Анализ состояния банковской системы Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    772,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состояния банковской системы Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура

1.1 Понятие и признаки банковской системы

1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ

1.3 Деятельность кредитных организаций

2. Анализ состояния банковской системы Российской Федерации

2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ

2.2 Анализ деятельности кредитных организаций

2.3 Проблемы и перспективы развития и функционирования банковской системы России

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Введение


Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты.

Проблемы банковской системы пока более заметны, чем ее достижения. По оценкам, накопления российских граждан на сегодняшний день составляют не более 1-2% ВВП. Это негативно сказывается на качестве экономического роста - основную часть сбережений в России делает государство, но не в форме внутренних инвестиций, а в стабилизационном фонде, это очень тревожная тенденция. Не имея достаточных средств, российский банковский сектор прибегает к иностранным инвестициям. Значительная часть активов банков страны состоит из иностранного капитала, в то время как свои деньги лежат мертвым грузом в различных фондах.

Одним из главных рисков, с которым сегодня столкнулась банковая система, - ростом невозврата кредитов. Сейчас совокупная задолженность перед банками держится пока на уровне 4%.

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем и перспектив развития банковской системы РФ.

Исходя из этой цели, были поставлены задачи:

¾      изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;

¾      рассмотреть деятельность Банка России;

¾      проанализировать работу кредитных организаций:

¾      обозначить проблемы банковской системы Росси и перспективы развития банковской системы РФ.

Объект: банковская система Российской Федерации

Предмет: механизм действия банковской системы России.

банковская кредитная система россия

1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура


1.1 Понятие и признаки банковской системы


Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Современная банковская система РФ состоит из двух уровней. Первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй - кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков. Практически во всех государствах законодательство устанавливает двухуровневую структуру банковской системы, где на вершине находится Центральный банк страны, а на втором уровне - иные банки, отвечающие требованиям, предъявляемым национальным законодательством.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. [10]

К банковским операциям относятся:

¾      привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

¾      размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

¾      открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

¾      осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

¾      инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

¾      купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

¾      привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

¾      выдача банковских гарантий;

¾      осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

¾      кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

¾      выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

¾      приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

¾      доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

¾      осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¾      предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

¾      лизинговые операции;

¾      оказание консультационных и информационных услуг др.

¾      Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Статьей 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности.

Кредитные организации в свою очередь, подразделяются на две группы банки и небанковские кредитные организации. [7]

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [9].

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Одним из элементов банковской системы РФ являются иностранные банки. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Каждая кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.

Банковская система РФ функционирует на основе ряда принципов. [14]

. Законность.

Функционирование банковской системы должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Особая роль в правотворчестве принадлежит Центральному Банку РФ, который праве принимать правовые акты, обязательные для всех кредитных организаций.

. Стабильность и надежность банковской системы.

Стабильность банковской системы обеспечивается путем создания резервов. На стабильность банковской системы направлена система обязательного страхования банковских вкладов физических лиц, введенная ФЗ Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

. Гласность банковской системы

Согласно статье 8 ФЗ "О банках и банковской деятельности", кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

¾      ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

¾      ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

. Самостоятельность и независимость кредитных организаций.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

. Сохранность банковской тайны.

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.

1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ


Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. [14]

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. [1]

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции: монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; и т.д.

1.3 Деятельность кредитных организаций


Банковская система представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов - кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых являются эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.

Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РФ. Устав банка должен содержать [10]:

¾      наименование банка и его почтовый адрес;

¾      перечень банковских операций;

¾      размер уставного капитала, резервного, страхового и иных фондов;

¾      указание на то, что банк является юридическим лицом;

¾      данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Уставы банков готовятся в соответствии с рекомендациями Центрального банка России и могут включать иные положения, связанные с особенностями деятельности банков. Банки обязаны уведомлять Банк России обо всех изменениях, вносимых в устав.

Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в банк России, а запись в реестре аннулируется.

Реестр банков, изменения и дополнения к нему публикуются Банком России в открытой печати.

Банки обязаны соблюдать следующие установленные Банком России положения [15]:

¾      экономические нормативы;

¾      минимальный размер уставного капитала банка;

¾      предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

¾      показатели ликвидности баланса;

¾      минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России;

¾      максимальный размер риска на одного заемщика;

¾      ограничение размеров валютного и курсового рисков;

¾      ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Банки, включая Банк России, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов (кроме случаев, предусмотренных законами РФ).

Коммерческие банки выполняют множество различных функций. К одной из основных можно отнести функцию мобилизации и концентрации свободных денежных ресурсов. Это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобилизации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих клиентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.

Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Для создания таких гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Значимой банковской функцией является предоставление кредита. Она относится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит предоставляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками) и субъектами кредитования (заемщиками). Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма денежных ресурсов создает возможность перераспределить их неоднократно. Необходимость использования банковского кредита обусловливается круговоротом капитала предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотного и основного капиталов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С другой стороны, кредит является основным источником получения банками прибыли. С функцией предоставления кредита связана функция перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе круговорота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на принципах банковского кредита. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в экономике, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельность. Уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков. Однако, при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков, и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке. [20]

Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.

