Проектирование нефтепровода 'Ухта–Ярославль (511–711 км)' с грузопотоком G=18,5 млн. тонн/год
Содержание
Введение
.
Обоснование способа транспорта нефти
.1
Определение приведенных затрат при трубопроводном транспорте
.2
Определение приведенных затрат при железнодорожном транспорте
.
Технологический расчет трубопровода с выбором оптимального диаметра
.
Подбор насосно-силового оборудования
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время применяют трубопроводный
транспорт нефти. В отличие от железнодорожного и водного транспорта
трубопроводный транспорт требует сооружения специальных путей в виде
трубопроводов, по которым могут транспортироваться только жидкие нефтепродукты.
Трубопроводный транспорт имеет следующие
основные преимущества перед другими видами транспорта: высокая экономичность
транспортирования нефти и нефтепродуктов в больших количествах на большие
расстояния, затраты на строительство окупаются в короткий срок; отсутствие
передвигающихся ёмкостей, что позволяет более совершенно герметизировать
транспорт нефти и тем самым снизить их потери в пути; возможность прокладки
трубопровода между пунктами отправления и назначения по кратчайшему расстоянию,
приближающемуся к воздушной линии, что сокращает работу транспорта по
перемещению груза.
Согласно заданию спроектируем нефтепровод «Ухта
- Ярославль (511 - 711 км)» с грузопотоком G=18,5 млн. тонн/год.
1. Обоснование способа транспорта нефти
Для транспортировки нефтей и нефтепродуктов на
дальние расстояния применяют трубопроводный, железнодорожный и водный
транспорт. При выборе наивыгоднейшего способа транспортировки сопоставляют
приведенные годовые расходы по различным видам транспорта. Оптимальным
считается вариант с наименьшими приведенными годовыми расходами.
Рассмотрим два вида транспорта трубопроводный и
железнодорожный.
.1 Определение приведенных затрат при
трубопроводном транспорте
По пропускной способности находим диаметр
трубопровода и давление на насосной станции /1, с.16/.
=
720 мм.
Р
= 5.5 МПа.
Число
насосных станции nс, шт.
(1), /3, с.12 /
где Нст - напор развиваемый насосной
станцией, м; - полная потеря напора в трубопроводе, м;
(2), /1, с.167/
где ρ - плотность
перекачиваемой нефти, кг/м3; ρ=870 кг/м3;- ускорение свободного
падения, м/с2.
Плотность на расчётную температуру
определяется по формуле:
ρt = ρ20 - ξ · ( t
- 20 ), (3), /1, с.10/
где ξ -
температурная поправка, кг/м3 · 0С;- расчетная температура, 0С; tгр.min =
1,50С.
ξ = 1,825 - 0,001315 · ρ20; (4), /1,
с.10/
ξ = 1,825 - 0,001315·870
= 0,681 кг/м3 · 0С.
Тогда плотность на расчётную
температуру будет равна:
ρt = 870 - 0,681 · (1,5 -
20 ) = 882,6 кг/м3.
.
Найдём полную потерю напора в
трубопроводе
(5), /1, с.138/
где l - расчетная длина
трубопровода, км; l=200 км;
Δz - разность отметок конца и
начала трубопровода, м; Δz=z2-z1=143,2-100=43,2
м; - гидравлический уклон, м/м.
(6), /1, с.135/
Полагая, что режим движения
турбулентный в зоне гидравлически гладких труб, выбираем
β - коэффициент; β=0,0247 с2/м
/1, с.135/;- коэффициент; m= 0,25 /1, с.135/;
υ0 - вязкость
перекачиваемой нефти, м2/с;- секундный объемный расход, м3/с;вн - внутренний
диаметр, м.
Вязкость
нефти на расчётную температуру определяется из следующего выражения:
(7), /1,
с.12/
где
νt1 -
кинематическая вязкость нефти, м2/с; - коэффициент , который можно определить
по следующей формуле:
=
- (8), /1,
с.12/= - = - = 0,0859.
Тогда
вязкость нефти при расчетной температуре:
ν1 = 0,195 ·
10-3 · 2,71 -0,0859 (1,5 - 0) = 0,17· 10-3 м2/с.
Определим
секундный объёмный расход:
(9), /2,
с.42/
.
Задаём
внутренний диаметр:
(10), /1,
с.132/
где
δ - толщина
стенки, мм; δ=0.0075 м
/1, с.629/.
.
.
.
Эксплуатационные
затраты.
Цены
взяты за 1980 г.
(11), /1,
с.31/
где
S - средняя себестоимость перевозок, руб/т.км; S=0,82*10-3 руб./тыс.км.;- длина
пути, км.
