Понятие и виды субъектов трудового права
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Понятие и виды субъектов трудового права»
по дисциплине: трудовое право
Студент: Гавриленко Тимофей Викторович Курс 3, группа 1161з
Факультет: экономики и права
Специальность: правоведение
Витебск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ИХ ВИДЫ
.1 Понятие трудового права
.2 Субъекты трудового права
.3 Правосубъектность в трудовом праве
ГЛАВА 2. РАБОТНИК И НАНИМАТЕЛЬ
.1 Правовой статус работника
.2 Наниматель как субъект трудового права
ГЛАВА 3. ПРОФСОЮЗЫ И ИНЫЕ ОРГАНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В СФЕРЕ ТРУДА
.1 Профессиональные союзы как субъекты трудового права
.2 Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем говорить о субъектах трудового права, надо вспомнить, что означает понятие - субъект права.
Субъект права - лицо (физическое и юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Субъект права это необходимый элемент любого правоотношения, но в каждой отрасли права имеет свою специфику. Основной характеристикой субъекта права являются его права и обязанности. Таким образом, субъектами трудового права будут являться стороны правоотношений, составляющих предмет трудового права, а это, как известно, трудовые и тесно связанные с трудовыми правоотношения. [13, с. 356].
Отсюда можно сделать вывод, что субъектами трудового права являются стороны трудовых и тесно связанных с трудовыми правоотношений, а именно: общественные отношения, которые складываются при включении гражданина в трудовой коллектив организации для выполнения личным трудом определенной работы за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку; отношения по трудоустройству и занятости; отношения по повышению квалификации непосредственно на производстве; организационно-управленческие правоотношения; отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства; отношения по рассмотрению трудовых споров; процедурные отношения. [11].
Теперь мы видим, что трудовое право, благодаря своеобразию своего предмета, имеет и своеобразный круг субъектов, который будет рассмотрен в данной курсовой работе. Хотелось бы отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая - как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимися от гражданско-правовых. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.[13, c. 43-44].
Актуальна работа тем, что данная тема является одной из вводных в курс «трудовое право».
В работе использовались методы синтеза, анализа, дедукции.
Объект работы - нормативная база Республики Беларусь и юридическая литература.
Предмет работы - трудовые отношения в сфере действия трудового законодательства.
Цель работы - определить круг субъектов трудового права, обозначить их правовой статус и изучить основные характеристики.
В работе использовались нормативные правовые акты и юридическая литература.
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ИХ ВИДЫ
1.1 Понятие трудового права
Трудовое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция, Трудовой кодекс Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты.[7, c. 7].
Трудовое право Республики Беларусь нашло своё развитие из гражданского права Республики Беларусь, следовательно наиболее тесная связь прослеживается именно с данной отраслью права. Данные отрасли права имеют общие черты, основаны на договорной основе и имеют возмездный характер. Тем не менее, отличие т рудового от гражданского права, это объект регулирования отношений (труд), в случае гражданского права( результат труда).
Определение предмета трудового права представляет известную сложность, поскольку с трудом связаны многочисленные общественные отношения, любая сфера человеческой деятельности. Между тем к предмету трудового права относится лишь часть этих отношений, а именно те, которые складываются по поводу применения труда. Их предметом является сам процесс труда, его организация и условия. В сферу трудового права не попадают отношения, сам процесс трудовой деятельности в которых выступает как средство осуществления определенных договорных обязательств имущественного или иного характера - договорные отношения подряда, поручения и др. Эти отношения относятся к предмету гражданского права и существенно отличаются правовой формой регулирования.[6].
Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые - носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т.е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового права необходимо четко определить, кто его субъекты, каковы их виды и правовой статус (правовое положение) каждого субъекта [10, с. 18].
1.2 Субъекты трудового права
Субъектами в трудовом праве Республики Беларусь являются участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать определенными правами и обязанностями и реализовывать их. Каждый субъект трудового права наделен правовым статусом (правосубъектностью), которая характеризуется единством правоспособности и дееспособности, возникающие одновременно и представляющие собой основу правового положения субъекта конкретных правовых отношений.
Содержание правового статуса субъектов трудового права включает элементы, которые возникают одновременно и в единстве. К ним относятся: Трудовая правоспособность, т.е. способность иметь трудовые права; Трудовая дееспособность - способность по законодательству осуществлять трудовые права и обязанности. Одной из сторон дееспособности является деликтоспособность. Деликтоспособность - способность отвечать за трудовые правонарушения.
