Анализ стихотворения А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"
Анализ стихотворения А. Блока "О доблестях, о подвигах, о
славе"
Реферат выполнил Басов Сергей Геннадьевич
Александр
Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях,
мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не
чувствовал он её и в своей душе. Только
любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без
которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в
душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла
ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому
прекрасному чувству. Одно из них – "О доблестях, о подвигах, о
славе…".
Это
стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний
стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится
стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие"
понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание,
исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего
осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя –
измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому
предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность,
усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех
стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда
ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила
идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не
способен так сильно верить:
О
доблестях, о подвигах, о славе
Я
забывал на горестной земле,
Когда
твоё лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
Уж
не мечтать о нежности, о славе,
Всё
миновалось, молодость прошла!
Твоё
лицо в его простой оправе
Своей
рукой убрал я со стола.
Стихотворение
"О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру кольцевой
композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в
заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже
не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит
и её.
Жанр
стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой
женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много
лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и
синтаксического параллелизма:
И
вспомнил я тебя пред аналоем,
И
звал тебя, как молодость свою…
Я
звал тебя, но ты не оглянулась,
Я
слёзы лил, но ты не снизошла.
Расставшись
с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он
больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Летели
дни, крутясь проклятым роем…
Вино
и страсть терзали жизнь мою…
И
вспомнил я тебя пред аналоем,
И
звал тебя, как молодость свою…
Те
дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым
роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем
плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома
(синий цвет – измена):
Ты
в синий плащ печально завернулась,
В
сырую ночь ты из дому ушла.
Не
знаю, где приют своей гордыне
Ты,
нежная, ты, милая, нашла…
Я
крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В
котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я
крепко сплю").
В стихотворении нам встречается большое количество
эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо",
"проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой
герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал
тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами, как: "прекрасное
лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в
стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой
оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь
заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели
дни", "вино и страсть терзали жизнь мою", "я крепко
сплю".
Если
внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…",
то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина
"Я помню чудное мгновенье…".
Когда
твоё лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
У
Пушкина мы видим сходные строчки:
Я
помню чудное мгновенье:
Передо
мной явилась ты.
"И
я забыл прекрасное лицо" - "И
я забыл твой голос нежный". "Летели дни" – "шли годы".
Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно
противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение
души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В
спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил
всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине…
Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его
стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого
его мать, Россия, гордится и поныне.