Коммерческая деятельность предприятия ООО 'НГК'
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Тихоокеанский
государственный университет»
Кафедра
маркетинг и коммерция
ОТЧЁТ
О
прохождении производственной практики
на
предприятии ООО «НГК»
Отчёт выполнил (а):
студент гр. К(б)-12
Чугайнова Анастасия
Сергеевна
Руководитель
практики:
Главный бухгалтер
ООО «НГК»
Токмакова Светлана
Викторовна
Руководитель
практики от факультета:
доцент кафедры
Червова Наталья Александровна
Хабаровск
2014
Содержание
Введение
Раздел
1. Общая характеристика предприятия как субъекта коммерческой деятельности
Раздел
2. Кадровый персонал организации, основные категории персонала, планирование
трудовой нагрузки, организации и формы оплаты труда
Раздел
3. Имущество организации и показатели его использования
Раздел
4. Формирования финансовых результатов деятельности
Раздел
5. Организация и планирование обеспечения производства материальными ресурсами
(МТО)
Раздел
6. Состояние запасов материальных ресурсов на предприятии, методика их
планирования и расчета оборачиваемости. Учет поступления, отгрузки товаров и
организация контроля за величиной запасов
Раздел
7. Организация и планирование сбыта готовой продукции
Раздел
8. Учет, отчетность и анализ в подразделениях коммерческой службы предприятия
Раздел
9. Организация складского и транспортного хозяйства на предприятии
Раздел
10. Коммерческое товароведение
Раздел
11. Организация информационного обслуживания коммерческой деятельности предприятия
Раздел
12. Организация деятельности по ценообразованию на предприятии
Раздел
13. Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Индивидуальное
задание
Заключение
Список
использованных источников
Приложение
1
коммерческая складская сбыт
Введение
Производственную практику я проходила в ООО
«НГК» с 16.06.2014г. по 13.07.2014 г.
Нижнеамурская горная компания - динамично
развивающийся независимый холдинг, способный обеспечить выполнение любых видов
геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые. Компания выполняет
весь комплекс геологоразведочных работ, от проектирования до защиты запасов в
Государственной (или территориальной) комиссии по запасам РФ и подготовку
отчетов в соответствии с международными стандартами.
Объектом исследования является ООО «НГК».
Предметом исследования является коммерческая
деятельность предприятия ООО «НГК».
Целью работы является ознакомление с
организацией деятельности коммерческого подразделения ООО «НГК», изучение и
анализ его работы, а также приобретение навыков и опыта самостоятельной работы
в сфере коммерческой деятельности на действующем предприятии.
Задачи прохождения практики - это ознакомление с
организацией, с организационной структурой предприятия, анализ коммерческой
деятельности предприятия и его финансового состояния, анализ закупочной
деятельности предприятия, принцип ведения делопроизводства, изучение и
заключение договоров с клиентами и поставщиками фирмы.
Раздел 1. Общая характеристика предприятия как
субъекта коммерческой деятельности
ООО «НГК» создано и зарегистрировано 13 февраля
2003 года.
Регистратор - Инспекция Министерства Российской
Федерации по
налогам и сборам по Центральному району г.
Хабаровска.
ОГРН 1032700307947 ИНН 2721100372
КПП 271901001 ОКАТО 08414000000
г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 71
ООО «Нижнеамурская горная компания» оказывает
такие услуги как:
сбор, систематизация, разработка и составление
баз геологических данных по всем объектам;
проектирование всех стадий ГРР, согласование и
прохождение экспертизы проектов;
геологические поисковые маршруты;
геохимические поиски по вторичным ореолам
рассеяния;
геологическое сопровождение горно-буровых работ
на всех стадиях ГРР;
проведение горных работ (проходка канав и шурфов
ручным и механизированным способом);
топографо-геодезическое, маркшейдерское
обеспечение всего комплекса ГРР (вынос в натуру и привязка скважин и горных
выработок, топографическая съемка, разбивка регулярной сети наблюдения на
местности);
составление отчетов с подсчетами запасов и
защитой их в ТКЗ и ГКЗ;
инженерно-геодезические и
инженерно-геологические изыскания для целей строительства объектов повышенного
уровня ответственности, в том числе горнодобывающих предприятий;
консалтинговые услуги в области добычи и
переработки рудных и нерудных полезных ископаемых.
Созданная в 2003 году, Нижнеамурская горная
компания (далее НГК) фактически с нулевого старта стремительно выросла в
многопрофильное геологическое предприятие, хорошо известное на российском
Дальнем Востоке. Нижнеамурская горная компания - одна из немногих во всем
регионе организаций, располагающая необходимыми кадровыми и технологическими
возможностями для выполнения законченного цикла поисковых и разведывательных
работ на твердые полезные ископаемые, в том числе для проходки шурфов,
колонкового бурения скважин, подсчета запасов и подготовки их для рентабельного
освоения. Иными словами, сдает промышленникам «под ключ» готовые к эксплуатации
месторождения и предлагает широкий спектр специализированных услуг. География
ее производственной деятельности - от Забайкалья до Курильских островов и от
Чукотки до Находки. Если другие геологические организации входят в состав
горнодобывающих холдингов или являются государственными, то НГК, будучи
самостоятельной структурой, всецело ориентируется на сырьевые потребности
рыночных недропользователей. На различных поисковых объектах она неизменно
демонстрирует свои сильные стороны и конкурентные преимущества, среди которых -
взаимодополняемость и мобильность ее функциональных подразделений, их
максимальная производительность, надежность и эффективность при решении задач
любого масштаба и любой сложности. Свой стартовый капитал НГК заработала в 2004
году на добыче щебня и гравия для строительства нефтепровода с Сахалина в
Де-Кастри (гора Давыдова). За истекшие одиннадцать лет с ее непосредственным
участием успешно разведано более двадцати пяти месторождений золота, меди,
графита, молибдена, вольфрама, строительных материалов в партнерстве с такими
серьезными и требовательными заказчиками, как ООО «Полиметалл», Вarrick Resources,
Русдрагмет в составе Highland Gold Mining, Евраз Инвест, Группа «Магнезит»,
инвестиционная группа «Solway Industries», НПГФ «Регис», ЗАО «Полюс
геологоразведка» и целым рядом других.
