Музыкальное воспитание детей
Материалы лекций по дисциплине
„Практикум школьного репертуара
1. Детская музыка как часть музыкальной культуры
Совершенствование духовной культуры личности - важная программная задача общества ХХІ столетия. Особое место в этом сложном процессе принадлежит музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эстетическое воспитание становится приоритетным направлением, которое способствует формированию всесторонне развитой личности.
Ученик начала Ш тысячелетия (имеется в виду средний уровень школьника) принципиально отличается от ученика начала 80-х годов прошлого века. Это более насыщенный субъект, который существует в совсем другом измерении. Он уже пережил видеореволюцию, знает о существовании компьютерной графики, о феномене виртуальной реальности. Информационно-технологическая ориентация порождает опасность духовно-эстетичного вакуума.
Духовное становление личности каждого будущего гражданина нашего общества невозможно вне эстетического, а значит и художественного воспитания. По мнению специалистов, детство - благоприятный период для развития полноценной многогранно развитой личности. Ведь внутренний мир ребенка настолько богат, непосредственен, разнообразен, целомудрен, ему присуща новизна восприятия, богатство красок и впечатлений. Музыка является тем самым „ключиком, который открывает для ребенка мир эмоций и оказывает содействие развитию художественного восприятия, творческого воображения и мышления, эстетического вкуса. Поэтому, как можно больше внимания должно отводиться привлечению ребенка к богатствам музыкального мира.
Проблема музыкального воспитания детей (и молодежи) довольно сложная и многообразная. Ее исследуют представители различных сфер науки: эстетики, музыковедения, психологии, социологии, педагогики.
Выдающиеся представители философской науки (Юрий Борев, Моисей Каган, Лариса Тимофеевна Левчук, Василий Максимович Максимов (1844-1911), Бори́с Соломо́нович Ме́йлах (1909-1987), Галина Игнатьевна Панкевич, С. Х.Раппопорт и др.) рассматриваются возможности благотворного влияния музыки на формирование личности и ее моральных качеств. Художественное восприятие рассматривается как эффективное средство повышения общего потенциала личности. Целостное восприятие произведений искусства определяется как ведущий компонент ее художественной культуры.
В работах психологов (София Николаевна Беляева-Экземплярская (1895-1973), Лев Семёнович Выготский (1896-1934), Александр Григорьевич Костюк (1933-2000), Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (1903-1979), Евгений Владимирович Назайкинский (1926-2006), Владимир Григорьевич Ражников (р.1938), Гарри Степанович Тарасов, Бори́с Миха́йлович Тепло́в (1896-1965) и др.) раскрываются психологические механизмы формирования целостного восприятия, выясняется его сущность, содержание, типология слушательского восприятия, взаимосвязь развития специальных музыкальных способностей, умений и навыков и индивидуальных психологических особенностей личности.
В научно-педагогической литературе широко освещаются различные аспекты проблемы музыкального воспитания детей (и молодежи) (О.О. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.О. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Л.Г. Кузнец, О.П. Рудницкая, М.О. Румер, В.М. Шацкая и др.). Разворачиваются интересные поиски в педагогике в целом и в области музыкального воспитания в частности: проблемы творческого развития детей (Л. Масол, Д. Зарин, В. Шацкая); слухового развития (навыка вслушивания в музыку, формирование выразительных музыкальных представлений); развития звуковысотного и ладово-интонационного слуха; музыкально-ритмических представлений, метроритмического чувства; певческих навыков и т. п.
В процессе музыкального образования детей основная роль возлагается на музыкальную базу, т. е. на произведения, на материале которых воспитывается и духовно растет ребенок.
Музыка для детей - особая область музыкального искусства. В широком смысле детской музыкой можно считать все то, что создано для детей в музыкальном искусстве. Детская музыка находит преломление в таких разделах музыкального искусства как детская опера и балет, музыка к детским кинофильмам и мультфильмам, спектаклям, музыка камерно-инструментальная, фортепьянная, вокально-хоровая, музыкальные образцы учебно-педагогического и концертного репертуара.
В свою очередь, каждый из перечисленных разделов направлен на определенный род деятельности - слушание или исполнение, т.е. некоторая часть музыки создается композиторами для слушания детьми, а некоторая - для исполнения. Характерными для детской музыки являются конкретность, живое поэтическое содержание, образность, простота, четкость и ясность формы.
Почти все известные нам композиторы разных времен в большей или меньшей степени обращались к созданию музыкальных произведений для детей. Впрочем, как свидетельствует практика, проблема детской музыки как составной части музыкального искусства и искусства вообще, все еще мало исследована как с точки зрения теории, так и художественной практики.
