Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и источников.
1. Современные научные подходы к правовому государству
1.1 Понятие и признаки правового государства
В современной юридической и политологической литературе правовое государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Своеобразным логическим решением споров о сути и назначении государства, определяемого и направляемого правом, стала конституционная констатация России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство». В связи с этим Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: «Континентальная система права базируется на понятии «правовое государство» - том, что взято в основу нашей Конституции. Нужно отметить, что это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждет своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов.
Термин «правовое государство» происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом «правового государства» часто называют Rule of Law - «верховенство права», но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия «правовое государство», которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State.
Рассмотрю наиболее распространенные подходы к данному феномену осуществить попытку его «детализации», выявить его сущность и специфику применительно к конкретным сферам общественных отношений.
. Среди соответствующих научных исследований доминирует понимание правового государства как государства, обеспечивающего примат права. В условиях демократического гражданского общества и правового государства право, по мнению ученых, разделяющих эту позицию, не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Это право является продуктом общества, но при том, что и правовое государство образуется, управляется, контролируется обществом, представляет собой необходимый политический институт общества, а формирование и реализация права в обществе требуют непременного и конституционно установленного участия государства, что, безусловно, не означает его «огосударствления».
. В настоящее время все чаще можно обнаружить отожествление правового государства с идеей примата международного права. Многие утверждают, к примеру, что приоритет норм международного частного права над нормами внутреннего права подтверждается основными принципами, характерными для правового государства, содержащимися в международных договорах и соглашениях. С отраслями национального права связаны соответствующие отрасли международного частного права (международное семейное, международное трудовое, международное торговое право и другие отрасли), становясь их источником. Отраслевая система национального права воздействует на отраслевую специализацию международного частного права, в связи с чем общую теорию государства и права нельзя развивать исключительно на национальной основе, поскольку международное частное право и компаративистика расширяют ее источниковедческую базу.
. Отожествление правового государства с государством справедливости. Многие ученые утверждают, что справедливость составляет основу правового государства. Именно справедливость, по их мнению, не просто декларирует формальную законность, обеспечивающую регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение.
. Понимание правового государства как юридического (конституционного) идеала. Понятия государственного и правового идеала неотделимы друг от друга и вполне совпадают, при этом в государстве помимо правовых имеют место еще и нравственные силы, и что политический идеал есть не только правовой, но и нравственный. Идеал нравственного объединения П.И. Новгородцев называл «высшей санкцией» нравственного объединения всех»; «эта санкция есть вера в общечеловеческую истину и вселенскую правду… Мы верим в единство человечества, в единство общечеловеческой истины».
В настоящее время такой идеал зачастую связывают с «конституционным» государством. Так, по мнению некоторых исследователей, Конституцию Российской Федерации, заключающую в себе модель демократической правовой государственности, в этом плане тоже можно рассматривать как своего рода нормативно-правовой идеал должной системы организации государственной и общественной жизни. В этом качестве российская Конституция выступает как нормативная модель, проекция системы осознанных и официально зафиксированных политико-юридических (хотя и не только их одних) потребностей, интересов и целей общества. Как всякая проекция, она неизбежно, закономерно выходит за пределы настоящего и концентрируется в будущем; судьба идеала - всегда находиться в координатах будущего.
. Отожествление правового государства с государством правопорядка. Как полагает автор статьи, такой подход становится все менее популярным среди ученых; однако он содержит весьма небезынтересные для характеристики правового государства выводы и суждения. В связи с тем что обеспечение правопорядка является важнейшей функцией государства, отличающейся от иных его функций своим содержанием, сферами воздействия, кругом субъектов, посредством которых она реализуется, их компетенцией и используемыми ими формами и методами ее реализации, укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Чтобы государство стало «правовым и стабильным», основанным на праве и законности, необходимо уделить особое внимание задачам и анализу эмпирических и теоретических материалов относительно категории правопорядка, определению методологии, их интеграции в целостную теоретическую систему, характеристике правового порядка властеотношений в аспекте реализации принципа разделения власти, роли и значению правопорядка в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации, выявить тенденции развития правопорядка, определить пути его совершенствования и укрепления, провести анализ зависимости российского правового порядка от процессов, характеризующих современный мировой правопорядок, основных параметров интеграции национального правопорядка в европейский правопорядок, что позволит реально обеспечить внедрение правовых начал в общественную жизнь.