Первый поисковой сезон НГК стартовал в 2005 г.
после заключения контракта по комплексному изучению золоторудной площади
Албазино с мировым лидером в этой области - канадской суперкомпанией «Barrick
Gold Corporation». В том же 2005 г. началось без преувеличения героическое
десантирование на Курильские острова полевых отрядов компании. В 2006 г.
приступили к развитию рудного золотого участков Данченковский и Айнчинский на
острове Уруп. Также 2005 г. запомнился для НГК началом разведки Любавинского
месторождения золота в бывшей Читинской области. В качестве заказчика сначала
выступал Barrick Gold Corporation, а затем на смену пришел отечественный
Руссдрагмет. К середине 2008 г. компания дважды удвоила свои обороты, но ударил
глобальный финансовый кризис, мировые цены на сырье рухнули, и заказчики
оказались не в состоянии платить по контрактам. Но устойчивость НГК под ударами
кризиса, приверженность своим обязательствам сделали ее только сильнее,
привлекли к ней интерес со стороны новых партнеров, и с 2010 г. она
стремительно пошла на подъем по всем направлениям.
Организационная структура предприятия в целом
выглядит так (рис. 1.)
Рисунок 1 - Организационная структура ООО
«Управляющая компания «НГК»
Что касается организационной структуры ООО
«НГК», то ее можно представить таким образом (рис. 2.)
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «НГК»
Для нашего предприятия применима
линейно-функциональная структура. Типичными уровнями управления выступают:
) высший - институциональный уровень
(генеральный директор, зам. ген. директора). Деятельность руководителя данного
звена обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом
уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и
ее профессиональных качеств. Функции генерального директора: управление
деятельностью предприятия, реализация планов, преобразование последних в
производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других
работников предприятия, стимулирование качественного выполнения работы.
) средний - управленческий уровень, объединяющий
руководителей среднего звена и их аппарат. Руководители среднего звена
занимается такими вопросами, как: постановка задач и целей на уровне
подразделения в соответствии с общими задачами и целями предприятия; организация
работы подразделения; управление производственной деятельностью по выполнению
плана, стимулирование качественной работы сотрудников подразделения,
координация производственного процесса в рамках подразделения, обеспечение
надлежащей связи.
) низший - производственно-технический уровень,
объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над
рабочими. Руководителей низшего звена называют операционными. Они ответственны
за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с
людьми.
Раздел 2. Кадровый персонал организации,
основные категории персонала, планирование трудовой нагрузки, организации и
формы оплаты труда
ООО «НГК» как предприятие с большой численностью
работников имеет кадровую службу.
Важнейшим условием эффективного труда является
отбор работников с точки зрения профессиональной подготовки, личностных
качеств, ценностных установок. В систему отбора персонала на данном предприятии
входят:
использование при приеме на работу системы
заявок и рекомендаций;
собеседование при приеме;
стаж работы;
обязательно устанавливается испытательный срок
(обычно 3месяца) с подведением итогов его прохождения.
стажировка на рабочем месте. (длительность 2-5
дней)
психологическая диагностика
Расстановку и профессиональную адаптацию
работника в коллективе обычно организовывают так, что работника назначают на
должность со строго очерченными обязанностями, с ясными требованиями к
профессиональным и личностным качествам. Руководящий персонал формируется по
принципу команды, предполагающий совместимость, взаимную дополняемость и
нацеленность на групповую работу. При рассмотрении вопроса о продвижении
работника по служебной лестнице учитывается не только его опыт, достигнутые
результаты и мнение вышестоящих руководителей, но и самооценка самим работником
возможности профессионально-квалификационного роста. Широко развито продвижение
молодых и перспективных сотрудников по служебной лестнице, которые могут
получить высокие должности.
Численность работающих на ООО "НГК" в
2011 г. составила 150 чел., в 2012 г. - 143 чел., на данный момент численность
равна 161 чел. (рис.3) Из этого можно сделать вывод, что число рабочих выросло.
Рисунок 3 - Численность работников ООО «НГК» за
2011г.-2013г.
По своим должностным обязанностям весь персонал
подразделяется высший уровень, средний уровень, низший уровень и рабочих.
Данные об образовательном уровне работников ООО "НГК" приведены на
рисунке 4.
Рисунок 4 - Уровень образования работников ООО
«НГК»
Высшее образование имеет персонал высшего и
среднего уровня, но а среднее специальное и профессиональное техническое
образование имеют все остальные работники, но это не исключает того, что
работник низшего звена может иметь высшее образование.
Система оплаты труда на предприятии организована
в соответствии со структурой предприятия. Имеется твердое штатное расписание,
утвержденное генеральным директором предприятия. Оно является основанием для
приема на работу. В соответствии с ним и твердыми окладами или тарифами
производится учет и начисление основному числу работников организации. Оплата
труда работников ИТР и линейного персонала управления производится по
должностным окладам за фактически отработанное время. Размер месячного
должностного оклада работника зависит от его квалификации, сложности
выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В месячный
должностной оклад не включаются доплаты, надбавки, премии и др. выплаты.
В ООО «НГК» присутствуют следующие системы
оплаты труда: сдельная система; повременная система; сдельно-премиальная
система
При регулировании рабочего времени на
предприятии исходят из того, что продолжительность работы не может превышать 40
часов в неделю, установленных законом. В соответствии с законодательством всем
работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы
(должности) и среднего заработка.
Также можно проследить изменение средней
заработной платы на предприятии на рисунке 5. Из приведенной ниже диаграммы можно
сделать вывод, что средняя заработная плата по предприятию за три года выросла
с 17 300 рублей до 20 221 рублей, т.е. на 16%.
Рисунок 5 - Средняя заработная плата ООО «НГК»
за 2011г.-2013г.
Исследуя кадровый персонал предприятия, можно
проанализировать также укомплектованность подразделений кадрами и выявить
потребности в персонале, а также процент обеспеченности (таблица 1).
