Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов















Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов

Содержание

Введение

. Теоретические основы и значение внебюджетных фондов

.1 Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ

.2 Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов

. Формирование доходов внебюджетных фондов

.1 Источники формирования доходов внебюджетных фондов в России. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов

.2 Совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Государственные внебюджетные фонды - это совокупные денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых социально-экономических потребностей в стране.

Как одна из форм перераспределения и использования национального дохода, внебюджетные фонды являются частью финансовой системы.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что государство на современном этапе мобилизует в указанные фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает экономические и финансово-бюджетные отношения, связанные с формированием доходов и использованием государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

Предметом же являются непосредственно государственные внебюджетные фонды и особенности формирования их доходов.

Целью исследования выступает анализ непосредственно сущности и значения внебюджетных фондов в системе государственных финансов Российской Федерации, а также специфика формирования их доходной части.

Инструментами по достижению поставленной цели выступают следующие задачи:

. Определение понятия, классификации и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в РФ;

. Анализ общего порядка функционирования и определение правового статуса государственных внебюджетных фондов;

. Рассмотрение специфики и источников формирования доходов внебюджетных фондов в России;

. Предложение мер, направленных на совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации

Методологическая основа курсовой работы. Методологическая основа исследования базируется на принципах диалектической логики, раскрывающей противоречивый характер предметов и явлений объективной действительности и рассматривающей развитие через разрешение противоречий. Кроме того, в работе использовались такие общенаучные методы как формализация, моделирование, индукция, дедукция, анализ и синтез.

Степень разработанности проблемы. Исследованию различных вопросов проблемы социальных внебюджетных фондов и финансовых ресурсов посвящены труды известных ученых и специалистов Парыгина, В.А., Ногина О.А., Николаева Т.П., Артемов Ю.М. и других.

Структура курсовой работы представлена введением, основной частью (состоит из двух глав по два параграфа в каждой), заключением, библиографическим списком и приложениями.

1. Теоретические основы и значение внебюджетных фондов

.1 Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ

внебюджетный государственный фонд доход

По мнению автора данной курсовой работы прежде, чем анализировать специфику формирования доходов внебюджетных фондов Российской Федерации необходимо изначально определить их сущность и значение.

Анализ направлений деятельности и разновидностей внебюджетных фондов является важной задачей в современных условиях. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Итак, для начала следует подчеркнуть, что внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Важным звеном финансовой системы являются именно внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджетов определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

По мнению автора, необходимо отметить тот факт, что решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

Ниже целесообразно будет определить виды внебюджетных фондов в Российской Федерации.

Итак, в зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на общеэкономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности - на государственные/межгосударственные, местные фонды.

По целям - социальные фонды; фонды личного и имущественного страхования; экономические; кредитные; научно-исследовательские; инвестиционные; экологические и др.

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.

.Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 БК РФ к ним (то есть к федеральным социальным внебюджетным фондам) отнесены только:

·        Пенсионный фонд Российской Федерации;

·        Фонд социального страхования Российской Федерации;

·        фонды обязательного медицинского страхования.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социальной направленности существуют государственные внебюджетные фонды, имеющие экономическую, благотворительную и другие ориентации. Организованы также внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды, целью деятельности которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов развития и стимулирования производства.

В рамках данной курсовой работы будет целесообразно, по мнению автора, кратко охарактеризовать и общеэкономические внебюджетные фонды (впоследствии преобразованных в целевые бюджетные фонды) для наиболее многогранного изучения сущности внебюджетных фондов РФ на современном этапе.

. Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

Платежи во внебюджетные фонды носили обязательный характер.

Однако практика широкого использования общеэкономических внебюджетных фондов себя не оправдала. Формирование их доходов и осуществление расходов не могло в полной мере контролироваться налоговыми органами. Поэтому в 1999 г. федеральные общеэкономические внебюджетные фонды были включены в бюджет, т. е. преобразованы в целевые бюджетные фонды. К числу включенных в федеральный бюджет относились: Федеральный дорожный фонд РФ; Федеральный экологический фонд РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд развития таможенной системы РФ; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Субъектам Федерации органами федеральной власти было рекомендовано включить региональные внебюджетные фонды в состав бюджетов соответствующих уровней, т. е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды.

Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ целевой бюджетный фонд определен как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

То есть, можно еще раз подчеркнуть, что существуют целевые фонды, которые предназначены непосредственно для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Специфику сущности целевых бюджетных фондов было целесообразно рассмотреть в рамках данной курсовой работы в целях более глубокого усвоения сущности и специфики функционирования государственных внебюджетных фондов РФ, а также для того, чтобы наглядно продемонстрировать отличия внебюджетных фондов РФ от фондов целевых бюджетных.

Таким образом, завершая исследование сущности и значения внебюджетных фондов, следует отметить, что с их помощью возможно:

·        влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

·        обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

·        оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

·        предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Итак, в рамках данного параграфа курсовой работы автором были в достаточной мере раскрыты основополагающие теоретические аспекты сущности и значения внебюджетных фондов, а также произведена их классификация.


1.2 Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов

Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Как было сказано ранее, в БК РФ приводится следующее определение понятия «государственный внебюджетный фонд»: это государственные денежные фонды, находящиеся на самостоятельном бюджетном регулировании и не входящие в состав бюджета какого-либо уровня бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета). Кроме того, законодатель отдельно подчеркивает, что средства государственных внебюджетных фондов не могут быть изъяты во исполнение долговых обязательств РФ, субъектов РФ либо муниципального образования (п. 4 статьи 143 БК РФ). Однако, несмотря на то, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, все же средства государственных внебюджетных фондов РФ находятся в составе федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ (п. 1, 3 статьи 143 БК РФ).

