Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений
Курсовая
работа
по
дисциплине «Финансы»
Финансовая
политика государства в условиях рыночных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
Содержание понятия «финансовая политика»
.
Налоговая политика государства
.
Бюджетная политика
.
Финансовый кризис в РФ и пути его преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе функционирования государство
осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни.
Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные
составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные
отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций
представляет собой финансовую политику.
Основу финансовой политики составляют
стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач,
вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы
страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и
задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами,
стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования
финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и
стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных
территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и
взаимозависимы.
В то же время финансовая политика - относительно
самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации
политики государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует
исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна
учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен
дополняться изучением опыта использования экономического и финансового
механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики
особенно важное требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными
частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики
государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства
его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из
поставленных целей и задач.
Актуальность темы моей курсовой работы состоит в
том, что оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее
соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на
достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Исходя из представленного мною материала можно
определить основную цель курсовой работы: исследование финансовой политики как
совокупности государственных мероприятий по использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих функций, в частности - Российской Федерации,
поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является
определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления.
Содержание финансовой политики достаточно
сложное, так как захватывает широкий комплекс мероприятий, которые предполагают
перед всеми участниками экономического процесса достаточных знаний и высокой
компетенции в области финансов. Поэтому курсовая работа ставит перед собой
основные задачи в исследовании данной темы:
) Раскрыть сущность финансовой политики, ее
составных частей и их функционирование между собой;
) Обозначить пути решения проблем, встающих при
функционировании финансовой политики в частности в РФ.
. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
Успешное функционирование и развитие экономики
любого государства во многом определяется возможностью реализации
государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по
обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства,
развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление
указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности
органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания
финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического
развития.
Изменение цели развития экономики обусловливает
необходимость изменения финансовых отношений ее отраслях, сферах деятельности,
пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их
использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую
политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер
государства в области управления финансами с целью определения наиболее
эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания
финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъектами финансовой политики являются органы
законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют
и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают
конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения
и государства.
Объектами финансовой политики является
совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и
звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее
структурных элементах, к которым относятся:
· выработка научно обоснованной концепции развития
финансов
· определение основных направлений
использования финансов на перспективу и текущий период
· разработка конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов на перспективу.
Выработка научно обоснованной концепции развития
финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации
намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего
механизма реализации финансовых отношений.
Определение основных направлений использования
финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах
экономической политики государства, выделение в составе экономики приоритетных
отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий
государственных и муниципальных органов власти в финансово бюджетной сфере,
оценке внутреннего и международного положения государства.
Разработка конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется
на целях и задачах экономической политики государства, выделение в составе
экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы,
на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в
финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения
государства.
Разработка конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов предполагает выработку путей решения
поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных
направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.
Финансовую политику можно классифицировать не
только по содержательному признаку, но и по другим критериям:
· по территориальному критерию выделяют
общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику;
· по временному критерию финансовая
политика делиться на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая
стратегия включает крупно масштабные цели и задачи финансовой политики,
оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда
имеет долговременный характер. Финансовая тактика объединяет задачи и
мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу
экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом
периоде;
· в зависимости от объектов
воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов
хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных
финансов.
Финансовая политика в сфере финансов субъектов
хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области
государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов
деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в
соответствии с целями экономического развития государства.
Значение финансовой политики заключается в тех
результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации, как в течение
финансового года, так и более долгосрочном периоде
На построение финансовой политики государства
оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой
экономики, при использовании административно-командной системы управления
финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации
финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая
политика строится в условиях директивного финансового планирования и
централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и
организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.
В рыночной экономике основными целями проведения
финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных
условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение
развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной
обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не
могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых
интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные
цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.
При особенностях формирования финансовой
политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и
регулирующее.
. Любая финансовая политика в первую очередь
предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с
балансированием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальная
ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих
обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как
потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают
возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать
пути сокращения расходов и увеличения доходов. И то и другое направления сложны
с точки зрения их практического осуществления.
Особенно труден поиск дополнительных доходов,
потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво
влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм
воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется
законом Лэффера (рисунок 1).
Суть закона заключается в следующем.
Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства
и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший
уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с
другой стороны, - государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем
повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов
сокращается и стремится к нулевой отметке при 100%-ном уровне изъятия. Такое
снижение доходов происходит объективно - за счет снижения стимулов развития
экономической деятельности и субъективно - посредством сокрытия объектов
обложения и уклонения от уплаты налогов.
Рисунок - 1 Кривая Лэффера
ДБ - доходы бюджета; ДБ макс - максимальные доходы
бюджета;
НН - налоговая нагрузка; НН опт - оптимальная
налоговая нагрузка
Эта зависимость между налоговым и бременем и
доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические
субъекты свободны в выборе своего поведения. В условиях плановой экономики
закон Лэффера не действует в связи с тем, что все решения об использовании
финансовых ресурсов принимаются государством единолично и стимулом для
производителя является не объем оставшихся у него средств, а полнота выполнения
директивного задания.
Закон представляет собой объективные взаимосвязи
в поведении государства и экономических субъектов, но при этом он не определяет
конкретного уровня изъятия средств. Оптимальный уровень зависит от множества
факторов, характерных для той или иной страны, среди которых можно выделить
экономические, социальные, политические, конкретно-исторические,
психологические и другие.
Балансирование доходов и расходов государства
возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно
сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших
социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам.
Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального
эффекта, так как оно первоначально стимулирует увеличение смежных затрат.
. Кроме фискальных целей финансовая политика
предполагает регулирование экономических процессов. Регулирование
осуществляется в связи с тем, что государство располагает определенными
инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К
ним относятся: налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования,
различные нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые
отношения. С их помощью государство оказывает воздействие на размер денежных
средств, которыми располагают экономические субъекты, и тем самым влияет на
различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический
рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие
отдельных территорий, отраслей и предприятий.
Регулирование может осуществляться государством
стихийно и сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных
целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная,
то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение
финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических
субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования
определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических
субъектов.
В настоящее время регулирование является
обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно
используется для достижения целей экономического развития. Существуют два
механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный.
Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов
экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения
бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное
- связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за
счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы
сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение. При этом
возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей
регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя
воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного
положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной
экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как
экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят. Сложным
ценообразование бывает в условиях стагфляции, когда снижение экономической
активности и депрессия сочетаются с высокими темпами инфляции. В этой ситуации
государству приходится делать сложный выбор: либо регулировать денежное
обращение, стабилизировать цены и тем самым жертвовать экономическим ростом,
либо стимулировать деловую активность и еще больше усиливать инфляцию.
Финансовые инструменты регулирования
обеспечивают решение средне- и долгосрочных задач, что связано с необходимостью
наличия значительного периода времени для изменения законодательства и
адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.
Для оперативного воздействия на экономические
процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты:
учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на
кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования
средств кредитных учреждений в Центробанке.
Фискальные и регулирующие цели финансовой
политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как впервые
требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, и вторые
очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования
экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что
после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и
в ряде случаев - формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом
осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, т.е.
покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных
профицитов.
Реализация целей и задач финансовой политики
осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых
отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в
совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой
политики или финансового механизма.
Финансовый механизм
- совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических
методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их
количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является
исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет
способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В
финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый их которых является
результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при
формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На
практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе
мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного
самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются
конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на
доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды
по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы
пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе
предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных
расходов - на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание
аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых
обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы и прочие
расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых
ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме
в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные
отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг,
доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Под формой организации финансовых отношений
понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма
аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий
его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются
различные формы расходов бюджетов (например, в РФ это ст. 69 БК РФ), формы
поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения
финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и
др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут
включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и
налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также
порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового
обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и
государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в
финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и
практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить
четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
) финансовый метод используется для формирования
финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе.
Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы
коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в
некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм;
формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях
происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
2) метод кредитования связан с
преставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.
На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов
и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), на микроуровне - при получении
юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (в РФ это - ст. 76-77
БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг
коммерческим организациям;
) налоговый метод подразумевает
аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей
(налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и
безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый
метод является преобладающим при формировании базы деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использования
следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью
налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов,
остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения
финансовой устойчивости организаций и финансовой устойчивости организаций и
финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
Методы практического осуществления операций,
непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов,
которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в
разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы
финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления
финансами, методы финансового контроля).
