Материнство как культурно-историческое явление
Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям [1]:
Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним).
Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека).
Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов).
Природная реальность.
Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации - это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее.
Все вышеперечисленные виды реальности жизни индивида, оказываются значимыми для него только в случае их включения в социокультурную среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве.
Обратимся к некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми» [2]. Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.
Инфантицидная модель, или эпоха детоубийства, характерная для раннего периода развития христианства.
Оставляющая модель, или эпоха небрежения, для которой характерно стремление передать ребенка на попечение другому лицу.
Амбивалентная модель, или эпоха терпимости (XVI-XVII в. в.). Ребенку разрешали войти в эмоциональную жизнь родителей, в том числе матерей, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Основной целью воспитания стало придание ребенку определенной формы.
Вторгающаяся модель, или эпоха завоеваний (XVIII в.). Родители стали ближе к ребенку. Они «пытались завоевать его разум, чтобы контролировать его внутренний мир».
Социализирующая модель (с XIX в. до середины нашего века). Воспитание ребенка становится скорее процессом развития воли, нежели обучением.
Помогающая модель. Предполагается, что ребенок лучше знает, что ему требуется на каждом возрастном этапе, родители вовлечены в его жизнь для того, чтобы они могли прочувствовать и удовлетворить его потребности.
Oстановимся кратко на динамике социальных установок на материнство и семью, характерную для России еще в дохристианские времена. Этот анализ позволит понять, какие ценности претерпели идеологическое и социальное насилие, определяя амбивалентность установок на материнство и в последующие периоды, в том числе на современном этапе.
На этапе расцвета языческой культуры материнство было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.
В средневековой России материнство утратило свою естественную первозданность и оказалось включенным в социально-политическую жизнь страны. Готовность к материнству, таким образом, стала опосредоваться социальным статусом, семейным положением женщины и начала включать элементы женского (материнского) самосознания и зачатки эмпатического отношения к ребенку.
Материнство в Новое время, особенно после Октябрьской революции, почти утратило свою социальную ценность и стало подчиняться требованиям политической конъюнктуры. В силу этого готовность к материнству как психологическое явление осталась представленной в основном в форме поведенческого компонента (готовности действовать), но почти не содержала в себе ролевой рефлексии или материнского чувства (исключая непреодолимые проявления инстинкта).
Итак, обобщая сказанное, можно констатировать: в силу того, что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью, в сложной среде обитания человека изначально заложена «ниша» для его существования, которая посредством предъявления социальных ожиданий в различных культурно- и возрастно-специфических формах пробуждает в любом человеке женского пола потенциальную готовность стать матерью.
1.2 Материнство как особый психологический феномен
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «материнство» трактуется как, состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми [3].
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты [4].
Г. Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [5].
Ф. Хорват определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта [6].
Все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект-носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Г. Г. Филиппова относит следующие.
Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.
Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.
Она отмечает, что далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития [7].
Взгляд Г. Г. Филипповой относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.
1.3 Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
Выделяют несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
Эта составляющая была определена С. Ю. Мещеряковой, исходя из концепции М. И. Лисиной, которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. С. Ю. Мещерякова предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [8].
К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
С. Ю.Мещерякова, не претендуя на полноту и окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения [8].
В.И. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [9].
Е. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Г.Г.Филиппова, исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.
Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства:
Достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе).
Удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других).
Стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков).
Реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт).
Компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я).
Решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости).
Любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т. п.).
Достижение критического для деторождения возраста.
Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребёнка для каждой женщин.
Большое значение имеет и то, как женщина настроена на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери.
Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания [11].
Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.
Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Г. Г. Филиппова выделяет четыре основных типа ценности ребёнка [5]:
Эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком - положительно-эмоциональные переживания матери).
Повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери).
Замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок - как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т. п.).
Полное отсутствие ценности.
Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше - в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека. Ребёнок даёт взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.
Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане, для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно.
Женщина должна владеть достаточной информацией о родах. Ей необходимо быть подготовленной к родам, как в физическом, так и в психологическом плане. Женщина, знающая как проходят роды, чувствует себя увереннее. Они уже не будут для неё неожиданными, а поэтому не вызовут беспричинного испуга, тревоги и излишних волнений, столь вредных для будущего ребёнка [12].
Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Г. Г. Филиппова считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств.
