возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора.
.2 Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Правовой режим залога в налоговых отношениях регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Таким образом, в данной ситуации налоговое законодательство выступает специальным по отношению к нормам гражданского права. Общие нормы, регулирующие залоговые отношения, установлены Гражданским кодексом, а именно, параграфом 3 "Залог".
Залог - эффективное средство обеспечения обязательств при инфляции, при участившихся случаях нарушения обязательств (см. Приложение 3). Ещё древние римляне определяли специфическое значение залога в обеспечении обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения должником обеспечиваемого залогом обязательства получить удовлетворение за счёт заложенного имущества. Например, в случае если налогоплательщик не рассчитается по долгам, заложенное имущество может быть продано. Решение о продаже заложенного имущества, как правило, принимается судом, однако в некоторых случаях кредитор может реализовать заложенное имущество и без решения суда.
Продажа заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится с торгов в сжатые, оговоренные сроки, и поэтому эта вынужденная продажа происходит по ликвидационной стоимости (см. Приложение 4). Существует несколько особенностей оценки ликвидационной (залоговой) стоимости для целей оформления залога:
во-первых, данная оценка является прогнозной. Залоговая стоимость определяется при заключении кредитного договора, но по состоянию на момент истечения срока по кредиту с добавлением времени на быструю продажу с торгов;
во-вторых, поскольку намечается возможная будущая продажа с открытых торгов, то вероятна смена собственника и соответствующая модификация условий применения имущества;
в-третьих, расчет залоговой (ликвидационной) стоимости выполняется на основе предварительной оценки рыночной стоимости.
Некоторые особенности имеет оценка недвижимости для целей залога. Для оценки недвижимости залогодатель должен представить оценщику следующие документы:
документы, подтверждающие право собственности на каждый объект (свидетельство о государственной регистрации);
документы, на основании которых приобретена собственность (договора купли-продажи, мены и др., распоряжение вышестоящего органа и др.);
справка БТИ установленной формы (форма 11а) с указанием объекта оценки;
технический паспорт строения;
документ на право пользования земельным участком;
договора аренды и субаренды (при их наличии);
сводный сметный расчет по каждому объекту (при наличии) .
По общему правилу залог возникает в силу договора, но может возникать и на основании закона. Договор о залоге оформляется составлением отдельного документа либо соответствующей припиской к основному договору. Наряду с реквизитами сторон в нём должны указываться: предмет залога (состав и стоимость заложенного имущества), существо обеспечиваемого залогом требования (размер, срок исполнения), а также указание на то, у кого должно находиться заложенное имущество (вид залога).
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счёт средств залогодателя налоговому органу с возложением на него обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества, в том числе сделки, совершаемые в целях погашения сумм задолженности, могут совершаться только по согласованию с налоговым органом.
Законом предусматривается два вида залога:
имущество остаётся у залогодателя - залог;
имущество передаётся залогодержателю - заклад, например, передача вещи. Залогом в том или ином виде обеспечиваются требования, вытекающие из договоров купли-продажи, займа, банковской ссуды, имущественного найма.
Предметом залога может быть любое движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги. Однако нельзя заложить следующие виды имущества:
имущество, изъятое из оборота (драгоценные камни и изделия из них, вооружения, боеприпасы);
требования, носящие личный характер (например, требования об алиментах, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью);
иные права, уступка которых другому лицу запрещена законом;
отдельные виды имущества, в частности имущество граждан, на которое не допускается обращение взыскания.
Залог земельных участков, предприятий, строений, которые остаются во владении и пользовании залогодателей, называется ипотекой. В договоре об ипотеке должна указываться оценочная стоимость предмета ипотеки. Залоговая стоимость имущества составляет обычно 50-70% его рыночной стоимости, поэтому ипотека одного и того же имущества может обеспечивать несколько требований в пределах стоимости заложенного имущества. Залогом допускается перезалог уже заложенного имущества. В этом случае залогодатель обязан сообщить последующим залогодержателям обо всех договорах, обременяющих закладываемое имущество. Требования последующих залогодержателей удовлетворяются лишь после удовлетворения требований предшествующих залогодержателей.
