в области внешних сношений. Так, например, Конституция Республики Молдова предоставляет Парламенту право утверждать основные направления внешней политики, ратифицировать, денонсировать, приостанавливать действие международных договоров, заключенных Республикой Молдова (ст.66), и аннулировать их. Президент Республики имеет следующие полномочия в области внешней политики: ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры... аккредитует и отзывает дипломатических представителей, утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатической миссии, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств (ст.86). Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства (ст.96). Центральным специализированным органом государства, проводящим политику государства в области внешних сношений, является Министерство иностранных дел".
Согласно Закону об организации Правительства Федеративной Республики Германии (ст.П) переговоры с иностранными государствами могут вестись лишь с разрешения или по поручению Федерального Министерства иностранных дел. Руководителем делегации на международных переговорах независимо от области, в которой они ведутся, обязательно должен быть представитель Министерства иностранных дел. В исключительных случаях полномочия представителя МИДа могут быть делегированы.
Нормы международного права устанавливают функции дипломатических миссий, их юридический статус, права и обязанности, привилегии, льготы, дипломатический иммунитет и т.д. Нормы международного права, регламентирующие дипломатическую деятельность, закреплены в двусторонних договорах и соглашениях, а также в соответствующих международных конвенциях. Эти конвенции можно считать попыткой кодифицировать нормы международного права, обобщить и унифицировать многообразие местных обычаев и правил.
Как внутреннее право, так и международное устанавливают правила, согласно которым ведутся переговоры и подписываются юридические акты в форме соглашений, договоров, конвенций, пактов и др. Согласно нормам внутреннего права, в каждом государстве определены его представители, которые по своему положению имеют право вести переговоры и подписывать международные договоры и другие договоренности, не имея на каждый случай специальных полномочий. Такими представителями являются глава государства, глава правительства и министр иностранных дел.
Дипломаты, являющиеся сотрудниками министерства иностранных дел, независимо от чина и должности могут вести переговоры о договорах и международных договоренностях от имени государства лишь при условии предоставления им на это полномочий. Эти полномочия предоставляются либо главой государства, либо главой правительства (в зависимости от договора, вокруг которого ведутся переговоры) и заверяются министром иностранных дел.
2. Дипломатическое право как отрасль международного публичного права
Дипломатическое право охватывает совокупность норм международного права, которые регламентируют организацию, задачи, полномочия и статус государственных органов, ведающих вопросами внешней политики, и которые устанавливают обязанности субъектов международного права.
Дипломатическое право определяется как отрасль публичного международного права, предметом которого являются нормы и практика, регламентирующие внешние сношения государств и других субъектов международного права.
Предметом дипломатического права являются различные сферы дипломатической деятельности, которую осуществляют государственные органы внешних сношений (министерство иностранных дел, постоянные и временные дипломатические миссии), а также определенные сферы деятельности международных организаций и дипломатических конференций.
К субъектам дипломатического права относятся суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности; международные организации. В качестве субъектов дипломатического права выступают также государствоподобные образования, имеющие свои характерные особенности.
Согласно положениям Конвенции Монтевидео 1933 г., государства могут считаться субъектами международного права только при соблюдении следующих условий:
а)постоянное население;
б)определенная территория;
в)правительство;
г) правоспособность входить в отношения с другими государствами.
Нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, могут быть причислены к субъектам международного права в случае, когда они:
а)создали собственные властные органы;
б)осуществляют функции публичной власти;
в)контролируют определенную территорию;
г)получили международное признание.
Примером такого рода может служить Организация Освобождения Палестины, получившая международное признание и поддерживающая дипломатические отношения со многими государствами.
В качестве противоположного примера можно привести остров Тайвань, государственное образование, не признанное мировым сообществом (независимо от «признания» Вашингтоном), которое не пользуется в полной мере статусом субъекта международного права.
Также не имеют статуса субъекта международного права самопровозглашенные республики бывшего СССР и бывшей Югославии: «приднестровская молдавская республика», «абхазская республика», «крымская республика», «албанская республика Косово».
Межправительственные международные организации признаются субъектами международного права, на основании чего могут направлять дипломатические миссии, которые будут существовать как при международных организациях, так и в государствах, не входящих в число членов этой организации. Например, Европейский Союз имеет дипломатические миссии в Токио и Вашингтоне на основе соглашений с правительствами Японии и США, в которых определены тип, ранг, функции и статус этих миссий.
Под квалификацию государствоподобных образований в качестве субъектов дипломатического права подпадают Папское государство (Святейший престол, или Ватикан), Международный Комитет Красного Креста и Мальтийский Орден), обладающие характерными особенностями в отношении направляемых ими миссий.
