содействие в предоставлении кредитов
Следует особо отметить, что Правительство Российской Федерации целенаправленно содействует интенсивному развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. Так, в соответствии с Указом Президента России "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд представляет собой социально-финансовую некоммерческую организацию, которая осуществляет определенную деятельность по формированию активов посредством привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу данных средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных либо в течение достаточно длительного периода регулярных выплат гражданам в непосредственно денежной форме, а также иных действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
2. Организация работы органов социальной защиты населения
2.1 Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти
Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минздравсоцразвития России. Оно осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координирует деятельность ПФР, ФСС России, ФФОМС.
Свои функции Минздравсоцразвития России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы - проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.
Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает положения о территориальных органах подведомственных ему федеральных служб и агентств.
Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности. Например, в сфере здравоохранения оно утверждает порядок организации медицинской и скорой медицинской помощи гражданам; определяет виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, а также виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим опасными заболеваниями, и др.
В сфере пенсионного обеспечения министерство также принимает разные виды актов, например Порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т. н.; Правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой; Перечень документов, необходимых для установления пенсий; разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и иные виды актов.
В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше, - Порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территорий; Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и пр.
Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки. При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.
Минздравсоцразвития России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.
Возглавляет этот федеральный орган министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями министерства являются департаменты, формируемые по направлениям деятельности. В их состав входят соответствующие отделы.
Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС России, ФФОМС; проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов - проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.
Министр принимает нормативные правовые акты но направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности (Хотя, согласно положениям ст.13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", только Правительство РФ должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство. В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся деятельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало свои функции данному министерству.).
Министр обладает также и другими правами, в частности, дает поручения федеральным службам и агентствам, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства - приказы ненормативного характера.
Финансирование содержания министерства осуществляется за счет предусмотренных федеральным бюджетом средств.
В ведении министерства находится ряд федеральных служб и агентств, хотя не все они имеют непосредственное отношение к социальному обеспечению населения.
Федеральная служба по труду и занятости, например, осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
Регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным; проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях; содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержки и пр.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития. В частности, оно занимается вопросами оказания медицинской помощи; предоставления услуг в области курортного дела; организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; оказания протезно-ортопедической помощи; реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан; социального обслуживания инвалидов; проведения медико-социальной экспертизы и др.
Для выполнения поставленных задач это агентство организует деятельность государственной службы МСЭ, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии; занимается установлением причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации, связи заболевания с профессией, организует деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф и пр.
Возглавляют эти органы руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ.
Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами - положениями об этих органах.
Итак, государственная система органов социального обеспечения населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру:
Минздравсоцразвития России и его центральный аппарат (департаменты и отделы);
федеральные службы
федеральные агентства.
Органы социального обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, на районном (городском) и местном уровне могут носить разные наименования - министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.
Особенностью нижестоящих органов социального обеспечения населения в субъектах Российской Федерации является то, что они находятся в двойном подчинении - Минздравсоцразвития России и администрации субъекта Российской Федерации, района (города), муниципальных образований.
2.2 Организация работы органов социального обеспечения в субъектах российской федерации
Правомочия региональных органов социального обеспечения населения определяются теми задачами, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.
Основные задачи, функции и организационная структура региональных органов социального обеспечения закрепляются в Положениях об этих органах, которые обычно утверждаются актами исполнительного органа субъектов РФ.
Региональный орган социального обеспечения, или, как его обычно называют, региональный орган социальной защиты населения (региональный орган социального обеспечения, региональный орган социальной защиты населения), является отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Региональный орган СЗН в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Конституцией, уставом или положением о субъекте РФ, законами и иными нормативными правовыми актами о субъекте РФ, а также Положением о региональном органе социального обеспечения.
Региональный орган СО, как правило, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и казначействе. Финансирование расходов на его содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается данному органу в оперативное управление.
Свою деятельность Региональный орган СЗН осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Законодательным органом субъекта РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС России, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Региональный орган СО возглавляет государственную систему органов социального обеспечения. (На местах они чаще всего имеют наименование органов социальной защиты населения.) Организационная структура его может включать в себя:
республиканские, краевые, областные, окружные и районные управления (комитеты, отделы) социальной защиты населения;
учреждения нестационарного и стационарного социального обслуживания;
учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ);
учреждения государственной службы реабилитации инвалидов;
учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства;
центр по обработке информации по начислению и выплате пенсий и пособий;
центры помощи семье и детям;
социальные приюты для детей и подростков;
другие государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.