В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с БК РФ правовой статус, общие правила создания, деятельности и ликвидации всех государственных внебюджетных фондов должны быть определены в едином специальном федеральном законе о государственных внебюджетных фондах. Однако на настоящий момент на территории Российской Федерации действует множество нормативных актов, регламентирующих правовой режим отдельного вида государственных внебюджетных фондов, - Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.

Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, что фактически, означает гарантию самостоятельности указанных фондов.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

Помимо этого, следует отметить, что материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Дав характеристику порядку формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов, по мнению автора, целесообразно будет кратко проанализировать и осветить правовой статус каждого из их видов для повышения научной и практической значимости данной курсовой работы. Указанное исследование будет проведено в полном соответствии с последней редакцией Бюджетного кодекса РФ.

. Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям фонда относятся:

·        аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

·        финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

·        организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

·        организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

·        участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

·        контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Правовое положение фонда было определено специальным актом, утвержденным постановлениям Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 г. и Постановлением Правительства 22 сентября 1993 г.163 Назначение фонда - осуществлять выплату пенсий и некоторых видов пособий. Средства его являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом вполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения.

Одна из важнейших обязанностей Пенсионного фонда - разработка и составление проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Эта работа по своему характеру и назначению такова, что от нее в решающей степени зависит выполнение государством одного из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации - права на пенсионное обеспечение.

В процессе разработки бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется сопоставление потребностей в финансовых ресурсах, которые необходимы для выполнения Пенсионным фондом своих обязанностей перед застрахованными.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении в обязательном порядке ежегодно рассматривается и утверждается по представлению Правительства РФ федеральными законами.

. Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. При этом управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. №165-ФЗ).

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования, и обеспечивает компенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временной нетрудоспособности работников. Государственное социальное страхование является обязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда и членов их семей. Выплаты из средств Фонда социального страхования производятся только в том случае, если право на их получение наступило в период работы застрахованного лица. Исключения составляют лишь частные случаи.

. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Необходимость в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государство признает, что защита здоровья граждан является существенным фактором развития общества, однако не имеет в своем бюджете необходимых средств для полноценного обеспечения такой защиты.

Обязательное медицинское страхование призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет взимания страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 и других платежей в объеме и на условиях соответствующих проþграþмм оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

В наþстоþящеþеþ вреþмя воþпроþсы меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния реþгулируются ноþрмаþми Граþждаþнскоþгоþ, Наþлоþгоþвоþгоþ и Бюджеþтноþгоþ коþдеþксоþв Роþссийскоþй Феþдеþраþции, аþ таþкжеþ боþлеþеþ 20 спеþциаþлизироþваþнных заþкоþноþв в сфеþреþ страþхоþвоþй деþятеþльноþсти и оþхраþны здоþроþвья.

Неþпоþсреþдствеþнноþеþ заþкоþноþдаþтеþльноþеþ реþгулироþваþниеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния в Роþссийскоþй Феþдеþраþции оþсущеþствляеþтся в соþоþтвеþтствии с Заþкоþноþм Роþссийскоþй Феþдеþраþции «Оþ меþдицинскоþм страþхоþваþнии граþждаþн в Роþссийскоþй Феþдеþраþции», коþтоþрый был раþзраþбоþтаþн Коþмитеþтоþм поþ оþхраþнеþ здоþроþвья Веþрхоþвноþгоþ Соþвеþтаþ Роþссийскоþй Феþдеþраþции и принят 1991 г.

Феþдеþраþльный и теþрритоþриаþльныеþ фоþнды оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния (даþлеþеþ ФФОþМС и ТФОþМС) оþсущеþствляют своþю деþятеþльноþсть в соþоþтвеþтствии с Коþнституциеþй, феþдеþраþльными коþнституциоþнными заþкоþнаþми, феþдеþраþльными заþкоþнаþми, укаþзаþми и раþспоþряжеþниями Преþзидеþнтаþ, поþстаþноþвлеþниями и раþспоþряжеþниями Праþвитеþльстваþ РФ и другими ноþрмаþтивноþ-праþвоþвыми аþктаþми РФ.

ФФОþМС и ТФОþМС соþздаþны каþк саþмоþстоþятеþльныеþ неþкоþммеþрчеþскиеþ финаþнсоþвоþ-креþдитныеþ учреþждеþния, преþднаþзнаþчеþнныеþ для аþккумулироþваþния финаþнсоþвых среþдств наþ оþбязаþтеþльноþеþ меþдицинскоþеþ страþхоþваþниеþ, оþбеþспеþчеþниеþ финаþнсоþвоþй стаþбильноþсти гоþсудаþрствеþнноþй систеþмы оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния и выраþвниваþния финаþнсоþвых реþсурсоþв наþ еþгоþ проþвеþдеþниеþ.

Соþглаþсноþ Заþкоþну «Оþ меþдицинскоþм страþхоþваþнии граþждаþн в Роþссийскоþй Феþдеþраþции» финаþнсоþвыеþ среþдстваþ фоþндоþв оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния наþхоþдятся в гоþсудаþрствеþнноþй соþбствеþнноþсти Роþссийскоþй Феþдеþраþции и неþ вхоþдят в соþстаþв бюджеþтоþв или других фоþндоþв.

Праþвоþвыеþ оþсноþвы фоþрмироþваþния и испоþльзоþваþния среþдств гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв, в тоþм числеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния, заþлоþжеþны в Бюджеþтноþм коþдеþксеþ Роþссийскоþй Феþдеþраþции.

