Таможенная экспертиза мяса и мясных субпродуктов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Состояние производства и рынка
мяса и пищевых мясных субпродуктов
.2 Классификация и характеристика
ассортимента мяса и пищевых мясных субпродуктов
.3 Сущность и виды таможенных
экспертиз мяса и мясных субпродуктов
.4 Организация и проведение
таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ФТС России
2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ставропольского поста минераловодской таможни.
.2 Порядок взятия таможенными
органами проб и образцов мяса и пищевых мясных субпродуктов
.3 Органолептические и
физико-химические методы исследования мяса и пищевых мясных субпродуктов
.4 Составление и оформление
заключения по таможенной экспертизе и способы использования товаров
ненадлежащего качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных информационных
источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Мясо представляет собой комплекс различных
тканей (мышечной, соединительной, жировой, костной) в их естественном
соотношении в теле животного. Это один из важнейших продуктов питания,
обладающий высокой пищевой ценностью. Она обусловлена главным образом
содержанием значительного количества белков животного происхождения, и в
особенности полноценных, а также биологически активных соединений (аминокислот,
полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, микроэлементов), липидов,
экстрактивных и минеральных веществ, необходимых для нормальной
жизнедеятельности человека. Сегодня в России на долю пищевой и перерабатывающей
промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота
страны. В состав этой отрасли входит более 30 под отраслей. Особое место среди
них занимают мясная и мясоперерабатывающая отрасли, так как обеспечивают
население страны одним из основных продуктов питания.
Актуальность данной курсовой работы состоит в
том, что фальсификация мяса и пищевых мясных субпродуктов имеет место в
современной торговле и вопросы качества и безопасности их актуальны в данный
момент.
Главная цель курсовой работы: изучение
ассортимента мяса и пищевых субпродуктов, физико-химические и органолептические
исследования качества, а также выявление современного состояния и перспективы
развития рынка продовольственных товаров, в частности - рынка мяса и пищевых
субпродуктов.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
. Рассмотреть состояние производства и рынка
мяса и пищевых мясных субпродуктов.
. Представить классификацию и характеристику
ассортимента мяса и пищевых мясных субпродуктов.
. Изучить сущность и виды таможенных экспертиз
мяса и пищевых мясных субпродуктов.
. Рассмотреть порядок взятия таможенными
органами проб и образцов мяса и пищевых мясных субпродуктов.
. Изучить органолептические и физико-химические
методы исследования мяса и пищевых мясных субпродуктов.
Предметом исследования курсовой работы является
рынок и ассортимент мяса и пищевых мясных субпродуктов.
Объектом исследования курсового проекта является
таможенная экспертиза мяса и пищевых мясных субпродуктов.
Период исследования охватывает 2010-2012 года.
Теоретической и методологической основой
послужили работы и научные исследования отечественных авторов в области
товароведения и таможенной экспертизы.
Информационная база курсовой работы: ГОСТы и
технические условия, Таможенный кодекс, приказы ФТС России, федеральные законы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных информационных источников и приложений.
1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Состояние
производства и рынка мяса и мясных субпродуктов
В 2011 году на российских предприятиях было
произведено 3,7 млн. тонн продукции, что на 9% больше, чем за год до этого.
На отечественный рынок мяса в целом влияет, в
большей степени, производство мяса птицы, поскольку три четверти российского
производства мяса и субпродуктов в 2011 году было ориентировано на выпуск
именно продукции данного сегмента. Пятая часть производимого в России мяса была
представлена свининой.
Объем производства мяса птицы в 2007-2011 годах
увеличивался. В 2011 году объем выпущенной продукции на российских предприятиях
достиг 2,7 млн. тонн, что на 18% больше, чем в 2010 году.
Абсолютным лидером по производству мяса птицы в
России по итогам 2011 года стал Центральный федеральный округ. Здесь в течение
года было выпущено более 1,1 млн. тонн продукции, что почти втрое превысило предложение
производителей Приволжского федерального округа (389,3 тыс. тонн), находящегося
на втором месте.
Регионами с наибольшими объемами производства
мяса птицы (в парном весе) по итогам 2011 года стали: Белгородская (521,8 тыс.
тонн), Московская (222,9 тыс. тонн), Ленинградская (140,7 тыс. тонн) и
Челябинская (135 тыс. тонн) области.
В последние два года производство свинины в
России активно развивается, в 2010 году оно выросло более чем на четверть.
По итогам 2011 года, объем выпуска продукции в
парном весе составил 738,3 тыс. тонн, что больше показателей предыдущего года
на 91,7 тыс. тонн, или 14,2%.
Почти половина российского производства свинины
(в парном весе) сосредоточена в Центральном ФО (45%). Приволжский ФО и
Сибирский ФО занимают в общероссийской структуре 16,6% и 14%. Наименьшую долю
занимает Южный ФО (вкл. Северо-Кавказский ФО) - 0,2%.
Несмотря на динамичный и устойчивый рост
производства мяса птицы и свинины в последние годы, Россия остается одним из
крупнейших мировых покупателей этого сырья. Суммарный объем импорта свинины,
свиных субпродуктов и свиного шпика, товарных свиней в перерасчете на убойный
вес за 10 месяцев 2011 года составил около 955 тыс. тонн. Это немного больше
чем в 2010 году.
Производство говядины в России сокращается на протяжении
последних 3 лет. В силу невысокой рентабельности и особенностей российского
государственного регулирования многие сельхозпроизводители предпочитают
сосредоточить свои усилия на выпуске мяса птицы и свинины. В 2011 году
наметился наиболее резкий его спад. Только в январе - октябре оно сократилось
почти на 10% по отношению к предыдущему периоду. Суммарный объем импорта
говядины и говяжьих субпродуктов за 10 месяцев составил около 610 тыс. тонн.
Если не принимать во внимание ситуацию с говядиной, то положение дел в
российском мясном секторе можно считать весьма неплохим [24].
Наибольшую долю в российском производстве
занимает Московская область: на этот регион приходится 11,7% выпуска
отечественной говядины. Производители Алтайского края выпускают 8,3% всего мяса
российского производства в парном весе. Продукция Краснодарского края
обеспечивает предложение отечественной говядины на рынке на 6,5%. Такая же доля
приходится на предприятия Новосибирской области.
