Сущность и значение бюджета в современном государстве
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Саратовский
государственный социально-экономический университет»
Кафедра
финансов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Сущность
и значение бюджета в современном государстве
Студентка 2 курса
6группы
Финансово-кредитного
факультета
Соседова Т.Ю.
Налоги и
налогообложение
Научный
руководитель:
К.э.н., доцент
Акимова Т.В.
Саратов
Оглавление
Введение
.Сущность
и значение бюджета в современном государстве
.1
История развития бюджета
.2
Сущность и функции бюджета
.3
Понятие сбалансированности бюджета
.
Современное состояние федерального бюджета РФ
.1
Структура и состав доходов бюджета
.2
Основные направления расходования средств бюджета
.
Перспективы внедрения программного бюджета в РФ
Заключение
Список
использованных источников
Приложение
Введение
На современном этапе развития экономики
государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в
проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и
расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на
проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического
кризиса. При этом экономическое значение бюджета заключается, прежде всего в
том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством
налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.
Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры
общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в
распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды,
материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли.
Государственный бюджет является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и является неотъемлемой его частью. С
помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не
осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств,
как бюджет. Через него осуществляется финансовая политика, направленная на
стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.
Ни одно из других звеньев финансовой системы не
осуществляет такое многовидовое и многоуровневое перераспределение средств, как
бюджет. При этом нельзя не заметить, что в бюджете важное значение принадлежит
социальной функции государственного бюджета, которая направлена на обеспечение
государством своих граждан медицинским обслуживанием, социальной защищенностью,
борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения и т.д.
Которую не возьмется выполнять частное лицо, т.к. это не выгодно для него.
Соответственно при отсутствии бюджета невозможно было бы регулировать очень
важные процессы общества, которые напрямую связаны с благосостоянием граждан и
страны в целом. Кроме того государство осуществляет регулирование и
стимулирование экономики в настоящее время, осуществляя вмешательство в
экономику для преодоления возникающих в ней кризисных явлений путем направления
на эти цели значительных средств бюджета. Так же перераспределение
национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), внося глубокие
изменения в пропорции, складывающиеся как на стадии производства, так и на
стадии первичного распределения национального дохода.
Целью курсовой работы является показать сущность
и значимость бюджета в современном государстве, её роль, а так же современное
состояние федерального бюджета Российской Федерации, определить основные
направления расходов и доходов.
Поставленная цель предполагает решение следующих
задач:
раскрытие сущности и функций бюджета;
анализ структуры доходов и основных направлений
расходной части бюджета;
перспективы внедрения программного бюджета в РФ.
бюджет федеральный расходный
1.Сущность и значение бюджета в современном
государстве
.1 История развития бюджета
Бюджет - центральное звено финансовой системы, в
любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы и т.д. Суть
данных категорий никак не меняется при переходе от одной
общественно-экономической формации к другой. На сегодняшний день бюджет
необходим любому государству для удовлетворения общественных потребностей в
денежном фонде.
Однако история финансов свидетельствует, что
бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Длительное время
государство вообще не имело бюджета. Но во всех европейских государствах, и в
России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е.
существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и
расходов. Бюджет же возник тогда, когда государство в свою финансовую
деятельность ввело плановое начало - стало составлять смету доходов и расходов
на установленный период.
Бюджет (Bydjet) в переводе с британского значило
мешок. Когда палата общин в Англии XVI - XVII вв. утверждала субсидию королей,
то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал
портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это
действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено
на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, который
содержал утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Конечно, вернее было бы именовать данный
документ бюджетным планом. По другому данный акт называли также «роспись
денежных доходов и расходов государства», «смета доходов и расходов
государства», «государственная роспись».
То есть бюджет - это система императивных
денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный
фонд.
Глубокие перемены, произошедшие в конце XVIII -
начале XIX веков в области политической деятельности, в социальных отношениях и
в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном
порядке.
Одним из единых показателей новых условий
государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и
долгов. Данный подъем вначале казался явлением исключительным.
Финансисты начала XIX в. считали, что с
наступлением спокойных времен бюджет убавится, но рост бюджетов к концу XIX в.
превзошел все ожидания. Появился вопрос о необходимости планомерной
деятельности. Средством достижения такой планомерности стал государственный
бюджет, нашедший свое цифровое выражение в форме государственной росписи
доходов и расходов. С данной позиции бюджет превратился в необходимое условие
развитого государственного хозяйства.
