Работа органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан
ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»
Юридический факультет
Кафедра уголовного ПРОЦЕССА и криминалистики
Работа органов прокуратуры с предложениями, заявлениями,
жалобами и иными обращениями граждан
Курсовая работа
Выполнил(а): студентка 3 курса
заочно- ускоренной формы обучения
группы ЮЮБ-141-У
Е.С. Черникова
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры Н.С. Каштанова
Омск
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, значение и нормативная основа работы органов прокуратуры
.1 Сущность и значение работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан
.2 Понятие и нормативная основа работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан
Глава 2. Работа с обращениями граждан и прием населения в органах прокуратуры
.1 Основные положения о порядке рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры предложений, заявлений, жалоб и иных обращений граждан
.2 Процедура рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, обращений, жалоб
.3 Сроки разрешения предложений, заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры
2.4 Организация приема посетителей в органах прокуратуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рассмотрение и разрешение предложений, заявлений, жалоб и иных обращений граждан, является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры.
В настоящее время прокуратура едва ли не единственный орган, способный оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально противодействовать нарушениям закона, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, которые не могут сделать это самостоятельно.
Этому в значительной мере способствует оперативность и гласность деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений, недопустимость вмешательства других органов в ход разрешения жалоб и заявлений.
Важность получения информации, содержащейся в обращениях граждан, для прокуратуры обусловлена и тем, что именно прокуратура уполномочена осуществлять надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан другими государственными органами. При выявлении фактов нарушения порядка, сроков рассмотрения и разрешения обращений органами власти прокуратура принимает меры по устранению этих нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, восстановлению нарушенных прав.
Цель работы состоит в обобщенном анализе специфики работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:охарактеризовать сущность и значение работы органов прокуротуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан; исследовать организацию работы с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан, а также прием поситителей в органах прокуратуры; проанализировать прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан.
прокуратура жалоба обращение надзор
Глава 1. Понятие, значение и нормативная основа работы органов прокуратуры
.1 Сущность и значение работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан
Работа органов прокуратуры по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и иных обращений - одно из направлений деятельности прокуроров по укреплению законности, защите прав и законных интересов граждан.
Теория прокурорского надзора, определяя сущность работы органов прокуратуры с обращениями граждан, исходит из следующих положений:
обращения граждан являются основным поводом, который может обусловливать необходимость вмешательства прокурорского надзора для защиты прав и законных интересов граждан, восстановления нарушенной законности;
обращения граждан являются одним из основных источников информации о нарушении законности, допускаемых как объектами прокурорского надзора, так и самими органами прокуратуры, и, следовательно, способствуют совершенствованию надзорной деятельности прокуратуры как особого государственного института;
состояние работы с обращениями граждан формирует общественное мнение об органах прокуратуры.
Именно поэтому Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» требует поставить эту работу таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которой относится решение вопроса.
Значение указанного вида деятельности прокуратуры раскрывается в задачах. Работа с обращениями граждан преследует решение следующих задач:
защита прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;
удовлетворение обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского реагирования;
выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.
Изложенные обоснования значимости обращений граждан для деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка в стране свидетельствуют о потребности качественной организации работы по рассмотрению и разрешению жалоб и заявлений, выработке единообразного понимания и применения законодательства и совершенствования методики этой деятельности прокурорских работников.
.2 Понятие и нормативная основа работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан
Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013г. № 45 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", определены следующие основные термины:
предложение - рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;
обращение - изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
ходатайство - изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установлехных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод;
коллективное обращение - обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;
дубликат обращения - обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором: обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру; сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения; указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;
парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора РФ;
запрос - оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ - документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.
Основополагающие принципы правового регулирования реализации права на обращения в России сформулированы в Конституции РФ, статья 33 которой гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма предопределяет характер правоотношений, складывающихся в сфере реализации права граждан на обращения в органы публичной власти, и имеет прямое и непосредственное действие.
Приоритетное значение в механизме правового регулирования реализации права на обращения в органы публичной власти принадлежит международно- правовым актам, к числу которых относятся:
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
Особое место среди рассматриваемых национальных правовых актов, определяющих основные направления политики государства и его органов по работе с обращениями, занимает - Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений этими органами. Кроме того, установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом. Правовые основы деятельности по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры установлены в статье 10 и 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
На ведомственном уровне законодательные положения конкретизированы Инструкцией о порядке рассмотрения и обращений приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.12.2007 № 200. Этим документом заместители Генпрокурора РФ, начальники главных управлений, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ, прокуроры субъектов РФ, городов, районов, других территориальных прокуроров, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур, руководители научных и образовательных учреждений обязываются организовать изучение настоящей Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими системы прокуратуры России; обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции, Закона о прокуратуре, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и указанной Инструкции.
Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора от 29.12.2011 № 450.
Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном и гражданском судопроизводстве, вытекающих из международных отношений и обязательств, рассмотрения обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, обращений военнослужащих и иных обращений регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора от 17.04.2008 № 67, и приказами Генпрокурора РФ, в органах военной прокуратуры - приказами заместителя Генпрокурора РФ - Главного военного прокурора.
Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливается соответствующими приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются с учетом требований Инструкции, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.12.2007 № 200.
Приказ Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»; - Приказ Генерального прокурора от 1 ноября 2011 г.№ 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».
Резюмируя изложенное, рассмотрение и разрешение предложений, заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры можно определить как вид деятельности данного государственного органа и его должностных лиц, являющийся составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчиняющийся решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.
Глава 2. Работа с обращениями граждан и прием населения в органах прокуратуры
.1 Основные положения о порядке рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры предложений, заявлений, жалоб и иных обращений граждан
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры рассматриваются и разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов на территории Российской Федерации, поступившие от граждан России, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.
Жалобы, заявления и иные обращения могут быть поданы: - самим гражданином, права которого нарушены; - его представителем; - по желанию гражданина при наличии соответствующего оформления уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива; - коллективом.
По обращению, поступившему в органы прокуратуры РФ, должно быть принято одно из следующих решений: 1) о принятии к рассмотрению; 2) прекращении проверки; 3) передаче на разрешение в нижестоящий орган прокуратуры; 4) направлении в другие органы; 5) приобщении к ранее поступившей жалобе.
Порядок рассмотрения и разрешения, установленный ведомственными нормативными правовыми актами, распространяется на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования; а также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
Исключения составляют:
сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, которые после регистрации незамедлительно направляются с учетом подследственности в органы, уполномоченные уголовно-процессуальным законодательством производить их рассмотрение и разрешение;
жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов, проверяемые в порядке и пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным законодательством;
ходатайства, поступающие на заключение о помиловании, а также заявления граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», рассматриваемые в порядке, установленном специальными приказами и указаниями Генерального прокурора РФ (например, Приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 2008 г. № 21 «Об организации деятельности органов прокуратуры по исполнению и надзору за исполнением Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий»).
Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать следующие реквизиты:
фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение;
наименование органа, в который оно направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего до жностного лица, либо его должность;
изложение существа вопроса;
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;
дату и личную подпись автора обращения.
Обращения, не содержащие сведений о лице, направившем его, признаются анонимными и оставляются без ответа и разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях они направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Следует также иметь в виду, что обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Информация заявителю подписывается начальником отдела управления Генпрокуратуры РФ, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах.
При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствующих его рассмотрению, оно рассматривается как первичное.
Следует отметить, что аналогичный порядок отказа в рассмотрении обращений распространяется на заявления, жалобы и запросы:
текст которых не поддается прочтению (автор уведомляется в семидневный срок, только если его фамилия и адрес поддаются прочтению);
по содержанию лишенные логики и смысла, если в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (остается без разрешения);
содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи (может быть оставлено без ответа по существу, однако заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом права обращения с жалобой).
Не подлежат также разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее семи дней автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры.
Кроме этого, остается без ответа по существу обращение, если ответ на поставленный в нем вопрос может повлечь разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, о чем уведомляется заявитель, направивший обращение.
По общему правилу каждое обращение, отвечающее предъявляемым требованиям, должно получить своевременное и окончательное разрешение в том органе или в том структурном подразделении прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.
В том случае, когда обращение не подлежит разрешению в органах прокуратуры, а равно не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации оно направляется по принадлежности. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. Если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.
Поступившие в прокуратуры обращения, относящиеся к компетенции следственных органов, ходатайства в порядке статьи 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.
Если в адресованных прокурору обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. По результатам проверки данных обращений (при необходимости) их копии направляются в органы следствия или дознания, а в случае выявления нарушений - одновременно с актами прокурорского реагирования.
О направлении обращений в другие органы и учреждения во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому переадресовано заявление или жалоба, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Следует иметь в виду, что при пересылке обращения вышестоящему прокурору к нему прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.
Сопроводительное письмо о переадресовании обращения подписывается начальником отдела Генеральной прокуратуры РФ, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем, а уведомление заявителю - начальником отдела или исполнителем.
Большое гарантийное значение при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры имеет правильная организация приема поступающих заявлений и жалоб, их своевременная регистрация и направление прокурору для разрешения. Четкость и оперативность в организации этой работы со стороны соответствующих лиц является непременным условием рассмотрения и разрешения обращений в предусмотренные законом сроки.