Таблица 1 - Потребность в персонале ООО «НГК»
№
|
Категория
работников
|
штат
|
фактически
|
потребность
|
процент
обеспеченности
|
1
|
Управленческий
персонал
|
20
|
20
|
0
|
100
|
2
|
Уборщица
|
2
|
2
|
0
|
100
|
3
|
Сторож
|
2
|
2
|
0
|
100
|
4
|
Инженер
|
2
|
2
|
0
|
100
|
5
|
Сметчик
|
7
|
7
|
0
|
100
|
6
|
Программист
|
2
|
2
|
0
|
100
|
7
|
Экономист
|
2
|
2
|
0
|
100
|
8
|
Буровик
|
15
|
15
|
0
|
100
|
9
|
Механик
|
7
|
7
|
0
|
100
|
10
|
Электромеханик
|
4
|
4
|
0
|
100
|
11
|
Водитель
|
5
|
5
|
0
|
100
|
12
|
Машинист
|
6
|
6
|
0
|
100
|
13
|
Буровой
мастер
|
4
|
4
|
0
|
100
|
14
|
Геолог
|
8
|
8
|
0
|
100
|
15
|
Геодезист
|
6
|
6
|
0
|
100
|
16
|
Плотник
|
2
|
2
|
0
|
100
|
17
|
Электромонтер
|
3
|
3
|
0
|
100
|
18
|
Дробильщик
|
4
|
5
|
0
|
125
|
19
|
Мастер
установки
|
8
|
8
|
0
|
100
|
20
|
Резчик
|
4
|
5
|
0
|
125
|
21
|
Вспомог.
рабочие
|
40
|
47
|
0
|
117,5
|
22
|
Всего
|
153
|
162
|
0
|
|
Раздел 3. Имущество организации и показатели его
использования
Анализ имущества является важным для каждого
предприятия ведь финансовое состояние и его стабильность в значительной мере зависят
от того, какое имущество есть в распоряжении организации, в какие активы
вложены капитал, и какой доход они ему приносят. Имущество предприятия
анализируется ради определения уровня обеспечения организации отдельными видами
активов и поиска резервов повышения эффективности их использования.
Таблица 2 - Анализ динамики, состава и структуры
основных средств ООО «НГК».
Группа
основных фондов
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
Отклонения
(+,-)
|
|
сумма,
тыс. руб.
|
уд.
вес, %
|
сумма,
тыс. руб.
|
уд.
вес, %
|
сумма,
тыс. руб.
|
уд.
вес, %
|
2012
г. к 2011 г.
|
2013
г. к 2012 г.
|
Здания
|
4
413
|
8,77
|
5
607
|
8,87
|
6
792
|
8,4
|
1
194
|
1
185
|
Сооружения
и передаточные устройства
|
1
533
|
3,04
|
1
937
|
3,06
|
2887
|
3,57
|
404
|
950
|
Машины
и оборудование
|
29
678
|
59,01
|
37
135
|
58,76
|
45
896
|
56,78
|
7
457
|
8
761
|
Транспортные
средства
|
8
325
|
16,55
|
9
902
|
15,67
|
13
655
|
16,89
|
1
577
|
3
753
|
Производственный
и хозяйственный инвентарь
|
4
613
|
9,17
|
6
452
|
10,21
|
8
385
|
10,37
|
1
839
|
1
933
|
Земельные
участки
|
1
724
|
3,42
|
2
155
|
3,41
|
3
209
|
3,97
|
431
|
1
054
|
Всего
фондов
|
50
286
|
100
|
63
188
|
100
|
80
824
|
100
|
12
902
|
17
536
|
В
том числе:
|
|
-
производственные основные фонды
|
45
873
|
91,23
|
57
581
|
91,13
|
74
032
|
91,6
|
11
708
|
16
351
|
-
непроизводственные основные фонды
|
4
413
|
8,77
|
5
607
|
8,87
|
6
792
|
8,4
|
1
194
|
1
185
|
Основные средства ООО «НГК» за анализируемый
период были представлены машинами и оборудованием, зданием, сооружениями и
передаточными устройствами, транспортные средства, производственный и
хозяйственный инвентарь и земельными участками. В 2012 г. по сравнению с 2011
г. сумма основных средств увеличилась на 12902 тыс. руб., данный рост произошел
за счет ввода всех видов основных средств. А 2013 г. по сравнению с 2012 г.
сумма основных средств выросла на 17536 тыс.руб..
В структуре основных средств больший удельный
вес приходится на машины и оборудования в 2011 г. - 59,01%, в 2012 г. - 58,76%,
в 2013 г. - 56,78%.
Больший удельные вес занимают производственные
основные средства в 2011 г. - 91,23%, в 2012 г. - 91,13%, в 2013 г. - 91,6%.
Показателями физического и морального износа
имущества предприятия является коэффициент физического и коэффициент морального
износа.
Физический износ определяется на основании
сроков службы основных фондов по формуле:
К изн.ф=11/20*100%=2,2
где Тф - фактический срок службы, лет;
Тн - нормативный срок службы, лет.
Моральный износ первого рода определяется по
соотношению балансовой (первоначальной) стоимости и восстановительной:
К изн.м=(80 824 000-5 239 000)/80 824 000
*100%=93,51
где Фб - балансовая стоимость основных фондов,
тыс. руб.;
Фв - восстановительная стоимость, тыс. руб.
Таблица 3 - Оценка состояния основных фондов ООО
«НГК» за 2011 - 2013 гг.
Показатели
|
2011
г.
|
2013
г.
|
Отклонения
(+,-)
|
|
|
|
|
2012
г. к 2011 г.
|
2013
г. к 2012 г.
|
1.
Первоначальная стоимость основных средств, тыс.руб.
|
50
286
|
63
188
|
80
824
|
12
902
|
17
636
|
2.
Износ основных средств, тыс. руб., в т.ч.
|
27
456
|
35
565
|
47
987
|
8
109
|
12
422
|
3.
Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб.
|
22
830
|
27
623
|
32
837
|
4
793
|
5
214
|
4.
Коэффициент износа, %
|
0,54
|
0,56
|
0,59
|
0,02
|
0,03
|
5.