Только в 1863 году в России произошло
становление государственной росписи (сметы доходов). До 1863 года бюджетного
права в России не было, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В
1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета
стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись
доходов и расходов».
Основа бюджетного устройства государства были
описаны в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался
«Бюджетное право». Конституция 1918 г. определила федеративное устройство
РСФСР. Принцип которого заключался в централизации, выражавшихся в введении
единства государственного бюджета.
Государственные доходы и расходы Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики объединялись в
общегосударственном бюджете.
Всероссийский съезд Советов определил типы
доходов и сборов, которые должны были входить в общегосударственный бюджет, и
те которы должны были идти в распоряжение местных Советов, то есть определяли
границы обложения.
В конце XX в. принцип единства бюджета в
развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете.
В СССР единство бюджета было обеспечено
централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с
проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е гг. перешла к разработке и
утверждению консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет Российской
Федерации в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ включает федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный
бюджет субъекта Федерации состоит из бюджета муниципальных образований,
находящихся на его территории.
.2 Сущность и функции бюджета
Бюджет тесно связан с частнохозяйственными
финансами. Его доходы формируются в основной своей массе за счет налогов и
сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами, а бюджетные затраты
направляются преимущественно на предоставление юридическим лицам и домашним
хозяйствам общественных услуг. Без бюджета не могут полноценно функционировать
другие звенья системы публичных финансов: государственные внебюджетные фонды,
государственный( муниципальный) кредит, государственные финансовые резервы. Они
тесно связаны с бюджетом по доходам и расходам.
В экономической литературе и финансовом праве
сущность бюджета рассматривается с различных позиций: как система денежных
отношений в процессе формирования и использования публичных финансовых
ресурсов, как централизованный фонд денежных средств органов государственной
власти и местного самоуправления, как утверждаемый в форме закона финансовый
документ, как свод (баланс) доходов и расходов государства и муниципальных
образований. Все эти и другие подходы раскрывают различные стороны многообразной
сущности бюджета.
В бюджете сосредотачивается основная масса
финансовых ресурсов. Поэтому бюджет в свое сущности несет за собой не только
наиболее крупное и самостоятельное звено системы публичных финансов, но и
частную финансовую категорию, в основе которой лежат бюджетные отношения, то
есть те денежные отношения, которые появляются в процессе движения бюджетных
ресурсов, образования и использование государственных и муниципальных доходов,
утвержденных и исполняемых в форме закона(решения)о бюджете. Бюджет- это часть
системы публичных финансов, поэтому его экономическая сущность как финансовой
категории не может принципиально отличаться от сущности самих публичных
финансов, что не исключает специфики проявления бюджетных отношений.
Бюджет непосредственно обслуживает процесс
производства, распределения и предоставления общественных услуг при выполнении
государством своих функций.
Т.е. бюджет - это план ведения государственного
финансового хозяйства на предстоящий период, предложенный исполнительной
властью и одобренный парламентом.
Бюджет составляется обычно на один год. В
некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция,
ФРГ, Россия). Во многих странах устанавливаются различные даты начала и
окончания финансового года: в США он начинается 1 октября и заканчивается 30
сентября; в Швеции - соответственно 1 июля и 30 июня; в Японии - 1 апреля и 31
марта. Отличие бюджетного года от календарного объясняется желанием
приспособить начало бюджетного периода ко времени наибольшей платежеспособности
субъектов, с которых собирается большая часть государственных поступлений.
В ст.6 Бюджетного кодекса РФ по сравнению с
прошлой его редакцией исключен термин «фонд денежных средств». Теперь бюджет
законодательно определяется как форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Бюджет является основным финансовым планом
государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления
властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых
ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Он фиксирует
конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП, что
позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономических и
социальных процессов в стране. Бюджет является финансовым выражением целей
правительственной политики.
Сущность бюджета как экономической категории
реализуется через его функции:
. перераспределительная;
. контрольная.
. Происходит концентрация финансовых ресурсов в
руках государства и их использование с целью удовлетворения потребностей всего
общества и отдельных его государственно-территориальных образований. Основными
объектами общественного перераспределения являются НД и НБ.
Содержание этой функции определяет процесс
перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями
общественного производства. С помощью бюджета происходит перераспределение НД
между слоями общества, отраслями народного хозяйства, территориями страны,
сферами общественной деятельности. Т.е. сфера действия очень широка, т.к. в
отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства.
