Наименование
затрат
|
Результат
(руб)
|
1.
Вспомогательные материалы
|
603597,9
|
2.
Ремонт
|
754497,38
|
3.
Содержание и эксплуатация
|
1207195,8
|
4.
Затраты от потерь электроэнергии
|
34164
|
5.
Прочие
|
725313,31
|
6.
Амортизация
|
301798,95
|
7.
Эксплуатационные затраты
|
3626567,34
|
Общие затраты проекта складываются из
капитальных вложений и эксплуатационных затрат:
руб.
Обоснование выбора преобразователя
Первый вариант, а именно
низковольтный преобразователь частоты на IGBT-транзисторах по схеме: понижающий
трансформатор - низковольтный преобразователь частоты - повышающий трансформатор
- высоковольтный ЭД, имеет высокие массогабаритные характеристики, меньшие по
отношению ко второму варианту КПД (93 - 96%), но более дешевый (1265862,94
руб.) и прост в практической реализации.
Второй вариант - высоковольтный преобразователей
частоты на IGBT- транзисторах, имеет высокий КПД (около 98%) и высокий
коэффициент мощности (около 95%), но сложен в технической реализации, что
отражается в цене (6644556,84 руб.). Так же, при использование таких
преобразователей возникает проблема "длинного кабеля", для устранения
которого требуются дополнительные элементы, а это приводит к усложнению схемы
подключения. Поэтому выбираем первый вариант, который прост в реализации и
значительно дешевле второго.
. Математическая
модель электропривода
Общая структура электропривода.
Для составления математической модели удобно
воспользоваться представлением системы в переменных входы-выходы, которая
отличается отражением в модели реальных физических величин, что в свою очередь
более удобно при рассмотрении конкретных систем электроприводов различных
производственных механизмов.
Общая структура электропривода представляется в
виде схемы (рисунок 7.1), где раскрываются входные и выходные переменные
каждого звена системы электропривода.
Рисунок 7.1- Общая структура электропривода
Частотный преобразователь можно разделить на три
основные части: неуправляемый выпрямитель, инвертор и систему управления
выпрямителем и инвертором. Частотно-регулируемый асинхронный двигатель (ПЭДВ),
вращая центробежное колесо насоса ЭЦВ, воздействует на величину давления
жидкости в системе трубопроводов. Давление жидкости фиксируется датчиком
давления. Преобразованный с помощью измерительного преобразователя сигнал с
датчика передается в системы управления ПЧ. Для представления математической
модели ЭП необходимо составить систему уравнений описывающих электрическое и
электромагнитное состояние ЭП, а также систему уравнений, описывающую
механические процессы, протекающие в ЭП. Для составления уравнений, характеризующих
электрическое и электромагнитное состояние электродвигателя, удобно
воспользоваться Т-образной схемой замещения асинхронного двигателя.
Рисунок 7.2
- Схема замещения асинхронного двигателя
Уравнения, характеризующие электрическое
состояние статора и ротора электродвигателя:
U1ф
- Uab = I1R1
+ jX1I1
;(10.1)
-Uab = (R’2/s)·I’2
+ jX’2I’2 ;(10.2)
где U1Ф - напряжение фазы обмотки
статора;ab - напряжение на "зажимах" ветви намагничивания;1
- ток фазы статорной обмотки;1, X1 - активное и
индуктивное сопротивление фазы обмотки статора;2' - приведенное
индуктивное сопротивление ротора;2'/s -приведенное активное
сопротивление ротора с учетом механической нагрузки на валу двигателя;2'
- приведенный ток ротора.
Уравнения, характеризующие электромагнитное
состояние электродвигателя:
ab
= jX0I0 ;1 + I’2 = I0.
где X0 - индуктивное сопротивление
ветви намагничивания;0 - ток холостого хода (ветви намагничивания).
Уравнения, описывающие механику двигателя:
;
где ω0
- синхронная частота вращения.
;
;
где Мс - статический момент сопротивления, Нм;-
момент инерции двигателя, кг/м2.