Международный Комитет Красного Креста" не является ни международной организацией, ни государством. Был основан в 1863 г. как международный комитет по оказанию помощи раненым. На момент создания Комитета в него входило 15-20 швейцарцев и он представлял собой юридическое лицо, подчиняющееся внутренним законам Швейцарии.
Международный Комитет Красного Креста содействовал развитию гуманитарного права и организовал в 1864 г. международную конференцию, на которой была подписана Конвенция об уходе за ранеными солдатами воюющих армий.
Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. предоставили Международному Комитету Красного Креста международный статус и право направлять делегатов. Согласно статусу, полученному на основании этих Конвенций, делегаты Комитета, которые являются гражданами Швейцарии, имеют право на владение дипломатическими паспортами, пользуются иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью, свободой передвижений.
Начиная с 1960 г. Комитет заключил почти 20 договоров с разными странами с целью обеспечения особого статуса для своих представителей. В договорах, подписанных между Комитетом и рядом стран, сделаны ссылки на дипломатический статус, определенный Венской конвенцией 1961 г. На сегодняшний день Международный Комитет Красного Креста имеет почти 350 представителей в 45 государствах.
Мальтийский Орден", который еще носит названия «Госпитальеры» или «Иоанниты», не имеет отношения к государству Мальта и был основан в Иерусалиме в 1099 г. во времена крестовых походов. В средние века он имел статус княжества в составе Священной Римской империи Германской нации, что позволяло ему самостоятельно устанавливать дипломатические отношения.
В период между 1309 и 1522 гг. Орден распространял суверенитет на остров Родос. С 1523 г. обосновался на Мальте и действовал до 1798 г., когда остров был захвачен Наполеоном.
В 1836 г. Святейший престол предоставил Мальтийскому Ордену экстерриториальный статус, на основании чего
Орден возобновил практику установления дипломатических отношений с другими государствами. В настоящее время Мальтийский Орден имеет дипломатические отношения с 41 государством.
Источники дипломатического права классифицируются как прямые источники или основные, формальные источники и материальные.
Международный договор является важным источником дипломатического права. Международные договоры подразделяются на двусторонние, которые служат источниками международного права в определенных ситуациях, и многосторонние договоры, определяющие обширные области сотрудничества между государствами.
Двусторонние договоры служат источниками дипломатического права в следующих ситуациях: установление дипломатических отношений между государствами, открытие учреждение постоянных дипломатических миссий, совместное определения класса, которое должно быть присвоено главе дипломатической миссии, определение численности персонала дипломатической миссии.
В многосторонних договорах определяются широкие области межгосударственного сотрудничества путем кодификации существующих обычаев и создания новых юридических норм.
Первой международной конвенцией, регламентирующей аспекты дипломатической деятельности, был Венский регламент 1815 г. о дипчоматических агентах. 28 февраля 1928 г. на международной панамериканской конференции в Гаване 14 латиноамериканскими странами была подписана Конвенция о дипломатических агентах. 18 апреля 1961 г. на Конференции в Вене была принята Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. На сегодняшний день в Конвенции участвуют 150 государств. Республика Молдова присоединилась к упомянутой Конвенции в 1993 г. В 1963 г. была принята Венская конвенция о консульских сношениях. В настоящее время 117 стран являются участниками этой конвенции, в том числе с I993 г. Республика Молдова. 10 декабря 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о специальных миссиях, в которой в настоящее время участвуют 29 стран.
декабря 1973 г. Генеральной Ассамблей ООН утверждена Конвенция о предотвращении преступчений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатов, известная под названием «Нью-Йоркская конвенция 1973 г.». Она вступила в силу в 1977 г, и в настоящее время в ней участвуют 70 государств.
В течение достаточно длительного периода был принят целый ряд международных конвенций, регламентирующих деятельность международных организаций и в особенности касающихся привилегий и иммунитетов этих организаций. Так, 13 февраля 1946 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций22. Республика Молдова присоединилась к этой конвенции в 1995 г. Отметим факт, что США, на территории которых находится штаб-квартира ООН, не присоединилась к вышеуказанной конвенции.
ноября 1947 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН, в которой в основном предусматривались те же иммунитеты и привилегии, что и в отношении ООН. Франция не присоединилась к этой конвенции, несмотря на то, что на ее территории, в Париже, находится штаб-квартира ЮНЕСКО, одного из специализированных учреждений ООН. В феврале-марте i 975 г. в Вене состоялась международная конференция, на которой была предпринята попытка принять Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Однако Конвенция не вступила в силу. Ключевой проблемой, помешавшей ратификации и принятию данной Конвенции многими государствами, в том числе и странами, на территории которых расположены штаб-квартиры международных организаций, явилась несогласованность позиций при выработке единых подходов по вопросу о придании постоянным миссиям и делегациям статуса, равного посольскому и, соответственно, дипломатическому.