Пропорции бюджетного перераспределения стоимости
во многом определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами,
стоящими перед обществом на каждом этапе его развития.
. Бюджет объективно - через формирование и
использование фонда денежных средств государства - отображает экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу функции
составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Адресность бюджетных показателей создает основу
для их использования в целях контроля над состоянием дел в структурных звеньях
общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за
течением экономических и социальных процессов, расценивая отклонения
фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных
правительственных решений.
Функции бюджета объективны, как объективна сама
категория. Но проявление присущих бюджету свойств (инструмент перераспределения
и контроля) возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит
свое отражение в создании государственного бюджетного механизма.
Т.е. бюджетный механизм можно использовать для
проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития
наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в хозяйстве,
подъема экономически отсталых регионов.
Использование бюджетного механизма для
регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими
в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно
потому, что в бюджете нет принципа фиксирования доходов за конкретными видами и
направлениями расходов, ввиду с чем средства, поступающие в распоряжение
государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.
Т.е. бюджетное устройство считается активным
инструментом для реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно
по данным бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и
направления использования бюджетного фонда.
.3 Понятие сбалансированности бюджета
Существует три основных состояния бюджетного
фонда: дефицитное, профицитное и сбалансированное.
Сбалансированность бюджета - это паритетное
соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность
бюджета означает состояние, в котором все расходы бюджеты покрыты его доходами.
Именно такое состояние является нормальным для
бюджетной деятельности.
Если же доходы превышают расходы, то данное
явление называется профицитом бюджета или положительным сальдо. Но зачастую
расходы превышают доходы. И в этом случае появляется дефицит. Бюджетный
дефицит, т.е. отрицательное сальдо, существующее при превышении расходов над
доходами. В том случае, если доходов бюджета недостаточно, для покрытия его
расходов, то появляются проблемы бюджетного дефицита - происходит превышение
расходов над доходами, которую в принципе можно решить с помощью двух стадий:
увеличения доходов;
уменьшения расходов.
Причинами появления дефицита могут быть
разнообразными. В одних случаях государство может сознательно идти на
увеличение дефицита бюджета. В том числе и, в целях стимулирования экономической
активности и совокупного спроса в период снижения производства правительство
может принять определенные решения, направленные на увеличение уровня занятости
или существенно снизить налоги. В итоге происходит увеличение расходов бюджета
или снижение его доходов, возникает дефицит. При этом данный дефицит
сознательно создан государством, называющийся структурным дефицитом.
В отличие от структурного циклический дефицит в
меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики
государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на
стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В
условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит,
возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты.
Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а
пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что
является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Сбалансированность бюджета, является основным из
принципов формирования и исполнения бюджета, который состоит в соотношении в
количественном выражении бюджетных расходов.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета
позволяет достичь баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений, т.е.
доходов бюджета и источников покрытия дефицита, и объемом производимых
расходов. Неимение бюджетного равновесия рождает несбалансированность. В том
случае, если расходы превышают бюджетные поступления, то бюджет в принципе не
исполним. Сбалансированность бюджета является обязательным требованием,
предъявляемым к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета
призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.
Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке
финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе
сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве
страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России.
Наилучшим вариантом обеспечения
сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в
котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение
государственного долга, не превышает величины доходов. В том случае если
избежание дефицита бюджета невозможно, даже используя полностью обычные
источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится
прибегать к различным формам заимствования.
Существуют различные методы для достижения
сбалансированности.
Одни из них применяются при формировании
бюджета, другие при его исполнении. К наиболее частым методам
сбалансированности бюджета, можно отнести:
лимитирование - установление ограничения
расходования бюджета с учётом экономических возможностей;
улучшение механизма распределения доходов между
бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между
ними;
обнаружение и мобилизация резервов роста
бюджетных доходов;
создание надежной системы бюджетного
регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
планирование направлений бюджетных расходов,
положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих
решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных
затратах и с максим, эффектом;
снижение масштабов государственного сектора
экономики на основе приватизации государственной собственности;
сбережение расходов путем изъятия из их состава
лишних затрат,
В процессе исполнения бюджета сбалансированность
можно достичь с помощью:
внедрения процедуры санкционирования бюджетных
расходов;
соблюдение лимитов поставленные на бюджетные
обязательства, которые нацелены на поступающие реальные доходы
выявления оптимальных сроков осуществления
расходов;
использования механизма сокращения и блокировки
расходов бюджета;
мобилизации дополнительных резервов роста
бюджетных, доходов;
последовательного проведения финансового
контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
оказания финансовой помощи, в разных ее формах
другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
2. Современное состояние федерального бюджета РФ
2.1 Структура и состав доходов бюджета
Любой бюджет состоит из доходной и расходной
части. Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов,
выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и
иных доходах.