До 2010 года производство баранины в России
демонстрировало положительные темпы роста. За 2007 - 2010 годы выпуск продукции
увеличился на 1 006 тонн. По итогам 2011 года, объем производства баранины в
парном весе составил 5024 тыс. тонн, что меньше показателей предыдущего года
почти на 999 тонн, или 16,6%. Несмотря на то, что на мировом рынке производство
баранины является востребованным, на региональном уровне проявляется
несовершенство системы сбыта, и производство сокращается.
Крупнейшим федеральным округом по производству
баранины (в парном весе) среди федеральных округов является Южный ФО (вкл.
Северо-Кавказский ФО). Причем, большая часть приходится именно на
Северо-Кавказский ФО (1993тыс. тонн из 2262 тыс. тонн в 2010 году) [25].
Для улучшения ситуации в производственном
сегменте в 2011 г. с государственной поддержкой было введено в действие 82
новых и 80 реконструированных объектов свиноводства. Это позволило получить
дополнительно 244 тыс. тонн свинины. Одним из лидеров по объему инвестиций в
производство свинины и количеству инвестиционных проектов является ГК «Талина».
Вытеснение мяса мясопродуктами обусловлено изменением социальной ситуации в
обществе: наблюдается устойчивая тенденция к снижению свободного времени у
людей, занятых в рыночных структурах. Безусловно, те меры поддержки, которые
наше правительство предоставило отечественным сельхоз товаропроизводителям,
сыграли свою позитивную роль в динамичном развитии отрасли. Квотирование
импорта мяса и государственная программа развития сельского хозяйства стали
своего рода «спусковым крючком» для массивных инвестиций в отечественный
агропром.
В структуре рынка мясных продуктов принято
выделять такие сегменты, как колбасные изделия, мясные полуфабрикаты и мясные
консервы, на долю которых приходится соответственно 62%, 32% и 6% рынка мясных продуктов.
Рынок мясной переработки в России является слабо концентрированным. На долю
пяти крупнейших игроков отрасли приходится не более четверти рынка. Сегодня в
России на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более
половины продовольственного товарооборота страны. В состав этой отрасли входит
более 30 под отраслей. Особое место среди них занимают мясная и
мясоперерабатывающая отрасли, так как обеспечивают население страны одним из
основных продуктов питании.
1.2 Классификация и
характеристика ассортимента мяса и пищевых мясных субпродуктов
Мясо - туша или часть туши, полученная от убоя
скота, представляющая совокупность тканей - мышечной, соединительной (рыхлой и
плотной), жировой, и костной (или без нее).
К убойному скоту относятся: крупный рогатый
скот, свиньи, мелкий рогатый скот, лошади, буйволы, верблюды, северные олени,
яки. В реализацию поступает мясо других домашних и диких животных: кроликов,
кабанов, диких копытных, медведей, диких северных оленей, а также пернатая
дичь. Из европейских стран импортируются лягушачьи лапки.
Мясо убойных животных классифицируется по
следующим признакам: вид животного, порода, пол, возраст, упитанность, пред
убойное состояние, происхождение - анатомической части туши, термическое
состояние и др. Основными видами мяса являются мясо крупного рогатого скота
(говядина), свинина, баранина.
Мясо крупного рогатого скота подразделяется по
возрасту животных на: телятину; говядину от молодых животных (от 3 месяцев до 3
лет) и говядину от взрослых животных старше 3 лет. Мясо взрослых животных
подразделяется по полу: говядина от коров и волов и говядина от быков
(некастрированных самцов). Говядина по упитанности делится на две категории.
Упитанность определяется по степени развития мышечной ткани (выступанию костей)
и наличию жировых отложений. Телятина по упитанности подразделяется на две
категории: первую (молочную) и вторую. Телятину первой категории получают от
телят-молочников, не получавших подкормки (выпоенных молоком).
В основу идентификации мяса по упитанности
положены степень развития мышечной ткани и отложения подкожного жира.
Говядину, баранину, козлятину, крольчатину по
упитанности делят на I и II категории.
Говядина I категории имеет удовлетворительно
развитые мышцы; остистые отростки спинных и поясничных позвонков, седалищные
бугры и маклаки выделяются не резко; подкожный жир покрывает тушу от восьмого
ребра к седалищным буграм, допускаются значительные просветы; шея, лопатки,
передние ребра, бедра, тазовая полость и область паха имеют отложения жира в
виде небольших участков [22].
У говядины молодняка мышцы развиты хорошо,
лопатки без впадин, бедра не подтянуты, остистые отростки позвонков, седалищные
бугры и маклаки слегка выступают. Масса туши (в кг): от отборного молодняка -
свыше 230; 1-го класса - свыше 195 до 230; 2-го класса - свыше 168 до 195; 3-го
класса - 168 и менее.
Говядина II категории имеет менее
удовлетворительно развитые мышцы (бедра имеют впадины); остистые отростки
позвонков, седалищные бугры и маклаки выступают, подкожный жир имеется в виде
небольших участков в области седалищных бугров, поясницы и последних ребер.
Телятина I категории (от телят-молочников) имеет
удовлетворительно развитые мышцы розово-молочного цвета. Отложения жира в
области почек, тазовой полости, на ребрах и местами на бедрах, остистые
отростки позвонков не выступают.
Телятина II категории (от телят, получивших
подкормку) имеет менее удовлетворительно развитые мышцы, отложения жира в
области почек и тазовой полости, местами на пояснично-крестцовой части, остистые
отростки спинных и поясничных позвонков слегка выступают.
Баранина I категории имеет удовлетворительно
развитые мышцы, остистые отростки позвонков в области спины и холки слегка
выступают, подкожный жир покрывает тонким слоем тушу на спине и слегка на пояснице,
на ребрах, и области крестца и таза допускаются просветы.
Баранина II категории имеет слабо развитые
мышцы, кости заметно выступают, на поверхности туш местами есть незначительные
жировые отложения в виде тонкого слоя, которые могут и отсутствовать.
Свинину по упитанности делят на пять
категорий:(беконную), II (мясную - молодняк), III (жирную), IV (для
промпереработки), V (мясо поросят).
Свинина I категории (беконная) имеет хорошо
развитую мышечную ткань, особенно на спинной и тазобедренной частях. Масса туш
в шкуре в парном состоянии должна быть от 53 до 72 кг. Толщина шпика над
остистыми отростками между 6-м и 7-м спинными позвонками должна быть от 1,5 до
3,5 см, не считая толщины шкуры.