Уставный капитал коммерческого банка составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Банк России, как было сказано выше, устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. [21]

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации, и с этого момента кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, которые учитываются в реестре выданных лицензий.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. [23]

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Банк России в определенных законом случаях может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, а в отдельных случаях обязан это сделать.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Кредитная организация вправе создавать филиалы и представительства.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Банк России может осуществить принудительную ликвидацию кредитной организации по своей инициативе.

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). [14]

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поэтому считаем логичным рассмотреть деятельность Центрального банка и кредитных организаций за прошедший год.

2. Анализ состояния банковской системы Российской Федерации


2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ


Рост реального ВВП в последний год замедлился, и отмечаются неоднозначные признаки подъема (рис.1). В середине 2012 года началось замедление темпов экономического роста, и он снизился до 3,4 процента в год (с примерно 4,5 процента в 2010-2011 годах) и еще более замедлился в первом квартале 2013 года - до 1,6 процента (относительно того же периода предыдущего года). Активный рост реальной заработной платы и розничного кредита в первой половине 2013 года поддерживал потребление, в то время как неблагоприятные внешние условия и нерешительные инвестиции тормозили рост, особенно в обрабатывающей промышленности и строительстве, где отмечалось его падение на помесячной основе (с сезонными поправками) в апреле/мае, а затем частичное восстановление в июне. Уменьшение инвестиций отражает значительное сокращение капиталовложений крупных энергетических компаний: завершилось несколько крупных инвестиционных проектов, а денежные потоки пострадали от ретроактивной коррекции цен на поставки газа в Европу. Оценки указывают на то, что замедление роста привело к устранению наблюдавшегося в 2012 году небольшого положительного разрыва между потенциальным и фактическим объемом производства. Краткосрочные показатели дают неоднозначную картину, но в целом свидетельствуют о некотором подъеме активности в последние месяцы, и на их основании можно сделать заключение о перспективах более активного роста в течение остальной части текущего года.

Рост ВВП за период 2007-2013 годов

Рис. 1

Инфляция начала постепенно снижаться. Инфляция повысилась с низкого уровня в 3,6 процента в мае 2012 года до 7,4 процента в мае 2013 года относительно того же периода предыдущего года, что главным образом было связано с потрясениями цен на продовольствие и повышением регулируемых государством тарифов. Последствия этих явлений постепенно рассеиваются, и в июне инфляция снизилась до 6,9 процента (относительно того же периода предыдущего года). Используемый показатель базовой инфляции (служащий хорошим представительным показателем для трендового уровня инфляции) оставался с четвертого квартала 2012 года несколько ниже общей инфляции, свидетельствуя о том, что во второй половине текущего года инфляция может еще уменьшиться.

Недавняя неспокойная ситуация на мировых финансовых рынках сказалась на российских финансовых рынках. Последствия объявления о возможном сведении на нет нетрадиционных мер денежно-кредитной политики в США и других внешних событий создали некоторое давление на обменный курс, внутренний рынок облигаций и на цены акций и, возможно, внесли свой вклад в некоторое ускорение оттока капитала. События на Кипре пока не оказали на Россию существенного влияния. Каналы передачи вторичных эффектов из и вовнутрь страны по-прежнему связаны в основном с денежными переводами работников-мигрантов, торговлей, в том числе с ценами на нефть, и в меньшей степени - с финансовыми взаимосвязями; внешние вторичные последствия ситуации в России в основном распространяются на страны СНГ и Балтии.

Обменный курс становится все более гибким, а внешнеэкономическое положение России в целом соответствует среднесрочным экономическим детерминантам (рис. 2). В середине 2013 года курс рубля относительно корзины валют снизился на 6 процентов, что было самым большим падением среди стран Европы с формирующимся рынком и привело к некоторым умеренным интервенциям со стороны ЦБ РФ. Впоследствии курс рубля снова несколько повысился. В последующие месяцы текущего года Министерство финансов начнет проведение регулярных покупок иностранной валюты на рынке для депонирования в государственные фонды нефтяных сбережений, управляемые ЦБ РФ. Это облегчит для ЦБ РФ управление ликвидностью, устранив периодическое изъятие ликвидности, характерное для предыдущей системы депонирования в ЦБ РФ сбережений в рублях.

Обменные курсы

Рис. 2

Экспорт России по-прежнему в большой степени состоит из энергоресурсов (на которые в 2012 году приходилось две трети экспорта), а общая диверсификация экспорта в последние годы уменьшилась. Вступление России в ВТО в августе 2012 предоставило иностранным компаниям доступ на внутренние рынки нескольких секторов, но для этого потребуются длительные переходные периоды в случае значимых отраслей, таких как автомобилестроение, переработка мясной продукции и страхование.

