минимизация расходов;
Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется, прежде всего, целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм. [14]
В разработке государственно финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в се разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития. [14]
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. [16]
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. [13]
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. [8. C. 58]
. Согласно второй точке зрения финансовую политику можно разделить на следующие типы, которые зависят от определенных учений традиционных экономических школ.
. Классическая.
Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. [14]
. Регулирующая.
В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. [10] Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. [13]
. Неокласическая.
Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения. [10]
. Планово-директивная.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. [14]
Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.
2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
.1 Общая характеристика финансовой политики Российской Федерации
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. [15]
В 2012 и 2013 годах финансовая политика Российской Федерации была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь на обеспечение долгосрочной бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. [3]
В основу бюджетной политики на 2014 и 2015 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах президента РФ от 7 мая 2012, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 гг. [4]
В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности», повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Через бюджетную систему РФ проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование предоставления важнейших государственных и муниципальных услуг и выполнение возложенных на все органы государственной власти и органы местного самоуправления функций. [15]
Главной стратегической задачей бюджетной политики РФ на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся: [2]
активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, позволяющего сформулировать главные стратегические приоритеты бюджетной политики государства исходя из целей и задач экономической политики, оценить объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, определить возможные источники этих ресурсов. На сегодняшний день для решения этой задачи предусматривается интегрирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, в ходе которого все составные части текущей бюджетной политики базируются на ориентирах, выработанных в ходе долгосрочного планирования. [15]
внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. Для реализации этого принципа необходимо разработать механизм перехода от системы управления бюджетными ресурсами к управлению результатами. На сегодняшний день очень важно, для решения данной задачи, наладить механизм между разработкой целевых программ и внедрением их в финансовую политику. [15]
повышение эффективности использования бюджетных средств, достигаемое как с помощью долгосрочного бюджетного планирования, которое позволяет предупредить необоснованный рост расходов бюджета, так и путем внедрения системы мониторинга эффективности расходов бюджета и оценки эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным корпорациям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям; [15]
повышение результативности государственной социальной политики, которая предусматривает разработку таких механизмов, которые будут направлены на улучшение благосостояния и уровня жизни незащищенных социальных слоев населения. [2]
совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг.
формирование механизмов привлечения частного, в том числе иностранного капитала, к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба. [2]
Текущая политика в области расходов бюджетов Российской Федерации в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов. [4]
Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. [5] Эффективная и грамотная политика в этой области, в первую очередь, позволяет улучшить благосостояние общества.
На конец 2013 года было замечено замедление экономического роста в Российской Федерации. Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки. [15]
Определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с замедлением экономики Китая, неопределенными перспективами экономики Евросоюза и США. [15]
В связи с этим необходима реализация активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации. [2]
Рассмотрев основные аспекты финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, можно сказать, что основной целью ее является улучшение жизни общества, отказ от сырьевой политики. Успешная реализация финансовой политики зависит, в первую очередь, от последовательного проведения намеченных законопроектов, способности быстро и четко реагировать на любые экономические изменения в мировой практике.
2.2 Анализ финансовой политики Российской Федерации
Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (таблица 1).
Таблица 1 - Основные макроэкономические параметры на 2013-2016 годы
Показатель2013201420152016Закон №216 - ФЗПрогнозЗакон №216 - ФЗПрогнозЗакон №216 - ФЗПрогнозПрогнозЦены на нефть, Urals, долл. США/барр.97105101101104100100Цены на газ долл. / тыс. куб. м322,6345,3315,7340,1330,5326,8311,1ВВП, млрд. руб.66515675197399373921829378194091205Рост ВВП, %103,7102,4104,3103,7104,5104,1104,1Инвестиции, млрд. руб.14054139121612815688185271787220489Объем импорта, млрд. долл. США356,5334,9388,9351,4420,8367,1385,1Объем экспорта, млрд. долл. США494,1501,4515,8498,3538,6504,5517,4Прибыль прибыльных организаций. Млрд. руб.14400128051600014000185851532017705Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. Года5-65-64-54-54-54-54-5Курс доллара, рублей за доллар США32,431,433,032,133,733,734,9Фонд заработной платы, млрд. руб.16482165591829518283202692026822491
В 2012 году ВВП России вырос на 3,4% к предыдущему году, достигнув номинального объема в 62 599,1 млрд. рублей. В январе - марте 2013 года экономика России увеличилась на 1,6% к январю - марту 2012 года.