Источники доходов можно классифицировать по
различным основаниям.
По социально-экономическому признаку все доходы
можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и
юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой
деятельности, приватизации и т.д.
По юридическим формам доходы различных элементов
бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение
на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет
получает около 75% всех доходов.
Кроме того, источники доходов бюджета можно
разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства,
предоставляемые иностранными государствами и международными организациями.
Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на
возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.
Налоги являются важнейшим источником бюджетных
доходов. В Российской Федерации взимаются следующие виды налогов:
а) налоги федерального значения:
НДС (налог на добавленную стоимость);
акцизы;
платежи за использование биологических ресурсов;
налог на прибыль предприятий;
доходы с физических лиц;
государственная пошлина;
на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
б) налоги регионального значения:
налог на имущество предприятий;
игорный бизнес;
транспортный налог;
в) налоги местного значения:
налог на имущество с физических лиц;
земельный налог.
При этом большую часть доходов бюджетов всех
уровней составляют налог на прибыль, НДС, и акцизы, таможенные пошлины и
подоходный налог с граждан. На данные налоги приходится более 4/6 всех
налоговых доходов консолидированного бюджета.
На основе отчетности Федеральной налоговой
службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 г. поступило
налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на
сумму 8025,7 млрд.рублей, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период
предыдущего года. В сентябре 2012 г. поступления в консолидированный бюджет
составили 772,4 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на
1,0%.За весь год в 2012 году доходы составляли 11 трлн 779,9 млрд.рублей, то
есть дефицит составлял 876,5 млрд рублей, или 1,5% валового внутреннего
продукта. Необходимо также отметить, что в предстоящие три года предусмотрено
постепенное сокращение дефицита бюджета с 1,5% валового внутреннего продукта с
2012 года до 0,7% в 2014 г. По проектировкам на 2015 г. Планируется обеспечить
бездефицитный бюджет. Говоря об основных особенностях бюджета 2012, нельзя не
отметить, что в реальном выражении объем доходов у нас еще не восстановился по
сравнению с его посткризисным периодом: уровень доходов в реальном выражении в
2012 г. составил всего 95% от уровня в 2008 г.А превысить этот показатель, по
оценкам аналитиков Минфина, Россия сможем только в 2014 г.
Большую часть платежей консолидированного
бюджета в 2012г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых -
22,9%, налога на прибыль организаций - 21,6%, налога на доходы физических лиц -
19,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и
Республики Казахстан - 18,9%.
Однако, не стоит и забывать, что финансово-
экономическое состояние зависит и от мировых цен на сырье, прежде всего, на
нефть. По расчетам аналитиков российского правительства, общая
сбалансированность бюджета может быть достигнута при цене на нефть 117,2 долл.
За баррель. При этом изменение величины цены на нефть только на 1 долл. дает
бюджету дополнительно или же снижает его доходы на 55 млрд. рублей.
Конечно нашей стране необходимо как можно
быстрее снижать зависимость поступлений доходов в бюджет от внешнеэкономической
конъюнктуры на сырьё. И в трехлетнем федеральном бюджете такая тенденция
намечена. Во всяком случае планируется рост доли доходов, получаемых от
нефтегазового сектора. Связано это в первую очередь, с ростом экономики,
которая обслуживает именно нефтегазовые направления, а также с повышением базы
налогообложения, которая поступает именно от этого сектора. По данным
Министерства финансов РФ, в настоящее время повысилась собираемость, с 44 до
47% валового внутреннего продукта.
Что касается других источников финансирования
бюджетного дефицита, то в правительстве РФ рассчитывают, прежде всего, на займы
и приватизацию государственной собственности. В частности, планируется занять
на рынках - на внутреннем и на внешнем - 1 трлн 346 млрд руб. причем основной
объем финансовых средств будет заниматься на внутреннем рынке. Если конкретно,
то государство в 2012 г. На внутреннем рынке заняла 1 трлн 800 млрд руб, а
погасило около 600 млрд руб.