Один из способов обеспечения исполнения обязательств - поручительство. В соответствии со статьей 361 ГК РФ, по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В налоговом праве это означает, что в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо.
При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а так же процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов. В отличие от гражданских правоотношений, в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объёме, а не в части. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем. Если срок договора поручительства не определён, поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством договора не предъявил иска к поручителю. Поручительство прекращается, если кредитор не предъявил иска поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.
Налоговое законодательство понимает под пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки, более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах.
Пеня направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий бюджет. Особенностью правового режима пени является возможность ее применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налого-вой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Например, если налогоплательщик по результатам налоговой проверки был привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного штрафа, обязан будет уплатить и пени.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени.
Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Если уплаченной суммы недостаточно для покрытия в полном объеме недоимки и пени, то в первую очередь погашается задолженность по налогу, а затем суммы пени. Закон допускает принудительное взыскание пени за счет:
) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;
) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в НК РФ порядке (порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным: в бесспорном порядке пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц).
В случае превышения пени размера налоговой недоимки она превращается в налоговую санкцию и приобретает штрафную функцию.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке - это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:
исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;
исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;
платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;
отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.
Приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам как рублевым, так и валютным, а "заморозить" ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. С 1.01.2009 года по валютному счету организации будут приостанавливаться не все операции, а только в пределах суммы, которая указана в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления. В связи с этим организация - налогоплательщик вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счете в банке, в части превышения суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении, по своему усмотрению. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:
у организации возникает недоимка по налогам и сборам;
организация не представила налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации.
Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено.
Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).
Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:
несоответствие нормам налогового законодательства;
нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.
Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:
отсутствие задолженности по налогам;
вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;
непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;
вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;
отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;
решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;
отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).
В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.
Все же, в случае применения приостановления банк обязан, безусловно, принять решение налогового органа к исполнению и не-медленно приостановить операции по счету своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операции по счету.
Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации или документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 77 НК РФ, арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества (см. Приложение 6). Юридическая сущность ареста имущества налогоплательщика заключается в том, что он является административно - правовым ограничением права распоряжаться собственностью.
Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Применение ареста имущества самым непосредственным образом затрагивает право собственности и не может осуществляется без учета соответствующих норм гражданского права. Согласно ст. 209 ГК РФ, право собственности предполагает наличие у собственника трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.
Положение п. 1 ст. 77 НК РФ о том, что арест представляет собой ограничение "права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества" означает, что арест может налагаться на имущество, в отношении которого налогоплательщик - организация осуществляет все три присущие собственнику правомочия; владение, пользование, распоряжение.
Проблемным является вопрос возможности ареста имущества, которым налогоплательщик-организация владеет и пользуется на правах лизинга. С одной стороны, в отношении такого имущества налогоплательщик-организация не имеет такого присущего собственнику правомочия, как распоряжение, С другой - по мере уплаты соответствующих платежей на пропорциональную часть взятого в лизинг имущества распространяются правомочия собственника в полном объеме.
Не может подвергаться аресту и имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку они владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником же этого имущества является государство.
При аресте имущества собственник теряет свободу пользования и владения арестованным имуществом. Эти правомочия осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Права на арестованное имущество могут быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признается ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешениями под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.
Налоговым законодательством в качестве гарантии соблюдения прав собственника-налогоплательщика установлено ограничение относительно объёму арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.
Решение об аресте имущества принимается в форме постановления руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом. Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности или путем реализации этого арестованного имущества.
.1 Исполнения обязанности по уплате налогов на налоговые доходы бюджетной системы субъекта РФ
Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственный бюджет. Как часть, распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Каждое юридическое или физическое лицо должно участвовать в формировании бюджета и государственных внебюджетных фондов по законодательству установленному государством, путем внесения обязательных платежей. Взимание налогов предполагает использование основных принципов налогообложения, которые создают одинаковые правила уплаты обязательных платежей в бюджет.