Женщина должна знать операции ухода, кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка (гимнастические упражнения, правильный режим и гигиенические правила, подвижные игры, влияние естественных сил природы на ребёнка (воздух, солнце и вода), а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка ‒ в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т. п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери [13].
Чем более поведение матери ориентировано на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни.
Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.
Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Ей присваивается «титул» матери.
Появляется поло-ролевая идентификация «мы - матери».
Но с каждым годом растёт число лиц женского пола, не желающих быть женщиной. Объясняют они это тем, что мужчина освобождён от необходимости рожать детей, содержать семью. У него больше прав и меньше ответственности - вот что ценят подобные женщины в своём представлении о мужчинах. Такие женщины считают, что рождение, воспитание и уход за детьми дискриминирует их.
1.4 Социально-правовой статус материнства в России
Социальный статус материнства в России определяется системой моральных ценностей, политических действий и социальной практикой.
Быстрый переход от патриархально ‒ крестьянского уклада к индустриальному обществу, всеобщая пролетаризация женского труда, урбанизация, сопровождавшаяся на протяжении всего советского периода истории тяжелейшим жилищным кризисом, хроническое отставание мер социальной политики от реальных потребностей - все эти, а также многие другие факторы оказывали прямое воздействие на репродуктивное поведение женщин и семей. Сам уклад повседневной жизни, структура домохозяйства в условиях города обусловили изменение репродуктивных установок миллионов женщин и их семей, что и предопределило переход к малодетной семье. Установка на малодетность с неизбежностью сужала контекст положительных оценок материнства. Несмотря на то что на официальном уровне многодетность всячески поддерживалась и одобрялась (посредством введения почетного звания «Мать - героиня», правительственных наград, а также разнообразных льгот для многодетных семей), общественное мнение к многодетности относилось по крайней мере осторожно, а иногда с явным неодобрением и даже враждебностью [13].
Установка на ограничение детности в СССР, а теперь в России, хотя никогда не провозглашалась открыто, тем не менее поддерживалась (и поддерживается) всеми социальными институтами - от государства, экономических структур, отделов кадров предприятий до общественной морали. Ведь не случайно «право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве» интерпретировалось именно как «право прервать беременность абортом». Начиная с 70-х годов ХХ века, пишет Т. Харькова, «контроль рождаемости стал практически всеобщим, почти каждая семья (женщина) в России уже осознала свое право и обязанность самой определять число детей в семье и время их появления, а также право прибегать для реализации своего желания к любым доступным средствам». «Идеальным» числом детей, и по данным социологов (общественное мнение), и по рекомендациям демографов (научные рекомендации), является два или три [4; 5].
Охрана материнства и детства это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходило уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формировался институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускала сверхурочная и ночная работа беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешала женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться от командировок, ст. 134 давала кормящим матерям кроме общих перерывов также дополнительные для кормления ребенка - как видно, молодое советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подходило к вопросу заботы о здоровье детей и матерей ‒ своих гражданах. Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. [14].
Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных актах. Оно создает механизмы его реализации и санкции для нарушителей.
Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь [15].
Понятие «материнство» используется и в трудовом и социальном праве, где оно интерпретируется как «срочное» состояние, так называемое активное материнство. В период «активного материнства» входят беременность, роды, вскармливание ребенка и уход за ребенком до полутора лет. Именно на этот период в основном распространяется действие социальных гарантий и льгот. Есть и совсем узкие трактовки законодателем материнства. Так, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан материнство рассматривается как свобода репродуктивного выбора, или свобода аборта. При определении материнства с позиций конституционного права необходимо иметь в виду, что этот феномен многогранен и в правовом смысле. Как представляется, здесь необходимо учитывать три аспекта феномена «материнство». Во-первых, материнство - это конституционно-правовой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Во-вторых, это правовое состояние. И, наконец, материнство можно рассматривать как субъективное право женщины, включающее в себя несколько правомочий (репродуктивных правомочий). Так, Г. Б. Романовский указывает, что можно выделить право на материнство (очевидно, имеется в виду право принять решение стать матерью), право на отказ от материнства (право принять решение не становится матерью), право на искусственное прерывание беременности, право на использование методов контрацепции в целях недопущения нежелательной беременности, право на искусственное оплодотворение, право на суррогатное материнство. К этому списку, как представляется, можно добавить право женщины на усыновление (удочерение). Думается, указанная группа репродуктивных правомочий может быть объединена в рамках субъективного права на материнство как правовой возможности, дающей женщине право решать любые вопросы, связанные с репродуктивной функцией [19].
