направления политики, государствам требовалось обозначить национальные интересы. Национальные интересы - это постановка государством особых целей и задач внутри и вне своих пределов, осуществление которых способствует его развитию в политической, экономической, социальной и культурной сферах, а также направленных на удовлетворение потребностей нации в целом. Таким образом, руководствуясь первостепенными целями и задачами, государства определяли свою политическую деятельность и укрепляли свой суверенитет.
Что касается России, то она, оказавшись на пути оформления своей государственности, была крайне ослабленной. Как отмечает Иван Тимофеев в работе «Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода?», именно в этот период перед РФ встаёт проблема поиска своей собственной идентичности в мире.[]
Одной из главных задач в ту пору было поставлено построение нового, совершенно отличного от советской системы демократического государства при поддержке стран Европейского Союза и США. Эти цели и задачи находят яркое отражение в Концепции внешней политики РФ 1993 года: создание максимально благоприятных внешних условий для обеспечения надёжности, безопасности и развития страны и успешное осуществление демократических преобразований.[] Кроме того, принятые 12 декабря 1993 Конституция Российской Федерации и 15 июня 1995 года ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» закрепляют приоритет международного права над государственным.[][] Различные международные соглашения, договоры и прочие документы как между организациями, так и между государствами имеют высшую юридическую силу. Словом, внутренняя политика России в то время во многом соответствовала основам внешней политики, а внешняя политика задавала тон внутренней.
Таким образом, несмотря на то, что Россия и признавала себя правопреемницей СССР, для достижения своих целей ей было необходимо укреплять и поддерживать новые связи с Западным миром, отказаться от политического влияния и строить новые отношения на условиях равноправного партнёрства. К тому же внешнеполитические ресурсы РФ были истощены, а США продолжали сохранять тенденцию доминирования в мировой политике и оказывали крупное влияние на развитие многих регионов мира, в том числе, пользуясь доступными инструментами, поддерживали свои позиции в Евросоюзе.
Тем не менее Запад не испытывал особого желания помогать России, в частности, бывшие страны социалистического лагеря буквально сразу были приняты под эгиду Евросоюза и НАТО, куда в свою очередь так же стремилось Российское государство, и куда его впускать не очень-то и желали. Это становится заметным на примере экономической поддержки ряда стран Центральной и Восточной Европы с последующими условиями размещения на их территориях баз Североатлантического альянса и стратегических установок ПРО.
Но, так или иначе, Россия и Запад начали тесно сотрудничать. На практике такая политика была больше направлена на то, чтобы завоевать доверие и уважение стран Запада, а не на защиту своих национальных интересов. В этот момент национальные интересы России отошли на второй план, в то время как участие во внешней политике ограничивалось соглашением и принятием политики Запада. Это делалось в первую очередь для того, чтобы стать партнёром и союзником США и ЕС, что впоследствии обеспечивало бы безопасность, экономическое, культурное и, что, несомненно, важно, политическое развитие внутри страны. И, безусловно, у такого рода партнёрства были свои преимущества и недостатки.
Преимуществами можно считать, во-первых, появление и развитие отношений со странами Запада, во-вторых, развитие демократических институтов и начало строительства гражданского общества, в-третьих, всё большее вовлечение в международные межправительственные организации и активное участие в них, в-четвёртых, появление новой возможности взаимодействия с отдельными организациями в целях привлечения инвестиций для развития экономики страны, ну и, наконец, открытие новых границ для культурного взаимообогащения и гуманитарного сотрудничества.
Одним из ключевых недостатков для России было то, что национальным интересам страны отводилась второстепенная роль, в то время как партнёрству с Западом - первостепенная, что не могло не сказаться на ситуации в стране, и что в свою очередь привело к росту националистических взглядов и недовольству правящими кругами. Кроме того, ставился под вопрос суверенитет Российской Федерации в связи с началом процессов децентрализации субъектов и ростом сепаратизма на окраинах. Ещё одним недостатком был существенный рост государственного долга в связи с кредитами, выдаваемыми Западом под определённые проценты, и увеличение импорта, что, конечно, отражалось на экономической ситуации в стране. И в заключение хотелось бы отметить ещё один образовавшийся изъян: поверхностное отношение к России и манипуляции ей в целях окончательного ослабления её влияния на международной арене.
Также следует отметить, что была попытка установить однополярную систему мироустройства. Однополярный мир - это политика, в которой существует лишь один глобальный центр, который является единственной политической доминантой, образующей вокруг себя соподчинённые ей государства и имеющей уникальную возможность давления и принуждения на другие более слабые и ослабленные органы государственной власти других суверенных образований с целью сделать их зависимыми от своей юрисдикции.
В то время ещё не было известно, как в дальнейшем будет развиваться геополитическая архитектура, и с какой скоростью будут изменяться геополитические процессы. Поэтому Соединёнными Штатами Америки активно предпринимались различные попытки воссоздать однополярный мир путём установления демократических режимов как мирным, так и вооружённым способом, при которых государство США получило бы полный контроль над менее развитыми странами. Такая расстановка сил вела бы к разбалансировке и к невозможности сдерживания агрессора, что было чревато катастрофическими последствиями.
Однако это стало невозможным с появлением тенденции к многополярному мироустройству. Многополярный мир - это политика, в которой присутствуют несколько полюсов силы (военный, цивилизационный, экономический, политический и др.) благодаря которым ни один из них сам по себе не может узурпировать и сосредоточить всю власть в своих руках, создавая при этом конкуренцию за мировое господство.
В связи с этим в 1997 году выходит новый политический документ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации, отражающий иную стратегию государства в различных областях. Здесь уже больше внимания уделяется таким организациям, как Содружество Независимых Государств, Организация Объединённых Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В документе прослеживается направление по укреплению и усилению механизмов коллективного управления политическими и экономическими процессами.[]
Нельзя не упомянуть, что в концепции обозначена определенная изоляция от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все это неприемлемо для России как для влиятельной европейско-азиатской державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Также важно отметить, что происходит значительный сдвиг в отношениях с Западом. Теперь на практике отношения между Российской Федерацией, странами Запада и США строятся по другой схеме: несмотря на то, что Россия ещё недостаточно твёрдо стоит на ногах, по некоторым вопросам она уже не соглашается со странами Запада, что говорит об отстаивании своих интересов и мнения в международной среде.
