Система страхования банковских вкладов физических лиц в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система страхования банковских вкладов физических лиц в Российской Федерации


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: "Финансы, денежное обращение и кредит"

Тема работы: "Система страхования банковских вкладов физических лиц в Российской Федерации" (на материалах ОАО "Сбербанк России")









Барнаул 2013

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты системы страхования банковских вкладов

.1 История развития системы страхования вкладов в России

.2 Система страхования банковских вкладов: цели, задачи и принципы

.3 Участники системы страхования вкладов

. Анализ деятельности коммерческих банков по привлечению вкладов физических лиц в условиях функционирования системы страхования вкладов (на примере ОАО "Сбербанк России")

.1 Характеристика деятельности ОАО "Сбербанк России" на рынке привлечения вкладов физических лиц в условиях функционирования системы страхования вкладов (на примере ОАО "Сбербанк России")

.2 Проблемы и трудности в деятельности коммерческих банков связанные с участием в системе страхования вкладов

. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в России (на примере ОАО "Сбербанк России")

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Для любой банковской системы важны стабильность и доверие со стороны вкладчиков. Стабильность обеспечивается благодаря наличию ряда факторов, одним из которых мировая практика признала систему страхования вкладов.

Системы страхования (гарантирования) вкладов населения, действующие почти во всех экономически развитых странах, показали свою эффективность, способствуя вовлечению в реальный сектор экономики самого большого и долгосрочного кредитного ресурса - накоплений граждан.

Создание российской системы обязательного страхования вкладов населения является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что обязательное страхование вкладов является для российского права новым институтом; в советском гражданском праве необходимость в подобном институте отсутствовала, т.к. все банки являлись государственными, и государством как их собственником обеспечивались гарантии сохранности вкладов.

В то же время мировая практика показывает, что обязательное страхование вкладов является весьма распространенным правовым институтом. Так, по данным Международного валютного фонда, обязательное страхование банковских вкладов предусмотрено практически во всех европейских странах, в США, Канаде, в 12 латиноамериканских, 10 африканских и 8 азиатских государствах, а всего приблизительно в 70 странах.

Целью курсовой работы является выявление перспектив в развитии системы страхования банковских вкладов в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть историю развития системы страхования вкладов в России;

изучить сущность и содержание системы страхования вкладов;

рассмотреть участников системы страхования вкладов;

проанализировать тенденции рынка вкладов в современных условиях на примере ОАО "Сбербанк России";

сформулировать возможные пути совершенствования системы страхования вкладов.

Предмет исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования системы страхования вкладов.

Объектом исследования данной курсовой работы является деятельность ОАО "Сбербанк России" на рынке привлечения вкладов физических лиц.

Методами использования при написании курсовой работы являются метод наблюдения, метод индукции и дедукции, методы анализа финансовой отчетности: вертикальный (трендовый), горизонтальный и др. Применение каждого из этих методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты системы страхования банковских вкладов, а именно рассмотрена сущность системы, цели, задачи, принципы, участники системы страхования банковских вкладов, дана история развития страховой деятельности в России.

Во второй главе проведен анализ деятельности ОАО "Сбербанк России" на рынке привлечения вкладов физических лиц.

В третьей главе курсовой работы выявлены проблемы и даны перспективы системы страхования банковских вкладов в России

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области осуществления банковской деятельности, законодательные, нормативные и методические материалы, а так же труды Алексеева Д.Г, Борисова А.Н, Жихарева А.В и других авторов.

В качестве эмпирической базы исследования использовались данные финансовой отчетности ОАО "Сбербанк России" за три года.

Работа размещена на 35 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты системы страхования банковских вкладов

.1 История развития системы страхования вкладов в России

Кризисные явления, периодически происходившие в отечественной банковской системе на протяжении 90-х годов, пиком которых стал дефолт, объявленный 17 августа 1998 г. наглядно продемонстрировали необходимость создания механизмов, позволяющих если не предотвратить их возникновение, то активно им противостоять и минимизировать негативные последствия. Банковских систем, абсолютно не подверженных кризисам, не существует. Равно как нет и единой схемы страхования вкладов, универсальной для всех стран: каждое государство решает проблему сохранности денежных средств, размещенных в банках, по-разному [21,c. 4-7].

Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании различных страховых фондов.

Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках", определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991 - 1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации. коммерческий банк страхование депозит

Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации", которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992 - 1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.

К 1994 г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков. Комитетом Государственной Думы по банковскому законодательству была проведена работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков. Результатом работы стал законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках", в соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам (Федеральную резервную корпорацию гарантирования вкладов). В июле 1996 г. законопроект был одобрен в первом чтении, три года находился в согласовании в Госдуме, в сентябре 1999 г. был принят во втором и третьем чтении. Однако Совет Федерации отклонил законопроект [17, c.57].

Для преодоления последствий системного кризиса 1998 г. была создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Этот этап становления российской системы страхования вкладов характеризовался формированием необходимой законодательной базы для проведения реструктуризации банковского сектора. Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам. Были приняты законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О реструктуризации кредитных организаций".

Совершенствование концепции системы страхования вкладов повлекло, по сути, перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" [17, c.58].

До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это - ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 28 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации", ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственность Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований как гарантию возврата вкладов граждан в банках, ст. 39 закона о банках, в соответствии с которой банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов.

.11.2003 г Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Следующим этапом становления российской системы страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании вкладов. Надзорный орган должен был установить требования к участию в системе страхования вкладов банков и определить процедуры рассмотрения ходатайств банков о включении в данную систему. В этой связи был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов. В частности, в связи с возникшей необходимостью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с признанием банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, в 2004 г. был принят Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации".

По состоянию на 1 января 2013 года в систему страхования вкладов входит 891 банк, размер фонда составил 217 млрд., число страховых случаев - 131, Страховое возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 000 руб.[28].

.2 Система страхования банковских вкладов: цели, задачи и принципы

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создана система страхования вкладов населения. Система страхования вкладов - это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ [7].

Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых в российских банках. В настоящее время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам, но не более 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются "автоматически" со дня вхождения в систему страхования вкладов.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц. Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Согласно федеральному закону о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования названы следующие цели:

защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

укрепление доверия к банковской системе;

стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации [7].

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере.

В России страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст. 3 Закона о страховании банковских вкладов:

обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, а так предусмотрены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:

уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Благодаря фонду обязательного страхования, ССВ сокращает риск наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств, но при этом увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Противоречие ССВ заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона о страховании вкладов, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

обязанности банков по представлению и размещению информации;

составление и представление Агентством отчетности;

аудит Агентства;

получение Агентством отчетности банков и иной информации;

систему контроля за функционированием системы страхования вкладов.

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов. Размер фонда по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 190,6 млрд. руб.

Основными источниками формирования Фонда являются имущественный взнос государства (7,9 млрд. руб.), страховые взносы банков и доходы от инвестирования средств Фонда.

Страховые взносы едины для всех банков-участников системы страхования вкладов и подлежат уплате банком на ежеквартальной основе. Ставка страховых взносов банков в Фонд устанавливается советом директоров Агентства и в настоящее время составляет 0,1 % среднего размера страхуемых вкладов физических лиц в банке за соответствующий квартал.

За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный квартал года. Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период. При угрозе образования краткосрочного дефицита фонда для расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Уплата взносов будет осуществляться в валюте Российской Федерации. В случае если вклады выражены в иностранной валюте, уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.

Распределение рисков потери сбережений между государством, банками и вкладчиками

Система страхования вкладов в России построена на основе защиты, прежде всего средних и мелких сбережений, что позволяет защитить экономические интересы подавляющего большинства граждан.

В соответствии с законом возмещение по вкладам устанавливается в размере 100% суммы вклада, но не более 700 тыс. руб. По экспертным оценкам, указанный размер страхового возмещения в современных условиях позволит обеспечить эффективную защиту личных сбережений примерно для 85-90% вкладчиков.

Помимо выше перечисленных выделяют еще три принципа организации ответственной системы страхования вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона, но выводимые из других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная скорость выплат.

Принцип допуска в систему только финансово устойчивых банков означает, что участниками системы становятся только банки, которые удовлетворяют ряду дополнительных требований к учету, отчетности, финансовому положению и соблюдают обязательные экономические нормативы. Установление этого принципа предопределено необходимостью, ограничения финансовых рисков системы страхования вкладов путем исключения возможности присутствия в ней проблемных банков.

