Управление финансовыми рисками организации
Управление финансовыми рисками
организации
Содержание
1. Сущность и классификация финансовых рисков
2. Политика управления финансовыми рисками
3. Методы управления финансовыми рисками
4. Способы снижения финансовых рисков
Литература
1.
Сущность и классификация финансовых рисков
Риск окружает нас повсюду - это настолько же объективно,
насколько объективно присутствие в окружающем нас мире наряду с элементами
определенности, факторов, по своей природе являющихся случайными и
неопределенными.
Экономика и, в частности, финансы - область, где фактор риска
проявляется наиболее ощутимо.
Риск возникает тогда, когда результат некоторого решения
невозможно заранее предугадать. В финансовой сфере результат решения часто
оценивается в стоимостном измерении, и с этой точки зрения риск можно
рассматривать как имеющую случайную природу возможность потери или выигрыша
стоимости в результате тех или иных финансовых решений. Можно выделить ряд
основных моментов, характерных для любой рисковой ситуации:
наличие неопределенности (случайный характер события);
наличие альтернативных решений;
возможность определения вероятности исхода события и
ожидаемых результатов;
вероятность возникновения убытков;
вероятность получения дополнительной прибыли.
В экономической теории предполагается, что человек, способный
рационально принимать решения исходя из принципа наибольшей выгоды, всегда
имеет, основанные на тех или иных соображениях, представления о степени
рискованности той или иной альтернативы. Эти представления основываются на
степени уверенности индивида (субъективных вероятностях) в наступлении
различных последствий решений.
Для понимания природы риска важное
значение имеет связь между риском и прибылью (доходом). Менеджмент проявляет
готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском
потерь существует возможность получения дополнительной прибыли (доходов).
Зависимость между величиной прибыли и
уровнем риска носит прямо пропорциональный характер и может быть представлена
следующим образом.
Финансовый риск - риск, связанный с
движением финансовых ресурсов организации.
Существуют различные подходы к классификации финансовых
рисков. Приведем один из них.
управление финансовый риск снижение
Риск потери финансовой устойчивости и ликвидности - обусловлен
несовершенством структуры капитала и несбалансированностью денежных потоков
организации.
Риск неплатежеспособности - обусловлен снижением
уровня ликвидности оборотных активов и неспособностью организации отвечать по
своим краткосрочным обязательствам.
Риск снижения рентабельности - обусловлен снижением
эффективности деятельности организации, в частности повышением уровня ее
расходов и снижением уровня доходов.
Риск принятия неверного финансового решения - опасность потери
организацией денежных средств в результате неправильной оценки факторов внешней
и внутренней среды.
Риск снижения инвестиционной привлекательности
организации - обусловлен снижением ее рыночной стоимости и потерей финансовой
устойчивости.
Инфляционный риск - сопровождает
практически все финансовые операции организации и характеризуется возможностью
обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов
организации), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в
условиях инфляции.
Процентный риск - состоит в непредвиденном изменении
процентной ставки за счет роста или снижения предложения свободных денежных
ресурсов, изменения конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного
регулирования и др.
Валютный риск - проявляется в недополучении
организацией предусмотренных доходов в результате непосредственного воздействия
изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во
внешнеэкономических операциях.
Депозитный риск - возникает в связи
с возможностью невозврата депозитных вкладов, размещенных организацией в
банках.
Кредитный риск - проявляется в виде неплатежа или
несвоевременного расчета за отпущенную организацией в кредит готовую продукцию,
а также превышения размера расчетного бюджета по инкассированию долга.
Инвестиционный риск - характеризует
возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления
организацией инвестиционной деятельности.
Налоговый риск - обусловлен возможностью введения новых
видов налогов и сборов; возможностью увеличения уровня ставок действующих
налогов и сборов; изменением сроков и условий осуществления отдельных налоговых
платежей; возможностью отмены действующих.
Различают и другие виды рисков.
2. Политика
управления финансовыми рисками
Основные факторы, влияющие на уровень финансовых рисков можно
разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести:
уровень экономического развития страны и характер
государственного регулирования деятельности предприятий и организаций;
уровень инфляции;
уровень конкуренции на различных сегментах рынка;
характер спроса и предложения на рынке.
К внутренним факторам можно отнести:
характер финансовой стратегии организации и реализуемой
финансовой политики;
позиции собственников в отношении допустимого уровня рисков;
размер и структура капитала (доля собственных средств);
состав и структура активов;
виды используемых финансовых инструментов;
и др.
Различают следующие стратегии управления рисками:
Активная - использование всей имеющейся информации в целях
прогнозирования развития событий, активное воздействие на деятельность
организации, максимальное предупреждение негативных последствий.
