История становления и развития социальной психологии
Контрольная
работа
История
становления и развития социальной психологии
Введение
Социальная
психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и
деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная
психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке
социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её
своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в
себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
По
своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две
основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и
социологическая-социальная психология.
Психологическую-социальную
психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности
в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.
Социологическую-социальную
психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.
Г.М.
Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне
философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел
новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Социальную
психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с
другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно
считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания
роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.
1. Теоретические
и эмпирические источники социальной психологии
В
истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период
накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период
выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную
область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)
3)период
оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её
современного развития.
По
такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось
социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с
тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии
справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и
М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве
источников социальной психологии называли следующие:
·
Теорию
психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
·
Теорию
психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
·
Различные
теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М.
Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне
философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел
новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д.
Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории,
выделяет
1.
эмпирические
предпосылки социальной психологии, к которым относит:
·
стихийно
сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения
определенных практических результатов;
·
ораторское
искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием,
эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
·
опыт
использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для
формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
·
опыт
действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного
воздействия на аудиторию;
·
культурно-психологические
традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга,
психорегуляции;
На
этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии
есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и
сознательной духовно-практической их деятельности;
2.
философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:
·
идеи
Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как
раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения
масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных
движений);
·
идеи
Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
·
социально-психологические
объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах
Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;
·
концепция
социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;
·
философско-антропологическое
объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного
способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;
·
теория
исторического развития, развернутая в работах Гегеля;
·
научный
анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного
мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;
·
социально-психологический
анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;
А
также другие философские идеи, теории, концепции.
3.
предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]
Э.
Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за
основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.
Стадия
социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые
обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о
человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о
мироздании в целом.
Социально-психологические
воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую
группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным
фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным
проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный,
определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным
фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия
(счастья) и избежать боли(гедонизм).
Основу
других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая
тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде
симпатии и любви к другим людям и производных от них – подражания и внушения.
Стадия
социального эмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений
используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических
данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным
способом.
Стадия
социального анализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя
установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных
взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых
данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.[2]
Социальная
психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена
четырьмя школами:
·
школой
социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);
·
школой
социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);
·
школой
английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);
·
школой ранней социологии.
Признавая
значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии,
нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в
становление социальной психологии, а именно:
-антропологию
-археологию
-этнографию
-общую
психологию
-психиатрию
-биологию[1]
2. История отечественной социальной
психологии
Выделяют
5 периодов:
1период-60-е
годы 19в. - нач.20в.;
2период-20-е
годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая
половина 30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая
половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5период
– с 80-х годов 20 века
·
Первый
период (60-е годы 19в. - нач.20в.)
В
этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось
особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и
спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития
общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Развитие
социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных
психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности
людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной
эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о
поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и
юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей
поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных
областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных
социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность
социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями,
экспериментами.
Социально-психологические
идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук,
прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая
концепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению,
социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе
исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в
социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых
социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные
движения.
Действующими
силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические
процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского
выступает как самостоятельное социально-психологическое явление.
Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных
представлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя,
о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя
проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он
в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение,
противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой
подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется
автоматическое подражание.
Особое
место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает
В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века.
В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании
Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли
внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа
“Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологической
работе “Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки”(1911)
содержится развернутое изложение его взглядов на сущность
социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы
этой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальный
труд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться как
первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим
развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское
направление психологической науки – рефлексологию. Принципы рефлексологического
объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание
коллективной психологии.
Главная
заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы
социально-психологических знаний. Его “коллективная рефлексология” представляет
собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени.
Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким
предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ,
составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как
целое. В.М.Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность
интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое
включение личности в общность, в деятельность привело В.М.Бехтерева к пониманию
коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических
феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение,
коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное
сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные
коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются:
механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как
объединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В.М. Бехтерева
о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся
образование.
В.М.Бехтерев
рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работах
содержится описание большого эмпирического материала, полученного при
применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является
включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент,
поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, социально-психологические
явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов
восприятия, представлений, памяти. Этой работой положено начало
экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили
истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения
в формировании психических процессов[1].
·
Второй
период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)
После
Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в
восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной
психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе,
оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба,
необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами
развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого
периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической
мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными
школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и
применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.
Содержанием
поиска своего пути было создание направления марксистской психологии.
Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным
психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей;
2)тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта
“объединительная” тенденция шла как со стороны
естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых- обществоведов,
философов, правоведов.
Построение
марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую
традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды
Н.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции,
вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы
социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания
социально-психологических явлений.