2.2 Процедура рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, обращений, жалоб
Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, своевременное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур, на которых также возложена ответственность за своевременное и качественное выполнение указанной работы.
Эта работа включает: проведение тщательной проверки содержащейся в обращениях информации о нарушении законов; восстановление нарушенных прав и свобод граждан; привлечение к ответственности лиц, допустивших эти нарушения; установление причин нарушений и принятие мер к их устранению.
При проверке поступивших обращений прокурор вправе использовать полномочия по надзору за исполнением законов, перечисленные в статье 22 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации". В этом случае полномочия прокурора выступают средствами проверки заявлений, жалоб, запросов и иных обращений.
В обязанность прокуроров-руководителей, организующих работу по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению обращений, входит:
систематическая проверка работы прокуроров по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений;
принятие мер к оперативному устранению имеющихся недостатков;
регулярное обсуждение на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояния этой работы;
устранение в отдельных случаях фактов проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы и привлечение виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 41.7 ФЗ "О прокуратуре РФ".
Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре осуществляет Управление по рассмотрению обращений и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах - в отделе по рассмотрению обращений, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений соответствующей прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора, регулирующих этот участок работы. Однако следует отметить, что в ходе своей деятельности рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все должностные лица органов прокуратуры.
В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие обращения после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.
Обращения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получившие должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, проверяются с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - сами заявители.
При наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ либо приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает снятие необходимых копий, передачу их в соответствующие управления и отделы, подготовку в срок не позднее пяти дней со дня регистрации единого поручения о проверке, ходатайства о продлении срока ее проведения (при необходимости), а также дачи ответа по существу обращения.
В случае неправильной разметки обращение в срок не позднее трех дней с момента поступления в подразделение передается в другое подразделение, к компетенции которого относится его разрешение. Передача производится на основании мотивированной резолюции руководителя подразделения, а при возникновении разногласий - по указанию одного из заместителей соответствующего прокурора. Об этом в обязательном порядке уведомляются подразделения прокуратуры, осуществляющие предварительное рассмотрение обращения и контроль .
При поступлении нескольких обращений по одному и тому же вопросу либо нескольких обращений в интересах одного и того же лица регистрируется первое обращение, а все последующие регистрируются как дубликаты. В подразделениях такие дубликаты приобщаются к надзорному производству с уведомлением каждого автора о результатах их разрешения.
Если дубликат поступил после разрешения основного обращения, то не позднее 10-дневного срока ответ на него направляется с кратким изложением существа принятого ранее решения, со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ранее ответа и с приложением его копии.
При рассмотрении обращений органами прокуратуры заявитель имеет право представить дополнительные документы и материалы либо обратиться с просьбой об их истребовании.
Поручения нижестоящим прокурорам об исследовании изложенных в обращении доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков исполнения. В случае, если исполнитель по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, он возбуждает перед вышестоящим прокурором, давшим это поручение, ходатайство о продлении срока. О принятом решении сообщается заявителю.
Поручения о проверке обращений, взятых на особый контроль, подписываются Генеральным прокурором и его заместителями либо по их поручению - начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ.
При необходимости подчиненным прокурорам могут направляться поручения о проведении дополнительной проверки, в этом случае поручение должно содержать указание, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено. Окончательное решение по таким обращениям принимается тем прокурором, который давал поручение.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
«удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
«отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
«направлено» - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Ответы заявителю и обратившемуся в его пользу депутату направляются одновременно только после доклада руководителю, давшему поручение о рассмотрении данного обращения (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.
Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением по существу обращения направляет рассматривающий его прокурор либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры.
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной), иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомления с документами в Генеральной прокуратуре РФ принимают Генеральный прокурор, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, а в прокуратурах субъекта РФ и ниже стоящих прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель был ознакомлен.
При рассмотрении и разрешении обращений и запросов запрещается разглашение без согласия граждан сведений об их частной жизни. Кроме этого, по мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес.
При отказе в удовлетворении обращения ответ должен быть мотивирован и понятен заявителю. При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
2.3 Сроки разрешения предложений, заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры
Сроки рассмотрения обращений регламентированы разделом 5 Инструкции. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной срок, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ.
Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок.
Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки - не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.
Если обращение требует проверки, о ее проведении в 7-дневный срок со дня регистрации обращения сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора РФ, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта РФ, прокурора нижестоящей прокуратуры.
Согласно статье 34 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его регистрации, если в самом запросе не установлен иной срок.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» запрос Общественной палаты РФ разрешается не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой РФ, - не позднее чем через 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.
