об "основании провинции Хайнань и создании СпЭЗ Хайнань". Начиная с этого момента остров Хайнань, получая статус провинции стал самой крупной в стране СпЭЗ.
Пять имеющихся в КНР СпЭЗ расположены на юго-восточном приморском побережье страны. Общая их площадь - 34821,1 кв.км (0,36% площади страны), общее население - 14,1 млн. чел. (1,1% населения страны). СпЭЗ Шэньчжэнь расположена в южной части провинции Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Сянгана, ее площадь 327,5 кв.км, население 3,06 млн. чел.; СпЭЗ Чжухай лежит на юге провинции Гуандун по западному берегу в устье реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем, ее площадь 121 кв.км, население 0,97 млн. чел.;
СпЭЗ Сямэнь включает весь остров Сямэнь и Гуланъюй города Сямэнь, общая ее площадь 131 кв.км, население 1,04 млн. чел.; СпЭЗ Шаньтоу расположена на юго-востоке провинции Гуандун и состоит из двух частей: зоны вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь 22,6 кв.км) и зоны на полуострове Гуанъао - в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь 30 кв.км), население ее составляет 1,78 млн. чел.; СпЭЗ Хайнань находится на юге страны, занимая весь остров Хайнань, площадь ее 34,189 тыс. кв.км, население 7,24 млн. чел. В 1992 г. по решению Госсовета КНР была создана зона технико-экономического освоения на полуострове Ян - пу, расположенном в северозападной части острова Хайнань. Ее площадь составляет ок.30 кв.км. В этой зоне применяется экономическая политика, напоминающая принципы "свободного порта" некоторых стран.
Цель создания СпЭЗ в КНР заключается в более полном использовании преимуществ их географического положения и обеспеченности трудовыми ресурсами. Это достигается путем проведения льготной политики для укрепления технико-экономического сотрудничества с другими странами, привлечения в больших количествах иностранного капитала, импорта передовой технологии, развития агропромышленного производства, расширения экспортной торговли и увеличения валютных поступлений и накоплений. Цель создания состоит также в изучении зарубежных научных достижений и накоплении опыта управления внешними связями, участии в международном разделении труда, анализе тенденций развития мировой экономики, изучении конъюнктуры мирового рынка и подготовке кадров. По словам Дэн Сяопина, СпЭЗ - это "окна, через которые идет заимствование технических достижений, методов управления, знаний: реализуется политика внешних сношений". Через эти зоны можно пере - нять зарубежные технические достижения, получить знания и научиться управлять, а управление тоже строится на знаниях.
По модели развития специальные экономические зоны Китая являются одной из наиболее известных разновидностей свободных зон комплексного типа. Они представляют собой комплексные зоны с промышленностью в качестве основы, сочетающие развитие индустрии, торговли и ряда других отраслей.
СпЭЗ Китая имеют как общие черты с экспортно-производственными зонами и зонами свободной торговли, созданными некоторыми странами, так и свои специфические особенности.
Главными общими чертами являются: -
в экономической деятельности зон осуществляется особая политика по сравнению с другими районами страны;
иностранным инвесторам предоставлены те или иные налоговые льготы;
особое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата;
стимулирование расширения экспорта и участия в международной конкуренции.
К специфическим особенностям СпЭЗ КНР относятся: -
площадь СпЭЗ велика; в них больше жителей, структура производства многообразна, развитие получают первичный, вторичный и третичный сектора экономики, широка сфера инвестиций для иностранных инвесторов; - СпЭЗ выполняют большой круг функций: они являются не только базой и "окнами" открытости КНР внешнему миру, но и, главным образом, испытательными полигонами экономической реформы;
за исключением СпЭЗ Шэньчжэнь, остальные СпЭЗ Китая не отделены от других районов страны, экономические сношения их с этими районами весьма тесны.
Пять СпЭЗ КНР обладают высокой степенью открытости внешнему миру. Они находятся под юрисдикцией правительства страны, но имеют особую систему управления и проводят особую экономическую политику.