Основными задачами регионального органа являются:
реализация государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих в регионе;
осуществление межотраслевой координации в области социальной защиты населения и мониторинга социально-экономического положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, положения семьи и прогнозирование путей развития социальной защиты;
формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности их работы, развитие новых форм и видов социального обслуживания населения, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;
организация работы по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, формирование банка данных обслуживаемых лиц;
обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов, иных норм в области организации социальной защиты населения.
Региональный орган СЗН осуществляет многие функции, такие как:
разработка мероприятий по реализации государственной политики в области социальной защиты населения (целевые и комплексные программы, проектов законов и иных правовых актов субъекта РФ, регулирующих отношения в области социальной защиты населения, внесение этих проектов на рассмотрение в соответствующие органы исполнительной власти субъекта РФ и должностным лицам, проведение заключения по проектам правовых актов, подготовленных другими органами исполнительной власти города;
осуществление организационно-методического руководства работой нижестоящих органов социальной защиты населения, других подведомственных учреждений по выполнению ими во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти возложенных задач по социальной защите населения;
организация работы по назначению и выплате пособий семьям с детьми, ежемесячных и единовременных компенсаций малообеспеченным жителям региона, организация других социальных выплат;
взаимодействие с учреждениями почтовой связи, кредитными и другими организациями по вопросам осуществления социальных выплат;
заключение договоров с транспортными организациями, осуществляющими междугородные перевозки льготных категорий граждан, а также с операторами связи и возмещение им понесенных расходов в порядке, установленном законодательством;
организация работы по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов, разработка мер, направленных на повышение эффективности, развитие форм и видов социального обслуживания, обеспечение адресной социальной поддержки малоимущих.
Региональный орган СО организует социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты; работу по медико-социальной экспертизе граждан, а также формирует и развивает сеть учреждений Государственной службы МСЭ.
Сотрудники регионального органа СЗН принимают меры по созданию и развитию сети органов и учреждений социальной защиты в зависимости от потребности в них населения, а также содействуют созданию и развитию негосударственных служб, осуществляющих социальное обслуживание нетрудоспособного населения.
Основные задачи регионального органа СЗН определены и в финансовой сфере. К ним относится, например, участие в разработке проекта закона о бюджете субъекта РФ; выполнение функций распорядителя бюджетных средств региона; осуществление контроля за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств и внутриведомственного контроля деятельности подведомственных учреждений и организаций; организация и проведение конкурсов по размещению заказа на поставку товаров; выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере социального обеспечения.
С учетом мнения территориальных органов исполнительной власти субъекта РФ региональным органом СЗН разрабатываются предложения по развитию и укреплению материально-технической базы отрасли, формируется перечень объектов строительства и реконструкции для включения их в социальный заказ и др.
На региональный орган СО возложено решение и таких задач, как взаимодействие с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по всем вопросам социальной защиты населения, а также с общественными, благотворительными, коммерческими, некоммерческими организациями; определение потребности подведомственных ему органов и учреждений в специалистах, осуществление контроля за работой но подбору и расстановке кадров в них; организация подготовки и повышения квалификации работников; проведение работы по реализации социальных гарантий, установленных для государственных служащих; решение вопросов улучшения условий труда и быта сотрудников; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением федерального законодательства и законодательства субъекта РФ в области социальной защиты населения и пр.
В установленные сроки работники регионального органа СО рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, а также осуществляют прием населения по вопросам, отнесенным к его компетенции; анализируют причины, вызывающие обращения граждан, и принимают соответствующие меры к их устранению.
Для решения задач региональный орган СО имеет право:
вносить предложения по совершенствованию законодательства в области социальной защиты населения;
принимать меры по развитию системы социальной защиты и вносить в правительство субъекта РФ предложения о введении новых форм обслуживания, о развитии сети учреждений, видов социальной помощи;
обобщать практику применения законодательства по вопросам социального обеспечения, издавать и направлять в подведомственные организации инструктивно-методические указания по различным направлениям деятельности;
владеть и пользоваться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления и т.д.
Руководство региональным органом СЗН осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности исполнительным органом субъекта РФ. По представлению руководителя регионального органа СЗН его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в аналогичном порядке.
Для того чтобы решать поставленные перед региональным органом СЗН основные задачи, его руководитель наделен широкими полномочиями: организация работы и руководство деятельностью регионального органа СЗН, координация и контроль за деятельностью подведомственных органов и учреждений социальной защиты; участие в заседаниях правительства субъекта РФ, различных совещаниях, проводимых региональными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции данного органа; внесение в установленном порядке на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов РФ и должностных лиц проектов правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства региона, иных предложений по вопросам деятельности регионального органа СЗН.