Потоки капитала в целом следовали за динамикой счета текущих операций (Рис. 3). Чистый отток частного капитала составил в 2012 году 54 млрд долл. (2,7 процента ВВП), и его движущей силой выступал небанковский частный сектор. [4] Отток продолжался в начале 2013 года и еще увеличился в мае-июне, чему способствовало ожидавшееся снижение курса рубля.

Потоки капитала частного сектора (Млрд долл. США, квартальные)

Рис. 3

Общее сальдо бюджета в текущем году снова склоняется к дефициту, в то время как направленность налогово-бюджетной политики без учета нефти является примерно нейтральной (табл. 1). Сальдо бюджета сектора государственного управления в 2012 году было положительным (0,4 процента ВВП), но в 2013 году оно становится отрицательным со снижением цен на нефть. Рост ненефтяных поступлений характеризовался ослаблением (под негативным влиянием замедления экономического роста и налоговых льгот, связанных с Олимпийскими играми в Сочи), особенно в части НДС и налогов на прибыль, но меры ограничения расходов пока поддерживают ненефтяное сальдо в целом на неизменном уровне относительно прошлого года. С перечислением в Резервный фонд нефтяных сбережений 2012 года его сальдо увеличилось с 3 процентов ВВП в 2012 году до 4,1 процента ВВП по состоянию на середину 2013 года, что существенно ниже среднесрочного целевого показателя правительства в 7 процентов ВВП. Размеры ФНБ составляют 4,0 процента ВВП. Министерство финансов отказалось от принципиальных изменений в налоговом режиме, ссылаясь на важность стабильности, но рассматривается вопрос о налоге на имущество, который приведет к увеличению поступлений в региональные бюджеты и может помочь в покрытии утвержденных повышений заработной платы. Прогнозировавшийся на 2013-2015 годы поступления от приватизации были пересмотрены в сторону понижения, поскольку правительство переносит свой акцент на привлечение вливаний капитала частного сектора в государственные предприятия. Средний срок инструментов государственного долга увеличился до 4,5 года по сравнению с 3,5 года в прошлом году. [4]

Новое бюджетное правило, основанное на цене нефти, удерживает позиции, но возникают факторы давления в сторону увеличения расходов. Бюджетное правило, утвержденное в декабре 2012 года, налагает жесткие лимиты на уровень федеральных расходов. Однако правительство поддерживает дополнительные расходы иными средствами, в том числе следующими: увеличением в 2013 году гарантий по кредитам на один процент ВВП - часть этой меры ведет к формированию расходов, подлежащих выплате из будущих бюджетов) предоставлением до 450 млрд рублей (0,7 процента ВВП) в форме кредитов ФНБ в поддержку планируемых инвестиций ГЧП в области инфраструктуры, связанных со скоростной железной дорогой между Москвой и Казанью, новой московской кольцевой автодорогой и модернизацией Транссибирской железной дороги) созданием стимулов для инвестиций на Дальнем Востоке, что связано с налоговыми освобождениями на период 2014-2027 годов. Государственные бюджеты также находятся под давлением в связи с утвержденными повышениями заработной платы и подготовкой к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году и Кубку мира 2018 года. [4]

ЦБ РФ установил целевой показатель инфляции на конец 2013 года на уровне от 5 до 6 процентов. Целевой диапазон ЦБ РФ на 2014-2015 годы установлен в 4-5 процентов. Однако ЦБ РФ объявил о том, что он рассматривает вопрос о переходе на точечный целевой показатель в 4,5 процента с симметричным диапазоном допустимых отклонений в +/ - 1,5 процентных пункта с 2014-2015 годов.

В условиях сохраняющейся высокой инфляции направленность денежно-кредитной политики оставалась неизменной. Основная директивная ставка оставалась на постоянном уровне с сентября 2012 года. ЦБ РФ постепенно снижал некоторые вторичные ставки по более долгосрочным механизмам финансирования в попытках укрепить механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики. Ставки денежного рынка несколько изменились во втором квартале 2013 года вследствие ограниченного прямого доступа банков второго и третьего звена к рефинансированию Центрального банка. Состояние ликвидности было изменчивым и определялось бюджетным циклом и сезонными факторами. В июле ЦБ РФ ввел в действие новый механизм 12-месячного рефинансирования с плавающей ставкой, обеспечением нереализуемыми на рынке активами и гарантиями и минимальной процентной ставкой на 25 процентных пунктов выше стандартной ставки по механизму РЕПО. После первоначального аукциона в конце июля ставки денежного рынка несколько снизились.

ЦБ РФ указал в сообщениях для общественности, что эта инициатива призвана смягчить ограничения, обусловленные требованиями к залогу, которые препятствовали доступу банков к межбанковскому рынку, и должна способствовать укреплению механизма передачи воздействия денежно-кредитной политики. В настоящее время в распоряжении ЦБ РФ имеется около двенадцати механизмов для предоставления ликвидности и ее поглощения, включая постоянные механизмы с фиксированной ставкой и обеспечением в форме различных классов залога, а также основанные на аукционах инструменты. И те, и другие предусматривают различные сроки: от овернайт до одного года.

