Предмет исследования
(научные школы)
|
Представители научного мира
|
Душа
|
Все исследователи до начала
XVIII века
|
Явления сознания
(английская эмпирическая ассоцианистская психология)
|
Д. Гартли, Джон Стюарт
Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер
|
Непосредственный опыт
субъекта (структурализм)
|
Вильгельм Вундт
|
Интенциональные акты
сознания (функционализм)
|
Франц Брентано
|
Происхождение психических
деятельностей (психофизиология)
|
Иван Михайлович Сеченов
|
Поведение (бихевиоризм)
|
Джон Уотсон
|
Бессознательное
(психоанализ)
|
Зигмунд Фрейд
|
Процессы переработки
информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)
|
Макс Вертгеймер
|
Личный опыт человека
(гуманистическая психология)
|
Абрахам Маслоу, К. Роджерс,
Виктор Франкл, Ролло Мэй
|
Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и
необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы
естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем не достигли
определенного уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание.
Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее
состояния зависела судьба психологии. Развитие физиологии определялось успехами
физики, химии, механики, биологии, подъем и расцвет которых обусловливался
растущими потребностями производства в научных знаниях, а также торжеством идей
философского материализма, победой материалистических направлений в науках о
природе.
Таким образом, предметом психологии является психика - совокупность
психических явлений, как особая форма жизнедеятельности - психические процессы,
свойства, состояния человека и закономерности его поведения.
Отметим, что и в настоящее время существует много различных точек зрения
на то, что изучает психология. Основным объектом психологии является человек, а
также различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей. Как и
любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором
свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно
разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на
человека.
Считается, что термин «психология», заменивший со временем древнее
название «наука о душе», впервые употребил в латинской транскрипции
(psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497-1560). В
научно-философском языке термин «психология» впервые появился в XVIII веке в
книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» (1732) и
«Эмпирическая психология» (1734), а с середины XVIII века этот термин
становится общепризнанным. Окончательно название «психология» за наукой
закрепилось лишь в XVIII-XIX вв., когда сфера психологических исследований
расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и
деятельности (поведение) человека.
Самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний психология
становится с XIX в. При этом исследовать «душу» (не только описывать, но и
объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно. Принцип
объективного психологического исследования обязывает строить систему
психологического научного знания строго в соответствии с психологической
реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Таким
образом, ориентируясь на естественно-научные методы исследования и общенаучный
идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать
программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе
материалистического мировоззрения. Современная психология изучает факты и
закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.
.2 Основные этапы и направления развития психологии
психология наука россия
Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала
XVIII века психология развивалась как наука о душе. В течение веков предмет
психологии и методы исследования «душевной» жизни существенно изменялись. Для
того, чтобы полнее понять современное состояние психологии, необходимо хотя бы
кратко остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем
развитии.
Первый этап - донаучный - примерно до VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала
объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. Появление
древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima,
animus - душа, дух) - верой в существование душ и духов, обязательным элементом
всякой религии. Это мировоззренческие представления, при которых полагают, что
практически все объекты одушевленные и находятся в некоторой связи с
человеческой деятельностью.
В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и
легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу
с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный этап начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в
этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное
название философского периода. Общим для воззрений ученых античного периода
было использование вместо слова «психология» понятия «душа» и рассмотрение ее
как особой сущности первопричины разнообразных движений, совершаемых в мире,
причем не только среди животных, но и среди неживых тел. В понимании души
древние выделяли две линии: материалистическую и идеалистическую.
Материалистические воззрения провозглашал Демокрит (460-370 до н.э.): он
считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и
подчиняется ее законам. Демокрит отрицал бессмертие души, считал, что с
прекращением дыхания прекращается и жизнь. Идеалистические воззрения
провозглашал Платон (428-348 до н.э.), для которого бытие - это не атомы, а
идеи. Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило
основы философской теории познания и определило ориентацию психологического
знания на решение собственно философских, этических, педагогических и
религиозных проблем.
Новый способ мышления, новую эпоху понимания души как предмета
психологических знаний открыл Аристотель (384-322 до н.э.). Воззрения
Аристотеля стали вершиной античного учения о душе. В трактате «О душе» он
сделал первую попытку систематизации знаний о психике. Он утверждал, что душа -
не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения.
Заслуга Аристотеля состоит в том, что он первым постулировал функциональную
взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Его идеи о душе стали
фундаментом развития научной психологии.
