Денежная система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    486,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежная система Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Предмет исследования - Денежная система Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.

Методы исследования: при выполнении работы использовались общенаучные методы, методы анализа и синтеза, метод сравнения, умозаключения, системный и диалектический подходы.

В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: определены сущность и элементы денежной системы государства, определены эволюция и тенденции развития элементов денежной системы Республики Беларусь, оценены перспективы развития денежной системы в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Денежная система - один из наиболее важных элементов экономической системы государства. Данная тема особенно актуальна сейчас, поскольку Белорусская денежная система претерпела за время своего развития множество изменений, но до сих пор не пришла к стабильности.

Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов[13, с.68].

Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функций в народном хозяйстве, их применения в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы.

При изменениях покупательной способности денежной единицы, происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности выполнения деньгами функций меры стоимости, средства обращения и платежа, а также накопления. Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение покупательной способности денежной единицы отражается на ухудшении материального положения части населения, получающей стабильный доход (зарплату, пенсии), на снижении заинтересованности в накоплении денег и т.п. Поэтому для устранения подобных негативных последствий возникает необходимость в различных экономических условиях, действенных мерах для достижения устойчивой покупательной способности денежной единицы.

Вместе с тем не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать как нечто неизменное, постоянное. Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематическим большим или меньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособного спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства (акцизы, налоги и др.), в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономических взаимоотношений (активный или пассивный торговый и платежный баланс), и др.

Кроме того, на изменения покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения[13, с.70].

Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег.

Объект исследования - Экономика Республики Беларусь.         Предмет исследования - Денежная система Республики Беларусь. Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь. Для достижения указанной темы были поставлены следующие задачи:

определить сущность и элементы денежной системы государства;

оценить тенденции изменения денежной системы в Республике Беларусь;

выявить перспективы развития денежной системы в Республике Беларусь.

При выполнении работы использовались общенаучные методы, методы анализа и синтеза, метод сравнения, умозаключения, системный и диалектический подходы.

В ходе написания работы использовались учебные издания и научные статьи следующих отечественных и зарубежных авторов: Базылев, Н.И., Желиба, Б., Кравцова, Г.И., Лаврушин, И.О. и др.

1. Денежная система и её элементы

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак <#"817119.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Динамика объемов покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке

Спрос со стороны населения на иностранную валюту вырос на 33,2 процента, составив 1,2 млрд. долларов США, а ее предложение сложилось в объеме 0,75 млрд. долларов США (в ноябре 2013 г. - 0,68 млрд. долларов США). В конечном итоге в декабре 2013 г. население увеличило чистую покупку иностранной валюты до 475,3 млн. долларов США (в ноябре - 237,1 млн. долларов США) и это было связано как с ростом в конце года их личных доходов (получение годовых премий, дополнительных бонусов и прочих материальных вознаграждений), так и с усилением девальвационных ожиданий.

Со стороны субъектов хозяйствования - резидентов в декабре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем предложение иностранной валюты увеличилось на 21,7 процента и составило 2,1 млрд. долларов США. Спрос на иностранную валюту вырос на 26,5 процента и достиг 2,2 млрд. долларов США. В результате по итогам месяца в этом сегменте валютного рынка сформировалась чистая покупка иностранной валюты в размере 34,4 млн. долларов США (в ноябре 2013 г. - ее чистая продажа сложилась в объеме 38,6 млн. долларов США)[16].

Международные резервные активы. По предварительным данным, объем международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 г. составили 6 650,9 млн. долларов США, увеличившись за декабрь на 192,1 млн. долларов США (с начала 2013 г. резервы снизились на 1 444,2 млн. долларов США)[17].

В декабре 2013 г. увеличению золотовалютных резервов способствовало размещение валютных облигаций Министерством финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны, а также поступление первой части кредита Российской Федерации.

При этом в 2013 году Правительством и Национальным банком были исполнены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте.