К свинине II категории (мясная - молодняк)
относят туши мясных свиней (молодняка) в шкуре массой от 39 до 86 кг; туши без
шкуры массой от 34 до 76 кг; туши без крупона массой от 37 до 80 кг. Толщина
шпика для всех туш должна быть от 1,5 до 4,0 см. К этой же категории относят
туши подсвинков в шкуре массой от 12 до 38 кг и без шкуры массой от 10 до 3,3
кг, со шпиком толщиной 1, 0 см и более и свинину обрезную.
К свинине III категории (жирной) относят туши
жирных свиней без ограничения массы со шпиком толщиной 4,1 см и более.
К свинине IV категории (для промышленной переработки)
относят туши в шкуре массой свыше 86 кг, туши без шкуры массой свыше 76 кг и
туши без крупона массой свыше 80 кг. Толщина шика для всех туш должна быть от
1,5 до 4,0 см. Туши в шкуре вырабатывают с задними ногами.
К свинине V категории (мясо поросят) относят
туши поросят-молочников массой от 3 до 6 кг.
Свинина (ГОСТ 7724-77 «Мясо. Свинина в тушах и
полутушах. Технические условия») по возрасту животных подразделяется на мясо
поросят-молочников, подсвинков, мясо взрослых животных. По полу животных
свинина подразделяется на мясо от свиней и боровов и мясо от хряков
(некастрированных самцов живой массой более 20 кг). Свинина делится на пять
категорий (в основном по массе туш в парном состоянии и толщине шпика над
остистыми отростками между 6-м и 7-м спинными позвонками) .
Категории свинины: первая (беконная), вторая
(мясная-молодняк), третья (жирная), четвертая (промышленно переработочная),
пятая (мясо поросят). Беконную свинину получают специальным откормом беконных
пород свиней. Масса туши от 53 до 72 кг в шкуре, толщина шпика от 1,5 до 3,5
см. У второй категории толщина шпика от 1,5 до 4 см. Это мясо от молодых
животных: масса туши в шкуре от 39 до 98 кг, без шкуры - от 34 до 90 кг
включительно. Туши жирной (третьей) категории имеют неограниченную массу,
толщина шпика от 4,1 см и более. Масса туш свиней четвертой категории свыше 90
кг без шкуры и свыше 98 кг в шкуре, толщина шпика от 1,5 до 4 см. Мясо
поросят-молочников имеют массу тушек от 3 до 6 кг в шкуре с головой и ногами
(без внутренних органов). Предъявляются строгие требования к шкуре [12].
По термическому состоянию мясо всех видов
подразделяют на охлажденное, подвергшееся охлаждению до температуры в толще
мышц от 0 до плюс 4°С; замороженное, подвергшееся замораживанию до температуры
в толще мышц не выше минус 8°С; остывшее - охлажденное после разделки туш до
температуры не выше плюс 12°С (для кроликов не выше плюс 25°С). Говядина и
свинина выпускаются в подмороженном состоянии - после подмораживания
температура в бедре на глубине 1 см минус 3 - минус 5°С, а в толще мышц бедра 0
- плюс 2°С. При хранении температура по всему объему полутуши должна быть минус
2 - минус 3°С [11].
Кроме того, различают мясо свежее, сомнительной
свежести и несвежее.
По показателям свежести различают мясо свежее,
сомнительной свежести и несвежее. Свежее мясо направляется в реализацию и
используется для промышленной переработки. Мясо сомнительной свежести не
принимается для реализации в торговле и общественном питании. По решению
органов ветеринарно-санитарной службы оно может быть направлено на промышленную
переработку. Несвежее мясо уничтожается или утилизируется.
1.3 Сущность и виды
таможенных экспертиз мяса и мясных пищевых субпродуктов
Экспертиза - это особый вид научного
исследования, проводимого в определённой области, - экспертом.
Сущностью экспертизы и в теории, и в практике
сегодня признается необходимость прибегать к оценкам специалистов-экспертов в
сложных, проблематичных ситуациях. Экспертиза проводится, как правило, в
экстраординарных случаях, когда познаний лиц, ответственных за принятие решений
в сфере социального и производственного управления, судопроизводства,
образования, бывает недостаточно.
Таможенная экспертиза - специальное
научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач
таможенного дела - фискального, контрольного, правоохранительного,
статистического и защитного характера требующих выполнения самых различных
экспертиз.
Существуют следующие виды таможенной экспертизы:
. Идентификационная экспертиза - проводится с
целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или
контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара,
соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому
описанию. Для идентификации мяса и мясопродуктов могут быть использованы
показатели, установленные правилами сертификации пищевых продуктов и
продовольственного сырья [8] и представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификация мяса и мясной
продукции
Показатели
|
Идентифицируемая
продукция
|
Примечание
|
Маркировка
оттиска клейма
|
Мясо
в тушах, полутушах и четвертинах
|
По
оттискам клейм определяют ветеринарное благополучие мяса, направление
использования (реализация, пром. переработка, проварка, утиль и др.); вид
мяса (конина, верблюжатина, козлятина, оленина и др.); качество мяса (по
категориям упитанности, по возрастным признакам) и др.
|
Маркировка
потребительской упаковки
|
Мясо
и мясорастительные консервы
|
Требования
к маркировке изложены в ГОСТ Р 1353489 и нормативной документации (НД) на
продукцию. По маркировке на банках можно установить наименование сорт
продукта, вид термической обработки (стерилизация, пастеризация), состав
продукта и др.
|
|
Жиры
животные топленые, фасованное мясо и мясная продукция
|
Требования
к маркировке изложены в НД на продукцию. По потребительской упаковке можно
установить наименование и сорт продукта и др.
|
Маркировка
батонов (батончиков)
|
Все
виды колбасных изделий
|
Требование
к маркировке колбасной искусственной оболочке изложены в НД на продукцию. По
маркировке оболочки можно установить наименование и сорт продукта и др. При
отсутствии маркированной оболочки продукт идентифицируют по товарной отметке
(форме вязки).
|
Ярлык
(этикетка), трафарет
|
Продукция
упакованная в транспортную тару
|
Требования
к маркировке транспортной тары изложены в НД на продукцию. По ярлыку
(этикетке), наклеенному или вложенному в транспортную тару, можно установить
наименование, сорт продукции
|
Органолептические
|
Колбасные
изделия, полуфабрикаты, консервы, субпродукты
|
Органолептические
показатели по НД на продукцию. Продукцию идентифицируют по внешнему виду,
цвету, виду на разрезе, вкусу, запаху, консистенции и др.
|
2. Технологическая экспертиза проводится с целью
определения возможности помещения товара под таможенный режим переработки
на/вне таможенной территории таможенного союза и должна ответить на следующие
типовые вопросы:
Каковы нормы выхода готовой продукции при
переработке определенного сырья?