. Правовое государство как этап развития гражданского общества. Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства. При этом, как подчеркивается в современной литературе, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества.
Гражданское общество - это не зависящая от государства сфера экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений людей, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Важнейшими признаками гражданского общества являются: определенный уровень гражданской культуры; высокий образовательный уровень населения; правовая защищенность граждан, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление, свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства.
Как вполне обоснованно замечает М.Н. Марченко, процесс формирования гражданского общества, а на его основе - правового государства, так же как и изначальный процесс формирования традиционного общества и государства, - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий, как со стороны общества, так и со стороны государства. Иными словами, ключ к формированию гражданского общества, а вместе с ним и правового государства, лежит в недрах традиционного общества, а не в сейфах правящей «элиты» или же анналах «классического» государства.
. Правовое государство как оптимальный баланс взаимной ответственности государства и индивида. По мнению Р. Иеринга, характерным признаком правового государства является взаимная ответственность личности и государства. Р. Иеринг полагал, что закон обращен как к каждому человеку в отдельности, так и к органам государственной власти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права - это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон. Автор полагает возможным разделить мнение М.И. Байтина о том, что ответственность государства перед личностью - это один из ключевых признаков правового государства. Такая ответственность заключена в признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина государством.
. Правовое государство и ограничение правом государственной власти. Общественным сознанием правовое государство воспринимается чаще всего как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Однако такое представление, хотя и верное, по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.
В идее правового государства ученые выделяют два главных аспекта: свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; ограничение правом государственной власти. В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «Не запрещенное законом дозволено». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Наиболее крупные и значимые блоки «права-стимула» в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования, и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.
Итак, при анализируемом научном подходе правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
. Правовое государство - государство с приоритетом интересов индивида. С одной стороны, правовое государство призвано защищать и охранять интересы всего общества, отдавая должное интересам отдельной личности. По мнению С.С. Алексеева, «само существование и предназначение права вызвано необходимостью нормативного упорядочения общественных отношений… главным пунктом, сердцевиной этого упорядочения является утверждение свободы автономной личности, простора юридически дозволенного поведения».
. Правовое государство как примат права в конкретных сферах общественных отношений.
А. «Построение основ правового государства в Российской Федерации, - считает К.П. Ермакова, - обусловливает осуществление преобразований во всех сферах жизни общества. Одним из важнейших выступает совершенствование судебной системы».
Б. Одним из необходимых условий развития современного правового государства, по мнению Я.Е. Наконечного, является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.
В. В Российской Федерации в последние годы, как считает А.А. Харлашин, происходит стремительное и масштабное развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление коренных преобразований в различных сферах общественной жизни.
Г. По мнению других исследователей, правовое государство предполагает в качестве объективной предпосылки развитую правовую систему, соответствующую экономическим, социальным, общественно-политическим, культурным и другим потребностям развития общества.
Что же такое правовое государство? Форма? Функция? Нет. Конституционные характеристики государства как демократического, правового и социального означают установление целевых режимов деятельности как устойчивой нормативной ориентации. Каким же образом можно охарактеризовать правовое государство как модель организации общества? Во-первых, правовому государству присуще признание верховенства закона в двояком смысле. С одной стороны, конституция и закон служат регулятором основ государственной и общественной жизни, статуса гражданина и человека. С другой - именно закон выступает первичной основой организации и функционирования всех государственных институтов. Таков императив.
Во-вторых, правовое государство признает приоритет прав и законных интересов человека и гражданина и считает их непосредственно действующими.
В-третьих, с правовым государством связано такое его устройство, при котором институты власти гарантируют обоснованные и справедливые решения в разных сферах и одновременно права граждан.
В-четвертых, правовое государство характеризуется правильным сочетанием норм национального и международного права. Оно обеспечивает свой суверенитет и признает в определенных пределах приоритет международно-правовых принципов и норм. Договорные, модельные и иные нормы дают возможность регулировать правовое пространство в сферах, представляющих интерес для других стран.