Обменный курс. В 2013 году курс белорусского рубля снизился по отношению к евро на 15,3 процента (до 13 080 рублей за 1 евро), к доллару США - на 11 процентов (до 9 510 рублей за 1 доллар США), к российскому рублю - на 3 процента (до 290,5 рублей за 1 российский рубль). По отношению к корзине валют обменный курс белорусского рубля уменьшился на 9,7 процента. В течение года стоимость корзины иностранных валют находилась в диапазоне 2 976,81 - 3 306,07 рубля[17].

В течение всего года обменный курс белорусского рубля формировался под влиянием соотношения объемов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, а также исходя из ситуации во внешней торговле.

При этом в целях минимизации валютных интервенций и поддержания объема золотовалютных резервов в IV квартале 2013 г. Национальный банк допускал большее номинальное ослабление белорусского рубля по отношению к корзине валют (за IV квартал 2013 г. стоимость корзины иностранных валют выросла на 5 процентов)[17].

Рублевая денежная масса на 1 января 2014 г. сформировалась в объеме 79,3 трлн. рублей, увеличившись за 2013 год на 10,7 трлн. рублей, или на 15,5 процента. В декабре 2013 г. рублевая денежная масса возросла на 1,2 трлн. рублей, или на 1,6 процента.

Активная рублевая денежная масса (наличные деньги в обороте и переводные депозиты) с начала 2013 года возросла на 2,7 трлн. рублей, или на 7,7 процента, в том числе за декабрь 2013 г. - на 2,4 трлн. рублей, или на 6,8 процента. Более быстрыми темпами в 2013 году росли такие составляющие рублевой денежной массы как срочные депозиты юридических и физических лиц при снижении объемов ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте.

Рисунок 2.2 - Изменение показателей денежной массы за 2013 г.

Ставки на депозитном и кредитном рынках. Средняя ставка по новым срочным рублевым вкладам (депозитам) в декабре 2013 г. сложилась на уровне 36,7 процента годовых, увеличившись с начала года на 3,2 процентных пункта.

По вновь привлекаемым вкладам (депозитам) в национальной валюте физических и юридических лиц в декабре 2013 г. наблюдалось снижение процентных ставок. Так, средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц в декабре 2013 г. снизилась на 2,2 процентного пункта по сравнению с ноябрем 2013 г. и составила 45,3 процента годовых, юридических лиц - на 6,5 процентного пункта до 33,8 процента годовых[17].

Активы (пассивы) банков. Активы банков на 1 января 2014 г. составили 395,2 трлн. рублей, увеличившись за декабрь 2013 г. на 2,4 процента, или на 9,4 трлн. рублей (за 2013 год - на 23 процента, или на 73,9 трлн. рублей). Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении за январь-ноябрь 2013 г. увеличилось на 3,1 процентного пункта (за ноябрь 2013 г. - на 0,4 процентного пункта) и на 1 декабря 2013 г. составило 57,5 процента (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Динамика активов банков за 2013 г.

Увеличение банковских активов происходило в основном за счет роста требований банков к экономике, составившего за 2013 г. 28,5 процента, или 62,9 трлн. рублей (за декабрь 2013 г. - 2 процента или 5,7 трлн. рублей).

Требования банков к экономике в иностранной валюте росли более высокими темпами (за 2013 г. - на 30,2 процента, или на 3,5 млрд. долларов США, за декабрь 2013 г. -на 1,8 процента, или на 0,3 млрд. долларов США), чем в белорусских рублях (за 2013 г. -на 15,5 процента, или на 18,9 трлн. рублей, за декабрь 2013 г. - на 0,3 процента, или на 0,5 трлн. рублей)[17].

По данным Национального банка Республики Беларусь Широкая денежная масса в Беларуси на 1 июня 2014 года составила Br209,9 трлн, увеличившись в мае на 1,8%, а с начала года - на 8,6%. Широкая денежная масса включает в себя наличные деньги в обращении, средства населения и предприятий на счетах в банках.

Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) за май 2014 года снизился на 1,8% до Br12,9 трлн. На 1 мая этот показатель составлял Br13,1 трлн. За январь-май объем наличных денег в обращении вырос на 4,8%.

Активная рублевая денежная масса - денежный агрегат M1, который включает наличные деньги в обороте и переводные депозиты в национальной валюте (средства на текущих рублевых счетах, вклады до востребования в рублях, иные счета в рублях), - в мае снизилась на 1,7% до Br36,8 трлн на 1 июня (на 1 мая этот показатель был на уровне Br37,5 трлн). Если сравнивать с началом года, то активная рублевая денежная масса снизилась на 0,76 процентного пункта.

Денежный агрегат М2 (денежная масса в национальном определении), который включает агрегат М1 и другие (срочные, условные) депозиты в национальной валюте, на 1 июня составил Br82,4 трлн. Рост за май составил 0,5%, за пять месяцев текущего года - на 6,4%[17].

Объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте, за май уменьшился на 20% и на 1 июня сложился в размере Br1,77 трлн (за январь-май сокращение составило 3,9%).

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает другие (срочные, условные) рублевые депозиты, средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах, на 1 июня составила Br84,2 трлн и за май практически не изменилась. Прирост за январь-май составил 6,2%.

Объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, за май вырос на 11,8% до Br8,2 трлн на 1 июня (за январь-май рост составил 32,9%).

Депозиты в драгоценных металлах за май уменьшились на 1,1% и на 1 июня сложились в размере Br435,1 млрд (за январь-май снижение составило 30,1%)[2, с.17].

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям

Ставка рефинансирования установлена 13.08.2014 в размере 20%. На рисунке 2.4 представлена динамика ставки рефинансирования за 3 года.

Рисунок 2.4 - Динамика ставки рефинансирования 2011-2014 годы

Как видно из рисунка 3.4, наибольшей величины ставка рефинансирования достигла 12.12.2011 года, и составила 45%, потом мы наблюдаем постепенное снижение ставки и к ноябрю 2014 года, она составляет 20%. Это говорит о стабилизации курса национальной валюты и банковской системы страны[2, с.18].

Золотовалютные резервы - внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

На рисунке 2.5 представлена динамика золотовалютных резервов Республики Беларусь за последние 2 года. Как видно на графике с 2012 года золотовалютные резервы Республики Беларусь снижаются, так если в 2012 году их сумма составляла более 8 млрд. долларов США в эквиваленте, то по итогам сентября 2014 года золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ уменьшились на 284,9 млн. долларов США и, по предварительным данным, на 1 октября 2014 г. составили 6 004,6 млн. долларов США в эквиваленте.

В национальном определении объем золотовалютных резервов уменьшился на 69,4 млн. долларов США и на 1 октября 2014 г. составил 7 197,7 млн. долларов США в эквиваленте.

Рисунок 2.5 - Динамика золотовалютных резервов за 2012-2014 годы

На снижение объема золотовалютных резервов в сентябре 2014 г. оказало влияние погашение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, а также уменьшение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов.

Поддержанию золотовалютных резервов способствовало поступление кредита Правительства Российской Федерации, а также размещение валютных облигаций Министерства финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны[2, с.19].

Объем широкой денежной массы (ШДМ) в Беларуси на 1 декабря 2014 года составил Br230,403 трлн, увеличившись на 19,2% с начала года, сообщается в статотчете Национального банка.

Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составил на 1 декабря 2014 года Br13,886 трлн, увеличившись на 12,9% за январь-ноябрь 2014 года, в том числе на 2,1% за ноябрь.

Активная рублевая денежная масса - денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках - составила Br41,122 трлн, увеличившись на 10,8% в январе-ноябре (в ноябре показатель вырос на 1,8%).

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах, в январе-октябре выросла на 19,2% и на 1 декабря составила Br94,597 трлн. (за ноябрь практически не изменилась).