Экономическое развитие СпЭЗ зависит главным образом от привлечения и использования иностранного капитала; товары, производимые в них, в основном идут на экспорт. Многоотраслевая экономика, контролируемая государством, состоит преимущественно из совместных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале, кооперационных совместных предприятий и иностранных предприятий.
Экономическая деятельность в СпЭЗ регулируется преимущественно законами рынка. Им не устанавливается жесткий план, финансами они распоряжаются самостоятельно, многие виды налогообложения также производятся на местном уровне.
Зарубежные инвесторы в СпЭЗ пользуются значительно большими привилегиями, чем в других районах Китая.
Государство предоставило СпЭЗ право независимого управления экономикой. Они, например, имеют практически одинаковые права с провинциями, городами центрального подчинения и автономными районами в решении вопросов импорта технического оборудования и технологии, а также выбора строительных объектов.
С 1979 г. в КНР было принято около 100 законов и законодательных актов для СпЭЗ. Они предоставляют СпЭЗ целую систему льгот.
2. Особенности становления гражданского общества в КНР
В политической науке уже не одно десятилетие проходят теоретико-методологические дискуссии по поводу точного определения понятия гражданского общества. При всем плюрализме мнений по поводу сущности гражданского общества, наиболее правильной представляется следующее: "сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти".
То есть, согласно данному, общепринятому, определению получается, что государства с социалистическим строем, где все политические, экономические и социальные процессы подчинены "диктатуре пролетариата", не могут обладать даже условиями для создания гражданского общества. Однако, во 2-й статье Конституции Китайской народной республики (КНР) , являющейся социалистическим государством, прописано, что "вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Народ управляет государством, осуществляет управление экономическими, культурными и социальными делами, используя, согласно закону, различные каналы и различные пути". В свете данного противоречия представляется актуальным рассмотреть вопрос определения инструментов реализации гражданами своего права на управление государством, а также процесс создания среды, где формируется общественно активный гражданин.
Социальное развитие Китайской Народной Республике происходило согласно общим требованиям существования пролетарской диктатуры - ключевым марксистским тезисам об экономическом базисе и идеологической надстройке - определяющих все прочие аспекты взаимоотношений. Таким образом, даже на стадии идеологического обоснования "новой" социалистической государственности не учитывались ряд экономически недееспособных (согласно марксистско-ленинской теории) классов: землевладельцы и промышленники. Вместе с ними исчезали и становились неугодными ряд гражданских институтов: объединения капиталистов и промышленников, крестьянские и фермерские ассоциации.
До прихода Коммунистической Партии Китая (КПК) к власти Мао Цзэдун в одной из своих статей сказал: "Мы категорически не принимаем политику терпимости в отношении подрывных действий реакционеров и реакционного класса". - После 1949 года идеологическими противниками стали все, кто ранее заявлял лояльность прежнему режиму. Таким образом, была объявлена война всем идеологическим течениям, духовным и религиозным взглядам, способным посеять среди населения сомнения в "верности" курса партии и класса, являющегося движущей силой прогресса. В марте 1950 года КПК выпустила "Указ о суровом подавлении реакционеров", который в истории называют "кампанией подавления реакционеров". Данный документ стал первым официальным проявлением подчинить воле партии неотъемлемые гражданские свободы. - Под определение "реакционер" мог попасть любой человек, усомнившийся в превосходстве создаваемого классового государства. Вместе с бурным движением "подавления реакционеров" активно реализовывалась программа "земельной реформы". Фактически "земельная реформа" была начата КПК на занятых ею территориях в конце 20-х годов XIX века. Внешне она преподносилась как реализация мечты "мирного небесного царства" о "совместной пахоте земли", а на самом деле являлась предлогом для борьбы с крупными землевладельцами. Итогом кампании против реакционеров и земельной реформы стало полное истребление системы низшего самоуправления районов, в большей степени, построенной без участия государства по принципу родовой знати. Также в результате отмеченных выше политических акций прекратили свое существование идеологически "неверные" объединения граждан и общества землевладельцев.