Международный обычай, который определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», продолжает оставаться одним из источников дипломатического права и регламентирует дипломатические отношения между государствами в следующих областях: а) сферы, не регламентированные многосторонними конвенциями; б) отношения между странами, не присоединившимися к многосторонним конвенциям.
Юриспруденция и доктрина международного права признаются источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда.
Основные принципы международного права признаются источниками международного права в соответствии со ст. 38 п. 1 Статута Международного Суда, где указывается, что ни одна юридическая норма или дипломатическое действие не могут быть созданы с целью нарушения основных принципов международного права.
3. Взаимодействие между дипломатией, внешней политикой и международным правом
Целью дипломатии является проведение внешней политики с помощью специфических методов и средств, в соответствии с нормами дипломатического права. В зависимости от внешней политики государства дипломатическая деятельность может прекращаться. Например, в случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами внешняя политика государства, выступившего инициатором этого разрыва, используется для достижения определенных целей, и не ставит перед дипломатией конкретных задач.
Дипломатическое право как отрасль международного публичного права играет инструментальную роль, т.е. содействует достижению целей внешней политики и предлагает способы установления и поддержания отношений между государствами. Роль дипломатического права в этом аспекте, однако, не идентична роли дипломатии: в то время как дипломатия представляет собой инструмент реализации внешней политики, дипломатическое право по самой своей сути представляет волю государств и содержит совместно утвержденные и применяемые нормы поведения; дипломатическое право служит общей цели международного сообщества, а не политике определенного государства, и формирует необходимые рамки законодательных условий для установления и развития отношений между государствами.
4. Дипломатическая практика и международная процедура
Дипломатия и дипломатическая практика тесно связаны с международными отношениями государств и международной процедурой. Практически невозможно представить эти категории, отделив одну от другой. Изучение истории дипломатии подразумевает в какой-то мере и изучение истории международных отношений. Изучая и анализируя дипломатическую практику какого-либо государства, необходимо представить и проанализировать структуру, функции и методы организации и деятельности дипломатической службы этого государства, способы и средства проведения его внешней политики. Другими словами, дипломатическая практика представляет собой особый вид деятельности определенных государственных учреждений, уполномоченных для работы в сфере внешних сношений, и определенных публичных чиновников, которые работают в этих государственных учреждениях.
Государственные учреждения (государственные органы внешних сношений), занимающиеся проведением внешней политики, могут подразделяться на: а) внутригосударственные учреждения, б) зарубежные учреждения. Внутригосударственные органы в свою очередь подразделяются на учреждения, которые представляют государство во всех областях (глава государства, парламент, правительство, глава правительства, министерство иностранных дел), и на учреждения, которые представляют государство только в одной области внешних сношений (министерство внешней торговли, в государствах, где существуют подобные министерства, и министерства и государственные ведомства, ведущие международную деятельность в пределах, определенных внутренним законодательством.). Следует отметить, что понятие дипломатическая служба используется только в отношении учреждений, специализирующихся в области внешних сношений, - министерство иностранных дел - и особых чиновников этого министерства (дипломатов).
Зарубежные государственные учреждения можно разделить на две группы: постоянные (посольства, дипломатические миссии, консульства, постоянные представительства при международных организациях и торговые представительства, в странах, где они действуют)) и временные (специальные миссии, делегации на международных конференциях и другие типы временных миссий). Понятие дипломатической службы применимо только к дипломатическим миссиям (посольства и постоянные представительства при международных организациях).
Правила международной процедуры представляют собой совокупность общепринятых правил и стандартов международного поведения. По традиции международные процедуры применяются на международных конференциях на высшем уровне и в отношениях между международными организациями, когда нормы международного права не кодифицированы либо недостаточно выработаны, в результате чего участники внешних сношений пользуются методом аналогии. В подобных случаях мы могли бы утверждать, что (правила) международные процедуры выступают как источник международного права. Например, на международных конференциях в Сан-Франциско, Думбартон-Оксе, Женеве, Вене, Хельсинки и т.д. в случаях, когда конкретно не были определены процедура (регламент) или порядок различных действий, использовалась формулировка: «согласно правилам международной процедуры» и происходила ссылка на прецедент, который впоследствии становился правилом поведения или организационным стандартом на соответствующей конференции.
Список литературы
Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 2008.
Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. - М., 2005.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. - М., 2001.
Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2007.
Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2006.
Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А. Василика. - М., 2004.
Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2007.
Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 2006. №6.