По данным Национального банка рублевые депозиты физических и юридических лиц сократились за ноябрь на BYR 393,5 млрд (в октябре наблюдалось снижение на 2 459,4 млрд), в том числе переводные депозиты выросли на BYR 462,9 млрд (в октябре - минус 1 403,1 млрд), срочные - уменьшились на BYR 856,4 млрд (в октябре - минус 1 056,3 млрд)[2].

Депозиты в белорусских рублях физических лиц увеличились за ноябрь на BYR 327,4 млрд (в октябре - плюс BYR 392,2 млрд), юридических лиц - сократились на BYR 720,8 млрд (в октябре - минус BYR 2 851,6 млрд)[2].

Таблица 2.1 - Изменение показателей широкой денежной массы за ноябрь 2014 года, млрд BYR

Показатели

На 01.12.2014

Изменение показателя за ноябрь

Наличные деньги в обороте - М0

13 604,1

13 885,6

281,4

Переводные депозиты

26 773,1

27 236,0

462,9

Физических лиц

12 982,9

13 850,9

868,0

Юридических лиц

13 790,2

13 385,1

-405,1

Денежный агрегат - М1

40 377,2

41 121,6

744,4

Другие депозиты

52 827,9

51 971,6

-856,4

Физических лиц

32 412,7

31 872,0

-540,6

Юридических лиц

20 415,3

20 099,5

-315,8

Денежная масса в национальном определении - М2

93 205,2

93 093,1

-112,0

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

1 351,2

1 504,1

152,8

Рублевая денежная масса - М2*

94 556,4

94 597,2

40,8

Объем денежных средств на переводных рублевых депозитах физических лиц возрос за ноябрь на BYR 868,0 млрд (за октябрь - плюс BYR 156,2 млрд), или на 6,7%, юридических лиц - упал на BYR 405,1 млрд (в сентябре - минус BYR 1 559,3 млрд), или на 2,9%[4, с.24].

Срочные рублевые депозиты физических лиц уменьшились на BYR 540,6 млрд (в октябре - плюс BYR 236,0 млрд), или на 1,7%, юридических лиц - уменьшились на BYR 315,8 млрд (в октябре - минус BYR 1 292,3 млрд), или на 1,5%. Отток средств со срочных рублевых депозитов населения произошел впервые с мая 2014 года, а размер оттока оказался наибольшим в текущем году. Сокращение срочных рублевых депозитов организаций наблюдается второй месяц подряд. Напротив, депозиты в иностранной валюте по итогам ноября продолжили рост (плюс USD 110,7 млн, или 1,0%) после октябрьского увеличения (плюс USD 22,5 млн). Размер переводных депозитов увеличился на USD 128,9 млн, или на 7,3% (в октябре - минус USD 100,9 млн), срочных депозитов - уменьшился на USD 18,1 млн, или на 0,2% (в октябре - плюс USD 123,3 млн)[17].

Таблица 2.2 - Изменение показателей широкой денежной массы за ноябрь 2014 года, млн USD

Показатели

На 01.11.2014

На 01.12.2014

Изменение показателя за ноябрь

Депозиты в иностранной валюте

11 566,4

11 677,1

110,7

Переводные депозиты

1 775,1

1 903,9

128,9

Физических лиц

485,5

492,2

6,7

Юридических лиц

1 289,5

1 411,7

122,2

Другие депозиты

9 773,2

-18,1

Физических лиц

7 350,2

7 443,6

93,3

Юридических лиц

2 441,1

2 329,6

-111,5

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте

869,0

844,9

-24,1

Депозиты в драгоценных металлах

41,1

40,9

-0,2

Объем денежных средств на карточных счетах физических лиц вырос на USD 6,7 млн, или на 1,4% (в октябре - плюс USD 2,8 млн), расчетных счетах юридических лиц - на USD 122,2 млн, или на 9,5% (в октябре - минус USD 103,6 млн). Срочные валютные депозиты физических лиц за ноябрь увеличились на USD 93,3 млн, или на 1,3% (за октябрь - плюс USD 85,9 млн), юридических лиц - уменьшились на USD 111,5 млн, или на 4,6% (за октябрь - плюс USD 37,4 млн). В целом, валютные депозиты физических лиц за ноябрь выросли на USD 100,0 млн (в октябре - плюс USD 88,6 млн), юридических лиц - на USD 10,7 млн (в октябре - минус USD 66,2 млн).