Капитальные
затраты
(12), /1, с.32/
где
Сл - удельные капитальные вложения на 1 км трубопровода, тыс.руб./км; Сл=77.5
тыс.руб./км;тр - расстояние транспортировки по трубопроводу, км; Lтр=200 км;-
длина эксплуатационного участка трубопровода, км; l=200 км;
Сгс,
Спс - капитальные вложения соответственно в одну головную станцию (ГС) и
промежуточную насосную станцию (ПНС) без резервуарного парка, тыс.руб.;
Сгс=8077 тыс.руб.; Спс=2170 тыс.руб. /1, с.33/;
Приведенные
затраты
(13), /1,
с.31/
где
S - приведенные затраты, ;-
нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, год
-1; Еn=0,12 год -1;
Эi
- эксплуатационные затраты для рассматриваемого вида транспорта, тыс.руб./год.
1.2
Определение приведенных затрат при железнодорожном транспорте
Капитальные
затраты
(14),
/1,с.37/
где
q - вместимость одной цистерны, т; q=50 т;жд - расстояние транспортировки по
железной дороге, км; Lжд =200 км;жд - среднесуточный пробег цистерны, км/сут.;
lжд=230 км/сут.;
τпв - время
погрузки и выгрузки железнодорожного состава, сут.; τпв=3 сут.;
χжд -
коэффициент неравномерности работы железнодорожного транспорта; χжд=1,13;
Цм
- число цистерн в маршруте, шт; Цм=60 шт;, Cц - стоимость, соответственно,
одного локомотива и одной цистерны грузоподъемностью 50т, тыс.руб.;
Cz=120тыс.руб.; Сц=4,55 тыс.руб..
Средняя
себестоимость перевозок, руб/т.км; S=0.33*10-5тыс. руб./тыс.км. /1,с.32/.
Вывод:
Сравнивая приведенные расходы: заключаем, что наиболее экономичным
является трубопроводный транспорт нефти, так как в этом случае приведенные
годовые затраты наименьшие.
2.
Технологический расчет трубопровода с выбором оптимального диаметра
Для
сравнения экономически наивыгоднейших параметров подбираются два конкурирующих
диаметра трубопровода и для них производятся механический и полный
технологический расчёты. Для сравнения выбираем диаметры 720 мм и 630 мм.
В
дальнейшем все расчёты до выбора оптимального диаметра ведутся параллельно для
всех трёх диаметров. Здесь приведены расчёты только для диаметра 820 мм.
Результаты расчётов по всем диаметрам сведены в таблицу 1.
Найдём
глубину заложения нефтепровода. Расстояние от поверхности грунта до верхней
образующей нефтепровода принимают равной 0,8 м.
Расстояние
от поверхности грунта до верхней образующей нефтепровода 800 мм.
Нz
= 800 + Dнар/2 , (15),
где
Нz - глубина заложения оси нефтепровода, мм;нар - наружный диаметр
нефтепровода, мм; Dнар = 820 мм.
Нz
= 800 + 820/2 = 1210 мм.
Расчет
трубопровода на прочность
Выберем
марку стали материала трубопровода 17ГС со следующими прочностными
характеристиками: предел прочности не менее 510 МПа, предел текучести не менее
353 МПа /1, с.628/.
Расчётная
толщина стенки трубопровода
δ
= , (16) /1,
с.102/
где
δ
- толщина
стенки трубопровода, мм;- коэффициент надёжности по нагрузке; n = 1,15 /1,
с.102/;- расчётное сопротивление, МПа.
Расчётное
сопротивление
=, (17) /1,
с.102/
где
-
нормативное сопротивление растяжению, предел прочности, МПа;
= 510 МПа;-
коэффициент условия работы трубопровода; m = 0,9 /1, с.102/;
к1
- коэффициент надёжности по материалу; к1 = 1,55 /1, с.103/;
кн
- коэффициент надёжности по назначению трубопровода; кн = 1.05 /1, с.103/.
=
= 297.376
МПа.
δ
=
= 8.5 мм.
Полученное
значение δ
является
стандартным δ
=
8.5 мм /1, с.629/.
Проверим,
нет ли осевых сжимающих напряжений σпр N , МПа в трубопроводе по
формуле
σпр N = - α · Е · Δt + 0.25·
, (18), /1,
с.104/
где
α
-
коэффициент линейного расширения материала труб, град-1;
α
= 1,2 ·
10-5 град-1;
Е
- модуль упругости, МПа; Е = 2,05· 105 МПа;
Δt -
расчётный температурный перепад, 0С.
Δt = tmax гр.
- tmin гр. (19),
Δt = 8 - 1.5
= 6.50C.