По данным ФНС России, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40% валового внутреннего продукта создается в теневом секторе экономики, основная часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет России не до поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики производят отчисления в бюджетную систему в виде налогов, составляющих около половины ВВП. В среднем получается, что в бюджете отчисляется около 1/3 ВВП.
На показатель налогового изъятия ВВП в России влияет в значительной мере и показатель собираемости налогов, так как доля изъятия ВВП через налоги рассчитывается исходя из уплаченных в бюджет налогов. Следует иметь в виду, что налоговая обязанность и ее фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.
Оценкой исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является коэффициента собираемости налогов. Принято считать, что чем выше собираемость налогов, тем эффективнее работает налоговая система.
Повышение собираемости налогов в большей степени зависит от улучшения общей экономической ситуации.
Во-первых, любое увеличение собираемости налогов приводит к повышению расходов федерального, региональных и местных бюджетов;
Во-вторых, рассматривая уровень собираемости налогов как один из критериев бюджетной безопасности, неправомерно абстрагироваться от того, за счет какой категории налогоплательщиков достигается повышение собираемости налогов.
Таблица 1. Показатели федерального бюджета РФ
201220132014Изменения 2014 -100% 20122013Доходы, млрд. руб.8844950310379+659+1535Расходы, млрд. руб106581123812176+580+1518+/--1814-1734-1795--ВВП503895595061920+5561+11531Инфляция, %6,55,05,5--
Показатели утверждены Федеральным законом от 13.12.2010 № 357 ФЗ "О Федеральном бюджете на 2014 г и на плановый период 2012, 2013 гг.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП
Динамика снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 17,4 % в 2013 году до 16,8 % в 2014 году обусловлена уменьшением объемов нефтегазовых доходов, что свидетельствует как о сохранении зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, так и о необходимости реализации системных и последовательных мер, направленных на диверсификацию и развитие доходного потенциала федерального бюджета.
Предусматривается рост расходов федерального бюджета в номинальном выражении в 2011 году - на 4,2 %, в 2012 году - на 5,4%, в 2013 году - на 8,3 %. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2011 году снизится на 2,7 %, в 2012 году - на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).
.2 Анализ собираемости налогов и сборов на территории Иркутской области
Анализ деятельности Управления Федеральной налоговой службы Иркутской области мы провели на основании данных Налогового паспорта региона, который является действенным инструментом для определения реальной базы по основным видам налогов и категориям налогоплательщиков и помогает разработке конкретных мер по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной части бюджетов всех уровней; способствует проведению рациональной налоговой политики, обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, созданию более объективных межбюжетных отношений.
В соответствии с предложенной выше системой показателей оценку государственной политики в сфере налогообложения целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Иркутской области.
Таблица 2 Динамика и структура налогоплательщиков (юридических лиц) в Иркутской области за 2012-2014 гг.
Налогоплательщики2012 г.2013 г.2014 г.Абсолютное Изменение (+,-)Изменения в структуре (+,-), %количествоудельный вес, %количествоудельный вес, %количествоудельный вес, %Индивидуальные предприниматели9736121,678660816,987855313,03-18808-8,64Крестьянские (фермерские) хозяйства)42230,9433720,6629460,49-1277-0,45Юридические лица34780277,3942003982,3652152886,491737269,09Всего449386100510019100603027100153641Х
Расчеты в таблице 4 показали, что в 2014 г. по сравнению с 2012 г. количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 18808 чел. (с 97361 ИП в 2014 г. до 78553 ИП в 2014 г.), количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 1277 хозяйств (с 4223 в 2012 г. до 2946 крестьянских хозяйств в 2014 г.). В то же время количество юридических лиц выросла на 173726 юр. лиц (с 347802 в 2012 г. до 521528 юр. лиц в 2014 г.)