Новым в психологической мысли в Средние века является то, что в этот
период накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических
особенностях человеческого организма как одной из основ психики. В работах Авиценны
(980-1037), Леонардо да Винчи (1452-1519) и других раскрываются знания об
анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его
психики.
Второй этап развития психологического знания - психология как наука о
сознании, относится к «Эпохе Нового времени» (XVII-XIX вв.). Становление
психологии в этот период связано с именами европейских ученых: Р. Декарта, Т.
Гоббса, Д. Локка и ряда других. Р. Декарт (1596-1650) одним из первых с научных
позиций попытался решить проблему связи с органическими процессами,
происходящими в мозге человека. Он ввел одновременно два понятия: «рефлекс» и
«сознание». Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод
психологии, пользуясь которым ученые в XVII-XIX вв. стали исследовать внутренний
феноменальный мир человека. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), Джон Локк
(1632-1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него
эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. Дж. Локк привел в
систему эмпирические объяснения и описания психологических явлений и считается
основоположником эмпирической психологии.
При этом, если до XVIII в. философы представляли мир как конгломерат
отдельных личностей, взаимодействующих в соответствии со своими индивидуальными
потребностями и интересами. В XVIII в. психика человека соотносилась уже не
только с телом и мозгом и не только с окружающей его средой, но и с
культурно-историческими факторами формирования общества.
Третий этап - конец XVIII - середина XIX вв. связан с появлением первой
психологической школы (ассоцианизма) и определения, собственно, психологической
терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
Ассоциативная психология - одно из основных направлений мировой психологической
мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
Четвертый этап относят к 60-70-м годам XIX в. - становление психологии
как самостоятельной экспериментальной науки. Психология окончательно отделяется
от философии, т.е. перестает строиться на основе умозрительных схем и
становится экспериментальной наукой. Основателем экспериментальной психологии
является В. Вундт (1832-1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую
лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов
чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода
интроспекцию. В. Вундт исследовал не просто сознание, а человека, обладающего
сознанием.
Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867-1927) -
основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение
структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи
психологической структуры сознания с физиологической организацией человека. У.
Джеймс (1842-1910), основатель функциональной психологии, в противоположность
приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования
функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого
организм адаптируется к окружающей среде.
Пятый этап - конец XIX в. - 10-30-е гг. XX в. - психология разделилась на
ряд направлений. Наибольшую известность получили психоанализ (З. Фрейд, А.
Адлер, К. Юнг, Э. Фромм); гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К.
Коффка), бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен), школа К. Левина. В
начале XX в. формируется новая отрасль психологии - социальная психология (В.
Вундт, Э. Дюркгейм, У. Мак-Даугалл, Дж. Мид, В.М. Бехтерев).
Основателем гештальтпсихологии является М. Вертгеймер (1880-1943);
большой вклад в развитие данного направления внесли К. Коффка (1886-1941) и В.
Кёлер (1887-1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения
целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их
составляющих элементов.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление, основанное
американским психологом Джоном Уотсоном (1878-1958), рассматривающее в качестве
предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма
на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно
зафиксировать.
Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах З.
Фрейда (1856-1939) и получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера
(1870-1937), Э. Фромма (1900-1980), Э. Эриксона (1902-1994) и др. В рамках данного
направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную,
подсознательную и бессознательную сферы.
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале
1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого
сознания. Представители данного направления - Дж. Брунер (род. в 1915), Ж.
Пиаже (1896-1980), Н. Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы
памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления,
воображения, способностей к принятию решений.
Представители гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987), А.
Маслоу (1908-1970), Г. Олпорт (1897-1967) разработали холистический (целостный)
подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на
таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли,
самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в
отличие от двух более традиционных подходов психологии - психоанализа и
бихевиоризма.
В конце XIX - начале XX в. закладывались и основы отечественной научной
психологии.
Шестой этап - со второй половины XX в. - появляются новые школы и
направления: гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая)
психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е
гг. Это последняя, появившаяся в XХ в. психологическая школа. В указанный
период появились и развивались новые направления психологического знания, для
которых предмет психологии связывался с внутренней сущностью личности: гуманистическая
и когнитивная психология.
Гуманистическая психология по праву считается одним из ведущих
направлений современной зарубежной психологии. Это направление возникло в США,
благодаря таким психологам, как К. Роджерс, А. Маслоу, Мюррей и др. Задачу воспитания
гуманистические психологи видели, прежде всего, в том, чтобы создать условия
для реализации личности ребенка. И эту же задачу они считали главной в
социальной организации человеческого общества - необходимо строить человеческое
общество, исходя из задачи реализации каждой человеческой личности. Революции,
войны они рассматривали как ошибки человечества.