Освоение
марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и общей
психологии. Представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных
методологических проблем: соотношение социальной и индивидуальной психологии,
соотношение социальной психологии и социологии, природа коллектива как
основного объекта социальной психологии.
При
рассмотрении вопроса о соотношении социальной психологии и индивидуальной
психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если
сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных
отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология.
Никакой социальной психологии наряду с общей быть не должно. Противоположную
точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать
только социальная психология. Преобладающими становились взгляды, что между социальной
и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие.
Вопрос
о взаимоотношении социальной и индивидуальной психологии трансформировался в
вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в
дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал
Г.И.Челпанов. Он утверждал необходимость самостоятельного существования
социальной психологии наряду с индивидуальной психологией, экспериментальной.
Социальная психология изучает общественно детерминированные психические
явления. Она тесно связана с идеологией. Её связь с марксизмом органична. Чтобы
эта связь была продуктивной,
Г.И.
Челпанов считал необходимым иначе осмыслить научное содержание самого
марксизма. Позитивное отношение к включению социальной психологии в систему,
реформированную в новых идеологических условиях, проявлялось и в том, что он
предлагал включить организацию исследований по социальной психологии в план
научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации
Института социальной психологии.
Одним
из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование
проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой
коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его
индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально
предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между
этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное
поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ
самостоятельный творческий характер поведения.
В
этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований
психологии групп и коллективов в отечественной науке.
В
научно-организационном становлении социальной психологии в России большое
значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в
1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного
поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения[1].
·
Третий
период (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов 20в.)
Во
второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция
отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число
исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по
этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.
Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
1.
Теоретическое
обоснование ненужности социальной психологии.
2.
Идеологическая
направленность западной социальной психологии, расхождение в понимании
общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую
оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию,
что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разряд
лженаука.
3.
Одной
из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность
результатов исследований изучение мнений, настроений людей, психологической
атмосферы в обществе были никому не нужны, более того – крайне опасны.
4.
Идеологическое давление на науку нашло своё отражение в Постановлении ЦК
ВКП/б/1936 г. “О педологических извращениях в системе наркомпросов”. Это
постановление закрыло не только педологию, но ударило также по психотехнике и
социальной психологии.
Период
перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй
половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия
социально-психологических исследований. Разработкой теории, методологии
создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют
идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка
принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным
источником и сферой применения социальной психологии в этот период были
педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой этого
периода являлась психология коллектива. Он вошел в историю прежде всего как
исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит
одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки
социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив,
согласно А.С. Макаренко, - это целеустремленный комплекс личностей,
организованных, обладающих органами управления. Он выделил основные признаки
коллектива и дал новую классификацию коллективов.
Также
ему принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллективов. Психология
личности занимает центральное место в коллективной психологии. Главная
теоретическая и практическая задача – это изучение личности в коллективе.
Главными
проблемами в изучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе,
определение перспективных линий в её развитии, становление характера.
В
исследовании личности А.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности,
применения активных методов воспитания. Он составил схему изучения личности,
отразившуюся в работе “Методика организации воспитательного процесса”.
Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство
коллектива и личности. Это определило основание, его практического требования:
воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.
Взгляды
А.С. Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в
многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно
учение о коллективе А.С. Макаренко представлено в работах А.Л. Шнирмана.
Локальные
социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики
(педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годах
сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной
психологии. В конце 50-х годов
начался завершающий её этап[1].
·
Четвертый
период (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.)
В
этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране.
Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали
задачи формирования всесторонне развитой личности, её активной жизненной
позиции. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования.
Психология в 50-х годах отстояла своё право на самостоятельное существование в
острых дискуссиях физиологами. В общей психологии социальная психология
получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в
стране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука.
Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой
науки уровня её развития, состояния её исследований, характеристика места этой
науки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований,
выделение и определение основных категорий и понятий, формулирование законов и
закономерностей, институционализация науки, подготовка специалистов. Формально
начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта
дискуссия началась публикацией статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”.
Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”,
на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной
в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В
1968 г. Была опубликована книга “ Проблемы общественной психологии” под ред.
В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В
известном смысле завершающей восстановительный период работой является книга
“Методологические
проблемы социальной психологии”. Она выступила как итог “коллективного думания”
социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в
Институте психологии семинаре по социальной психологии. В книге отражены
основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение,
общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие
социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена
авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный
этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой
основных её проблем. В области методологии социальной психологии социальной
психологии плодотворными были концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой.
В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов, А.В. Петровский,
Л.И. Уманский. Исследования социальной психологии личности связаны с именами
Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Исследованию проблем деятельности
посвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Исследованием социальной психологии
общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин.
В
70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии.
Произошла институционализация её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии там же; в 1972 г. – кафедра в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статус
квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка
специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются
группы, В Институте психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране сектор
социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы
социальной психологии обсуждаются на съездах,
конференциях, симпозиумах, совещаниях[1].