В настоящее время в связи с официальным признанием безработицы, с появлением коллективных трудовых споров субъективный состав трудового права значительно расширен. Таким образом, субъектами трудового права являются:
.Наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
Физические лица: индивидуальный предприниматель, гражданин, нанявший домашних работников (ст.308-314 ТК)
. Работник - лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (контракта). Трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 16-летнего возраста. С письменного согласия одного родителей трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14-ти лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (ст.21 ТК). Гражданин как субъект трудового права должен обладать трудовой правосубъектностью, т.е. иметь и своими действиями приобретать субъективные трудовые права (правоспособность) и исполнять обязанности (дееспособность).
. профсоюзные комитеты или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве; социальные партнеры на республиканском, отраслевом и местном уровнях, в лице соответствующих профсоюзов (их объединений), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления; правоохранительные органы - КТС, суды, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством.[7, c. 53-54].
Все субъекты трудового права можно подразделить на 3 основные группы:
Индивидуальные субъекты;
Коллективные субъекты;
Общественные образования.
1.3 Правосубъектность в трудовом праве
Трудовую правосубъектность работника характеризуют возрастной и волевой критерии. Возрастной критерий правосубъектности проявляется в том, что гражданин становится субъектом трудового права не с момента фактической способности к труду, а с момента, когда он становится способным к систематическом, регламентированному нормами права труду без ущерба для своего умственного и физического развития. Для лиц наемного труда нормы права, устанавливающие возрастной критерий трудовой правосубъектности имеют императивный характер, их нарушение влечет ответственность нанимателей. В соответствии со ст.272 ТК трудовая правосубъектность устанавливается при достижениями гражданами 16-летнего возраста. При наличии письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 летнего возраста, для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы. Правосубъектность у граждан отсутствует, даже если они обладают фактической способностью к труду, при признании этих граждан судом недееспособными вследствие психического заболевания.[7, c. 56-57].
Государство гарантирует (ст.14 ТК) всем гражданам равную правосубъектность независимо от расы, пола, национальности и иных естественных и социальных свойств [2]. Она может быть ограничена лишь частично и только в случаях, предусмотренных законом (ст.ст. 424, 425, 426, 428, 430, 431, 432, 433 УК Республики Беларусь - занимать определенные должности) [4].
Трудовое законодательство учитывает и конкретные возможности гражданина к тому или иному виду труда, его не только общую, но и специальную (по определенной специальности, квалификации), трудовую правосубъектность, а также состояние здоровья (например, при приеме на вредные и тяжелые условия труда или при приеме инвалида). Это оценивает не сам гражданин, а наниматель с учетом законодательства.
Специальную правосубъектность, т.е. степень его профессиональной подготовки, обученности к специальному труду, надо отличать от специальной трудоспособности к некоторым видам работ, определяемому состоянием здоровья, например грузчика, летчика, водителя. Основные статутные права гражданина закреплены в ст.41 Конституции Республики Беларусь.[7, c. 57].
ГЛАВА 2. РАБОТНИК И НАНИМАТЕЛЬ
2.1 Правовой статус работника
С момента принятия гражданина на работу, т.е. заключения трудового договора с конкретным нанимателем, у него возникает правовой статус работника. Правовой статус работника - это его правовое положение в данной форме общественной организации труда, куда он принят на работу. Правовой статус работников имеет разновидности в зависимости от видов их трудовых договоров, видов их трудовых правоотношений. Правовой статус гражданина как субъекта трудового права с приемом его на работу трансформируется, сливаясь с правовым статусом работника.
Основные статутные права и обязанности работника закреплены соответственно ст. 11 и ст.53 ТК.[2].
Ст.11 ТК устанавливает права работника:
право на труд;
на защиту экономических и социальных прав и интересов;
участие в собраниях; участие в управлении организацией;
гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд;
ежедневный и еженедельный отдых;
социальное страхование;
пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности, потери работы;
невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;
Ст.53 ТК определяет круг обязанностей работников: добросовестно трудиться;
подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда;
выполнять письменные и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам;
не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ;
соблюдать установленные нормативными актами требования по охране труда;
бережно относиться к имуществу нанимателя и т.п.
