Наимено вание
|
Марка стали
|
Термообработка
|
Твердость НВ
|
Предел прочности δв,мПа
|
Предел прочности δт,мПа
|
Шестерня
|
45
|
улучшения
|
207…236
|
780
|
440
|
Колесо
|
40
|
нормализация
|
155…195
|
520
|
285
|
Учитывая рекомендации 2.1 ([1], с. 10-11), назначаем твердость:
для колеса 2 HHB=
280 sТ2 = 190
для шестерни 1 HHB=210sТ2 = 220.
2.2 Определение допустимых контактных
напряжений при расчете на выносливость
Пределы контактной выносливости поверхностей зубьев шестерни и колеса.
МПа
МПа
коэффициент безопасности нормализованных колёс.
Для постоянного режима работы привода эквивалентное число циклов перемены
напряжений для шестерни:
нв1=Nнв2∙U=46,0∙106∙3=138∙106
Рассчитаем число часов работы передачи на расчётный срок службы
привода([1], ф. 3.7, с. 9).
С= 1-число колёс, находящихся одновременно в зацеплении с шестерней.
t=365Кгод∙Тлет∙24Ксут=365∙0,6∙5∙24∙0,8=21024
Здесь: T= 5лет - срок службы привода
Эквивалентное число циклов колеса :
базовое число циклов
но=30Hнв; Nно1=30∙2202,4=12,56∙106; Nнеч=30∙1902,4=8,83∙106
Т.к. и , то коэффициент долговечности принимаем
Рассчитаем допустимые контактные напряжения при расчёте на
σнр=0,9∙σНlim/1,1∙KHL
σнр1=0,9∙510/1,1=417,27
σнр2=0,9∙450/1,1=368,18
За расчётное принимаем напряжение σнр=368,2МПа
.3 Определение допускаемых контактных напряжений при расчёте на
контактную прочность при действии максимальной нагрузки
Предельно допускаемое напряжение для шестерни и колеса при нормализации и
улучшении равны([1], ф. 3,15, с. 15):
σНPmax1=2,8∙σ Т1=2,8∙440=1232МПа
σНPmax2=2,8∙σ Т2=2,8∙295=826МПа
Где - пределы текучести
2.4 Проектированный расчёт на контактную выносливость
Параметр ybd выбираем в зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев и
расположения колеса относительно опор ([1],табл. 11, с. 59)
Средний диаметр шестерни([1],ф. 4.1, с. 21):
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине зуба.
U= 2,1
передаточное число конической передачи
Окружная скорость шестерни([1], ф. 1.4, с. 21):
Что меньше 2,5 м/с ([1], 5.2, с. 38).
Следовательно, передача прямозубая.
Рабочая ширина зубчатого венца шестерни и колеса ([1], ф. 5.2, с. 38):
По ГОСТ 6636-99([1], табл. 12, с. 59) принимаем=40мм
Определяем углы делительных конусов с использованием таблиц:
По формуле 5.3 ([1], с. 38):
По формуле 5.4 ([1], с. 38):
Внешний диаметр вершин зубьев шестерни ([1], 5.5, с. 38):
Внешнее конусное расстояние
мм
По формуле 5.7 ([1], с. 39):
что меньше 0,3 - параметр ybd выбран верно.
Внешний окружной модуль([1], 5.8, с. 39):
По ГОСТ 6636-69 ([1], табл. 6, с. 38) принимаем
Определяем число зубьев шестерни и колеса по формуле:
Принимаем =23
Рассчитываем передаточное число ([1], ф. 4.8, с. 22):
Внешние диаметры шестерни и колеса
Средний диаметр шестерни и колеса
мм
мм
Условное межосевое расстояние ([1], 5.13, с. 39):
2.5 Проверочный расчёт на выносливость по контактным напряжениям
Окружная скорость шестерни
По ГОСТ 1643-72 ([1], табл.17, с.62) назначаем 9 степень точности.
По табл. 16 ([1], с. 62) коэффициент, учитывающий разности шагов
зацепления зубьев шестерни и колеса:
По табл.15 ([1], с. 61) коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой
передачи
Находим удельную окружную динамическую силу в зоне наибольшей
концентрации([1], ф. 4.22, с. 25)
Где =1;
окружная сила,
Определяем коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в
зацеплении([1], ф. 4.23, с. 26)
Тогда удельная расчётная окружная сила ([1], с. 25):
Определяем коэффициент торцового перекрытия([1], ф. 1.19, с. 25):
По рекомендациям для стальных колёс
т.к. β=0º;
Определяем рабочее контактное напряжение([1], ф. 4.13, с. 23).