Во внешнеэкономической среде наличествует направленность по отношению к более широкой интеграции Российской Федерации в мировую экономику, в том числе в международные кредитно-финансовые институты - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.
Помимо этого прослеживается перспектива расширения НАТО на Восток, что является неприемлемым для Российской Федерации, так как создаёт угрозу государственно-территориальному суверенитету и подрывает национальную безопасность страны.
Также появляется существенная необходимость по реорганизации военной сферы, которая должна учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства для обеспечения адекватной реакции на военные угрозы национальным интересам Российского государства.
Имеет место также целенаправленное, сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России, ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации. Возникают попытки других государств ослабить и противодействовать дальнейшему укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Целью политики таких государств является снижение значимости Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и в деятельности международных организаций.
Несмотря на то, что угроза крупномасштабной агрессии против Российской Федерации в обозримом будущем практически отсутствует, нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для РФ в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы. Кроме этого, возрастает угроза распространения ядерного и других видов оружия массового поражения.
Таким образом, анализ угроз национальной безопасности России показывает, что главные из них на тот момент носили преимущественно внутренний характер и были сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах. Это объясняется низкими темпами роста и развития на фоне кризисной ситуации и такими проблемами, как сепаратизм, иностранная интервенция, массовая миграция, падение научно-технического потенциала страны, появление националистических и экстремистских сил, общая децентрализация, ухудшение уровня жизни, рост бедности и расслоения общества, увеличение смертности, снижение рождаемости и многими другими внутренними проблемами страны.
Вместе с тем у Российской Федерации появляются некоторые предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как великой державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах, в том числе и для повышения национальной безопасности.
Однако тяжелым испытанием для российской внешней политики оказались последние годы ХХ века. Финансовый кризис летом 1998 года, ответственность за который общественное мнение возложило на аферы российских чиновников и спекуляции транснациональных финансовых сетей, усугубил неприязнь народа к политике Б.Н. Ельцина, в том числе внешней.
Как отмечается в работе Алексея Богатурова «Три поколения внешнеполитических доктрин России», с позицией Москвы страны Запада в то время особо не считались.[] Запад знал, что Российская Федерация находится в ослабленном состоянии и, конечно, в какой-то мере он сам приложил здесь свою руку, способствуя дестабилизации экономики страны. Интервенция в Косово была осуществлена вопреки позиции Москвы. Формально НАТО защищала здесь права человека, но фактической целью было сменить неугодный политический режим.
Казалось, если бы не наличие ядерного оружия у России, то в ней тоже было бы осуществлено военное вторжение. Ведь поводом к интервенции была война в Чечне с сепаратистами, которая сопровождалась нарушениями прав человека: бои шли неподалёку от населённых пунктов, что влекло за собой смерти мирных жителей. Назревшая угроза национальной безопасности заставила внести серьёзную поправку в Военную доктрину, позже официально оформленную в 2000 году.[] Это изменение оговаривало право нанесения ядерного удара первым в связи с возникновением угрозы безопасности Российской Федерации. Возможность применения ядерного оружия стала аналогией, принятой в апреле 1999 г. на сессии Совета НАТО в Вашингтоне. Таким образом, Россия и Запад избавлялись от взаимно сложившихся иллюзий и переходили к реальным действиям, не ухудшая при этом отношений, пользуясь новыми рычагами и механизмами.
Концепция внешней политики РФ 2000 года, прежде всего, является переосмыслением международной обстановки, сложившейся к началу нового века.[] Здесь закреплены основные приоритеты внешнеполитического курса, направления действий России и место Российской Федерации в общемировых процессах и в поддержании мировой стабильности. Также важным является признание того, что некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, всё-таки не оправдались. В частности, во многом дополняются региональные приоритеты РФ. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. Помимо этого, у России имеются интересы в отношениях с постсоветскими государствами и государствами ЦВЕ. Также внимание уделяется ОБСЕ и партнёрству с НАТО ради поддержания мира в Европе и на континенте в целом. Другим важными векторами является сотрудничество с Китаем и Индией, со странами АСЕАН. Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона. РФ стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки. Российская Федерация будет расширять взаимодействие с африканскими государствами и Ближним Востоком. Тем не менее, ключевое значение уделяется сотрудничеству с ЕС.
На самом деле всё это говорит о намерениях России вести и развивать дальнейший политический диалог со всеми странами и как можно больше развивать дипломатические связи, учитывая, что Россия ещё не оправилась от кризиса, ей нужна внешняя поддержка, чтобы обеспечить дальнейшее благоприятное развитие страны. Предполагается активизировать своё присутствие во многих направлениях. Кроме того, России нужны сторонники, чтобы не чувствовать себя одиноко на международной политической арене, ей жизненно необходима чья-то поддержка. Ведь если рассматривать подробно, то наиболее значимым участие России в организациях становится именно в начале 21 века. Именно тогда активизируются все силы РФ, направленные на сотрудничество и укрепление партнёрства в целях развития экономики и дальнейшую интеграцию с другими государствами.
Однако в начале XXI века отношения между Российским государством, США и Евросоюзом зашли в тупик. Это объясняется преждевременным ускоренным желанием следовать правилам Запада, которые, в конце концов, исчерпали себя. Такой ход событий мог и продолжиться, если бы в 1999 Запад не напугал Россию возможной гуманитарной интервенцией. На деле встречи США и Россией носили важный, но рутинный и привычный характер.
События 11 сентября 2001 года стали новым катализатором отношений между Россией и США. Россия первой поддержала Соединённые Штаты в готовности участвовать в борьбе с терроризмом, а также всячески содействовать укреплению мировой безопасности. Это обеспечило положительное развитие отношений между Западом и Россией, но оно не было дальновидным. Москва в 2002-2003 годах уклонилась от поддержки Вашингтона в войне с Ираком. США были сторонниками силового подхода, Россия же в свою очередь выступала за политический диалог и поиск консенсусных решений, в том числе и в отношение т.н. «оси зла» (Ирану, Ливии и Северной Корее). В связи с тем, что РФ граничит с Ираном и Северной Кореей, она твёрдо и энергично отстаивала своё мнение за недопущение войны. Однако в 2004 году после президентских выборов Штаты стали проводить менее рискованную политику.
