Чулочно-носочные
изделия
|
70,0
|
72,3
|
81,7
|
83,5
|
84,2
|
84,5
Стабильный рост уровня использования
производственных мощностей обеспечивается систематической работой по
техническому переоснащению предприятия, совершенствованию технологии
производства трикотажных и чулочно-носочных изделий.
В 2007 году на предприятии была разработана
инвестиционная программа до 2010 года, предусматривающая поэтапное техническое
перевооружение всех технологический стадий производства. За этот период общий объём
инвестиций составил 14,5 млрд. рублей.
В рамках осуществления инвестиционной программы
было приобретено и установлено швейное оборудование, комплект печатного
оборудования, компрессора, гладильное оборудование, оборудование для крашения
пряжи, оборудование для крашения и отделки трикотажного полотна, вязальное
оборудование, компьютерная техника.
В 2011-2013 годах было продолжено техническое
переоснащение предприятия.
Для этих целей было привлечено 29,2 млрд. рублей
инвестиций. Было приобретено 20 чулочных автоматов, автоматизированные
раскройный и настилочный комплексы, пряжекрасильный аппарат, оборудование для
пошива и отделки трикотажных изделий.
Техническое перевооружение позволяет снизить
уровень износа активной части основных фондов. Износ активной части основных
фондов в целом по предприятию в настоящее время составляет 42,7 %. Снижение
уровня износа основных фондов приводит к улучшению качества выпускаемой
продукции, расширению ассортимента и увеличению объёмов производства,
способствует повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на
внутреннем и внешнем рынках, а так же обеспечивает рост использования
производственных мощностей.
В 2014 году ожидается увеличение уровня
использования производственных мощностей по трикотажным изделиям до 87,2 %, по
чулочно-носочным изделия - до 84,9 %.
Проведём анализ производственно-хозяйственной
деятельности ОАО "8 Марта" за 2012-2013 года. В 2013 году выпущено
4851 тыс. пар чулочно-носочных изделий и 5344 тыс. шт. трикотажных изделий,
объём производства в фактических ценах составил 232194 млн. рублей; за 2012 год
соответственно - 5389 тыс. пар и 5797 тыс. шт., объём производства - 241453
млн. рублей. Основные показатели анализа работы организации представлены в
таблице 2.6.
Таблица 2.6. Анализ работы организации за 2013
год по сравнению с 2012 годом по основным показателям
Показатели
|
Ед.
измер.
|
Абсолютный
уровень
|
Среднедневной
уровень
|
|
|
2013
год
|
2012
год
|
Темп
роста,%
|
2013
год
|
2012
год
|
Темп
роста,%
|
1.
Объем производства продукции в фактических ценах
|
Млн.
руб.
|
232194
|
241453
|
96,2
|
921,4
|
950,6
|
96,9
|
2.
Выпуск в натуральном выражении
|
|
|
|
|
|
|
|
-
трикотажн. изделий, всего
|
Тыс.
шт.
|
5344
|
5797
|
92,2
|
21,2
|
22,8
|
93,0
|
В
т.ч. детских
|
|
2536
|
2538
|
99,9
|
10,1
|
10,0
|
101,0
|
-
чулочно-носочных изделий, всего
|
Тыс.
пар
|
4581
|
5389
|
85,0
|
18,2
|
21,2
|
85,8
|
В
т.ч. детских
|
|
3006
|
4166
|
72,2
|
11,9
|
16,4
|
72,6
|
3.
Количество рабочих дней
|
дни
|
252
|
254
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В 2013 году темп роста объёма производства в
натуральном выражении к уровню 2012 года составил по чулочно-носочным изделиям
85,0 %, (снизился на 15%, в том числе детский ассортимент - 27,8 %), по
трикотажным изделиям - 92,2 % (снизился на 7,8 %).
Для анализа организационно-экономической
характеристики рассмотрим данные о динамике численности и производительности
труда.
Среднесписочная численность - численность
работников в среднем за отчетный период. Среднесписочная численность
определяется из списочной численности работников, при этом, исключаются:
женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам и в дополнительном
отпуске по уходу за ребенком; работники, обучающиеся в образовательных
учреждениях и находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы.
Среднесписочная численность за отчетный месяц исчисляется путем суммирования
численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца по
данным табельного учета и деления полученной суммы на число календарных дней
месяца.
Производительность труда - это показатель,
отражающий эффективность труда работников в процессе
производственно-хозяйственной деятельности.