Упраþвлеþниеþ финаþнсоþвыми среþдстваþми в систеþмеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния оþтличаþеþтся оþт аþнаþлоþгичноþй деþятеþльноþсти других внеþбюджеþтных фоþндоþв (Пеþнсиоþнноþгоþ Фоþндаþ РФ, Фоþндаþ соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния) и ноþсит деþцеþнтраþлизоþваþнный хаþраþктеþр.

Финаþнсоþвыеþ среþдстваþ ФФОþМС, аþнаþлоþгичноþ другим гоþсудаþрствеþнным внеþбюджеþтным фоþндаþм соþциаþльноþгоþ наþзнаþчеþния, являются гоþсудаþрствеþнноþй соþбствеþнноþстью Роþссийскоþй Феþдеþраþции и неþ вхоþдят в соþстаþв бюджеþтоþв, других фоþндоþв и изъятию неþ поþдлеþжаþт.

Таþким оþбраþзоþм, в даþнноþй глаþвеþ курсоþвоþй раþбоþты аþвтоþроþм были проþаþнаþлизироþваþны ваþжнеþйшиеþ теþоþреþтичеþскиеþ аþспеþкты функциоþнироþваþния гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссийскоþй Феþдеþраþции. В чаþстноþсти, былаþ выяснеþнаþ их сущноþсть в соþоþтвеþтствии с ноþрмаþми Бюджеþтноþгоþ коþдеþксаþ РФ, оþпреþдеþлеþноþ соþциаþльноþ-экоþноþмичеþскоþеþ знаþчеþниеþ и праþвоþвоþй стаþтус.

В слеþдующеþй глаþвеþ преþдмеþтоþм исслеþдоþваþния выступит неþпоþсреþдствеþнноþ спеþцификаþ и истоþчники фоþрмироþваþния доþхоþдноþй баþзы гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссийскоþй Феþдеþраþции наþ соþвреþмеþнноþм этаþпеþ.

2. Фоþрмироþваþниеþ доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв

.1 Истоþчники фоþрмироþваþния доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссии. Роþль страþхоþвых взноþсоþв в фоþрмироþваþнии бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв

Фоþрмироþваþниеþ соþвреþмеþнноþй систеþмы соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния в Роþссии включаþеþт соþздаþниеþ гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв страþхоþваþния оþт ваþжнеþйших соþциаþльных рискоþв, аþ таþкжеþ оþбраþзоþваþниеþ неþгоþсудаþрствеþнных пеþнсиоþнных, страþхоþвых и других фоþндоþв. Каþк былоþ выяснеþноþ в преþдыдущеþй глаþвеþ, гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды оþбеþспеþчиваþют заþщиту коþнституциоþнных соþциаþльных праþв граþждаþн в услоþвиях рыноþчноþй экоþноþмики и включаþют - Пеþнсиоþнный фоþнд РФ, Фоþнд соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния РФ, фоþнды оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

Стоþит еþщеþ раþз оþтмеþтить, чтоþ доþ 2001 г. сущеþствоþваþл таþкжеþ Гоþсудаþрствеþнный фоþнд заþнятоþсти наþсеþлеþния РФ (ГФЗН), оþднаþкоþ оþн был упраþзднеþн.

Итаþк, доþхоþды и раþсхоþды гоþсудаþрствеþнноþгоþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ оþбраþзуют еþгоþ бюджеþт, преþднаþзнаþчеþнный для финаþнсоþвоþгоþ оþбеþспеþчеþния заþдаþч и выпоþлняеþмых функций. Проþеþкты бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв раþзраþбаþтываþются их оþргаþнаþми упраþвлеþния и преþдстаþвляются в оþргаþны испоþлнитеþльноþй влаþсти, коþтоþрыеþ пеþреþдаþют их наþ раþссмоþтреþниеþ заþкоþноþдаþтеþльных или преþдстаþвитеþльных оþргаþноþв влаþсти. Оþни преþдстаþвляются оþдноþвреþмеþнноþ с проþеþктаþми соþоþтвеþтствующих бюджеþтоþв наþ оþчеþреþдноþй финаþнсоþвый гоþд.

Внеþбюджеþтныеþ фоþнды соþздаþются двумя путями:

· выдеþлеþниеþ из бюджеþтаþ оþпреþдеþлеþнных раþсхоþдоþв, имеþющих оþсоþбоþ ваþжноþеþ знаþчеþниеþ;

· фоþрмироþваþниеþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ соþбствеþнными истоþчникаþми доþхоþдоþв для оþпреþдеþлеþнных цеþлеþй.

Неþоþбхоþдимоþ оþтмеþтить, чтоþ оþбъеþм, соþстаþв истоþчникоþв фоþрмироþваþния и наþпраþвлеþния раþсхоþдоþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв преþдоþпреþдеþляются хаþраþктеþроþм и маþсштаþбноþстью заþдаþч, для реþаþлизаþции коþтоþрых оþни соþздаþются.

Истоþчникаþми фоþрмироþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв являются:

• оþбязаþтеþльныеþ плаþтеþжи, устаþноþвлеþнныеþ заþкоþноþдаþтеþльствоþм РФ, реþшеþниями меþстных оþргаþноþв влаþсти;

• доþброþвоþльныеþ взноþсы физичеþских и юридичеþских лиц;

• прибыль оþт коþммеþрчеþскоþй деþятеþльноþсти, оþсущеþствляеþмоþй фоþндаþми - юридичеþскими лицаþми;

• другиеþ доþхоþды, преþдусмоþтреþнныеþ соþоþтвеþтствующими заþкоþноþдаþтеþльными аþктаþми.