Важное место имела речь Владимира Путина 27 июня 2006 года. Формальным поводом к встрече было нападение террористов на российских дипломатов в Багдаде в мае 2006 года, повлекшее их гибель. В самой же речи Путин обратился к послам и постоянным представителям России за рубежом с новыми приоритетами на мировой арене. []
Все эти изменения в приоритетах основаны, прежде всего, на возрастании экономического потенциала Российской Федерации, что также позволяет ей увереннее чувствовать себя и на международной арене.
Во-первых, Российская Федерация выступает за оценку внешней политики любой страны на основе принципов международного права и не приемлет интерпретацию права в корыстных целях. Россия больше не может мириться с двойственными стандартами международного права и нечестными правилами игры, по которым полностью учитываются национальные интересы одних государств и совершенно не берутся в расчёт интересы других. Такой порядок вещей порождает конфликты и способствует всяческой эскалации напряжённости во внешней среде.
Во-вторых, Россия будет стремиться к сотрудничеству со всеми странами исключительно на условиях равенства и уважения взаимных интересов, что обеспечивает стабильность и порядок во внешних делах и в мире в целом.
В-третьих, РФ в целом должна нести соразмерную своему положению и возможностям ответственность за глобальное и социально-экономическое развитие. Россия осознаёт своё положение на мировой арене в качестве великой державы и готова выполнять свою миротворческую миссию посредством проведения встреч с участием РФ, в ходе которых будет вестись политический диалог между конфликтующими сторонами.
В-четвёртых, Россия за объединение усилий всех государств в проведении политики, направленной на минимизацию вызовов и современных угроз. Россия поддерживает многие программы по безопасности, при этом исключая возможность военного вмешательства в политические дела других государств, так как это ведёт к выходу ситуации из под контроля и лишь увеличивает угрозу.
В отношении стран СНГ учитывается переход на принципы, принятые в мировой экономике и торговле, а также укрепление общего гуманитарного пространства. На Европейском континенте внимание уделяется ключевым Европейским странам и Евросоюзу в целом, от которых Россия ожидает взаимовыгодных экономических контактов, расширения научных, культурных связей и преодоление границ на пути человеческого общения. На азиатском направлении главной задачей является расширение сфер российско-китайского партнерства. Вместе с тем уже в ближайшей перспективе нужно на порядок увеличить объемы взаимной торговли и инвестиций, сотрудничества в других областях с Индией. В отношениях с Японией полностью оправдывает себя линия на продолжение политического диалога и наращивание экономического сотрудничества, стремление заключить мирный договор. Кроме всего прочего, для России существенно возросла роль интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе в первую очередь через институты и инструменты, включая АТЭС, АСЕАН, некоторые другие форумы и площадки для ведения диалогов и сотрудничества. Что касается отношений с Америкой, то РФ убеждена, что партнерство между такими державами, как Россия и США, должно строиться исключительно на условиях равноправия и взаимного уважения. Только с соблюдением этих принципов политический диалог можно будет считать эффективным.
Далее речь, произнесённая Владимиром Путиным 10 февраля 2007 года в Мюнхене, многими западными политическими кругами в первую очередь американскими воспринялась агрессивно и недоброжелательно. Здесь президент выступил с тезисами о попытках США создать угрозу для России путём расширения НАТО на Восток, что показывает несоблюдение Договора об обычных вооружённых силах в Европе, в котором чётко указано равновесие вооружённых сил государств и ограничение возможности размещения вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками.[] Помимо этого, Путин не одобрил экономическую политику Запада в отношении стран «третьего мира» и использование двойных стандартов в международной правовой системе. Говоря о меняющемся мире, Владимир Путин отметил, что однополярное мироустройство не приемлемо, а единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН. Также президент указал в своей речи на то, что ОБСЕ пытаются превратить в инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран.
Таким образом, Российская Федерация считает всё это недопустимым и будет принимать меры по искоренению постоянного навязывания мнения Запада другим развивающимся странам. Россия откровенно перестаёт быть покорной Западу и будет вести независимую внешнюю политику, опираясь на международное право и политический диалог между государствами на равных условиях с уважением интересов всех участников. Такой порядок событий настораживает Запад: прежде всего, США и ЕС не желают дальнейшего роста России и становления её на правах великой державы одним из центров многополярной системы, более того, нельзя не учитывать ядерный потенциал страны. Так и или иначе, возникает открытая или же завуалированная угроза со стороны РФ и её неподконтрольной политики, которая, безусловно, будет сосредоточена в противовес НАТО. Бесспорно, Запад и в первую очередь Соединённые Штаты заинтересованы в обратном, дабы сохранить своё мировое господство.
Позже 26 апреля 2007 года В.В. Путин обращается к Федеральному Собранию. В этом обращении он заявляет о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий ДОВСЕ в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше.[] Отмечалось, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены не ратифицировали его и не выполняли его условий. В целом же обращение было посвящено плану комплексной модернизации в XXI веке, наращиванию научного и экономического потенциала страны, развитию транспортной системы. В качестве стратегии во внешней политике отмечалось то, что Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции, прежде всего, на пространстве СНГ, в ЕврАзЭс и ШОС. Отдельная роль отводится сотрудничеству с Белоруссией. Курс на всемерное развитие отношений с Беларусью является для Российской Федерации незыблемым. Также упоминается партнёрство с Евросоюзом: оно становится более конструктивным и остаётся значимым для РФ.
Всё это говорит о том, что главным для России является укрепление и сохранение своей прерогативы, существующей на протяжении тысячелетней истории; вести суверенную внешнюю политику. Другой очень важный аспект - продолжение укрепления потенциала Российской Федерации в экономической, политической, научной и культурной сферах с целью укрепить свои позиции на международной арене, в том числе и в качестве возможного полюса силы в соответствии с многополярной системой. Третья основная задача России заключается в укреплении и построении надёжных дипломатических связей, что также будет подталкивать развитие государства и в той или иной мере обеспечит национальные интересы страны. Кроме того, дипломатические связи нужны для того, чтобы оказывать существенную поддержку при принятии решений в международных организациях. И, в конце концов, ключевой целью является укрепление отношений с приграничными постсоветскими государствами для защиты национальной безопасности.