Общий рост кредита замедлился, но розничное кредитование продолжает увеличиваться. Реальный рост кредита снизился в первом квартале 2013 года до 11,3 процента (относительно того же периода предыдущего года) по сравнению со средними темпами роста на уровне 15 процентов в год в течение 2011-2012 годов. Розничное кредитование увеличилось примерно на 40 процентов, а необеспеченное залогом розничное кредитование выросло в 2012 году примерно на 55 процентов относительно того же периода предыдущего года. Кредитование предприятий в первой половине 2012 года активно росло, но с тех пор темпы этого роста замедлились. Спад в основном определялся спросом, отражая низкий уровень инвестиций и большую опору на финансирование оборотного капитала. Еще одним фактором было некоторое уменьшение предложения вследствие ужесточения норм капитализации банков и пруденциальных нормативов, а также расширения разрывов в финансировании (в значительной мере закрываемых увеличением финансирования со стороны ЦБ РФ). Чистым следствием стало повышение ставок по кредитам. ЦБ РФ ввел с января 2013 года более высокие нормы формирования резервов на покрытие возможных убытков по ссудам в отношении необеспеченных кредитов и повысил с июля 2013 года вес розничных кредитов по риску, но пока еще рано оценивать влияние этих мер на объем кредитования. Коэффициент НОК снижался благодаря быстрому росту кредита, но при этом объем НОК увеличивался в номинальном выражении. Индекс качества кредитов компании “FICO" снижается с 2012 года вследствие быстрого роста в секторах кредитного рынка с самым высоким риском (особенно необеспеченных потребительских кредитов и кредитных карт) и увеличения случаев отказа от выполнения обязательств в этих сегментах рынка. Есть свидетельства того, что в первом полугодии 2013 года общее качество активов снизилось, и НОК могут быстро вырасти в случае замедления роста кредита. По данным отчетности, средний коэффициент достаточности капитала в банковской системе в целом снизился с 18,1 процента в конце 2010 года до 13,4 процента в феврале 2013 года. Согласно оценкам ЦБ РФ, две трети этого снижения обусловлено расширением кредитования со стороны банков, а одна треть объясняется введением более консервативных пруденциальных норм.

Степень емкости и эффективность финансового сектора остается низкой. Отношение кредита к ВВП в России на уровне 52 процента ниже среднего по сопоставимым странам. Конкуренции между банками препятствует высокая концентрация в верхнем эшелоне и чрезмерная фрагментация в нижнем эшелоне банковской системы. Государственные банки занимают доминирующее положение, и на них приходится более половины всех кредитов и депозитов. Это частично объясняется наличием неявных государственных гарантий депозитов и легким доступом к финансированию со стороны ЦБ РФ и государства. Рост принадлежащих государству банков в последние годы усугублял эту ситуацию. При этом крупные частные банки, наоборот, едва достигают доли рынка розничных депозитов в 1-2 процента. Более мелкие частные банки, численностью более 700, сталкиваются с трудностями в том, чтобы пользоваться межбанковским рынком, показывают низкую рентабельность, сталкиваются с высокими рисками в связи с концентрацией активов и обязательств и с трудом поддаются надзору. В то же время значительная часть роста кредитования приходилась на специализированные розничные банки.

2.2 Анализ деятельности кредитных организаций


Показатели, свидетельствуют о динамике роста по некоторым показателям деятельности кредитных организаций. Так, активы банковского сектора увеличились на 7,6%, собственный капитал вырос на 112%. [5]

Валюта сводного баланса в целом увеличилась на 514,4 млн. руб. или на 7,6%, что связано, в первую очередь, с увеличением собственных средств на 624,4 млн. руб. или на 112%, и кредитов, полученных у Национального Банка - на 130,5 млн. руб. или на 12,6%. В то же время депозиты юридических лиц (кроме кредитных организаций) сократились на 31,6 млн. руб. или в 3,7 раза.

На 01.01.2013 г., по сравнению с 01.01.2012 г., произошло значительное снижение уставного капитала - на 15,3%, которое обусловлено, в основном, отзывом лицензий у кредитных организаций. По состоянию на 01 января 2013 года валюта сводного баланса кредитных организаций составила сумму 7 271,6 млн. руб. и, по сравнению с 01.01.2012 г. темп роста составил 107,6%, а в абсолютной сумме увеличение составило 514,4 млн. руб. [5]

Собственные средства (брутто) увеличились на 27,4% или на 281,6 млн. руб., а собственный капитал кредитных организаций с учетом корректировок увеличился на 624,4 млн. руб. и достиг суммы - 1 181,6 млн. руб. (табл.2) Привлеченные средства увеличились на 4,4% - с 3 139,7 млн. руб. до 3 277,0 млн. руб., в связи с ростом заемных средств на 22,3%, а также в следствии увеличения средств на счетах физических лиц - на 44,5%.