Среднесписочный состав работающих
характеризуется данными, представленными в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Среднесписочный состав работающих
за 2012-2013 гг
Наименование
цехов и структурных подразделений
|
Среднесписочный
состав работающих
|
|
2013
год
|
2012
год
|
2013
год к 2012 году, %
|
Всего
работающих
|
1375
|
1408
|
97,7
|
1.В
том числе промышленно-производственный персонал
|
1279
|
1326
|
96,5
|
Вязально-трикотажный
цех
|
38
|
43
|
88,4
|
Чулочный
цех
|
173
|
188
|
92,0
|
Красильно-отделочный
цех
|
54
|
53
|
101,9
|
Закройно-швейный
цех
|
521
|
541
|
96,3
|
Отдел
технического контроля
|
42
|
42
|
100
|
Ремонтно-механический
участок
|
8
|
10
|
0,8
|
Энергоцех:
паросиловое хозяйство, электроучасток, участок вентиляции и отопления
|
56
|
60
|
93,3
|
Ремонтно-строительный
участок, ХГ
|
26
|
25
|
104
|
Отдел
материально-технического снабжения
|
16
|
16
|
100
|
Служба
главного механика
|
46
|
45
|
102,2
|
Автотранспортный
участок
|
21
|
21
|
100
|
Отдел
сбыта
|
34
|
34
|
100
|
Фабрикоуправление
|
244
|
248
|
98,4
|
2.Непромышленный
персонал
|
96
|
82
|
117,1
|
Профессиональные кадры на предприятии - одно из
составляющих успешной работы предприятия в рыночных условиях. Уровень
квалификации кадров - одно из главных направлений работы кадровой службы.
Повышение квалификации специалистов осуществляется в институтах повышения
квалификации, Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
информационно-консультативном центре "Белинменеджмент", семинарах.
Данные о кадрах предприятия представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8. Кадры предприятия на 31.12.2013
|
Численность
на 31.12.2013
|
Удельный
вес,%
|
Списочная
численность, всего чел., в т.ч.
|
1569
|
100
|
Промышленно-производственный
персонал, чел.
|
1461
|
93,1
|
Рабочие
|
1183
|
81,0
|
Служащие
Из них: руководители специалисты др. служащие
|
278
95 178 5
|
19,0
6,5 12,2 0,3
|
Непромышленный
персонал, чел.
|
108
|
6,9
|
Всего
женщин, чел.
|
1336
|
85,1
|
Выполнение целевых показателей экономического
развития ОАО "8 Марта" за 2012-2013 года представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Выполнение целевых показателей
экономического развития ОАО "8 Марта" за 2012-2013 года
Показатели
|
Ед.
изм.
|
2012
год
|
2013
год
|
|
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
Объем
производства продукции, рассчитанный по набору товаров-представителей (ИФО)
|
%
|
110
|
115,7
|
105
|
98,3
|
Предельно-допустимый
уровень запасов готовой продукции (к среднемесячному объёму производства)
|
%
|
120
|
81
|
117
|
78
|
Снижение
уровня затрат на производство продукции в фактических ценах
|
%
|
-0,5
|
-7,1
|
-0,5
|
12
|
Экспорт
товаров
|
%
|
110
|
162,4
|
109
|
76,7
|
Сальдо
внешнеторгового баланса
|
Тыс.
долл.
|
2950
|
3045,3
|
2300
|
2561,6
|
Удельный
вес экспорта в объёме производства
|
%
|
30
|
33,9
|
36
|
27,9
|
Показатель
по снижению потребления светлых нефтепродуктов
|
%
|
-10
|
-11,4
|
-7
|
-3,5
|
Снижение
уровня материалоёмкости продукции
|
%
|
-2,5
|
-5,4
|
-3,2
|
-5,8
|
Рентабельность
реализованной продукции
|
%
|
16,5
|
17
|
17,7
|
18,3
|
Рентабельность
продаж
|
%
|
13
|
13,2
|
14
|
9
|
Показатель
по энергосбережению
|
%
|
-6
|
-9,3
|
-7,5
|
-7,5
|
Рост
производительности труда
|
%
|
150
|
181,2
|
110,1
|
91,1
|
Инвестиции
в основной капитал
|
Млн.
руб.
|
5030
|
12444
|
17767
|
12099
|
Удельный
вес отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции
|
%
|
4,1
|
7,5
|
7,1
|
7,1
|
Объем
промышленного производства в фактических ценах
|
%
|
152
|
188,4
|
116,1
|
94,8
|
Среднемесячная
заработная плата
|
Тыс.
руб.
|
2921
|
3204,7
|
|
4070,1
|
За 2012 год выполнены все основные прогнозные
показатели, доведенные предприятию концерном "Беллегпром". За 2013
год из доведенных показателей экономического развития, выполнено шесть
показателей, а именно сальдо внешней торговли, показатель по энергосбережению,
рентабельность реализованной продукции, удельный вес отгруженной инновационной
продукции в общем объёме отгруженной продукции, снижение запасов готовой
продукции, показатель удельного веса импортного сырья в общем объёме
произведенной продукции.