Обращения, поступившие от Президента РФ, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов РФ, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно. Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры Российской Федерации, в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах - с момента их регистрации в этих подразделениях.
Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении. Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.
Для обеспечения безусловного соблюдения сроков рассмотрения жалоб и заявлений органами прокуратуры исключительно важное значение имеет четко и в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ поставленный учет жалоб и контроль за их прохождением.
.4 Организация приема посетителей в органах прокуратуры
Граждане могут обратиться в прокуратуру с устным обращением, явившись для этого на личный прием, который осуществляется во всех органах и учреждениях прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан (Приемной) в день их обращения с участием при необходимости представителей отраслевых подразделений соответствующей прокуратуры, если рассмотрение вопросов, поставленных в обращении, относится к их компетенции.
В прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов, районов, других органах и учреждениях прием граждан проводится в течение всего рабочего дня представителем подразделения, отвечающего за организацию работы с обращениями граждан. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителем прокуратуры.
Прием граждан осуществляют не только сотрудники приемных, отвечающие за организацию работы с обращениями граждан, но и руководители соответствующих прокуратур согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Руководителями Генеральной прокуратуры РФ, начальниками главных управлений, управлений и отделов граждане принимаются согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или его заместителями. Такие же графики приема населения составляются во всех других органах и учреждениях прокуратуры. Причем руководители прокуратур прием заявителей должны проводить не реже одного раза в неделю.
При личном приеме обратившийся обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Ответ на обращение, принятое на личном приеме, может быть дан сразу руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель. Содержание ответа отражается в карточке личного приема, книге учета посетителей.
Если обращение требует проверки, работники приемной выдают заявителю направление на прием в соответствующее подразделение прокуратуры, компетентное рассмотреть данное обращение. При отсутствии оснований для приема заявителя в подразделениях прокуратуры ему даются разъяснения, куда и в каком порядке следует обращаться. В необходимых случаях работники приемной принимают письменное обращение, которое направляют на рассмотрение в структурные подразделения либо соответствующие прокуратуры, министерства и федеральные службы.
На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «С личного приема». Учет обратившихся на прием и регистрация обращений ведутся в компьютерной базе данных, на специальных карточках либо в книге учета посетителей, в которой отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме. Письменные обращения с личного приема после их регистрации направляются по принадленсности в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры от 29.12.2011 № 450.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая предложения, заявления, жалобы и иные обращения населения, прокуроры имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работы органов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будет способствовать улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное уменьшению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Заключение
При решении вопросов связанных с деятельностью органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и других лиц, в настоящее время создана основательная юридическая база и приняты вспомогательные меры организационного характера по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Так же для развития данных положений Генеральным прокурором РФ издан ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность прокуроров по организации и осуществлению рассмотрения обращений. В них определен общий и специальный порядок рассмотрения и разрешения обращений, проведено разграничение компетенции прокуроров, конкретизированы организационные полномочия должностных лиц органов прокуратуры по работе с обращениями и поставлена задача обеспечения объективного и окончательного их разрешения.
Особое значение в решении данной задачи отводится правильной организации работы с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан, знанию и умению каждого прокурора-руководителя организовывать деятельность своих подчиненных, правильно распределять обязанности, планировать и организовывать эффективное взаимодействие, осуществлять контроль и проверку исполнения, обеспечивать надлежащий учет и отчетность.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и акты судебных органов
Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (в ред. от 23.07.2008) // Российская газета от 21 января 2009 г.
Всеобщая декларация прав человека, // ПринятаГенеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Международный Пакт "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 4 ноября 1950 г.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, //Принята резолюцией 2106 (XX) <#"justify">Литература
Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Е.В. Быкова [и др.]; под общ. ред. А. Н.Савенкова; М.: Дашков и К, 2012.
Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / В. К. Бобров. М.: Юрайт, 2013.
Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / А.Ю. Винокуров, К.Ю.
Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М. : Юрайт, 2013.
Прокурорский надзор курс: лекций / Н. В. Григорьева [ и др.]; под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М.: ЮНИТИ, 2011.
Прокурорский надзор: учебник /В.Н.Григорьев [и др.]; гл. ред.: Д.И. Фельдштейн. Изд-во Московского психолого-социального института; В.: МОДЭК, 2011.
Прокурорский надзор: учебник для вузов / Амирбеков К.И., Бессарабов В.Г., Бриллиантов А.В. [и др.]; под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2013.
Прокурорский надзор: учебник / М. Б. Смоленский, И.А. Жильцов ; Изд.-торговая корпорация "Дашков и К".М.: 2011.