По состоянию на 1 декабря как рынок рублевых, так и рынок валютных депозитов определяли физические лица. Причем очевидно, что в последние месяцы наметился переток средств населения из рублевых инструментов сбережения в номинированные в валюте. В таком случае давление на ЗВР со стороны населения посредством покупки валюты внутри страны при неизменных условиях будет только нарастать[17].

Широкая денежная масса (агрегат М3) за ноябрь возросла на BYR 2 098,3 млрд, или на 0,9%. Увеличение агрегата М3 в ноябре произошло вследствие роста его валютной компоненты. Денежная масса в национальном определении (агрегат М2) снизилась на BYR 112,0 млрд, или на 0,1%. Причиной сокращения данного денежного агрегата явился отток срочных депозитов как физических, так и юридических лиц[17].

В Беларуси остаются актуальными задачи по связыванию наличных денег населения, обеспечению потребительского спроса в денежной массе. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение, итогом чего является увеличивается свободный резерв банков Республики Беларусь.

3. Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь

Одной из главных макроэкономических проблем денежной системы является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе.

Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции - ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную денежную систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как национальный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня.

Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация - зарплата - цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

Если же Национальный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а Национальный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег.

Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение - к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

Основными приоритетами развития денежного рынка РБ и деятельности Национального банка должны стать защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам и содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.

Рациональную организацию денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.

В сфере денежного обращения необходимо предпринять следующие меры:

укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить, использование альтернативных форм расчетов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);

уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;

ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

Необходимо осуществить комплекс мер по восстановлению платежеспособности банков и на этой основе восстановить нормальные потоки наличных денег. Для этого необходимо активизировать работу банков, направленную на обеспечение соблюдения установленных правил работы с денежной наличностью всеми хозяйствующими субъектами и на этой основе добиться снижения спроса на наличные деньги.

Для уменьшения доли налично-денежного обращения необходимо начать более интенсивную работу по введению безналичных расчетов среди физических лиц за товары и услуги и постепенно внедрять в обращение электронные деньги с использованием пластиковых карт[15].

Развитие и укрепление банковской системы следует осуществляться по следующим направлениям, основными из которых являются расширение ресурсной базы и повышение капитализации банков, оптимизация их активов и пассивов, а также совершенствование:

надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;

институциональной и функциональной структуры банков;

корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Процесс оптимизации активов и пассивов банков должен осуществляться по следующим направлениям:

диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;

увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;

снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

повышение доли доходных активов банков, прежде всего за счет снижения проблемных кредитов и расширения перечня современных банковских операций и услуг.

Введение в Беларуси лимита расчетов наличными в 1 тыс. базовых величин (одна БВ сейчас равна Br150 тыс.) и другие нормы, предусмотренные указом Президента Беларуси №493 "О развитии безналичных расчетов", повысит эффективность экономики, позволит увеличить долю безналичных расчетов при осуществлении розничных платежей, обеспечить прозрачность операций субъектов хозяйствования и населения[15].

Лимит расчетов не распространяется на платежи физических лиц за товары (работы, услуги), когда наличные деньги вносятся непосредственно в кассы банков для зачисления на банковские счета юридических лиц, ИП. Кроме того, документ устанавливает другие нормы, стимулирующие развитие безналичных расчетов. Так, согласно указу, до 1 января 2017 года не будут облагаться подоходным налогом доходы физических лиц, которые им выплачивают белорусские банки в виде процентов от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания. При этом доход не должен превышать 2% от суммы оплаты.