Законодательство РФ справедливо исходит из общего правила о том, что в вопросах материнства женщина свободна располагать собой, поскольку закрепляются ее права, а не обязанности. Совершать данную операцию или не совершать - право выбора остается за женщиной. Одновременно в соответствии со ст. 55 Конституции РФ федеральный закон в этом вопросе ограничивает право женщины свободно располагать собой, сроками беременности. Целью данного ограничения выступают защита жизни и здоровья матери, а также прав не родившегося ребенка. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ говорит о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты здоровья.
Однако из смысла данной статьи не ясно, чье здоровье должно находиться под угрозой, что дает все основания для ограничения прав матери при возникновении угрозы ее здоровью, а это противоречит не только указанному репродуктивному блоку правомочий, но и конституционному праву на свободу и личную неприкосновенность, закрепленную ч. 1. ст. 22 Конституции РФ. Это является дополнительным основанием для объединения репродуктивных правомочий в рамках единого права на материнство, что обеспечит дополнительный уровень охраны и защиты матерей.
Выводы по первой главе
Очевидно, что ценность материнства на протяжении истории изменялась соответственно ценности детства, и лишь в последнее время материнство стало «отсчитываться» не от ребенка, а от личности женщины как субъекта родительского поведения и установок.
Таким образом, рассмотрев существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане - это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо-эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы изучалось содержание представлений учащейся молодежи о феномене материнства как индивидуальной, личностно присвоенной ценности. В основном эти представления были отражены в ценностных ориентациях на будущее биографическое проектирование, которые можно рассматривать как социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы для обобщенной характеристики осознания учащимися материнства как ценности в исследовании определены три взаимосвязанных компонента-показателя сформированное понимания ценности феномена материнства:
Информационно-содержательный компонент, формирующий духовно-нравственную основу ценностного отношения к материнству.
Ценностно-смысловой компонент, включающий две основные ценности: ценность будущего ребенка и ценность будущего родительства.
Потребностно-мотивационный компонент, включающий потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к позитивному ценностному отношению к материнству.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ Отношения молодежи к материнству
.1 Программа исследования «Отношение молодежи к материнству»
Актуальность изучения формирования представлений о материнстве у молодежи продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
На наш взгляд, современное состояние института семьи, характеризующееся постоянным снижением ее привлекательности для молодых людей, снижением рождаемости, ростом количества сирот-отказников, во многом связано с отсутствием у молодежи, и в первую очередь у девушек, верно сформированного представления о материнстве. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: студенты18-22 лет, обучающиеся в УралГУФК.
Предмет исследования: отношение молодежи к материнству.
Цель исследования: выявить отношение к материнству студентов 18‒22 лет, обучающихся в УралГУФК.
Задачи:
раскрыть понятие материнства;
выявить отношение к материнству у юношей и девушек;
определить, в какой сфере взаимодействий нуждается молодежь для формирования положительных установок к материнству.
Гипотезы:
представления о материнстве у юношей и девушек различны;
авторитет матери находится вы высоком уровне у молодежи;
необходимость матери в воспитании ребенка неоспорима.
Депопуляция - убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности [18].
Материнский капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей [18].
Репродуктивный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребенка. Как правило, девушка в возрасте до 20 лет не в состоянии полноценно воспитывать и растить ребенка. А у женщин после 35-40 лет растёт риск рождения ребенка с генетическими аномалиями. Таким образом, репродуктивный возраст снижается до 20-35 лет [22]
Отпуск по беременности и родам - отпуск, предоставляемый трудящимся гражданам на установленный период времени до и после рождения ребенка [22].
Эмбрион - стадия развития организма, начиная со стадии зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек [22].
Аборт ‒ это прерывание беременности в срок, не превышающий 28 недель (прерывание беременности в срок от 28 до 37 недель носит название преждевременные роды) [22].
Обоснование метода:
Фокус-группа - это методология, позволяющая проникнуть в глубинные пласты мотивации поведения людей, их ожиданий, надежд, переживаний и особенностей личного опыта. Она позволяет узнать, что люди думают по обсуждаемой проблеме, почему они так думают, какие мотивы ими движут, как они реагируют, какие факторы фактически оказывают на них большее влияние, почему они доверяют одному и не доверяют другому. Он позволяет получить обратную связь от реальных людей, открыть новые проблемы.