Если
Δt < 400C,
то Δt = 400C.
σпр. N = -
1,2 · 10-5 · 2,05· 105 · 40 + 0,25· = 50.98
МПа.
Если
σпр. N ≥
0, то осевые сжимающие напряжения отсутствуют
Далее
проверяется прочность подземного трубопровода по условию:
σпр. N ≤ Ψ2· R1, (20),
/1, с.109/
где
Ψ2 -
коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб, при
растягивающих осевых продольных напряжениях.
Если
σпр. N ≥
0, то Ψ2=1.
.98
≤ 297.376 МПа.
Вывод:
Так как условие выполняется, то трубу с диаметром 820 мм и толщиной стенки 8.5
мм можно использовать для сооружения магистрального нефтепровода.
Расчёт
режима потока нефти
Режим
движения потока в трубопроводе характеризуется числом Рейнольдса
=
, (21), /1,
с.132/,
где
Re - число Рейнольдса;- объёмный секундный расход, м3/с; Qc=0,693 м3/с;вн -
внутренний диаметр нефтепровода, м; Dвн = 0,803 м;
νt -
кинематическая вязкость нефти, м2/с; ν1,5 = 0.17· 10-3 м2/с .
,
Т.к.
Re>2320, то режим течения турбулентный.
Далее
выбираем зону трения. Границами этих зон являются переходные числа Рейнольдса.
Re1пер=10/ε, Re2пер=500/ε,
где
ε=к/Dвн,
следовательно:
пер= (22), /1,
с.133/
где
k - эквивалентная шероховатость трубы, мм; k= 0,03 мм.
Режим
течения является турбулентным в зоне гидравлически гладких труб, так как
выполняется следующее условие:
<
Re < Re1пер,
<
6467 < 267667.
Гидравлический
уклон находим из выражения:
=, (23) /1,
с.135/
, (24), /1,
с.133/
.==0,0042 м/м.
Для
определения полной потери напора в трубопроводе необходимо найти расчетную
длину трубопровода. Для этого необходимо определить существование перевальной
точки. Из приложение №1 видно, что lр = 200 км.
Расчётная
подача насосной станции
Найдём
полную потерю напора в трубопроводе
Рассчитаем
капитальные затраты на строительство участка нефтепровода
Клс
= Ктр · Кт · , (25)
где
Клс - капитальные затраты на строительство участка нефтепровода, ;
Ктр
- капитальные затраты на строительство участка нефтепровода, ;
Ктр
= 27917 .;
Кт
- поправочный коэффициент, учитывающий топографические условия трассы;
Кт
=1,0, так как трасса проходит по низменно - холмистой местности /1, с.69/; -
протяжённость участка нефтепровода, проходящего с территориальным
коэффициентом, км; l = 200 км;
Ктер
- территориальный коэффициент района, по которому проложен
участок
нефтепровода; Ктер = 1,14 /1, с.36/.
Клс = 28467 · 1 · = 32452.
Затраты на нефтепровод при
эксплуатации
Эл = ( α4 + α2 ) · Кл + [( α3 + α1 ) · Кст +
Зэ + Зт + Зз +П ] · nст (26), /2,с.62/
где Эл - эксплуатационные затраты
для рассматриваемого вида транспорта,/год.
Кл - капитальные вложения в линейную
часть, ;
Кст - капитальные вложения в
насосную станцию, ;
Кст =2170 /1, с.33/;
α1 , α2 - годовые
отчисления на амортизацию станции и линейную часть соответственно % /год; α1 = 8,5 %
/год; α2 = 3,5 %
/год;
α3 , α4 - годовые
расходы на текущий ремонт станций и линейной части соответственно %/год; α3 = 1,3
%/год; α4 = 0,3
%/год;
Зз - заработная плата обслуживающему
персоналу, /год;
Зз = 80 /год;
Зт - затраты на воду,
горюче-смазочные материалы, /год на 1 станцию;
Зт = 5 /год;
Зэ - затраты на электроэнергию, /год;
Кл = Сл · l·Кт·Ктер = 91.1 · 200·
1·1,14 = 20771 . (27),
/1,с.33/
где Сл - стоимость одного километра
трубопровода, ;
Сл = 91.1 .