Т. о., детская музыка рассматривается нами как феномен культуры.
. Историко-теоретический анализ детской музыки как составной части музыкальной культуры
Музыка - вид искусства, который относится к культуре духовной и отображает действительность в звуковых художественных образах.
Занимая особое место в системе искусства, музыка наиболее глубоко раскрывает внутренний мир личности, его отношение к явлениям и событиям жизни. Музыка способна непосредственно выражать чувства человека, взволнованность его души. Предметом отражения музыки являются образы окружающего мира, а именно эмоциональных состояний человека, которые возникают под влиянием взаимодействия с окружающей средой, обобщая эмоции. Разворачиваясь во времени, музыка способна передавать движение чувств во всех их оттенках и сочетаниях, подталкивая слушателя к размышлениям.
Область детской музыки - составная часть музыкальной культуры.
Как отмечают исследователи, музыкальное наследие обогащалось в следствии наблюдений за звуками окружающей человека среды. Звуки природы, животных, человеческие голоса постепенно приводили к их систематизации и осмыслению в процессе специальной музыкальной деятельности.
Музыка играла важную роль в жизни людей изначально как необходимая разновидность приспособительной деятельности первобытных людей. Матери, напевая, убаюкивали своих детей, воины вдохновляли себя перед битвой воинственными песнями-призывами, пастухи протяжным зовом собирали стада, а когда кто-либо из первобытных людей умирал, его близкие выражали свое горе в песнях-причитаниях. Так возникли старинные формы музыкального искусства: колыбельные, трудовые песни, погребальные причитания. Эти древние формы музыки продолжали развиваться и сохранились до наших дней, но, конечно, стали более обогащенными гармонически и мелодически.
Музыка входила в игры людей как обязательная составная часть. В играх первобытных людей, носивших синкретический характер, в единое целое были слиты зачатки разных видов искусства: танца, поэзии, музыки, театрального действия. Так, по словам Михаи́ла Алекса́ндровича Ли́фшица (1905-1983), развиваясь как закрепление и сохранение культурных традиций, воспитательная роль музыки и искусство в целом ярко выступали в обрядах, связанных с переходом младшего поколения по ступням общественной зрелости.
В эпоху появления, становления первых государств использование воспитательной функции искусства, в частности музыки, принимает целесообразно-направленный характер. В это время начинает складываться теория воспитания общества средствами искусства, которая и сегодня продолжает развиваться. Например, в Древней Индии преобладали взгляды, согласно которым музыка способствовала успешному достижению богатства, благочестия (почета). Вырабатывались требования к музыке, призванной влиять на людей соответствующего возраста. Так, для детей считалась полезной музыка веселая в быстром темпе, для юношества - в среднем, более умеренном, а для людей зрелого возраста - в спокойном темпе и торжественного характера.
В Др. Китае музыка считалась одним из наилучших средств перевоспитания людей. Больше того, музыка понималась как единство пяти добродетелей - человечности (гуманности), справедливости, воспитанности, предусмотрительности (предприимчивости) и искренности. Значительное место вопросы музыкального воспитания занимали в учениях китайского философа Конфуция ( 551-479 гг. до н.э.).
Для мира античности, в сравнении с первыми классовыми государствами ранней цивилизации, характерно стремление влиять музыкой на внутренний, духовный мир человека. Музыка использовалась как средство гармонического развития личности. Основой детской музыки в эпоху Античности были песни, попевки, прибаутки, танцы, скороговорки, басни.
В эпоху Средневековья в ряде европейских стран утверждается христианское мировоззрение. Идея религиозного воспитания, которая подчинила себе общественную мысль, была полным отрицанием прекрасного в искусстве и в жизни. В связи с этим воспитание искусством стало школой терпения и покорности. Музыка, как и все Средневековое искусство и культура, формировалась под влиянием церкви. При монастырях создавались школы, где музыка занимала не последнее место. Ученики получали теоретическую и практическую подготовку, но музыка здесь подчинялась определенным дидактическим задачам - делать доступным слово Священного писания. Из музыкального воспитания был почти исключен эстетический компонент. В этом проявляется односторонность задач церковного воспитания, не принимавшего народной музыки, утверждающего примат слова над пением.
Детская музыка в Средневековье была связана и с творчеством бродячих народных музыкантов. Труверы, трубадуры, минезингеры, барды-сказители, шпильманы, жонглеры противопоставляют свое искусство культовой канонической музыке. Сохранились, например, средневековые немецкие детские песни Птички все слетелись к нам, Ты, лисица, гуся украла, Прилетела птичка и др. Ладовая основа детских песен - мажор и минор, иногда - пентатоника (немецкая песня Фонарик, фонарик). Главная особенность музыкального языка - гармонический характер мелодики, однотипность формы (куплетная).