Введение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором - лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

Принцип максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлен тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения [12,с.187].

Все принципы системы страхования банковских вкладов можно разделить на две группы: организационные и финансовые (рис. 1).

Рисунок 1 - Принципы системы страхования банковских вкладов

.3 Участники системы страхования вкладов

Участниками системы страхования вкладов являются:

вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;

банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые страхователями;

Агентство, признаваемое страховщиком;

Банк России при осуществлении им функций, вытекающих из Закона о страховании вкладов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) [1,п. 1 ст. 927 гл. 48].

В рамках системы страхования вкладов отношения между банком и Агентством носят публично-правовой характер и основываются на нормах закона, а не договора страхования. Согласно Закону о страховании банковских вкладов страхование вкладов не требует заключения договора страхования.

Согласно закону о страховании вкладов: банки признаются страхователями, Агентство - страховщиком и вкладчики - выгодоприобретателями [13].

Под вкладчиком понимается гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад.

Вкладчики как участники системы страхования вкладов согласно п. 1 статьи 4 Законом о страховании вкладов признаются выгодоприобретателями по аналогии с лицами, не являющимися стороной договора страхования, но в пользу которых заключен договор страхования. Это значит, что при наступлении предусмотренных Законом событий (страхового случая) страховщик обязан выплатить вкладчику возмещение по вкладу в пределах установленной Законом суммы.

Под банком понимается кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в установленном порядке.

Участниками системы страхования вкладов являются только те банки, которые внесены в установленном порядке в реестр банков. Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов.

Банки как участники системы страхования вкладов признаются страхователями по аналогии со стороной договора страхования, уплачивающей страховщику обусловленную договором плату (страховую премию). Соответственно, банки являются лицами, за счет которых осуществляется страхование вкладов граждан [7].

Агентство по страхованию создается в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов. Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Агентство признается для целей названного Закона страховщиком по аналогии со стороной договора страхования, обязующейся за страховую премию при наступлении страхового случая возмещать выгодоприобретателю причиненные вследствие наступления страхового случая убытки. Статус, цель деятельности и полномочия Агентства установлены в гл. 3 Закона о страховании вкладов[5].

Агентство по страхованию вкладов является некоммерческой организацией. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Агентство по страхованию имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Согласно Закону о страховании вкладов местонахождение центральных органов Агентства - город Москва, центральными органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

В совет директоров Агентства входят 13 членов:

семь представителей Правительства РФ;

пять представителей Банка России;

генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.

Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.

Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим [7].

Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:

утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство РФ для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

устанавливает ставку страховых взносов;

определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

утверждает порядок расчета страховых взносов;

утверждает годовой отчет Агентства;

утверждает смету расходов Агентства и другие [7].

Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Там же установлено, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [5].

Банк России в системе страхования вкладов осуществляет функции банковского регулирования и банковского надзора:

функция банковского регулирования заключается в том, что Банк России в случаях, предусмотренных названным Законом, в соответствии с ч. 5 его ст. 1 принимает в соответствии с Законом нормативные акты, которыми регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов;

в рамках осуществления функции банковского надзора Банк России в соответствии с названным Законом проводит тематические инспекционные проверки банков и применяет к банкам, допустившим нарушения названного Закона, меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [5]

2. Анализ деятельности коммерческих банков по привлечению вкладов физических лиц в условиях функционирования системы страхования вкладов (на примере ОАО "Сбербанк России")

.1 Характеристика деятельности ОАО "Сбербанк России" на рынке привлечения вкладов физических лиц в условиях функционирования системы страхования вкладов (на примере ОАО "Сбербанк России")

Исторически Сбербанк России отсчитывает свое основание с даты указа императора Николая I о создании сберегательных касс, подписанного в 1841 году.

Почти за два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть Сбербанка считается уникальной - она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае [30].

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Основные операции, осуществляемые Сбербанком России:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

куплю - продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

Одной из основных целей Стратегии развития до 2014 года является сохранение позиций на рынке вкладов физических лиц, как следствие, привлечение клиентов, расширение видов своих услуг и рост получаемой прибыли.