В пределах своей компетенции руководитель регионального органа СО издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками регионального органа и подведомственных органов и учреждений социальной защиты, осуществляет контроль за их исполнением, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата регионального органа, а также руководителей нижестоящих учреждений социальной защиты населения, руководителей стационарных учреждений социального обслуживания и других подведомственных ему учреждений, заключает с ними трудовые договоры. Назначение на должности руководителей нижестоящих органов социальной защиты населения осуществляется по согласованию с главами административно-территориальных образований. Руководитель регионального органа СЗН также определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, утверждает должностные инструкции руководителей структурных подразделений регионального органа, утверждает положения о структурных подразделениях регионального органа СЗН, положения (уставы) о подведомственных органах и учреждениях, а также структуру и штатное расписание, смету расходов на содержание работников в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление.
Руководитель регионального органа СЗН ведает и кадровыми вопросами: организует работу по повышению квалификации кадров, формированию кадрового резерва, улучшению условий труда и быта сотрудников, обеспечивает соблюдение государственными служащими и другими работниками правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами.
Как руководитель государственного органа, он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность и своевременность ее представления, осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъекта РФ.
При региональном органе СЗН образуется коллегия, в состав которой входят руководитель органа СЗН (председатель коллегии), его заместители (члены коллегии по должности), руководители структурных подразделений и подведомственных организаций. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются правительством субъекта РФ по представлению руководителя регионального органа СЗН.
Коллегия рассматривает вопросы деятельности регионального органа СО и подведомственных ему организаций, по итогам заседаний коллегии оформляются протоколы, постановления и но необходимости - приказы руководителя регионального органа.
Основные задачи регионального органа СЗН, его функции, организационная структура в той или иной мере одинаковы для всех органов СЗН субъектов Российской Федерации.
Региональные органы социального обеспечения населения имеют в своем подчинении нижестоящие органы - районные, городские управления, отделы, комитеты социальной защиты населения.
2.3 Организация работы местных органов социальной защиты населения
Работа органов социальной защиты населения в субъектах РФ (местные органы СЗН) разнообразна. Работникам этих органов приходится решать множество насущных вопросов, касающихся жизни граждан. Основные вопросы таковы: обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; обеспечение некоторых категорий граждан социальными пособиями; социальная реабилитация инвалидов; оказание государственной социальной помощи гражданам и др.
В приведенном перечне отсутствуют некоторые вопросы социального обеспечения, например предоставления пенсий, выдачи пособий работающим лицам (скажем, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности и пр.). Это означает, что местные органы СЗН непосредственно не занимаются такими вопросами. Эти вопросы находятся в ведении ПФР, ФСС России. Следовательно, по объему своих полномочий и функций наименование этих органов не соответствует рассмотренному ранее понятию социальной защиты населения. На практике получается, что сфера их деятельности значительно уже, чем само содержание социальной защиты.
Организационная структура местных органов СЗН может включать в себя отделы, подотделы, секторы и пр. Зачастую в зависимости от направления работы они имеют соответствующие наименования, например, отдел (сектор) обеспечения граждан социальными пособиями; сектор реабилитации инвалидов и др.
Рассмотрим организацию работы местных органов СЗН по основным направлениям их деятельности:
-Это может быть Организация работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов
-Организация работы по социальному обслуживанию детей
-Работа органов социальной защиты населения с общественностью
Более подробно рассмотрим работу органов СЗН с общественностью
В работе местных органов социальной защиты района на общественных началах принимают участие пенсионеры, инвалиды, представители других общественных организаций.
Существуют всевозможные формы участия общественности в работе органов СЗН. Они функционируют в виде координационных советов, консультационных пунктов, общественных советов, общественных приемных для населения, общественных комиссий, касс взаимопомощи пенсионеров при местных органах социальной защиты и др.
Наиболее тесно местные органы СЗН взаимодействуют с многочисленными общественными организациями инвалидов. Старейшими из них являются Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов.
Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) - это добровольная общественная организация инвалидов, которая действует на основе Устава, в соответствии с Конституцией РФ и российским законодательством.
ВОИ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов. Основными целями ВОИ являются защита прав и интересов инвалидов, создание условий, обеспечивающих или равные с другими гражданами страны права и возможности участия во всех сферах жизни общества.