В ХV столетии складывается музыкальная педагогика эпохи Возрождения. Музыкальная культура к тому времени достигла значительного расцвета и в школах (обучению детей пению уделялось большое внимание). Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) в педагогическом романе Эмиль отмечает, что воспитание, в том числе и музыкальное, исходит из творческого начала, требовал, чтобы герой сам писал песни. Для развития слуха советовал четко произносить тексты песен. Воспитатель должен был стремиться сделать голос ребенка равным, гибким и звучным, приучать ухо ребенка к ритму музыки и к гармонии.
Новым этапом в развитии детской музыки и музыкального воспитания в целом стало создание первых детских музыкальных школ. Композиторы-классики XVIII-XIX столетий (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.) уделяли значительное внимание созданию педагогического музыкального репертуара. Так, с педагогической целью для своей жены И. Бах создает несложные пьесы, которые потом вошли в две Нотных тетради Анны Магдалены Бах. По этим тетрадям учились и дети Баха, а со временем они открыли путь к музыке детям всего мира. Другая тетрадь, с посвящением старшему сыну, Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха. В ней композитор записывал музыку разных авторов, упражнения. Сюда вошли произведения и самого композитора - Инвенции, вначале двух-, а далее трёхголосные. Нам известны «Шесть маленьких прелюдий», «Пятнадцать двухголосных инвенций».
Австрийскому композитору Й. Гайдну принадлежат серьезные произведения: симфонии, оперы, мессы и т.п. Но есть у него произведения и для детей (симфонии Курица, Медведь, Часы). Особое место занимает Детская симфония.
Для своих учеников В.А. Моцарт написал фортепьянные сонаты, рондо, вариации, на которых и сейчас воспитываются юные музыканты.
Л.Бетховен специально не посвящал музыку детям, но с первых классов они знакомятся с ней (детям известны как пьесы-миниатюры, так и серьезные произведения - симфонии, сонаты и т.п.).
Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Он написал Альбом для юношества и Альбом песен для юношества, где каждое произведение - законченная миниатюрная картинка, доступная для исполнения детьми.
Французский композитор Ж.Бизе написал двенадцать пьес Игры детей для двух фортепиано. Пять из этих пьес композитор соединил в Маленькую сюиту для симфонического оркестра.
Двенадцатым столетием отмечены первые ячейки музыкального воспитания на Руси. Об этом свидетельствует существование певческой школы, основанной в то время Андреем Боголюбским. Музыкальная педагогика XIV-VII столетий на Руси, как и западноевропейская, опирается на многочисленные правила. Музыкальное искусство трактуется как близкое научному познанию. В XVIII-XIX столетиях система музыкального воспитания в России основывалась на классовом и сословном отборе. Музыкальное образование получали дети вельможных родителей и средние слой населения, причем в его организации значительное место принадлежало частной инициативе.
Во второй половине ХІХ века стали появляться учебные заведения для народа, то есть для детей рабочих (фабрично-заводские школы, церковно-приходские). Но само содержание образования было сведено к минимуму (обучение счету, письму, чтению), хотя и провозглашалось желательным музыкальное воспитание - пение. В начальной школе, особенно в народной, функции музыкального воспитания чаще сводились к пению примитивных песен и молитв. Занятие проводили в лучшем случае учителя, которые закончили учебные заведения, где предполагалась некоторая музыкальная подготовка, хотя часто уроки пения проводил священник или дьячок. Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволяющих петь в школьном хоре. Причем в народной школе песня очень часто подвергалась педагогической обработке: упрощалось мелодическое и ритмическое строение, слова заменялись на более благопристойные и т.п..
В привилегированных учебных заведениях (институты благородных девиц, Пажеский и Морской корпусы, частные гимназии и т.п.) музыке придавалось немаловажное значение. Программа музыкального обучения и воспитания была достаточно широка: хоровое (церковное и светское) и сольное пение, обучение нотной грамоте и игре на фортепиано. Недостатком в этих заведениях было неуважение к отечественной, особенно народной, музыке (она считалась дурным тоном). В светский музыкальный репертуар входили, главным образом, популярные хоровые произведения легкого или патриотичного жанров, арии, дуэты, романсы, различные танцы (менуэт, полонез, мазурка и т.п.).