июля 2008 года Дмитрием Медведевым утверждается новая Концепция внешней политики РФ.[] Из комментариев к концепции Федора Лукьянова и Александра Караваева, прежде всего, можно отметить, что она носит преемственный характер.[][] Все основные положения сохранены, более того, некоторые положения конкретизированы. Безусловно, данная концепция отражает новые реалии. Например, по сравнению с документом 2000 года отмечается координирующая роль ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью. Также констатируются демократические преобразования, и теперь основная внутригосударственная деятельность направлена на создание правового государства и демократических институтов, реализацию прав и свобод человека. Появление нового пункта о популяризации русского языка и культуры народов России за границей говорит о появлении сети фондов «Русский Мир».
Что касается приоритетов, то здесь они остаются теми же: главная роль отводится укреплению СНГ, Евразийскому Союзу и всесторонним связям на постсоветском пространстве, что в первую очередь является крайне важным для безопасности России. РФ осознает, что от ее способности играть конструктивную и ведущую роль в окружающем пространстве зависят все остальные факторы ее внешней политики. Помимо этого, одним из главных приоритетов остаётся партнёрство с Западом, которое направлено на прагматичную сторону. Также особое место отводится дальнейшему укреплению ШОС и БРИК.
В целом можно сказать, что здесь нет особых деталей, которые бы меняли концепцию полностью. И потом справедливо в этом отношении слышать критику Виталия Третьякова в статье «Внешнеполитическая концепция РФ: талантливая пьеса для талантливых актеров».[] Действительно, это уже четвёртая концепция, которая не имеет каких-то ярких отличий от предыдущих. Понятны и требования чётко разграничить приоритеты и организовать систему отношений между государствами, чтобы точно знать кто союзник, кто конкурент, кто партнёр, а кто враг и какие действия к кому применять для отстаивания своих интересов. В частности это позволило бы эффективнее бороться за права и свободы российских граждан в других странах. Также в концепции необходима характеристика Российской Федерации с геополитической точки зрения, что даст понять другим государствам место и роль России в мировой политике. Кроме всего прочего, требуется определить значение международных организаций, что в свою очередь поможет проследить результативность их работы и расставить приоритеты.
Но вместе с тем будет неверно не отметить, что если раньше концепции внешней политики были направлены на прагматическую сторону, то сейчас можно наблюдать ценностную, идейную основу внешней политики. Происходит процесс формирования национальной идентичности, что также важно для будущего развития внешнеполитического курса. Появляется понятие мягкой силы, которая является проекцией национальной идентичности на другие государства. Это говорит о том, что у России есть намерения создать свой ценностный багаж в качестве предлагаемых альтернатив на мировом рынке ценностей. Касаемо самой реализации курса внешней политики отведена роль Правительству РФ. Теперь правительство является таким же субъектом внешней политики после Президента и Федерального Собрания, что напрямую влияет на развитие дипломатии.
. Условия развития нового этапа международных отношений России и их отражение в Концепции 2013 года
Теперь же что касается анализа современного этапа международных отношений в Концепции внешней политики РФ 2013 года. Для того, чтобы дать характеристику прежде всего необходимо рассмотреть, как менялась геополитическая ситуация и на фоне каких основных процессов производилось принятие этого документа.
Но сначала хотелось бы обозначить общие явления, которыми пронизана Концепция внешней политики РФ 2013 года. Для этого необходимо изучить указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
Во-первых, следует отметить, что в указе внешнеполитический курс характеризуется такими принципами, как прагматизм, открытость и многовекторность в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений. Все эти принципы, безусловно, отвечают требованиям меняющегося мира и демонстрируют всё многообразие в международной политической системе, в том числе отвечают сетевой дипломатии, которая является мобильной и эффективной в современном мире.
Вместе с тем она не обладает никакой явной постоянной формой, то есть является размытой и абстрактной, имеющей способность трансформироваться в разные моменты времени.[] Такой порядок вещей может порождать неопределённость среди государств-акторов, однако в таких дипломатических сетях непременно остаётся важным участие центров силы, что является обусловленным в связи с необходимостью принятия ответственности в решении глобальных проблем. Тем самым складывается определённая тенденция собирать вокруг себя меньшие по размеру и менее властные государства, что позволяет конкурировать с другим полюсом силы. Так, например, упоминается о развитии сотрудничества и партнёрства с БРИКС, "Группой двадцати", "Группой восьми", Шанхайской организацией сотрудничества.[]
Далее для того, чтобы тщательнее проанализировать Концепцию внешней политики РФ 2013 года, необходимо углубиться в события, которые, так или иначе, повлияли на содержание документа, а также пронаблюдать в какой форме они отразились в данной концепции.
Итак, первым таким событием оказалась Российско-грузинская война, начавшаяся 8 августа 2008 года. Ночью грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел Цхинвала. Россия, провозгласив целью защиту миротворцев и граждан республики, большинство из которых имело российское гражданство, начала "операцию по принуждению Грузии к миру".
Одним из итогов войны для России стало образование двух новых государств: Южной Осетии и Абхазии, однако, эти государства до сих пор считаются непризнанными мировым сообществом. Другим результатом конфликта оказался разрыв дипломатических отношений Грузии с Россией. Это событие, безусловно, было невыгодно для РФ, учитывая, что у стран есть общая граница и стремление Грузии войти в НАТО. Кроме того, Россия на тот момент являлась одним из крупнейших торговых партнёров Грузии. Таким образом, Россия не только лишалась экономического сотрудничества с Грузией, но и приобретала потенциальною и нежелательную угрозу национальной безопасности со стороны соседа при условии вхождения Грузии в НАТО.
Это событие находит отражение в Концепции-2013: объявляется стремление России возобновить дипломатические отношения с Грузией.[] Это связано с тем, что Российской Федерацией предпринимается попытка создать и укрепить один из конкурентоспособных центров силы в многополярном мире, что в свою очередь в дальнейшем будет оказывать непосредственное влияние и на глобальную политику.