Адаптивная - управление факторами риска строится на основе
адаптации к сложившимся условиям хозяйствования. Управление риском происходит в
ходе проведения хозяйственных операций. В этом случае предотвращается лишь
часть ущерба.
Пассивная - управляющие воздействия на факторы риска
запаздывают и направлены на локализацию ущерба уже наступившего рискового
события.
Управление финансовыми рисками (риск-менеджмент)
- процесс
идентификации, анализа и оценки рисков, разработки способов минимизации их
негативных последствий.
Риск-менеджмент как система управления
состоит из объекта и субъекта управления.
Объектом управления являются: риск,
рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими
субъектами в процессе реализации риска (отношения между: страхователем и
страховщиком; предпринимателями - партнерами, конкурентами; заемщиком и кредитором
и т.п.).
Субъектом управления являются специалисты
(предприниматели, финансовые менеджеры, риск-менеджеры, страховщики и др.),
которые осуществляя целенаправленное воздействие на объект управления,
обеспечивают минимизацию рисков.
Процесс управления рисками начинается с
анализа, цель которого состоит в получении необходимой информации о структуре,
свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два
взаимно дополняющих друг друга вида:
Качественный - определение факторов
риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям.
Качественный анализ предполагает:
идентификацию (установление) всех возможных рисков;
выявление источников и причин риска;
выявление практических выгод и возможных негативных
последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
В процессе качественного анализа важное
значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так
и выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление
рисковых событий.
Количественный - предполагает численную
оценку рисков, которая проводится с использованием методов линейного
программирования, математической статистики и теории вероятностей, что
позволяет предвидеть возникновение неблагоприятной ситуации и по возможности
снизить ее негативное влияние. Количественная оценка вероятности наступления
отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее
вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски.
Поскольку каждый вид риска, как правило,
допускает несколько вариантов его уменьшения, то возникает задача оценки
сравнительной эффективности этих вариантов.
После выбора метода минимизации риска,
следует принять решение о степени достаточности выбранных мер.
Процесс непосредственного воздействия на
риск осуществляется различными способами. Применение конкретного способа
обусловлено его эффективностью в конкретной ситуации.
Стратегия управления
финансовыми рисками - определение допустимой величины риска, который может принять на
себя организация; выбор методов управления рисками.
Тактика управления
финансовыми рисками - использование конкретных способов и приемов риск-менеджмента.
Основополагающие принципы риск-менеджмента:
чем выше доход, тем выше риск;
нельзя принимать рисков больше, чем это может позволить
собственный капитал организации;
необходимо четко представлять последствия риска.
3. Методы
управления финансовыми рисками
Наиболее общими, широко используемыми и
эффективными методами управления финансовыми рисками являются:
мониторинг, моделирование, объединение риска, распределение риска, избежание
риска, диверсификация.
Мониторинг - выявление рисков, расчет их величины и
динамики изменения, анализ причин возникновения и изменения. Мониторинг
предшествует использованию других методов и приемов риск-менеджмента, позволяет
отладить взаимодействие различных подразделений, отработать технологии сбора
информации, расчета величины риска и анализа ее динамики. Мониторинг проводится
на регулярной основе.
Моделирование - прогнозирование
возможных сценариев развития текущей ситуации. В процессе анализа сценариев
вырабатываются способы реакции организации на неблагоприятное изменение внешних
и внутренних условий.
Объединение риска - метод, направленный на
снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно невысокие
постоянные издержки.
Разделение риска - метод, при котором риск
делится между участниками проекта (программы, процесса и пр.) таким образом,
чтобы возможные потери каждого стали относительно невелики.
Избежание риска - метод управления
финансовыми рисками, направленный на полное исключение конкретных видов риска
(разработка организационно-правовых мероприятий, отказ от осуществления
финансовых вложений с высоким уровнем риска, отказ от использования больших
объемов заемного капитала, отказ от чрезмерного использования оборотных активов
в низколиквидных формах и т.д.).
Диверсификация - метод управления
финансовыми рисками, заключающийся в распределении рисков по различным видам
активов с целью снижения их концентрации (диверсификация видов финансовой
деятельности, диверсификация кредитного и депозитного портфеля, диверсификация
финансовых активов организации, подбор активов, доходы по которым слабо
коррелируют между собой).
4. Способы
снижения финансовых рисков
Лимитирование - подразумевает
установление ограничений на величины рисков и последующий контроль их
выполнений. Величина лимита отражает готовность принимать на себя отдельный
риск, но при этом не превысить потребностей при каждодневной деятельности
подразделений. Лимитирование предусматривает разработку внутренней документации
и методик (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов),
устанавливающих предельно допустимый уровень риска по каждому направлению
деятельности, а также четкое распределение функций и ответственности персонала
(максимальный размер заемных средств, максимальный размер вложения средств в
отдельные финансовые инструменты, минимальный размер активов в высоколиквидной
форме, максимальный размер вклада в одном банке и др.). Пересмотр лимитов
происходит на регулярной основе, а также в особых случаях.