Данные изменения в динамике связаны не только с желанием налогоплательщиков изменить организационно-правовую форму своей деятельности, но и с некоторыми особенностями в законодательстве РФ. Так, по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 ГК РФ). В то время как ответственность учредителя (участника) ТОО или акционера АО по обязательствам организации является ограниченной, лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал ТОО (принадлежащих акционеру акций АО).
В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в МНС, увеличилось на 153641 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения Иркутской области.
Таким образом, в структуре налогоплательщиков по иркутской области за весь исследуемый период наблюдается значительное преобладание юридических лиц - 77,39% в 2012 г., 82,36% - в 2013 г. и 86,49% в 2014 г. Увеличение доли юридических лиц составило 9,09% (таблица 1).
Наименьшая доля принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам: 0,94% в 2012 г., 0,66% в 2013 г. и 0,49% в 2014 г. В динамике наблюдается снижение их доли на 0,45% (таблица 1). Также уменьшился удельный вес индивидуальных предпринимателей - на 8,64% (таблица 4), который в структуре налогоплательщиков составлял в 2012 г. - 21,67%, в 2013 г. - 16,98%, в 2014 г. - 13,03%.
С учетом того, что Иркутский край считается территорией сельскохозяйственного значения в структуре народного хозяйства за счет благоприятных погодных условий и обширных площадей сельскохозяйственных угодий, мизерная доля крестьянских (фермерских) хозяйств указывает на нерациональную экономическую и налоговую политику Правительства Иркутской области в данной сфере.
Таким образом, изменения в налоговом законодательстве снизили нагрузку налогоплательщиков по платежам в бюджет федерации, и повысили по поступлениям в бюджет субъекта. Данный факт можно интерпретировать как повышающий эффективность региональной налоговой политики государства.
Снижение налоговой нагрузки по основным налогам характеризует региональную налоговую политику государства положительно. В условиях кризиса данный фактор является одним из наиболее важных для налогоплательщиков.
Таблица 3 Поступления основных администрируемых доходов по Иркутской области в консолидированный бюджет РФ за 2012-2014 гг. в структуре консолидированного бюджета РФ
Показатели2012 г.2013 г.2014 г.Абсолютное Изменение (+,-)Изменения в структуре (+,-), %количествоудельный вес, %количествоудельный вес, %количествоудельный вес, %ВСЕГО ПО АДМИНИСТРИРУЕМЫМ ДОХОДАМ93 426,27100,0106 156,70100,0129 163,40100,035 737,130Налог на прибыль организации14 627,8015,723 142,2621,827 182,1621,012 554,365,3Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет3 164,043,43 881,003,74 746,233,71 582,190,3Налог на доходы физических лиц8 505,769,111 195,4510,514 860,3011,56 354,542,4Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ14 645,7315,711 631,5611,02 259,921,7-12 385,81-14Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, в том числе1 996,482,13 208,953,02 507,971,9511,49- 0,2на спирт этиловый (в т.ч. этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья28,940,093,560,12,530,0-26,410на спиртосодержащую продукцию0,040,0-0,01-0,000,0-0,040на алкогольную продукцию137,060,1116,300,12,370,0-134,69-0,1на табачную продукцию0,000,00,000,00,000,00,000на нефтепродукты1 567,601,72 774,022,62 225,831,7658,230на автомобили легковые и мотоциклы0,000,00,000,00,100,00,100Налог на имущество физических лиц28,790,061,990,179,270,150,480,1Налог на имущество организаций2 241,812,42 583,282,43 339,652,61 097,840,2Транспортный налог421,480,5412,690,4692,240,5270,760Налог на игорный бизнес339,450,4373,640,4368,650,329,20-0,1Земельный налог615,660,7888,100,81 299,561,0683,900,3Налог на добычу полезных ископаемых45 139,3248,346 809,9944,169 564,0653,924 424,745,6Водный налог581,590,6628,790,6644,920,563,33-0,1Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов0,030,00,350,00,030,00,000Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН418,370,4613,510,6895,100,7476,730,3Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности503,140,5538,640,5595,360,592,220Единый сельскохозяйственный налог6,860,016,360,046,430,039,570Остальные налоги и сборы189,960,2170,140,281,560,1-108,40-0,1
Расчеты, проведенные в таблице 2, показали, что в динамике наблюдается рост поступлений в консолидированный бюджет РФ по налогу на добычу полезных ископаемых - на 5,6%; по налогу на прибыль - на 5,3%; по налогу на доходы физических лиц - на 2,4%, по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - на 0,3%; по земельному налогу - на 0,3%; по Единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН - на 0,3%; по налогу на имущество организаций и физических лиц - соответственно на 0,2% и 0,1%. По остальным налогам и по акцизам наблюдается снижение поступлений. При этом в динамике наибольшее снижение наблюдается по НДС на товары, реализуемые на территории РФ - на 14%.