Седьмой этап - с середины XX в. психология вступила в современный этап
своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых
школ, но тенденция к объединению. Следует отметить, что, пожалуй, единственным
направлением в мировой психологии, которое, возникнув в первой половине XX в.,
не претерпело значительных изменений до конца этого столетия, оказалась
гуманистическая психология. В основе гуманистической психологии лежит принцип
гуманизма - понимание и уважение человеческой личности. Гуманизм - принцип
мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей
человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства
личности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений,
утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
В целом, этапы развития психологии, эволюция предмета науки, его содержания
и методов исследования, а также основные достижения представлены в Приложении
1, а в Приложении 2 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы
становления и развития психологической науки.
.3 Становление российской науки-психологии
Пионером психологии как науки в России, предметом которой является не
душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву
считать И.М. Сеченова (1829-1905), поскольку он еще в 1863 г. в трактате
«Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения
организма посредством сигналов является предметом психологического
исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о
происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память,
мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и
включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу
ответную работу двигательного аппарата. В работах Сеченова впервые в истории
психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы
сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с
миром, включая его внешние телесные действия. Поэтому для психологии, по мысли
И.М. Сеченова, единственно надежным является объективный, а не субъективный
(интроспективный) метод. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но
в основном они получили развитие в России в учениях В.М. Бехтерева (1857-1927)
и И.П. Павлова (1849-1936), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического
подхода.
Большую роль в отечественной научной психологии сыграл В.М. Бехтерев. Он
стоял у истоков рефлексологии, которая широко привлекала для объяснения
психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы протекающие с
участием головного мозга. В 1885 г. В.М. Бехтеревым была создана первая
экспериментально-психологическая лаборатория и Психоневрологический институт.
Он исследовал различные проявления индивидуальной психики людей, широко
опираясь на данные физиологии.
Одним из наиболее влиятельных направлений сформировавшихся в 20 - 30 годы
прошлого столетия стала «культурно-историческая теория», разработанная Л.С.
Выготским. Многое для понимания психологии личности и межличностного общения
дают труды С.Л. Рубинштейна (1889-1960). Он глубоко проанализировал роль
деятельности и общения людей в функционировании их психики. Идеи С.Л.
Рубинштейна и Л.С. Выготского (1896-1934), разработанные ими деятельностный
подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития
психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева
(1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977), Д.Б. Эльконина (1904-1984), Б.Г. Ананьева
(1907-1972), Л.И. Божович (1908-1981), П.Я. Гальперина (1902-1988), Д.Н.
Узнадзе (1886-1950) и других российских психологов и философов.
В первые годы советской власти в психологической науке ведущую роль
играло естественнонаучное направление, провозглашавшее союз естествознания
(биология, физиология, эволюционная теория) и выступавшее с идеями построения
психологии как объективной науки. С 1923 г. впервые было выдвинуто требование
применить марксизм в психологии, что явилось началом идеологической
«перестройки» психологической науки. К.К. Корнилов как теоретик психологии
пытался снять противоречия между объективной и субъективной психологией; эта
попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология. Во
многих отношениях она была сходна с бихевиоризмом. Бихевиористических принципов
придерживался в тот период и выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский, также
трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший
принципиальные особенности социального поведения. Все эти направления иногда в
литературе называют «русский бихевиоризм».
В 1930-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары
постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психологические концепции и
психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. К
концу 1950-х - началу 1960-х гг. сложилась ситуация, когда психологии была
отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса
психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась
как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание
психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как
свойство высокоорганизованной материи - мозга отражать действительность в форме
психических образов. Психическое отражение рассматривалось как идеальная форма
существования материального. Единственно возможной мировоззренческой основой
психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как
самостоятельной сущности не признавалась. Однако, даже в этих условиях
советскими психологами был сделан немалый вклад в мировую психологию.
В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией открылись новые
возможности и встали новые проблемы. Развитие отечественной психологии в
современных условиях уже не соответствовало жестким догмам
диалектико-материалистической философии, что, безусловно, предоставляет свободу
творческого поиска.
В настоящее время в отечественной психологии существует несколько
ориентаций.
. Марксистски ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала
быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали
парадигмы мышления, которые определяют психологические исследования.