Каков расход сырья на выработку единицы готовой
продукции?
Является ли процесс переработки непрерывным
технологическим процессом?
Изготовлен ли образец готовой продукции из
представленного сырья?
Возможна ли идентификация исходного сырья в
готовой продукции?
Соответствует ли степень переработки товара
заявленной?
. Товароведческая экспертиза проводится с целью
определения рыночной стоимости товара на основе его качественных и
количественных показателей, а также основных свойств и факторов, влияющих на
стоимость [20].
Экспертиза мяса и мясопродуктов одна из наиболее
сложных проверок.
Во-первых, таможенная экспертиза мяса начинается
с проверки документации. Это первый и основной этап, который дает массу
информации экспертам. Здесь вся проверка проходит по стандартной схеме. Сначала
проверяется соответствие количества товара с сопроводительной документацией. На
это не тратится много времени, потому что мясо проверяется на вес. Затем
эксперты обращаются к реквизитам, представленным в документации, чтобы
проверить их на соответствие с действующими российскими стандартами. Причем не
стоит забывать, что тут же рассчитываются и размеры таможенных пошлин. Они
учитывают стоимость продукции на местном рынке, а также ее количество.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот
факт, что на втором этапе начинается проверка качества продукции. Таможенная
экспертиза мяса требует много времени, но его всегда не хватает. Мясо - это
скоропортящийся продукт, поэтому его нужно проверять в кратчайшие сроки.
Получается, что проверка должна быть максимально точной, но никогда не должна
превышать установленных сроков. Вот по-настоящему сложная задача, которая стоит
перед российскими таможенниками. В этот момент помогает только многолетний опыт
и отличное оборудование [21].
При оценке мяса и мясопродуктов особую роль
играют показатели безопасности. Безопасность мяса определяется:
− отсутствием возбудителей болезней
животных передающихся человеку (туберкулёз, ящур, бруцеллез, оспа, туляремия и
т. д.);
− отсутствием чужеродных токсичных веществ;
− микробиологическими показателями,
подтверждающими доброкачественность продукции.
Затем проводиться идентификационная экспертиза.
В результате идентификационной экспертизы устанавливают видовую принадлежность
мяса, видов отрубов, состав продукта и его свежесть. Для идентификации мяса и
мясопродуктов могут использоваться показатели, установленными правилами
сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
1.4 Организация и
проведение таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ФТС России
Таможенная экспертиза назначается в случаях,
если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций
требуются специальные познания.
Назначается таможенная экспертиза таможенными
органами и проводится, как правило, экспертно-криминалистической службой РТУ.
Если ЭКС не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее
можно поручить другой экспертной организации или другим экспертам.
Таможенные экспертизы производятся сотрудниками
ЭКС РТУ, имеющими высшее или среднее специальное образование (при производстве
судебных экспертиз − только высшее).
Процедура проведения экспертизы включает в себя:
−. Рассмотрение и проверка поступивших на
экспертизу материалов и сопроводительных документов начальником экспертного
подразделения на предмет их соответствия требованиям законодательства
Российской Федерации (КоАП РФ, УПК РФ, ТК РФ).
−. Письменное поручение начальником ЭКС
(структурного подразделения) производство экспертизы конкретному эксперту или
комиссии экспертов.
−. Ознакомление эксперта с поступившими
ему материалами и документами.
−. Определение экспертом методов и методик
проведения исследования.
−. Подготовка заключения эксперта.
−. Ознакомление начальника ЭКС с
экспертным заключением и отправка его органу, назначившему экспертизу.
Уполномоченное должностное лицо таможенного
органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы,
в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество
эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна
быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным
экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в
распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы
и представления заключения таможенного эксперта в таможенный орган.
В проведении таможенной экспертизы может быть
отказано в следующих случаях:
недостаточность информации для проведения
таможенной экспертизы;
ненадлежащее оформление решения о назначении
таможенной экспертизы;
несоответствие сохранности упаковки проб или
образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
отсутствие необходимой материально-технической
базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы.
Отказ в проведении таможенной экспертизы
оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные
материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу,
назначившему таможенную экспертизу.
Таможенный орган не позднее дня, следующего за
днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет
декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о
назначении таможенной экспертизы [5].
Экспертизу можно проводить на общественных
началах, на коммерческой основе или в качестве выполнения служебного задания.
Поэтому в настоящее время в мире существуют самые разнообразные организационные
формы экспертизы: общественные, частно-кооперативные, цеховые (ведомственные),
государственные, международные, работа в которых проводится комиссионно или
единолично, на постоянной или временной основе.
Любые экспертные организации, в том числе и
таможенные лаборатории, должны обладать необходимым набором и количеством
технических средств и методов исследования, банком данных, эталонными
коллекциями контрольных образцов, помещениями и рабочими местами,
соответствующими этой работе, и главное - высококвалифицированными кадрами
экспертов.
Они обязаны также иметь пакет необходимых
нормативно-технических документов (НТД) и руководящих материалов, касающихся
теории и практики экспертиз, правил техники безопасности и мер по обеспечению
защиты изучаемых объектов, прав собственности и конфиденциальной информации.
Экспертные организации независимо от форм
собственности (государственная, кооперативная, арендная) должны иметь статус
юридического лица.
Они обязаны быть независимыми настолько, чтобы
их административная подчиненность и финансовое положение полностью исключали
возможность какого-либо воздействия на персонал или результаты экспертизы со
стороны администрации, коммерческих или правоохранительных организаций. К
обязательным условиям, обеспечивающим их независимость, следует отнести:
отсутствие хозяйственной деятельности в области
разработки или изготовления исследуемой продукции;
независимость экспертов от администрации,
заинтересованной в правоведении экспертизы.
Важной особенностью проведения экспертизы с
точки зрения объективности является независимость от сторон в тех ситуациях,
когда их интересы сталкиваются.
В связи с этим экспертиза ведомственная, в том
числе и таможенная, проводимая экспертно-криминалистическими службами ФТС
России, не может считаться в полной мере независимой.
Экспертным учреждениям необходимо иметь
должностные инструкции для каждой категории экспертов и специалистов,
устанавливающие их функциональные обязанности и ответственность, требования к
уровню образования и профессиональной подготовки, научно-техническим знаниям и
опыту.