3. Собираемость налогов и сборов и методические подходы к ее повышению
.1 Исследование зарубежного опыта взыскания недоимки по налогам и его адаптация к российской экономике
С вопросами налоговых неплатежей сталкиваются во всех странах мира. В этой связи практический интерес имеют процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам при их неуплате, используемые в других странах.
Даже в государствах с довольно высоким уровнем налоговой дисциплины вопрос взыскания недоимок достаточно остр. Так, в Японии число лиц, имеющих долги по уплате общенациональных налогов, каждый год составляет примерно 300 тысяч, а суммы недоимок, например, лишь по налогу на потребление достигла в 2012 голу 600 млрд. иен.
В 2013 году в части региональных инспекций этой страны число недоимщиков в расчете на одного налогового инспектора выросло больше чем на 100. В Чехии, согласно данным Министерства финансов данной страны, налоговая задолженность составила на конец мая 2013 года примерно 100 млрд крон. Все больше масштаб обрисовывается в уклонении от уплаты налогов даже в Германии. По информации последних соцопросов, 80 % взрослого населения думает, что быть честным налогоплательщиком совершенно невыгодно, а 50 % признают, что им нравится "водить государство за нос". По мнению экспертов, в Германии выплачиваются налоги целиком только с половины совокупных доходов. Еще с четверти - казна имеет лишь 60 - 70% причитающихся ей налогов, а предприниматели используют легальные и нелегальные приемы, чтобы минимизировать сумму налога. С оставшейся части доходов налоги не платят совсем. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что и в зарубежных странах проблема налоговых задолженностей - верх актуальности.
В налоговом законодательстве зарубежных государств выделяется два главных этапа взыскания: использование налоговыми органами мер по выполнению принудительного взыскания долгов по налогам и сборам и прямое обращение взыскания на имущество налогоплательщика. Принудительным взысканием строится основа права государства как кредитора истребовать с налогоплательщика - должника безусловного выполнения налоговой обязанности. Так, в канадском законодательном Акте, который регулирует подоходное налогообложение, указано, что "все налоги, проценты, пени, издержки и иные суммы, подлежащие уплате согласно данному Акту, являются долговым обязательством в отношении к Ее Величеству и они взыскиваются через Федеральный суд Канады либо любой суд компетентной юрисдикции либо любым иным способом".
К популярным обеспечительным мерам относят конфискацию денежных средств, уплачиваемых в качестве заработной платы, списание средств, имеющихся на банковском счете, арест имущества либо установление запрета на выполнение сделок с ним. Во многих странах эти меры применяют налоговые администрации во внесудебном порядке.
В Беларуси, равно как и в России, налоговые органы имеют право приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках при непредставлении документов, связанных с вычислением и уплатой налогов, а еще и установления фактов сокрытия доходов (прибыли) и прочих объектов налогообложения. Суммы невнесенных в бюджет налогов взыскиваются со счетов недоимщиков по решению органа взыскания при помощи предъявления в обслуживающие их банки инкассового распоряжения на списание.