3. Анализ коммерческой деятельности
по сбыту
коммерческий сбыт потребитель
конкурентоспособность
В современных рыночных условиях при высокой
конкуренции успех товара, обладающего даже очень высокими потребительскими
свойствами и отвечающего всем требованиям рынка, невозможен без его
продвижения. Причем продвижение должно быть комплексным, всесторонним с
использованием различных средств промоции. ОАО "8 Марта" в своем
развитии на 2014 год руководствуется стратегией маркетинга, ориентирующейся на
более полное удовлетворение потребностей покупателей, умение быстро реагировать
на меняющиеся экономические условия.
Продавец должен четко представлять себе своих
основных клиентов, их размеры и возможности, а также тенденции предпочтений и
нужд. Сбыт продукции как составная часть коммерческой деятельности оказывает
решающее влияние на размеры доходов и прибыль предприятия. Сбыт продукции важен
для предприятия, т.к. объем сбыта определяет другие показатели предприятия
(прибыль, уровень рентабельности, величину доходов).
Чтобы правильно организовывать, регулировать и
контролировать сбытовую деятельность предприятия, необходимо постоянно
проводить анализ результатов работы предприятия по реализации продукции.
Сотрудники отдела сбыта имеют высшее
образование. Структура отдела сбыта представлена на рисунке 3.1
Рис. 3.1. Организационная структура отдела сбыта
ОАО "8 Марта"
.1 Характеристика
конкурентоспособности выпускаемой продукции
Конкурентоспособность продукции - это
характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как
по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными
составляющими конкурентоспособности товара (услуги).
Однако рыночные перспективы товаров связаны не
только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара
могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность,
престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные
аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются
качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую
привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно
представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена +
Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит
обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять
основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции,
снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности
являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный
самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек
производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных
полуфабрикатов и комплектующих изделий, уровень заработной платы
производственного персонала, производительность труда и т.д.
Одна из причин популярности ОАО "8
Марта" - богатый ассортимент и высокий уровень качества, что неоднократно
подтверждалось на представительных выставках и ярмарках в Беларуси, России,
Германии. На предприятии внедрена система менеджмента качества по системе ИСО
9001, которая стала эффективным средством для закрепления уже достигнутых
результатов в области качества, о чем свидетельствует выпуск изделий на экспорт
в Россию и страны Прибалтики. Ведется работа по созданию и внедрению новых
технологий, нового ассортимента. Основной акцент ставится на естественные
природные свойства, практичность и комфорт, удобство и дизайн, что отвечает
модным тенденциям. Для крашения и отделки полотен установлено оборудование
"Софт-Стрим", "Рото-Стрим", отделочные - линия
"Сантекс", сушильно-ширильные машины "Брюкнер",
"Элитекс". Для нанесения печати используется печатная машина
"Штормак", "Мульти-Пла", шаблонная печатная машина
"Синхропринт". Большая работа проводится специалистами по освоению
новых видов сырья, разработке новых изделий. Трикотажные полотна выпускаются в
модной цветовой гамме с разнообразной тематикой рисунков и штучной печати, с
использованием вышивок. Для обеспечения прочности крашения полотен и
чулочно-носочных изделий используются активные и светоустойчивые красители.
Внедрена гидрофильная технология крашения полотен, улучшающая потребительские
свойства изделий.
ОАО "8 Марта" является одним из
крупнейших производителей трикотажных и чулочно-носочных изделий. Миссия
предприятия состоит в максимальном удовлетворении потребностей в качественном
мужском, женском, детском белье, легком верхнем трикотаже, спортивном и
купальном ассортименте, чулочно-носочных изделиях для всех половозрастных групп
населения и увеличение доли выпуска изделий верхнего трикотажа и продукции под
торговыми марками "EMICO", "Марта" и "Мартинка".
Ежегодно на предприятии ведется углубленная работа по созданию и внедрению
новых технологий, нового ассортимента. Основной акцент для выпуска продукции
ставится на естественные природные свойства и экологическую чистоту,
практичность и комфорт, удобство в носке и дизайн, отвечающий модным
тенденциям. Вся товарная номенклатура ОАО "8 Марта" состоит из
следующих товарных групп:
Ø трикотажные изделия;
Ø чулочно-носочные изделия;
Ø трикотажное полотно.
В свою очередь, трикотажные изделия
подразделяются на следующие подгруппы:
Ø по видовому и половозрастному
признаку - бельевые женские, мужские и детские; бельевые ясельные; верхние
женские, мужские и детские; спортивные женские, мужские и детские; купальные
женские, мужские и детские;
Ø по составу полотна - из хлопка; из
хлопка с полиэфиром; из хлопка с вложением лайкры; из хлопка с полиэфиром и
вложением лайкры; вискозосодержащие; льносодержащие.