В ходе своей деятельности ВОИ выражает и защищает законные интересы и права инвалидов в центральных и местных органах государственной власти, используя в этих целях право законодательной инициативы; участвует в формировании органов государственной власти и выработке принимаемых ими решениях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
ВОИ также содействует инвалидам в реализации установленных для них законодательством льгот и преимуществ, в получении медицинской помощи, образования, в трудоустройстве, улучшении материального положения, жилищных и бытовых условий, а также в реализации духовных запросов.
Помимо этого ВОИ участвует в проводимых другими организациями мероприятиях по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и осуществляет собственные аналогичные программы; взаимодействует с государственными и общественными организациями и движениями, действующими в интересах инвалидов.
Согласно законодательству, ВОИ осуществляет предпринимательскую, хозяйственную, производственную и иную не запрещенную законодательством деятельность для обеспечения программ ВОИ и решения уставных задач.
ВОИ совместно с государственными органами и другими общественными объединениями инвалидов и ветеранскими организациями (например, ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов и др.) проводят различные совместные мероприятия, направленные на улучшение материального положения инвалидов, ветеранов и членов их семей.
Таким образом, все имеющиеся общественные организации и объединения инвалидов и ветеранов служат большим подспорьем в работе органов социального обеспечения для решения многих проблем, связанных с социальной защитой различных категорий нетрудоспособных граждан.
3. Роль и современное состояние службы занятости в российской федерации
3.1 Причины и предпосылки создания службы занятости
На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.
Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.
Действительность же показала обратное. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным работником со строго фиксированной стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.
В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не выступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.
Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу.
Органы государственных структур занятости были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план. Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
Повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг.
Обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях).
Усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки).
Упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности.
Расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда.
Максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам.
Совершенствование учета безработных и предоставления пособий.
Оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.
Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.
Заключение
Итак, в процессе проведенного в рамках настоящей работы теоретического исследования проанализирован целый ряд научной специальной литературы, а также нормативные правовые акты, регламентирующих сферу рассматриваемой проблемы. В результате данного исследования сделаны определенные выводы.
Так, государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не столько защитой и помощью гражданам, ищущим работу, сколько одним из способов трудоустройства названных граждан.
Государство признает право каждого человека на вполне достаточный жизненный уровень непосредственно для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, а также на непрерывное улучшение жизненных условий. Именно поэтому при безработице государство берет на себя определенную обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Наиболее правильное определение пособия по безработице выглядит следующим образом. Пособие по безработице представляет собой денежную сумму, периодически выплачиваемую в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, которое признано безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на имеющиеся достаточно существенные недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, которая обеспечивается государством в России, достаточно хорошо отлажена и неплохо работает. В целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно разработать нормативную правовую базу по организации общественных работ и их финансирования на всех соответствующих уровнях. Что касается оказания материальной и какой-либо другой помощи безработным гражданам пока изменений в российском законодательстве не предвидится, хотя следовало бы обеспечить дополнительные гарантии и в данной форме поддержки для усиления социальной защищенности безработных граждан.
Таким образом, цель, поставленная в начале настоящей работы, была достигнута, а задачи, соответственно, выполнены.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на от 21.07.2014) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст.4398.
.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014)"О занятости населения в Российской Федерации" // "Российская газета", N 84, 06.05.1996
4.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст.3699
5.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 03.02.2015)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/ "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
6.Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.03.2015)"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"/ "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст.3526.
7.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (ред. от 27.12.2014)"Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"/ "Российская газета", N 144, 08.07.2004
. Учебники, учебные пособия и монография
1.Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - изд. Москва, 2009. - 231 с.
2.Зущина, Г.М., Султанова, Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ Зущина, Г.М., Султанова, Р. - изд. Москва, 2011. - 123 с.
.Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения учебник/ Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. - изд. Москва, 2011. - 81-83 с.
.Пашин, Н.П. Занятость и безработица: учебник/ Пашин Н.П. - изд. Москва, 2010. - 67 с.
.Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Сулейманова Г.В. - изд. Ростов - на - Дону, 2013. - 115 с.
.Сулейманова, Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование: учебник/ Сулейманова Г.В. - изд. Москва, 2012. - 84 с.
7.Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Тучкова, Э.Г. - изд. М: Проспект, 2014.
8.Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации/ред. Галаганов, В. П Изд. М: КноРус, 2012-с.65
3. Статьи
.Власов, В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. - изд. Москва, 2010. - 208 с.
. Электронные ресурсы
1.http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92398/