В-пятых, глубокое проникновение идей правового государства в жизнь человека и общества означает признание и использование высоких принципов права и демократии. Речь идет о согласовании публичных и частных интересов, правовых границах деятельности, об ответственности за принятые решения и действия, о доступности права, повышении уровня правосознания граждан. Формирование правомерного поведения требует стимулирования и поощрения за активные правомерные действия.
Разумеется, названные признаки правового государства отражают концепцию и нормативную модель. В реальной жизни России и других стран наблюдается сложное их восприятие. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров.
Важно подчеркнуть: идея и концепция правового государства не только имели доктринальный характер, но и получали официальное признание.
Правовое государство возникает только при наличии гражданского общества, состоящего из «автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности». В этом контексте можно сказать, что правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Правовое государство обеспечивает решение «общих дел» членов гражданского общества. При этом государство понимается как институт, выполняющий в значительной мере «служебные» функции, обслуживающий потребности общества. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств. Из этого вытекает существеннейшее положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству. Следовательно, государственная власть, помимо всего прочего, должна быть легитимной, признаваться обществом справедливой, в силу определенных причин «имеющей право» властвовать, а законы должны соответствовать праву, а деятельность государства должна осуществляться в соответствии с законом. Государство вправе издавать и изменять законы, но пока законы действуют, они обязательны для самого государства.
.2 Принципы правового государства
Одной из основных целей реформирования, с реализацией которых связывается дальнейшее развитие отечественной государственно-правовой системы, выступает построение в России правового государства. Общепризнано, что воплощение базовых принципов правового государства, предполагающих приоритет интересов личности, свободу и неприкосновенность граждан, ограничение политической власти правом, способствует преодолению негативных последствий тоталитарного прошлого, демократизации общественной жизни и установлению справедливого правового порядка.
Необходимо иметь в виду, что правовое государство - это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.
Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение: приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом.
Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.
При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву. Примат права над государством означает, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.
Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков.
В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и общественным потребностям.
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон - это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости». Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В конституции страны необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.
Верховенство правового закона также означает его всеобщность, т.е. его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон один для всех и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта. Таков смысл принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что в конечном счете сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.
Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности.
Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.
Суть концепции разделении властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.
Существенным свойством правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда - охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие - высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных. Адвокат должен допускаться с момента задержания и предъявления обвинения органами дознания или предварительного следствия. На арест подозреваемого и обыск помещения должна быть санкция судьи. Следственный аппарат - не зависим от органов дознания (милиции, органов безопасности), должен находиться под контролем суда и под надзором прокуратуры, состоять в системе Министерства юстиции.
Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Основной закон государства закрепляет принцип независимости, несменяемости судей и подчинения судов только закону.
Федеративное устройство государства является также способом децентрализации и «разделения» власти, предупреждающим ее концентрацию в федеральном центре.
2. Подходы к возможностям формирования правового государства в Российской Федерации
.1 Условия формирования правового государства
В разных регионах планеты такое общество, безусловно, будет иметь свои отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средства производства и его продукты. Тем не менее нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами.
Высокий уровень материального обеспечения населения. Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т.п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счете отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.
Высокий уровень культуры. В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.
Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации - в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность - в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.
В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности, интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество, отличаясь определенным уровнем духовности и нравственности, должно приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.
Демократия и политический плюрализм. Так называемое «государство законности» - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов.
Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственной деятельности.
При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничением прав и свобод граждан, «дарованных» государством, отбирающим их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия в свою очередь непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии.
Дословно термин «демократия» в переводе означает власть народа. Однако социально-политический феномен демократии вовсе не исчерпывается таким пониманием, тем более что остается и само определение народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть предоставлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.
Демократия - это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду.
Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.
Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев населения всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Партии - основа демократической системы, в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно-управленческой деятельности администрации.
Деидеологизация общества и управления. Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Прививает нетерпимость к инакомыслию и к иноверцам, превращает религиозные и иные убеждения в фанатизм. Порождает мифы и поощряет предрассудки, догматизирует идеи и концепции, отвергает альтернативы, консенсус, плюрализм мнений. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности. Становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость. Готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности.
Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.
2.2 Роль реформирования в становлении правового государства
правовой регион законодательный
Конституционная реформа в России показала на многие проблемы, ставящие барьеры на пути к правовому государству. Они требуют совершенствования законодательства. Это приведет и к упорядочению политической структуры государства. Проведен анализ правовой модернизации, которая может происходить или с разрывом правовой преемственности, или с ее сохранением (классификация правовой модернизации на конституционную революцию и конституционную реформу).
Предпосылки конституционной реформы определяют степень развития политической системы общества в целом. Исследование данных предпосылок зависит от возможностей политического прогнозирования и влияния механизма государства на реформирование Конституции РФ. Влияние на конституционное правотворчество характеризует конституционную реформу как государственно-правовой процесс. Включение в Конституцию РФ демократических принципов правового государства обязывает и формирование четких гарантий их реализации. Отсутствие признака эффективности многих новых норм приводит к напряженности между новыми нормами и политическими структурами. Данная проблема разрешается двумя способами, а именно: приспособление норм к реальности или реальности к нормам.
При рассмотрении роли административной реформы отмечено, что современная трансформация российского государства не означает унификацию форм и методов государственного регулирования. Модернизация системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Это подтверждает процесс конвергенции содержательной стороны государственно-правового устройства в различных странах в направлении расширения демократических прав и свобод граждан, усиления контроля обществом над деятельностью государственных органов, уменьшения вмешательства административных структур в экономическую деятельность фирм и граждан, усиления стратегически-инновационной и социально-экономической функций государства. Ключевая проблема реализации любого сценария административной реформы состоит в том, что государственный аппарат, в первую очередь, должен заниматься самореформированием.
Анализ судебной реформы показал, что именно судебная система призвана гарантировать правовой характер всех реформ. Активное участие Конституционного суда РФ в судебной реформе обусловливается самой природой конституционного контроля в системе разделения ветвей государственной власти. Деятельность Конституционного суда РФ с самого ее начала способствовала становлению судебной власти. Согласно параграфу, в условиях общественной трансформации основными принципами, которые должны стать основой формирования дееспособной и автономной системы конституционного правосудия являются: системность конституционного контроля; непрерывность ее действия; самоограничение функционирования системы; эффективность институциональной системы и функциональная полноценность конституционных судов; органическое сочетание функционального, институционального, организационного и процессуального начал в осуществлении конституционного правосудия.
Таким образом, методология судебной реформы не могла не сказаться на ее полноте, динамике и качестве. Необходимость утверждения федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.» была вызвана тем, что как переходный период, так и сам переходный процесс затянулись.
2.3 Проблемы и перспективы развития правового государства в России
Своеобразным логическим решением споров о сути и назначении государства, определяемого и направляемого правом, стала конституционная констатация России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Правовая система, созданная в государстве, является единой вне зависимости от формы государственного устройства. Субъекты федерации, как уже отмечалось, не обладают верховенством на своей территории, в частности - верховенством права. Сфера действия федерального права, как отмечает Д.А. Ковачев, распространяется на всю федерацию, и ни в одной из них провинции, земли, кантоны не вправе препятствовать его применению.
В то же время в федеративном государстве субъекты федерации наряду с государством располагают такими элементами государственности, как основной закон, конституция. При этом основные законы субъектов федерации не нуждаются в утверждении центральной властью. Более того, и федерация, и ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование; следовательно, действуют две системы законодательства.
Г.Н. Андреева справедливо отмечает, что законодательные органы в субъектах федерации, как правило (но не всегда), являются однопалатными, в то время как федеральный парламент - двухпалатным. Единственные или нижние палаты парламентов субъектов федерации избираются непосредственно гражданами, причем возрастной ценз для пассивного избирательного права при этом, как правило, ниже, чем для выборов в федеральный парламент, но нередко существуют ещё и дополнительные цензы, и в первую очередь - ценз оседлости.
Акты, издаваемые парламентами субъектов федерации, являются законами. Они выражают высшую правотворческую власть, так же как и федеральные законы. Как отмечает К.В. Арановский, «дуализм правовой системы порождает некоторую ее несогласованность, но и дает гражданам известную свободу выбора». На уровне субъектов федерации обычно проводятся и референдумы, причем вне зависимости от того, имеется такая практика на федеральном уровне или нет. Таким образом, можно говорить о существовании в субъектах федерации собственной правовой системы с существенной степенью автономии.
