Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,81 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине специальная психология

Тема ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Студент группы Л-12-01

Калачева Ксения Андреевна

Руководитель

к. б. н., доцент кафедры

А.А. Колтунова


Новокузнецк 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Память и ее развитие у детей в дошкольном возрасте

§ 1.1 Память - как психофизическая функция

§ 1.2 Онтогенез памяти

Вывод по первой главе

Глава 2. Особенности памяти у детей с нарушением речи дошкольного возраста

§ 2.1 Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

§ 2.2 Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вывод по второй главе

Глава 3. Диагностический комплекс изучения особенностей развития памяти у детей с ОНР

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

онтогенез дошкольный память

В последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики, медицины к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей. Этот интерес непосредственно связан с тенденцией к увеличению популяции детей с поздним началом речевой деятельности, с несформированностью неречевых процессов, с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти [3].

В настоящее время актуальна проблема развития памяти у детей в норме и детей с речевыми нарушениями. Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы нормальный ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь этого ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью, имел глубокий словарный запас слов. У детей с нормальным речевым развитием господствующим видом памяти на всем протяжении дошкольного возраста, остается память непроизвольная, но уже в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с нарушением речи сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти. У детей снижена вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты; страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение в школе детей с речевым нарушением. Для детей с нарушением речи характерен средний уровень сформированности зрительной памяти. Низкий уровень слухоречевой памяти является также характеризующим данную категорию детей: неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания [1].

Актуальность работы заключается в том, что она позволяет определить уровень сформированности памяти у старших дошкольников с ОНР, что в дальнейшем поможет построить правильный диагностический комплекс для развития всех видов памяти с первичной опорой на сохранные виды.

Объект: память и ее развитие у детей в дошкольном возрасте.

Предмет: особенности памяти детей с ОНР в дошкольном возрасте.

Исходя из этого цель исследования: составить диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности памяти у старших дошкольников с ОНР.

Мы предполагаем, что у детей с ОНР в отличии от детей с нормальным речевым развитием память будет характеризоваться следующими особенностями:

·        сужение объема памяти;

·        быстрое угасание возникших следов;

·        ограниченность удержания словесных раздражителей;

·        снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы определили круг задач исследования, которое включает:

) Изучить подходы к пониманию памяти в психолого-педагогической литературе;

) Теоретически изучить особенности развития памяти у детей с ОНР;

) Составить диагностический комплекс, направленный на выявление сформированности видов памяти.

Глава 1. Память и ее развитие у детей с общим нарушением речи в дошкольном возрасте

§ 1.1 Память - как психофизиологическая функция

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Для представления о понимании памяти, нужно знать ее определение, классификацию и характеристику.

Для понимания понятия памяти выделяют ее нейрофизиологическое и психологическое представление. К нейрофизиологическому представлению относятся определения памяти:

Смирнов В. М. рассматривал память, как способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки [29].

По мнению Лурия А. Р., само понятие «память» - это сложная мнестическая деятельность, имеющая неоднозначное строение, а также протекает при участии различных образований мозга, каждое из которых обеспечивает разные стороны мнестической деятельности. [13].

К психологическому представлению относятся определения памяти:

Гамезо М. В. определил память, как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта [9].

Маклаков А. Г. определил память, как - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [16].

Крутецкий В. А. рассматривал память, как отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал [12].

По мнению Немова Р. С. память - это процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации [19].

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память является сложнейшим психическим процессом, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создана единая теории памяти, поэтому выделяют три теории памяти: физиологическая, химическая, психологическая [14].

К физиологической теории памяти относят важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепление. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в прошлое, а в будущее. Запоминания того, что "было", не имело бы смысла, если его нельзя было использовать для того, что "будет" [29].

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

В частности, при зрительном восприятия предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют восприятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения.

К химической теории памяти относят такую память человека, которая функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень - собственно биохимическая реакция - связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти.

В психологические теории памяти распространение получили аcсоциативная, гештальтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоциативная теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоциативной теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80% [25].

Слабой стороной ассоциативизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых [32].

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоциативизма оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов [7].

Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания [29].

Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов - психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.

Биологическое значение памяти заключается в накоплении, хранении и воспроизведении информации. Невозможно переоценить биологическое значение этих процессов для адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. Без способности к научению (а это возможно только с помощью механизмов памяти) ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку было бы невозможно как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок.

В последние десятилетия нейробиологи уделяли этим процессам много внимания. Было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений, и они в свою очередь представляют собой ничтожную долю общей сенсорной информации. Однако большинство накопленных сведений со временем забывается. Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком.

В нейрофизиологии выделяют 3 механизма памяти: запоминание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Воспроизведение следов памяти заключается в извлечении информации, сохраняющейся в структурах мозга и прежде всего в его генетическом аппарате. В процессах извлечения следов памяти ведущая роль принадлежит доминирующей мотивации. С помощью молекул «оживляется» ранее организованная подкреплением энграмма памяти (энграмма - это физическая привычка или след памяти на протоплазме <#"793959.files/image001.gif">



Приложение 2

(Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом; Иншакова О. Б. Альбом для логопеда)

Первая серия

Вторая серия

Третья серия


Приложение 3

(Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом; Иншакова О. Б. Альбом для логопеда)

Первая серия

Вторая серия



Приложение 4

(Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом)

Протокол

Ф.И.О.___________________________________________ Возраст__________________________________________ Диагноз___________________________________________

Изучение эффективности запоминания осмысленного материала

10 хорошо знакомых слов

10 мало знакомых слов

10 бессмысленных слогов

лес


Трон


ра


стул


Меч


су


окно


Куб


пе


хлеб


Ром


ак


вода


Рубль


ет


волк


Мир


ды


еж


Дед


юз


сон


Брат


шу


чай


Поле


кот


Луч


эц




Приложение 5

(Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом)

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил.

На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву.

Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Похожие работы на - Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!