В указе также установлена норма, согласно которой не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц суммы, похищенные со счетов, к которым выданы банковские платежные карточки, и в последующем возмещенные им банками. Таким образом, физические лица, ставшие жертвами мошенников, при возврате банками похищенных денег освобождаются от уплаты подоходного налога, так как по сути возвращаемые денежные средства не являются доходом.

Развитие безналичных расчетов - важнейший элемент регулирования денежно-кредитной сферы, способствующий повышению эффективности монетарной политики. По мере сокращения доли наличных денег в структуре денежного предложения снижается общая потребность в эмиссии Национального банка для удовлетворения спроса экономики на деньги, расширяются возможности банков по управлению собственной ликвидностью, уменьшается необходимость в поддержке банков регулятором. В целом это ведет к усилению влияния монетарных мер на экономические процессы и обеспечению ценовой стабильности.

В то же время доля безналичных расчетов в общем объеме расчетов по розничным платежам недостаточно высока. Для ее увеличения разработан и реализуется план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Беларуси системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 - 2015 годы. Анализ итогов выполнения плана в 2013 году и деятельности банковской системы по развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам лег в основу указа. Кроме того, при его подготовке принят во внимание опыт зарубежных стран по ограничению расчетов наличными денежными средствами, в том числе России, Украины, ряда стран Европейского союза.

Главной целью денежно-кредитной политики является содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности. Основной задачей денежно-кредитной политики в 2015 году останется снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.).

Национальный банк в 2015 году продолжит работу, направленную на повышение устойчивости банковского сектора, формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг.

Банки улучшат управление кредитным риском. Качество активов банков сохранится на приемлемом уровне, обеспечивающем необходимую доходность банковского сектора и защиту интересов вкладчиков и акционеров.

В 2015 году будут приняты меры по повышению эффективности банковского надзора путем внедрения международных стандартов регулирования деятельности банков и надзора за ней[15].

В 2015 году действия Национального банка будут направлены на стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики путем вовлечения средств населения и юридических лиц на долгосрочной основе с использованием различных финансовых инструментов.

Прирост широкой денежной массы в 2015 году сложится на уровне 13 - 15 процентов. Кредитование банками экономики будет сбалансировано с ее развитием и направлено преимущественно на эффективные окупаемые проекты, в том числе финансируемые с использованием государственной поддержки. Требования банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике в 2015 году вырастут на 12 - 14 процентов.

Кредитование государственных проектов будет осуществляться в соответствии с принятым Правительством Республики Беларусь решением о финансировании государственных программ и мероприятий в 2015 году с учетом возможностей бюджета Республики Беларусь по компенсации процентных расходов.

В 2015 году формирование финансового рынка будет обеспечиваться путем совершенствования его инструментов, механизмов и инфраструктуры. Данная работа будет осуществляться при тесном взаимодействии государственных органов и участников финансового рынка. Дальнейшее развитие получит небанковский сегмент финансового рынка, в том числе лизинг, микрофинансирование, страховые услуги, внебиржевые финансовые инструменты[15].

В 2015 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы за счет совершенствования нормативной правовой базы в этой сфере, ценовой политики на расчетные услуги и развития электронного документооборота. Продолжится работа по минимизации рисков в платежной системе на основе улучшения управления ликвидностью, развития программно-технической инфраструктуры с учетом международных стандартов, осуществления риск-ориентированного надзора.

Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путем поддержания информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы и обобщения.

1.   Любое государство имеет свою национальную денежную систему. Основными элементами денежной системы являются:

·    наименование денежной единицы и ее частей;

·        виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;

·        эмиссионный механизм;

·        порядок обеспечения денежных знаков; структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;

·        порядок установления валютного курса;

·        государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

.     Процесс становления денежной системы Республики Беларусь проходил эволюционно. В советский период в республике обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем - Центрального банка России (рубль). Для защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения платежных средств из других республик в 1992 г. выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Они были выпущены в дополнение к основной денежной единице - рублю. Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замена их денежными знаками образца 1993 г. повлияло на структуру денежных знаков, обращающихся в Республике Беларусь. В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь определил, что единственным платежным средством становится белорусский рубль, это решение было закреплено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г., в последующие годы из обращения был изъят расчетный билет. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь проведено две деноминации в 1994 г. и 1999 г. В результате первой деноминации белорусского рубля все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, по второй деноминации с 1 января 2000 г. произведены соответствующие перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков.