Осуществление своей стратегии Сбербанк начал с расширения видов услуг сопутствующих с вкладными операциями. Каждый клиент получил возможность контролировать доходность сбережений и фактическое начисление процентов на банковские вклады. Предварительный расчет вклада (суммы дохода от вклада), можно составить с помощью "калькулятора вкладов". Калькулятор вкладов (калькулятор депозита) имеется на сайте Сбербанка.

В 2013 году обновились условия по вкладам Сбербанка России (см. Прил. А).

Стремясь расширить сферу депозитных услуг, оказываемых клиентам, Сбербанк предлагает для них возможность перечисления во вклад до востребования заработной платы, пенсии и других доходов, осуществления разовых и долгосрочных поручений банку для проведения платежей со счета (например, оплаты коммунальных услуг) и приобретения пластиковых карт для оплаты без использования наличных денег покупки или различных услуг в магазинах и др.

По всем видам вкладов оформляются доверенности и завещательные распоряжения. Вкладчик (лицо, открывшее вклад) может предоставить другому лицу или нескольким лицам доверенность на право распоряжения вкладом на срок не более трех лет.

Сбербанк, как один из передовых и крупных банков нашей страны, стремится улучшить свой сервис. С 2009 года работа по обслуживанию клиентов в Сбербанке осуществляется в соответствии с "Профессиональными стандартами работы с клиентами в ОАО "Сбербанк России", утвержденными на заседании Комитета по работе с клиентами 11 сентября 2008 г. Данный документ содержит: основные правила обслуживания клиентов, этапы профессионального обслуживания клиента от приветствия до завершения контакта с обоснованием каждого стандарта.

Агентством по страхованию вкладов ОАО "Сбербанк России" 11 января 2005 г. включен в реестр банков, участвующих в системе страхования вкладов (номер банка по реестру - 417). В связи с этим, начиная с указанной даты, вклады, размещенные физическими лицами в банке, считаются застрахованными.

Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не боле 700000 рублей. Порядок и размер получения возмещения по вкладам в соответствии с федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской федерации".

ОАО "Сбербанк России" как и любой коммерческий банк входи в банковскую систему России. С каждым годом все большее количество россиян начинает использовать предлагаемые банками продукты. В настоящее время многие поняли, что сберегать денежные средства в банке не только безопасно, но и довольно прибыльно. Изменение мнения граждан в этом вопросе произошло из-за страхования банковских продуктов, и в особенности вкладов. К страхованию прибегает каждое банковское учреждение, ведь данная программа реализуется с государственной помощью. Система страхования приносит больше выгоды самим банкам, нежели их вкладчикам. При ее использовании в банках значительно увеличивается приток наличности, а вкладчики при этом с уверенностью могут рассчитывать на закрепленную процентную ставку.

В ОАО "Сбербанке России" страхование вкладов происходит согласно норм Федерального закона о страховании вкладов физических лиц. При государственной поддержке возникла Ассоциация страхования вкладов (АСВ), отвечающая за страховые возмещения в случае банкротства банка или потери им лицензии на осуществление деятельности. Среди направлений работы ассоциации и защита банковских учреждений от банкротства. Таким образом, деятельность организации разностороння и призвана создавать благоприятные условия для притока денежных средств в банки.

ОАО "Сбербанке России" находится в списке системы обязательного страхования вкладов, выступая при этом в качестве страхователя. Страхование происходит за счет отчисления средств в фонд страхования в размере 0,1% от суммы вкладов. При возникновении страхового случая Фонд обязан произвести соответствующие выплаты. Обычно в такой ситуации вкладчик обращается в ассоциацию для выбора одного из банков-агентов. ОАО "Сбербанке России" осуществляет выплаты при предъявлении идентификационного документа и договора с банком.

Ассоциация по страхованию вкладов также несет ответственность за своевременность выплат сумм вложений по требованию клиента. Если сумма выплат при наступлении страхового случая оказывается меньше положенной, вкладчик имеет право обратиться в ассоциацию для получения возмещения в полном объеме.

По данным статистики, страхование вкладов в ОАО "Сбербанк России" привело к увеличению количества вкладчиков на 30%, что составляет весьма весомый приростом.