Необходимость развития музыкального воспитания в конце ХІХ столетия осознавалась передовыми деятелями музыкальной культуры. Учителя пения в школах старались расширить объем и усовершенствовать методы обучения и воспитания средствами музыки. Возникновение и развитие русской теории музыкального воспитания относится к 60-х гг. ХІХ столетия (это обусловлено возникновением прогрессивных течений, общим подъемом общественной жизни). В 80-те гг. появляются разные методики, посвященные вопросам музыкального воспитания. Алексей Николаевич Карасев высоко ценил роль пения в школе. В своей Методике он писал, что поющий мысленно должен воображать каждый звук: его высоту, долготу в сравнении с предыдущими и последующими звуками. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождения безслухих и безголосых. Большое распространение получила и так называемая система подвижного ДО Порфирия Петровича Мироно́сицкого (каждая первая ступней тональности называлась ДО), кроме того, использовалось ручное обозначение. В начале ХХ века Д.Н. Зарин в своей работе Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом отмечал, что пение оказывает воспитательное влияние на учеников, на их сознание, воображение, память, эстетические чувства. Много внимания музыкальному просвещению народа уделял Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1803-1869). Он, один из первых в России, указал на то, что музыкальное воспитание должно опираться на практику. К числу выдающихся методистов второй половины ХІХ столетия следует также отнести Сергея Иринеевича Миропольского и Александра Леонтьевича Маслова (1876-1914).
Большая роль в развитии музыкального воспитания принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву (1836-1910) и Гавриилу Якимовичу Ломакину (1812-1885) - организаторам первой в России Бесплатной музыкальной школы (Г.Я. Ломакин с 1862-68). Ее цель - предоставлять музыкальное образование тем, кто не имел возможности платить за музыкальное обучение и включать в содержание работы лучшие достижения музыкального искусства, доступные детям.
Во второй половине ХІХ столетия появилось большое количество музыкальных произведений для детей (большинство - основаны на народных мотивах): Детские песни на русские и малороссийские напевы М. Мамонтовой; фортепьянные пьесы для начинающих пианистов (лучшие произведения прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например, Детский альбом П. Чайковского, сборники фортепьянных пьес Антона Степановича Аренского, Самуила Моисеевича Майкапара, Вл.Ив. Ребикова). В конце ХІХ столетия были написаны первые оперы для детей: Кот, козел и баран Брянского; Коза-дереза, Пан Коцкий, Зима и Весна Н.В. Лысенко; Красная шапочка, Кот в сапогах Цезаря Кюи; Золушка Б.В. Асафьева и т.п. В эти годы издается большое количество музыкальных сборников, песенников для школы и семьи.
Первая русская революция 1905 г. дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном образовании. К числу таких начинаний можно отнести открытие разных музыкальных курсов, школ, обществ. Интересным опытом в практике музыкального воспитания появилась работа Валентины Николаевны и Станислава Теофиловича Шацких в детской трудовой колонии Бодрая жизнь и в детском саду общества Детский труд и отдых. Характерной особенностью музыкального воспитания был высокохудожественный музыкальный материал, который ученики не только слушали, но и исполняли сами.
После Октябрьской революции 1917 г. Перед музыкальным образованием возникла задача: не только предоставлять знания, но и всесторонне воспитывать и развивать творческие способности детей. Впервые в истории школы музыка вошла в учебный план как необходимый элемент общего образования детей. В школе начали исполняться народные и революционные песни, произведения композиторов-классиков. Большое внимание отводилось проблеме восприятия музыки, умению разбираться в ней, воспитанию музыкального слуха, умению различать средства музыкальной выразительности.
Среди деятелей в области музыкального воспитания, которые внесли большой вклад в музыкальное образование, - Болеслав Леопольдович Яворский, Надежда Яковлевна Брюсова, Валентина Николаевна и Станислав Теофилович Шацкие, Надежда Львовна Гродзенская, М.О. Румер, Борис Владимирович Асафьев и др.
В процессе музыкального воспитания преимущество отдавалось знакомству с произведениями, вызывающими сильные и глубокие чувства, мысли и сочувствие. И в следующие годы развития музыкального образования внимание отводилось формированию моральных убеждений человека, его эстетических чувств и потребностей. Василий Александрович Сухомлинский писал: Культура воспитательного процесса в школе в большинстве определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу.
Советские композиторы оставили богатое наследие музыки для детей, и маленьких, и больших, расширил ее жанровые возможности и средства выразительности. Кроме вокальных и фортепьянных миниатюр, для детей были написаны концерты, большие симфонические произведения, кантаты, балеты, оперы. Большое распространение имел жанр детской советской песни на стихи разных поэтов (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Агнии Львовны Барто, Ольги И. Высоцкой, Василия Ивановича Лебедева-Кумача и многих других).
