Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) установила, что земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, констатируя основополагающую роль данного объекта в социальных, экономических, политических и правовых отношениях. Земельный участок - недвижимость особого рода вследствие своего естественного происхождения и нахождения в естественной экологической системе, что обуславливает необходимость учитывать данные факторы при правовом регулировании отношений по поводу этого объекта.
Особенно следует обратить внимание на то, что земля длительное время была исключена из системы объектов гражданских правоотношений, а проблемы, связанные с земельной собственностью, землевладением, землепользованием рассматривались преимущественно представителями науки.
Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности. Они были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Земельный вопрос, благодаря своей социальной остроте, является основой экономической политики государства.
Земельные участки являются основным элементом системы недвижимого имущества, поскольку все остальные недвижимые вещи отнесены к недвижимости именно по признаку прочной связи с землей. В связи с этим важно посредством правового регулирования оборота земельных участков обеспечить их рациональное использование, сохранив природную ценность и экономическое значение данных объектов.
Правовой режим земельных участков является комплексной категорией, сочетающей в себе элементы как частно правового, так и публично-правового регулирования. Если вопросы, касающиеся права собственности и иных вещных прав на земельные участки, а также сделок с земельными участками, полностью регулируются нормами гражданского права, то вопросы, связанные с рациональным использованием и охраной земель как объектов природы, отнесены к ведению земельного права.
Кодифицированные акты гражданского и земельного законодательства принимались в разное время. В результате обнаружилось их несоответствие, а в ряде случаев - прямое противоречие. Это касается, в том числе и правового регулирования купли-продажи земельных участков.
Проблема несогласованности еще больше усугубляется в связи с тем, что если гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ является предметом исключительного ведения Российской Федерации, то земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому нормативные акты, принимаемые субъектами Российской Федерации и регулирующие вопросы продажи земельных участков, зачастую противоречат Гражданскому кодексу РФ и еще более осложняют современную правоприменительную практику.
С внесением изменений в Гражданский и Земельный кодексы наметилась определенная тенденция к их унификации, сократилось число противоречий между данными нормативными актами. Однако многие несоответствия остались, и задача науки гражданского права - выявить и выработать предложения по их устранению в целях оптимизации действующего законодательства, регулирующего оборот объектов недвижимого имущества, в том числе, как указывалось ранее, важнейшего из них - земельного участка. При этом сами нормы, в соответствии со сложившейся в нашей стране правовой традицией, систематизируются в рамках отраслей гражданского и земельного законодательства. Вместе с тем законодатель не уделяет должного внимания синхронизации норм права, регулирующих сходные (однородные) отношения, прежде всего, относительно института купли-продажи земельных участков.
Произошедшие в последнее время изменения в гражданском, земельном и ином законодательстве, регулирующие договор купли-продажи земельных участков, недостаточно осмыслены и исследованы наукой гражданского права.
Теоретический анализ и выявление имеющихся пробелов и противоречий представляется важным также с позиций изучения эволюции развития норм гражданского и иного смежного с ним законодательства, что приводит к необходимости учитывать структурированность земельного участка как объекта гражданских правоотношений, участвующего непосредственно в договоре купли-продажи.
Актуальность настоящей работы подтверждается также и недостаточной степенью разработанности темы исследования.
Вопросы гражданско-правового регулирования отношений, возникающих по договору купли-продажи земельного участка, не так часто являлись предметом отдельных комплексных исследований.
Фактически в настоящее время отсутствуют комплексные цивилистические научно-квалификационные исследования правового института договора купли-продажи земельных участков с учетом принятых изменений в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, а также Концепции развития гражданского законодательства в Российской Федерации.
Сказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования правового регулирования купли-продажи земельных участков с учетом специфики гражданско-правовых отношений в условиях становления и развития рынка земли.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора купли-продажи земельных участков.
Предметом исследования выступают специальные правовые нормы, регулирующие институт купли-продажи земельных участков, а также конкретные договоры купли-продажи земельных участков.
Цель дипломной работы заключается в выявлении существующих теоретических подходов к обоснованию и выделению института купли-продажи земельных участков и комплексном анализе правового обеспечения рассматриваемого института.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
- провести системный анализ правового регулирования купли-продажи земельных участков;
определить понятие земельного участка;
проанализировать стороны сделки купли-продажи земельного участка;
выявить особенности заключения договора купли-продажи земельных участков;
исследовать расторжение договора купли-продажи земельных участков;
определить порядок заключения договора купли-продажи в связи с предоставлением земельного участка для целей связанных со строительством;
охарактеризовать порядок заключения договора купли-продажи в связи с предоставлением земельного участка для целей не связанных со строительством;
рассмотреть особенности приобретения права собственности на земельный участок собственниками объектов капитального строительства.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные методы исследования, включая диалектический метод, обще-логические методы, в том числе анализ, абстрагирование, метод индукции и др. В числе частно-правовых применялись формально-правовой и структурно-нормативный методы, метод правового целеполагания и прогнозирования и др.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные работы тпких авторов, как: Сыродоев Н.А., Анисимов А.П., Черноморец А.Е., Корнеев А.Л., Кособродов В.М., Шихалева О.В., Скребкова О.П., Гореявчева Е.А., Писарев Г.А., Крамкова Т.В., Бугров Д.С., Митягин К.С., Витрянский В.В., Уткин Б.И., Иконицкая И.А. и др.