Борьба с владельцами заводов и крупными капиталистами, названная "борьбой против пяти" закончилась почти полным исчезновением объединений промышленников и предпринимателей, не упраздненных КПК.
Таким образом, в начале 1950-х годов из нескольких сотен функционировавших ранее институтов гражданского общества в КНР осталось только 9. Причем все они были направлены на консолидацию населения вокруг КПК и пропаганду социалистической идеологии.
Апогеем борьбы с проявлениями активной гражданской позиции в КНР принято считать временной интервал с 1966 по 1976, названный периодом "Культурной революции". Вследствие политики партии, направленной на борьбу с инакомыслием были упразднены не только неугодные организации, но также были убиты или покончили жизнь самоубийством представители интеллигенции: ученые, писатели, философы и правозащитники.
Ситуация начала незначительно меняться с конца 1970-х годов в период "реформ и открытости" Дэн Сяопина. Одним из важных результатов этого курса стали некоторые перемены гражданского общества: благодаря существующей и изменяющейся экономической, политической, законодательной и культурной обстановке, впервые в истории современного Китая стало расти число негосударственных организаций. Позиция Коммунистической Партии Китая по отношению к гражданскому обществу изменилась от отрицания и пренебрежения до разумного использования институтов и инструментов гражданского общества для контроля и манипуляции массами. Подобный поворот стал следствием закономерного развития общества, политической и экономической системы, при котором происходит отмирание несоответствующих актуальным вызовам и угрозам идеологем социалистического строя.
Однако, развитие институтов гражданского общества было приостановлено временным усилением давления со стороны власти после событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года в ответ на демократические требования населения. Следует отметить, что, несмотря на действия руководства страны, усилия наиболее прогрессивно мыслящих представителей научных кругов Китая увенчались успехом. - Начатая ими в начале 1990-х годов, по следам трагедии на площади Тяньаньмэнь, дискуссия о самой возможности существования реального (а не декларируемого) гражданского общества завершилась признанием концепции и факта его существования.
Интересен также тот факт, что в июне 1998 года Министерство гражданской администрации КНР официально изменило название Департамента по общественным организациям на Управление по делам негосударственных организаций. Этот незначительный с точки зрения сущностных изменений момент многими был расценен как официальное признание негосударственных организаций со стороны властей.
Несмотря на существенное, по сравнению с серединой XX века, расширение списка негосударственных организаций следует отметить, что партия и правительство продолжают политику контроля над ними. Контроль осуществляется путем жесткого финансового мониторинга и созданием политических образований (полит. отделов или ячеек партии) внутри негосударственных общественных структур. С точки зрения финансовой зависимости от государства институты гражданского общества в Китае делятся на: полностью финансируемые из госбюджета, частично самостоятельные и полностью самостоятельные организации. Традиционные для социалистического общества "негосударственные" объединения находятся под полным контролем партийных и правительственных структур. Не стоит упускать из виду тот факт, что большинство неправительственных организаций, в том числе и международных, также находятся под контролем КПК путем создания политических отделов. - Сегодня в КНР данный механизм закреплен юридически и является обязательным при регистрации организации в органах власти. Для многих структур подобная "зависимость" является не столько проблемой, сколько источников выгоды - лояльность государству и возможность контролировать себя позволяет легче получать гранты и дополнительное финансирование, а также зачастую способствует расширению полномочий при негласном попустительстве местных чиновников. Однако с точки зрения политической науки возникает закономерный вопрос - возможно ли квалифицировать данные организации как полноценные институты гражданского общества или они лишь завуалированное проявление тотального контроля партии?