где zн- коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей ([1], с. 24) =1.77м - коэффициент, учитывающий механические
свойства материалов сопряженных поверхностей ([1], с. 14) zm = 275.
Перенапряжение в норме.
2.6 Проверочный расчёт на контактную прочность при действии максимальной
нагрузки
Рассчитаем расчётное напряжение, создаваемое наибольшей нагрузкой([1], ф.
4.25 ,с. 26).
Где =2(табл. 3) <=966МПа - условие прочности выполняется.
.7 Определение допускаемых напряжений изгиба при расчёте на выносливость
Рассчитаем по формуле
- предел выносл. зубьев при изгибе
коэффициент, учитывающий влияние односторонней нагрузки
коэффициент безопасности, где =1.75 коэффициент учитывающий
нестабильность материала колеса и ответственность зубчатой передачи
Определяем контактные напряжения изгиба шестерни и колеса (подставляем в
исходную формулу)
2.8 Определение допускаемых напряжений при расчёте на прочность при
изгибе максимальной нагрузкой
Предельные напряжения, не вызывающие остаточных деформаций или хрупкого
излома зубьев для шестерни и колеса ([1], табл. 10,с. 58)
.9 Проверочный расчёт на выносливость при изгибе
- модуль зацепления, (5мм)
Эквивалентное число зубьев шестерни и колеса
По графику на рис.7 ([1], с. 28) коэффициент, учитывающий форму зуба для
шестерни и колеса
F1=3.78
; YF2=3.6
Т.к. > ,
то расчёт ведем по колесу
Вычисляем удельную окружную силу
Вычисляем коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.
Удельная расчётная окружная сила
Подставляем в исходное уравнение, получим:
Т.к. sf2 < sfr, то
условие прочности выполняется.
.10 Проверочный расчёт на прочность при изгибе максимальной нагрузкой
По формуле максимальное напряжение, возникающее при перегрузке([1], ф.
4.31, с.17)
2.11 Параметры зацепления прямозубой конической передачи
Внешнее конусное расстояние([3], табл. 3.3):
- число зубьев плоского колеса
Среднее конусное расстояние ([3], табл. 3.3):
Внутренний окружной модуль ([3], табл. 3.3):
Начальная высота зуба ([4], табл. 45, с. 300):
.
Наибольшая высота ножки зуба ([4], табл. 45, с. 300):
.
Наибольшая высота головки зуба ([4], табл. 45, с. 300):
Угол наклона зуба ([4], табл. 45, с. 300):
Угол конуса вершин ([4], табл. 45, с. 300):
Внешний диаметр вершин ([4], табл. 45, с. 300):
Параметры сводим в табл. 4
Табл.4
Наименование Параметра
|
Обозначение
|
Единица измерения
|
Значения
|
|
|
|
Шестерня
|
Колесо
|
Внешний окружной Модуль
|
mte
|
мм
|
4
|
Средний окружной Модуль
|
mtm
|
Мм
|
3,464
|
Внешнее конусное Расстояние
|
Re
|
Мм
|
145,464
|
Среднее конусное Расстояние
|
Rm
|
Мм
|
125,964
|
Ширина венца
|
bW
|
Мм
|
40
|
Число зубьев
|
Z
|
-
|
23
|
69
|
Внешний делительный Диаметр
|
de
|
Мм
|
92
|
Средний делительный Диаметр
|
dm
|
Мм
|
79,69
|
238,99
|
Угол делительного конуса
|
|
град
|
18,24
|
71,36
|
Внешняя высота головки зуба
|
hae
|
Мм
|
4
|
4
|
Внешняя высота ножки зуба
|
hfe
|
Мм
|
4,8
|
4,8
|
Средний нормальный модуль
|
|
Мм
|
3,464
|
Угол ножки зуба
|
|
град
|
1,50
|
1,50
|
Внутренний окружной модуль
|
|
Мм
|
2,927
|
Угол наклона зуба
|
|
град
|
0
|
Внешний диаметр вершин зубьев
|
dae
|
Мм
|
99,59
|
279,192
|
Наибольшая высота зуба
|
|
Мм
|
8,8
|
8,8
|
Угол конуса вершин
|
|
град
|
20,14
|
73,25
|
Угол конуса впадин
|
|
град
|
16,39
|
69,46
|
3. Расчёт открытой клиноременной передачи
Таблица 5
Мощность по валу
|
Передаточное число
|
Частота вращения
|
Частота вращения
|
1,596
|
2,45
|
699
|
285,3
|
Согласно исходным данным, т.е мощность и частота вращения, по монограмме
1 выбираем тип сечения "В". По выбранному сечению ремня, согласно таблицы,
предварительно выбираем минимальный диаметр ведущего шкифа d1=125 мм. По выбранному сечению ремня выписываем
геометрические размеры.