Чулочно-носочные изделия подразделяются на
следующие подгруппы:
Ø по видовому и половозрастному
критерию - детские получулки; женские чулки и получулки; носки детские; носки
женские; носки мужские; колготки детские;
Ø по составу пряжи - из шерстяной
смесовой пряжи; из хлопчатобумажной и хлопчатобумажной смесовой пряжи; из
льняной смесовой пряжи; из пряжи с вложением ангоры, тенцела, модала, шерсти
мериноса; из бамбуковой смесовой пряжи; из пряжи, содержащей вискозу и шелк.
Трикотажное полотно в зависимости от сырьевого
состава подразделяется на следующие подгруппы:
Ø из хлопка;
Ø из хлопка с полиэфиром;
Ø из хлопка с вложением лайкры;
Ø из хлопка с полиэфиром и вложением
лайкры;
Ø вискозосодержащее;
Ø льносодержащее.
На сегодняшний день, в условиях жесткой рыночной
конкуренции и ростом импорта, необходимо быть отличным от других, выделять свой
товар. Значительное усиление конкуренции на рынке со стороны иностранных и
отечественных производителей, объясняет сильное желание выделить свой товар от
товара конкурентов в сознании потребителя. С этой целью творческим коллективом
ОАО "8 Марта" и разработан брэнд "ЕМIСО". Потенциальные
потребители продукции "ЕМIСО" - это мужчины в возрасте от 18 до 65
лет со средним и высоким уровнем доходов, имеющие активную жизненную позицию,
стремящиеся достигнуть больших личных и профессиональных высот в бизнесе и
жизни. ТМ "ЕМIСО" - это сочетание настоящего и будущего. Полотна из
высококачественного хлопка с добавлением эластана создают ощущение свободы и
комфорта. В борьбу за мужские симпатии вступили инновационные волокна,
авангардные материалы и всевозможные отделки. Лейблы, резинки, строчки делают
коллекцию верхом стиля и изящества. Безупречное качество наших изделий,
отвечающее международным стандартам, удовлетворяет самые высокие запросы
потребителей, а уникальные свойства природных волокон хлопка, льна, шерсти -
помогают сохранить здоровье, достичь комфорта, совершенства, уверенности в
себе. В настоящее время объемы выпуска изделий под брэндом "ЕМIСО"
достигают 30% от общего производства. Отечественные и зарубежные торговые
предприятия успешно реализуют эту продукцию. Поскольку в современных
экономических условиях наиболее важными показателями для предприятия являются
объемы сбыта продукции, объясняется необходимость изобретать что-то новое, быть
впереди всех. С этой целью коллективом специалистов разработан новый брэнд
женских трикотажных изделий "Марта" Новый брэнд "Марта" -
подарок предприятия для очаровательных женщин. Первая коллекция, представленная
на международной выставке "БелТЕКСлегпром" в г. Минске, имела
необыкновенный успех, который заключался в оптимальном соотношении цены и
качества, а также в научном подходе по всем сферам деятельности начиная от
разработки новых моделей и заканчивая выбором полотен. "Марта" - это
одежда на все случаи жизни: работа - праздник - отдых, включающая коллекцию
блузок и джемперов романтического стиля для всех возрастов, платьев для
коктейлей и торжеств, линию спортивно-молодежных моделей для отдыха. Упор
делается на три составляющие: качественное полотно, идеальный крой,
разнообразие моделей. Более того, изделия нового брэнда ориентированы на
средний ценовой сегмент, что делает ТМ "Марта" доступной для самых
широких кругов покупателей. Изюминкой ТМ "Марта" стала коллекция
трикотажной одежды "Белорусочка" из льносодержащей пряжи. Здесь
модные во все времена и классические и современные молодёжные модели. Наличие
широкого ассортимента в коллекции позволяет удовлетворить спрос самого
изысканного потребителя, тем самым обеспечивая предприятию лидирующие позиции в
индустрии моды и льна РБ. Не остались без внимания "наши маленькие
модницы". С этой целью творческим коллективом предприятия был разработан
детский брэнд "Мартинка". Коллекция брюк, сарафанов, туник, джемперов
и бельевых комплектов вызывает неподдельный интерес у детей всех возрастов.
Белорусский рынок трикотажных и чулочно-носочных
изделий характеризуется высокой степенью насыщенности товаров не только
белорусского производства, крупными из которых являются ОАО "8
Марта", ОАО "Свiтанак", ОАО "Купалинка", группа
компаний "Марк Формэль", ОАО "БЧК", СООО "Conte"
и т.д., но и товарами зарубежных производителей (Турция, Китай, Польша, страны
Средней Азии). Таким образом, для успешной реализации выпускаемой продукции и
увеличения степени присутствия предприятия на рынке, необходимо осуществлять
комплекс последовательных и взаимосвязанных друг с другом мероприятий,
направленных на рост объема продаж и в целом формирования положительного имиджа
предприятия.