·
Пятый
период (с 80-х годов 20 века)
Он
связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед
необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров
дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой
социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.
Сохранение
естественных связей с отечественной (советской) социальной психологией и всё
расширяющийся доступ к мировой социальной психологией характеризует современную
ситуацию развития этой науки и практики в Беларуси.
Ряд
ученых продолжают разрабатывать социально-психологические проблемы в рамках
сложившейся традиции (Я.Л. Коломинский – педагогическая социальная психология, Л.А.
Кандыбович – социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).
Другие
социальные психологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся работать в
рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является
Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в
различных теоретических представлениях и школах, представил для
заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития
ведущих социально-психологических традиций. Данная работа выполнялась в рамках,
разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода[2].
3. Становление современной социальной
психологии за рубежом
В
широком смысле западные специалисты определяют социальную психологию как науку,
изучающую (взаимо) зависимость поведения людей, определяемую фактором их
взаимоотношений и взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что
поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат
поведения других людей. Причём другие люди могут быть в реальном контакте с
данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться
конкретной ситуацией.
Современная
социальная психология возникла в начале 20в. Годом её рождения можно считать
1908г., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии:
“Введение в социальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа
американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.
Начало
научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в
Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в. Они сформулировали требования
превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к
систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений
в группах. В развитии психологии выделились три школы – психоанализ,
бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться
социальная психология.
До
60-х годов социальная психология активно использовала методологию
экспериментальной психологии и первоначальная задача “социализации” психологии
редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на
индивидуальное поведение, что привело к кризису 1960-1970гг. В результате
преодоления этого кризиса произошла либерализация социальной психологии, она
освободилась от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы
много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных
условиях, а так же изучению социального и культурного контекста с
использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.
Теоретико-методологическое
развитие западной социальной психологии происходило как в русле
общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно
социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорт и
др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер и др.), теории поля и
групповой динамики (К. Левин, Г. Келли и др.); социометрии (Дж. Морено, Дж. Крисуэл
и др.);трансактивной психологии(Э. Кентрил, В. Иттельсон и др.);
гуманистической психологии( К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а так же
интеракционизма (Г. Мид, Т. Сарбин и др.), который представляет социологический
источник в развитии социальной психологии.
Социальная
психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее
активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1.
процессы актрибуции;
2.
групповые процессы;
3.
оказание помощи;
4.
аттракция и аффилиация;
5.
агрессия;
6.
преступления;
7.
установки и их изучение;
8.
социальное познание;
9.
социальное развитие
личности(социализация);
10.
кросскультурные исследования.
Традиционно
социальная психология разделяется на три или четыре области исследования:
·
изучение индивидуального социального
поведения;
·
изучение
диадического социального взаимодействия и процессов общения;
·
изучение
малых групп и психологическое изучение социальных проблем.
В
изучении индивидуального социального поведения важны как когнитивные, так и
мотивационные факторы.
Когнитивные
факторы изучались в социальной психологии двумя различными путями: как изучение
влияния различных социальных факторов на процессы восприятия любых объектов и
как изучение непосредственного восприятия человека человеком (социальной
перцепции), чему уделялось значительно большее внимание.
Мотивационные
аспекты индивидуального социального поведения более часто изучались в связи с
процессами диадического взаимодействия. Анализ повседневных взаимодействий
вскрывает две базовые переменные: переменную доминирования, статуса или власти
в противовес подчиненному поведению и переменную положительного социального
поведения (аттракция, привязанность, любовь, оказание помощи) в противовес
негативному социальному поведению (агрессия)[1].
Заключение
Социальная
психология родилась на перекрестке двух наук – психологии и социологии.
Выделяют
три основные стадии в эволюции социальной психологии:
1.
Стадия
социальной философии (6в. до н.э. – до19в.)
2.
Стадия социального эмпиризма (19в.)
3.
Стадия
социального анализа (с нач.20в.)
Традиционным
было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке.
Историко-психологическик исследования показали, что отечественная социальная
психология имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и
отечественной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественная
социальная психология возникла на рубеже 19- 20 веков. Путь её становления
имеет ряд стадий: зарождение её в общественных и естественных науках, отделение
от родительских дисциплин (социологии и психологии), возникновение и развитие
экспериментальной социальной психологии.
1период-60-е
годы 19в. - нач.20в.;
2период-20-е
годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая
половина 30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая
половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5период
– с 80-х годов 20 века
Годом
рождения социальной психологии принято считать 1908 год., когда были
опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную
психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога
Э. Росса “Социальная психология”.
Становление
научной социальной психологии на Западе связывают с работами В. Меде в Европе и
Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в.
Список используемой литературы
1.
Социальная
психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлёв.-М.:ПЭР СЭ,2002.
2.
Социальная
психология: УМК / авт.-сост. Л.Н. Лесив-Иванова.-МН.: ФУСТ БГУ,2003.
3.
Социальная
психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ,1997.