Наþличиеþ раþзноþоþбраþзных истоþчникоþв оþбраþзоþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв оþбуслаþвливаþеþт воþзмоþжноþсть раþзличных фоþрм взаþимоþдеþйствия внеþбюджеþтных фоþндоþв с бюджеþтоþм. Воþ-пеþрвых, финаþнсироþваþниеþ фоþндоþв тоþлькоþ из бюджеþтаþ в видеþ субсидий и заþймоþв и, наþоþбоþроþт, финаþнсироþваþниеþ бюджеþтаþ из фоþндоþв в видеþ заþймоþв. Воþ-втоþрых, среþдстваþ в фоþнды моþгут поþступаþть из неþскоþльких звеþньеþв финаþнсоþвоþй систеþмы: из бюджеþтаþ наþ беþзвоþзвраþтноþй и воþзвраþтноþй оþсноþвеþ, оþт преþдприятий и граþждаþн в видеþ наþлоþгоþв и сбоþроþв, аþ таþкжеþ из других внеþбюджеþтных фоþндоþв. Воþзмоþжны и встреþчныеþ деþнеþжныеþ поþтоþки из внеþбюджеþтных фоþндоþв в аþдреþс других учаþстникоþв финаþнсоþвых оþтноþшеþний.

Кроþмеþ тоþгоþ, маþтеþриаþльным истоþчникоþм внеþбюджеþтных фоþндоþв, каþк и других звеþньеþв финаþнсоþвоþй систеþмы, являеþтся наþциоþнаþльный доþхоþд. Преþоþблаþдаþющаþя чаþсть фоþндоþв соþздаþеþтся в проþцеþссеþ пеþреþраþспреþдеþлеþния наþциоþнаþльноþгоþ доþхоþдаþ.

В Прилоþжеþнии 1 аþвтоþроþм курсоþвоþй раþбоþты наþглядноþ преþдстаþвлеþноþ испоþлнеþниеþ коþнсоþлидироþваþнноþгоþ бюджеþтаþ РФ и бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв РФ неþпоþсреþдствеþнноþ поþ доþхоþдаþм, выраþжеþнноþеþ в млрд.руб. (привеþдеþноþ фаþктичеþскоþеþ испоþлнеþниеþ наþ 01.10.2014).

Глаþвными меþтоþдаþми моþбилизаþции наþциоþнаþльноþгоþ доþхоþдаþ в проþцеþссеþ пеþреþраþспреþдеþлеþния при фоþрмироþваþнии фоþндоþв выступаþют спеþциаþльныеþ наþлоþги и сбоþры, среþдстваþ из бюджеþтаþ и заþймы. Оþсноþвноþй меþтоþд - этоþ спеþциаþльныеþ наþлоþги и сбоþры, устаþноþвлеþнныеþ заþкоþноþдаþтеþльноþй влаþстью.

Знаþчитеþльноþеþ коþличеþствоþ фоþндоþв фоþрмируеþтся заþ счеþт среþдств цеþнтраþльноþгоþ и меþстных бюджеþтоþв.

Среþдстваþ бюджеþтоþв поþступаþют в фоþрмеþ беþзвоþзмеþздных субсидий или оþпреþдеþлеþнных оþтчислеþний оþт наþлоþгоþвых доþхоþдоþв. Доþхоþдаþми внеþбюджеþтных фоþндоþв моþгут выступаþть и заþеþмныеþ среþдстваþ.

В теþх случаþях, коþгдаþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды имеþют поþлоþжитеþльноþеþ саþльдоþ, оþноþ моþжеþт быть испоþльзоþваþноþ для приоþбреþтеþния цеþнных бумаþг и поþлучеþния прибыли в фоþрмеþ дивидеþндоþв или проþцеþнтоþв.

Неþоþбхоþдимоþ оþпреþдеþлить, чтоþ любоþй внеþбюджеþтный фоþнд каþк фоþнд деþнеþжных среþдств имеþеþт оþпреþдеþлеþнныеþ коþличеþствеþнныеþ паþраþмеþтры, оþпреþдеþляющиеþ еþгоþ оþбъеþм доþхоþдоþв и раþсхоþдоþв, коþтоþрыеþ оþтраþжаþются в бюджеþтаþх соþоþтвеþтствующеþгоþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ. Бюджеþты гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв Роþссийскоþй Феþдеþраþции раþссмаþтриваþются и утвеþрждаþются в фоþрмеþ феþдеþраþльных заþкоþноþв оþдноþвреþмеþнноþ с принятиеþм заþкоþнаþ оþ феþдеþраþльноþм бюджеþтеþ наþ оþчеþреþдноþй финаþнсоþвый гоþд и плаþноþвый пеþриоþд. В заþкоþнеþ оþ бюджеþтеþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ утвеþрждаþются оþбщий оþбъеþм доþхоþдоþв, их соþстаþв и структураþ, наþпраþвлеþния раþсхоþдоþваþния среþдств. В наþстоþящеþеþ вреþмя доþхоþды и раþсхоþды внеþбюджеþтных фоþндоþв раþзраþбаþтываþются и оþтраþжаþются в заþкоþнаþх оþб их бюджеþтаþх в соþоþтвеþтствии с бюджеþтноþй клаþссификаþциеþй Роþссийскоþй Феþдеþраþции.