Данная выборка (Таблица 1) обусловлена тем, что репрезентативное количество участников фокус-группы является 8-10 человек.
Таблица 1 - Выборочная совокупность исследования
Целевая аудитория\ВыборкаГенеральная совокупностьВыборочная совокупностьСтуденты УралГУФК 18-22 лет150010
Выбор аудитории можно обосновать тем, что в возрасте 18-22 года сформированы представления о материнстве, накоплен опыт установок на материнство, а так же отрицательные и положительные образцы поведения. В возрасте 18-22 лет люди задумываются о своем скором становлении матерью или отцом.
2.2 Результаты исследования «Отношение молодежи к материнству»
Определения материнства нет на государственном уровне, в каждой сфере законодательства формируется свое определение необходимое в этом узком смысле. 70 % процентов аудитории представляет материнство как период воспитания женщиной ребенка. Заданные несколько дополнительных вопросов, которые остались без ответа: а если ребенок не рожден этой женщиной, но она его воспитывает, то это материнство; а если женщина родила мертвого ребенка она не была матерью; женщины, которые отдали ребенка в детский дом, они не стали матерями.
С социальными программами мало знакомы участники фокус группы они назвали четыре социальные программы: материнский капитал; о пособиях матерям одиночкам; доступное жилье; о выплатах женам военнослужащих или женщинам, находящимся на воинской службе. Этот небольшой перечень социальных программ направлен в основном на материальные блага матерей, программы направленные на другие сферы жизни женщин и детей меньше интересуют молодежь. Материальные проблемы, самые частые из встречающихся проблем материнства, именно по этому с ними хорошо знакома аудитория.
Большинство опрошенных юношей считают материнство основной задачей девушки, забота о детях и их воспитание они считают обязанностью девушки, женщина без ребенка ими рассматривается как аномальное явление. Девушки наоборот считают, что современное общество идет к тому, что рождение ребенка второстепенная функция женщины, важнее она видит свое самоопределение и становление в обществе. Сначала самореализация, а потом рождение ребенка, воспитание ребенка равно распределено между мужчиной и женщиной.
% опрошенной группы не считают положительным раннее рождение детей, сначала образование. Возраст рождения ребенка в аудитории был принят 22-27 лет, так как огромное значение имеет материальное обеспечение матери, ее семейное положение, так же помощь со стороны старшего поколения (бабушек и дедушек).
Мама занимает главенствующую роль в эмоционально-психическом воспитании ребенка, так же как и ребенок занимает не мало важную роль в жизни женщины, по мнению респондентов, чем лучше складываются взаимоотношения у матери и ребенка, тем лучше женщина выполняет свои материнские обязанности. Материнство, по мнению большинства - это уход и воспитание ребенка, чем больше сформировано знаний и умений о воспитание и уходу за ребенком у женщины, тем она больше готова к материнству, соответственно больше может дать ребенку, гарантии того что ребенок вырастет эмоционально и психически здоровым возрастают.
У группы сложилось одно определение авторитета матери, которое включает, уважение ее мнения, принятие ее решений как неоспоримое. Все видят маму как «главного» человека в жизни, уважают ее. Респонденты считают, что с течением времени отношение к авторитету матери не изменяется, это устоявшееся в обществе отношение.
2.3 Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи
Чтобы решить выше обозначенные проблемы института материнства, необходимо использовать целый комплекс мер на государственном уровне:
Необходимо осуществлять просвещение молодежи по вопросам супружеских взаимоотношений, конструктивного общения, воспитания детей и т.п. Это необходимо для создания молодежью полноценных семей с установками на детность.
Повышение уровня личной ответственности молодежи и готовности к родительству. Готовность к родительству основной элемент в формировании полноценного эмоционально-психологического воспитания ребенка.
Возможность внедрения гибкого графика работы для матерей с маленькими детьми.
С беременными несовершеннолетними необходимо проводить работу по формированию оптимального типа отношения к беременности, также заняться вопросом снижения их тревожности и депрессивности. В обществе неоднозначно относятся к беременным подросткам, необходимо научить их обосабливаться от мнения окружающих, так же поддерживать их эмоциональное состояние, так как оно влияет на здоровье будущего ребенка.