Таблица 6
Обозначения сечения
|
|
W
|
T
|
A
|
В
|
14
|
17
|
11
|
133
|
Т1=116 мм: Диаметр d2 ведомого
шкива по формуле 2
пробуем d2=315 мм
Определяем отклонение фактического передаточного числа:
(4)
2,85%<[3%]
Окончательно принимаем d1=125 мм, d2=315 мм
Минимальное значение межосевого расстояния:
Amin=0,7(d1+d2)
Amin =0,7(125+315)=308 мм
Максимальное значение межосевого расстояния:
max=2(d1+d2) (7)
Amax =2(125+315)=880 мм
Принимаем среднее значение:
Расчетная длина ремня без учета припуска на соединение концов:
Принимаем стандартную длину Lp=1900 мм
Определяем по формуле значение "а" :
(10)
мм
привод конический редуктор электродвигатель
Принимаем а=600мм
Для того, чтобы обеспечить надевание ремня на шкив, необходимо обеспечить
возможность его уменьшения на:
мм
Для увеличения натяжения ремня необходимо предусмотреть возможность его
увеличения на:
мм
Угол обхвата меньшего шкива:
Скорость ремня рассчитываем по формуле:
(12)
м/c
Число пробегов ремня по формуле:
(14)
Где [v]=40c-1
По таблице 5 находим величину окружного усилия: Po=1,5 кВт
Коэффициент угла обхвата по таблице 9 : =0,96
Коэффициент Сb,
учитывающий расчетную длину и тип сечения ремня по таблице 10: Cb=0,96
Коэффициент числа ремней в комплекте клиноременной передачи Ck. Ориентировочно принимаем согласно
таблице 11 при К=4 : Ck= 0,78
Согласно заданию режим легкий. Принимаем число работы ремней равным 2
Коэффициент режима работы по таблице 12: Cp= 1,1
Количество клиновых ремней определяется по формуле:
Принимаем . Сила
предварительного натяжения одного клинового ремня определяется по формуле (, с. 91)
Окружная сила, передаваемая комплектом клиновых ремней определяется по
формуле (, с. 91)
Сила натяжения ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня (, с. 91)
Напряжение от растяжения ремня рассчитывается по формуле :
Напряжение от изгиба рассчитывается по формуле :
где =100 МПа (, с. 81) - модуль продольной упругости при изгибе для
прорезиненных ремней
- напряжения от центробежных сил, МПа
где = 1150 кг/м3 - плотность материала ремня (, с. 81)
Коэффициент, учитывающий влияние передаточного отношения, рассчитывается
по формуле :
Рабочий ресурс ремней рассчитывается по формуле :
. Конструктивный расчет шкивов
Толщина стенки обода и шаг канавок выбираем в зависимости от типа сечения
ремня по табл.7:
Обозначения сечения ремня
|
Толщина стенки обода s, мм
|
Шаг канавок t,
мм
|
B
|
12,5
|
20
|
Ширина шкивов:
5. Предварительный расчет валов. Выбор муфты
Расчет проводим на кручение по пониженным допускаемым напряжениям:
Ведущий вал 1. Диаметр выходного конца вала
- диаметр вала под манжетой
- диаметр вала под круглой гайкой
- диаметр вала под подшипником
Ведомый вал 2:
Выходной конец вала
5.1 Выбор муфты
МУВП-250. Рассчитаем крутящие моменты:
- условие прочности выполняется
- коэфициент динамичности
6. Конструктивные моменты зубчатых колес, корпуса и крышки редуктора
Шестерня:
ступицу не выделяем. Длина посадочного
участка
Колесо:
коническое зубчатое колесо кованое:
Диаметр ступица:
Длинна ступицы:
Толщина обода:
Толщина диска:
Толщина стенок корпуса и крышки:
Толщина фланцев корпуса и крышки:
Нижнего пояса корпуса:
Диаметры болтов:
Фундаментных:
Болтов, крепящих крышку к корпусу у
подшипников:
Болтов соединяющих крышку с корпусом:
7. Компоновка редуктора
Выбираем способ смазывания: зацепление
зубчатой пары окунанием зубчатого колеса в масло; для подшипников пластичный смазочный
материал. Камеры подшипников отдаляем от внутренней полости корпуса