Для упраþвлеþния среþдстваþми гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв соþздаþны оþдноþимеþнныеþ оþргаþнизаþции, являющиеþся финаþнсоþвоþ-креþдитными учреþждеþниями, деþятеþльноþсть коþтоþрых реþгулируеþтся утвеþрждеþнными поþлоþжеþниями (или устаþваþми), в коþтоþрых оþпреþдеþляются заþдаþчи и функции этих оþргаþнизаþций поþ упраþвлеþнию среþдстваþми фоþндоþв. Для поþнимаþния этоþгоþ воþпроþсаþ неþоþбхоþдимоþ знаþть, чтоþ поþд оþдним и теþм жеþ теþрминоþм поþнимаþеþтся и гоþсудаþрствеþнный внеþбюджеþтный фоþнд (каþк фоþнд деþнеþжных среþдств) и оþргаþнизаþция, наþ коþтоþрую воþзлоþжеþны функции упраþвлеþния еþгоþ среþдстваþми.

Нижеþ аþвтоþроþм курсоþвоþй раþбоþты будеþт оþтмеþчеþнаþ знаþчитеþльнаþя роþль страþхоþвых взноþсоþв в фоþрмироþваþнии доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв Роþссийскоþй Феþдеþраþции в каþчеþствеþ неþпоþсреþдствеþнноþ неþнаþлоþгоþвых истоþчникоþв.

Каþждый из истоþчникоþв фоþрмироþваþния доþхоþдоþв бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв имеþют строþгоþ цеþлеþвоþеþ наþзнаþчеþниеþ.

Поþ мнеþнию аþвтоþраþ, слеþдуеþт оþбоþзнаþчить оþтличия наþлоþгоþв оþт страþхоþвых взноþсоþв в гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды.

Итаþк, страþхоþвыеþ взноþсы в гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды оþтличаþются оþт наþлоþгоþв слеþдующими признаþкаþми:

б) уплаþтаþ наþлоþгоþв хаþраþктеþризуются двуеþдиным субъеþктным соþстаþвоþм (наþлоþгоþвый оþргаþн - наþлоþгоþплаþтеþльщик). Наþлоþгоþвый аþгеþнт воþ внимаþниеþ неþ принимаþеþтся, поþскоþльку оþн исчисляеþт и удеþрживаþеþт сумму поþдлеþжаþщеþгоþ уплаþтеþ наþлоþгаþ из доþхоþдоþв наþлоþгоþплаþтеþльщикаþ, аþ неþ соþбствеþнных. Дня всеþх видоþв страþхоþвых взноþсоþв: пеþнсиоþнных, оþт неþсчаþстных случаþеþв наþ проþизвоþдствеþ, аþ таþкжеþ меþдицинских, хаþраþктеþреþн триеþдиный субъеþктный соþстаþв (страþхоþвщик страþхоþваþтеþль - заþстраþхоþваþнноþеþ лицоþ);

в) цеþлью уплаþты наþлоþгоþв являеþтся финаþнсоþвоþеþ оþбеþспеþчеþниеþ деþятеþльноþсти гоþсудаþрстваþ и (или) муниципаþльных оþбраþзоþваþний, у страþхоþвых взноþсоþв цеþль своþдится к маþтеþриаþльноþй гаþраþнтии соþциаþльноþгоþ оþбеþспеþчеþния;

г) наþлоþги, оþбраþзуют оþбеþзличеþнную маþссу деþнеþжных среþдств, раþсхоþдуеþмую наþ нужды гоþсудаþрстваþ, страþхоþвыеþ взноþсы неþ оþбеþзличиваþются ввиду уплаþты заþ каþждоþеþ физичеþскоþеþ лицоþ;

д) наþлоþги поþ хаþраþктеþру индивидуаþльноþ беþзвоþзмеþздны, страþхоþвыеþ взноþсы оþтличаþются своþеþй воþзмеþздноþстью;

еþ) наþлоþги поþдлеþжаþт заþчислеþнию воþ всеþ бюджеþты бюджеþтноþй систеþмы РФ, аþ страþхоþвыеþ взноþсы - исключитеþльноþ в бюджеþт гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв;

Таþблицаþ 1. Страþхоþвыеþ взноþсы в сфеþреþ фоþрмироþваþния бюджеþтоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв РФ.


ж) оþсноþвноþй функциеþй наþлоþгоþв являеþтся фискаþльнаþя, у страþхоþвых взноþсоþв оþсноþвнаþя функция - оþбеþспеþчитеþльнаþя.

Оþднаþкоþ с 2011 гоþдаþ поþступлеþния наþлоþгоþвых плаþтеþжеþй в бюджеþты гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв неþ преþдусмоþтреþны, поþэтоþму доþхоþды их бюджеþтоþв теþпеþрь фоþрмируются тоþлькоþ заþ счеþт неþнаþлоþгоþвых доþхоþдоþв и беþзвоþзмеþздных поþступлеþний.

Аþвтоþроþм в даþнноþй курсоþвоþй раþбоþтеþ в Таþблицеþ 1. преþдстаþвлеþнаþ роþль страþхоþвых взноþсоþв в фоþрмироþваþнии бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв Роþссийскоþй Феþдеþраþции.

Оþсноþвным истоþчникоþм неþнаþлоþгоþвых доþхоþдоþв бюджеþтоþв феþдеþраþльных фоþндоþв являются страþхоþвыеþ взноþсы, аþ беþзвоþзмеþздных поþступлеþний -меþжбюджеþтныеþ траþнсфеþрты из феþдеþраþльноþгоþ бюджеþтаþ.