Широко известны фортепьянные пьесы для детей Самуила Моисеевича Майкапара Бирюльки и сборник Первые шаги (в четыре руки). Эти произведения отличаются изысканностью и прозрачностью фактуры, новизной музыкального языка, тонким использованием приемов полифонии. Популярными стали обработки народных песен Григория Григорьевича Лобачёва: сборники Пять песен дошкольников(1928 г.), Пять песен для детей(1927 г.) - их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания. Большую ценность представляет творческое наследие Михаила Ивановича Красева. Он написал около 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты народных сказок, сказок С.Я. Маршака и К.И. Чуковского.
Сочетание классичности приемов с новизной музыкального языка, новаторской трактовкой жанров и яркой образностью отличается музыка для детей С.С. Прокофьева. Для юных пианистов он написал альбом Детская музыка. Одно из наилучших произведений С. Прокофьева на собственный текст - симфоническая сказка Петя и волк.
Большую роль в области музыкального воспитания сыграла творческая деятельность Д.Д. Шостаковича. В конце Великой отечественной войны он стал отечественным редактором Детского музыкального радиожурнала, в котором принимали участие выдающиеся композиторы, исполнители, музыканты. В первом выпуске программы Д. Шостакович сыграл свои пьесы для фортепиано Танцы кукол. Также для детей им написаны Детская тетрадь, концертино для двух фортепиано, Второй фортепьянный концерт. Выдающийся армянский композитор советского периода А.И. Хачатурян в фортепьянных пьесах, посвященных своим детям и племяннице, обрисовал их характеры, склонности, затеи.
Зарубежные композиторы ХХ столетия тоже внесли немалый вклад в развитие музыки для детей. Английский композитор Бенджамин Бриттен создал сборник школьных песен В пятницу после обеда. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл Обрядовые рождественские песни(на тексты из старинной английской поэзии, 1942). Известность получила его литературно-музыкальная композиция "Путеводитель по оркестру" (Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла). Немецкий композитор и педагог К. Орф - автор пятитомного сборника пьес Музыка для детей; в 1950-1954 г.г. цикл был закончен совместно с Гунильд Кетман и стал называться Шульверк - песни, инструментальные пьесы и ритмо-мелодические упражнения для детей младшего возраста. Дополнением к Шульверку стал сборник Музыка для юношества - практическая основа коллективного музыкального воспитания. Из оперной музыки для детей самыми известными стали: опера Мы строим город Пауля Хиндемита (1930); Ноєв Ковчег(1958) и Давайте ставить оперу (1949) Б. Бриттена.
В 60-те гг. сформировался жанр детской кантаты. Первые кантаты: О родной стране(1966), Песня утра, весны и мира(1958) Д. Кабалевського; Дети рядом с отцами(1965), Красная площадь(1967) Юрия Чичкова; Красные следопыты(1962) Александры Пахмутовой и т.п.. Также в эти годы били написаны детские оперетты: Баранкин, будь человеком(1965) Серафима Туликова, Станция Заваляйка(1968).
Большой вклад в развитие детской музыки и музыкального воспитания сделал Д.Б. Кабалевский. В его музыке, предназначенной для детей, отражено глубокое знание композитором мира чувств, эмоций, мыслей детей. Его первые детские сборники - Восемь песен для детского хора и фортепиано(1935), три тетради фортепьянных пьес, расположенных в порядке от простого к сложному, - Тридцать детских пьес. Композитор постоянно был в гуще детской музыкальной жизни. Он работал рядовым учителем в общеобразовательной школе и вел уроки музыки по разработанной им программе, которая приобрела широкое распространение в середине 70-х гг. Выделив три основных жанра - песню, танец, марш - в качестве трех китов, на которых зиждется все музыкальное искусство, в качестве основы музыкального воспитания, Д. Кабалевский подчеркивал, что нужно не только развивать в детях потребность в музыке, но и формировать их музыкальное мышление. При этом, как он считал, стираются границы между разделами урока: слушанием музыки, пением и музыкальной грамотой. Урок становится целостным. Целью своей школьной программы композитор считал - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры ребенка.
Музыкальное воспитание детей и сегодня продолжает осуществляться и вне школы: внешкольные хоры, ансамбли, кружки любителей музыки, детские театры, дворцы, студии и т.п.