Деятельность Сбербанка на рынке привлечения вкладов приносит хороший результат, показатели привлечения банковских вкладов физических лиц года ОАО "Сбербанка" представлены в таблице 1 и на рисунке 2.

Таблица 1 - Динамика привлечения банковских вкладов физических лиц ОАО "Сбербанк России" на 01.01.2010 г.- 01.01.2013 г.

Год

Вклады физических лиц, млн. руб.

Темп роста объемов вкладов физических лиц, %

2011

4689500

12,8

2012

5532248

11,8

2013

6518315

11,8

Итого:

16740063

36,4


Из данных таблицы 1 видно, что общая сумма вкладов физических лиц, размещенных в Сбербанке, за последние три года увеличилась на 16740063 млн. руб. или на 36,4%.

Рисунок 2 - Динамика привлечения банковских вкладов физических лиц ОАО "Сбербанк России" на 01.01.2010 г.- 01.01.2013 г., млн. руб.

Депозитный портфель по вкладам физических лиц по срочности вложений ОАО "Сбербанка России" разделяется на вклады в национальной валюте и на вклады в иностранной валюте и драгоценных металлах. Средняя доля рублевых вкладов за последние три года составила 86,2% от общих остатков по вкладам, а в иностранной валюте и драгоценных металлах, соответственно, 13,8%. Это соотношение является практически неизменным для последних двух лет, как видно на рисунке 3. Резкое изменение пропорции объема вкладов в национальной валюте и вкладов в иностранной валюте и драгоценных металлах произошло в 2010 году. Рублевые вклады тогда составили 87,7% от депозитного портфеля, что на 4,3 процентных пункта больше, чем в предшествующем году. Это связано с оттоком вкладов в иностранной валюте и драгоценных металлов.

Рисунок 3 - Структура вкладов физических лиц в зависимости от валюты размещения в 2010-2012 гг. (на начало года), %

На 01.01.2010 года на рублевых вкладах Сбербанка России было размещено около 2698,6 млрд. руб. Как видно, наибольший удельный вес в общей сумме остатков вкладов на 01.01.2010 г. составляют срочные вклады на срок от 1 года до 3 лет (77,8%), на срок свыше 3 лет (11,11%) и на срок от 181 дня до 1 года (7,16%), а наименьший - срочные вклады до 30 дней (0,07%), это значит, что наиболее выгодными для населения являются депозиты с большим сроком хранения и повышенной процентной ставкой, а менее привлекательными являются депозиты с маленьким сроком хранения и более низкой процентной ставкой. Стоит отметить, что желание клиента сохранить свои средства и при этом получить от хранения в банке прибыль в виде процента зависит от располагаемой суммы. Как правило, чем больше сумма средств, тем больше срок хранения для нее выбирает клиент. И, соответственно, небольшие суммы, которые могут потребоваться клиенту в ближайшее время, размещаются на меньший срок хранения, что мы и наблюдаем с депозитами на срок до 30 дней.

Если рассматривать остатки по вкладам в иностранной валюте и драгоценных металлах за аналогичный период, которые составили 538,4 млрд руб., то можно увидеть, что наблюдалась картина подобная рублевым вкладам. Только, основная доля вкладов приходилась на депозиты со сроком хранения от 1 года до 3 лет (77,1%) и от 181 дня до 1 года (13,24%), а наименьшая также - на депозиты до 30 дней (0,12%). Данную ситуацию можно прокомментировать следующим образом, вклады в иностранной валюте и драгоценных металлах на большие сроки клиенты опасаются открывать из-за неустойчивости мировой экономики и необходимости отслеживать курсы валют.

.2 Проблемы и трудности в деятельности коммерческих банков связанные с участием в системе страхования вкладов

Система страхования вкладов в Российской Федерации образовалось сравнительно недавно. Однако уже сейчас можно отметить некоторые проблемы и трудности, с которыми встречаются коммерческие банки в данной системе страхования вкладов. Эти проблемы необходимо решит в ближайшей перспективе.