На рисунке 1 показана структура налогов, сборов
и иных платежей, которые поступили в 2012 года в консолидированный бюджет РФ.
В 2012 г. в бюджет РФ поступило
сборов 7244,3 млрд. рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов),
региональных - 446,0 млрд.рублей (5,6%), местных - 108,3 млрд.рублей (1,4%),
налогов со специальным налоговым режимом - 224,1 млрд.рублей (2,8%).
Поступление налога на прибыль
организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре
2012г. составило 1731,3 млрд. рублей и уменьшилось по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года на 2,3%. В общей сумме поступлений по
данному налогу в январе-сентябре 2012г. доля налога на прибыль организаций,
зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим
ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на
2,0 процентного пункта и составила 92,9%; доля налога с доходов, полученных в
виде дивидендов, увеличилась на 1,7 процентного пункта и составила 5,6%. В
сентябре 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3
млрд.рублей и уменьшилось по сравнению с предыдущим месяцем на 56,5%.
.2 Основные направления расходования
средств бюджета
Расходы бюджета возникают вследствие
исполнения государством определенных задач и функций.
Расходы классифицируются по
следующим признакам:
При таком рассмотрении выделяются
текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы это расходы бюджета,
которые обеспечивают текущие функционирование органов государственной власти,
органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,
субсидий и субвенций. Эти затраты включают в себя государственное потребление и
текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным
предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу
и другие расходы.
Капитальными расходами бюджета
являются денежные расходы государства, связанные с финансированием
инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы,
предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица
в соответствии с учрежденной инвестиционной программой, расходы на проведение
капитального ремонта и т.д
Значимость характеризуется
функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной
деятельности, в которые направляются денежные средства. При это все расходы
подразделяются на следующие крупные разделы:
Вопросы государственного масштаба;
Национальная оборона;
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность;
Национальная экономика;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Охрана природной среды;
Образование;
Культура, кинематография, средства
массовой информации;
Здравоохранение и спорт;
) Социальная политика;
) Межбюджетные трансферты.
Данная классификация показывает
значимую роль государства в перечисленных отраслях общественной жизни.
Ведомственная классификация
позволяет выделить соответствующие министерства, другие государственные
учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями
бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее
мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы
управления.
В соответствии с территориальной
классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются
на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы
местных бюджетов.
Объем расходов федерального бюджета
в 2011 году по сравнению с предыдущим годом в номинальном выражении увеличится
на 1201 млрд. рублей, или на 4,2 %, в 2013 году - на 3836 млрд. рублей, или на
8,3 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 %
в 2013 году. Темпы роста непроцентных расходов превышают темпы роста экономики.
В структуре общего объема расходов
федерального бюджета в 2011 -2013 годах первое место занимают расходы,
направляемые на социальную политику второе место - расходы на национальную
оборону третье место -расходы на национальную политику.
Расходы федерального бюджета на
реализацию мероприятий Олимпиады- 2014 в рамках государственной программы
«Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года и развитие
горноклиматического курорта в г. Сочи» предусматриваются на 2011 год в сумме
127,4 млрд. рублей, включая имущественный взнос Российской Федерации в ГК
«Олимпстрой» (58,8%), на 2012 год - 136,7 млрд. рублей (92,2 %), на 2013 год -
75,8 млрд. рублей (93,1 %) соответственно. Расходы федерального бюджета в
реальном выражении в 2012 году были выше, чем в докризисном 2008 году, на 25 %.
Это связано, в первую очередь, с программами по перевооружению армии, по
увеличению денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам МВД, по повышению
размера различных социальных выплат. На 46% увеличились расходы на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность.
Среднегодовые темпы роста
консолидированного бюджета РФ на государственные и муниципальные закупки в
исследуемом периоде опережают темпы роста общего его объема расходов в среднем
5 - 6 п.п.
3. Перспективы внедрения
программного бюджета в РФ
В настоящее время проблема
эффективности в бюджетной сфере является особенно актуальной. Так как
необходимо социально-экономическое развитие России, разрабатывается система мер
по модернизации управлению финансами.
Президентом РФ в бюджетном послании
Федеральному Собранию Российской Федерации было озвучено об необходимости
перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающего
мультиипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного
рубля.
Разработчики программы исходят из
необходимости, возможности и целесообразности перехода, начиная с 2012 г., к
программному бюджету.
