профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.
Во многие образовательные учреждения "проникла" и должность представителя Уполномоченного по правам человека.
Социальный педагог школы играет роль посредника, связующего звена между личностью и государственно-общественными социальными службами, организациями, учреждениями, призванными заботиться о человеке и его семье. То есть, одним из основных условий для эффективной реализации социально-правовой защиты ребенка является взаимодействие школы или социальной службы, в частности, с различными общественными организациями для решения тех или иных социально-педагогических задач.
Система социально-правовой защиты детства в общеобразовательном учреждении реализуется по следующим направлениям: профилактика правонарушений среди учащихся; работа с опекаемым детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей; работа с малообеспеченными и многодетными семьями; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом; разрешение споров о воспитании детей, социально-правовая защита в ситуации жестокого обращения ребенком; социально-правовая защита в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность; социально-педагогическая защита прав ребенка на образование; социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время.
Все вопросы об отчислении ученика, переводе в другой класс и не допуске к экзаменам принимает директор. Он обязан уведомлять родителей обо всех проблемах ребенка. И если неуспеваемость ученика или пропуски имеют уважительную причину, школа должна помочь ребенку наверстать программу и спокойно сдать экзамены в особом порядке. Если школьник так и не сдает экзамены на удовлетворительную оценку, к сожалению, директор действительно имеет право оставить его на второй год.
Если мы говоримо защите прав ребенка, то нельзя не сказать о защите его личной жизни. Ведь одно дело, если ученик весь урок переписывается по телефону с другом из соседнего класса. Действия учителя, отбирающего у него телефон и на нервах читающего последнюю смс, в таком случае вполне можно понять. Хотя по закону он все равно не имеет права это делать, так как его поступок расценивается, как грабеж. Но все же его можно объяснить. А вот когда учителя в частных беседах обговаривают достаток родителей учащихся, их семейные проблемы и личные связи, это уже неприемлемо и не поддается никакому оправданию. С жалобой на такие действия учителей можно обращаться к директору, который будет обязан предпринять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника. Учителя могут обговаривать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме достаточном для оказания им возможной помощи.
Современные права ребенка в школе крайне демократичны. Это очень усложняет учебный процесс. Выходит так, что ученик может войти в класс задолго после звонка, весь урок заниматься своими делами и сразу после звонка покинуть свое рабочее место. И единственное, что может сделать учитель, - непосредственно оценить его знания. Но ведь знания и воспитание - вещи абсолютно несвязанные между собой. И в результате страдают и учителя, которые практически не могут требовать к себе уважительного отношения, и ученики, которые в условиях полной анархии не могут получить нормальные знания.
Еще совсем недавно никто и не задумывался о правах и обязанностях в школе. Ученики уважали и даже немного боялись учителей, а учителя с достаточной строгостью относились к ученикам. Но и те, и другие очень любили друг друга. И эта взаимная любовь помогала подросткам преодолеть все невзгоды, справиться с нелегкой школьной программой, получить профессию и впоследствии очень тепло вспоминать всех своих учителей.
Если спросить старшее поколение о школьных воспоминаниях, они могут рассказать о многочисленных классных экскурсиях, интересных школьных вечерах, различных соревнованиях и еще о многом другом. А сейчас ученики с радостью говорят о том, что по закону они не обязаны посещать все дополнительные мероприятия, которые не входят в учебный план.
Что ж, в ответ на это учителя ровно по звонку, не задерживаясь ни минуты, закрывают класс и уходят по своим делам, чтобы отвлечься от мыслей о своем унизительном положении в современной школе. И кто же из-за этого страдает? Скорее всего, наши дети. Вот и получается, что все эти демократичные правила абсолютно ни к чему.
Прежде всего, родители должны объяснить ребенку, что такое трудолюбие, скромность, уважение и взаимная помощь. Только культура и воспитанность детей может сделать современную школьную систему эффективной. И тогда извечный школьный вопрос "Для кого звонок?" станет неактуальным. Ученики с удовольствием будут дослушивать до конца интересные и увлекательные уроки, а учитель с радостью будет проводить дополнительные часы со своими любознательными, веселыми и такими родными учениками.