Помимо подчинения государственным и партийным структурам неправительственные и некоммерческие организации пытаются влиять на политический и экономический процессы. Однако степень этого влияния все же ограничивается рамками, не позволяющими той или иной структуре выдвигать идеологемы и тезисы, в корне противоречащие существующему курсу КПК, доступные широким массам населения. По этой причине в числе неугодных находятся большинство международных НКО, пропагандирующих "западные" идеалы свободы и демократии, а также правозащитные организации, стремящиеся остановить или, хотя бы, опубличить "перегибы" в работе КПК, спецслужб и правоохранительных органов с инакомыслящими.
С точки зрения современного политического процесса КНР даже существующие сегодня "неполноценные" институты гражданского общества - колоссальный шаг вперед. Прежде всего, даже контролируемые структуры учат граждан, пусть и робко, но все же выражать свою позицию, что было невозможно в 50-70-е годы. А, во-вторых, данные структуры восстанавливают уничтоженную во время политики земельной реформы и борьбы с реакционерами систему социального самоуправления. Понятно что сущность и структура гражданского общества современного Китая скрывает его неполноценность, неэффективность, как инструмента социального развития, а также неспособность противодействовать государственной машине в сфере защиты населения от произвола. Хотя официальные власти все чаще говорят о том, что неправительственные организации становятся новыми каналами и путями трансляции народной воли в области социального, политического и экономического управления, а также сокращают коммуникационный разрыв между партией, правительством и гражданами, - на самом деле это не соответствует действительности.
Описанный выше процесс становления гражданского общества в КНР определяет три ключевые особенности:
·Абсолютное большинство внутренних негосударственных организаций являются подконтрольными и управляемыми государством - таким образом, создается специфическая модель управляемого (правильнее сказать - направляемого) гражданского общества.
·Неправительственные организации современного Китая неравномерны в своем развитии и правах, что вызвано тесной связью с интересами партийных и правительственных структур - одобрение деятельности, полномочия и финансирование получают только те, кто выгоден режиму по тем или иным параметрам, остальным (преимущественно международным) путь закрыт.
·Существует колоссальное различие между декларируемыми и фактическими функциями многих негосударственных организаций. - Зачастую наиболее "благонадежные" и "правильные" организации - всего лишь ретрансляторы идеологии и дополнительный фактор консолидации населения вокруг партии и правительства.
Проведенный анализ особенностей развития и становления гражданского общества в КНР свидетельствует о том, что современные внешние вызовы и угрозы приводят к постепенной трансформации политической, экономической и социальной сфер жизни общества. В свою очередь, данные процессы стимулируют гражданскую активность населения, формирование и становление неправительственных и некоммерческих организаций. Это доказывает, например, идущая "снизу" инициативность неправительственных организаций, появление так называемых "think tanks" чья деятельность направлена на стимулирование социального развития и включение в дискуссии вокруг формирования курса партии и правительства. Однако, несмотря на уже четкое, оформившееся направление развития гражданского общества в КНР, эта тенденция в ближайшее время не станет доминантой, особенно, учитывая, общую политическую ситуацию в Китае в конце XX - первом десятилетии XXI веков.
3. Этапы экономического развития Китая (КНР)
Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г., нанесла огромный вред китайской экономике. Модель основывается на приоритете развития сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Промышленное производство сократилось. В стране назрели очень серьезные социально-экономические проблемы. После 1976 г. Китай сменил курс экономического развития.
С 1978 г. взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.
Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных компаний, Которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.
Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод и Хайкоу, куда и направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.
В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая.
В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий.
В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.
В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы.
С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т.д.
В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги.
Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.
В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:
Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.
Переход от аграрного к индустриальному обществу.
Переход от закрытого общества к открытому.
Переход от общества "моральных принципов" к правовому
китайская народная республика политический
Заключение
Специфика развития КНР показывает, что там демократизация экономики по темпам развития ушла вперед по сравнению с политической реформой.