Практика показывает, что необходимые для
проведения экспертизы условия могут быть обеспечены лишь в специализированных
учреждениях: вузах, научно-исследовательских институтах, музеях, таможенных
лабораториях. Каждая из этих организаций обязана разработать и утвердить
положение об экспертной деятельности [20].
В этом документе указывают: задачи, функции,
организационную структуру, источники финансирования, права и обязанности
организации и ее экспертов, а также некоторые другие условия, регламентирующие
взаимоотношения с заказчиком, правила приема образцов и выдачу заключений,
требования к упаковке, транспортированию и хранению образцов и др.
мясо субпродукт таможенный
экспертиза
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1
Организационно-экономическая характеристика Ставропольского поста
Минераловодской таможни
Минераловодская таможня является
специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную
централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и
обеспечивающим реализацию задач и функций в соответствии с положениями
Таможенного кодекса Таможенного союза [5], Федеральным законом от 27.11.2010
№311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2], приказа ФТС
России от 24.01.2011 №113 «Об утверждении Положения о Минераловодской таможне»
[7].
Минераловодская таможня, в пределах своей
компетенции, обеспечивает решение следующих основных задач:
содействие реализации единой торговой политики
Таможенного союза;
обеспечение исполнения таможенного
законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов
Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные
органы;
совершение таможенных операций и проведение
таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной
помощи;
взимание таможенных платежей, а также
специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их
исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному
взысканию;
обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу;
обеспечение соблюдения прав и законных интересов
лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения
товарооборота через таможенную границу;
обеспечение мер по защите национальной
безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека,
животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с
международным договором государств - членов таможенного союза - мер по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через
таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и
(или) валютных ценностей, дорожных чеков;
выявление, предупреждение и пресечение
административных правонарушений и преступлений в соответствии с
законодательством государств - членов таможенного союза;
обеспечение защиты прав интеллектуальной
собственности на таможенной территории таможенного союза;
ведение таможенной статистики.
В структуру Минераловодской таможни входят 7
таможенных постов, в их числе и Ставропольский таможенный пост.
Расположен по адресу: 355000, г. Ставрополь, ул.
Ленина, 427
Регион деятельности таможенного поста -
Андроповский, Апанасенковский, Грачевский, Изобильненский, Ипатовский,
Кочубеевский, Красногвардейский, Новоалександровский, Петровский, Труновский,
Туркменский, Шпаковский районы Ставропольского края, города Невинномысск,
Ставрополь краевого подчинения Ставропольского края.
Штатная численность - 63 единицы (24 сотрудника,
35 федеральных государственных гражданских служащих, 4 работника).
Под контролем таможенного поста 4 СВХ - ОАО
«Невинномысский Азот», ОАО «Арнест», ООО «Торг-Опт», ООО «Престиж» [25].
Ставропольский таможенный пост в соответствии с
приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о
таможенном посте» [7] выполняет следующие основные функции:
осуществление таможенного оформления товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и
помещаемых под таможенные процедуры, и таможенного контроля с использованием
системы управления рисками;
обеспечение соблюдения установленных запретов и
ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу
Таможенного союза;
принятие в пределах своей компетенции решений о
классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и об их стране происхождения;
контроль и определение таможенной стоимости
перемещаемых товаров и транспортных средств в соответствии с установленным
порядком;
контроль правильности определения
классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС, а также страны
происхождения товаров;
обеспечение защиты прав интеллектуальной
собственности в пределах своей компетенции;
осуществление в пределах своей компетенции
контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу
Таможенного союза, в соответствии с валютным законодательством Российской
Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
органов валютного регулирования;
взимание таможенных пошлин, налогов и сборов,
контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин,
налогов и сборов, принятие в пределах своей компетенции мер по взысканию
таможенных платежей и пеней;
создание временных зон таможенного контроля в
соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;
обеспечение проведения с применением системы
управления рисками следующих форм таможенного контроля:
обеспечение в пределах своей компетенции
соблюдения, единообразного применения и исполнения законодательства Российской
Федерации при осуществлении таможенных процедур;
обобщение и анализ правоприменительной практики
в регионе деятельности, представление в таможню аналитических материалов и
документов;
участие в пределах своей компетенции в
реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации и т.д.
2.2 Порядок взятия
таможенными органами проб и образцов мяса и пищевых мясных субпродуктов
Согласно ГОСТ Р 51447-99 «Мясо и мясные
продукты. Методы отбора проб» [17] отбор проб производит уполномоченный
заинтересованными сторонами и подготовленный должным образом в соответствующей
области. Специалист и его помощники должны принять соответствующие меры для
предотвращения загрязнения поставки или партии и отбираемых проб.
К направленным в лабораторию образцам должен
прилагаться сопровождающий документ за подписью специалиста по отбору проб и
должен содержать следующую основную информацию:
фамилию и адрес специалиста по отбору проб;
фамилию и адрес заинтересованных сторон при их
присутствии;
место, дату и время отбора;
тип и источник поставки или партии;
маркировку и номер партии;
метод отбора проб;
массу отдельных единичных проб;
наименование организации, куда направленны
отобранные образцы.
В сопроводительном документе так же должны быть
указаны все факторы, которые могут повлиять на отбор проб, температура продукта
и отдельных видов проб, методы специализации инструментов и контейнеров,
используемых для отбора проб, а также любая другая специальная информация,
относящаяся к материалам от которых отбираются пробы.
Каждый отбираемый образец должен быть изолирован
(опломбирован, опечатан) и этикетирован. Опечатывание должно быть осуществлено
таким образом, чтобы доступ к содержимому или этикетке был открыт только при
разрушении печати (пломбы).
Этикетки должны иметь количество и размер,
соответствующие их назначению. Маркировка должна быть нестираемой и несмываемой
и содержать информацию, необходимую для идентификации единичной пробы:
тип и источник поставки или партии;
количество и число единиц продукции;
место, дату отбора проб;
наименование продавца и покупателя;
номер и маркировку партии, от которой был
отобран единичный образец;
температуру окружающего воздуха в момент отбора
проб непосредственно вблизи места отбора.
Требования к оборудованию и таре при отборе проб
заключаются в том, чтобы используемые при изготовление тары материалы,
непосредственно контактирующие с пробами, должны быть водо- и жиро стойкими,
нерастворимыми и неабсорбирующими.
Емкость и форма тары для отбора проб должна
соответствовать размерам отбираемой единичной пробы, надежно закрываться.