В последующие годы темпы прироста ВВП будут ускоряться с 3,7% в 2014 году до 4,2% в 2016 году. Однако показатели роста ВВП будут ниже параметров предыдущего прогноза, а объем ВВП в 2015 году сократится по сравнению с оценкой предыдущего прогноза на 1,2 процента.
Инвестиции в основной капитал в 2012 году увеличились на 6,6 процента. В январе - апреле 2013 года инвестиции в основной капитал снизились на 0,2 процента. В последующие месяцы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается значительное ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал, что приведет к приросту инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года на 4,6 процента.
В 2014-2016 годах темпы прироста инвестиций в основной капитал увеличатся до 6,6% в 2014 году, до 7,2% в 2015 году, до 7,6% в 2016 году, что также ниже параметров предыдущего прогноза.
Прирост кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2012 года составил 12,7 процента.
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам нефинансовым организациям в рублях (без учета ОАО «Сбербанк России») выросли с 9,6% годовых на начало 2012 года до 10,4% годовых на начало 2013 года.
Промышленное производство в 2012 году увеличилось на 2,6 процента. В начале 2013 года темпы роста промышленности значительно замедлились. В январе - апреле 2013 года промышленное производство выросло всего на 0,5 процента, а по итогам года ожидается прирост промышленности на уровне 2 процентов.
В среднесрочной перспективе темпы прироста промышленности составят 3,4% в 2014 году, 3,4% - в 2015 году, 3,0% - в 2016 году, что ниже параметров предыдущего прогноза (по 3,7% в 2014-2015 годах).
Прирост оборота розничной торговли прогнозируется в 2014 году на уровне 4,9%, в 2015 году - 5,0%, в 2016 году - 5 процентов.
Прирост объема платных услуг населению в 2012 году составил 3,7 процента. В 2013 - вырос на 4%.
Прирост объема платных услуг населению прогнозируется в 2014 году на уровне 4,2%, в 2015 году - 4,5%, в 2016 году - 5 процентов.
При формировании проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы были сокращены на 5% (по сравнению с Законом 216-ФЗ) бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением софинансирования, связанного с реализацией соглашений с МФО и формирования государственного материального резерва).
В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2013 году до 18,2% в 2014 году и до 17,4% ВВП к 2016 году.
Весь бюджет на 2014 год был сформирован при условии, что инфляция не превысит 5%.
В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2013 году до 18,2% в 2014 году и до 17,4% ВВП к 2016 году.
В основном это обусловлено снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП (таблица 2).
Показатель2013 год (закон №216 ФЗ)201420152016 (проект)закон №216 ФЗпроектзакон №216 ФЗпроектДоходы, всего12865,914063,413485,515615,514767,515908,1В%% ВВП19,319,018,218,818,017,4В том числе:Нефтегазовые доходы5925,56279,35944,56933,96404,96586,7В%% ВВП8,98,58,08,47,87,2Ненефтегазовые доходы6940,47784,17541,08681,68362,69321,4В%% ВВП10,410,510,210,510,210,2Доля в общем объеме доходов, %100,0100,0100,0100,0100,0100,0В том числе:Нефтегазовые доходы46,144,644,144,443,441,4Ненефтегазовые доходы53,955,455,955,656,658,6Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году.100,1109,3104,8111,0109,5107,7
Таким образом, по данным таблица можно сказать, что в последующие годы будет наблюдаться снижение доходов от прибыли нефтегазовой промышленности,
что может послужить общему снижению доходов государства.