Заþчислеþниеþ страþхоþвых взноþсоþв наþ оþбязаþтеþльноþеþ меþдицинскоþеþ страþхоþваþниеþ каþк раþбоþтаþющих, таþк и неþраþбоþтаþющих граþждаþн с 2012 гоþдаþ в бюджеþты теþрритоþриаþльных фоþндоþв оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния неþ преþдусмоþтреþноþ, поþэтоþму оþсноþвным истоþчникоþм фоþрмироþваþния их бюджеþтоþв в наþстоþящеþеþ вреþмя являются меþжбюджеþтныеþ траþнсфеþрты из Феþдеþраþльноþгоþ фоþндаþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

Страþхоþвыеþ взноþсы оþбраþзуют оþсоþбую систеþму гоþсудаþрствеþнных доþхоþдоþв, соþвеþршеþнноþ оþтличную оþт наþлоþгоþв, неþнаþлоþгоþвых доþхоþдоþв и проþчих поþступлеþний поþ своþеþй соþциаþльноþ-праþвоþвоþй прироþдеþ, фоþрмироþваþнию, раþспреþдеþлеþнию и испоþльзоþваþнию.

Страþхоþвыеþ взноþсы наþ оþбязаþтеþльноþеþ пеþнсиоþнноþеþ страþхоþваþниеþ, страþхоþваþниеþ оþт неþсчаþстных случаþеþв наþ проþизвоþдствеþ и проþфеþссиоþнаþльных заþбоþлеþваþний, аþ таþкжеþ страþхоþвыеþ взноþсы наþ оþбязаþтеþльноþеþ меþдицинскоþеþ страþхоþваþниеþ неþраþбоþтаþющеþгоþ наþсеþлеþния, уплаþчиваþеþмыеþ в гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды, являются соþстаþвляющими бюджеþтоþв Пеþнсиоþнноþгоþ фоþндаþ РФ, Фоþндаþ соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния РФ и теþрритоþриаþльных фоþндоþв оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

В слеþдующеþ глаþвеþ преþдмеþтоþм исслеþдоþваþния аþвтоþраþ даþнноþй курсоþвоþй раþбоþты являеþтся проþблеþмаþтикаþ соþвеþршеþнствоþваþния праþвоþвоþгоþ реþгулироþваþния и фоþрмироþваþния доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв наþ соþвреþмеþнноþм этаþпеþ в Роþссийскоþй Феþдеþраþции.

.2 Соþвеþршеþнствоþваþниеþ праþвоþвоþгоþ реþгулироþваþния и фоþрмироþваþния доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссийскоþй Феþдеþраþции

Итаþк, праþвоþвоþй стаþтус гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв в наþстоþящеþеþ вреþмя имеþеþт мноþгоþаþспеþктный хаþраþктеþр. С оþдноþй стоþроþны, фоþнды выступаþют в каþчеþствеþ упоþлноþмоþчеþнных оþргаþноþв гоþсудаþрствеþнноþгоþ упраþвлеþния публичными финаþнсоþвыми среþдстваþми поþ заþдаþнию публичноþгоþ субъеþктаþ, оþсущеþствляя выплаþты и коþнтроþль заþ ними, в боþльшинствеþ случаþеþв заþ счеþт меþжбюджеþтных траþнсфеþртоþв. С другоþй стоþроþны - фоþнды преþдстаþвляют соþбоþй саþмоþстоþятеþльныеþ юридичеþскиеþ лицаþ, являющиеþся публичными страþхоþвщикаþми поþ оþбязаþтеþльноþму соþциаþльноþму страþхоþваþнию, учаþствующиеþ в граþждаþнскоþм оþбоþроþтеþ и оþсущеþствляющиеþ финаþнсироþваþниеþ страþхоþвых выплаþт при наþступлеþнии страþхоþвых случаþеþв в раþмкаþх соþциаþльноþ-праþвоþвых или граþждаþнскоþ-праþвоþвых оþтноþшеþний. С треþтьеþй стоþроþны - фоþнды в проþцеþссеþ инвеþстироþваþния своþих финаþнсоþвых среþдств вступаþют в граþждаþнскоþ-праþвоþвыеþ оþтноþшеþния с раþзличными субъеþктаþми (деþпоþзитаþриеþм, баþнкаþми, упраþвляющими коþмпаþниями и др.).

Праþвоþвоþй реþжим финаþнсоþвых среþдств ГВФ (гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв) оþблаþдаþеþт знаþчитеþльными оþтличитеþльными своþйстваþми, включаþя заþкоþноþдаþтеþльноþ устаþноþвлеþнную неþвоþзмоþжноþсть их изъятия, оþбуслоþвлеþнными их исключитеþльноþ цеþлеþвоþй наþпраþвлеþнноþстью наþ оþбеþспеþчеþниеþ испоþлнеþния соþциаþльных оþбязаþтеþльств публичноþгоþ субъеþктаþ и саþмоþгоþ фоþндаþ каþк публичноþгоþ страþхоþвщикаþ. Публичный субъеþкт заþкреþпляеþт заþ фоþндаþми финаþнсоþвыеþ среþдстваþ наþ праþвеþ оþпеþраþтивноþгоþ упраþвлеþния, чтоþбы имеþть воþзмоþжноþсть упраþвлять ими, аþ таþкжеþ ввоþдить их в граþждаþнский оþбоþроþт и в оþтноþшеþния поþ соþциаþльноþму страþхоþваþнию поþсреþдствоþм деþятеþльноþсти фоþндаþ каþк публичноþгоþ страþхоþвщикаþ.

Поþ мнеþнию аþвтоþраþ, в цеþлях аþвтоþноþмноþсти систеþмы соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния финаþнсоþвыеþ среþдстваþ гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв доþлжны быть оþтдеþлеþны оþт гоþсудаþрствеþнноþй каþзны.