После перехода к операторной форме, выражения
10.1-10.3, 10.7 примут следующий вид:
1ф
- Uab = I1R1 + pL1I1 ;
Uab = (R’2/s)∙I’2
+ pL’2I’2 ;ab = pL0I0,
;
Выражения 10.4 и 10.6 для дальнейшего анализа
удобно представить в виде:
0
= I1 + I’2;
;
Структурная схема электропривода
Структурная схема выпрямителя соответствует
уравнению 7.14, описывающему
его работу:
Ud=K1U2
Рисунок 7.3
- Структурная схема выпрямителя
Структурная схема инвертора
Из выражения видно, что выходными сигналами
системы управления преобразователя частоты являются глубина модуляции и частота
модуляции, они же наряду с Ud, будут являться входными для инвертора с
широтно-импульсной модуляцией.
Рисунок 7.4 - Структурная схема инвертора
На рисунке 7.4 - К2 = 2π/р
- пропорциональное звено перехода к круговой частоте модуляции.
Структурная схема асинхронного двигателя
Структурная схема асинхронного двигателя может
быть представлена на основании выражений 7.5,7.8-7.13.
Цепь статора
Преобразуем выражение 7.8
относительно I1.
;
гдеК3=1/R1 - коэффициент
передачи звена;1=L1/R1 - постоянная времени
фазы статорной обмотки.
Рисунок 7.5 - Структурная схема цепи статора
асинхронного двигателя
Цепь ротора
Преобразуем выражение7.9
относительно I'2:
;
гдеК5=1/R'2 - коэффициент
передачи звена;2=L2'/R'2 - постоянная времени
фазы обмотки ротора.
Рисунок 7.6 - Структурная схема цепи ротора
асинхронного двигателя
Цепь намагничивания
Используя выражения 7.10 и 7.12 и приняв L0=K4,
получаем структурную схему:
Рисунок 7.7
- Структурная схема цепи намагничивания
Момент двигателя
Из уравнения 7.5 приняв К0=3R2'
(коэффициент усиления звена), получаем структурную схему:
Рисунок 7.8 - Структурная схема выражения
вращающего момента двигателя
Скольжение
Рисунок 7.10
- Структурная схема выражения скольжения
Классическое уравнение движения привода
Представляет собой интегрирующее звено:
Рисунок 7.10
- Структурная схема интегрирующего звена
Структурная схема статического момента
сопротивления производственного механизма
Производственный механизм оказывает влияние на
величину угловой скорости вращения двигателя внесением отрицательного момента
сопротивления в структурную схему электропривода. Статический момент
сопротивления является отрицательным по отношению к моменту двигателя. В общем
случае, для подавляющего большинства центробежных насосов механическая
характеристика может быть выражена эмпирической формулой:
;
где МС - момент сопротивления
производственного механизма при скорости ω;
МС0 - момент сопротивления трения в
движущихся частях механизма;
МС.НОМ - момент сопротивления при
номинальной скорости ωНОМ.
Рисунок 7.12
- Структурная схема насоса
Общая структурная схема, показанная на рисунке
А..1, включает в себя также обратную связь (рисунок 10.13), входной величиной,
которой является давление в системе трубопроводов (уровень в наполняемом
резервуаре), выходной - изменение электрического параметра (например,
напряжения).
Рисунок 7.13 - Структурная схема звена обратной
связи
8. Проблема "длинного кабеля" в
электроприводах с IGBT(инверторами)
Неоспоримые достоинства транзисторных
IGBT-инверторов напряжения (АИН) с широтно-импульсным управлением (ШИМ) в
регулируемом асинхронном электроприводе сочетаются, однако, с рядом проблем,
одной из которых является проблема "длинного кабеля", соединяющего
обмотки двигателя (АД) с выходом АИН. Выходное напряжение U1 АИН с
ШИМ представляет собой высокочастотную последовательность прямоугольных импульсов
различной полярности и длительности с одинаковой амплитудой Ud-величины
постоянного напряжения на входе АИН (рисунок 11.1).