Радио, кино, телевидение продолжают распахивать двери нескончаемому музыкальному и песенному потоку. Все детские передачи, фильмы, мультфильмы насыщены музыкой. Хотелось бы, чтобы этот поток содержал в себе только лучшие музыкальные образцы, созданные человечеством.
. Классификация детской музыки
Как и всю музыку вообще, детскую музыку можно классифицировать по ее жанрам: вокальная, инструментальная, симфоническая, детская опера, балет, музыка к детским кино- и мультфильмам. В свою очередь все жанры детской музыки можно разделить, как уже отмечалось ранее на музыку для исполнения детьми и музыку для слушания.
Вокальная музыка - огромный раздел музыки, предназначенный для пения. Она может быть: сольная, ансамблевая, хоровая. В школьных и дошкольных программах более широко представлена, музыка хоровая. Детская вокальная музыка, как и музыка вообще, представлена разными жанрами - это и народные песни, и авторские песни, которые стали классикой, и популярные песни современных авторов.
Народное музыкальное творчество - это фундаментальная база для развития и формирования национального самосознания и морально-эстетического воспитания детей.
Самая первая песня, которую слышит ребенок, - это колыбельная. В этой песне матери выражают свою большую любовь к детям, желание видеть своего ребенка добрым умным, справедливым, духовно красивым. Колыбельную песню можно назвать первым педагогическим произведениембольшой воспитательной силы. Для изучения в школе детям предлагаются колыбельные песни в обработке Я. Степового, Л. Ревуцкого, П. Чайковского и многих композиторов-классиков и современников.
Растущий интерес вызывают у детей изучение колядок и щедривок (которые на протяжении многих веков были основой детской музыки), в основном украинских («Коляд, коляд, колядиця», «Щедрівочка щедрувала», «Павочка ходя», «Добрий вечір тобі, пане-господарю», «Щедрик»), что обусловленно возрождением интереса к церковной музыке и религиозным праздникам.
Колядки и щедривки - это старинные обрядовые песни с пожеланием богатства и здоровья. Жанр колядок и щедрівок занимает определенное место в профессиональной музыке Г. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Г. Мясковского, Г. Свиридова, К. Стеценко, Г. Лисенко и др.
К обрядовым песням, любимым детьми, относятся веснянки - украинские песни призывающие весну («Розлилися води», «Благослови мати», «Весняночко-паняночко», «Ой, дай, Боже, весну почати»»). Веснянки по своей структуре не сложны, ритмичны, носят веселый характер. Их основная воспитательная цель - привить любовь к труду.
Еще один из видов народных песен, любимых детьми, - хороводы, связанные со стародавними обрядами. Самые древние хороводы - праздничные. К ним готовились заранее и в них принимали участие все - от мала до велика. В хороводах-играх первостепенную роль играл текст. Обязательным было наличие хора, запевалы и действующих лиц, обыгрывающих слова песни.
Важную познавательную и воспитательную роль играют исторические и трудовые народные песни. Трудовые песни возникли вместе со стремлением людей облегчить физический труд; песня объединяла единым ритмом труд целого коллектива. Часто запевал кто-то один, а остальные отдыхали, а в припеве дружно подхватывали и начинали работу (яркий пример трудовой песни - русская народная песня «Эх, дубинушка, ухнем!»).
Исторические народные песни несут в себе много информации: здесь и история развития семьи, и народная мораль, и исторические события. По характеру мелодий исторические песни близки к речевому сказительству, но в большинстве своем они протяжные и напевные.
Известны семейно-бытовые, любовные, бурлацкие, наймацкие, лирические народные песни. Мелодия этих песен, зачастую, развивается медленно, она протяжная, напевная (русские народные лирические песни: «Уж ты, поле мое», «Ой, да ты, калинушка», украинские: «Ой, у полі криниченька», «Коло млину, коло броду», «Де ж моя воля?», «Ой, посіяла я ріпку»).
Очень важно, изучая те или иные жанры народной музыки, показать детям связь народного творчества с классической музыкой. Небольшое количество примеров музыки, написанной авторами для детей, сохранились издревле до наших дней. В основном широкое распространение имеют профессиональные вокально-хоровые произведения композиторов-классиков: И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.
В Украине наибольшего расцвета детская профессиональная музыка достигла в XVII столетии. И сегодня в школе изучаются хоровые произведения украинских композиторов (Д. Бортнянского, А.Л. Веделя, Г.С. Березовского).
В ХІХ столетии появляются первые сборники песен, где немало хоров и для детей (А. Лядова, Г. Мамонтовой, О. Гречанинова, П. Чеснокова).