Одним из результатов развития процессов правотворчества и правоприменения в условиях федеративного государства является изменение характера судебной системы в федерациях и их субъектах.
В унитарных государствах обычно устанавливается единая судебная система. Однако отдельные политически единые государства допускают изменения из этого правила, равно как и некоторых других. В федеративных же государствах, хотя в основном судебные органы субъектов федерации и являются частью единой системы, а верховные суды субъектов находятся под контролем федерации, иногда учреждается двойная система судов и действует процессуальное право субъектов федерации.
Таким образом, в целом необходимо констатировать, что субъекты федераций обладают собственными правовыми системами, что, казалось бы, сближает их в этом отношении с государствами. Между тем необходимость адаптации законодательства субъектов федераций к законодательству федерации ставит под сомнение автономность такой правовой системы и подчеркивает ее зависимый характер. И хотя государства также гармонизируют своё законодательство с нормами международного права, такая гармонизация носит добровольный характер, в то время как гармонизация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации - обязательный. В результате, наличие правовой системы субъекта федерации не позволяет отождествить его с государством именно в силу отсутствия суверенитета, отражающегося и на статусе соответствующей правовой системы и на её месте в правовой системе федерации.
Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации закрепила в концентрированном виде концепцию и институты правового государства. Во-первых, это один из признаков России как государства. Во-вторых, человек, его права и свободы признаны высшей ценностью и являются непосредственно действующими. В-третьих, закреплено верховенство Конституции и закона. В-четвертых, установлен принцип соответствия национальных норм общепризнанным международным принципам и правилам. В-пятых, учреждены государственные институты для обеспечения законности и охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Признаки правового государства отражают как его концепцию, так и нормативную модель. В реальной жизни России, так же, как и других государств, наблюдается сложное восприятие и реализация принципов и норм. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Мера отклонений не должна ломать концепции и модели.
Как видно, характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. Но пока не все элементы правового государства развиты в равной мере, «нагромождение» актов не сопровождается другими процессами.
Практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципом.
Необходимо подчеркнуть, что необходимым и неотъемлемым признаком правового государства является свободное и автономное функционирование гражданского общества.
Таким образом, построение правового государства предполагает прежде всего становление полноценного гражданского общества. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов.
В России 1990-х гг. мы наблюдали процесс, когда «центральная власть» была «вынуждена смотреть на дело по-государственному, то есть заботиться об интересах выживания не только себя, но попутно по необходимости и всего управляемого ею общества.
Именно центру волею судеб приходится проводить в стране буржуазные реформы», - пишет А.С. Хоцей.
Напротив, сегодня мы наблюдаем процессы, где полное поглощение личности государством просто невозможно. Как справедливо отметил Б.А. Кистяковский, в правовом государстве - правовой организации народа именно отдельный человек, представляющийся с первого взгляда ничтожной величиной по сравнению с государством, оказывается наиболее сильным для него противником, потому как отдельный человек является единственным вполне реальным основанием всякой общественной и государственной жизни.
Приняв в 1993 г. качественно новую Конституцию, мы не можем игнорировать личность, заменяя ее общественным. Таким образом, решение проблемы отношения государственной власти и личности можно лишь в том случае, если взять за основу постулат: государственная власть - это не что иное, как служение лиц, которым народ доверил власть, на пользу общества и государства.
Заключение
Проанализировав изученный материал, познакомившись с работами авторов относительно путей и методов совершенствования государственного устройства и создания правового государства можно высказать мнение на ряд положений по этой проблеме.
Стабильное государство - это государство не только сильное в экономическом плане, но и прочное своими внутренними политическими и правовыми связями, которые являются цементирующей основой любого общества и создают надежные предпосылки для его гармоничного развития. И чем справедливее правовые взаимосвязи: власть - общество - личность, чем полнее учитываются интересы каждого индивида и общества в целом, тем стабильнее и прочнее само государство.