Крутизна фронта tf импульсов
напряжения определяется скоростью переключения силовых ключей АИН и при
использовании различных полупроводниковых приборов составляет:
однооперационные тиристоры SCR - 4 ...10 мкс;
запираемые тиристоры GTO - 2...4 мкс;
силовые биполярые тиристоры GTR - 0,5...2 мкс;
транзисторы IGBT - 0,05...0,1 мкс
Рис8.1 Выходное напряжение АИН с ШИМ
Рис8.2 Цепь соединения АИН с АД (эквивалентная
схема элементарного участка кабеля)
Существенно более высокое быстродействие IGBT,
являющееся преимуществом для реализации высокочастотной ШИМ и минимизации
потерь энергии в АИН и АД, негативно проявляется в протекании переходных
процессов в цепи АИН - соединительный кабель - АД (рисунок 8.2) на интервалах
времени фронта tf. Прохождение импульсного сигнала с крутым фронтом
вызывает волновые процессы в кабеле, приводящие к появлению перенапряжений на
зажимах двигателя (рисунок 8.3).
Рис 8.3 Напряжение на зажимах АД при подключении
"длинным кабелем"
В этом случае, согласно теории цепей, кабель
следует рассматривать как однородную длинную линию с распределенными
параметрами, элементарный участок которой показан на рисунке 8.2. Ввиду
относительной малости последовательным активным сопротивлением rк и
параллельной активной проводимостью gк участка линии можно пренебречь.
Волновое сопротивление Z0 кабеля при этом определяется
последовательной индуктивностью Lк и параллельной емкостью Ск
участка линии:
(8.2.1)
Значения параметров Lк и
Ск зависят от типа, конструкции и сечения кабеля (кабельной линии),
но, как свидетельствуют справочные и экспериментальные данные, зависимость эта
незначительна. Для широкого ассортимента монтажных проводов и кабелей
усредненные значения этих параметров составляют: Lк=1 мкГн/м; Ск=50
пФ/м.
Тогда:
Можно с большей степенью достоверности принять
значения Z0=100...200 Ом для всех применяемых в электроприводах
монтажных проводов и кабелей. Входное сопротивление Z1 кабеля
представлено выходным сопротивлением полупроводниковых вентилей и внутренним
сопротивлением батареи конденсаторов входного фильтра и является относительно
малой величиной, которой также можно пренебречь:
1<<Zo.
Выходным сопротивлением Z2 кабеля
является относительно большое для высокочастотного сигнала входное
сопротивление АД, определяемое индуктивностью рассеяния L его обмоток и
эквивалентной частотой ωf
фронта импульса напряжения:
(8.2.2)
, (8.2.3)
поэтому Z2>>Zo.
В связи с вышесказанным, при прохождении крутого
фронта импульса напряжения входная часть силового монтажного кабеля
электропривода (со стороны АИН) работает в режиме короткого замыкания, выходная
часть кабеля (на зажимах АД) - в режиме холостого хода. С учетом значений
параметров волновые характеристики монтажных проводов и кабелей приближаются к
характеристикам линии без искажений и потерь:
ωfLK>>rK;
ωf
CK>>gK; rK =gK ≈0.
В такой линии скорость Vf
распространения высокочастотной волны определяется выражением:
(9.2.4)
и равна примерно половине скорости света в
вакууме. Для приведенных выше значений параметров Lк и Ск:
Vf≈142∙106 м/с.
Этой скорости соответствует длина волны λ:
м (8.2.5)
Время Tf прохождения фронта импульса
от выхода АИН к зажимам АД определяется длиной l кабеля (для нашего случая
длину кабеля примем равной длине скважины l=375м):
f=l/Vf=375/142∙106=2,5мкс
(8.2.6)
Если это время больше или равно времени фронта tf,
то в конце кабеля из-за его несогласованности с нагрузкой (Z2>>Zo)
возникает отраженная волна напряжения n2U1, которая
суммируется с падающей (прямой) волной напряжения U1, образуя
стоячие волны. В результате на зажимах АД образуется напряжение:
U2 = U1∙ (1 + n2),(8.2.7)
где 0 < n2 ≤ 1 - коэффициент
отражения.
Максимальное значение n2 = 1, тогда
напряжение на зажимах АД удваивается. Возвращаясь к началу кабеля, отраженная
волна гасится малым входным сопротивлением Z1<<Zo.