В Швейцарских условиях налоговые органы имеют все полномочия, носящие чрезвычайный характер. В частности, им разрешено запретить продажу активов либо истребовать уплаты налога в любое время, когда есть сомнения в том, что налоговая обязанность в дальнейшем будет выполнена. Налоговые администрации вправе арестовывать либо ограничивать выезд из страны и самих налогоплательщиков когда они уклоняются от выполнения своих обязанностей. Такое право предоставлено налоговым органам в странах: Великобритания, Канада, Дания, Финляндия, Япония.
В ряде государств к неплательщикам применяют достаточно жесткую систему наказаний. Например, в Китае, когда сумма невыплаченных налогов находится на уровне 10 % от обязательных платежей, но при этом не превышает 10 тыс юаней (около одной тысячи долларов США), виновник может получить штрафные санкции, накладываемые налоговыми органами. При превышении данной суммы либо повторном нарушении к делу подключают органы прокуратуры. В уголовном законодательстве Китая также есть специальная "налоговая" статья, состоящая из десяти частей, которая предусматривает разные сроки лишения свободы с непременной конфискацией имущества. Наказание за неуплату налогов в виде тюремного заключения есть и во Франции.
Необходимо отметить и материально-техническое оснащение налоговых органов разных государств. Так, налоговая служба Франции содержит четыре уровня:
а) центральные
б) национальные
в) региональные службы
г) службы местной компетенции - на уровне департаментов.
Все подразделения службы имеют самую передовую вычислительную технику, позволяющую не только с наибольшей эффективностью рассчитывать и отслеживать корректность уплаты налогов, но также выявлять нарушителей законодательства в сфере налогообложения.
Общепризнанно высокая эффективность деятельности подразделений налоговых расследований и розыска во Франции объясняется в первую очередь обширными полномочиями, которые предоставлены службе в законодательном порядке. Здесь говорится о безусловном праве иметь в любых государственных, частных и общественных учреждениях и организациях всю информацию, важную для проведения расследования. Нет у налоговых работников из Франции и вопросов с кредитно-банковскими структурами - нужные сведения предоставляют по первому требованию. Быть во Франции работником налоговой службы очень престижно, и недостатка в высококвалифицированных кадрах совершенно нет, поскольку уровень оплаты труда налоговых служащих почти на 20 % выше, нежели в иных государственных учреждениях.
Во многих странах Запада добросовестные налогоплательщики находятся на особом счету. Их поощряют и предоставляют некоторые льготы. Аналогичное есть и у менее развитых стран. Так, в Индонезии каждый год публикуется реестр 200 частных фирм и физических лиц, которые уплатили самый крупный налог.
Таких налогоплательщиков отмечают почетными грамотами, по традиции вручаемых президентом государства. Одновременно виновники торжества обретают и налоговые послабления. Кроме этого, публикация списка добросовестных налогоплательщиков создает для них хорошую рекламу, способствуя росту их авторитета.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том факте, что общепринятые меры по взысканию задолженностей налогов, используемые во многих странах мира, также используют и в нашей стране. Особым интересом пользуется создание информационной базы для учета должников по выплате налогов.
Заключение
В результате данного исследования автор пришел к следующим выводам и предложениям по вопросам повышения собираемости налогов и сборов в бюджетную систему РФ и отдельного субъекта РФ:
уточнено понятие "обязанность по уплате налога и сбора" с позиции проявления фискальной функции налогов и законно установленной государством необходимости. Обязанность по уплате налогов и сборов определена Конституцией РФ. Понятия "налоговое обязательство", " обязанность по уплате налогов и сборов", "налоговая обязанность" рассматриваются как в экономической литературе, так и научных работах по праву. В этих определениях нет единого толкования. Понятие налогового обязательства отождествляются с обязанностью по уплате налогов и сборов и налоговой обязанностью. Вместе с тем следует исходить из того, что обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог возникает при наличии обстоятельств, установленных законодательными или нормативными актами о налогах, и включает исчисление налога, то есть обязанность уплатить налог не может возникнуть, если налог не установлен и не исчислен. Обязанность отражает определенные экономические отношения, возникающие при изъятии денежных средств у организаций и физических лиц государством.