Коэффициент годности, %
|
0,45
|
0,43
|
0,41
|
-
0,02
|
-
0,02
|
Данные таблицы свидетельствуют о высоком уровне
износа основных фондов предприятия за весь анализируемый период.
Раздел 4. Формирование финансовых результатов
деятельности
В современных экономических условиях
деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания
обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц),
заинтересованных в результатах его функционирования. На основании
отчетно-учетной информации рассмотрим финансовое положение предприятия (таблица
4 ).
Таблица 4 - Доходы и расходы по обычным видам
деятельности ООО «НГК».
Наименование
показателя
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
Выручка,
тыс. руб.
|
186
483
|
300
579
|
368
835
|
Себестоимость
продаж, тыс. руб.
|
(172
778)
|
(287
902)
|
(373
125)
|
Валовая
прибыль (убыток), тыс.руб.
|
13
705
|
12
677
|
(4
290)
|
Прибыль
(убыток) от продаж, тыс. руб.
|
13
705
|
12
677
|
(4
290)
|
Процент
к получению, тыс. руб.
|
-
|
10
|
3
|
Процент
к уплате, тыс. руб.
|
-
|
(399)
|
(421)
|
Прочие
доходы, тыс. руб.
|
-
|
21
152
|
37
342
|
Прочие
расходы, тыс. руб.
|
-
|
(29
614)
|
(31
961)
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения, тыс.руб.
|
13
705
|
3
826
|
603
|
Текущий
налог на прибыль, тыс. руб.
|
-
|
(1
838)
|
(529)
|
Прочее,
тыс. руб.
|
(1
764)
|
-
|
-
|
Чистая
прибыль (убыток), тыс. руб.
|
11
941
|
1
988
|
74
|
Главным фактором влияющим на доход предприятия
является прибыль от продаж.
Также, исходя из данных таблицы 4,показатели
рентабельности будут равны: 2011 г. - 6,9% , 2012 г. - 0,6%, 2013 г. - 0,02%.
Таблица 5 - Доходы по группам оказываемых услуг
за 2011-2013 гг.
Наименование
услуг
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
инженерно-геодезические
и инженерно-геологические изыскания, тыс. руб.
|
26
471
|
42
678
|
59
406
|
проведение
горных работ, тыс. руб.
|
45
071
|
60
876
|
80
673
|
проектирование
всех стадий ГРР, тыс. руб.
|
17
654
|
27
986
|
35
965
|
консалтинговые
услуги, тыс. руб.
|
6
876
|
17
745
|
25
675
|
геологическое
сопровождение горно-буровых работ на всех стадиях ГРР, тыс. руб.
|
38
765
|
60
087
|
81
987
|
геологические
поисковые маршруты, тыс. руб.
|
23
065
|
43
876
|
53
654
|
геохимические
поиски по вторичным ореолам рассеяния, тыс. руб.
|
14
876
|
34
654
|
35
765
|
Всего
|
172
778
|
287
902
|
373
125
|
Раздел 5. Организация и планирование обеспечения
производства материальными ресурсами (МТО)
Планирование материально-технического
обеспечения предприятия решает следующие задачи: 1) оно обеспечивает
непрерывность работы предприятия, что достигается путем правильной организации
поставок материалов на предприятие в необходимом количестве и соответствующего
качества; 2)способствует повышению технического уровня производства услуг,
способствует внедрению автоматизации, новых технологий; 3)направлено на
повышение качество обслуживания путем закупки товаров высокого качества для
наиболее полного удовлетворения клиента; 4)направлено на повышение увеличения
производительности труда; 5)план МТО направлен на экономию материальных
ресурсов.
План МТО разрабатывается специальным отделом
бухгалтерии, который включает в себя два основных подразделения - управление
закупками и управление складами. Перед ними ставятся следующие задачи:
организация контроля над снабжением по объему и ассортименту в соответствии с
заключенными договорами; соблюдение норматива структуры товарных запасов;
нахождение путей снижения товарных потерь при хранении и транспортировке.
Важнейшей обязанностью этого отдела является разработка плана МТО. Основные
показатели плана МТО, а также связь между ними можно отобразить следующим
уравнением:
345 + 7 302 = 24 632 + 675 + 1 340
Рпэн - потребность в материальных ресурсах на
производственно эксплуатационные нужды; Знор - запасы нормативные; Оож -
остатки ожидаемые; Э - экономия; В- план ввоза
Процесс разработки плана МТО включает в себя
следующие этапы: 1. расчет потребности в материальных ресурсах; 2.исходя из
существующих потребностей, рассчитываются нормы запасов ресурсов, необходимых
для бесперебойного функционирования предприятия; 3. затем определяются
источники покрытия потребности в материальных ресурсах, разрабатывается план
ввоза материалов со стороны. Определение потребностей в материальных ресурсах
является одной из важных работ, выполняемых в процессе планирования
материального обеспечения производства.
Основой планирования обеспеченности предприятий
материальными ресурсами является система экономических отношений,
складывающиеся непосредственно между ними и поставщиками по обмену продуктами
труда с использованием товарно-денежных отношений посредством прямых
хозяйственных связей. В обеспечении предприятий материальными ресурсами все
большее значение получают рыночные отношения между всеми субъектами
хозяйственной деятельности при свободном выборе деловых партнеров-поставщиков
или потребителей - в условиях конкуренции. При выполнении расчетов следует
иметь в виду, что завышение потребности в материалах приводит к образованию
сверхнормативных и излишних запасов, замедлению оборачиваемости оборотных
средств, увеличение затрат и потерь при хранении. В то же время планирование
ресурсов в объеме меньшей необходимой потребности нарушает ритмичность
производства, может служить причиной снижения его объемов.
Основными поставщиками материалов и ресурсов ООО
«НГК» являются: ЗАО «Многовершинное», ООО «Дальграфит», ООО «Боарт Лонгарт
Рус», ООО «ПродДвижение», ООО «Компания Спецодежда ДВ», ООО «Автотехник ДВ»,
ООО «Сахтахан». Поставки их привышают миллионы рублей в год.