Во-первых, система страхования вкладов в любой стране, в том числе и в России, создается не только с целью защиты интересов вкладчиков, но и с целью поддержания стабильности деятельности банков и предотвращения их краха. Однако в нашей стране, к сожалению, количество банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц, с каждым годом уменьшается в связи с их несостоятельностью. Если в 2009 года было зарегистрировано 931 банка, то в 2013 году их количество сократилось до 891. Это говорит нам о том, что, во - первых, в систему страхования вкладов были допущены некоторые кредитные организации, которые зарекомендовали себя как совершенно ненадежные, а во - вторых, данная система не смогла предотвратить прекращение их деятельности.

Во-вторых, как отдельную проблему в развитии системы страхования депозитов в России следует отметить и недостаточно четкое и грамотное рассмотрение заявок на вступление банков в эту систему, ведь, к сожалению, многие банки не оправдали себя еще до наступления кризиса 2008 года, не говоря уже о пике его развития.

В-третьих, следует отметить и то, что по сравнению с другими странами только в России страховая сумма выплат по вкладам находится на "нижней границе" необходимого уровня ВВП на душу населения и составляет 700 тыс. руб. Данная сумма хоть и увеличилась с момента появления системы страхования вкладов в России в 7 раз, однако она считается не вполне достаточной. Так, к примеру, практически во всех развитых европейских странах сумма страховых выплат в переводе на российские рубли на сегодняшний день превышает 2 миллиона рублей.

Однако в настоящее время на согласовании в правительстве РФ находится законопроект об увеличении страхового покрытия по вкладам с 700 тыс. до 1 млн. рублей. При этом банки, предлагающие повышенные проценты, будут платить в фонд страхования на 40% больше остальных.

В-четвертых, интересным моментом является и то, что российская практика показала, что стопроцентный возврат вкладов на деле приводит к безответственности как самих банков, так и вкладчиков. Банки стараются заманить новых клиентов, обещая им высокие проценты по вкладам, которые они не смогут никогда выплатить. Вкладчики же, осознавая свою защищенность законом, выбирают банк для открытия депозитов не тот, который более надежен, а тот который предлагает более высокие проценты. Это в итоге приводит к тому, что в момент прекращения банками, обещающих "выгодные" вклады, платежей, система страхования порой бывает не в состоянии выполнить обязательства, и все вкладчики данного банка теряют свои сбережения.

В-пятых, хотелось бы отметить и несовершенство законодательных актов. Так, например, определенные сомнения у вкладчиков возникают в связи с тем, что в законе определено положение о возврате только части вклада через систему страхования. Однако каждый вкладчик должен знать и понимать, что ему будет возвращена вся сумма вклада, если она не превышает 700 тыс. руб.

Тем не менее, не смотря на данные проблемы, которые естественно требуют незамедлительного решения, перспективы развития у российской системы страхования все же имеются. Это связано с тем, что число банковских вкладов физических лиц значительно увеличилось после 2004 года, когда люди стали больше доверять свои денежные средства кредитным организациям, и население целенаправленно стало выбирать для открытия своих депозитов банки, которые являются участниками системы страхования вкладов.

Следует отметить и то, что некоторые люди, желающие приобрести недвижимость, автомобили и другие дорогие вещи, в настоящее время, в связи с ухудшимся положением, предпочитают отложить эти приобретения на будущее и грамотно распорядиться своими накоплениями - предоставить их на хранение в банк. Другая же часть вкладчиков предпочитает вкладывать свои средства в коммерческие банки в качестве краткосрочных депозитов.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что создание системы страхования вкладов является все же грамотным решением для развития банковского сектора Российской Федерации а в частности и рынка вкладов, так как она постепенно укрепляет доверие граждан к кредитным организациям, обеспечив защищенность их денежных средств от банкротства банка и отзыва у него лицензии, и в будущей перспективе после решения всех ее проблем должна будет упрочить финансовое положение самих банков - участников системы страхования депозитов. Помимо этого, данная система показала, что все же способна существовать и в кризисных условиях, особо не подрывая к себе доверия со стороны вкладчиков, не смотря на некоторые обанкротившиеся российские кредитные организации.

3. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в России (на примере ОАО "Сбербанк России")

Исторически сложилось, что наша система страхования вкладов, которая изначально была создана как "платежная касса", с течением времени стала выполнять еще две важные функции. В августе 2004 г. законодатели наделили Агентство по страхованию вкладов функцией корпоративного ликвидатора банков, а в октябре 2008 г. - функцией санатора кредитных организаций. Эти три функции тесно взаимосвязаны и позволяют с большей эффективностью решать задачи укрепления стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, повышения рыночной дисциплины в банковском секторе.