Прочие средства также увеличились на 3,7%, составив сумму 2 687,0 млн. руб. Этот рост обусловлен увеличением амортизации основных средств на 55,3% - с 136,3 млн. руб. до 211,6 млн. руб., доходов будущих периодов по кредитным операциям на 11,7% - с 558 млн. руб. до 623 млн. руб. По состоянию на 01 января 2013 г. общая сумма депозитов (вкладов) физических лиц (резидентов и нерезидентов) составила 475 млн. руб. [5]

Анализ структуры вкладов населения свидетельствует о преобладающей доле депозитов на срок от 1 до 3 лет и свыше (табл.3). На конец 2012 года данная категория депозитов занимала 40,6% от общей суммы вкладов. Также значительную долю - 23,2% занимали вклады на срок от 181 дня до 1 года, и по сравнению с 2011 годом их доля увеличилась на 9,7 процентных пункта. Рост депозитов, особенно долгосрочных, позволяет наращивать ресурсную базу у кредитных организаций и посредством нее расширять масштабы кредитования экономики страны.

 

Таблица 3. Структура депозитов (вкладов) физических лиц по сводному балансу кредитных организаций на 01 января 2013г. по срокам их хранения

 

 

2012

2011

 

Депозиты по срокам размешения

сумма

уд. вес, (%)

сумма

уд. вес, (%) м

Темп роста, (%)

1

До востребования

53 736

11,2

54 153

10,5

99,2

2

До 30 дней

2 000

0,4

0

0

0

3

От 31 до 90 дней

4 673

1

4 333

0,8

107,8

4

От 91 до 180 дней

26 369

5,6

33 365

6,5

79

5

От 181 до 1 года

110 074

23,2

68 893

13,5

159,8

6

От 1 года до 3 лет

192 663

40,6

294 401

57,5

65,4

7

Свыше 3 лет

85 540

18

56 735

11,1

150,8

 

Итого:

475 055

100

511 880

100

92,8


За 2013 год гражданам, разместившим вклады, выплачены доходы в виде процентов за вложенные средства в размере 65,4 млн. руб., доля которых в общей сумме процентных расходов составила 34,2%.

Эффективное функционирование банковской системы зависит от состояния пассивов кредитных организаций. Ресурсная база имеет первостепенное значение, т.к. процессы образования кредитных ресурсов и предоставления ссуд находятся в тесной взаимосвязи. От ресурсного потенциала и его стабильности зависит объем активных кредитных операций, а, следовательно, и доходы кредитных организаций.

По состоянию на 01 января 2013 г. валюта сводного баланса (брутто) кредитных организаций составила 7 271,6 млн. руб., по сравнению с началом года увеличилась на 7,6%.

Значительную долю - 41% в структуре совокупных активов занимает общая сумма кредитных вложений, которая составила 2 983,5 млн. руб. и по сравнению с 1 января 2012 года уменьшилась на 31 млн. руб. или на 1%. Это снижение было обусловлено уменьшением задолженности по пролонгированным и просроченным ссудам в общей сумме на 108 млн. руб. и одновременном росте задолженности по срочной ссуде на 77 млн. руб.

В структуре активов 8,5% приходится на долю основных средств, и по сравнению с показателем на 01 января 2012 года их доля увеличилась на 1,1 процентного пункта и составила в сумме 619,5 млн. руб. На долю неполученных процентов приходится 8,4% или 607,7 млн. руб., и по сравнению с 01 января 2012 года их доля увеличилась на 0,4 процентных пункта (на долю задолженности по просроченным процентам приходится 5,7% из общей суммы).

Денежные средства (наличные) и средства на корсчетах составили общую долю 8,6%, и по сравнению с 1 января 2012 года их доля не изменилась. Депонированные обязательные резервы составили в сумме 85,4 млн. руб. и на их долю приходится всего 1,2%.

При этом выдача кредитов юридическим лицам (без кредитных организаций) увеличилась на 1,6%, и их доля в общей сумме выданных ссуд возросла с 58% до 59,6%.

Наибольший удельный вес в общей сумме выданных кредитов приходится на негосударственный сектор экономики - 56,7%, на долю госпредприятий приходится 2,9% общей суммы выданных кредитов.

Выдачи кредитов физическим лицам сократились на 21,3%, составив сумму 842,2 млн. руб., и их доля, соответственно, уменьшилась на 7,3 процентного пункта. Увеличилась выдача кредитов индивидуальным предпринимателям на 28,3% (229,1 млн. руб.).

Показатели, характеризующие состояние кредитных отношений с заемщиками (хозяйствующими субъектами) в разрезе по объектам кредитования.

Показатели свидетельствуют о качестве ссудных портфелей в разрезе по объектам кредитования.

В целом кредиты, предоставленные юридическим лицам без кредитов кредитным организациям, составили - 1 777,1 млн. руб., а их доля в общей сумме кредитных вложений - 59,6%.

Значительная доля кредитов, используемая на строительство, реконструкцию и ремонт основных средств в общей сумме выданных кредитов юридическим лицам составила - 22,4%, а общая сумма предоставленного кредита на покупку товаров для продажи, включая ГСМ и стройматериалы, составила 495 млн. руб., а удельный вес - 16,6%, на приобретение техники, оборудования и транспортных средств пришлось - 9,8.