На современном этапе успеха добивается тот
производитель, который предлагает либо новое изделие, либо более совершенную
модель ранее выпускаемого товара, учитывающую специфику потребительского
спроса. Фактор новизны и совершенства изделий лёгкой промышленности в
современных условиях мирового рынка главенствует над фактором уровня цен.
С этой целью в 2014 году предполагается
дальнейшее развитие и расширение модельного ряда льносодержащей коллекции для
женщин. Данные изделия не имеют аналогов как на территории РБ, так и за ее
пределами. Приоритетами льняного ассортимента являются тенденции моды, а также
современный крой выпускаемых изделий, наличие штучных печатей, привлекательный
цвет натурального льна. В 2013 году предприятие также продолжило выпуск
"термобелья": был расширен модельный ряд и предложены модели не
только для мужчин и женщин, но и детей. Ввиду актуальности данного
ассортимента, спрос превысил предложение, поэтому в 2014 году необходимо
продолжить выпуск данных изделий, которые могут применяться не только для
занятий спортом, активным отдыхом, но и для ежедневного использования.
Для создания яркого и запоминающегося образа
необходимо использование не только актуальных тканей, но и применение штучных
печатей, отделочных элементов, аксессуаров. С этой целью ОАО "8
Марта" на разработанных моделях применяет растровую и векторную графику, а
также использует для декорирования стразы различной цветовой гаммы. В 2014 году
планируется приобретение машины для вышивания пайетками, шнуром, а также машины
для вязания отделочных элементов (воротники, манжеты, планки, пр.). Новые виды
декора и отделки будут способствовать расширению модельного ряда выпускаемых
изделий, улучшению внешнего вида моделей, расширению клиентской базы, а также
повышению уровня объема продаж.
Одной из важных социальных тенденций в настоящее
время является забота потребителей о своем здоровье, что предопределило
увеличение количества людей, желающих заниматься физической культурой и
спортом. Как следствие, постоянно растет число потребления товаров, необходимых
для отдыха и проведения свободного времени, развлечений. ОАО "8
Марта" продолжает развивать ассортимент для спорта и отдыха, разрабатывая
новые модели для всех групп населения с применением актуального дизайна и новых
видов полотен. Так, художниками была разработана коллекция для мужчин, женщин и
детей с применением хлопкополиэфирного полотна с эластаном. В данную коллекцию
вошли брюки спортивные, куртки, туники, джемпера, комплекты. Разработанный ассортимент
пользуется повышенным и устойчивым спросом, покупатели отмечают качество и
широкий модельный ряд. Следует также отметить купальный ассортимент,
выпускаемый предприятием. В 2013 году ОАО "8 Марта" разработало
модельный ряд купальников для женщин с применением современного дизайна и
фурнитуры, тем самым, удовлетворив спрос женщин любого возраста и размера.
Таким образом, в 2014 году предприятию необходимо продолжить разработку либо
осуществить редизайн существующих моделей для спорта и отдыха, а также
продолжить выпуск купального ассортимента, поскольку данная ниша, в основном,
представлена производителями Китая и Турции, имеющие достаточно высокую цену и
не всегда удовлетворяющее потребителей качество.
Что же касается чулочно-носочного ассортимента,
в 2013 году предприятие активно внедряло и модернизировало модели выпускаемого
ассортимента. Был расширен модельный ряд изделий из бамбука и льна. Спрос на
данный ассортимент высокий и устойчивый, поэтому в 2014 году необходимо
продолжить выпуск указанных изделий. В 2014 году планируется выпуск изделий
спортивного назначения: будут разработаны несколько моделей для женщин и
мужчин, а также запущена спортивная коллекция для мальчиков. Также планируется
выпуск детской коллекции с применением 3D-рисунков - провязывание объемных
элементов. Данный ассортимент будет выполнен в ярких колористиках и будет
пользоваться устойчивым и повышенным спросом ввиду оригинальности дизайна.
Таким образом, запланированные мероприятия на
2014 год будут способствовать расширению клиентской базы, увеличению объемов
производства, получению более высокой прибыли, повышению имиджа предприятия, и,
как следствие, закреплению уже достигнутых результатов не только на внутреннем
рынке, но и далеко за его пределами.
Основными конкурентами ОАО "8 Марта"
на внутреннем рынке являются:
по трикотажным изделиям - ОАО
"Свiтанак" (г. Жодино), ОАО "Купалинка" (г. Солигорск).