Детская музыка советского периода воспитывает наилучшие чувства (патриотизма, дружбы, любви, человечности) на своих ярких, разнообразных музыкальных образах. Это песни и хоры Ю. Чичкова, А. Филипенко, Л. Дичко, Т. Чудовой, Д. Кабалевского, С. Рустамова, О. Яковчука, Ю. Рожавской, Г. Карминского и многих других.
К синтетическим музыкальным жанрам относится опера, балет, оперетта, где музыка органически соединена с пением, театральным действием, танцем, декоративной живописью. Сила оперного жанра, балета - в его синкретичности. На фоне ярких театральных декораций органично связаны все художественные грани оперы: выразительное пение, оркестровое сопровождение и актерская игра, что производит большое эмоциональное впечатление. В балете сливаются воедино сольные и массовые танцы, симфоническая музыка, яркое декоративное оформление. Но главная и решающая роль принадлежит музыке. Именно в ней воплощается основная идея синтетического зрелища.
Для изучения школьникам представлены хоровые, танцевальные и музыкальные фрагменты из балетов: «Медный всадник» Г. Глиера; «Лілея» К. Данкевича; «Майска ночь», «Рождественская ночь» Е. Станкевича; Г. Чембержи «Сон Дрьомич»; С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»; А. Кос-Анатольского «Хустка Довбуша»; С. Слонимского «Ікар»; А. Хачатуряна «Гаянэ».
Большоераспространение получила опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском музыкальном спектакле «Маленький трубочист или давайте ставить оперу» Бриттена (ор. 45, 1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. Состав оркестра - струнный квартет, ударные и фортепианов 4 руки. Популярна также детская опера Б. Бриттена «Ноев ковчег» (ор. 59, 1958 г.), созданная по мотивам старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей!) для профессиональных музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, которые только начинают играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фортепиано, ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорит хор, солисты и 50 детских голосов, которые поют отдельные реплики).
Развитию детской оперы и балета в советский период способствовал единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и управляемый Г.И. Сац. Популярность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» К, «Маша и Медведь», «Теремок», «Топтигин и », «Царевна-несмеяна», «Морозко» Красева, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Принц и нищий», «Дюймовочка» Подгайца, „Белоснежка и семь гномов» Колмановского, «Волшебная флейта» Моцарта; балеты для детей: «Три толстяка» Оранского, «Доктор Айболит» Морозова, «Конек-горбунок» Щедрина, «Буратино» Вайнберга и также Рыбникова и др.
Музыка занимает большое место в детских фильмах: «Красная шапочка» А. Александрова, а позднее А. Рыбникова; «Золушка» Спадавеккиа; «Деть капитана Гранта» Дунаевского, «Приключение Электроника» Крылатова, „Синяя птица А. Петрова. Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: «Бременские музыканты» композитора Г.И. Гладкова, «Крокодил Гена» композитора Г.П. Зива, „Чебурашка, „Крошка енот В. Шаинского.
Песни А. Островского, А. Долуханяна, З.Левиной, Е.Жарковского, В. Мурадели, С. Туликова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского (кантаты „Песня утра, весны и мира, „О родной земле, артековские песни), А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, Л. Афанасьева, А. Флярковского, П. Аедоницкого, Е. Птичкина, Б. Савельева („Кот леопольд). Исполняются они и взрослыми певцами перед детской аудиторией.
. Современная украинская музыка для детей
Формирование музыкальной культуры школьников, развитие духовного богатства, национального сознания личности обеспечивается через лучшие произведения мировой классики, народной музыки и произведения украинских композиторов.
О. Ростовский предлагает рассмотрение современной музыки в двух значениях: в узком (музыка, созданная в наше время) и в широком (музыка, которая отвечает современным идеалам). В своей программе автор делает акцент на многокрасочное творчество классиков композиторов, подчеркивая актуальность жизненного содержания их музыки в наши дни. „В широком понимании, - отмечает О. Ростовский, - музыка прошедших, даже самых давних времен, если она проникнута идеями гуманизма, созвучна нашим идеалам, становится нашим современником, входит в сокровищницу мировой культуры. Так, И. Бах и В. Моцарт, Л. Бетховен и Ф. Шопен, Э. Григ и М. Глинка, М. Мусоргский и А. Бородин, Н. Лисенко и П. Чайковский, М. Березовский и А. Ведель, С. Гулак-Артемлвский и Я. Степовий становятся в один ряд с С. Людкевичем, Б. Лятошинским, Л. Ревуцким, А. Штогаренко, и все они влияют на наш духовный мир.