Юридическими гарантиями трудовых прав и обязанностей являются правовые средства, меры, установленные трудовым законодательством для оптимальной реализации этих прав и обязанностей, и их защиты. Юридическая ответственность работника, за трудовое правонарушение применяется в виде санкции трудового права. Она может быть дисциплинарной и материальной, а для некоторых должностных лиц и административной (штраф).
2.2 Наниматель как субъект трудового права
Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве нанимателя. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является правоспособность нанимателя. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (по одной или нескольким профессиям и должностям).
Наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст.1 ТК ).
Согласно ст.44 ГК юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.[3]. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс. Классификация юридических лиц может осуществлять по различным критериям: по форме собственности, по правам учредителей(участников) на их имущество, целям деятельности, составу учредителей и т.д.
В зависимости от цели деятельности и юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. По составу учредителей различают юридические лица ,учреждаемые : государством, административно-территориальными единицами и их органами, одним физическим лицом(супругами),несколькими физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в различном сочетании.
Трудовой правосубъетностью обладают организации, которые:
Пользуются правом найма и увольнения работника;
Организуют, управляют процессом труда;
Имеют денежные средства для оплаты труда и оперативную самостоятельность в расходовании этих средств;
Филиалы и представительства организаций (ст.51 ГК Республики Беларусь) могут самостоятельно, если это право закреплено положением о филиале: принимать и увольнять работников; предоставлять отпуска; налагать дисциплинарные взыскания, оплачивать труд.
Истцами и ответчиками в суде по трудовому спору выступает не филиал(представительство),а сама организация как юридическое лицо, поскольку филиал и представительство не могут быть субъектом рассмотрения трудового спора.
Некоммерческие организации обладают целевой правосубъектностью, соответствующей их уставным задачам, т.е. могут набирать работников только тех профессий и специальностей, которые необходимы для выполнения возложенных на них задач. В качестве нанимателей - субъектов трудового права могут выступать коммерческие и некоммерческие организации в организационно-правовых формах, указанных в ст. 46 ГК Республики Беларусь, те или иные органы государства, граждане. Пределы трудовой правосубъектности организаций как нанимателя определяются:
штатным расписанием, в котором определяются структура управления организацией, численность и кадровый состав работников (утверждается руководителем организации);
фондом оплаты труда, который формируется организацией исходя из экономических возможностей, т.е. за счет дохода или за счет средств, отпущенных учреждению по смете собственником или соответствующим органом управления;
действующим законодательством, учредительными документами (уставом, положением).
Полномочия нанимателя, как субъекта трудового права, осуществляют специальные органы управления (правления, дирекции, советы) и уполномоченные должностные лица (наиболее развернутый перечень таких лиц содержится в абзаце седьмом ст.1 ТК РБ. Обычно в качестве лиц, выступающих от имени нанимателя, являются руководители организаций [7, c. 59-62].
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства могут выступать субъектами трудового права в качестве нанимателей, индивидуальных нанимателей, если предоставляют другим гражданам работу по трудовому договору. Они могут воспользоваться трудом других лиц:
для выполнения работ в домашнем хозяйстве;
ля оказания технической помощи в творческой деятельности;
при осуществлении предпринимательской деятельности при условии обязательной регистрации в установленном порядке;
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005г.№ 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трёх физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами. Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновлённые (удочерённые), родные братья и сёстры, дед, бабка, внуки).
Статутные права и обязанности нанимателей закреплены в различных правовых актах. Так, ст.13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом.[1]. В Трудовом кодексе Республики Беларусь ст.12 закреплены права нанимателей, а ст.ст.54 и 55 - обязанности нанимателей как при приеме на работу работников, так и при организации их труда.[2]. Ответственность нанимателей и должностных лиц за ненадлежащее выполнение своих обязанностей состоит в применении к ним правовых санкций, предусмотренных Трудовым кодексом и иными нормативными актами. Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст.41 Конституции РБ каждый гражданин и имеет право на защиту своих экономических социальных интересов, включая право на объединения в профессиональные союзы.[1].
ГЛАВА 3. ПРОФСОЮЗЫ И ИНЫЕ ОРГАНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В СФЕРЕ ТРУДА
3.1 Профессиональные союзы как субъекты трудового права
Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы. На современном этапе в новых экономических условиях, сложившихся при переходе к рыночной экономике, значительно возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Профессиональный союз - добровольная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально - экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права.