Структура отдела МТО представляется следующей:
бюро маркетинга поставщиков ресурсов; бюро нормирования и планирования; бюро
управления запасами; бюро обеспечения рабочих мест ресурсами; бюро управления
эффективностью использования ресурсов.
Рисунок 6 - Организационная структура службы МТО
ООО «НГК».
Бюро нормирования и планирования производства
ресурсами выполняет функции: разработка методов оптимизации использования
ресурсов; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным
объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на
предприятии; разработка плана обеспечения предприятия его подразделений
материально-техническими ресурсами.
Бюро управления запасами занимается такими
вопросами как: расчет нормативов различных видов запаса; оптимизация запасов по
видам ресурсов; техническое обеспечение управления запасами.
Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами решает
вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем,
устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими средствами; организация
оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами,
комплектующими изделиями, топливно-энергетическими ресурсами; учет, контроль и
анализ использования ресурсов на рабочем месте.
Бюро управления эффективностью использования
ресурсов занимается: выявлением факторов улучшения использования ресурсов, ,
организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию,
разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов,
организацией их внедрения и стимулирования.
Раздел 6. Состояние запасов материальных
ресурсов на предприятии, методика их планирования и расчета оборачиваемости.
Учет поступления, отгрузки товаров и организация контроля за величиной запасов
Материальные запасы на предприятии
представляются в виде материалов и оборудования, с помощью которых и
предоставляет услуги предприятие. Динамику изменения запасов по годам можно
увидеть в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика изменения материальных
запасов в ООО «НГК» за 2011 - 2012 гг.
Запасы
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
Материалы,
тыс. руб.
|
2
345
|
17
564
|
15
654
|
Оборудование,
тыс. руб.
|
1
471
|
8
840
|
8
978
|
Всего,
тыс. руб.
|
3
816
|
26
404
|
24
632
|
Анализируя динамику по годам, то можно заметить,
что в период с 2011 г. по 2012 г. материальные запасы увеличились на 22 588
тыс. руб., такой рост связан с закупкой нового оборудования на предприятии. В
период с 2012 г. по 2013 г. запасы снизились на 1 772 тыс. руб. Что касается
изменений в течение года, то значительных изменений в объемах запасов не
произошло.
Коэффициент оборачиваемости материальных запасов
равен:
Комз = выручка / среднегодовая стоимость запасов
Комз = 368 835 / 0,5* ((24 632+ 1 010) + (26
404+ 1 010)) = 14,45
Товарных и производственных запасов на
предприятии нет, т.к. ООО «НГК» не производит товары или какие-либо
комплектующие - она предоставляет услуги.
Рекомендации по оборачиваемости запасов предложить
невозможно, а рекомендацию по улучшению производительности услуг можно. К таким
можно отнести: реклама, скидки постоянным клиентам, закупка более
совершенствованного оборудования.
Раздел 7. Организация и планирование сбыта
готовой продукции
Основными задачами службы сбыта являются
изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции;
поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям
потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль
над ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих
(внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на
маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых
действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование
потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка,
определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного
ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на
внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта,
изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Маркетинговые исследования составляют базу для
осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления
сбытом.
Структура службы сбыта включает как
управленческие, так и производственные подразделения.
К управленческим подразделениям относятся отделы
сбыта. Отдел сбыта включает следующие группы: заказов, изучения спроса,
плановое, товарное договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа,
наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.
Рисунок 7 - Организационная структура отдела
сбыта ОО «НГК»,
Содержание функций сбытовой деятельности готовой
продукции на основе включает: планирование и организацию.
Планирование сбыта включает: изучение внешних и
внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и
спроса; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов
распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых
операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление
сбытом и распределением, планирование доходности.
Организация сбыта включает: организацию сбора
информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на
предоставление услуг; организацию информационно-диспетчерской службы,
отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной
работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.
К хозяйственным связям предприятия мы относим
поставщиков и потребителей. К наиболее крупным поставщикам относятся: ООО
«Автотехник ДВ» - 2 300 000 руб.; ООО «Сантахан» - 1 185 861 руб.; ООО «НБК» -
215 510 руб.; ООО «Спецодежда ДВ» - 900 345 руб.; ООО «Боарт Лонгарт Рус» - 5
678 000 руб.; ЗАО «Многовершинное» - 1 345 985 руб.. Данные поставок на
предприятие указаны за 2013 г.
К самым крупным заказчикам (потребителям)
относятся: ООО «Первое ГРП» - 3 971 293 руб.; ООО «Дальневосточный графит» - 52
086 596 руб.; ООО «Дукатное ГРП» -4 924 382 руб.; ООО «РДМ Ресурсы» - 15 401
381 руб.; ООО «Белая Гора» - 36 767 896 руб.; ООО «Нони» - 7 675 029 руб.
Сбытовую политику предприятия предоставления
услуг следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и
методы, осуществления которой призваны организовать движение потока услуг к
конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для
превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на
конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики,
капиталы распределения вместе с функциями, которые они наделены.
Канал сбыта можно трактовать как путь
передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов сбыта
выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга.
К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской
работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями,
предоставление услуг в соответствии с требованиями покупателей, вопросы
финансирования, принятие ответственности за функционирование канала
распределения.
Что касается каналов распределения используемых
на предприятии, так к ним относятся прямые каналы, связаны с перемещением
товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего
устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют
свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
Раздел 8. Учет, отчетность и анализ
подразделений коммерческой службы предприятия
На сегодняшний день на предприятии существуют
три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин
бухгалтерская аналогичен финансовой. Оперативную, другими словами, можно
назвать повседневной. Финансовая отчетность содержит сведения о реализованной
продукции, запасах готовой продукции и товаров, о состоянии хозяйственных
средств и источников их формирования, о финансовых результатах работы предприятия.