Выступая 14 мая 2010 г. на
совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства
экономического развития России, Председатель Правительства России В.В.Путин
заявил: «По сути, речь идёт о коренных переменах в организации государственного
управления. О переходе к новой, программно-целевой структуре бюджета. В основу
деятельности Правительства будут положены государственные программы. Это
позволит увязать деятельность каждого федерального органа исполнительной власти
с приоритетами, зафиксированными в наших программных документах. Каждый
государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат».
Тем самым, наступил новый этап в
развитии бюджетной реформы, начатой министром финансов России А.Л. Кудриным в
2004 г. с внедрения бюджетирования.
Мировой опыт показывает, что не
существует всеобщей модели программного бюджетирования, но наличие совокупности
определенных ее элементов характерно для каждой из стран с
программно-ориентированным бюджетом. Основные элементы базовой модели
программного бюджетирования показаны ниже (рис. 2).
Рис. 2. Элементы базовой модели
программного бюджетирования
Модель программного бюджетирования
строится на обязательном соблюдении следующих пяти принципов.
Принцип своевременности и
информационной обеспеченности, характеризуется систематическим сбором и учетом
информации о результатах реализации программ в процессе подготовки бюджета.
Необходимым условием является эксплицитное определение РБС результатов, ожидаемых
от реализации программ, а также ключевых показателей эффективности. Соблюдение
принципа способствует как возникновению фискального пространства в случае
инициирования новых программ без необходимости увеличения общего размера
расходования, так и фискальной консолидации.
Принцип информационной
достаточности, характеризуется признанием ограниченности финансовых и
человеческих ресурсов для построения информационной системы, которые
обеспечивали бы проведение комплексной оценки программ. политике, показатели
социально-экономической эффективности программ, обоснованность и адекватность
программной логики ожидаемым результатам.
Принцип интеграции предполагает
использование в бюджетном процессе информацию, так как она, является
необходимым условием построения эффективной модели.
Принцип синергии и кооперации - это
обмен информацией между инициаторами решений.
Принцип управленческой гибкости
предполагает реализацию которая позволяет обеспечить своевременную адаптацию
структурных единиц, ответственных за реализацию программ к изменяющимся
условиям.
Программный бюджет требует
осуществление определенных условий:
Установление центров ответственности
путем обеспечения реализации отдельно взятой программы и связанных с ней
проектов структурными единицами одного и того же РБС;
Необходимость группировки проектов в
зависимости от целей программы, но независимо от источника их финансирования;
Максимально полный охват расходов
программной классификацией. Субсидирование предприятий должно носить целевой
характер и поддаваться количественной оценке индикаторами эффективности.
Рассмотрим подробно два аспекта
составления бюджета- «вертикали» и бюджетной «горизонтали». Обычный бюджет
устанавливается «снизу-вверх». Сумма ведомственных бюджетов (низ) дает бюджет
правительства (верх). В таком случае сложно контролировать весь бюджет,
бюджетное сальдо, распределение бюджетных средств между секторами.
Программный же бюджет
устанавливается «сверху-вниз». При таком составлении бюджета, правительство
«спускает» агрегатные лимиты расходов: сколько будет потрачено всего, сколько -
на инвестиции, каким будет бюджетный дефицит и т.д. Эти лимиты основаны на
осторожных допущениях относительно экономического роста, безработицы, инфляции
и т.д. Так же правительство «спускает» секторные лимиты, то есть распределяет
расходы между основными секторами, причем в рамках сектора новые инициативы
можно финансировать за счет старых программ. Если секторные лимиты не влияют на
агрегатные лимиты и совпадают с «границами» ведомств, значит, программный бюджет
составлен хорошо. Наконец, правительство может лимитировать и отдельные
компоненты программ, например, текущие расходы (предпочитаемые ведомствами в
ущерб капитальным). А в самом «низу» ведомства самостоятельно верстают свои
бюджеты в пределах правительственных лимитов и конкурируют друг с другом за
место своих программ в очередном бюджете.
Заключение
Бюджет как Российской Федерации, так
и любой другой страны является важнейшим звеном финансовой системы. Он
представляет экономическую форму образования и использования основного
централизованного фонда, путем отражения содержания процессов производства и
распределения общественного продукта, национального дохода. Так же бюджет
является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете
необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Именно бюджет, показывает размеры
необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющиеся резервы,
определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные
направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и
территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.