Финансовый механизм является инструментом
осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных
образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти
стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее
стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов
финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм
финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования
каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка
финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального
развития государства обязательно регламентируется соответствующими
нормативно-правовыми документами.
Финансовый механизм включает множество
взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих
разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения,
структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято
классифицировать по различным признакам.
В зависимости от состава сфер и звеньев
финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм,
он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят
финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм
некоммерческих организаций и финансовый механизм индивидуальных
предпринимателей) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает
бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных
внебюджетных фондов).
Внутри каждого из перечисленных звеньев
финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего
деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического
содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм
мобилизации денежных средств в федеральный, региональный и местные бюджеты;
механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и
физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения
денежных средств.
По воздействию на общественное производство в
составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:
механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового
регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования
общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов
используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых
ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых
ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и
построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать
воздействие отдельных элементов и его конкретные сферы, инициировать ускорение
развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в
конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих элементов финансового
механизма в зависимости от условий экономического и социального развития
общества предопределяет возможности его количественного и качественного
воздействия на экономику и социальную сферу.
Количественное воздействие финансового механизма
выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и
органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями
финансовой системы государства. В зависимости соотношения объема финансовых
ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых
поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок,
объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется
воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие
общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма
связано с использованием таких методов формирования и направлений использования
финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют
их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта
хозяйствования, так и экономики в целом.
Эффективность используемого финансового
механизма определяется взаимосвязанным, согласованием, комплексным функционированием
всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования
финансового механизма являются:
§ объективная обоснованность финансового
механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей
развития экономики государства. Только при таком условии использование
элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность,
сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение
финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную
защиту и благосостояние населения;
§ соответствие условиям развития экономики и
методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики
использования только директивный финансовый механизм, обеспечивающий
организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых
ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным
отношениям функционирования экономики используется иной механизм организации
финансовых отношений, предполагающих широкое применение разнообразных
инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического
развития: налоговый механизм строится с учетом не только фискальной функции, но
также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности
и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению
негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового
обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и
малоимущим слом населения; бюджетный механизм характеризуется использованием
принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств,
принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления
финансового контроля;
§ связь финансового механизма с факторами
производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений:
использование элементов финансового механизма должно способствовать
удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в
финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального
экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
§ взаимосвязь составных элементов финансового
механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет
последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов
финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных требований и подходов к
организации и функционированию финансового механизма является залогом его
успешного использования в ходе управления финансовыми на централизованном и
децентрализованном уровнях.
. Налоговая политика государства
Налоговая политика является одной из наиболее
острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все
более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных
экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих
равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с
государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение
налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в
бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы
за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное
регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий
элемент.
Эта проблема касается не только инвестиций, но и
конкурентоспособности национальных производителей, поскольку налоги (как
косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором. Это означает, что
при прочих равных условиях обретает конкурентные преимущества национальное
производство страны, налоговое бремя в которой ниже, чем у соперничающих
государств. Например, снижение налогов в Германии в результате реформы
2000-2001 гг. заставляет в условиях интеграциях стран ЕС предпринимать
адекватные меры для поддержания конкурентоспособности национального
производства правительства Франции и Испании. Таким образом, можно говорить о
том, что в условиях глобализации мировой экономики возникает эффект «налогового
домино». Отсюда можно сделать важный для формирования национальной налоговой
политики вывод: налоговая политика любого государства должна строиться во
взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами
- крупными экономическими партнерами данного государства. Этот вывод имеет
особое значение, поскольку международные организации (например ОЭСР) иногда
практикуют применение различных санкций к товарам из стран, налоговая система
которых противоречит стандартам, принятым данными организациями. Отсюда
очевидно, что ориентация на нестандартную налоговую систему обречена на неудачу
даже в тех случаях, когда она представляется весьма привлекательной для
достижения текущих экономических и политических целей.
Следует учитывать и тот факт, что сущность
налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как
общенациональные цели государства, соотношение между различными формами
собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики
и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и
управления, т.е. стоящие в настоящее время у власти политические силы.