Вторым событием, существенно повлиявшим на ситуацию в мире в целом и в Российской Федерации в частности, стал мировой экономический кризис, который продолжался два года, с 2008 по 2010.
Специфическим фактором в развитии кризиса в России явилось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом ЗВР России. Другим негативным событием для России, как экспортёра сырья, стало резкое падение в середине июля 2008 года цен на нефть. Без всяких сомнений, это вызвало множество протестов в стране. Однако правительством России были приняты соответствующие антикризисные меры, направленные на укрепление финансовой системы России. Несмотря на потери в экономике, в течение двух лет кризис всё-таки удалось преодолеть.
Другим благоприятным обстоятельством для экономики РФ явилось создание Евразийского Союза. В 2010 году был запущен Таможенный союз ЕАЭС в трёхстороннем формате между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Этот союз формировал единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применялись таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Также организация предусматривала единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Кроме того, в 2012 было создано Единое экономическое пространство с участием тех же стран.
Помимо всего прочего, 22 августа 2012 года Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию. И хотя сложились противоречивые мнения насчёт этой организации, ВТО давала стране множество преимуществ, главные из них - создание благоприятных условий на внешних рынках и повышение конкурентоспособности, расширение возможностей для инвестирования и привлечения инвестиций, улучшение имиджа России на международной арене, возможность вступления в ОЭСР. Всё это способствовало обеспечению национальных интересов страны, росту развития экономики внутри страны и повышению экономического статуса во внешней сфере.
Таким образом, что касается изменений в экономической сфере России, то, несмотря на мировой финансовый кризис, в разделе Концепции о международном экономическом и экологическом сотрудничестве можно наблюдать положение о том, что высокие темпы экономического роста определяются уже не только внутренним спросом на рынке (как это было раньше), но и стабильным экспортом.[] Безусловно, такое дополнение относится к созданию Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, а также к вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что существенно увеличивает возможности торговли за пределами государства, благоприятствует развитию экономики страны и мировой экономической ситуации в целом. Кроме того, теперь экономика России направлена на диверсификацию, повышение наукоёмких высокотехнологичных и инновационных отраслей, в том числе посредством привлечения инвестиций. Также за Россией закрепляется статус ключевого транзитного направления по обеспечению торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В результате Российская Федерация не только обретает крупнейшие позиции в мировой экономике и занимает особое исключительное место среди государств континента, но и является объединяющим государством, заинтересована в своей дальнейшей интеграции для укрепления позиций и эффективности экономик сопряжённых стран, основным следствием чего является рост интенсивности обеспечения национальных интересов.
Однако иным негативным событием в мире стал рост терроризма и массовых волнений в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Произошли многочисленные перевороты в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии и в Сирии; гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной. Геополитические последствия протестов привлекли всеобщее внимание. Вместе с нестабильностью на Ближнем Востоке и в Северной Африке происходило процветание экстремистских настроений и терроризма. Подчас силовое вмешательство некоторых государств под прикрытием гуманитарных лозунгов приводило только к ухудшению ситуации в целом, что также наносило угрозу безопасности всего мира.
В этой связи в Концепции внешней политики Российской Федерации выражается особое внимание к проблемам безопасности и мировым проблемам вообще. В условиях глобализации на первый план выходят проблемы трансграничного характера и в первую очередь такие, как терроризм, торговля оружием, наркотрафик, радикализация общественных взглядов и настроений, межэтнические и межконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, организованная преступность, трафик боевиков, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, изменения климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности, экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, пиратство, коррупция, локальные, региональные и глобальные конфликты, распространение ядерного оружия и ОМП и многие другие проблемы трансграничной природы.[]
Невозможность одновременного решения всех проблем ведёт к их дальнейшему ухудшению и разрастанию, подрывает международную безопасность. Отсюда необходимость конструктивно в рамках международного права и в интересах каждого решать такие проблемы, для того чтобы обнаруживать их и не давать возможность дальнейшему нагнетанию, иначе последствия могут быть губительны, а жертвы бесчисленны.
И здесь в первую очередь нужно отметить роль ОБСЕ в поддержании порядка в Европе и Организации Объединённых Наций в качестве исключительной универсальной координирующей организации в мировом масштабе.[][] Россия принимает активное участие в формировании повестки дня и настаивает на том, чтобы любая ключевая проблема досконально прорабатывалась совместными усилиями в этих организациях на основе международного права и без ущемления интересов какого-либо государства-участника.
Это важно потому, что работа только в таком ключе будет бесспорно продуктивной для всех, а значит не вызовет никаких разногласий и противоречий, которые со временем вполне могли бы поставить безопасность под угрозу. Россия считает, что только 51 статья Устава ООН содержит правовую основу для применения силы в порядке самообороны, а также российская сторона будет продолжать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН по урегулированию посткризисных ситуаций. Таким образом, Россия выступает за укрепление, развитие и совершенствование механизма Организации Объединённых Наций, направленного на модификацию, улучшение и поддержание мирового порядка в соответствии с реалиями меняющегося многополярного мира.
Также в отношении укрепления международной безопасности появляется приоритет о выполнении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.[] Россия выступает за развитие мер транспарентности и доверия в космической деятельности, поддерживает процесс создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Кроме этого, Россия убеждена, что необходимо совершенствовать правовую систему в сфере ядерной безопасности, кроме того, будет добиваться выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности. Последнее можно считать противодействием информационной заведомо ложной пропаганды с целью ведения политической игры в своих интересах, дискредитации средствами массовой информации государственного руководства той или иной страны и создания ими имиджа воинственного агрессора. В частности, это наблюдалось, когда Россия, изображённая в роли захватчика, выступала с миротворческой деятельностью в ходе Грузинско-Южноосетинского конфликта.
В региональных же приоритетах внимание Концепции внешней политики РФ 2013 года направлено на трансформацию ОДКБ в универсальную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам.[] Что касается СНГ, то здесь Российское государство намерено всячески способствовать интеграции с наибольшим добровольным вовлечением государств.[]
Всё это говорит о желании России выстроить своё собственное интеграционное формирование и занять высшее место в укреплении безопасности в регионе, чтобы впоследствии направлять эти процессы на добровольное присоединение в объединение других государств, прежде всего, для обеспечения экономической мощи дружественных государств.