Кст = 2170·1·1,14=2473,8
Затраты на электроэнергию
Зэ = , (28)
где G - объём годовой перекачки,
т/год; G = 18.5 · 106 т/год;
Кс - коэффициент, учитывающий
снижение расхода электроэнергии при сезонном регулировании перекачки; Кс = 1;
ηн , ηэ -
соответственно к.п.д. насоса и электродвигателя; ηн = 0,89, ηэ = 0,95;с -
расход электроэнергии на собственные нужды насосной станции,
кВт·ч/год; Nс = 2 · 10 6 кВт·ч/год;
Сэ - стоимость одного кВт·ч
электроэнергии, ; Сэ = 2,07
· 10 -5 ;
П - прочие расходы /год,
которые составляют 20 % от заработной платы,
П = 20 /год.
Зэ = = 825.3/год
Эл = ( 0,003 +0,035 ) · 20771 + [(
0,013 + 0,085 ) · 2473,8 + 825.3+ 5 +80 + 20 ] · 2 = 3135 .
Приведённые затраты для участка
нефтепровода
л = 0,12 · 32452 + 3135 = 7029 .
Таблица 1
№№
пп
|
Параметр
|
Варианты
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
1.
|
D,
мм
|
630
|
720
|
820
|
2.
|
Марка
стали
|
12Г2С
|
17ГС
|
3.
|
,
МПа490510510
|
|
|
|
4.
|
m
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
5.
|
k
1
|
1,4
|
1,47
|
1,47
|
6.
|
kH
|
1.05
|
1.05
|
1.05
|
7.
|
R1,
МПа
|
300
|
297.38
|
297.376
|
8.
|
Р,
МПа
|
5.5
|
5.5
|
5.5
|
9.
|
n
|
1,15
|
1,15
|
1,15
|
10.
|
d, мм
|
6,50
|
7,5
|
8.5
|
11.
|
d, мм
(станд)
|
8
|
7.5
|
8.5
|
12.
|
,
МПа22.9650.2450.98
|
|
|
|
13.
|
Dвн,
мм
|
614
|
705
|
803
|
14.
|
Re
|
8457.6
|
7365.9
|
6467
|
15.
|
k,
мм
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
16.
|
Re1
|
204667
|
235000
|
267667
|
17.
|
i,
м/м
|
0,015
|
0,0078
|
0,0042
|
Перевальная
точка
|
нет
|
нет
|
нет
|
19.
|
L,
км
|
200
|
200
|
200
|
20.
|
Dz, м
|
43,2
|
43,2
|
43,2
|
21.
|
Н,
м
|
3073.2
|
1618.8
|
892
|
22.
|
Нст,
м
|
635.2
|
635.2
|
635.2
|
23.
|
nст
|
6
|
3
|
2
|
24.
|
kт
|
1
|
1
|
1
|
25.
|
kтер
|
1,14
|
1,14
|
1,14
|
26.
|
Клс,
тыс.руб.
|
37765
|
31825.4
|
32452
|
27.
|
Зэ,
тыс.руб./год
|
825.3
|
825.3
|
825.3
|
28.
|
Э,
тыс.руб./год
|
7652
|
4190
|
3135
|
29.
|
S,
тыс.руб./год
|
12184
|
8009
|
7029
|
|
|
|
|
|
|
Проведя, расчеты по трем диаметрам пришли к
выводу, что трубопровод с диаметром d=820 мм наиболее выгодный.
3. Подбор насосно-силового оборудования
Подача насоса Q, м3/ч
= Qc · 3600,
где Qс - секундный расход, м3/с.
= 0.693 · 3600 = 2494.8 м3/ч.
Так как необходимо обеспечить Q = 2495 м3/ч.
Примем насос НМ 2500 - 230 n = 3000 об/мин /1,с.62/.
Необходимый напор, развиваемый на всем участке
(29)
где - подпор, ,
(Приложение №2)
Н==932м.
Эквивалентный диаметр рабочего
колеса Dэкв, м
экв = (30)
где D2 - диаметр рабочего колеса,
D2=0,445 м /1, с.62/;- ширина рабочего колеса, b2=0,026 м /1, с.62/;
Кл - коэффициент сужения выходного
сечения лопасти рабочего колеса Кл=0,9.экв = = 0,2м.
Число Рейнольдса
=, (31)
где Qн - номинальная подача насоса,
м3/с.
= = 20425
Находим коэффициенты перерасчёта: КQ
= 1, Кн = 1, Кη = 0.972,
/1,с.91/,то есть график изменится. Характеристика насоса НМ 2500-230 показана в
приложении №2.
Из графика (Приложение №2) видно,
что при Q = 2494.8 м3/ч Н = 245 м.
Напор на насосной станции должен
быть Нст = 932/2=466 м, таким образом, найдём количество последовательно
работающих насосов на одной станции n, шт.:
=, (32) /1, с.138/= = 1.74 шт.
Принимаем 2 рабочих магистральных
насоса, а с учётом одного резервного получаем на нефтеперекачивающей станции 3
насоса типа НМ 2500 - 230, включённых последовательно.