по чулочно-носочным изделиям - ОАО
"Брестский чулочный комбинат".
Позиции ОАО "8 Марта" в конкурентной
среде РБ по показателю выпуска продукции за 9 месяцев 2012-2013 гг.
представлены в следующей таблице:
Таблица 3.1.1. Объём выпуска трикотажных изделий
предприятий-конкурентов за 9 месяцев 2012-2013 гг, тыс.шт
№
п\п
|
Наименование
предприятия
|
9
месяцев 2012г
|
9
месяцев 2013г
|
Темп
роста, %
|
Удельный
вес в общем объеме отрасли, %
|
|
|
|
|
|
2012
|
2013
|
1
|
ОАО
"Свiтанак"
|
14127
|
12867
|
91,1
|
51,4
|
51,5
|
2
|
ОАО
"Купалинка"
|
4381
|
3867
|
88,3
|
15,9
|
15,5
|
3
|
ОАО
"8 Марта"
|
4404
|
4131
|
93,8
|
16,0
|
16,5
|
4
|
ОАО
"КИМ"
|
1512
|
1362
|
90,1
|
5,5
|
5
|
Прочие
|
3078
|
2759
|
89,6
|
11,2
|
11,0
|
Итого
по трикотажной отрасли
|
27502
|
24986
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Рис.3.1.1.Удельный вес предприятий-конкурентов
по выпуску трикотажных изделий в общем объеме трикотажной отрасли за 9 месяцев
2012-2013 гг., %
Таким образом, во всей отрасли наблюдается
динамика снижения выпуска трикотажных изделий. Основной причиной данного
снижения является высокая степень конкуренции, а также наличие дешевого импорта
со стороны стран Средней Азии. ОАО "Свiтанак" продолжает занимать
лидирующее положение по объемам выпуска трикотажных изделий: удельный вес
предприятия в общем объеме отрасли за 9 месяцев 2013 года составил 51,5 %. Доля
присутствия ОАО "8 Марта" за 9 месяцев 2013 года выросла на 0,5% по
сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составила 16,5%.
Ведущим производителем на рынке чулочно-носочных
изделий в РБ является ОАО "Брестский чулочно-носочный комбинат", доля
присутствия которого за 9 месяцев 2013 года снизилась на 1,6% по сравнению с
соответствующим периодом 2012 года и составила 59,3%. Позиции ОАО "8
Марта" в 2013 году по сравнению с предыдущим периодом укрепились; доля
присутствия предприятия в чулочно-носочном сегменте в 2013 году выросла на
3,1%. Данные по выпуску чулочно-носочных изделий среди предприятий-конкурентов
представлены в таблице 3.1.2 и на рисунке 3.1.2.
Таблица 3.1.2. Объём выпуска чулочно-носочных
изделий предприятий-конкурентов за 9 месяцев 2012-2013 гг., тыс. пар
№
п\п
|
Наименование
предприятия
|
9
месяцев 2012г
|
9
месяцев 2013г
|
Темп
роста,%
|
Удельный
вес в общем объеме отрасли, %
|
|
|
|
|
|
2012
|
2013
|
1
|
ОАО
"БЧК"
|
17553
|
11216
|
63,9
|
60,9
|
59,3
|
2
|
ОАО
"КИМ"
|
7227
|
4476
|
61,9
|
25,1
|
23,6
|
3
|
ОАО
"8 Марта"
|
4024
|
3239
|
80,5
|
14,0
|
17,1
|
Итого
по чулочно-носочной отрасли
|
28804
|
18931
|
65,7
|
100,0
|
100,0
|
Рис.3.1.2. Удельный вес предприятий-конкурентов
по выпуску чулочно-носочных изделий в общем объеме трикотажной отрасли за 9
месяцев 2012-2013 гг., %
Одним из наиболее существенных факторов,
определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика.
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность
продукции, спрос на нее. ОАО "8 Марта" посредством политики
ценообразования реализует конечные коммерческие цели, определяет эффективность
деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры. Специалистами
отдела маркетинга ежеквартально производится изучение цен конкурентов на базе
крупных торговых организаций г. Минска; постоянно отслеживается уровень цен на
новые товары, в том числе отношение к ним потребителей в фирменной торговой
сети.
Далее приведен сравнительный анализ цен на
продукцию ОАО "8 Марта" и предприятий-конкурентов, осуществленный в
январе 2014 г. на базе торговых организаций г. Минска в таблице 3.1.3.:
Таблица 3.1.3. Сравнительный анализ цен на
продукцию ОАО "8 Марта" и предприятий-конкурентов.