Помимо этого, Россия по-прежнему будет наращивать взаимодействие в таких форматах, как «Группа двадцати», БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), «Группа восьми», ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), а также с использованием других структур и диалоговых площадок.[] Такое взаимодействие между участниками призвано обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях.
Относительно рассмотрения международного гуманитарного сотрудничества и прав человека важно отметить, что в 2013 году роль в привлечении к решению гуманитарных проблем отводится Общественной Палате Российской Федерации и другим гражданским институтам страны.[] Что же касается самой Палаты, то впервые она была сформирована в 2005 году, то есть ещё до принятия Концепции-2008, в которой упоминание о гражданских институтах отсутствует. Таким образом, можно наблюдать показательный элемент и значительное развитие демократии и гражданского общества в России за длительный промежуток времени.
Также появляется новый пункт о наращивании и укреплении межгосударственных культурных и гуманитарных связей между славянскими народами.[] Другими важными аспектами являются создание благоприятного образа России с учётом её авторитета, достижений и вклада в мировое сообщество, участие в помощи развивающимся странам и оказание воздействия на её восприятие в мире при помощи различных инструментов, и, наконец, совершенствование «мягкой силы». Все эти нововведения указывают на желание сотрудничать и в гуманитарной сфере. Прежде всего, гуманитарное партнёрство направлено на поддержание и развитие многолетних исторических культурных связей между народами, которые нуждаются в укреплении, на основе которых будет усиливаться дальнейшее взаимодействие стран.
Кроме того, расширяется присутствие международного сотрудничества России с другими государствами в Арктике.[] Отдавая приоритет взаимодействию с арктическими государствами, в том числе в рамках центрального регионального форума - Арктического совета, а также прибрежной арктической «пятерки», Совета Баренцева/Евроарктического региона и других многосторонних форматов, РФ открыта к взаимовыгодному сотрудничеству с внерегиональными игроками при уважении ими независимости, суверенных прав и юрисдикции арктических государств в Арктике. Большое значение в развитии региона имеет Северный морской путь, открытый для международного судоходства на взаимовыгодной основе. Арктика имеет важное федеральное, в том числе и экономическое значение для Российской Федерации, особенно с точки зрения наличия ресурсов, которые ещё являются неосвоенными или не до конца освоены. В целом освоение Арктики также является национальным интересом России и может носить не только экономический, но и научный характер, что тоже оказывает воздействие на развитие страны.
Далее требуется отметить статью Марка Неймарка «Свет и тени "мягкой силы"». В данной работе Неймарк сравнивает внешнеполитические концепции 2000, 2008 и 2013 годов.
Во-первых, учёный указывает на то, что содержание концепции и современной политики пропитано меняющимся миром и турбулентностью. Кроме того, по мнению Марка Неймарка главный посыл концепции - формирование стратегии, направленной на предупреждение и опережение глобальных вызовов. Автор статьи обращает внимание на «мягкую силу». Это понятие является масштабным инструментом, направленным на решение задач и установление дипломатических отношений, но также может быть использованным в целях политического давления и вмешательства в дела государств. Неймарк также проводит параллель между центрами силы: если в 2000 это безоговорочная попытка навязать США однополярную модель развития, то концепции 2008 и 2013 утверждают о многополярности, при этом международные отношения переживают переходный этап. Очень важным является смещение центра силы на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский Регион.[]
Во-вторых, Неймарк выделяет финансово-экономические вызовы на фоне не прекращавшегося кризиса в ведущих странах Запада, что отражает неудачу попыток формирования мировой кризисоустойчивой системы.[]
В-третьих, в Концепции внешней политики РФ 2013 появляется сетевая дипломатия, задачей которой является создание гибких внеблоковых отношений с участием России. Если Концепция 2008 года объявляла о преодолении наследия холодной войны и деидеологизации, то в Концепции 2013 года заметен процесс насыщения качественно новой идеологией.[]
В-четвёртых, говоря о геополитической идентификации, Марк Неймарк указывает, что Российская Федерация 2013 года позиционирует себя в качестве конструктивного и ответственного члена международного сообщества, способствующего гармонии и балансу в решении международных проблем и в формировании позитивной повестки дня. В 2000 году Российское государство безоговорочно рассматривалось «как великая держава». Концепция-2008 определяет РФ как «один из влиятельных центров современного мира» и «крупнейшую евразийскую державу».[]
В-пятых, что касается экономики, то приоритеты существенно изменились. Так, в Концепции-2000 сосредоточено формирование рыночных условий в РФ и внешней специализации с разделением труда. В Концепции-2013 измерение внешней политики РФ конкретизировано и обобщено с помощь понятия «экономическая дипломатия». Основные задачи - поддержка мирохозяйственных связей и минимизация рисков в интеграционных процессах, включая ВТО и грядущее присоединение к ОЭСР. Далее касательно модернизации: в 2008 году в этой сфере затрагивался в основном только топливно-энергетический комплекс, в 2013 речь идёт о диверсификации российской экономики и повышении инвестиций в инновационные и наукоёмкие отрасли. Помимо этого, в Концепции-2013 рассматривается ключевой транзитный статус РФ между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Также в 2008 году исчезло положение о российской частной собственности, что говорит о найденном решении данной проблемы которым занималось МИД совместно с заинтересованными ведомствами.[]
В-шестых, Содружество Независимых Государств сохраняет свой приоритет для России. Вместе с тем, если в начале века проблематика СНГ носила декларативный характер, то в 2008 она обрела более чёткие очертания: отношение России зависит от готовности к сотрудничеству и вклада стран в поддержание добрососедства и уважительное отношение к СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭс и ШОС. В 2013 году зафиксирована задача формирования ЕАЭС, призванного интегрировать государства на пространстве между Европой и АТР. Так или иначе, Абхазия и Южная Осетия являются приоритетами содействия со стороны РФ. Нововведением становится добавление о дальнейшей предположительной нормализации отношений с Грузией. Также заметна динамика в отношении Беларуси: в 2000 году - оптимизм и высшая форма интеграции, в 2008 году - прагматичная сторона взаимодействия, 2013 - расширение взаимодействия в рамках интеграции Союзного государства.[]
И, наконец, абсолютно необоснованным явлением, по мнению учёного, стало исчезновение в 2013 году пункта о фонде «Русский Мир», который был связующим культурным компонентом за рубежом, и возвращение вопроса о русской диаспоре. Тем не менее, фонд успешно существует и продолжает активно выполнять свои задачи: поддержку, популяризацию и сохранение традиций, обычаев, языка, праздников и прочих элементов культуры за границей.[]
В качестве вывода следует отметить, что в Концепции-2013 сохраняется преемственность Концепции внешней политики РФ 2008 года, однако меняется направленность.