.     Объем широкой денежной массы (ШДМ) в Беларуси на 1 декабря 2014 года составил Br230,403 трлн, увеличившись на 19,2% с начала года, сообщается в статотчете Национального банка.

.     Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составил на 1 декабря 2014 года Br13,886 трлн, увеличившись на 12,9% за январь-ноябрь 2014 года, в том числе на 2,1% за ноябрь.

Активная рублевая денежная масса - денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках - составила Br41,122 трлн, увеличившись на 10,8% в январе-ноябре (в ноябре показатель вырос на 1,8%). Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах, в январе-октябре выросла на 19,2% и на 1 декабря составила Br94,597 трлн. (за ноябрь практически не изменилась).

По данным Национального банка рублевые депозиты физических и юридических лиц сократились за ноябрь на BYR 393,5 млрд (в октябре наблюдалось снижение на 2 459,4 млрд), в том числе переводные депозиты выросли на BYR 462,9 млрд (в октябре - минус 1 403,1 млрд), срочные - уменьшились на BYR 856,4 млрд (в октябре - минус 1 056,3 млрд).

Депозиты в белорусских рублях физических лиц увеличились за ноябрь на BYR 327,4 млрд (в октябре - плюс BYR 392,2 млрд), юридических лиц - сократились на BYR 720,8 млрд (в октябре - минус BYR 2 851,6 млрд).

.        В Беларуси остаются актуальными задачи по связыванию наличных денег населения, обеспечению потребительского спроса в денежной массе. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение итогом чего является увеличивается свободный резерв банков Республики Беларусь.

.        Банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путем поддержания информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2015 году является ограничение совместно с мерами экономической политики Правительства темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, на уровне 20 процентов.

денежный система актив банк

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Базылев, Н.И., Базылева М.Н., Гурко С.П. и др. Макроэкономика: Учебное пособие /; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2011г. - 214 с.

2. Бриштелев, А.С. Денежный рынок в Республике Беларусь - Вестник Ассоциации белорусских банков, № 6, 2014 г. 13-22с.

. Гаврилов, В. Особенности формирования денежного рынка - Банковский вестник, № 3, 2014 г.

4. Желиба, Б. Денежно-кредитная политика национального банка в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2014. №12. - С. 24-28.

5. Жуков, Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 622 с.

. Зеленкевич, М.Л. Деньги. Кредит. Банки: учеб. метод. комплекс/Авт.-сост. А.И. Короткевич, Л.М. Короткевич.-Мн.: ФУСТ БГУ, 2013. 343 с.

. Зиновский, В.И., Гасюк Г.И., Михно В.Г. "Республика Беларусь в цифрах". Краткий статистический сборник. Минск, 2014.

. Криворотов Д. "Обменный курс в качестве номинального якоря денежно-кредитной политики" // Банковский вестник № 10, 2013.

. Короткевич, А.И., Очкольда И.И. Деньги. Кредит. Банки. Под общей редакцией А.И.Короткевич, - Мн.: «Тетрасистемс», 2013.-159 с.

. Казимагомедов, А.А. Деньги, кредит, банки: учебник / А.А. Казимагомедов, А.А. Гаджиев. - М.: Экзамен, 2009. - 559 с.

. Кравцова, Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцови Е.И. и др. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. Г.И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, - 2011. - 231 с.

. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки. 1 часть. Теория денег. Под общей редакцией проф. Г.И. Кравцовой. Мн.: - «МИСАНТА», 2012. - 172 с.

Похожие работы на - Денежная система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!