Налоговая политика государства отражает тип,
степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в
зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она представляет собой
систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью
финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены
социально-экономическим строем обще6ства, социальными группами, стоящими у
власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики,
и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Налоговая политика - совокупность осуществляемых
государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной
уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое
финансирование.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению
государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства
страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений
неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой
политики можно условно разделить на три основные группы:
фискальная - мобилизация денежных средств в
бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения
его функций финансовыми ресурсами;
экономическая, или регулирующая, - направлена на
повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и
предпринимательской активности в стране и международных экономических связей,
содействие решению социальных проблем;
контролирующая - контроль за деятельностью
субъектов экономики.
Одна из основных задач государственной налоговой
политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной
финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование
экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между
средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые
перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Условно выделяют три возможных типа налоговой
политики:
Первый тип - высокий уровень налогообложения,
т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При
выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня
налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных
уровней.
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое
бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные
интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует
скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку
обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень
налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных
инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает
уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на
субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные
социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно
существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических
лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной
защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и
программ.
Для налоговой политики стран, которые имеют
долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие
черты:
§ четкое определение проблем, стоящих перед
экономикой страны;
§ ранжирование целей по степени их важности и
концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
§ проведение аналитической работы и изучение
зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических
результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ
реформирования;
§ оценка эффективности реализации подобных
программ в прошлом;
§ анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
§ анализ исходных условий;
§ корректировка политики с учетом национальной
специфики и специфики момента времени.
На практике налоговая политика осуществляется
через налоговый механизм, который представляет собой совокупность
организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство
придает этому механизму юридическую форму посредством налогового
законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной
налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми
и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме
ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги
существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те
физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны
платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни
высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип
платежеспособности).
Второй подход основан на том, что более высокие
налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых
обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости,
поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги,
представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих
концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые
отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны
правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению
возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой
политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового
механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие
как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки
уплаты, ставки, санкции.
Специфика института налоговых льгот определяется
видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их
применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов
организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:
§ применение налоговых льгот не носит
избирательного характера;
§ инвестиционные льготы предоставляются
исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных
инвестиционных программ и заданные объемы производства;
§ применение льгот не должно наносить
существенного ущерба государственным экономическим интересам;
§ порядок действия налоговых льгот определяется законом
и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.
Другим важным инструментом государственного
налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль
двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства
(санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или
внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на
использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе
с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной
работы контролирующих органов.
Таким образом, рассматривая основные инструменты
налогового регулирования можно сказать, что по своему характеру налоговое
регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При
разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых
отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации
налогов, а с другой - интересы государства, которое исходит из необходимости
полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из
самых важных моментов является правильное определение оптимального размера
налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую
работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.
. Бюджетная политика
Главным звеном финансовой системы является
государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный
период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников
поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств.
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается
высшими законодательными органами.
Ныне экономисты самых различных школ
безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее
воздействие на любую экономическую систему.
Бюджетно-фискальная политика - политика
государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная
по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики,
роста ВНП.
Фискальная политика как способ финансового
регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов -
налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида
фискальной политики: дискреционная и недискреционная.
Дискреционная фискальная политика - сознательное
манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами
трансфертных платежей.
Основными инструментами дискреционной политики
являются:
) изменение объема налоговых изъятий или отмены
налогов или изменение налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство
может удержать доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить
располагаемый доход в период бума;
) осуществление за счет средств государственного
бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных
работой;
) реализация социальных программ, которые
включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим
семьям, расходы на образование.
В зависимости от состояния экономики
правительство проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую фискальную
политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая
предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. В
период спада осуществляется стимулирующая политика, предполагающая снижение
налогов и увеличение государственных расходов.
Недискреционная фискальная политика -
автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое
переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках
налогов и трансфертных программ.
Основным инструментом недискреционной фискальной
политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по
бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые
воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в
зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы
населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный
налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в
государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях
экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные
налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически
увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.