Рассмотренная мною тема является
тому подтверждением. Важно подчеркнуть значимость бюджета в современном
государстве. Он объединяет в себе основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и
политическую роль в любом современном обществе.
Одним из основополагающих принципов
формирования и исполнения бюджета, является сбалансированность бюджета,
состоящий в количественном соответствии(равновесии) бюджетных расходов
источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными
методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие при его
исполнении. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе
в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Подводя итоги, остановимся на
некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской
Федерации.
Необходимость реформирования
бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями
экономической деятельности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях
жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться
развитием бюджетных отношений. Но при рыночной системе роль бюджетного
регулирования не уменьшается ведь общество не перестает нуждаться в сильной и
авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в
которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом совершенствование
бюджетного устройства способно оказывать значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует
осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая
их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к
количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его
сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных
бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти
изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации
экономики в мощный стимул экономического роста.
Список использованных источников
Бюджетный
кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 31.07.1998 № 145- ФЗ
Астапов
К.Л. Методы учета доходов и расходов федерального и регионального бюджетов //
Финансы. 2012. № 5
Астапов
К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике // Финансы.-2011.№ 10
Акперов
И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное
пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и
статистика, 2002.
Афанасьев
М. Предпосылки бюджетного устройства и бюджетного процесса // Вопросы
экономики. 2011. № 11
Бюджетная
система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011
Вахрин
П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по
экон. спец. / П.И. Вахрин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К*, 20011.
Гамукин
В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат //
Вопросы экономики. 2010.№2
Годин
А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М.
Годин, И.В. Подпорина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К*, 2011
Колесов
А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития // Финансы.-2011.-№7.
Коровкина
Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы.-2012. №8
Лушин
С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист.-2012.№7
Мысляева
И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н.
Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2011
Подъябловская
Е.П. Финансовый анализ // Экономический анализ. 2012. № 44
Парыгина
Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008
Рубченко
М.В. Экономика и финансы //Эксперт.2012. № 16
Сабитова
Н. М. К вопросу о бюджетной эффективности» // Вестник КГФЭИ. 2010 №1
Смирнов
Е.Е основные особенности бюджета России // Аудитор. - 2011.№ 12
Соколов
Ю.А. Кредитные отношения в бюджетной сфере // Деньги и кредит.-2010.№3
Соменков
А.Д. Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции //
Финансы.-2011.№1
Статистические
данные // www.budgetrf.ru <http://www.budgetrf.ru>
Третнер
К.Х. О среднесрочном бюджетировании по результатам // Финансы.- 2010.№10
Федоткин
В. Финансово-бюджетные отношения в регионе // Экономист.-2011.№9
Финансово-бюджетные
последствия реформы государственной службы в РФ // Общество и экономика.-2012.
№3
Фролова
Н.К. Проблемы межбюджетных отношений при перераспределении полномочий //
Финансы.-2010. №11
Ходасевич
С.Г. Бюджетная реформа: последствия для местных бюджетов // ЭКО.-2011. №12
Ходасевич
С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист.-2010. №4
Черник
И.А. Регулирование доходов городских бюджетов в России в XIX столетии //
Финансы.-2010. №6.
Приложение 1
Расходы федерального бюджета за 2010-2013
гг.млрд.рублей
|
22010
г.
|
%
к ВВП
|
22011
г.
|
%
к ВВП
|
22012
г.
|
%
к ВВП
|
22013
г.
|
%
к ВВП
|
Общегосударственне
вопросы
|
806
|
2,1%
|
836
|
1,9%
|
787
|
1,4%
|
787
|
1,4%
|
Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность
|
693
|
1,8%
|
743
|
1,6
|
1259
|
2,3%
|
1259
|
2,3
|
Национальная
экономика
|
1638
|
4,2
|
1206
|
2,7%
|
1790
|
3,2%
|
1790
|
3,2%
|
Национальная
оборона
|
621
|
1,6%
|
682
|
1,5%
|
1516
|
2,2%
|
1516
|
2,7
|
Межбюджетные
трансферты
|
3593
|
9,3%
|
4135
|
9,2%
|
|
36,8
|
|
|
Прочие
расходы
|
1333
|
3,4%
|
1449
|
3,2%
|
2453
|
4,4%
|
2453
|
Итого
|
8686
|
2
|
9887
|
2
|
9054
|
1
|
12890
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|