Государственная регистрация политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений ,их союзов (ассоциаций) осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) - управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.[5].
Субъектом трудового права является не сама организация, а ее органы на всех уровнях - от первичного (профкома организации) до республиканского (Совета ФПБ). В настоящее время деятельность профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь О профессиональных союзах, принятым Верховным Советом РБ от 22.04.1992. (в редакции Закона от 14 января 2001 года). Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, нанимателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Все профсоюзы пользуются равными правами. Характерными критериями правосубъектности профсоюза являются: добровольность; наличие органа управления (профкомы). Исходя из цели создания профсоюзов, следует вывод, что их права и обязанности двуедины, так как обязанность защищать нарушенные права работников закреплена правом в законе.[7, c. 62-64].
К основным правам профсоюзов относится:
права профсоюзов по защите трудовых прав граждан;
права профсоюзов по социальной защите граждан;
участие профсоюзов в решении вопросов разгосударствления и приватизации государственной собственности;
права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды;
права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений);
полномочия профсоюзов в области социального обеспечения и социального страхования;
полномочия профсоюзов в области охраны здоровья;
права профсоюзов на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах;
право профсоюзов на информацию;
право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных и других кадров;
право профсоюзов на объявление забастовок;[8].
Юридическими гарантиями являются государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны нанимателей, органов исполнительной власти, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять полномочия Основными такими гарантиями являются имущественные, личные и судебные гарантии. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право юридического лица и другие права.[7,c. 65].
Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы. Гарантии профсоюзным работникам, не освобожденным от основной работы: инспекторы по охране труда и контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, работники, уполномоченные профсоюзом на участие в создаваемых на предприятии, в учреждении, организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, примирительных комиссиях, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются; увольнение по инициативе нанимателя за невиновные действия допускается помимо общего порядка увольнения:
а) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца); профсоюзного органа, членом которого они избраны;
б) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.
Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы. Указанным работникам предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа в того же нанимателя. Лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях. Защита прав профсоюзов осуществляется соответствии с законодательством Республики Беларусь. Не допускаются незаконное ограничение прав профсоюзов и создание препятствий в реализации ими своих полномочий. Ответственность профсоюзов заключается в том, что профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Трудовые коллективы организаций составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием (ст.46 Закона РБ О предприятиях от 14 декабря 1990 г.).
3.2 Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права
трудовой право профсоюз наниматель
К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов. В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице судов общей юрисдикции. Однако суды, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются «чистыми» субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются комиссии по трудовым спорам (далее КТС). Индивидуальные трудовые споры (глава 17 ТК РБ) по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:
комиссиями по трудовым спорам (далее - КТС);
судами.
Установленный ТК Республики Беларусь порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности работников общественных объединений. Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются в особом порядке. Работники могут обращаться в КТС или в установленных законодательными актами случаях в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о вручении копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора ,либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов. Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного ему работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены соответственно комиссией по трудовым спорам или судом. Жалобы, поданные по истечении трех лет с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат.
КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. По письменному соглашению между профсоюзами и нанимателем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в подразделениях организаций. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется нанимателем. Порядок ведения делопроизводства устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре. Компетенция КТС определяется статьей 236 ТК Республики Беларусь. КТС (если она создана) является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда ТК РБ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения. КТС рассматривает споры работников - членов соответствующего профсоюза, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, в том числе об (о):
установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
переводе на другую работу и перемещении;
оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
предоставлении отпусков;
выдаче спецодежды, спец обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.
Работник - не член профсоюза - имеет право по его выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Компетенция комиссий по трудовым спорам, созданных в подразделениях организаций, определяется по письменному соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Комиссия не вправе отказать работнику в приеме заявления из-за неподведомственности спора. В приеме заявления может быть отказано только в случаях, когда трудовой спор уже рассматривался комиссией с принятием соответствующего решения. При отказе в рассмотрении спора из-за того, что КТС не вправе разрешить спор, разъясняется работнику, куда ему следует обращаться. Все споры рассматриваются в присутствии работника, подавшего заявление. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов и других общественных организаций. По требованию комиссии наниматель обязан предоставлять необходимые расчеты и документы. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем комиссии, КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок. Решение принимается по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза, имеет обязательную силу и утверждению нанимателем либо профсоюзом не подлежит. В решении указываются: наниматель, фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора; существо спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение комиссии. Копия решения комиссии в трехдневный срок вручается работнику и нанимателю. Решение КТС может быть обжаловано работником или нанимателем в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием к отказу в приеме заявления.[12,c. 48].