Трикотажные
изделия
|
Наименование
ассортимента
|
Состав
|
ОАО
"Свiтанак"
|
ОАО
"Купалинка"
|
Прочие
производители
|
ОАО
"8 Марта
|
Мужской
ассортимент
|
Трусы
муж по типу мод 2688
|
х/б
|
24450
|
37900
|
41400-MF
|
25150
|
Трусы
муж по типу мод 2692н
|
х/б
|
20400
|
|
|
23350
|
Трусы
муж по типу мод 2694н 2694отб
|
х/б
|
-
18700
|
-
36450
|
|
21900
21550
|
Майка
муж по типу мод 3333
|
х/б
|
31600
|
44450
|
|
38200
|
Майка
муж по типу мод 2686
|
ХПЭ
|
32000
|
|
|
34750
|
Фуфайка
муж по типу мод 2696
|
х/б
|
47350-54000
|
|
|
52900
|
Фуфайка
муж по типу мод 2696
|
ХПЭ
|
53350
|
67200
|
|
54350
|
Джемпер
"Поло" по м.3894
|
х/б+эл
|
139400
|
|
|
156000
|
Женский
ассортимент
|
Трусы
жен по типу мод 2690н
|
х/б
|
17200
|
25450
|
22200-КИМ
|
18250
|
Трусы
жен по типу мод 3613
|
х/б+эл
|
32900
|
|
60150-Bravo
42000-ИП
|
40900
|
Панталоны
жен по типу мод 2494 (кружево)
|
х/б
|
32900
|
|
|
38200
|
Майка
жен по типу мод 2022
|
х/б
|
33050
|
43700
|
33300-КИМ
83150-ИП
|
36300
|
Майка
жен по типу мод 7645
|
х/б
|
53750
|
53800-58600
|
|
71600
|
Сорочка
жен по типу мод 2691
|
х/б
|
42600
|
60050
|
39900-41400-КИМ
|
56050
|
Сорочка
жен по типу мод 6277
|
х/б
|
88600
|
108550
|
106750-КИМ
|
94100
|
Пижама
жен по типу мод 6469
|
х/б+эл
|
113400
|
149500
|
|
120950
|
Пижама
жен по типу мод 6512
|
х/б+эл
|
122300
|
144200
|
|
134400
|
Комплект
жен 3-хпредм по типу мод 6527
|
х/б+эл
|
|
249500
|
|
260520
|
Детский
ассортимент
|
Трусы
мал по типу мод 8994н 68 р-р
|
х/б
|
13400
|
21550
|
16500-КИМ
|
13900
|
Комплект
белья для мал мод 5200 64 р-р
|
х/б
|
|
45350н
|
58100-КИМ
|
46200
|
Майка
для дев по типу мод 5799
|
х/б
|
25050
|
|
34050-ИП
|
32650
|
Сорочка
дев по типу мод 5766 56 р-р
|
х/б+эл
|
58050
|
|
|
62700
|
Пижама
де по типу мод 5763
|
х/б+эл
|
79200
|
85800
|
89750
-MF
|
83150
|
Фуфайка
дет по типу мод 9812 76 р-р
|
х/б
|
22700
|
|
29100-КИМ
|
27100
|
Фуф
для дев типу 5614 60 р-р
|
х/б
|
35700
|
|
|
38100
|
Джемпер
дет по типу мод 9900 64 р-р
|
х/б+эл
|
50200
(тоньше)
|
|
|
50200
|
Чулочно-носочные
изделия
|
Наименование
ассортимента
|
Состав
|
ОАО
"БЧК"
|
СООО
"Conte"
|
ОАО
"8 Марта"
|
Мужской
ассортимент
|
Носки
муж по типу мод 307, плюш
|
х/б+эл
|
14000
|
|
14050
|
Носки
муж по типу мод 303,110,121
|
х/б+эл
|
12100
|
16700
|
12150
|
Носки
муж по типу мод 313
|
х/б+эл
|
11400
|
17250
|
12500
|
Носки
муж по типу мод 991
|
х/б+эл
|
12100
|
|
12250
|
Женский
ассортимент
|
Носки
жен по типу мод 311
|
х/б+эл
|
10350
|
15450
|
10900
|
Носки
жен по типу мод 325
|
х/б+эл
|
9250
|
|
9500
|
Детский
ассортимент
|
Носки
дет по типу мод.312,347 9-10, 11-12 р-р 13-14, 15-16 р-р 17-18, 19-20 р-р
21-22, 23-24 р-р
|
х/б+эл
|
6000
- 8150 9200
|
9850
9850 11000 13150
|
6150
7150 8200 9450
|
Колготки
детские м.420 12/80 13/86 14/92, 14/98 16/104, 16/110 18/116, 18/122 20/128,
20/134
|
х/б
|
"КИМ",
Витебск 11100 - - 14450 17750 18400
|
11800
12300 13550 15450 17600 19800
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведенный сравнительный анализ цен на
трикотажные и чулочно-носочные изделия показывает, что товар, производимый ОАО
"8 Марта" конкурентоспособен. Инструменты, применяемые в ценовой
политике, способствуют привлечению новых покупателей, а также укреплению
сотрудничества с уже существующими.
