Прокурорский надзор

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,48 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прокурорский надзор

Содержание

1. Законодательное регламентирование прокурорского надзора

. Предмет и задачи прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб. Организация работы по этому направлению в органах прокуратуры

Задача 1

Задача 2

Список литературы

1. Законодательное регламентирование прокурорского надзора

Деятельность и положение органов прокуратуры регламентированы российским законодательством, которое определяет роль, задачи и место прокурорского надзора в структуре государства и его органов.

Деятельность органов прокуратуры регулируется следующими законодательными актами:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 г. в ред. от 17.11.95г. и 10.02.99 г.;

иными федеральными законами;

приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» состоит из семи разделов (третий раздел, в свою очередь, состоит из четырех глав):

1.Общие положения (ст. 1-10).

2.Система и организация прокуратуры Российской Федерации (ст. 11-20).

.Прокурорский надзор.

Глава 1. Надзор за исполнением законов (ст. 21-25-1).

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 26-28).

Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29-31).

Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 32-34).

5.Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры (ст. 40-45).

.Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры (ст. 46-50).

.Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры (ст. 51-54).

К иным федеральным законам, регулирующим деятельность органов прокуратуры, относятся такие, как Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, КоАП РСФСР «Об исполнительном производстве» и так далее. В этих законах регулируются полномочия прокурора по отдельным направлениям деятельности органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 17 закона о прокуратуре «Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников».

Приказ Генерального прокурора РФ определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.

Указание дается Генеральным прокурором РФ в развитие приказа, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.

Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.

Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором РФ, предусматривает порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий.

2. Предмет и задачи прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб. Организация работы по этому направлению в органах прокуратуры

прокуратура надзор жалоба регламентирование

Работа прокуратуры по жалобам представляет собой один из важнейших участков деятельности прокуратуры.

Эта деятельность регулируется ст.ст.10, 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», процессуальным законодательством Российской Федерации, Приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 ч.1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, а статья 21 ч.2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» уточняет, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В органах прокуратуры действует Приказ Генерального прокурора № 30 от 15.12.98 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», в котором работу по рассмотрению обращений предлагается подчинить решению задач по защите прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка с принятием исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, с использованием в полном объеме своих полномочий.

Генеральный прокурор РФ потребовал, чтобы во всех прокуратурах обеспечивалось соблюдение установленного порядка приема, регистрации и прохождения устных и письменных обращений, полученных на личном приему, по почте, факсимильной связи, телеграфу и иным путем, контроль за своевременным и правильным их разрешением. При этом каждый довод, изложенный в обращении, должен быть объективно проверен, а заявителю направлен юридически грамотный и мотивированный ответ.

Руководителям прокуратур, начальникам управлений и отделов предложено определить порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов.

В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, руководителей и должностных лиц государственных, иных предприятий и организаций, депутатов, содержащие сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и гражданина, проверяются сообщения об этом средств массовой информации.

Жалобы на действия следователей, органов дознания, прокуроров, связанных с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверять в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Обращения по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться при необходимости защиты общественного (не персонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.

Обращения предаются из одного подразделения в другое по договоренности их руководителей с обязательной регистрацией на картотеке, либо с использованием иных форм учета.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, пересылаются соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений вышестоящему прокурору прилагаются к ним имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для их разрешения.

Запрещается направление обращений в прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение, или в те прокуратуры, руководители которых принимали решения по поставленным в обращениях вопросам. При необходимости им даются поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения. К информациям о выполнении поручений прилагаются проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а если потребуется - надзорные производства (дела).

Решения по обращениям, в которых обжалуются действия прокурорских работников, принимаются вышестоящим по отношению к ним должностным лицам.

Обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признаются анонимными, оставляются без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направляются в соответствующие правоохранительные органы.

При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.) заявителям разъясняется необходимость восполнения недостающих данных, а также куда им следует для этого обратиться.

При необходимости проверки или дополнительного изучения вопроса информируются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания в трехдневный срок с момента поступления обращения, окончательный ответ предоставляется им не позднее 20 дней. Ответ на депутатский запрос, направленный в установленном законом порядке, дается не позднее 15 дней со дня его получения.

Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные прокуратуры - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешаются в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер. В исключительных случаях после выяснения причин несвоевременного разрешения обращения и принятия мер к виновным, если это произошло ввиду небрежного отношения к выполнению поручения, срок разрешения может быть продлен повторно с обязательным извещением заинтересованных лиц.

При необходимости срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей может быть продлен в установленном выше порядке, но не более чем на 15 дней.

