Проанализировать применение тарифной льготы в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования является система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предметом является предоставление тарифных льгот странам или группам стран, как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.
. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
1.1 Понятие и сущность тарифной льготы, виды
Внешнеторговая политика России реализуется посредством экономических и административных методов (мер) регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из наиболее используемых экономических методов является таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя:
таможенный тариф;
таможенную стоимость товара и методы её определения;
определение страны происхождения товара;
тарифные льготы;
тарифные преференции и другие методы.
Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Такой механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном тарифные льготы предоставляются товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в недостаточном количестве.
Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.
Ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. «Под тарифной льготой: понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера. Недопустимость персональных льгот отвечает такому принципу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как: равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
Тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. Она подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой указана в таможенном тарифе. Льгота - это инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.
В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:
возврат ранее уплаченной пошлины;
освобождение от уплаты пошлины;
предоставление тарифных преференций;
установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товара.
Возврат ранее уплаченных пошлин относится к разновидности налоговых льгот. Такой вид тарифной льготы активно используется в целях стимулирования экспорта. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными таможенными процедурами, закрепленными в Таможенном кодексе Таможенном союзе. Например, таможенная процедура реэкспорта (ст. 296 ТК ТС) подразумевает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
От ввозной таможенной пошлины освобождаются:
. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев:
а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости авто компонентов используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС.
б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства, проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством - участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.
. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза;
. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств - участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство;
. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза;
. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств - участников оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории таможенного союза, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами - участниками таможенного союза;
. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза. Для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза;
. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;
. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;
. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;
. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств - участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства − участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории;
. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства − участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - участника таможенного союза.
Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах - участниках таможенного союза или, если производимые в государствах - участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
Комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства - участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Государства - участники таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин;
. Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств - членов таможенного союза;
. Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввезенные в Республику Беларусь и Республику Казахстан с применением льготы, и ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории таможенного союза;
. Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства.
Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств - участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников таможенного союза.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза развивающимся и наименее развитым странам.
Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией таможенного союза. В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.
Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций также утверждается Комиссией таможенного союза. В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.
1.2 Соотношение понятий тарифная льгота и тарифная преференция
тарифный льгота преференция таможенный
Как отмечает Ершов А.Д.: «Понятие таможенных преференций, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран».
Страна происхождения товара используется, прежде всего, при тарифном регулировании, а именно в части предоставления таможенных льгот по уплате таможенной пошлины. Такого рода льготы имеют название тарифных преференций (латин. preferens - предпочтение). Здесь необходимо уточнить, что «таможенная льгота» и «тарифная льгота» понятия не совсем совпадающие. Как справедливо отмечает Козырин А.Н.: «Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.
Одной из важных задач в исследовании порядка предоставления тарифных льгот и преференций является сравнение понятий, используемых в системе таможенно-тарифного регулирования. Также весьма важным является раскрытие содержания данных понятий с указанием отличительных и существенных признаков (табл. 1)
Таблица 1 - Соотношение понятийного аппарата в области льгот и преференций
Тарифная льготаТарифная преференция ЛьготаПолное или частичное освобождение от выполнения установленных обязательств по налогам и сборам ПреференцииХарактеризуются предпочтением или преимуществом в торгово-экономической политике Таможенные льготыДействуют в отношении льгот по уплате таможенных платежей, преференций, привилегий и льгот при таможенном оформлении и таможенном контроле Таможенные преференцииПредоставляются в виде тарифных преференций, льгот по косвенным налогам и таможенным процедурам, связанных с определением страны происхождения товара Тарифные льготыПредоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, тарифных преференций, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот.Тарифные преференцииПредоставляются в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ставок пошлин, связанных с определением страны происхождения товара
Понятие «тарифная льгота» закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.
Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить некоторые критерии, такие, например, как под какую таможенную процедуру помещаются товары, в каких целях ввозится товар. То есть тарифные льготы, и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.
Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Можно сделать вывод, что льготы и преференции представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
1.3 Цели применения тарифной льготы
Понятие «льгота» произошло от славянских слов «льга», «легота», под которыми подразумевается, с одной стороны, легкость, необременительность, а с другой стороны - особые права, преимущества перед другими.
В современных экономических энциклопедических словарях под «льготой» понимается предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот.
В ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
) тарифные преференции;
) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
) льготы по уплате налогов;
) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под какую таможенную процедуру помещается товар, в каких целях он ввозится на единую таможенную территорию Таможенного союза, стоимость ввозимого товара и т.д. Также тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. После образования Таможенного союза объем предоставляемых тарифных льгот остался прежним. Произошли некоторые изменения при освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров, ввозимых для использования в инвестиционных проектах. Под эту льготу теперь попадают не только технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, но также сырье и материалы, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. Эта льгота является привлекательной для многих производственных компаний, ввозящих сырье и материалы, которые облагаются достаточно высокими ставками ввозных пошлин - 10-15%.
Еще одна новая льгота касается автомобильного сектора. Как известно, в рамках режима промышленной сборки в Россию ввозятся комплектующие, из которых собираются автомобили. Многие иностранные компании заключили соглашения с Минэкономразвития и работают в этом режиме. На уровне Таможенного союза приняты определенные критерии, при достижении которых товар считается произведенным на территории ТС и в дальнейшем беспошлинно ввозится на территорию любой из стран, участвующих в ТС. Критериями являются: достижение локализации, минимальный объем производства, выполнение обязательных технологических операций, заключение соглашений о промышленной сборке, включение компании в перечень, утверждаемый КТС. Перечень уже утвержден КТС, и около 19 компаний могут пользоваться этой льготой. В рамках ТС возникают новые возможности при реализации промышленной сборки: выполнить условия локализации за счет компонентов, производимых на территории какой-либо из стран Таможенного союза, или применить льготу в отношении иных видов транспорта (автобусов, автокранов и т.д.).
В достижении целей тарифного регулирования тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы, прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства.
2.МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ
.1Практика применения тарифных льгот в Европейском союзе
Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве.
В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.
В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для дипломатических представительств и отдельных категорий иностранных лиц.
Экономическая интеграция государств - это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект - взаимную выгоду для её участников. Для этого государства-участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего, в рамках интеграции, например путем создания льгот, и преференций при таможенно-тарифном регулировании.
В 2006 г. Евросоюз поменял свои внешнеторговые приоритеты. Льготы на ввоз товаров предоставляются лишь тем странам, которые поддержали Киотский протокол и приняли международные экологические и трудовые нормы.
В Евросоюзе действует общий таможенный тариф и является общим для всех участников союза, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф - это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие предписания, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран.
Общий таможенный тариф выполняет регулирующую функцию, которая образована из:
тарифных квот;
приостановлений;
льгот и преференций;
интеграционных требований.
Пошлины общего таможенного тарифа применимы ко всем товарам, импортированным в ЕС. Однако при определенных обстоятельствах такое налогообложение неоправданно из-за специальных условий (например, при выезде или возврате граждан в ЕС без коммерческих целей), при которых обычная потребность в защите экономики от импорта товаров отсутствует.
Как часть политики помощи в развитии, ЕС применяет обобщенные тарифные преференции импорту из развивающихся стран. Данный аспект регламентируется Постановлением Совета (ЕС) от 27 июня 2005 года N 980/2005 "О применении схемы обобщенных тарифных преференций".
С 1968 г. по инициативе международной конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) развитые индустриальные страны ввели генеральную систему преференций (GSP) в торговле с развивающимися экономиками. В рамках GSP с 1971 г. ЕС разрешает 178 другим странам импортировать беспошлинно или со скидками к действующему тарифу различные товары. Условия GSP пересматриваются раз в 10 лет.