Если раньше ставка делалась в основном на прагматизм, то здесь вместе с отображёнными реалиями меняющегося мира начинается поиск новых ценностных ориентаций, направленных на идентификацию своего внешнеполитического курса, что является весьма существенным в современном мире. Это необходимо для того, чтобы чётко осознавать какие главные цели и задачи являются приоритетными для государства. На их основе можно делать выводы о том, насколько продуктивна работа России, и как практика взаимосвязана с теорией. Кроме того, важно иметь ценностные ориентиры для того, чтобы оставаться одним из влиятельных центров силы и сохранять конкурентоспособность среди других полюсов. У России есть такие ориентиры - это сетевая дипломатия и многостороннее сотрудничество. Их главные особенности заключаются, прежде всего, в том, что такой внешнеполитический курс является мобильным и гибким, что позволяет обеспечивать свою интенсивность вне блоковых формирований, но с активным участием в решении мировых проблем и вызовов. Достоинства такой дипломатии в системе равного сотрудничества на основе международного права с уважением взаимных интересов. Такая система позволяет максимально эффективно использовать дипломатические ресурсы, что, безусловно, важно для достижения целей, которые направлены на обеспечение национальных интересов. Вместе с тем, такая дипломатия отвечает реальности многополярного устройства и способствует процессам интеграции, не нарушая мирового порядка и стабильности.
Что касается общего содержания концепции, то в новой редакции 2013 года оно уточнилось и конкретизировалось, но в своей основе осталось прежним. В связи с меняющимся мироустройством и становлением многополярности ускоряются глобальные процессы, происходят новые вызовы и угрозы. Данная концепция представляет собой ключевые принципы, лишь при соблюдении которых можно достичь безопасности и развития. И они являются весьма обусловленными в современном мире: соблюдение международного права, взаимоуважение национальных интересов и равенство.
Соблюдение мирового права позволяет уверенно смотреть государствам в завтрашний день и видеть конкретное обеспеченное существование в будущем. Как только хотя бы один полюс силы перестаёт подчиняться международному праву, так сразу возникает разбалансировка и полностью меняется соотношение сил. Тем самым сразу ставится под угрозу вся безопасность планеты. Возникновение новой войны может привести к катастрофе, последствия которой не возможно будет ликвидировать. А учитывая ядерный потенциал и наличие ОМУ центров силы, непредсказуемость ставит под угрозу жизнь человечества. Поэтому принцип соблюдения международного права - один из фундаментальных, однако также важно, чтобы право распространялось на всех без исключения и интерпретировалось универсально, чтобы система была действительно единой без возможностей иных трактовок.
Другим принципом, который необходимо соблюдать является взаимное уважение интересов. Его нужно соблюдать для того, чтобы учитывать позицию каждой страны: это позволит сохранить стабильность. Ведь если интересы хоть одного полюса окажутся ущемлёнными, он может начать их отстаивать с помощью совсем других методов, которые будут ставить под угрозу существующий порядок вещей.
И, наконец, последний, но не менее важный - принцип равенства. Он также является необходимым в связи с тем, что равенство обеспечивает равный голос всех стран, а это в свою очередь также влияет на распределение интересов между государствами. Так, при условии, что одно сильное государство не считается ни с чьими интересами, происходит узурпирование общих ресурсов для достижения своих интересов, что непомерно влечёт за собой дестабилизацию и накаливание международной обстановки.
Конечно, сейчас риски угроз качественно снижены: с появлением т.н. мягкой силы, появляются новые рычаги оказания давления на государства. Глобализация способствует усилению экономического, гуманитарного, информационно-коммуникативного, дипломатического и других видов воздействий на непокорное государство.
Однако не стоит забывать, что сейчас ещё переходный период в международных отношениях и риски всё же существуют. Поэтому лучше следовать принципам и быть уверенным в том, что интересы не будут нарушены, а миропорядок останется стабильным, чем испытывать судьбу и проявлять агрессию.
В конечном счёте необходимо отметить, что сейчас центр мировой экономики активно смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, что свидетельствует о бесследной потере Западом своей исторической прерогативы во внешнеполитическом и экономическом доминировании. В авангарде стоят новые игроки и с каждым днём они чувствуют себя увереннее и сильнее. Их позиции становятся всё ярче и независимее.
Вместе с тем российская дипломатия является многовекторной. Это позволяет РФ развёртывать сотрудничество и партнёрство буквально со всеми странами мира. Уникальное географическое положение РФ также способствует развитию отношений между странами Европы и Азии. Именно поэтому Россия имеет полное право присвоить себе статус ключевого транзитного направления по обеспечению торгово-экономических связей между Европой и АТР. Кроме этого заметно укрепляется сотрудничество России со странами БРИКС и ШОС, что свидетельствует о высоком уровне взаимоотношений и партнёрства. Всё это непримиримо свидетельствует о достоинствах российской дипломатии и удачном географическом развёртывании Российской Федерации.
Заключение
Прежде всего, хотелось бы отметить, что цели, поставленные в работе, были полностью достигнуты: были рассмотрены все Концепции внешней политики, в том числе и Концепция 2013 года и выполнен их тщательный анализ в контексте событий.
В ходе работы наблюдалось изменение политического курса, внешних и внутриполитических событий, трансформация биполярной модели мироустройства в мультиполярную и переходный период однополярности.