Быстрый темп экономического роста в странах Азии свидетельствует о том, что либерализация их экономик, основанная на признании многообразия форм собственности и предоставлении населению предпринимательских свобод, способствует укреплению тенденции к демократизации всех основ жизни мирового сообщества.
Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.
Раскол Китая на милитаристский Север и республиканский Юг отодвинул задачу строительства республики на второй план. На первом этапе модернизации ее движущим мотивом стал общенациональный интерес - объединение страны, включая освобождение северо-восточных территорий Китая, захваченных Японией, и создание, таким образом, единого государства как первостепенной предпосылки для провозглашения и строительства республики на новых демократических началах. Следует отметить, что две основные политические силы Китая первой половины прошлого столетия - КПК и Гоминьдан, исходя из принципа национализма, практически ставили перед собой одну и ту же генеральную задачу - объединить страну, освободив ее от агрессоров, но решали их разными путями.
В конечном итоге КПК пришла к власти в ходе борьбы с войсками гоминьдановского правительства и при военной помощи Советского Союза, чье участие сыграло решающую роль в разгроме вооруженных сил Японии. Китайская Республика, возглавляемая Национальным правительством Чан Кайши, рассчитывавшая на помощь западных держав и не получив ее, в решающий момент битву за Китай проиграла. Разумеется, большую роль в поражении режима правых сил сыграла реакционная, антинародная политика Гоминьдана, лишившая его опоры среди населения. б) Начало второго этапа отмечено победой национально-демократической (народной) революции в стране, ее объединением и провозглашением Китайской Народной Республики. Образование КНР в 1949 году стало логическим завершением одного из сложнейших и противоречивых периодов в истории китайской государственности. Традиционный подход к оценке государства в Китае, как центра Вселенной, Поднебесной, унаследованный через конфуцианское образование, стал сочетаться в политике КНР с требованиями современности, в первую очередь, с необходимостью дальнейшей радикальной модернизации страны, в первую очередь, ее политической системы, государственного устройства, всей правовой системы, экономического и социального законодательства.
Концепция демократии для Китая, выдвинутая и претворенная в жизнь Коммунистической партией Китая, эволюционировала от рабоче-крестьянской демократии к народной демократии (новая демократия в противовес буржуазной демократии Сунь Ятсена), к социалистической демократии и, наконец, к социалистической демократии с китайскими характеристиками.
Приход КПК к власти в общенациональном масштабе способствовал изменению взглядов китайских лидеров на участие компартии в руководстве страной. В период до образования КНР Мао Цзэдун и его сторонники признавали необходимость участия в структуре власти представителей разных политических сил. Но в новых исторических условиях (после устранения Гоминьдана с политической арены и в отсутствие других организованных мощных оппозиционных сил) в КНР была сформирована однопартийная система, произошло утверждение партийно-государственной структуры, близкой по характеру советскому образцу.
Высшая власть в стране конституционно была закреплена за Всекитайским собранием народных представителей (своеобразный аналог парламента). Пирамида построенной по вертикали власти, в соответствии с принципом демократического централизма, устанавливающим подчинение низших органов власти высшим, включала в себя собрания народных
Такой оборот событий был обусловлен рядом объективных обстоятельств: тесное военно-политическое сотрудничество КПК и СССР в течение всего периода вооруженной борьбы против японских захватчиков, а также против Гоминьдана; изоляция Китая на международной арене капиталистическими державами, отсутствие опыта хозяйственного строительства в условиях плановой экономики и т.д. представителей, создаваемых по территориально-административному признаку.
Перерождение демократической формы правления к концу 70-х гг. прошлого столетия в авторитарную власть, культ личности Мао во многом было вызвано своеобразием китайского (восточного) политического менталитета, сформированного веками и основанного на принципе верховенства единоличной императорской власти. В известной степени это явление представляется исторически неизбежным. Но такая власть в новых условиях исчерпала свои созидательные возможности и привела к тому, что лозунг "освобождение сознания", выдвинутый после кончины Мао Цзэдуна, был положен в основу обеспечения всей последующей политики реформ и открытости в Китае. в) Третий значительный этап модернизации политической системы китайского государства начался с реформ Дэн Сяопина после 1978 г. Основным содержанием этого периода стали преобразование планово-централизованной экономики в рыночную экономическую систему и демократизация политической жизни страны, в первую очередь, Коммунистической партии Китая. Этот процесс в целом обеспечивает Китаю стабильный экономический рост, укрепляет единство нации и государственность, повышает авторитет КНР на международной арене.