Движение материальных ресурсов в организации
осуществляется ежедневно, поэтому первичные документы по их поступлению и
отпуску оформляются по мере совершения операций и в учете отражаются
своевременно. Однако только в конце отчетного месяца бухгалтер имеет
возможность получить слагаемые данные по формированию фактической
себестоимости: сопроводительные документы поставщиков материалов, транспортные
расходы, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы. Поэтому возникает
потребность в использовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен,
называемых учетными.
. Потребность в материальных ресурсах
определяется инженером по снабжению исходя из предоставленных начальниками
участков заявок оформленных в соответствии и на основании установленных в
дистанции лимитов, норм расхода. В заявках указывается наименование и
количество материальных ресурсов. В конце отчетного года инженер по снабжению
обрабатывает все поступившие заявки, чтобы определить потребность в ресурсах на
следующий год. Данные о потребности в материальных ресурсах инженер по
снабжению передает в производственно-технический отдел и на основании этих
данных уточняются, проверяются и разрабатываются новые нормы расхода
материальных ресурсов. На основании переданных заявок ОМТС ООО «НГК»
заключаются договора с поставщиками на приобретение материальных ресурсов.
Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и
документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и
обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по
внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Результаты должны быть
оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому
местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу.
Никаких помарок и подчисток в ведомости не допускается. Обязательная ежегодная
инвентаризация материальных ресурсов проводится по состоянию на 1 ноября и
должна быть закончена не позднее 30 ноября.
Приказом назначается комиссия центральная
инвентаризационная комиссия в составе: главный инженер - председатель комиссии;
главный бухгалтер - зам. председателя комиссии; зам. начальника - член комиссии.
Сведения о фактическом наличии материальных ресурсов комиссия записывает в
инвентаризационные описи, которые ведет инвентаризационная комиссия и
материально-ответственное лицо для сравнения остатков средств.
Для проверки правильности оформления инвентаризационных
описей используют второй экземпляр инвентаризационной описи, первичные
документы, данные аналитического учета, калькуляции и прочее.
Во всех случаях расхождения, выявленные в
результате инвентаризации, оформляются составлением сличительных ведомостей и
оцениваются по фактической себестоимости. Итоги инвентаризации оформляются
протоколом по результатам инвентаризации, и подписывается начальником, главным
бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии.
Раздел 9. Организация складского и транспортного
хозяйства на предприятии
К складам ООО «НГК» можно отнести лишь те
помещения, в которых хранятся оборудование, инвентарь, транспортные средства,
благодаря которым и осуществляется производство и предоставление услуг. В
основном это гаражи, где стоят транспортные средства. Что касается оборудования
(средств труда), то практически все оно находится на участках, на которых
проводятся работы и все это оборудования задействовано в производственном
процессе. Именно поэтому на складах предприятия нет ни станков, ни машин, лишь
некоторые комплектующие и детали для оборудования. По мере необходимости
делается заявки на нужное оборудование и оно закупается.
Предприятие имеет лишь один склад, который
находится в г. Хабаровск.
Для обеспечения бесперебойного процесса
производства наряду с основными производственными фондами как раз необходимы
предметы труда, материальные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда
участвуют в создании продукта труда, его потребительной стоимости. Оборот
вещественных элементов оборотных производственных фондов (предметов труда)
органически связан с процессом труда и основными производственными фондами.
Правильная, рациональная организация складского
хозяйства является предпосылкой достоверного учета материальных ресурсов и
способствует обеспечению их сохранности. В Гомельской дистанции гражданских
сооружений все складские помещения соответствуют требованиям, способствующим
своевременной приемке, хранению и отпуску материальных ресурсов. В кладовых
дистанции имеются лестницы, весы, огнетушители. Материалы размещены на
стеллажах, имеются ярлыки.
Раздел 10. Коммерческое товароведение
К товарным группам (оказываем услугам) ООО «НГК»
относятся:
сбор, систематизация, разработка и составление
геологических данных по всем объектам;
проектирование всех стадий ГРР, согласование и
прохождение экспертизы проектов;
геологические поисковые маршруты;
геохимические поиски по вторичным ореолам
рассеяния;
геологическое сопровождение горно-буровых работ
на всех стадиях ГРР;
проведение горных работ (проходка канав и шурфов
ручным и механизированным способом);
топографо-геодезическое, маркшейдерское
обеспечение всего комплекса ГРР ;
составление отчетов с подсчетами запасов и
защитой их в ТКЗ и ГКЗ;
инженерно-геодезические и инженерно-геологические
изыскания для целей строительства объектов повышенного уровня ответственности,
в том числе горнодобывающих предприятий;
консалтинговые услуги в области добычи и
переработки рудных и нерудных полезных ископаемых.
Если распределить в порядке значимости для
предприятия оказываемых видов услуг, то можно распределить в таком порядке - 6,
5, 9, 3, 2, 10, 1, 7, 8, 4. Все это исходя из данных приведенных в разделе 4.
Главными критериями являются это: прибыль, спрос. Приоритеты ООО «НГК» -
качество выполнения работ, оптимизация сроков, гибкий подход к удовлетворению
потребностей заказчика.
Раздел 11. Организация информационного
обслуживания коммерческой деятельности предприятия
В ООО «НГК» информация передается посредством:
Локально-вычислительной сети, которая
предназначена для обеспечения информационного потока внутри предприятия в сеть
входят автоматизированные рабочие места (АРМ) работников предприятия.
Соединения конечных станций или пользователей к локальной компьютерной сети
осуществляется за счет коммутаторов фиксированной конфигурации. Абоненты,
находящиеся вне территории организации, не могут получить доступ к ресурсам
сети.
Телефонной сети, которая предназначена для
организации телефонной связи внутри предприятия, а также внешней связи со
сторонними организациями. Телефонная связь в Обществе осуществляется
посредством цифровой АТС.
Различных носителей информации (бумажные
документы; CD, DVD - диски; Flash-карты).
Связь с другими структурными подразделениями и
сторонними организациями осуществляется посредством:сети (виртуально-частной
сети) для работы по созданию единого защищенного контура в рамках КТРВ. Других
каналов выхода во внешнюю среду защищенного сегмента нет.
Открытых каналов IP-системы с использованием
средств криптографической защиты информации DiPost. Используется для отправки
почтовой корреспонденции или служебных сообщений.