При формировании бюджета на 2014 год базовая цена на нефть определяется на уровне 93 долл. США/барр., на 2015 год - 94 долл. США/барр. и на 2016 год - 95 долл. США/барр.
Предельный объем расходов государства устанавливается исходя из цены на нефть, увеличенных на 1% ВВП.
В абсолютном выражении прирост объема расходов федерального бюджета в 2014 году составит 459,7 млрд. рублей по сравнению с предыдущим годом, в 2015 году - 1 388,7 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, в 2016 году - 1 138,7 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом.
В номинальном выражении планируется рост объема расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 3,4%, в 2015 году - на 10,0% и в 2016 - на 7,5 процентов.
В реальном выражении в 2014 году ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, начиная с 2015 года - рост: в 2015 году на 4,8%, в 2016 году - на 2,4 процента.
В 2014 году дефицит федерального бюджета возрастет по сравнению с уровнем, утвержденным Законом №216-ФЗ, и составит 327,1 млрд. рублей или 0,44% ВВП. В 2015 году дефицит федерального бюджета составит 455,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) и в 2016 году - 543,7 млрд. рублей (0,6% ВВП).
При этом ненефтегазовый дефицит по отношению к ВВП снижается и составит в 2014 году 8,6% ВВП, в 2015 году - 8,5% ВВП и в 2016 году - 7,8% ВВП.
Основным средством удержание дефицита бюджета на регулируемом уровне являются материальные доходы от передачи государственного имущества в частные руки (приватизация). [4]
Таким образом, проанализируя представленные данные, можно сказать, что глобальных изменений в финансовой политики Российской Федерации не предвидится несмотря на то что макроэкономические показатели, взятые ха основу составления бюджетной политики на 2014-2016 гг. существенно отличаются от показателей за 2013-2015 гг.
Основными направлениями развития является - снижение дефицита бюджета за счет приватизации государственного имущества; пополнение резервного фонда Российской Федерации (к концу 2016 года Резервный фонд должен составить 4645,3 млрд. рублей, что равно 5,1% ВВП) и Фонда Благосостояния (к концу 2016 года составит 872,6 млрд. рублей); снижение инфляции и ее удержание на протяжении трех лет в районе 5 - 6,5%; удержание государственного долга менее 15% ВВП (что является безопасным уровнем государственного долга). [4]
3. Перспективы развития финансовой политики Российской Федерации
Финансовая политика государства играет определяющую роль в его развитии. При ее помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, как внутри страны так и за ее пределами. [2]
На сегодняшний день, если рассматривать политику Российской Федерации, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что ее формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые наложили свой след на дальнейшее развитие нашего государства. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность. Соответственно из-за расширенной структуры банков на территории страны, очень сложно из центральной части Российской Федерации уследить и урегулировать все проблемы возникающие в ее разных частях. [15]
В настоящее время в российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них являются следующие:
Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире, и влияют на экономические процессы в Российской Федерации. После кризиса 2008 года финансовая политика Российской Федерации направлена не только на улучшение экономического развития государства, но и на предупреждение кризисных ситуаций.
Кроме этого одним из важнейших направлений финансовой политики является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Внимание государственной власти наиболее остро в данном вопросе, так как большинство социальных предприятий сегодня не получают достаточное финансирование из государственного бюджета, а ведь именно их функционирование помогает улучшать качество жизни общества.
Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Малый предприятия сегодня могут рассчитывать на налоговые льготы, предоставление государственных субсидий, снижение процентных ставок по кредитам.
На протяжении последних десяти лет финансовая политика Российской Федерации получила и такое направление, как привлечение инвестиций от частных предпринимателей, как российских, так и зарубежных.
Но несмотря на вроде бы налаженный механизм работы финансовой политики, на постоянное создание и разработку Федеральных Целевых программ, сегодня существует и не мало проблем в финансовой политики государства.