Несмотря на все особенности политической системы, которые отличают современное государственное устройство Китая от западных стран с развитой демократией, в ней прослеживается отражение как достижений западной цивилизации в ее поисках наиболее рациональной политической системы организации общества, так и собственный исторический опыт китайского народа в области модернизации политической системы КНР.
Правомерным считаем сделать вывод о том, что стратегия модернизации политической системы КНР на первоначальном этапе строительства социализма опирается на концепцию социалистической демократии с китайскими характеристиками. Она органично вписывается в общую теорию строительства социализма с китайскими характеристиками и является развитием идей Сунь Ятсена о народовластии. Модернизация политической системы в условиях Китая не предполагает насильственного слома существующего тоталитарного режима, который по всем партийным и государственным документам определяется как строй социалистической демократии с китайскими характеристиками. Однако такое определение имеет свое научное обоснование: критерием эффективности социалистической демократии в Китае признается общественно-политическая практика, основанная на строгом учете существующих реалий. Именно в рамках общественно-политической практики на сегодняшний день в КНР достигнуты важные результаты синтеза китайской и западной политической традиции (ценности западной демократии и их переосмысление в Китае). Постановка партией вопроса о реформе политической системы уже сама по себе имеет большое стратегическое и политическое значение. Реализация задач реформы путем демократизации политических институтов и государственного строя в целом имеет непосредственное отношение к проблеме устойчивого развития Китая.
Список литературы
1.Китайская Народная Республика. Конституция и законодательныеакты. М.: Прогресс, 1984.
2.Конституция Китайской Народной Республики. Пекин: Синьсин, 1983.
.Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11, М, 2009.
.Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14-15. М.: ИДВ РАН, 2003.
.Ван Хунъин. Китайская традиция международных отношений. М., 2004.
.Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика. М.: Наука, 2003.
.Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Наука, 2008.
.Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Ленинград: Учпедгиз, 2001.
.Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2000.
.Китай на рубеже тысячелетий (по материалам научной конференции Центра исторических и политических исследований ИДВ РАН, состоявшейся в декабре 1997 г.). Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1998.
.КНР США: тенденции политических перемен в Азиатском регионе. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 2, 2003.
.Кулик Б.Т. Международная научная конференция "Будущее Китая и Северо-Восточной Азии". Проблемы Дальнего Востока, 2007, № 5.
.Новейшая история Китая. 1928-1949. Под редакцией М.И. Сладковского. М.: Главная редакция восточной литературы Издательства "Наука", 1994.
.Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация №1. М.: ИДВ РАН, 2006.
.Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910.
.Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 1. Из истории зарождения экономической реформы в Китае (1978-1982). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 10, 1995.
.Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 2. "Золотой век" экономической реформы в Китае (проблемы и процессы 80-х годов). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 11 1995.
.Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. (1980-1990 гг.). М., 1995.
.Стратегия объединения Китая: Аомынь. Экспресс-информация ИДВ РАН* №9, М. 2000. Энциклопедия нового Китая. М., 2009.
.Структура экономики Китая. Сб. ст., М.: Прогресс, 2004.
.XIII съезд КПК и реформа в Китае. Сборник статей о Китае. Под редакцией Су Вэньминя. Перевод выполнен сотрудниками Бюро переводов при ЦК КПК. Пекин: Издательство "Пекинский еженедельник", ноябрь 1997. Первое издание.
.Хальман С. Политические границы экономической и конституционной реформы. Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, №11, М, 2009.