Телефонной сети. IP-телефоны коммутируются на
телефонную сеть организации с использованием IP-сети. Прямые городские телефоны
подключены к оператору связи «РОСТЕЛЕКОМ» через цифровую АТС ООО «НГК».
Начальной точкой информационного потока является
Общество, г. Хабаровск. Конечной точкой информационного потока являяются
организации - соисполнители работ, смежные предприятия организации - поставщики
комплектующих изделий, организации - потребители (Заказчики) продукции
предприятия, организации из состава КТРВ, внешние сторонние организации.
Категория передаваемой информации: общедоступная
информация; государственная (коммерческая) тайна, служебная информация;
персональные данные.
Этапы документооборота на предприятии можно
увидеть в приложении 1.
Раздел 12. Организация деятельности по
ценообразованию
Особая роль в определении цены на реализуемые
товары принадлежит к ценовой политике. Коммерческие предприятия, переходя на
рыночное ценообразование, вынуждены сами формировать ценовую политику. Ценовая
политика предприятия состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить
достаточную прибыль. Часто предприятия признают, что стараются продать товар
как можно дороже. При этом заданные цены рассматриваются в отрыве от требований
рынка и недостаточно структурируются по отдельным видам товаров и сегментам
рынка.
При всем разнообразии подходов к определению
цены товара следует выделить те, которые предоставляют интерес для использования
в условиях рынка. Рассмотрим формирование цен на основе издержек, торговой
наценки, спроса покупателей, ценовой конкуренции.
Определение цены с ориентацией на издержки
Определение цены на основе торговой наценки
Определение цены на основе спроса покупателей
Определение цены с учетом ценовой конкуренции
Ориентация на сравнительные цены продаваемых
товаров позволяет устанавливать реальную рыночную позицию, занимаемую торговым
предприятием.
Показатель
|
Базисный
период
|
Отчетный
период
|
Выручка
от реализации услуг, тыс. р.
|
300
579
|
368
835
|
Фонд
оплаты труда (ФОТ), тыс. р.
|
33
976
|
39
066
|
Количество
занятых и т.д.
|
143
|
161
|
Средняя
заработная плата, р.
|
19
800
|
20
221
|
Начисления
на заработную плату, % к ФОТ
|
4
|
4
|
Сумма
начислений на заработную плату, тыс. р.
|
1
359
|
1
562
|
Амортизационные
отчисления, тыс. р.
|
-
|
-
|
Отчисления
в ремонтный фонд, тыс. р.
|
-
|
-
|
Условно-постоянные
затраты, тыс. р.
|
..
|
|
Уровень
применяемых затрат, % к выручке
|
11,75
|
11,01
|
Сумма
переменных затрат, тыс. р.
|
|
|
Себестоимость
по видам продукции, тыс. р.
|
|
|
Себестоимость
в целом по предприятию, тыс. р.
|
287
902
|
373
125
|
Прибыль,
тыс. р.
|
1
988
|
74
|
Рентабельность
по видам продукции, %
|
|
|
Рентабельность
в целом по предприятию, тыс. р.
|
|
|
Налог
на добавленную стоимость, тыс. р.
|
1
010
|
1
010
|
Удельный
вес НДС в выручке от реализации, %
|
0,
33
|
0,
27
|
Раздел 13. Организация маркетинговой
деятельности на предприятии. Цели и задачи маркетингового отдела и
взаимоотношения с другими подразделениями предприятия
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы,
которые включают:
. Нацеленность на достижение конечного
практического результата производственно-сбытовой деятельности.
. Концентрацию исследовательских,
производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой
деятельности.
. Направленность предприятия не на сиюминутный,
а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого
внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов
товаров рыночной новизны, обеспечивающих высоко прибыльную хозяйственную деятельность.
. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии
и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с
одновременным целенаправленным воздействием на них
Роль маркетинга в коммерческой деятельности
предприятия определяется тем, что маркетинг раскрывает потенциальные
возможности производства и сбыта товара, разрабатывает оптимальную товарную
политику, определяет набор инструментов для стимулирования спроса, создает
эффективную систему товародвижения, позволяет изучить и прогнозировать
состояние и развитие рынка.
Работа маркетинговой службы ориентирована на
гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности предприятия к изменениям
экономической ситуации, учет требований потребителей и сочетает в себе
комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного,
сбытового и исследовательского характера. В функциональную сферу деятельности
службы маркетинга входит изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы: и
стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых
операций, деятельность, связанная с организации ей обслуживания потребителей.
Рисунок 8 - Организационная структура отдела
маркетинга.
Рисунок 9 - Взаимодействие отдела маркетинга с
другими подразделениями ООО «НГК».
Индивидуальное
задание
Одним из условий прохождения производственной
практики было выполнение индивидуального задания, в качестве которого я выбрала
изучение организация рекламной деятельности на предприятии ООО «НГК» . При
улучшении рекламной деятельности планируется увеличить число потребителей услуг
предприятия. Для этого можно принять следующие меры:
. Использование СМИ. Заключение договоров
с фирмами, выпускающими рекламные издания в городе, крае, регионах по выпуску
рекламной продукции, как в периодических изданиях, так и в еженедельных
справочниках.
. Расширение возможностей собственного
Web-узла в Интернете. Усовершенствование собственного сайта предприятия.
Регулярное изменение цен в электронном прайс-листе. Анкетирование потенциальных
клиентов и исходя из результатов анкетирования отправка им соответствующих цен.
. Участие в выставках. Организация
собственных стендов на городских, региональных и международных выставках.
Презентации новых продуктов, разъяснение методов работы с компанией.
Заключение
Производственная практика была пройдена мною в
ООО «НГК» в г. Хабаровск, по адресу Комсомольская, 71 в период с 16.06.2014г.
по 13.07.2014.
В ходе прохождения учебной практики в ООО «НГК»
России изучены основные организационные моменты работы учреждения и
коммерческой деятельности предприятия, а также практически выполнены задания
руководителя практики и задания, предусмотренные методическими материалами по
прохождению учебной практики.