Страхование - совокупность
экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет
денежных взносов целевого страхового фонда и его использования для возмещения
ущерба и выплаты страховых сумм.
Хеджирование - способ уменьшения
рисков, вызванных неопределенностью будущих колебаний цен на активы (сырье,
ценные бумаги, иностранная валюта). Хеджирование заключается в совершении
форвардных продаж или покупок актива на фьючерсном рынке. При хеджировании в
качестве финансовых инструментов могут использоваться опционы, фьючерсы, свопы
и т.д.
Хеджирование всех рисков - единственный
способ их полностью избежать. Однако финансовые директора многих компаний
отдают предпочтение выборочному хеджированию. Если они считают, что курсы валют
или процентные ставки изменятся неблагоприятно для них, то они хеджируют риск,
а если движение будет в их пользу - оставляют риск непокрытым.
Одним из недостатков общего хеджирования
(т.е. уменьшения всех рисков) являются довольно существенные суммарные затраты
на комиссионные брокерам и премии опционов. Выборочное хеджирование можно
рассматривать как один из способов снижения общих затрат. Другой способ -
страховать риски только после того, как курсы или ставки изменились до
определенного уровня. Можно считать, что в какой-то степени организация может
выдержать неблагоприятные изменения, но когда они достигнут допустимого
предела, позицию следует полностью хеджировать для предотвращения дальнейших
убытков. Такой подход позволяет избежать затрат на страхование рисков в
ситуациях, когда обменные курсы или процентные ставки остаются стабильными или
изменяются в благоприятном направлении.
Резервирование - создание резервных фондов
(самострахование), предназначенных для возмещения убытков в случае
возникновения различных непредвиденных ситуаций за счет полученной прибыли.
Создание резерва средств на покрытие
непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском.
Резервирование становится необходимым в
следующих случаях:
очевидна экономическая выгода от его использования по
сравнению с другими способами снижения рисков (в частности, размер премии,
которую необходимо заплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим,
а проведение предупредительных мероприятий дает малый эффект при больших
затратах);
невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков
организации в рамках других способов снижения рисков.
Важной задачей при создании резерва на покрытие
непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
При определении суммы резерва на покрытие
непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости
проекта или финансовой операции в зависимости от этапа реализации, на котором
проводилась эта оценка. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние
потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно
разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход
средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов
может производиться на базе одного из двух подходов.
Первый подход предполагает, что резерв делится на две части:
общий - должен покрывать изменения в смете, добавки к общей
сумме контракта и другие аналогичные элементы;
специальный - включает в себя надбавки на покрытие роста цен,
увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по
контрактам.
Второй подход предполагает определение
непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату,
материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень
риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить
на отдельные этапы проекта. Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных
расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения
работ на разных уровнях, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ.
Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных
для корректировки непредвиденных расходов. Этот подход обеспечивает достаточный
контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для
этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для
относительно небольших проектов.
Резерв на непредвиденные расходы
определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету.
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие
неудовлетворительной работы.
Преимущества резервирования можно
разделить на экономические и управленческие.
Экономические преимущества состоят в
следующем:
экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и
увеличить прибыль;
получение дополнительного дохода на капитал при отказе от
уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;
экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков.
Экономия, которую можно получить при
отказе от уплаты страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая
выгода при страховании небольших, но частых убытков, которые достаточно хорошо
прогнозируемы за разумный промежуток времени. Страхование в этом случае
превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что
страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль
страховщика, которые могут составить более 50% суммы страховой премии.
С точки зрения эффективности менеджмента
резервирование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с
увеличением гибкости управления риском, сохранением контроля над денежными
средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.
Литература
1. Гаврилова,
А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. -
3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007, 608 с.
2. Иванов,
И.В. Финансовый менеджмент: стоимостной подход: Учебное пособие / И.В. Иванов,
В.В. Баранов - М.: Альпина Бизнес Бук, 2008. - 504с.
. Ковалев,
В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика,
2005.
. Кудина,
М.В. Финансовый менеджмент: Учебник / М.В. Кудина - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
. Лапыгин
Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании / Ю.Н.
Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин - М.: Омега-Л, 2007. - 350 с.
. Лисовская,
И.А. Финансовый менеджмент: Полный курс МВА / И.А. Лисовская. - М.: Рид Групп,
2011. - 352 с.
. Лихачева,
О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. /
О.Н. Лихачева - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
. Масленчиков,
Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: фундаментальный анализ. / Ю.С.
Масленчиков - М.: АМИР - Перспектива, 2006. - 160 с.