Т.к. давление подпора обеспечивает
предыдущая НПС, то подпорный насос отсутствует.
Таким образом, всего насосов на
трубопроводе:
насосов HM 2500-230 (из них 4
рабочих);
Строим суммарную характеристику в
координатах Q-H всех рабочих насосов на трубопроводе.
Определяем Re, i и H для нескольких
значений Q, близких к проектному.
Если Q = 1000 м3/ч:= .= Q/3600.=
1000 / 3600 = 0,28 м3/ч.= =2613
Режим течения является турбулентным
в зоне гидравлически гладких труб
< Re < 10 Re1пер,пер=,
где k - эквивалентная шероховатость
трубы, мм; k= 0,03 мм.пер =.
Получаем неравенство: 2300 < 2613
< 267667.
λ =.=.
λ ==0,044.= =0,000854.
Н = 1,01·0, 000854·200 ·103 +
43,2+40 = 256 м.
Аналогично выполняем расчёт при
других значениях Q. Результаты вычислений сведём в таблицу №3.
Таблица 3
Q,
м3/ч
|
400
|
1000
|
1500
|
2000
|
2500
|
3000
|
3600
|
Re
|
1037
|
2613
|
3888
|
5226
|
6439
|
7777
|
9332
|
λ
|
0,056
|
0,044
|
0,04
|
0,0372
|
0,035
|
0,034
|
0,032
|
i,
м/м
|
0,000167
|
0,000854
|
0,00175
|
0,0029
|
0,00417
|
0,00575
|
0,00797
|
H,
м
|
117
|
256
|
436
|
667
|
925
|
1245
|
1694
|
Совмещённая характеристика нефтепровода и
рабочих насосов представлена на графике (Приложение №3). Рабочая точка имеет
следующие параметры Q = 2590 м3/ч,
Н = 958 м, то есть результаты выше необходимых Q
= 2494,8 м3/ч, Н =932м.
применением сменных роторов или обточка рабочих
колёс;
изменение количества работающих насосов;
изменением частоты вращения вала насоса;
байпасированием (перепуск части нефти из
напорной во всасывающую линию);
дросселирование.
Делаем обточку рабочих колёс.
Диаметр рабочего колеса после обточки
(33) /1, с.140/
где Qр - подача насоса до обточки,
м3/ч;’ - подача насоса после обточки, м3/ч;
- исходный диаметр колеса, м.
- диаметр обточенного колеса, м.
(34)
где Н - необходимый напор, м;р -
напор установленных насосов, Hр = 977 м.
,
.
(35)
м.
Построим совмещённую характеристику
рабочих насосов и трубопровода после обточки рабочего колеса (Приложение №4).
Таблица 5
Q,
м3/ч
|
386
|
965
|
1448
|
1930
|
2413
|
2555
|
2895
|
3474
|
Н,м
|
1119
|
1070
|
1037
|
992
|
947
|
932
|
895
|
829
|
Выполнив обточку рабочих колёс, получили рабочую
точку со следующими параметрами: Q = 2555 м3/ч, Н =932м., теперь результаты
максимально приближены к необходимым.
Подбор силового оборудования /1, с.62/.
Зная рабочие параметры насоса (Qр), по графику
зависимости Q-N (Приложение №2), определяем мощность насоса, N=2100 кВт.
Выбираем электродвигатель типа
СТДП 2500 - 2УХЛ 4 мощностью 2500 кВт.
Заключение
Спроектирован магистральный нефтепровод «Ухта -
Ярославль (511-711 км)» длиной 200 км и диаметром 820 мм.
В результате расчётов для данного трубопровода
получили две насосных станции, nст=2, секундный расход нефти Qс=0,693 м3/с, для
перекачки нефти выбран магистральный насос марки НМ 2500-230, построена
совмещённая характеристика рабочих насосов и трубопровода после изменения
количества насосов, до обточки рабочего колеса и после, выполнена расстановка
НПС по трассе.
Литература
транспорт нефть затрата трубопровод
П.И
Тугунов., В.Ф Новоселов., и др. Типовые расчеты при проектировании и
эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: Учебное пособие для ВУЗов.- Уфа:
ООО «Дизаин-ПолиграфСервис», 2002. -658 с.
П.И
Тугунов., В.Ф Новоселов, Ф.Ф. Абузова и др. Транспорт и хранение нефти и газа.
М., «Недра», 1975, с.248
А.А.Бабин.,
и др. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. М., «Недра», 1979,с.176
СНиП
2.05.06 - 85. Магистральные трубопроводы / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя
СССР, 1988 - с.52