Встроенные стабилизаторы направлены на
преодоление возможного спада производства и отрицательных последствий инфляции,
но без необходимости принятия каких-либо конкретных мер со стороны политиков.
Встроенная стабильность налоговой системы и пособий, устанавливаемых в
процентах от прежнего заработка, смягчает тяжесть экономических колебаний, хотя
и не способна полностью скорректировать нежелательные последствия циклического
развития экономики.
Фискальная функция бюджета - предполагает, с
одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих
прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е.
тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой
стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением
государственных услуг.
Она непосредственно связана с его
распределительной функцией, однако не имеет своих специфических форм реализации,
ибо фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного
дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как
контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых
ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь
обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема
предоставляемых государственных услуг.
Эффективность фискальной политики значительно
возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной
политики.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит
том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке
дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей
фискальной политике.
Стимулирующая фискальная политика включает:
) увеличение государственных расходов, или
) снижение налогов, или
Если имеет место сбалансированный бюджет,
фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного
бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике
имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует
сдерживающая фискальная политика.
Сдерживающая фискальная политика включает:
) уменьшение правительственных расходов, или
) увеличение налогов, или
) сочетание первого и второго.
Фискальная политика должна ориентироваться на
положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит
проблема контроля за инфляцией.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая
правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее
часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как
осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением
бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о
действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это
объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки
могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных
расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения
объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием
встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность
оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он
показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если
бы экономика функционировала в условиях полной занятости.
Изменение бюджета полной занятости показывает,
как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост
дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о
проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение
совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка
бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей
фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.
Фискальная функция проявляется в обеспечении
государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных
потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за
счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Через фискальную функцию государство
обеспечивает:
достижение баланса между доходами и расходами
бюджетов;
равномерное распределение налоговых поступлений
по звеньям бюджетной системы;
повышение уровня социальной инфраструктуры в
стране и в каждом отдельном регионе;
выполнение функций и задач государства;
сохранение социальной стабильности.
Инструментарий фискальной политики включает:
манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того,
трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим
комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики
является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый
механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют на
экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных
расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные
закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок
имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не
включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и
располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от
национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют
на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом
отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги
означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого
дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но
и сбережений.
Рассмотрев основные цели и задачи финансовой
политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее
успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения
намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий
экономического развития с целью корректировки тактических направлений
финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и
особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
финансовый бюджетный налоговый
политика
4. Финансовый кризис в РФ и пути его преодоления
Анализ экономики России за последние несколько
лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших
составляющих успешной финансовой политики, определенных на основе
международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных
обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов,
обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита,
способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок,
увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует
достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а
следовательно, и повышению уровня народного благосостояния
Основные цели и задачи бюджетной политики на
2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
При определении целей и задач финансовой
политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла
неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала.
Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.
Внешние факторы оказывают серьезное воздействие
на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря
на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя
структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям
динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры
экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки,
здравоохранения.
При таких условиях необходимо повышение
устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры,
внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных
услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования
благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
В этих целях бюджетная политика должна
формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные
сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть
активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Наиболее острой проблемой в настоящее время
является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно
макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы
граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает
основы многолетнего бюджетного планирования.
Кроме того, с точки зрения создания основ
долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление
отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность
занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте
количества пенсионеров.
Обеспечение сбалансированности пенсионной
системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики.
Для повышения эффективности и результативности
бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться
на решении следующих основных задач.
Первое. Бюджетная политика должна сохранить свое
значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна
быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя
важную роль в снижении инфляции.
Одной из базовых предпосылок решения этой задачи
является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом
Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости
бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита
федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации совместно с
Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения
инфляции.
Второе. Необходимо усилить роль бюджета в
стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на
долгосрочную перспективу.
Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период
должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на
15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную
перспективу.
К 1 августа текущего года необходимо разработать
долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в
себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и
установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать
бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской
экономики и адресности социальной политики.
Долгосрочное бюджетное планирование должно стать
реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в
то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это
предполагает принятие активных мер по повышению качества
государственных услуг, обеспечению роста
производительности труда в государственном секторе.
При расширении горизонта бюджетного
прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах
деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при
принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.