Не бойтесь защищать права своего ребенка в школе, не отмахивайтесь от его жалоб, они могут быть не безосновательны. Но научите ребенка выполнять свои обязанности: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.
Рассмотрим основные направления работы по правовой защите детства:
.реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением. Это направление связано с такими формами деятельности, как:
учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
·тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;
индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев - с психиатром, невропатологом, наркологом);
включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;
установление контакта с семьей ребенка, при необходимости защиты прав ребенка - жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.
Основным субъектом работы по предупреждению правонарушений среди учащихся в общеобразовательном учреждении является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений [21, c. 9].
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации "О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Основными направлениями мер по защите прав и ранней профилактике являются:
.Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь - окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные:
- на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);
на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными позитивными социальными связями;
на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков.
2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. Это направление предполагает:
- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;
Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
. Наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.).
Социальный педагог составляет индивидуальный план работы на каждого ребенка, состоящего на педагогическом учете, работает по его осуществлению в тесном контакте с семьей ученика, педагогическим коллективом, работниками ИДН, другими социальными службами.
Защита прав и интересов таких учащихся ведется социальным педагогом в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.)
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Социальная работа в школе - это система социальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку дети большую часть своей жизни проводят в школе, именно образовательное учреждение является наиболее оптимальным местом для реализации системы социально-правовой защиты детства. Причем основными специалистами по разрешению вопросов охраны детства являются: социальный педагог, заместитель директора по социальной защите и охране детства - которые являются активными субъектами по социально-правовой защите детей и играют решающую роль в решении задач связанных с охраной детства.
Заключение
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Соблюдение прав ребенка в школе - это обязанность не только педагогического коллектива и администрации, но и родителей. Интересы ребенка должны быть вашим приоритетом. Если ребенок жалуется, не игнорируйте эти жалобы, не бойтесь обращаться к администрации: она обязана следить за тем, чтобы права ребенка в школе соблюдались. Если вы хотите, чтобы у ребенка остались только положительные воспоминания о школьных годах, не бойтесь добиваться соблюдения его прав - но при этом требуйте от ребенка выполнения его обязанностей.
Социально-правовая работа в школе - это система социально-правовой помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Защита прав ребенка в школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями - законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права (лишение родительских прав или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.
Очевидно, что для качественной организации социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении необходимы соответствующие знания, умения и навыки по реализации данной системы, обеспечение школ необходимыми специалистами занимающимися данными вопросами и, конечно же, грамотно налаженное взаимодействие как специалистов, занимающихся охраной прав ребенка в учебном заведении, так и со специалистами других организаций и социальных институтов, также являющихся активными субъектами социально-правовой защиты детства.
Список литературы
Основная литература
.Венгер Л.А. "Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, "Дошкольное воспитание", 2010 - 289 с.
.Марлова Г. А. "Подготовка детей к школе в семье", М., 2010 - 190 с.
."Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 2011 - 253 с.
Дополнительная литература
4.Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 2011 - 48 с.
.Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации "Начальная школа". 2011. - № 1 61-63 с.
.Буря Р.С. "Готовим детей к школе М., 2011 - 93с.
.Венгер Л.А., "Домашняя школа" М., 2011 - 189 с.
.Венгер Л.А. Венгер Л.А. "Готов ли ваш ребенок к школе?" М. 2011 - 189 с.
.Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М., 2012 - 289 с.
.Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению "Психологическое образование", 2012 - 235 с.
.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М., 2012 - 235 с.
.Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М., 2012 - 16с.
.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 2010 - с. 250-257
.Кравцов Е. Е. "Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе", М., 2011 - 145 с.
.Овчарова Р. В. "Практическая психология в начальной школе", М., 2011 - 261 с.
.Петроченко Г. Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 2011 - 291 с.