Программа по музыке З. Жофчака завершает изучение украинской музыки на изучении творчества С. Людкевича, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко, В. Вериковского, А. Штогаренко, Д. Данькевича, Ю. Мейтуса, Г. Майбороды, В. Кирейко.
Что касается современности в музыке, программа О. Нижника предлагает тему в 8-ом классе „Современная жизнь музыкальной Украины (ІV четверти). Эта тема рассчитана на расширение воображения учеников о современной музыкальной деятельности на Украине: концертные залы, театры, творческие коллективы, конкурсы и фестивали в наши дни. Для обсуждения предлагается деятельность театров оперы и балета (Киевский, Львовский, Одесский, Харьковский и тому подобное), органных залов (Киевский, Львовский, Ривенский), творческих коллективов (Украинский государственный хор имени Г.Верьовки, Государственная хоровая капелла „Думка, „Трембита, Государственная заслуженная капелла бандуристов Украины, Государственный заслуженный академический симфонический оркестр Украины и т.п.), конкурсы, фестивали (композиторский имени Н. Лисенко (Киев), конкурс хоровых коллективов имени Н. Леонтовича (Киев), фольклорные фестивали: „Берегиня (Луцк), „Коляда (Ровно), „Майская калина (Одесса); авторской песни - „Золотые ворота (Киев), „Оберег (Луцк); украинской детской эстрадной песни - „Веселад, „Надежда).
Что же касается творчества украинских композиторов конца ХХ века, проанализировав существуя программы мы видим, что произведения изучаются редко. В основном - это произведения для хорового пения и детские песни (П. Петриненко, В. Верменич, И. Карабиць, В. Івасюк, Л. Дичко, М. Скорик, др.).
История украинской профессиональной музыки свидетельствует о постоянном совершенствовании музыкальных форм, музыкальной драматургии, музыкального языка и стиля. На основе традиций композиторов-классиков (Н. Лисенко, В. Косенко, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, Ф. Колесса) идет процесс „переинтонирования украинского музыкального фольклора. В одном случае композиторы ориентируются на определенные фольклорные образцы, когда народная песня определяет интонационный строй произведения („Писанки Л. Дичко; фортепианные миниатюры из „Альбома фортепианных пьес для детей„ Л. Колодуба; „Четыре фортепианных пьесы для детей В. Шумейко). Во втором случае авторы стремятся выстроить с максимальной точностью историческую атмосферу („Отзвуки веков Г. Саская; „Маленькая поэма в армянском стиле„ Л. Колодуба и т.п.).
Практически всё свое музыкальное творчество посвятила детям Ю. Рожавская. Ею были созданы несколько песенных циклов: „Песни-рисунки (1962), „Песни-поговорки (1966), „Песни-загадки (1967), „Песни-считалки (1968), „Мой цветочек (1969), каждый из которых подчиняется определенной художественно-смысловой идее. В этих циклах красочно воссозданы и фольклорные источники, и детский интонационный словарь, и умело использовано фортепиано, которое ярко дополняет портреты героев. „Песни-загадки и „Песни-считалки предназначены не только для слушания, но и для детского исполнения. Эти песенные циклы можно использовать для обучения детей-дошкольников и первоклассников.
Для детей младшего школьного возраста у Ю. Рожавской есть сборник „Карусель, где композитор разумно и ненавязчиво воспитывает детей, учит наблюдать жизнь, увидеть в ней хорошее и плохое, посмеяться над веселым и задуматься над серьезным. Главным средством обучения при этом являются не нудная дидактика, а яркая музыкальная образность.
Музыкальная сказка „Зайка-зазнайка написана с учетом разных вариантов исполнения - и профессиональными актерами, и школьниками, она готовит детей к восприятию сложных оперных форм. Музыка спектакля вводит детей в интонационную атмосферу украинской песенности, народной и современной.
Главными работами Ю. Рожавской как драматурга стали балет „Королевство кривых зеркал (по одноименной сказке В. Губарева) и опера „Сказка о потерянном времени (по сказке Е. Шварца).
В творческом наследии украинского композитора М. Сильванского значительное место занимает музыка для детей. Все произведения М. Сильванского для детей можно разделить (как и у всех композиторов, которые работали в этой сфере) на две группы: музыка для детского исполнения и музыка для детей в исполнении взрослых. К первой группе относятся песенки для малышей, фортепианные пьесы педагогического репертуара, два фортепианных концерта, балеты „Необычный день, „Мальчиш-Кибальчиш, маленький балет-инсценировка „Весенняя сказка для детского сада, „Концерт-фантазия для фортепиано, камерного оркестра и детского хора.