.2 Ярморочная и выставочная работа
предприятия
Ярмарка - это организованная на какое-то время
торговля каким-то товаром на отведенном для этого месте, например, какой-то
площади.
Выставка - это специфическая форма маркетинговой
коммуникации (рекламы и PR, стимулирования продаж), при которой на относительно
небольшой по размерам оборудованной территории демонстрируются для продажи
образцы новых товаров или предлагаются услуги с целью их последующей
реализации. Это одна из главных форм прямого маркетинга, позволяющая
демонстрировать и продавать товары и услуги.
Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия,
на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые
товары и услуги.
Выставки и ярмарки классифицируют по нескольким
признакам:
В зависимости от состава экспонатов:
Ø Универсальные;
Ø Многоотраслевые;
Ø Отраслевые;
Ø Специализированные.
По характеру торговых операций:
Ø Ярмарки и выставки потребительских
товаров;
Ø Ярмарки и выставки продукции
производственного назначения;
Ø Ярмарки и выставки услуг.
По сфере действия:
Ø Региональные;
Ø Национальные;
Ø Международные.
В зависимости от целей проведения:
Ø Торговые;
Ø Ознакомительные;
Ø Коммуникационные.
Задачи при принятии решения об участии в
выставке или ярмарке:
Ø Определение целесообразности участия
фирмы в конкретной ярмарке или выставке;
Ø Обеспечение качественной подготовки
к участию в выбранной выставке или ярмарке;
Ø Организация работы персонала ярмарки
или выставки;
Ø Подведение итогов участия в работе
конкретного мероприятия и разработка соответствующих маркетинговых решений.
Этапы подготовки и участия в работе ярмарок и
выставок:
Ø Принятие решения об участии в
ярмарке или выставке;
Ø Формулирование целей участия в
ярмарке или выставке;
Ø Выбор ярмарки или выставки для
участия;
Ø Подготовка к участию в работе
ярмарки (выставки);
Ø Участие в работе ярмарки (выставки);
Ø Подведение итогов участия;
Ø Разработка маркетинговых решений;
Ø Принятие и реализация маркетинговых
решений.
Предприятие ОАО "8 Марта" принимает
участие в различных выставках и ярмарках. За 2012-2013 гг. предприятие приняло
участие в двенадцати выставках:
год
Ø участие в XXXVIII Федеральной
оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности
"ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ" с 28 февраля по 2 марта. РФ. г. Москва
Ø участие в XXХ юбилейной
международной выставке-ярмарке по оптовой продаже товаров легкой и текстильной
промышленности "БелТЕКСлегпром. Весна-2012"
Ø участие в международном форуме
товаров
и услуг для детей "Baby Expo 2012" -
главное
выставочное мероприятие детского рынка Украины
г. Киев.
Ø участие в XIII Международной
выставке - ярмарке " Весна в Гомеле - 2012" с 16 по 19 мая 2012 года
в г. Гомеле
Ø участие в XXXIX Федеральной оптовой
ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности
"ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ" с 25 по 28 сентября. РФ. г. Москва
2013 год
Ø участие в XL Федеральной оптовой
ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности
"ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ"
Ø участие в XXXII международной
выставке - ярмарке "БелТЕКСлегпром. Весна - 2013г." по оптовой
продаже товаров легкой и текстильной промышленности, со 2 по 4 апреля 2013г. в
г. Минске в выставочном павильоне НВЦ "БЕЛЭКСПО".
Ø участие в XXXII международной
выставке - ярмарке "БелТЕКСлегпром. Осень - 2013г." по оптовой
продаже товаров легкой и текстильной промышленности, с 1 по 4 октября 2013г. в
г. Минске в выставочном павильоне НВЦ "БЕЛЭКСПО".
Ø участие в 41 Федеральной оптовой
ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности
"ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ", с 24 по 27 сентября.
Ø участие в выставке - ярмарке
"Индустрия Моды", которая состоится в г. Санкт - Петербург, с 10 по
13 октября 2013г.
Ø участие в выставке - ярмарке
"Новогодний подарок ", которая состоится в г. Санкт - Петербург, с 12
по 15 декабря 2013г.
Ø участие в выставке - ярмарке
"Модный базар", которая состоится в г. Волгоград, с 5 по 8 декабря
2013г.
Таблица 3.2.1. Ориентировочная смета затрат на
реализацию рекламных мероприятий на 2014 год ОАО "8 Марта"
Средство
размещения рекламы
|
|