Главными проблемами являются: [17]
) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
) совершенствование налоговой системы;
) оптимизация структуры расходов государства;
) принятие реального и прозрачного бюджета;
) расширение инвестиционного финансирования;
) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
) стабилизация валютного курса рубля;
) повышение эффективности использования государственной собственности;
) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется «порочный круг»: нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.
Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
. Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не «встанет на ноги» путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
Реальный бюджет - это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.
. Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
. Известно, что активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.
. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика «подталкивает» и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.
. Одна из проблем федерального бюджета - повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.
. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.
. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов
Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:
обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Для того чтобы сохранить стабильную экономику в Российской Федерации на сегодняшний день важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Финансовая политика должна быть целенаправлена на улучшение социального благосостояния граждан Российской Федерации.
Таким образом, сбалансированная бюджетная и финансовая политика - залог успешного развития экономики государства, следовательно, экономически развитое и стабильное государство - благополучный конкурент на мировом рынке товаров и услуг.
Заключение
В данной курсовой работе мною была рассмотрена тема «Финансовая политика государства». На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы, которые кратко характеризуют основные особенности финансовой политики сегодня:
При формировании и развитии экономики любого государства важную роль играет финансовая политика, осуществляемая государством.
Проводя различные мероприятия по осуществлению этой политики государство мобилизует значительные финансовые ресурсы со всей страны и распределяет их на основе определенной социально-экономической политики, проводимой в данной стране в текущий период времени и в перспективе.
Финансовая политика России, равно как и любого другого государства - одна из важнейших частей экономической политики. Формирование финансовой политики происходит в зависимости от вектора развития страны. Так как Российская Федерация - социальное государство, следовательно, основными направлениями финансовой политики являются те ветви развития, которые связаны с социальной сферой.
Сегодня финансовая политика Российской Федерации направлена на развитие экономики страны, на укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ.
Правительством Российской Федерации на современном этапе выполняется большая работа по стабилизации финансовой политики, разработке необходимых мер по улучшению всех сторон финансовой деятельности, вырабатывается четкая финансовая стратегия, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Выделяются основные тенденции развития финансов, формируются основные концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбираются долговременные концепции и целевые программы, необходимые для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание уделяется гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Проанализировав бюджетное послание президента Российской Федерации на 2014-2016 гг., видно, что задачи финансовой политики сегодня - это улучшение качества жизни граждан за счет увеличения финансирования социальной сферы, уменьшение дефицита бюджета, пополнение фонда благосостояния и резервного фонда Российской Федерации, а также удержание государственного долга Российской Федерации на регулируемом уровне, постепенное снижение инфляции.
Таким образом, можно подвести итог, что актуальность работы доказана, цель достигнута, задачи выполнены. Финансовая политика государства - играет огромную роль в развитии любого государства.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 03.12.2012 №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». (#"justify">. Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. - [Электронный ресурс] (#"justify">. Президент России - Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. - [Электронный ресурс] (#"justify">. Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. - [Электронный ресурс] (#"justify">. Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.
. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для ВУЗов. [Под. Общ. Ред. Кушлина В.И.] М: Изд-во РАГС, 2010. - 834 с.
. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10. Стр. 6-13
. Финансы / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной/ 2-е изд. Москва, «Финансы и статистика», 2012 год. - 496 стр.
. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка / Москва ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2001. - 527 стр.
. Финансы и кредит - Краткий курс лекций/И.В. Бокова, С.П. Дядичко, И.П. Крымова, Л.А. Мусина, И.А. Резник / Под ред. доктора экономических наук, проф. зав. кафедрой банковского дела Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Белоглазова Г.Н. / Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
. Миляков, Н.В. Финансы: Учебник/ Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 543 с.
. Самсонов, Н.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник краткий курс/ Н.В. Самсонов. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 302 с.
. #"justify">. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Уч. Пособие/ В.Г. Когденко. - ЮНИТИ, 2011. - 471 с.
. www.minfin.ru - Сайт министерства финансов РФ.