В научных работах "налоговое обязательство" представлено с одной стороны, как совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, с другой стороны, как экономические отношения, возникающие при исчислении и уплате налогов и сборов в бюджетную систему РФ, но отношения властные, то есть установленные государством в одностороннем порядке.
Для уточнения понятия "обязанность по уплате налогов и сборов" проанализирован зарубежный опыт исследования по определению понятия налогового обязательства, что позволило выделить несколько основных направлений разработки данного вопроса:
налоговое обязательство строится с учетом модели гражданско-правового обязательства, однако признается юридически независимым по отношению к нему. Налоговое обязательство подлежит урегулированию специальными нормами - нормами налогового обязательного права (германский подход);
налоговое обязательство рассматривается как особое обязательство, возникающее на основании налогового закона. Вместе с тем гражданско-правовые нормы об обязательствах, по общему правилу, считаются применимыми к налоговым обязательствам (итальянский подход);
налоговое обязательство рассматривается как чрезвычайно сложное правоотношение, объединяющее самые разные имущественные и процедурные обязанности налогоплательщика (страны ближнего зарубежья).
Список использованных источников
. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2014.- 156с.
. Налоговый Кодекс Российской Федерации.ЧЛи 2.(по состоянию на 15 апр.2005г.)-Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2014.- 589с.
. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: федер. закон РФ от 27 дек. 1991г. № 2118.-1 (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.-10 янв.
. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 18.12.01 № 119-ФЗ (ред. от 29.07.2004)//СЗ РФ, 1997 .№ 30. Ст.3591, СЗ РФ, 2014.
. О федеральном бюджете на 2002 год. Федеральный закон от3012.2011, № 194-ФЗ ; // Консультант-плюс.
. О федеральном бюджете на 2013 год. Федеральный закон от2412.2002, №176-ФЗ // П.С. Консультант-плюс.
. О федеральном бюджете на 2014 год: Федеральный закон от2312.2003, № 186-ФЗ (ред. от 28.07.2004) // Российская газета.-.2013.- № 262 С.3-6.
. Абова Т.Е., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая. - Москва, Издательство "Юрайт-Издат", 2013г. - 678 с.
. Козырин А.Н., Ялбуганов А.А. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, ч.1. - Москва, Издательство "Эксмо", 2014 г. - 670 с.
. Тедеев А.А, Парыгин В.А. Налоговое право. Учебник - Москва, Издательство "Эксмо", 2014г. - 588 с.
. Брызгалин А.В., Бабанин В.А., Штромвассер И.Р. и др. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. - "Налоги и финансовое право", 2014 г.
. Кислов Д.В. Штрафы, пени, недоимки. Налоговые правонарушения и ответственность. - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух", 2012 г.
. У пеней тоже есть срок давности / Д. Бакулин "Учет, налоги, право", №43, ноябрь 2014 г.
. Как инспекция обеспечивает уплату налога / К. Пашков "Финансовая газета", №38,39 - сентябрь 2014 г.
. О наложении ареста на имущество налогоплательщика / А.А. Устинов действительный государственный советник налоговой службы РФ III ранга 28 мая 2014 г.
. Приостановление операций по счетам юридического лица / Е.А. Леоненкова "Аудиторские ведомости", №10, октябрь 2014 г.
. Банковская гарантия - международный опыт / Л. Бирюкова "эж-ЮРИСТ", №46, ноябрь 2014 г.
. Пеняйте на себя. Если не перепроверили налоговиков / А. Исанова Двойная запись", №8, август 2013 г.
. Как инспекция обеспечивает уплату налога / К. Пашков "Финансовая газета", №38, 39 сентябрь 2014г.
. Штрафы и пени за нарушение налогового законодательства / М.С. Шевченко "Главбух", №15, август 2013 г.
. Цыдыпова А.В. Собираемость налогов и сборов на региональном уровне. Иркутск. -2006. -36 с.