Бюджеþты гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв неþ оþбраþзуют еþдиную поþдсистеþму в раþмкаþх бюджеþтноþй систеþмы, поþскоþльку бюджеþт каþждоþгоþ фоþндаþ оþбеþспеþчиваþеþт оþсоþбый вид соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния, коþтоþрый оþбъеþктивноþ треþбуеþт фоþрмироþваþния своþих оþсоþбых меþхаþнизмоþв финаþнсироþваþния страþхоþвых выплаþт. Поþдсистеþму бюджеþтоþв фоþндоþв моþжноþ раþссмаþтриваþть лишь примеþнитеþльноþ к Феþдеþраþльноþму и теþрритоþриаþльным фоþндаþм оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния, среþдстваþ коþтоþрых оþбъеþдинеþны еþдиным цеþлеþвым преþднаþзнаþчеþниеþм.

Обосновано, что, несмотря на особые формы расходования средств бюджета каждого фонда, и особое целевое предназначение средств, в отношении всех бюджетов ГВФ возможно введение правового регулирования общих основ и принципов формирования, распределения и использования средств бюджетов ГВФ, поскольку бюджетам всех фондов присущи единые черты, в частности, сходная правовая природа доходов (в основном - обязательных страховых взносов и межбюджетных трансфертов); целевая направленность расходов, обусловленная характером страховых выплат; самостоятельное резервирование средств внутри бюджета; сходные источники финансирования дефицита бюджетов; осуществление инвестирования средств бюджета фонда и др.

Установлено, что применительно к бюджету каждого государственного внебюджетного фонда особым образом трансформируются существующие принципы бюджетной системы. Во-первых, не все принципы применимы к бюджетам фондов, во-вторых, ряд принципов имеют существенные особенности своего воплощения в функционировании фондов, обусловленные специфическим режимом их финансовых средств и построением системы управления этими средствами.

Применительно к бюджетам государственных внебюджетных фондов следует установить принцип организационной обособленности в составе бюджетной системы в отличие от принципа самостоятельности бюджетов, проистекающего из конституционной самостоятельности публично-правового образования. При этом организационная обособленность бюджетов ГВФ внутри бюджетной системы имеет как позитивный, так и негативный аспект. В частности, запрет на изъятие средств из бюджетов фондов является «негативным» аспектом составляющей указанного принципа обособленности бюджетов ГВФ. Однако указанный запрет обусловлен не посягательствами иного публичного субъекта на собственные средства другого государственного образования, а строго целевым предназначением финансовых средств ГВФ, которое и предопределяет их выделение и обособление внутри бюджетной системы.

Существующее правовое регулирование сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов требует значительного совершенствования в следующих направлениях: во-первых, установления базовых положений об управлении дефицитом (профицитом) бюджетов ГВФ, а также об управлении финансовыми резервами ГВФ; во-вторых, обеспечения баланса доходов и расходов внутри бюджета фонда по отдельным целевым направлениям и в связи с этим соответствующее определение дефицита (профицита) страховой части бюджета фонда без учета нестраховых межбюджетных трансфертов и производимых за их счет выплат; в-третьих, формирования и управления внутренним финансовым резервом бюджета фонда; в-четвертых, ограничения полномочий исполнительных органов фондов в отношении направлений использования дополнительно полученных доходов бюджетов фондов и средств их финансовых резервов.

Для решения проблем правового регулирования инвестирования временно свободных денежных средств фондов и средств их финансовых резервов предложено: во-первых, дать законодательное определение временно свободных денежных средств фондов; во-вторых, закрепить перечень возможных финансовых инструментов для их инвестирования; в-третьих, установить пределы полномочий органов управления фондов по принятию решений об инвестировании и порядок такого инвестирования, а также процедуру изъятия временно свободных средств из этого процесса в случае возникновения потребности в них для осуществления основного финансирования. Обязательные страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов, являются публичными платежами, для которых конституционной основой их установления являются положения Конституции РФ, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством.

Государство на нынешнем этапе реформы социального страхования не имеет экономической и социальной возможности придать полную и всеобъемлющую автономию системе обязательного социального страхования и поэтому сохраняет уплату обязательных страховых взносов как основную составляющую процесса формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, функционирующего в рамках бюджетной системы РФ.

На этапе обретения системой обязательного социального страхования большей автономности правовой характер обязательных страховых взносов может измениться в направлении приобретения ими признаков, характерных для большинства обязательных страховых платежей гражданско-правового характера.

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена исследованию основополагающих аспектов функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации на современном этапе.

Помимо этого, особое внимание было уделено вопросу формирования доходов внебюджетных фондов, что в значительной мере увеличивает научную и практическую значимость курсовой работы

Глава 1 данной курсовой работы была посвящена анализу непосредственно теоретических основ и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в финансовой системе РФ.

В процессе исследования было выяснено, что внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

Следует особенно отметить тот факт, что бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 БК РФ к ним (то есть к федеральным социальным внебюджетным фондам) отнесены только: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации;        3) Фонды обязательного медицинского страхования.

В главе 2 данной курсовой работы автором было исследование формирование доходов внебюджетных фондов РФ, проанализирована также роль страховых взносов в данном процессе.

Было выяснено, что доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются: обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти; добровольные взносы физических и юридических лиц; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами; другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Итак, завершая исследование внебюджетных фондов и их роль в современной бюджетной системе Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что государственные внебюджетные фонды оþбеþспеþчиваþют заþщиту коþнституциоþнных соþциаþльных праþв граþждаþн в услоþвиях рыноþчноþй экоþноþмики.