И в этом смысле идеи организации государственного устройства на принципах правового государства имеют непревзойденное значение.
Говоря о становлении России как правового государства нельзя не привести высказывание отечественных теоретиков - правоведов о том, «что для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым». В статье 1 Конституции РФ 1993 года закреплено следующее: «РФ Россия есть демократическое, федеративное правовое государство, с республиканской формой правления». То есть, статус правового государства впервые закреплен в Основном законе страны. К сожалению, одиннадцатилетнего срока действия этого закона недостаточно для формирования важнейших элементов законодательной базы правового государства. О значительных проблемах в правовом поле, его недостатках и необходимости совершенствования неоднократно говорилось и в выступлениях Президента России.
Современная Россия в последние годы делает важнейшие и серьезные шаги по пути к созданию полноценного правового государства. Поэтому я, как и большинство моих соотечественников, надеемся на успех в достижении этой цели.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета», №7, 21.01.2009
.Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 №1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ», 07.01.2013, №1, ст. 13
3.The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe», Editor: Francis Neate, London, 2009
4.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.
.Айнутдинов Р.Ф. Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №2. С. 209-219.
6.Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994. С. 122.
.Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М.: ЭКСМО, 2004.
.Анциферова Н.А. Правовые средства формирования правового порядка // Общество и право. 2009. №2. С. 4.
9.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2000.
.Байтин М.И., Касаева Т.Г. Основные направления связи реалистической теории права с современными реалиями российского общества // Право и политика. 2007. №12. С. 22.
.Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» // Законодательство и экономика. 2010. №9. С. 7 - 11.
12.Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 11.
13.Вислогузов Ю.А. От гражданского общества к правовому государства // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С. 26-28.
.Вышкварцев В.В. Правовое государство, права и свободы человека в концепциях российских ученых XX - начала XXI вв. Автореф. дисс…..к.ю.н. Москва, 2009. С. 3
.Ганоев О.К. Идея правового государства и проблемы государственно правовой трансформации в современной России. Автореф. дисс…к.ю.н. М., 2012. -30 с.
.Диллигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. №3.
.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
.Ермакова К.П. Понятие и субъективные пределы судебного усмотрения // Журн. рос. права. 2009. №8. С. 11.
.Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008.
.Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 264, 273.
.Калякин О.А. Формы демократизации правотворчества в приднестровской Молдавской Республике в период перехода к правовому государству // Юридическая техника. 2014. №8. С. 542-543
.Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913
23.Конституционное право зарубежных стран. / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2005.
25.Короткова О.И. Правопорядок как базис социального правового государства // Рос. юстиция. 2009. №6. С. 32.
.Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989. С. 12.
.Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. М., 2006. С. 11.
.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
29.Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. 2009. №3. С. 11.
.Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журн. рос. права. 2008. №10. С. 22.
31.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 65.
32.Наконечный Я.Е. Значение и роль мониторинга нормативных актов для систематизации российского законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №9. С. 12.
.Новгородцев П.И. Два правовых идеала. Научное слово. Кн. X. М., 1994. С. 120.
34.Паламарчук В.М. Правоприменение в правовом государстве. Дисс…к.ю.н. Москва, 2011. - 172 с.
.Певцова Е.А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики // Рос. юстиция. 2009. №7. С. 12.
36.Ралько О.В. Значение институтов гражданского общества для становления правового государства // Нотариус. 2011. №2. С. 36 - 38.
37.Ралько О.В. Правовое государство: переход от абстрактных понятий к конкретным характеристикам // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №5. С. 3 - 8.
38.Рогов А.П. Особенности государственного принуждения в правовом государстве: Автореф. дисс…к.ю.н. Саратов, 2013. С. 34.
39.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 112.
.Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 9.
41.Тихомиров Б.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Семинар «Проблемы формирования и реализации государственной политики в современной России». М.: Научный эксперт, 2011.
.Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность // Журнал российского права. 2011. №12. С. 5 - 20.
43.Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2005.
44.Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства // «История государства и права». - 2007. - №1
.Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского философского клуба, 2010. С. 29.
46.Харлашин А.А. Перспективные пути развития института юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №7. С. 22.
.Хоцей А.С. Теория общества. Т. III, кн. 2. Казань, 2002.