Более бедным экономикам, чтобы получить льготы, нужно приложить массу усилий. В соответствии с новыми условиями GSP будет распространяться на них, только если до конца 2008 г. государства-претенденты подпишут и ратифицируют 27 международных конвенций и соглашений. В их число входят Киотский протокол, Монреальский протокол об озоновых дырах, почти все конвенции Международной организации труда, Соглашения о защите прав женщин и детей, Конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция ООН 1971 г. о психотропных средствах.
В обмен на это беднейшие экономики (около 50 государств) смогут беспошлинно импортировать в ЕС свою продукцию, за исключением оружия. Странам побогаче надо будет платить пошлины только на чувствительные для ЕС статьи импорта (например, сельхозпродукцию), но со скидкой в 3,5% от тарифа. При этом государства, пользующиеся преференциями в рамках двусторонних соглашений с ЕС, право на льготы по GSP потеряют. Всего программа будет распространяться на 7200 наименований продукции.
Генеральная система преференций ЕС - это распространяющиеся на развивающиеся страны тарифные льготы на экспорт продукции, условием для которых является соблюдение государством норм Международной организации труда (МОТ).
GSP применяется ко всем развивающимся странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее. Таковыми являются:
льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, предоставляемые в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;
льготы странам Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.
Задача тарифных льгот состоит в стимулировании экономической активности, повышении конкуренции, создании занятости, модернизировании структуры и т.д., открывая фирмам доступ к конкретным поставкам по низшей цене.
Единожды предоставленные льготы становятся достоянием любого участника Евросоюза. Тарифные льготы регулярно пересматриваются, чтобы учесть технические или экономические тенденции в производстве и рынках, с возможностью добавления, модификации или отмены. Заявления подаются странами-участницами по поручению перерабатывающих или производящих предприятий ЕС. Заявления не подлежат рассмотрению, если сумма неинкассированных таможенных пошлин оценивается на менее чем 20 тыс. евро в год. Малые и средние предприятия могут объединяться, чтобы выполнить это условие.
ЕС уже предоставляет больше всех в мире торговых льгот развивающимся странам, но необходимо уделить особое внимание самым бедным странам с неустойчивой экономикой, которым особенно сильно необходим доступ на европейский рынок.
2.2Тарифная льгота в рамках таможенного союза
Тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств, сторон или на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.
Стороны информируют Комиссию Таможенного союза о применяемых ими тарифных льготах и внесении изменений законодательства государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот.
Комиссия Таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот и организует проведение сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.
Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств, сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств, сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного Союза.
В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств, сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
) продукция морского промысла судов государств, сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств, сторон;
) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;
) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;
) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;
) товары, подлежащие обращению в собственность государств, сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.
Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества Таможенного союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя торговля стала для многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития. Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
Предоставление тарифных льгот - это важное направление деятельности Таможенного союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.
Таможенный союз планирует создание Единого Экономического пространства. Создание Единого экономического пространства невозможно без развития торгового взаимодействия, функционирования однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применения гармонизированных правовых норм. Если страны не увеличивают взаимную торговлю, то возникают проблемы дисбаланса, связанные с тем, чтобы унифицировать процедуры, связанные с торговлей с другими странами. Поэтому необходимо, чтобы три страны договорились об унификации торгового законодательства - это большой шаг вперед, который свидетельствует о том, что эти страны ориентированы на дальнейшее увеличение взаимной торговли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года <http://tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/ProtokoloizmTK.aspx>).
.Протокол от 12.12. 2008 «О предоставлении тарифных льгот»
.Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций»
.Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов».
.Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»
.Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №5003-1
.Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
.Буданова О.Г. «Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.
.Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник - 2-изд. - М.: ВАВТ, 2009 г.
.Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2004 г.
.Мандражицкая М. «Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ» Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.
.Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006г.
.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие - М.: Экономистъ, 2004г.
.Сизова К.А. «Единый тариф - опыт применения». Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.
.Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.
.Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.
.Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.
.<http://www.customs.ru>
.http://www.evrazes-bc.ru
20.http://www.tsouz.ru