. Западнически ориентированная психология представляет собой ассимиляцию,
адаптацию, подражание западным течениям в психологии, которые были отторгаемы
предыдущим режимом. Обычно на путях подражания продуктивные идеи не возникают.
К тому же основные течения западной психологии отражают психику
западноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. Поскольку
универсальной психики не существует, теоретические схемы и модели западной
психологии универсальностью не обладают.
. Духовно ориентированная психология, направленная на восстановление
«вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б.
Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Слободчикова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова.
Духовно ориентированная психология опирается на традиционные духовные ценности
и признание реальности духовного бытия.
На рубеже XX-XXI вв. процесс интеграции и перестройки стал заметным и в
российской психологической науке. Среди особенностей перемен отметим:
открытость к восприятию и конструктивному использованию всех достижений,
накопленных мировой психологической наукой;
переход от дискуссий и борьбы мнений между представителями разных школ в
психологии на базе старых научных разработок к развитию новых направлений в
науке, напрямую не связанных с соответствующими школами;
поворот от изучения проблематики познавательных процессов к исследованиям
проблем личности и общества (социально-психологическим проблемам и проблемам психологии
личности);
перемещение акцента с научных, чисто академических исследований на
прикладные; существенное повышение интереса к практической психологии и ее
широкое распространение;
возникновение особого спроса на профессию психолога, в том числе в политику,
экономику, бизнес, рекламу.
Все эти процессы активно продолжаются в настоящее время, и в ближайшие
годы может появиться новая отечественная психологическая наука и практика.
2. Развитие отраслей психологии
Современная психологическая наука - сложная, разветвленная система
научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся
относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований.
Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие
отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными,
прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности
объективной действительности с позиции предмета психологии. В Приложении 3
показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными
дисциплинами.
Психологические науки разделяют на две большие группы: фундаментальные и
прикладные.
Фундаментальные науки представляют основною систему явлений, методов их
исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют
общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того,
кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным
наукам, в первую очередь, относится общая психология, которая исследует
психологию отдельно взятых людей, выделяя в ней познавательные процессы,
психические состояния и психологические свойства личности. Вполне очевидно, что
изучение основ психологических знаний начинается с общей психологии, основных
научных понятий, методов исследования и т.д. (рис. 1).
Кроме общей психологии в число фундаментальных наук включают социальную
психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд
областей научных исследований, занимающих пограничное положение между
психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и
психофизиологию).
Рисунок 1 - Явления, изучаемые в общей психологии
Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психические явления
в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в
практике. Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково
важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие
интерес, в основном, для познания и понимания психологии человека в специальных
видах деятельности. в Приложении 4 представлены некоторые прикладные отрасли
современной психологии. В настоящее время их насчитывается около 40.
Современная психология находится на стыке ряда наук, занимая
промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны,
естественными - с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в
центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются
вышеназванные науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее
составная часть - теория познания решают вопрос об отношении психики к
окружающему миру и трактуют психику как отражение мира. Психология же выясняет
ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развития.
В настоящее время общепринятой считается классификация наук академика
Б.М. Кедрова, (рис. 2), где психология занимает центральное место не только как
продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их
формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и, в свою
очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
Рисунок 2 - Классификация наук Б.М. Кедрова
Сложный путь развития психологии как науки, изменение (расширение)
предмета исследования и ее связей с другими науками привело к вопросам о том,
естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией -
биология или философия. На самом деле, уникальность и ценность психологии как
науки заключается именно в ее междисциплинарном характере, в том, что она
строится как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же
время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы
нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций
человека.
Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его
обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к
интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.
Таким образом, является вполне очевидным, что в настоящее время трудно найти
науку, в какой не использовались бы психологические знания.
В заключение отметим, что в начале XXI в. состояние психологической науки
становится более интегрированным, чем раньше, - складывается общенаучное
психологическое мировоззрение.
Заключение
Таким образом, в развитии психологии как науки можно выделить несколько
этапов. На I этапе психология выступает как «наука о душе» (psyche - «душа»,
logos - «понятие», «учение»), наличием которой объясняли все непонятные явления
в жизни человека. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в
XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением
т.н. душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек
легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее,
в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не
только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. II этап развития психологии
связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом
бурного развития естественных наук в XVII веке. Способность думать,
чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось
наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап - психология как
наука о поведении (XX век). Основная задача психологии на этом этапе - ставить
эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно:
поведение, поступки, реакции человека. IV этап - психология как наука,
изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. В начале
XXI в. состояние психологической науки становится более интегрированным, чем
раньше, - складывается общенаучное психологическое мировоззрение.