Важно так же поднятие самооценки беременных девочек подростков, как будущих матерей. Необходимо создать уверенность в там что они будут хорошими матерями, создать первостепенно необходимых знаний о материнстве и уходе за ребенком, увеличить уровень осведомленности о социальных программах направленных на улучшение жизни матери и ребенка, а так же рассказать об учреждениях куда она может обратиться за помощью.
Необходимо психологическое сопровождение несовершеннолетних в период беременности, а так же их семей. Помощь в принятие семьей их новых социальных ролей и обязанностей поможет им в воспитании ребенка, а так же в спокойном течении беременности.
Это лишь некоторые предлагаемые варианты решения проблем института материнства, но уже видно, насколько глобальна эта проблема и какого подхода она к себе требует. Ведь именно в семье начинается процесс социализации каждого человека, именно здесь воспитываются культурно-ценностные установки, традиции и привычки маленького человека тоже зарождаются здесь.
Так же считаем необходимым популяризацию материнства в жизни общества, проведение открытых мероприятий, районного, городского и школьного уровня, таких как:
День матери (концерт, викторину, спортивное мероприятие). В образовательных учреждениях можно посветить мероприятие дню матери, так создается положительный эмоциональный настрой и видно отношение государства к матерям, так как праздник считается государственным.
Миссис Город. Показать молодежи, что с рождением ребенка жизнь не заканчивается, вы так же остаетесь творческими, активными и красивыми. Открываются новые грани участия в жизни общества, а так же демонстрация своих возможностей.
Конкурсы рисунков, просвещенные мамам. Направлены на формирования положительного отношения к хлопотам просвещенным ребенку, создалось представление, что уход за ребенком «тяжелая ноша», рисунки направлены на то, чтобы показать какие приятные моменты несут в себе эти хлопоты.
Веселые старты «мама и ребенок». Спортивное мероприятие, направленное на формирование положительного отношения к спорту и разрушение мифа о том, что ребенок помеха для занятий спортом. Спортивные мамы подадут положительный пример.
Концерт талантов «я и моя мама». Создалось впечатление что материнство и творчество вещи взаимоисключающие друг друга. Мероприятие направленно формирование творческих способностей и идей для матерей и их детей.
Любые открытые общественные мероприятия с привлечением матерей и детей, которые создают впечатление счастливого материнства, конструируют положительные установки на материнство у молодежи, а так же дают возможность матерям делиться опытом, заводить новые знакомства, заинтересовывать женщин еще не имеющих детей в материнстве.
Мероприятия помогают создать общее положительное эмоциональное состояние у публики, несут только позитивные эмоции и имеют творческую окраску, что помогает участникам и зрителям отвлечься от повседневных забот и отдохнуть.
Общение мама со своими детьми служит примером для подражания, любые совместные занятия мамы и ребенка помогают ребенку в развитии, а так же создают дружеские отношение между ними.
Выводы по второй главе
Современная молодежь боится материнства из за предрассудков, что не смогут заниматься творчеством, что спорт станет им недоступен, что они потеряют свою красоту. Так же законодательство в отношении материнства не совершенно, по мнению молодежи, они рискуют остаться без средств к существованию.
Исследования показали, что представления о материнстве у мужчин и женщин различны, мужчины считают материнство обязанностью женщин и раскрывают понятие как время ухода за ребенком, женщины считают, что это желаемое поведение женщины и включают в материнство весь промежуток жизни с ребенком от беременности до взросления ребенка.
Авторитет матери, а значит и положительные установки на материнство присущи молодежи, но существует мнение об авторитете только своей матери, так же авторитет матери приходит со временем, молодые мамы авторитетом не пользуются.
Гипотеза о необходимости матери в воспитании ребенка так же подтвердилась, все респонденты считают, что полноценное эмоциональное, психическое и физическое воспитание невозможно без матери. Так же говорилось об особой эмоциональной связи матери и ее ребенка.
По итогам исследования можно говорить о необходимости разрушения сложившихся стереотипов о материнстве и создании положительных установок на материнство и сознательное создание семьи.
брак материнство молодежь психологический
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный статус материнства в России определяется системой моральных ценностей, политических действий и социальной практикой. Материнство в российском обществе никогда не оценивалось однозначно и не выступало как безусловно положительная ценность в репродуктивном поведении женщин и их семей.
