Наталья Ласунская — тип «тургеневской» девушки (по роману «Рудин»)
Наталья
Ласунская — тип «тургеневской» девушки (по роману «Рудин»)
В процессе
изучения русской литературы XIX в. мы познакомились со многими прекрасными
женскими образами, каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами,
оставляет неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских
героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова,
Островского и других писателей.
Особое место в
русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И. С.
Тургеневым. “Тургеневские девушки”, как часто их называют критики, сочетают
внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Одной из ярких
представительниц этой группы является героиня романа “Рудин” — Наталья
Ласунская.
Внимательное
знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить о том, что Наталья
Ласунская — типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная,
не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное — способная на большие
и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.
Ее детальный
портрет дается в пятой главе романа, хотя сама Наталья появляется несколько
раньше. Уже при первой встрече с ней, благодаря авторской оценке, мы отмечаем в
девушке такие черты, как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую
мечтательность и задумчивость, в которую постоянно погружается героиня.
Первый эпизод,
благодаря которому происходит знакомство читателя с Натальей, — прогулка ее с
Во-лынцевым и m-lle Boncourt в саду Дарьи Михайловны Ласунской (матери
героини). Из непродолжительного разговора мы узнаем, что основными занятиями
Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по
канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и
назидательные сочинения, но и — тайно от матери и гувернантки — Пушкина. Кроме
того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно,
читала и работала охотно”.
С первых строк
заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого
взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа,
смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны,
хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи,
автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало
“внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в
детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка,
когда что-нибудь ее огорчало”.
Дарья
Михайловна, мать Натальи, считала свою дочь “добронравной, благоразумной
девушкой”, “называла ее в шутку: моя дочь — порядочный человек, но не была
слишком высокого мнения о ее умственных способностях”, отмечала ее холодность и
скрытность.
Однако сам
Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная
девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль
подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других,
красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства
далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине
человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные,
приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к
полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров,
чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных
глазах.
Странно
относится к Наталье главный герой романа — Рудин, и она замечает: “он
обращается со мной, как с девочкой”. Но Тургенев говорит устами Лежнева в его
беседе с Александрой Павловной: “Наталья — не ребенок; она, поверьте, чаще и
глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная
и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”. Последняя
реплика целиком и полностью относится к Рудину, и мы понимаем, что для
Тургенева представления о полноценной личности связываются отнюдь не с главным
героем.
Лежнев одним из
первых понял суть красивой словесной игры Рудина и понял, насколько опасна эта
игра для Натальи, которая все принимает за чистую монету и, мало того,
влюбляется в этого “холодного” юношу, который “прикидывается пламенным”. Лежнев
нисколько не ошибался тогда, когда утверждал это: Рудин не любил и не отдавал
отчета своим словам, ловко играя ими, но Наталья об этом догадалась не сразу, и
подобное открытие стало для нее большим ударом.
Как слабовольный
и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него
мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и
воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и
готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в
своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок
сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать
надежду.
Даже будучи в
расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину
замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову
верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на
ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на
все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.
В нескольких
строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось
пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь
вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам — в
особенности.
Следует
сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини, даже если они
выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присутствуют только для того,
чтобы “оттенить” фигуру главного героя, испытать его любовью, проверить на
сильные чувства. Так и в романе “Рудин”: Наталья важна для Тургенева не столько
сама по себе, сколько как девушка, способная оказать влияние на главного героя
— Дмитрия Рудина. И в этом смысле Наталья Ласунская играет очень важную роль —
она проверяет Рудина на умение любить, помогает проявиться его сущности,
раскрыться его характеру, проясняет (для себя, а потом — и для читателя) его
жизненную позицию.
К сожалению,
встреча Натальи и Рудина не приносит им счастья, любовь Натальи оказывается
сильнее тех чувств, которые испытывает к ней Дмитрий, но она оказывается более
волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях.
Она кажется нам и автору прекрасной потому, что и оставляет неизгладимое
впечатление в памяти, вызывая чувство уважения и сочувствия.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/