Таким образом, психология изучает общие закономерности психических
процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и
от индивидуально-типологических особенностей человека. При этом, в каждом из
возникающих в процессе развития психологии направлений, подчеркивался
какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать,
что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее
предмета. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое
объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических
направлениях, и их обобщение.
Список
используемой литературы
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное
пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2006. - 480 с.
. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших
дней / А.Н. Ждан. - М.: МГУ, 2004. - 576 с.
. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и
комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.
- СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в
начале XXI века / В.А. Мазилов // Психология. Журнал Высшей школы экономики,
2007. - Т. 4. - № 2. - С. 3-21.
. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций
/ И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д.
Марцинковская - М.: Академия, 2008. - 544 с.
. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов по
непсихологическим специальностям / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.
. Первушина О.Н. Общая психология / О.Н. Первушина. -
Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 52 с.
. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В.
Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
. Самыгин С.И. Психология и педагогика / С.И. Самыгин
и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 544 с.
Приложение 1
Этапы развития психологии
Название и время
|
Предмет психологии, его
содержание
|
Методы исследования психики
|
Основные достижения
|
I этап. Донаучный, до
VII-VI вв.до н.э.
|
Душа - без раскрытия ее
конкретного содержания и функций
|
Нет
|
Общее представление об
охранительной и активной роли души
|
II этап. Философский VII-VI
вв. до н.э. - конец XVIII.
|
Античная психология
|
Душа - источник активности
тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
|
Специальных методов нет,
используются методы других наук - философии, медицины, математики при
исследовании содержания и функций души
|
Определение основных
проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души,
способов регуляции поведения и пределов свободы человека
|
|
Психология Средневековья
|
Душа, исследование ее
видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего, чувственного
познания мира
|
Появление собственно
психологического метода - интроспекции
|
Развитие психофизических
исследований и первых работ по психологии масс
|
|
Психология Возрождения и
Нового времени
|
Интроспекция и частично
логика - методы индукции, дедукции, анализа и т.д.
|
Развитие
рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике,
появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки
ввести в предмет психологии бессознательное
|
III этап.
Ассоцианистическая психология, конец XVIII - середина ХIХ в.
|
Сознание, состоящее из
ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии, прежде
всего, - познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение
|
Интроспекция, логика,
начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и
ошибок (при формировании поведения)
|
Появление первой
психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии,
концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса,
естественнонаучного подхода к изучению психики. Дальнейшее развитие
концепций бессознательного
|
IV этап. Экспериментальная
психология, середина ХIХ - начало XX в.
|
Элементы психики,
отождествляемой, главным образом, с сознанием, их связи и законы
|
Экспериментальный метод, а
также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека,
так и народа в целом, появление первых тестов
|
Появление экспериментальной
психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических
процессах (прежде всего, памяти). Появление новых подходов к психологии,
первых симптомов методологического кризиса
|
V этап. Методологический
кризис и разделение психологии на отдельные школы - конец XIX в. - 10-З0-е
гг. XX в.
|
Появление нескольких
предметов психологии. Вначале - элементы психики (структурализм), функции
психики, «поток сознания» (функционализм). Затем - глубинные структуры
психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики
(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская
психология)
|
Появление новых методов,
важнейшие из которых - психоанализ и проективные методы (глубинная
психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи
между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование
познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология),
инструментальный метод (советская психология)
|
Появление первых концепций
личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий
научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых
экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального
окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии
|
VI этап. Дальнейшее
развитие психологических школ (40-60-е гг.)
|
Появление новых
направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней
сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология),
познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки
информации (генетическая и когнитивная психология)
|
Появление опросников, новых
экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного
интеллекта
|
Дальнейшее развитие
теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и
совершенствование психотерапевтических технологий
|
VII этап. Современная
психология (60-е гг. XX в. - начало XXI в.
|
Развитие предмета
психологии в рамках отдельных психологических школ
|
Совершенствование методов
экспериментального исследования психики, появление разнообразных
диагностических методик
|
Появление тенденции к
объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
|
Приложение 2
Основные этапы становления и развития психологической науки
Приложение 3
Место психологии в системе наук
Приложение 4
Прикладные отрасли психологии