Поэтому напряжение U1 на зажимах АИН не изменяется.
При Tf < tf коэффициент
отражения n2 рассчитывается по формуле:
n2=n2max∙(Tf/tf)(8.2.8)
Значение импульсного перенапряжения в сочетании
с высокой крутизной его фронта могут привести к снижению срока службы изоляции
обмоток двигателя.
Используются два эффективных способа ограничения
волновых перенапряжений на зажимах АД:
) установка последовательного силового
LC-фильтра БФ2П на выходе АИН для уменьшения крутизны фронта импульсов его
выходного напряжения;
) установка параллельного RC-фильтра БФ2М
(слаботочного) непосредственно у зажимов АД для согласования волнового
сопротивления кабеля.
Переходные процессы в разомкнутой системе
преобразователь частоты - асинхронный двигатель (ПЧ-АД)
Для анализа динамики системы ПЧ-АД построим ее
структурную схему.
Известно, что при питании от преобразователя
частоты асинхронный двигатель работает исключительно на прямолинейных участках
механических характеристик. Следовательно, в данном случае можно пренебречь
электромагнитной постоянной времени и считать переходные процессы
электромеханическими. В этом случае момент двигателя определяется выражением
(2.41). Однако это уравнение описывает механическую характеристику
электродвигателя во всем диапазоне скольжений. Так как в системе ПЧ-АД
электродвигатель работает только при скольжениях, меньших критического, то
является целесообразным использовать математическое описание прямолинейного
участка характеристики, которое можно представить следующим образом:
w = w он a
- Dw
, (8.49)
где w он - скорость
идеального холостого хода при частоте f,
равной номинальной частоте fн;
a = f
/ fн - относительная
частота напряжения питания;
Dw - статическое падение скорости.
Так как на рабочем участке механические
характеристики двигателя в системе ПЧ-АД параллельны, то при данном Мс
статическое падение скорости является величиной постоянной, то есть (8.49)
можно представить в виде:
w = w он a
- К М, (8.50)
где К - коэффициент пропорциональности между М и
Dw.
Этот коэффициент можно определить, исходя из
следующих соображений: он является постоянным для любой точки характеристики, в
том числе и для точки номинального режима на естественной характеристике, то
есть из (8.50) можно записать
w н = w он a
- К Мн. (8.51)
Из (4.51) после алгебраических преобразований
получаем:
К = w он Sн
/ Мн. (8.52)
Подставляем в (8.50) вместо К его значение из
(8.52) и после алгебраических преобразований получаем математическое описание
момента двигателя на линейных участках механических характеристик:
М = (w он a
- w
) Мн / Sн w
он . (8.53)
Дальнейшее математическое описание целесообразно
вести в относительных единицах (здесь относительные величины обозначаются
значком *); в качестве базовых используются: Мн, w он, fн.
Тогда (8.53) принимает вид:
М* = (a - w*
)/ Sн. (8.54)
Из уравнения движения электропривода получаем:
М = Мс + Тм (Мкн / w
он)( dw / dt
), (8.55)
где Тм = Jw
он / Мкн - электромеханическая постоянная времени;
Мкн - критический момент на характеристике при f
= fн.
Представим (4.55) в относительных единицах:
М* = Мс* + Тм (Мкн / Мн) (dw*
/ dt ). (8.56)
Здесь Мкн / Мн = l -
перегрузочная способность двигателя. Причем закон совместного изменения частоты
и напряжения преобразователя выбирается именно из условия получения постоянной
перегрузочной способности при любой форме зависимомти от скорости момента
статического, то есть для всех реально возможных режимов эта величина остается
неизменной. Следовательно (8.56)
можно записать:
М* = Мс* + Тм l (dw*
/ dt ). (8.57)
Определим из (8.57) dw*
/ dt и представим
полученное уравнение и (8.54) в операторной форме:
М*(р) = (a (р) - w*(р))
/ Sн. (8.59)
На основании (8.58), (8.59) построена
структурная схема асинхронной машины при ее работе на прямолинейных участках
механических характеристик, приведенная на рис.8.20.