Материалы и оборудование не должны влиять на
результаты проводимых исследований. При необходимости воздействие света и/или
кислорода должно быть сведено до минимума.
Оборудование и тара используемые при отборе проб
предназначенных для химического анализа, должно быть сухое и чистое, а так же
не должно влиять на химический состав продукта. Тара и оборудование
используемые при отборе проб предназначенных для органолептических
исследований, должны быть сухими и чистыми, и не должны придавать продукту
какой-либо вкус и запаха.
Количество отбираемых проб с целью получения
представленной первичной пробой поставки или партии должно соответствовать
установленным в контракте или в другом соглашении между заинтересованными
сторонами стандартным методом отбора проб на конкретный вид продукта.
Образцы отбирают от каждой исследуемой мясной
туши или ее части целым куском массой не менее 200 г из следующих мест: у
зареза, против 4 и 5-го шейных позвонков; в области лопатки; в области бедра из
толстых частей мышц.
Образцы исследуемых продуктов отбирают массой не
менее 200 г.
Образцы от замороженных блоков мяса и
субпродуктов отбирают целым куском массой не менее 200 г.
Каждый отобранный образец упаковывают в
пергамент по ГОСТ 1341- 97 [10], целлюлозную пленку по ГОСТ 7730 [13] или
пищевую полиэтиленовую пленку по ГОСТ 10354 [15].
при температуре от 0 до 2°C, если исследование
будет проведено в течение 24 часов;
при температуре не выше минус 24°C, если
исследование будет проведено более чем через 24 ч.; образцы для физического или
органолептического исследования не должны быть заморожены.
При транспортировке необходимо принять меры
предосторожности против воздействия прямых солнечных лучей на отобранные пробы.
Пробы должны быть доставлены в лабораторию в неповреждённом состоянии, без
нарушения целостности упаковки и изоляции (пломбы, печати).
Из поступившей на Ставропольский таможенный пост
партии «Печень цыплёнка бройлера замороженная» было отобрано три единицы
потребительской тары с массой субпродукта 700 грамм. Образцы были маркированы и
направленна в лабораторию. Из данных образцов, в лаборатории, были отобраны 10
точечных проб субпродуктов массой 200 грамм, для проведения органолептической
экспертизы, результаты которой представлены в подразделе 2.3.
2.3 Органолептические и
физико-химические методы исследования мяса и пищевых мясных субпродуктов
Первоначально проверяется соответствие
маркировки, нанесенной на продукцию, установленным ГОСТом требованиям, а затем
если не выявлено нарушений по нанесению маркировки, в лаборатории приступают к
органолептическим, физико-химическим испытаниям, к которым относятся:
определение внешнего вида и цвета (вид и цвет
мышц на разрезе определяют в глубинных слоях мышечной ткани на свежем разрезе
мяса. При этом устанавливают наличие липкости путем ощупывания и увлажненность
поверхности мяса на разрезе путем приложения к разрезу кусочка фильтрованной
бумаги)
определение консистенции (на свежем разрезе туши
или испытуемого образца легким надавливанием пальца образуют ямку и следят за
ее выравниванием)
определение запаха. (органолептически устанавливают
запах поверхностного слоя туши или испытуемого образца)
определение состояния жира. (определяют в момент
отбора образцов, устанавливают цвет, запах и консистенцию)
определение состояния сухожилий. (определяют в
туше в момент отбора образцов)
определение прозрачности и аромата бульона.
Все эти признаки позволяют определить степень
свежести мяса.
Мясо или субпродукты, отнесенные к сомнительной
свежести хотя бы по одному признаку, подвергают химическим и микроскопическим
анализам, к ним относятся:
определение аммиака по Несслеру.
Принцип метода. Водная вытяжка из мяса,
содержащая аммиак и аммонийные соли, при добавлении к ней реактива Несслера
приобретает желтое окрашивание; при больших количествах образуется красно-бурый
осадок иодистого меркураммония [22].
Реакция на свободный аммиак (проба Эбера на
гниение). Принцип метода. Аммиак с хлороводородной кислотой, входящей в состав
реактива Эбера, образует хлорид аммония (NH3 + HCI = NH4CI), который
обнаруживается в виде белого тумана (облачка). Появление белого тумана
(облачка) означает наличие аммиака в мясе. В случае несвежего мяса реакция ярко
выражена (устойчивое облачко) и обозначается знаком +. Облачко рассматривают на
черном фоне (черная бумага). Необходимо помнить, что проба Эбера на свободный
аммиак неприменима для парного мяса, солонины, колбасы, мясных консервов, так
как она может дать ложную реакцию. Неточные результаты получаются и при
исследовании вареного мяса.
реакция на сероводород.
Принцип метода. Сероводород, реагируя со
щелочным раствором свинца, которым смочена фильтровальная бумага, образует на
ней сульфид свинца, окрашивающий бумагу в светло-бурый или черный цвет.
Проявление светло-бурого или черного цвета
указывает на наличие в мясе сероводорода. Мясо подозрительной свежести дает
слабоположительную реакцию, а несвежее мясо - ярко выраженную реакцию. Проба на
сероводород для оценки вареного мяса и вареных колбас нехарактерна, так как в
результате деструкции белков мяса при варке из него выделяется сероводород.
Идентификационная информация согласно упаковки
на примере «Печень цыплёнка бройлера замороженная» согласно требованиям ГОСТ Р
51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»
[16] представлена в Таблице 2. Образец упаковки представлен в Приложении 1.
Таблица 2 - Информационная идентификация образца
продукта согласно ГОСТ 51074-2003
Показатели
информации
|
Содержание
маркировки
|
Наименование
продукта, включая вид и возраст птицы
|
Печень
цыплёнка бройлера замороженная; возраст отсутствует
|
Наименование
и местонахождения производителя
|
Филиал
МПК «Благодарненский» г. Благодарный. Вокзальная 37
|
Товарный
знак изготовителя
|
Круглая
эмблема в центре - птица, держащая букву С
|
Масса
нетто
|
700
гр.
|
Пищевая
ценность
|
162
Ккал
|
Дата
изготовления и дата упаковывания
|
04.04.12
|
Срок
годности и условия хранения
|
Годен
до 01.10.12, хранить при температуре не выше минус 18°С
|
Термическое
состояние
|
Замороженное
|
Обозначение
документа в соответствии, с которым изготовлен или может идентифицирован
продукт
|
ГОСТ
Р 53157-2008
|
Информация
о подтверждение соответствия
|
РСТ-добровольная
сертификация РСТ.
|
По качеству обработки, органолептическим и
физико-химическим показателям субпродукты должны соответствовать требованиям,
указанным в ГОСТ 53157-2008 «Субпродукты птицы. Технические условия» [18]; цвет
и запах субпродуктов - специфические, свойственные субпродуктам определенного
вида птицы, без посторонних цвета и запаха.