Нормативную основу составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, нормативные акты гражданского и земельного законодательства, отдельные положения законодательства зарубежных стран и другие нормативные правовые акты.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика земельных участков
1.1Правовое регулирование купли-продажи земельных участков
Порядок совершения сделок с земельными участками регулируется земельным и гражданским законодательством. Что касается гражданского законодательства, то оно устанавливает обязательную письменную форму заключения договора продажи недвижимости, несоблюдение которой ведет к недействительности сделки, обязательную государственную регистрацию перехода прав собственности на земельный участок, обязательное указание в договоре данных, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, указание в договоре цены передаваемого имущества, особенности передачи земельных участков по передаточному акту.
Пункт 1 статьи 37 Земельного кодекса (ЗК РФ) устанавливает, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, т.е. сформированные в натуре в качестве объекта гражданских прав. Норма также предусматривает обязанность продавца предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка.
Следует учитывать, что понятия ограничений, обременений в гражданском законодательстве и Земельном кодексе не совпадают.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в п. 1 ст. 131 содержит понятие ограничений вещных прав на недвижимое имущество. Закон о регистрации прав на недвижимость отождествляет понятия ограничений и обременений.
Согласно ст.1 названного закона, ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).
ЗК РФ предусматривает две группы ограничений. В первую группу входят ограничения оборотоспособности земельных участков, содержание которой сводится к невозможности передачи в частную собственность земельных участков, относящихся к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Статья 56 ЗК РФ предусматривает перечень ограничений прав на землю, которые носят в основном публично-правовой характер, - вторая группа ограничений. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что указанная обязанность продавца земельного участка состоит в предоставлении покупателю информации обо всех названных ограничениях и обременениях. Пункт 2 статьи 37 содержит перечень условий договора купли-продажи земельного участка, являющихся недействительными. К таковым относится условие договора купли-продажи земельного участка, устанавливающее право продавца выкупить земельный участок обратно по своему желанию. Это правило представляется не вполне понятным, если учитывать возможность различной трактовки выражения «по собственному желанию». Практическое значение эта проблема приобретает в связи с распространением в практике обеспечения исполнения обязательств института обеспечительного присвоения. Своим широким распространением этот институт обязан трудностям процедуры реализации заложенного недвижимого имущества, поскольку позволяет более полно гарантировать права кредитора по обеспечиваемому обязательству. Суть института заключается в передаче должником кредитору права собственности на недвижимое имущество с условием возврата первому права собственности на это имущество в случае надлежащего исполнения обеспеченного обязательства. Неясно, является ли возврат кредитором должнику права собственности по его требованию, основанному на надлежащем исполнении обеспеченного обязательства, возвратом «по собственному желанию». Считается недействительным условие договора купли-продажи земельного участка, ограничивающее дальнейшее распоряжение землей, включая ограничение на ипотеку, передачу земли в аренду, совершение иных сделок с землей. Это ограничение представляется не имеющим практического смысла, если учитывать, что содержание вещного права определяется законом и не может быть ограничено частным соглашением сторон.
Пункт 2 ст. 209 ГК непосредственно относит к правомочиям собственника возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 460 ГК, устанавливающая ответственность продавца в случае предъявления прав на имущество третьими лицами, и ст. 475 ГК, устанавливающая последствия передачи товара не надлежащего качества, не требуют заведомо ложного характера предоставляемой продавцом информации в качестве основания ответственности продавца.
Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8, установлен следующий порядок:
. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
. В случае, если субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, в муниципальное образование. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение.
. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Таким образом, в соответствии с п.3 ст.3 ЗК РФ совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
И᠋з этого правила следует, что договор купли-продажи земельного участка должен заключаться с соблюдением требований ст.454-491 и 549-557 ГК РФ, а так же особенностей, установленных ст. 37 ЗК РФ и ст. 8 Закона об обороте земель. Особенности, установленные ЗК РФ (которых нет в гражданском законодательстве), направлены на защиту прав покупателя земельного участка:
) продавать можно земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет в соответствии с Законом о земельном кадастре;
) продавец не вправе ставить условия о возможности выкупа земельного участка обратно, об ограничении покупателя совершать в дальнейшем действия по распоряжению земельным участком, об отстранении себя от ответственности в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами;
) покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации о земельном участке вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи и возмещения причиненных ему убытков.
За᠋ко᠋н᠋ о᠋б о᠋бо᠋р᠋о᠋те᠋ зе᠋ме᠋л᠋ь в᠋ о᠋тн᠋о᠋ше᠋н᠋и᠋и᠋ купл᠋и᠋-пр᠋о᠋да᠋жи᠋ зе᠋ме᠋л᠋ьн᠋о᠋го᠋ уча᠋с᠋тка᠋ и᠋з зе᠋ме᠋л᠋ь с᠋е᠋л᠋ьс᠋ко᠋хо᠋зяйс᠋тв᠋е᠋н᠋н᠋о᠋го᠋ н᠋а᠋зн᠋а᠋че᠋н᠋и᠋я в᠋в᠋е᠋л᠋ е᠋ще᠋ о᠋дн᠋о᠋ до᠋по᠋л᠋н᠋и᠋те᠋л᠋ьн᠋о᠋е᠋ ус᠋л᠋о᠋в᠋и᠋е᠋ - с᠋убъе᠋кту Р᠋Ф и᠋л᠋и᠋ о᠋р᠋га᠋н᠋у ме᠋с᠋тн᠋о᠋го᠋ с᠋а᠋мо᠋упр᠋а᠋в᠋л᠋е᠋н᠋и᠋я (᠋в᠋ с᠋л᠋уча᠋ях, ус᠋