Данные показывают, что по сравнению с 2012 годом доля "стандартных" ссуд увеличилась на 4,1 процентного пункта, составив 57,0% против 52,9%, увеличились "сомнительные ссуды" - на 52,2% и их доля возросла с 7,2% до 11%. Это является следствием недостаточного изучения кредитоспособности (т.е. обеспеченности возврата выдаваемых кредитов) заемщиков до предоставления им кредита. Сократились "нестандартные ссуды" - на 27,6%, а их доля - на 5,4 процентного пункта и "безнадежные ссуды" - на 14,6%, а их доля на 2,3 процентного пункта.

Кредитные отношения с заемщиками характеризуются как высоко рисковые, риск связан с необеспечением ссудозаемщиками возврата кредита в установленные в договорах сроки, в результате происходит пролонгация сроков уплаты, и, как следствие, образуется задолженность по просроченным ссудам и процентам. Все это приводит к замедлению оборачиваемости кредитных ресурсов, к их снижению и недополученную кредитными организациями доходов и прибыли из-за низкой рентабельности кредитных вложений.

Из-за нарушения сроков возврата кредитов по договорам, задолженность по пролонгированным ссудам на 01 января 2013 года составила в сумме 463,7 млн. руб. или 15,5 % в общей сумме числящейся задолженности по ссуде, а задолженность по просроченной ссуде составила в сумме 479,4 млн. руб., а ее доля - 16,1%.

Пролонгированные ссуды числятся на балансах у 8-ми кредитных организаций, а просроченные у всех 11 кредитных организаций, наличие которых снижает качество кредитных портфелей.

В целом по кредитным организациям на 01 января 2013 г. общая сумма обесцененных ссуд (II-V категории) достигла 1 281,7 млн. руб., доля которых в общей сумме кредитных вложений составляет 43%. Сумма начисленных резервов на возможные потери по ссудам достигла 585,7 млн. руб., доля которых в общей сумме обесцененных ссуд составила 45,7%, а к сумме кредитных вложений - 19,6.

Несвоевременный возврат кредитов сокращает у кредитных организаций ресурсы для предоставления кредитов другим хозяйствующим субъектам, эффективно осуществляющим свою деятельность, создающим с участием банковского кредита новую стоимость, а не превращающим кредит в источник покрытия убытков и использования его для решения различных финансовых проблем, не способствующих развитию своей экономики и экономики региона и страны в целом.

2.3 Проблемы и перспективы развития и функционирования банковской системы России


В Банковской системе РФ существует множество проблем, но мы рассмотрим часть из них, наиболее важных и предложим пути их их решения.

)        Недостаток денежных средств в экономике.

Самая главная проблема, состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Что бы выйти из этой ситуации предлагаем изменить условия кредитования. Для примера рассмотрим такую рыночно развитую страну как Сингапур, где кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. В стране низкий процент по кредиту и упрощенная процедура его получения. Предприниматель может быстро получить заёмные средства на продвижение товарной категории и получить прибыль, тем самым покрыть расходы и дальше развивать бизнес. В России высокие ставки по кредиту и что бы получить деньги необходима бюрократическая волокита, вследствие которой нет гарантий на получение необходимой суммы, поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости. Отсюда вытекает следующая проблема.

2)      Конкуренция на российском банковском рынке с иностранными банками.

Отечественным банкам сложно конкурировать с иностранными. Кредитование у наших банков по большому счёту происходит за счёт накопительных вкладов, величину которых сложно спрогнозировать. А собственных средств у банков не достаточно. Как выход из ситуации предлагаем слияние мелких банков в один большой, а результате чего получим несколько сильных банков.

)        Низкая капитализация и нехватка ресурсов.

Отечественный банковский сектор не склонен к накоплению капитала. И из за низкого уровня доверия к российской экономике международные потоки капитала проходят стороной, растущая инфляция тормозит процесс капитализации. Решение проблемы: ужесточение банковского законодательства. Ввести новые законы, которые снизят риски для иностранных резидентов и упростят их вход на российский рынок. Так же предложить мелким банкам объединить свои капиталы.

)        Медленное развитие и совершенствование банковской нормативной базы. В законодательстве по прежнему множество "лазеек" и неосвещённых вопросов. Решение: выносить законы опираясь на мнение предпринимателей, которым заинтересованы в справедливых, но действенных законах.

5)      Низкая динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций, что в значительной мере сдерживает экономический рост регионов. Одной из мер для решения этой проблемы было принятие закона об отмене государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно для полноценного решения проблемы.