Исследованный образец «Печень цыплёнка бройлера
замороженная»
полностью соответствует вышеперечисленным
требованиям. Данные исследования представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Экспертиза продукта по
органолептическим и физико-химическим показателям
Наименование
показателей
|
Требования
ГОСТ
|
Характеристика
образца
|
Количество
долей
|
1-2
доли
|
2
доли
|
Консистенция
|
Упругая
консистенции
|
Упругая
консистенции
|
Поверхность
|
Гладкая
поверхность
|
Гладкая
поверхность
|
Цвет
|
От
бурого до красно-коричневого
|
красно-коричневого
цвета
|
Наличие
желчного пузыря
|
Без
наличия желчного пузыря
|
Без
наличия желчного пузыря
|
Наличие
пятен от различной желчи и посторонних прирезей
|
Без
наличия пятен от различной желчи и посторонних прирезей
|
Без
наличия пятен от различной желчи и посторонних прирезей
|
Наличие
жировых остатков и соединительной ткани
|
Не
значительное содержание жировых остатков и соединительных тканей
|
Массовая
доля белка %
|
Не
менее 18 %
|
18
%
|
Массовая
доля жира %
|
Не
более 10 %
|
10
%
|
По исследованной продукции ЗАО «Ставропольский
бройлер», «Печень цыплёнка бройлера замороженная» можно сделать заключение.
Маркировка продукции « Печень цыплёнка бройлера
замороженная » полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты
пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» [16]. На упаковке
представлен полный перечень информации.
По качеству обработки, органолептическим и
физико-химическим показателям исследуемый субпродукт соответствует всем
требованиям представленным в п.4.2, п.п4.2.1 ГОСТ Р 53157-2008 «Субпродукты
птицы. Технические условия»[18].
2.4 Составление и
оформление заключения по таможенной экспертизе и способы использования товаров
ненадлежащего качества
По результатам проведенной экспертизы эксперт
дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен
экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или
образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему
экспертизу, либо уничтожаются установленным порядком.
На основании проведенных исследований с учетом
их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное
заключение и подписывают его.
В ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001
г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации» [1] записано, что заключение эксперта - письменный документ,
отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Согласно п. 1
ст. 80 УПК РФ заключение эксперта - представленное в письменном виде содержание
исследований и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим
производство по уголовному делу, или сторонами [4].
Формы экспертных документов введены в действие
письмом ГТК России от 24 марта 2004 № 01-06/10755 [9].
Заключение эксперта состоит из трех частей:
вводной, исследовательской и выводов.
Вводная часть заключения включает: наименование
экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной
или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения о
предупреждении эксперта об ответственности: экспертом дается подписка о том,
что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а
также за отказ и уклонение от дачи заключения (ст. 17.9 КоАП РФ, ст. 307, 310
УК РФ) [3] и об ответственности за использование конфиденциальной информации
(ст. 142 ТК ТС РФ) [5]; сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия,
имя, отчество, образование, специальность (общая и специальная), ученая
степень; дата поступления материалов на экспертизу в ЭКС и дата подписания
заключения, юридические основания для проведения экспертизы (постановление или
определение, когда и кем оно назначено или вынесено); наименование поступивших
на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и
представленных объектов исследования, способ их доставки в ЭКС и вид упаковки,
а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность
упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные
данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием
источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов,
заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах,
присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное
положение); дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные
на разрешение эксперта.
Вопросы экспертом приводятся в той формулировке,
в какой они даны в постановлении (определении) о назначении экспертизы;
изменения формулировок не допускается. Если эксперт считает некоторые из
вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных
познаний, он отмечает это в заключении, либо согласует изменение формулировок с
должностным лицом, назначившим экспертизу. Это изменение допустимо только в
письменном виде, как дополнение к постановлению (определению) о назначении
экспертизы. Эксперт может сгруппировать вопросы, изложить их в той
последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок
исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также
во вводной части [20].
При производстве повторной или дополнительной
экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных
(предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения;
выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на
повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной
экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту
(экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в
процессе исследования, излагаются в конце заключения.
Выводы излагаются четким и ясным языком, не
допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может
быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных
в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть
заключения.
Заключение подписывается экспертом (экспертами),
проводившим (проводившими) экспертизу, заверяется печатью экспертного
учреждения и направляется органу (лицу), назначившему экспертизу [20].
Если к заключению дается приложение в виде
таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и
заверяются печатью. На них проставляется номер и дата заключения, к которому
они составлены.
Заключение и приложение к нему составляются в
двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему
экспертизу, а второй остается в экспертном учреждении.
Сообщение о невозможности дачи заключения
состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
Во вводной части излагаются сведения,
аналогичные сведениям, приводимым в экспертном заключении.
В мотивировочной части подробно излагаются
причины невозможности дачи заключения.
В заключительной части указывается на
невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.
Сообщение о невозможности дачи заключения
подписывается экспертом (экспертами), подпись удостоверяется печатью
экспертного учреждения, после чего один экземпляр руководитель экспертного
учреждения направляет органу, назначившему экспертизу, а другой остается в ЭКС.
Товары ненадлежащего качества попадают под
таможенный режим уничтожение.
Уничтожение - таможенная процедура, при которой
иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных
таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под
уничтожением товаров понимаются обезвреживание или приведение товаров в
состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои
потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в
первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Уничтожение товаров производится
заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства
каких-либо расходов.
Под таможенную процедуру уничтожения не могут
помещаться товары [5]:
культурные, археологические, исторические
ценности;
животные и растения, относящиеся к видам,
охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного
союза и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением
случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий
и распространения карантинных объектов;
товары, принятые таможенными органами в качестве
предмета залога, до прекращения отношений залога;
изъятые товары или товары, на которые наложен
арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с
законодательством государств - членов таможенного союза;
иные товары, перечень которых определяется решением
Комиссии таможенного союза.
Помещение товаров под таможенную процедуру
уничтожения допускается на основании заключения соответствующего
уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с
законодательством государств - членов таможенного союза, о возможности
уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения [5].