Установлен следующий порядок направления ответов на обращения, согласно которому:

ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением направляет прокурор, рассматривавший обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры;

в прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах принимать решения об отклонении обращения и давать ответы заявителям может прокурор или его заместитель;

в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах первичные обращения отклоняют начальники управлений и отделов; по повторным обращениям на необоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направляются руководством этих прокуратур, а по жалобам на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским и иным делам решения об отказе в удовлетворении требований принимают руководители этих прокуратур в соответствии с их процессуальными полномочиями, они же дают ответ заявителю;

ответы на обращения, поступившие от Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также на другие обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, направляются за его подписью, если Генеральным прокурором Российской Федерации не установлен иной порядок их разрешения;

промежуточные ответы депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации по их обращениям могут направляться за подписью старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации.

Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня преимущественно тем работникам, которые будут разрешать обращения.

Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.

Руководители прокуратур лично проводят прием населения не реже одного раза в неделю. Принимают решения по жалобам и дают по ним ответы те руководители прокуратур, к которым обратился заявитель на личном приеме.

При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с обращениями, их необоснованного по этой причине отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур прокурорами решаются вопросы об ответственности допустивших нарушения работников.

Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители прокуратур, управлений и отделов Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур.

Действие приказа не распространяется на:

·порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании;

·порядок рассмотрения и разрешения обращений о реабилитации по делам о контрреволюционных, воинских и общеуголовных преступлениях 30 - 40 годов.

Обращения, в которых содержатся данные, указывающие на признаки преступления, рассматриваются прокурором в соответствии с нормами Уголовно-процессуального законодательства. Прокурор обязан принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, и после окончания проверки прокурором принимается одно из следующих решений - о возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по подследственности; и об этом сообщается заявителю. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания или принимает дело к своему производству.

Рядом особенностей обладает рассмотрение и разрешение жалоб граждан при рассмотрении в судах уголовных, гражданских и иных категорий дел. Это связано с тем, что основным субъектом, разрешающим жалобы в судебном процессе, является суд, а прокуроры рассматривают лишь незначительную категорию жалоб, а именно - подаваемых на акты судов, вступившие в законную силу.

Жалобы на акты суда, вступившие в законную силу могут подаваться в органы прокуратуры любыми субъектами, которым стало известно о допущенных, как они считают, судом нарушениях закона. Получив жалобу, прокурором устанавливается, есть ли в ней сведения о правонарушениях, являются ли они такими, что повлекли за собой вынесение незаконного приговора или решения, имеется ли возможность разрешить жалобу по имеющимся в прокуратуре материалам или необходима проверка с истребованием дела. Если в ходе проверки будет установлено, что доводы, изложенные в ней неосновательны, прокурор принимает решение не истребуя дела. Если доводы заявителя обоснованны, прокурор принимает решение об истребовании дела из суда. Если в ходе проверки дела прокурор придет к выводу о необходимости принесения протеста, он приносит протест надзора либо обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста. В случае, если прокурор истребовавший дело, не обнаружит в нем оснований для принесения протеста, он сообщает об этом лицу, учреждению или организации, по ходатайству которых дело было истребовано для проверки, с указанием мотивов отказа.

Задача

Государственная Дума Томской области приняла незаконное постановление. Прокурор области принес на незаконное постановление протест. Однако Дума этот протест не удовлетворила.

Каков порядок принесения протеста на акты местных органов представительной власти?

Решение: Прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта, нарушающего права и законные интересы граждан и организаций, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами, противоречащим закону полностью или в части (см. ст. 251 ГПК РФ).

В данном случае с соответствующим заявлением должен обратиться прокурор Томской области в федеральный суд общей юрисдикции по Томской области (см. ФЗ «О прокуратуре»).

Задача

Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе, помощник прокурора области выявил следующее:

а) Репин, обвиняемый по ч. 3 ст. 213 УК РФ, заключен под стражу с санкции помощника прокурора района и находится в изоляторе свыше трех месяцем:

б) в камерах размером от 14 до 20 кв. м. содержится от 20 до 36 подследственных:

в) в одной из камер вместе с совершеннолетними заключенными содержались и несовершеннолетние.

Решение: Согласно ФЗ «О прокуратуре» помощник прокурора должен передать материалы прокурору, который в свою очередь после их изучения должен издать акт прокурорского реагирования в виде предписания о прекращении нарушения законности (см. ФЗ «О прокуратуре»).

Список литературы

1.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2012). // СПС «Гарант».

2.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 19.12.2011). // СПС «Гарант».

3.Басков В.И. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник. - М.: Зерцало, 2011. - 405с.

4.Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник - М.: Проспект, 2007. - 389с.

5.Викторов И.С. Диканова Т.А. Морозов В.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства. - М.: Профи, 2010. - 284с.

6.Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. - М.: Феникс, 2010. - 560с.

7.Голустьян О.А.Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 256с.

.Дегтярев Н. Ф. Радостями с нами не делятся. // Законность. 2006. - №12. - С.9.

.Кеник А.А. Прокурорский надзор: учебное пособие. - М.: Амалфея, 2010. - 576с.

10.Савенков А.Н. Прокурорский надзор. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИГУ, 2010. - 588с.

Похожие работы на - Прокурорский надзор

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!