Библиоþграþфичеþский списоþк

Ноþрмаþтивноþ-праþвоþвыеþ аþкты

.        Бюджеþтный коþдеþкс Роþссийскоþй Феþдеþраþции оþт 31.07.1998 N 145-ФЗ (реþд. оþт 24.11.2014)

.        Феþдеþраþльный заþкоþн оþт 15.12.2001 № 167-ФЗ (реþд. оþт 02.04.2014) «Оþб оþбязаþтеþльноþм пеþнсиоþнноþм страþхоþваþнии в Роþссийскоþй Феþдеþраþции» (15 деþкаþбря 2001 г.)

.        Феþдеþраþльный заþкоþн оþт 24.07.2009 N 212-ФЗ (реþд. оþт 04.06.2014) «Оþ страþхоþвых взноþсаþх в Пеþнсиоþнный фоþнд Роþссийскоþй Феþдеþраþции, Фоþнд соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния Роþссийскоþй Феþдеþраþции, Феþдеþраþльный фоþнд оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния»

.        Поþстаþноþвлеþниеþ Праþвитеþльстваþ РФ оþт 12.02.1994 № 101 (реþд. оþт 15.05.2014) «Оþ Фоþндеþ соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния Роþссийскоþй Феþдеþраþции" (12 феþвраþля 1994 г.)»

Аþвтоþрскиеþ истоþчники и спеþциаþльнаþя литеþраþтураþ

.        Баþтычкоþ В.Т.. Финаþнсоþвоþеþ праþвоþ. Коþнспеþкт леþкций. Таþгаþнроþг: ТТИ ЮФУ, 2011.

.        Беþлоþусоþваþ Аþ.Г. Финаþнсоþвый меþхаþнизм фоþрмироþваþния и испоþльзоþваþния внеþбюджеþтных соþциаþльных фоþндоþв БГУЭП: 2003 - 189 с.

.        Грудцынаþ Л.Ю., Проþблеþмы пеþнсиоþнноþй реþфоþрмы в соþвреþмеþнноþй Роþссии //Аþдвоþкаþт. 2012, №4, с.18

.        Аþртеþмоþв Ю.М. Неþкоþтоþрыеþ оþсоþбеþнноþсти бюджеþтноþй и наþлоþгоþвоþй систеþм Роþссии [Теþкст] / Ю.М. Аþртеþмоþв // Финаþнсы: №11. - 2011. - С.17.

.        Заþбаþрчук, С. Еþ. Аþктуаþльныеþ воþпроþсы праþвоþвоþгоþ реþгулироþваþния финаþнсоþвоþй устоþйчивоþсти гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв // Юридичеþский мир, 2014, N 3, С. 48-53.

.        Заþвоþйкинаþ Н. Праþвитеþльствоþ оþпреþдеþлилоþсь с поþсоþбиями. // Юрист. 2011, №25, с.19

.        Никоþлаþеþваþ Т.П. Бюджеþтнаþя систеþмаþ РФ / Моþскоþвскаþя финаþнсоþвоþ-проþмышлеþннаþя аþкаþдеþмия. - М., 2013. - 280 с.

.        Ноþгинаþ Оþ.Аþ. Гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды в соþстаþвеþ бюджеþтноþй систеþмы Роþссии: проþблеþмы праþвоþвоþгоþ реþгулироþваþния. - М.: Стаþтут, 2012. - 462 с.

.        Паþвлючеþнкоþ, В. Каþк исцеþлить Пеþнсиоþнный фоþнд? / Виктоþрия Паþвлючеþнкоþ // Соþциаþльнаþя заþщитаþ, 2011. № 1,С. 3-6.

.        Паþрыгинаþ, В.Аþ. Бюджеþтнаþя систеþмаþ РФ: Учеþб. для вузоþв / В.Аþ. Паþрыгинаþ. - Роþстоþв-наþ-Доþну: Феþникс, 2010. - 752 с.

.        Страþхоþвыеþ взноþсы в гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды Роþссийскоþй Феþдеþраþции : Аþвтоþреþфеþраþт диссеþртаþции наþ соþискаþниеþ учеþноþй стеþпеþни каþндидаþтаþ юридичеþских наþук. / Еþ. К. Широþкоþваþ ; Наþуч. рук. М. В. Сеþнцоþваþ. - Воþроþнеþж, 2011. -24 с.

.        Широþкоþваþ Еþ.К. Проþблеþмаþ деþликтоþспоþсоþбноþсти гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв каþк неþоþтъеþмлеþмоþй чаþсти их праþвоþвоþгоþ стаþтусаþ / Еþ.К. Широþкоþваþ // Праþвоþ и экоþноþмикаþ. - 2013. - №10. - С.76-79. (0,40 п.л.).

.        Широþкоþваþ Еþ.К. Соþциаþльноþ-праþвоþваþя прироþдаþ страþхоþвых взноþсоþв, их оþсоþбоþеþ меþстоþ в систеþмеþ гоþсудаþрствеþнных доþхоþдоþв / Еþ.К. Широþкоþваþ // Веþстник Таþмбоþвскоþгоþ унивеþрситеþтаþ. Сеþрия: Гумаþнитаþрныеþ наþуки. - 2013. - Вып. 1( 57). - С.343-351.(0,80 п.л.).

Элеþктроþнныеþ реþсурсы

18.    Оþфициаþльный саþйт Бюджеþтноþгоþ коþдеþксаþ Роþссийскоþй Феþдеþраþции. Элеþктроþнный реþсурс. [Реþжим доþступаþ] h?t?t?p?:?/?/?b?k?-r?f?.r?u?/?1?7?/?1?4?3?.h?t?m?l? <#"816510.files/image002.jpg">

Похожие работы на - Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!