В целом ситуация в банковском секторе непростая, но находится под контролем ЦБ. Основная проблема - с заемщиками банков. Негативные процессы в экономике могут сказаться на увеличении просроченной задолженности и обслуживании долгов, как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны физических лиц. Банки готовятся к этой ситуации, наращивая резервы. Банки объективно должны наращивать резервы в связи с предстоящими потерями. От государства для стабилизации в этом секторе требуется выделение дополнительных денег для поддержки банков. Но нельзя давать капитал просто так, в первую очередь нужно направлять его на восстановление балансов банков, в этом случае на период выхода из кризиса мы получим жизнеспособную банковскую систему. Если у банков много плохих долгов, то, как показывает опыт, такие банки тормозят развитие экономики. В течение текущего года, просроченная задолженность в целом по российской банковской системе будет находиться в среднем на уровне 10%, и для решения проблемы долгов потребуется 1 трлн. рублей. Но если показатель просроченной задолженности вырастет до 20%, то средств потребуется вдвое больше.

Заключение


В данной работе изучена основы, функции и структура банковской системы России. В результате проделанной работы выявлены основные проблемы банковской системы.

Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России - создание условий для ведения банковского бизнеса в регионах.

Банк России продолжит работу по следующим направлениям:

обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;

обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Банком России будет продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

Каждая коммерческая организация имеет как доходы, так и расходы, банки не являются исключением. Расходы банка можно разделить на обязательства перед вкладчиками по процентам, налоги, расходы на текущею деятельность и развитие, расходы на выплату бонусов и дивидендов, а так же расходы на создание резервов на возможные потери.

Использование на нужды банка денег вкладчика можно рассматривать как взятием банком кредита у эти вкладчиков. Систематическое использование подобного кредита ведёт к увеличению внутреннего долга банку, и может привести к дефолту кредитной организации.

Анализ деятельности Банка России показал, что по прежнему остаются проблемы в банковском секторе. Россия зависит от внешнего рынка, в частности от цен на нефть. Высокие затраты на строительство и проведение Олимпийских игр нецелесообразны.

Анализ деятельности кредитных организаций выявил, что кредиты никак не обеспечены ссудозаемщиками, что приводит к высоким рискам банкротства. Не обеспеченность кредита может привести к ситуации 2008 года.

Проблемы в банковском секторе контролируются ЦБ РФ, но низкий уровень капитализации банков и нехватка ресурсов по прежнему остаётся на прежнем уровне. После вступления в ВТО конкуренция возросла, и Российский рынок не может выдержать конкуренции.

Библиографический список


1.      Федеральный закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 №86-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=124709 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124709>

.        Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 Г.). [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: <http://www.consultant.ru/popular/bank/>

.        Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.26.07.2006), от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 131-ФЗ, от 30.12.2006 № 267-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 05.07.2007 № 127-ФЗ.). [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: <http://www.consultant.ru/popular/currency/>

.        Статистические данные Центрального Банка. [Электронный ресурс]: Банк России, Режим доступа: <http://www.cbr.ru/>

.        Статистические данные кредитных организаций. [Электронный ресурс]: Банк, Режим доступа: <http://www.nb-ra.org/>

.        Статья. [Электронный ресурс]: Научно-практическая конференция ученых и студентов с дистанционным участием, Режим доступа: http://sibac. info <http://sibac.info/>

.        Андрюшин С.А. Особенности эволюции банковской системы в России. / С.А. Андрюшин М.: Эксмо, 2009. - 267 с.

.        Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ, 2010. - 405 с.

.        Банки и банковское дело /Под ред.И.Т. Балабанова, СПБ: Питер, 2007. - 302 с.

.        Банковское дело /Под ред.В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, М.: ЮНИТИ, 2009. - 303 с.

.        Банковское дело /Под ред.Г. Г. Коробовой, СПБ: Питер, 2008. - 751 с.

.        Банковское дело/Под ред. Е.П. Жаровской, М.: ОМЕГА, 2005. - 440 с.

.        Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой НКЦ, 2008. - 576 с.

.        Банковское законодательство /Под ред. Е.Ф. Жукова, М.: ЮНИТИ, 2007. - 387 с.

.        Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. / Л.П. Белых, М.: Банки и биржи. 2011-315с.

.        Денежное обращение. Кредит и банки. /Под ред.Н.Г. Антонова, М.А. Песселя, М.: ЮНИТИ: 2011. - 487 с.

.        Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /Под ред.В.П. Воронина, С.П. Федорова, М: Юрайт. - 2009. - 500с.

.        Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ., 2011. - 458 с.

.        Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. О.И. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 2007. - 534 с.

.        Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидорова В.Н., Коммерческие банки и их операции, М.: ЮНИТИ, 2012.

.        Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие/ под ред.Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, 2008. - 280 с.

.        Финансы. Денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М: ЮНИТИ., 2010. - 340 с.

.        Финансы: Учебник / под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2007. - 634 с.

