Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен»)
Стихотворение
А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен»)
(Восприятие,
истолкование, оценка)
Размышляя о
великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил
и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909
года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой
горы. И мир тогда – мой…» - и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во
всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу
океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом,
словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» - один из самых важных и
значительных в лирике Блока.
Стихотворение
«Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта
1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с
участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта
появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен
Л.А. Дельмос.
«Ты – как
отзвук забытого гимна» - воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась
любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной
любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край
нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны,
в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и
грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица»,
сказочное виденье, «утопающее в розах».
И чувствуешь,
как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его
неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени,
когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область
переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока –
не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных
времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба.
А это и «даль
морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и
прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, - и голос
Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него
образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что
весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно
блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной»,
в «круге оплетенных ветвей…» Поэта
никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить
человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, - и герой его
стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его
понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит
восторженным чувством.
И сколько бы
разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не
минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и
вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю».
Я перечитываю
строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли,
насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и
лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы
оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное
прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный
шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу
перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то –
волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная,
с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения
продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос –
«низкий и странный».
Теперь
обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых,
эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть –
«одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения
поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть –
«как гитара, как бубен Весны…» Есть
одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это
«безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор
достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук»,
«судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею»,
«рай»… К творческим удачам Блока можно
отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление
старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую
торжественность стиху.
Синтаксическая
сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном
просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими
предложениям особую выразительность: И
приходишь ты в думах и грезах, Как
царица блаженных времен, С головой,
утопающей в розах… В любовной лирике Блока
есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо
большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает
такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего
мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром»,
то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном
потоке, где он находит обновление и бессмертие.
Вот почему с
таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую
в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/