К операциям по уничтожению товаров относятся:
а) термическое, химическое, механическое либо
иное воздействие (сжигание, разрушение, захоронение и т.д.) на товары, в
результате которого эти товары уничтожаются;
Таможенные органы не удовлетворяют какие-либо
имущественные требования в отношении уничтоженных товаров.
Уничтожение товаров должно производиться с
соблюдением требований законодательства Российской Федерации об охране
окружающей природной среды.
Ответственность за соблюдение требований
законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды
несет лицо, перемещающее товары.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение мяса и мясопродуктов в питании
населения определяется тем, что служат источником полноценных белков, жира,
минеральных и экстрактивных веществ, некоторых витаминов, потребление которых
является необходимым для нормального функционирования организма.
Наращивание темпов производства и объемов
выпуска продукции мясной промышленности требует совершенствования существующих
и разработки новых технологических процессов, обеспечивающих рациональное
использование сырьевых ресурсов, повышение выходов и улучшение качества
выпускаемой продукции. Решение этих задач неразрывно связано с расширением
методических возможностей исследований за счет использования
усовершенствованных и новых аналитических методов и с созданием систем
объективной и надежной оценки показателей качества сырья и готовой продукции.
В процессе работы были изучены основные виды и
задачи таможенных экспертиз мяса и пищевых субпродуктов:
Выяснили что основную роль при оценке качества
мяса играют следующие показатели: содержание компонентов, которые используются
организмом для биологического синтеза и покрытия энергетических затрат;
органолептические характеристики (внешний вид, запах, цвет, консистенция);
отсутствие токсических веществ и патогенных микроорганизмов.
Рассмотрели процедуру проведения таможенной
экспертизы, которая включает в себя:
. Рассмотрение и проверку поступивших на
экспертизу материалов и сопроводительных документов начальником экспертного
подразделения на предмет их соответствия требованиям законодательства
Российской Федерации (КоАП РФ, УПК РФ, ТК РФ).
. Письменное поручение начальником ЭКС
(структурного подразделения) производство экспертизы конкретному эксперту или
комиссии экспертов.
. Ознакомление эксперта с поступившими ему
материалами и документами.
. Определение экспертом методов и методик
проведения исследования.
. Подготовка заключения эксперта.
. Ознакомление начальника ЭКС с экспертным
заключением и отправка его органу, назначившему экспертизу.
Рассмотрели организационно-экономическую
характеристику и функции Ставропольского поста Минераловодской таможни.
Изучили порядок взятия образцов и проб ,
произвели взятие проб отдельного вида продукции « Печень цыплёнка бройлера
замороженная » .
Изучили правила составления и оформления
заключения по таможенной экспертизе и способы использования товаров
ненадлежащего качества
Была проведена органолептическая экспертиза и
информационная идентификация согласно упаковки на соответствие требованиям ГОСТ
на примере отдельного товара «Печень цыплёнка бройлера замороженная»
Из выше сказанного можно сделать вывод, что
поставленные в начале работы задачи были достигнуты.
Список использованных
информационных источников
1.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [Текст]: [федер. закон:
принят Гос. Думой 31.05. 2001 г. №73 в ред. от 30.11.2011 г.].
.
. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О таможенном регулировании в
Российской Федерации».[Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 27.11.2010 г.
№311].
.
Уголовный кодекс российской федерации. Часть первая и вторая. М: Норма-Инфа
2007.
.
Уголовно-процессуальный кодекс российской федерации. Раздел III. М: Сибирское
университетское издательство Новосибирск 2007.
.
Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №17. М: Омега-Л.
.
Приказ ФТС России от 13.08.2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о
таможенном посте».
.
Приказ ФТС России от 24.01.2011 №113 «Об утверждении Положения о
Минераловодской таможне».
.
Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации
и метрологии от 28 апреля 1999 г. № 21 «О правилах проведения сертификации
пищевых продуктов и продовольственного сырья»
.
ГОСТ 1341-97 Пергамент растительный. Технические условия. [Текст]. -
Введ.01.01.1998 г. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2006. − 11с.
.
ГОСТ 1935-55 Мясо-баранина и козлятина в тушах. [Текст]. - Введ.01.10.1995 г. -
М. : Стандартформ, 2006. - 7 с.
.
ГОСТ 7724-77 Мясо. Свинина в тушах и полутушах. Технические условия. [Текст]. -
Введ. 01.01.1978 г. - М. : Стандартформ, 2008. - 7 с.
.
ГОСТ 7730-89 Пленка целлюлозная. Технические условия. [Текст]. - Введ.
01.07.1990 г. - М. : ИПК Издательство стандартов,1995. - 32 с.
.
ГОСТ 8273-75 Бумага оберточная. Технические условия. [Текст]. - Введ.
01.01.1976. - М. : ИПК Издательство стандартов,1998. - 9 с.
.
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия. [Текст]. - Введ.
01.07.1983. - М. : Стандартформ,2007. - 23 с.
.
ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие
требования. [Текст]. - Введ. 01.07.2005. - М.: Стандартформ,2004. - 26 с.
.
ГОСТ Р 51447-99 Мясо и мясные продукты. Методы отбора проб. [Текст]. - Введ.
01.01.2001. - М.: Госстандарт России, 2003. - 7 с.
.
ГОСТ 53157-2008 Субпродукты птицы. Технические условия. [Текст]. - Введ.
18.12.2008. - М. : Стандартформ,2011. - 12 с.
.
Дьяконов В.Н, А.Ф. Колпаков, С.Н. Ляпустин и др. Первоначальная подготовка
сотрудников таможенных органов: Учеб. пособие / Авт.-сост.: В.Н. Дьяконов, А.Ф.
Колпаков, С.Н. Ляпустин и др. − М: Владивосток ВФ РТА, 2007. - 20 с.
.
Коснырева Л. М., Криштафович В. И., Позняковский В.К. Товароведение и
экспертиза мяса и мясных товаров: Учебник для студ. высших учебных заведений. −
М. Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
.Карасева
В.Н., Вытовтов А.А., Шевченко В.В. и др. Товароведенье и экспертиза
потребительских товаров: Учебник для студ. высших учебных заведений. - М: Инфра−М,2009.
- 752 с.
.
Аналитический отчет NeoAnalytics
« Российский рынок мяса и мясопродуктов итоги 2011 года». - М. NeoAnalytics
2012. - 90 c.
.
#"799875.files/image001.jpg">
Рисунок - Образец упаковки