Сегодня институт материнства в России подвержен влиянию ряда негативных социально-экономических факторов: недостаточные социальные пособия для матерей и детей, неравные возможности трудоустройства и вопросы сохранения рабочего места в декретный период, ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста, вопросы поддержки молодых семей и др. Следовательно, можно сделать вывод о том, что материнство это социальная проблема комплексного характера, требующая к себе огромного и серьезного внимания, поскольку только качественное материнство способно обеспечить качественный так называемый человеческий капитал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, А. Н. Социальная защита отдельных категорий населения / А. Н. Аверин. М. : Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2009. 116 с.
. Айвар, Л. К. Правовое положение материнства в России. Пробелы законодательства / Л. К. Айвар // Юридический мир. 2010. № 2. С. 28-30.
. Айвар, Л. К. Правовое положение материнства в России. Пробелы законодательства / Л. К. Айвар // Юридический мир. 2010. № 2. С. 30-32.
. Брутман, В. И. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филлипова, И. Ю. Хамитова. // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59 68.
. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. - М. : 1986. - 160 с.
. Винникотт, Л. В. Маленькие дети и их матери / Л. В. Винникотт. - М. : Класс, 1998. - 300 с.
. Каталымов, Л. Л. Словарь по сексологии / Л. Л. Каталымова. - М. : Дрофа, 2007. - 112 с.
. Кон, И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе / И. С. Кон. // Советская этнография. - 1987. - № 6. С. 31-38.
. Ллойд, Демоз Психоистория : перевод А. Шкуратова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 176 с.
. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 18 -27.
. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова. // Вопросы психологии. 2008. № 3. C. 29 32.
Мид, М. С. Культура и мир детства / М. С. Мид. - М. : Прогресс, 1988. - 212 с.
. Милосердова, Е. В. Здоровье детей: диагностика, лечение, профилактика / Е. В. Милосердова. - М. : ЭКСМО, 2007. 156 с.
. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2001. - 208 с.
. Мухина, В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы / В. С. Мухина. // Развитие личности - 2003. - № 1 - С. 18 - 27.
. Ожогов, С. И. Толковый словарь русского языка 22-е издание / С. И. Ожогов - М. : Дрофа, 1990. - 1992 с.
. Пчелинцева, Л. М. Семейное право России : учебник / Л. М. Пчелинцева - М. : Феникс, 2008. 688 с.
. Рамих, В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс. докт. филос. наук. - Ростов н/Д. : 1997. - 236 с.
. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 682 с.
. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учебное пособие / Г. Г. Филиппова. - М. : Института Психотерапии, - 2002. - 152 с.
. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филиппова. // Психологический журнал - 1999. - № 5. - С. 20.
. Хорват, Ф. Любовь. Материнство. Будущее / Ф. Хорват. - М. : Прогресс, 1982. - 96 с.
Гайд фокус-группы на тему «Отношение молодежи к материнству»
Дата: 1.05.2014
Место: Южно Уральский Государственный Университет.
Время: 15.00
Цель: выявить отношение аудитории к материнству.
Целевая аудитория: Студенты третьего курса ЮУрГУ специализации химия 331 группа.
Знакомство (5-7 минут).
Здравствуйте, меня зовут Дарья, я провожу исследование на тему «Социально-психологические представления о материнстве у современной молодежи». Сейчас я предлагаю по очереди представится друг другу, называя свое имя. Готовы ли вы к участию в данном исследовании? Если в ходе исследования что-то будет не понятно, Вы можете задать вопросы, интересующие Вас. В ходе беседы нельзя вступать в дискуссии, или пытаться опровергнуть точку зрения другого участника беседы.
Основная часть (60-70 минут).
) Что Вы понимаете под материнством?
) Знаете ли вы о социальных программах о поддержке материнства и детства?
) Что для мужчин материнство?
) Что означает материнство для женщин?
) В каком возрасте желательно заводить ребенка?
) Возможно ли полноценное Эмоционально психологическое воспитания ребенка без матери?
) Авторитет матери, что это?
) Присутствует авторитет матери в современном обществе?
Заключение (5 7 минут).
Я благодарю Вас за участие в нашей беседе. Все ли было понятно в нашем обсуждении? Есть ли вопросы, которые мы не обсудили, но Вы считаете, что их стоило бы затронуть для раскрытия данной темы? Какая часть запомнилась Вам и показалась наиболее интересной?