Нижнеамурская горная компания - динамично
развивающийся независимый холдинг, способный обеспечить выполнение любых видов
геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые. Компания выполняет
весь комплекс геологоразведочных работ, от проектирования до защиты запасов в
Государственной (или территориальной) комиссии по запасам РФ и подготовку
отчетов в соответствии с международными стандартами. За 11 лет активной
созидательной работы в НГК удалось сформировать опытный коллектив единомышленников
- геологов, геофизиков, бурильщиков, инженеров и т.д., использующих в работе
передовые информационные технологии, а также свой огромный опыт работы.
Непрерывный процесс реинвестирования и
привлечения ресурсов из внешних источников в развитие Компании позволили
нарастить мощный потенциал современных моделей геофизического , бурового и
другого оборудования, гусеничной техники необходимый для выполнения
поставленных задач.
Приоритеты ООО «НГК» - качество выполнения
работ, оптимизация сроков, гибкий подход к удовлетворению потребностей
заказчика.
Нижнеамурская компания - одна из немногих во
всем регионе организаций, располагающая необходимыми кадровыми и
технологическими возможностями для выполнения законченного цикла поисковых и
разведывательных работ на твердые полезные ископаемые, в том числе для проходки
шурфов, колонкового бурения скважин, подсчета запасов и подготовки их для
рентабельного освоения. Иными словами, сдает промышленникам «под ключ» готовые
к эксплуатации месторождения и предлагает широкий спектр специализированных
услуг. География ее производственной деятельности - от Забайкалья до Курильских
островов и от Чукотки до Находки. Если другие геологические организации входят
в состав горнодобывающих холдингов или являются государственными, то НГК,
будучи самостоятельной структурой, всецело ориентируется на сырьевые
потребности рыночных недропользователей. На различных поисковых объектах она
неизменно демонстрирует свои сильные стороны и конкурентные преимущества, среди
которых - взаимодополняемость и мобильность ее функциональных подразделений, их
максимальная производительность, надежность и эффективность при решении задач
любого масштаба и любой сложности.
Основными поставщиками материалов и ресурсов ООО
«НГК» являются: ЗАО «Многовершинное», ООО «Дальграфит», ООО «Боарт Лонгарт
Рус», ООО «ПродДвижение», ООО «Компания Спецодежда ДВ», ООО «Автотехник ДВ»,
ООО «Сахтахан». К заказчикам (потребителям) относятся: ООО «Первое ГРП», ООО
«Дальневосточный графит», ООО «Дукатное ГРП», ООО «РДМ Ресурсы», ООО «Белая
Гора», ООО «Нони».
При выборе темы индивидуального задания я
выбрала - организация рекламной деятельности предприятия. По моему мнению это
одна из важных задач на данных момент на предприятии. и для этого я предложила
следующие меры: 1. Использование СМИ 2. Расширение возможностей собственного
Web-узла в Интернете. 3. Участие в выставках.
Список используемых источников
1.
Андреева, О. Д. Технология бизнеса : учебное пособие / О. Д. Андреева. - М.,
2000.
2. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на пред приятиях торговли и
питания: учеб. пособие / Т.И Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 272 с.
.
Батра, Р. Рекламный менеджмент. 5-е изд. / Р. Батра. - М., - СПб., - Киев :
Издательский дом "Вильямс", 2005.
.
Берман Б. Розничная торговля: стратегический под ход / Берман Б., Эванс Дж. Р.
- 8-е изд., пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2008. - 270с.
.
Бланк И А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и
издателей «Тандем»: ЭКМОС, 2005. - 189 с.
.
Блюм, М.А., Молоткова, Н.В. PR-технологии в коммерческой деятельности : учебное
пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2004.Боровкова ВА. Управление рисками в торговле. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
.
Бунеева Р.И. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации:
организация и технология / Р.И. Бунеева, Г.Н. Кругляков. - Ростов н/Д: Феникс,
2008. - 398 с.
.
Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и Public Relations / И.Л. Викентьев. -
СПб.,2002.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Пол ный текст (Ч. 1-4). - М.:
АКАЛИС, 2006. - 408 с.
.
Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л.П. Дашков,
В.К. Памбухчиянц. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К0», 2005. - 700 с.
.
Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий:
учебник / Л.П.Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. - 520 с.
.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. - М.: ООО «ИД Вильяме», 2006.
- 432 с.
.
Есютина АА. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление / А.А.
Есютина, Е.В. Карпова. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2008. - 216 с.
.Жукова
Т.Н. Коммерческая деятельность: учеб. по собие. - СПб.: Вектор, 2006. - 256 с.
.
Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. (в ред. от
23 июля 2008 г.).- М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 48 с.
.
Иванова М.Б. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / М.Б. Иванова, М.Ю.
Иванов. - М.: Изд-во «РИОР», 2005.- 266 с.
.
Канаян К. Мерчандайзинг / К. Канаян, Р. Кана-ян. - М.: РИП-холдинг, 2005. - 234
с.
.
Каплина СЛ. Организация коммерческой деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- 448 с.
.
Корпев Г. Б. Современные храмы торговли: девелопмент торговых центров. - М.:
Вершина, 2009. - 368 с.
.
Котлер Ф„ Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. -
2-е европ. изд. - М.; СПб.: ООО «ИД Вильяме», 2006. - 944 с.
.
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ.; под ред. В.Б.
Колчанова. - СПб.: Питер, 2007. - 800 с.
.
Маслова ТД. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Бо-жук, Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер,
2006. - 400 с.
.
Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»,
2007. - 316 с.
.
Нъюмэн Э. Розничная торговля: организация и уп равление / Ньюмэн Э., Каллен П.-
СПб.: Питер, 2005. - 416 с.
.
Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб ник. - 8-е изд., перераб. и доп.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. - 504 с.
.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учеб ник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 248
с.
.
Райзберг Б А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.
Лозовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.
.
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ. ред. проф.
Т.П. Данько. - М : ИНФРА-М, 2005. - 560 с.
.Фридман
AM. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества:
учебник. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2008. - 628 с.
.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под
общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.
Приложение 1
Этапы документооборота на предприятии