Как указывалось выше, преобразователь частоты
состоит из выпрямителя и инвертора, соединеных последовательно. Если, согласно [8],
представить их апериодическими звеньями с постоянными времени Тв и Ти
соответственно, то передаточная функция Wп(p) преобразователя имеет вид:
п(p) = Кп / [(Tв + 1)(Tи p+1)], (8.60)
где Кп - коэффициент усиления ПЧ.
После алгебраических преобразований (8.60)
можно записать
п(p) = Кп / (TвТи p2+Tв p+Tи p+1) . (8.61)
Как указывалось выше, постоянная времени
выпрямителя Тв = 0,01с, а величина постоянной времени инвертора определяется
его конструкцией. Если инвертор построен на базе тиристорных ключей, то его
постоянная времени Ти = 0,01, если - на базе транзисторов, то его можно считать
безъинерционным звеном с постоянной времени равной нулю. Если Ти = 0,01, то
TвTи = 0,0001с. Этой величиной можно пренебречь и тогда
Wп(p) = Кп / [(Tв+Tи)p+1)] . (8.62)
Следовательно,
п(p) = f
(р) / Uз = Кп /
[(Tв+Tи)p+1)]. (8.63)
Представим (8.63) в относительных единицах, где
базовым значением Uз является Uзн,
при котором на выходе преобразователя имеется напряжение с частотой fн,
равной номинальной. Имея в виду, что в установившемся режиме Uзн
Кп = fн, получаем:
a(р) = U*(р)
/ [(Tв+Tи)p+1)]. (8.64)
На основании (8.64) с учетом схемы рис.8.20
строится структурная схема разомкнутой системы ПЧ-АД, приведенная на рис.8.21.
Из (8.54), (8.56) и (8.64) получаем систему
дифферециальных уравнений, описывающих эту схему:
w
/ dt = (М*
- Мс*)
/ l Тм;
(8.65)
М*
= (a
- w*)
/ Sн;
(8.66)a / dt = (Uз* -a) / (Тв +
Ти). (8.67)
При
линейном изменении задающего напряжения в (8.67) вместо Uз*
подставляется его функциональная зависимость Uз* = Кзt, где Кз = 1
/ tп -
коэффициент скорости изменения частоты выходного напряжения преобразователя,
который, также как и в системе ТП-Д, определяется из условия получения при
пуске момента, не превышающнго допустимый.
Так
как механические характеристики электродвигателя считаются линейными, то
методика поэтапного анализа переходных процессов здесь такая же, как и в
системе ТП-Д.
Схема
АД с плавным пуском при вентиляторном моменте.
Список
использованной литературы
1. Бабакин В.И., Байбурин Э.Р.,
Башаров Р.А. Курсовое проектирование по теории электропривода: Учеб. пособие.
Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999.154 с.
2. Бабакин В.И., Байбурин Э.Р.,
Башаров Р.А. Курсовое проектирование по теории электропривода: Учеб. пособие.
Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000. 84 с.
. Чиликин М.Г., Сандлер А.С.
Общий курс электропривода. - М.: Энергоиздат, 1981. - 576 с., ил.
. Забродин Ю. С. Промышленная
электроника; Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1982.
. Ильинский Н.Ф., Козаченко
В.Ф. Общий курс электропривода: Учебник для вузов. М.; Энергоатомиздат, 1992.
544 с.
. Меньшов Б.Г., Суд И.И.,
Яризов А.А. Электрооборудование нефтяной промышленности. М: Недра 1990. 365 с.:
ил.
. Теория автоматического
управления. / под, ред. А В. Нетушила, М.: Высшая школа 1967. 424 с.
. Колпаков Л.Г. Центробежные
насосы магистральных нефтепроводов. М.: Недра, 1985. 184 с.
9. Шабанов В.А., Лопатин В.П.
Курсовое проектирование по электрическим сетям и электроснабжению. - Уфа:
Изд-во УГНТУ, 1997.
10. Фёдоров А. А., Каменева В. В.
Основы электроснабжения промышленных предприятий: Учебник для вузов. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Энергия, 1979. - 408 с., ил.
. Буренина И. В.
Учебно-методическое пособие к составлению экономической части дипломного
проектирования для студентов специальностей 21.02.00, 18.04.00.