На федеральном уровне должна быть сформирована
система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки
эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным
корпорациям.
В целях обеспечения в полной мере реализации
принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из
основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования
необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза
социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать
современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного
государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.
Третье. Необходимо сформировать устойчивый
механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для
получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому
это предстоит в будущем.
Здесь необходим широкий комплекс мер, в том
числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие
негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление
пенсионными накоплениями.
Важную роль может сыграть система
софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда
национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия
по ее введению в действие до конца текущего года.
Четвертое. Эффективное расходование бюджетных
средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на
основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого
финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения
соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании
требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в
автономные учреждения.
Пятое. Завершение переходного периода
формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009 г. должны в
полном объеме вступить в силу положения Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие
финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и
местными бюджетами.
По-прежнему требуется оказание вновь созданным
муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов
и процедур управления муниципальными финансами.
Шестое. Практический переход на современные
принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных
программ за счет бюджетных средств.
С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного
кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в
максимально возможной степени следует применять и в переходный период.
Седьмое. Дальнейшее развитие практики
бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного
планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных
направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных
программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Каждая программа должна предусматривать конкретные
цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах
осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных
целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным
внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Следует пересмотреть механизм формирования и
реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном
использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения
обязательств.
Восьмое. Повышение эффективности управления
средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно
свободными бюджетными средствами.
Обеспечение надежности размещения средств этих
фондов остается безусловным приоритетом.
В то же время по мере накопления опыта
управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях
повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава
активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов
могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов.
Девятое. Повышение качества управления
государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.
Следует в ближайшие годы завершить процесс
акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся
необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая
база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а
также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей
приватизации части имущества унитарного предприятия.
Необходимо расширить практику представления
интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми
директорами вместо государственных служащих.
Следует обеспечить полноценный учет имущества
казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.
Десятое. Расширение практики учета
результативности работы органов государственной власти субъектов Российской
Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет
средств федерального бюджета.
Одиннадцатое. Совершенствование структуры и
механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение
параллелизма и дублирования в этой сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся система управления финансами базируется на
финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют
законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу
особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой
политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному
Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и
на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с
целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения
социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть
исполнительной вести власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для
реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для
рассмотрения и принятия. Если государственная Дума не принимает закон или
принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основные
содержания закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять
финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо
добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия
Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном
противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической,
ни в финансовой политике.
Важная составная часть финансовой политики -
установление финансового механизма, при помощи которого происходит
осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Создание рыночных отношений немыслимо без
проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики
потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа
и учета действующей практики при проведении реформ для оперативного внесения
соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки
по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и
фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.
Финансовая политика, как часть системы управления
финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне
субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов
власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции
ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации
участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета
Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
При выработке финансовой политики следует
исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна
учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен
дополняться изучением опыта использования экономического и финансового
механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики
особенно важное требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными
частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики
государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства
его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из
поставленных целей и задач.
В своей курсовой работе мною было рассмотрено
много аспектов финансовой политики, многие проблемы были затронуты, поэтому для
решения всех проблем, обозначенных в курсовой работе необходимо
усовершенствовать законодательную базу Российской Федерации в области
функционирования финансовой политики.
1. Федеральный
закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
2. Бюджетный
кодекс РФ с измен. и доп. от 15.04.2003 г.
-Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному собранию. О бюджетной политике в 2009 2011
годах <http://www.amic.ru/news/88131/>, опубликовано 24 июня 2008 г.
1. А.М.
Бабич. Финансы.- Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - с.200.
2. Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под. Ред. М.В. Романовского,
О.В. Врублевской. - М.: Юрайт. 1999. - с. 345.
3. Вахрин
П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М., 2002., с. 250.
4. Годин
А.М., Шапорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб.
пособие. - М., 2002, с. 437.
5. Миляков
Н.В. Финансы: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Никитин
С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. -
СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. - с.345.
7. Сабанти
Б.М. Финансы современной России: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1999. -
с539.
8. Финансы,
денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2003
г.-с. 433.
9. Финансы:
Учеб. Пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.:
Финансы и статистика. 1998 - с. 384.
10. Христенко
В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт,
проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002. - с. 345.