Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у
детей дошкольного возраста
1.1 Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической
литературе
1.2 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
Вывод по первой главе
Глава 2. Игра как средство развития познавательных процессов у
детей дошкольного возраста
2.1 Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного
возраста
2.2 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
посредством дидактической игры
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Додатки
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития
познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской
психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно
благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что
познавательная активность является непременной предпосылкой формирования
умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сегодня,
современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных
фрагментарных "облегчённых" знаний об окружающем, а вполне
достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и
отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области
умственного воспитания дошкольников, Поддьяков Н.Н. так же справедливо
подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию
действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место
в традиционной системе умственного воспитания [21, с.13].
Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных
в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой
человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических,
биологических и социальных условий развития. Проблеме способам и методам
развития познавательных процессов были посвящены исследования: Божович Л.И.,
Вербицкого А. А.,. Выготского Л. С, Гальперина П.И., Давыдова В.В., Ильина
В.С., Леонтьева А.Н., Марковой А.К., Матюшкина А.М., Петровского А.В.,
Талызиной Н.Ф., Цукерман Г.А., Фридмана Л. М, Шамовой Т.И., Щукиной Г.М.,
Эльконина Д.Б., Якиманской И.С. и др.
Особенности развития познавательных процессов в дошкольном
возрасте, условия и методы их формирования в различных видах деятельности
изучены в работах Землянухиной Т.М., Годовиковой Д.Б., Кригер Е.Э., Лисиной
М.И., Павловец Т.А., Серебряковой Т.А., Чумаковой С.П. и др. Однако вопросы
развития познавательных процессов у дошкольников в процессе игры в дошкольном
учреждении требуют дальнейшей разработки.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было
выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных
процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности
совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном
учреждении.
Данное противоречие позволило сформулировать тему
исследования: "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного
возраста посредством дидактической игры".
Объект исследования: процесс развития
познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить
возможности дидактической игры как средства развития познавательных процессов у
детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1. Рассмотреть понятие о познавательных процессах в
психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть специфику развития детей дошкольного
возраста.
. Обосновать роль дидактических игр в развитии детей
дошкольного возраста.
. Выявить возможности игры как средства развития
познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Теоретическую базу исследования составили труды
отечественных учёных, занимающихся выбранной нами проблемой таких как:
Вавиловой Е. Н.,. Васильевой М. А, Глазыриной Л.Д., Дворкиной Н.И., Демчинина
А.А. и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
Структура и объем работы: работа состоит из
введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы,
включающего 29 наименований и приложение. Общий объем работы составляет 38
страниц.
познавательный процесс дидактическая игра
Глава 1.
Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей дошкольного
возраста
.1 Понятие о
познавательных процессах в психолого-педагогической литературе
Познание является объемным и многозначным термином по своему
содержанию. Наиболее часто под ним понимается процесс получения и постоянного
обновления знаний, необходимых человеку.
Познание - специфическая, уникальная деятельность человека,
направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек
выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его
чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в
познавательном взаимодействии как более пассивное начало [22, с.99].
С точки зрения современной теории познания, идеальные модели,
создаваемые субъектом в ходе познавательной деятельности, никогда не бывают,
тождественны, идентичны своему объекту.
В психологии познание - это термин, обозначающий человеческую
способность думать, вспоминать и предвидеть. Здесь подчеркивается родовой
характер этого термина, поскольку он используется для обозначения всех
процессов, связанных с приобретением знаний. Понятия "познание" и
"знание" всегда соседствуют друг с другом, поскольку последним
обозначаются цель и результат всего процесса познания. Современная психология
особо подчеркивает активный, творческий характер познавательного процесса, его
несводимость только к отражению объективного мира [22, с.101].
Познавательные психические процессы - это общее название
ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения. Все они
участвуют в познании действительности, в формировании знаний, навыков, умений
всей личности. Познавательные процессы взаимосвязаны. [1, с.5].
Ощущения - отражение отдельных свойств предметов,
непосредственно воздействующих на наши органы чувств [1, с.23].
Восприятие - отражение предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков
этих предметов [1, с.23].
Память - отражение прошлого опыта или запечатление,
сохранение и воспроизведение чего - либо [1, с.26].
Воображение - создание образов таких предметов и явлений,
которые никогда не воспринимались человеком раньше [1, с.28].
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение в коре
головного мозга связей между предметами и явлениями [1, с.31].
В современной психологии принято выделять две группы
познавательных процессов:
. специфические;
. неспецифические.
Специфические или собственно познавательные - это чувственные
процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и
др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств
и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе [22, с.102].
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения <#"787963.files/image001.gif">
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать
характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную
отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать
желание помогать им.
Дидактическая игра:
"Дворик мельника"
Дворик мельника.
<#"787963.files/image003.gif">
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками,
фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или
другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту
канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)
Дидактическая игра:
"Рыболов"
Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в
зависимости от возраста детей.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
. "Какого она размера, цвета" Цель: упражнять детей
в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.