о недействительности трудового договора;
работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС;
работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный? десятидневный срок;
прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.
Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
работников, работающих у нанимателей, где КТС не созданы;
работников - не членов профсоюза, если они не обратились в КТС;
работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;
нанимателей о возмещении работниками причиненного им материального ущерба;
работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им полномочий;
работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием;
Непосредственно в суде рассматриваются также споры об отказе в заключении трудового договора с некоторыми категориями работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъекты трудового права - это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношении. С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвестные субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, примирительные комиссии, посредники и трудовой арбитраж.
Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые - носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т.е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового права необходимо четко определить, кто его субъекты, каковы их виды и правовой статус (правовое положение) каждого субъекта [10, с. 18].
Виды субъектов трудового права мы определяем применительно к составу общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного, а одновременно нескольких отношений трудового права (например трудового отношения, отношения по материальной ответственности за вред, отношения по рассмотрению трудовых споров).
Поскольку субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь:
трудовую правоспособность - признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовую дееспособность - способность по трудовому законодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;
трудовую деликтоспособность - признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.
В трудовом праве все эти три правовые способности неразделимы, поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводееделиктоспособности, т.е. правосубъектности. Трудовая правосубъектность - это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения. Субъектами отрасли трудового права являются стороны всех девяти отношений предмета трудового права, т.е. трудовых и иных восьми непосредственно с ними связанных [10, с. 18].
В настоящее время в связи с официальным признанием безработицы, с появлением коллективных трудовых споров субъективный состав трудового права значительно расширен. Таким образом, субъектами трудового права являются:
Граждане;
Наниматели;
Органы службы занятости;
Профсоюзные комитеты или иные уполномоченные работниками выборные органы;
Социальные партнёры на республиканском, отраслевом и местном уровнях, в лице соотвествующих профсоюзов (их объединений), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления;
Субъекты рассматривающие трудовые споры: КТС, суды, примирительные комиссии, трудовые арбитражи;
Правоохранительные органы: органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством.
Все субъекты трудового права можно подразделить на 3 основные группы:
Индивидуальные субъекты;
Коллективные субъекты;
Общественные образования.
Теперь мы видим, что трудовое право, благодаря своеобразию своего предмета, имеет и своеобразный круг субъектов, который был рассмотрен в данной курсовой работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2011. - 48 с.
. Трудовой Кодекс Республики Беларусь, 26 июл. 1999 г. № 296-3: принят Палатой Представителей 8 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г. № 218-3: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 5.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июл. 1999 г. № 275-3: принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
. О национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 июл. 1998 г. № 369: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.02.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учеб. Пособие / Т. Н. Важенкова. - Минск: Амалфея, 2008. - 432 с.
. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: курс лекций: В 2 ч. Ч. 2 / Т. Н. Важенкова. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 165 с.
. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юр. Вузов / А. Б. Венгеров. - 3-е издание. - М.: Юриспруденция, 2000. - 634с.
. Гущин, И. В. Трудовое процессуальное право: учебно-метод. комплекс / И. В. Гущин. - Минск: Тесей, 2008. - 112 с.
11. Законодательство // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pravo.by/StateLaw/publiclaw.htm>. - Дата доступа: 5.11.2013.
. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» - правовая основа для защиты деятельности профсоюзов республики» / З. А. Борчук // Отдел кадров. - 2002. - № 1. - С. 48-57.
. Маврин, С. П., Филлипова, М. В., Хохлов, Е. Б. Трудовое право России: учебник. / С. П. Маврин, М. В. Филлипова, Е. Б. Хохлов. - С.-Петер: Издательский дом С.-Петерб., 2005. - 644 с.
. Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников / В. В. Подгруша // Кадровик . Управление персоналом. - 2003. - №6. - С. 19-24.
. Работник как субъект трудового права / О. В. Чесалин // Отдел кадров. - 2003. - №9. - С. 33-36.