Все эти процессы взаимосвязаны и, тем не менее, трансформация самого мироустройства происходила по независимому и непредсказуемому сценарию. В 1991 году с распадом Советского Союза и образованием на постсоветском пространстве суверенных республик повлекло за собой глобальное доминирование США. В то же самое время Российская Федерация оказалась под влиянием Запада, потому что главной национальной задачей на тот момент являлась демократизация, в чём страны Евросоюза и Соединённые Штаты являлись бесспорными лидерами.
Однако Запад желал прямого ослабления России, чтобы её империализм уже никогда не заявил о себе на международной арене. Вскоре Российское государство оказалось действительно ослабленным: экономика была разрушена, на окраинах возникали националистические и экстремистские тенденции, децентрализация и обретение субъектами полноты власти, а также открытое стремление к выходу из состава России и прямой сепаратизм.
Тем временем в мире происходили изменения: страны ЦВЕ охотно принимались в ЕС, им оказывалась финансовая поддержка Западом, они принимались в НАТО. Стремления России быть принятой в Евросоюз так радушно поддержано не было. Вскоре Российская Федерация начала понимать, что ей манипулируют в осуществлении своих личных целей. Прежний курс больше не мог продолжаться, но на осуществление непокорной и суверенной политики у России сил ещё не было, тем более что государство терзалось проблемами изнутри.
Так появился курс «избирательного партнёрства», который был нацелен на минимизацию получаемого ущерба извне. Такой курс оказался весьма приемлемым, однако в связи с расширением НАТО на восток угроза безопасности Российских границ нарастала. Кроме того, конфликт в Косово, вызванный гуманитарной интервенцией Запада, направленный на дробление Югославии и изменение режима государства, обострялся. А в Москве продолжали проводить осторожную политику. Такая же участь могла бы постигнуть и Россию, если бы не ядерный потенциал.
С выходом новой Концепции внешней политики в 2000 году уже было ясно, что в случае появления угрозы у России есть право нанести ядерный удар первой. Так военная угроза была отодвинута, потому что никто не хотел применения ядерного оружия. Однако в 2001 году терроризм прозвучал как новый глобальный вызов.
Однако всё это время российское руководство не сидело сложа руки, а развивало свою экономику и ВПК. Уже в июне 2006 года в речи Путина присутствовало качественно новое концептуальное оформление. В Мюнхенской речи 2007 года президент России открыто заявил, что у РФ есть свои национальные интересы, которые она будет отстаивать, включая собственную безопасность. Такой решительный настрой России в проведении независимой политики, мягко говоря, не обрадовал Запад.
Позже, в 2008 году появляется очередная Концепция. В ней описываются меняющийся мир, который начинает принимать форму многополярности. Помимо всего прочего, важной стороной Концепции становится формирование идеологической составляющей.
И, наконец, происходят очень важные события в жизни Российской Федерации. Грузинско-Южноосетинский конфликт закончился образованием Абхазии и Южной Осетии, а Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Мировой экономический кризис остановил рост российской экономики. Зато в 2011 был создан Таможенный Союз ЕАЭС, а затем, в 2012 Россия была принята в ВТО.
Такие резкие изменения нашли своё отражение в Концепции внешней политики 2013 года. В первую очередь в концепции описывается турбулентный мир и новые ценности на международной арене - это сетевая дипломатия и многовекторность. Эти атрибуты дипломатии РФ не только позволяют укреплять сотрудничество и партнёрство, но и оказывают благоприятное влияние на развитие самой России.
Российская Федерация укрепляет свои позиции на международной арене. Теперь её заслуженно можно считать одним из влиятельных мировых центров. Кроме того, Россия присваивает себе статус транзитного направления между Европой и АТР, что, безусловно, выделяет Россию в качестве достойной и авторитетной страны.
Россия - стремится к интеграции и выступает в качестве одной из главных интегрирующих сил. Такое положение вещей, позволяет увидеть, что Российское государство не только стремится к развитию экономики, но и к формированию добрососедских отношений, что также направлено на обеспечение безопасности на рубежах.
Вместе с тем, РФ берёт на себя ответственность за принятие решений в таких международных организациях как ООН и ОБСЕ. Россия выступает за совершенствование механизма Организации Объединённых Наций и признаёт исключительное право на разрешение вмешательства во внутренние дела других государств.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на данный момент Россия является одним из ключевых государств мира, главное для РФ - это закрепить свои наработанные позиции и продолжать своё развитие. Несмотря на меняющийся мир и смещение центра, Россия всё равно будет оставаться одним из главных акторов международных отношений благодаря своему удачному геоположению, богатству ресурсов, научному и культурно-историческому потенциалу, военному, дипломатическому и политическому искусству.
Концепция внешней политики РФ от 23 апреля 1993 года, Российская Газета
URL: #"justify">Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17 декабря 1997 года, URL: #"justify">Концепция внешней политики РФ от 10 июля 2000 года
URL: #"justify">Концепция внешней политики РФ от 12 июля 2008 года, Русская Газета от 12 июля 2008 г, URL: #"justify">Концепция внешней политики РФ от 18 февраля 2013 года
URL: #"justify">Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) Российская Газета - Федеральный выпуск №4831, ст. 15, п. 4
URL: #"justify">ФЗ №101 «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июня 1995 г., Российская Газета от 21 июля 1995 г.
URL: #"justify">Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, Российская Газета, URL: #"justify">Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», Российская Газета - Столичный выпуск №5775 от 9 мая 2012 г.URL: #"justify">Выступление Владимира Путина на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации в Москве от 27 июня 2006 года
URL: #"justify">Мюнхенская речь Владимира Путина от 10 февраля 2007 года, URL: #"justify">Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года
URL: #"justify">Тимофеев И. Н. Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода? // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: МГИМО-Университет, 2007, стр. 34-56
URL: #"justify">Богатуров А. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы. 2007. Том 5. Номер 1(13). Январь-апрель
URL: #"justify">Третьяков В. Внешнеполитическая концепция РФ: талантливая пьеса для талантливых актеров // Международная жизнь. 2012. № 11. С. 90-102: #"justify">Комментарий к концепции Федора Лукьянова
URL: #"justify">Комментарий к концепции Александра Караваева
URL: #"justify">Марк Неймарк Свет и тени "мягкой силы"
URL: http://www.ng.ru/ideas/2013-04-08/9_soft_power.html