Приложение 1


Таблица 1. Бюджетные операции РФ, 2009-2014

Сектор государственного управления

2009

2010

2011

2012

2013

прогноз на 2014

1

2

3

4

5

6

7

Доходы

35

34,6

37,4

36,9

36,8

36,1

В том числе: доходы от нефти

8,9

9,6

11,5

11,3

10,2

9

В том числе: не связанные с нефтью доходы

26,1

25

25,9

25,6

26,7

27,2

Налоги

25,9

26,5

28,8

28,5

27,8

26,8

Налог на прибыль предприятий

3,3

3,8

4,1

3,8

3,6

3,5

Налог на доходы физ. лиц

4,3

3,9

3,6

3,6

3,7

3,7

5,3

5,4

5,8

5,7

5,9

6,1

Акцизы

0,9

1

1,2

1,3

1,5

1,5

Таможенные тарифы

6,9

7

8,4

7,9

7

6,3

Налог на добычу природных ресурсов

3

3,3

3,9

4,4

4,1

3,6

Другие налоговые поступления

2,3

2,2

1,8

1,8

1,9

2,1

Социальные отчисления

5,9

5,3

6,3

6,2

7

7,3

Гранты

0

0

0

0

0

0

Прочие поступления

3,2

2,8

2,3

2,2

2

2

Расходы

41,4

38

35,8

36,5

37,5

36,8

Текущие расходы

34,5

32,2

30,2

31,7

32,6

32

Оплата труда работников

9,9

8,2

7,3

4,9

4,8

4,8

Использование товаров и услуг

5,8

4,8

4,9

4,1

4,2

4,1

Проценты

0,6

0,6

0,6

0,6

0,8

0,8

Субсидии

3,3

2,8

3

7,6

6,6

6,5

Гранты

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

Социальные пособия

12,8

14

12,2

12,5

12,5

12,5

Другие расходы

1,8

1,7

2

1,9

3,7

3,3

Чистое приобретение нефинансовых активов

6,9

5,9

5,6

4,8

4,9

4,8

Валовое операционное сальдо

0,6

2,4

7,2

5,2

4,2

4,1

Чистое кредитование (+) /заимствование (-) (общее сальдо)

-6,3

-3,4

1,5

0,4

-0,6

-0,7

Чистая стоимость финансовых активов, операции

6,3

3,4

-1,5

-0,4

0,6

0,7

Чистое приобретение финансовых активов

-5,6

-2,6

2,4

2,2

0,5

0,5

Внутренних

-5,6

-2,6

2,4

2,2

0,5

0,5

Внешних

0

0

0

0

0

0

Чистое принятие обязательств

0,8

0,8

0,9

1,7

1,1

1,2

Внутренних

1,1

0,5

1,1

1,5

0,9

1

Внешних

-0,3

0,3

-0,2

0,2

0,2

0,2

Изменение величины просроченной задолженности и

 

 

 

 

 

 

статистические расхождения

0

0

0

0

0

0

Федеральное правительство

 

 

 

 

 

 

Доходы

18,9

17,9

20,4

20,5

19

18

В том числе: доходы от нефти

7,8

8,4

10,3

10,2

9,3

8,3

В том числе: не связанные с нефтью доходы

11,1

9,5

10,1

10,3

9,7

9,8

Расходы

24,9

21,8

19,6

20,6

19,7

18,7

Текущие расходы

21,4

18,7

16,5

17,9

16,9

15,7

Чистое приобретение нефинансовых активов

3,5

3,2

3,1

2,7

2,8

3

Валовое операционное сальдо

-2,5

-0,7

3,8

2,7

2,1

2,3

Чистое кредитование (+) /заимствование (-) (общее сальдо)

-6

-3,9

0,8

-0,1

-0,7

-0,6

Чистое приобретение финансовых активов

-5,2

-3,1

1,6

1,7

0,2

0,4

Внутренних

-5,2

-3,1

1,6

1,7

0,2

0,4

Внешних

0

0

0

0

0

0

Чистое принятие обязательств

0,8

0,8

0,9

1,7

0,8

1

Внутренних

1,1

0,5

1,1

1,5

0,6

0,8

Внешних

-0,3

0,3

-0,2

0,2

0,2

0,2


Таблица 2. Структура пассивов по сводному балансу кредитных организаций на 01.01.2013г. (тыс. руб.)

 

 

Период на конец года

 

 

 

2011

2012

 


Показатели

сумма

уд. вес, (%)

сумма

уд. вес, (%)

Темп роста, (%)

1

Привлеченные средства

3 277 017

45

3 139 730

46,5

104,4

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

-Средства на корсчетах, откры-

2355

0

610

0

386,1

 

-межбанковские кредиты и депо-

1 282 451

17,6

1 048 692

15,5

122,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

-кредиты, выданные Националь-

1 162 451

16

1 031 894

15,3

112,7








 

-средства на счетах клиентов

1 125 793

15,5

1 272 170

18,8

88,5








 

-депозиты юр. лиц

11 577

0,2

43 180

0,6

26,8

 

-средства в расчетах

1 922

0

1 625

0

118,3

 

-средства на счетах физ. лиц

377 864

5,2

261 573

3,9

144,5

 

-депозиты физ. Лиц

475 055

6,5

511 880

7,6

92,8

2

Собственные средства (брутто)

1 307 527

18

1 025 954

15,2

127,4

3

Прочие средства

2 687 034

37

2 591 544

38,3

103,7

 

Итого:

7 271 578

100

6 757 228

100

107,6


Похожие работы на - Анализ состояния банковской системы Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!