удерживающими кольцами. Намечаем для валов ролиподшипники однородные легкой
серии
Таблица 8
Условное обозначение подшипников
|
d
|
D
|
T
|
B
|
C
|
Co
|
e
|
|
мм
|
кН
|
|
7307
|
35
|
80
|
22,75
|
21
|
54
|
38
|
0,32
|
7208
|
40
|
80
|
19,25
|
19
|
46,5
|
32,5
|
0,38
|
Определяем точки приложения реакций:
Для подшипника 7307:
Для подшипника 7208:
Определяем расстояние между подшипниками ведущего вала:
Где f=55 мм- расстояние от среднего
диаметра шестерни до центра приложения реакции ближайшего подшипника
Принимаем: с=107мм
8. Проверка долговечности подшипников
Силы действующие в зацеплении
Окружная сила:
Fb=153н
Проверка:
Проверка:
Изгибающие моменты:
Суммарные реакции:
Осевые составляющие реакции(9.9):
По таблице 9.21
Рассчитаем подшипник 1:
учитывая осевую силу
Эквивалентная нагрузка
где x=0,4, y=1,38(табл.9.18, пр.П7)
Осевую силу не учитываем.
т.к. , то расчет ведем по подшипнику 2.
Рассчитаем долговечность в максимальных оборотах.
Расчетная долговечность в часах:
.
Ведомый вал. Нагрузка осей неуравновешенности муфты:
Проверка:
Рис 2. Схема нагружения ведомого вала
Изгибающие моменты:
Проверка:
Изгибающие моменты:
Строим эпюру изгибающих и крутящихся моментов.
Суммарные реакции:
Осевые составляющие реакций:
,
осевую силу не учитываем
Так как , то расчет ведем по четвертому подшипнику.
. Проверка точности шпоночных соединений
Материал шпонок - сталь 45 нормализованная
Напряжение сжатия и условие прочности.
Воздушный вал:
Ведомый вал:
Материал вала - сталь 45, нормализованная.
Рассмотрим сечение в точке А:
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки.
Момент сопротивления кручению:
Момент сопротивления изгибу:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Сечение в точке 3, d=55мм
Концентрация напряжений, вызванная насадкой подшипника, с гарантируемым
натягом:
Осевой момент сопротивления:
Полярный момент сопротивления:
Амплитуда нормальных напряжений:
. Назначение посадок основных деталей
редуктора
Посадка зубчатых колес, шкива и муфты по по ГОСТ 25347-82. Шейки валов под
подшипники выполняем с отклонением вала К6. Отклонение четвертей в корпусе под
наружные кольца по Н7. Остальные посадки назначаем, пользуясь данными таблицы
10.13.
. Смазка редуктора
Смазка зубчатого зацепления и подшипников ведомого вала производится
окунанием зубчатого колеса в масляную ванну и последующем его переносе на
шестерню и вал, по которому масло стекает в подшипниковую камеру.
При по таблице 10.8 устанавливаем вязкость масла .
По таблице 10.10 принимаем масло индустриальное Н-30А по ГОСТ 20799-75
Подшипники ведущего вала смазываем пластичным смазочным материалом
ЦНАТНМ-201 по ГОСТ 32785-89, заполнив подшипниковую камеру на ¾
её объёма.
Литература
1. Тростин В.И. Методические указания по курсовому
проектированию по разделу "Методика расчета параметров зацепления закрытых
цилиндрических и конических передач с нормализованными и улучшенными колесами
"курса Детали машин" для студентов. Гомель, Ротапринт,1988
2. Шейнблинт Курсовое проектирование деталей машин. Мн.
"Вышэйшая школа"1988.
. А.С. Чернавский и др. курсовое проектирование
деталей машин. М., машиностроение 1979г
. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Проектирование деталей
машин Минск УП "Технопринт" 2001
. Д.С. Левятов Расчеты и конструирование деталей машин
М. "Высшая школа" 1979
. Дмитриев В. А. Детали машин (основы расчета и
конструирования) Л.: Судостроение, 1970.-792 с.
7. Детали машин в примерах и задачах / Под ред. С.Н.
Ничипорчика. - Мн.: Вышэйшая школа, 1981.