Финансовый кризис продемонстрировал значительный потенциал системы страхования вкладов для минимизации его негативных последствий. Работа Агентства по оперативной выплате возмещения вкладчикам разорявшихся банков способствовала быстрому прекращению оттока вкладов из банков и возобновлению роста объемов средств, размещенных населением в кредитных организациях. Этому также послужило своевременное изменение ключевого параметра системы страхования вкладов - размера страхового возмещения (увеличение в октябре 2008 г. с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб.).

В плане развития такого направления деятельности, как санация банков, Агентство считает своими главными задачами наличие широкого набора эффективных инструментов санации, применение в своей практике современных механизмов, снижающих негативные последствия разорения банков. В числе наилучшим образом зарекомендовавших себя способов санации следует выделить передачу активов и обязательств из проблемного банка в финансово устойчивый, что позволяет обеспечить непрерывность банковского обслуживания вкладчиков и иных клиентов, а также более высокую отдачу от активов нежизнеспособных банков. Агентство намерено осуществлять постоянную работу по повышению инвестиционной привлекательности санируемых банков, а также по подготовке их эффективной продажи, призванной свести к минимуму (а лучше - к нулю) потерю средств, выделенных на санацию банков [24, с.56].

Если говорить о перспективах развития системы страхования вкладов ОАО "Сбербанка России", то в числе наиболее значимых задач, стоящи перед банком, можно выделить:

поддержание устойчивости системы страхования за счет эффективной минимизации рисков и максимальной опоры на собственные источники финансирования;

обеспечение адекватной по размеру защиты сбережений вкладчиков и максимально быстрой выплаты страхового возмещения;

удобство услуг ОАО "Сбербанк России" по страхованию вкладов для вкладчиков;

прозрачность деятельности ОАО "Сбербанк России";

своевременное и полное информирование всех заинтересованных лиц о его работе.

Так же можно отметить, что страховая компания "Сбербанк страхование", дочерняя компания "Сбербанка России", сообщила о старте проекта по созданию автоматизированной системы банковского страхования "Сбербанка" на базе решения Solife от BSB для управления личным и групповым страхованием жизни. Развертывание ИТ-системы повысить эффективность операционной деятельности и станет важным фактором для укрепления позиций компании на рынке. Решение, включающее в себя продукт Solife, будет развернуто специалистами в "Ай-Теко" и компании BSB, разработчика продуктов для страхования жизни, управления капиталом и активами. Внедрение данного решения в комплексе с автоматизированной системой банковского страхования "Сбербанка" обеспечит автоматизацию всех основных бизнес-процессов заказчика, оптимизирует управление портфелями продуктов, а также предоставит возможности для моделирования процессов в режиме реального времени с повышением эффективности работы организации в целом, рассказали CNews в "Ай-Теко".

На начальном этапе заказчик планирует реализовывать собственные продукты через 1 тыс. офисов "Сбербанка России". По завершении данного проекта клиенты СК "Сбербанк страхование" получат возможность удаленно управлять портфелями в режиме реального времени, в том числе через "Сбербанк Онлайн", где будет создан раздел "Страхование".

"Взаимодействие с организация микрокредитно-финансового и страхового сектора является одним из ключевых направлений деятельности "Ай-Теко" с момента основания компании. Полагаю, что накопленный нами за полтора десятилетия опыт реализации масштабных проектов для банков и страховых компаний станет хорошим подспорьем для эффективного развертывания системы в СК "Сбербанк страхование". Внедрение решения совместными силами BSB и "Ай-Теко" даст заказчику широкие возможности для гибкого управления не только личными, но и групповыми страховыми активами клиентов".

Проблемы ОАО "Сбербанка России" на рынке страхования вкладов:

в систему страхования вкладов могли попасть недобросовестные банки, считает руководство Сбербанка. Механизм отбора плохо проработан, на собственном примере. Механизм закона изначально был плохо проработан, а на практике оказался абсолютно порочным - никто ни за что не отвечает.

система страхования банковских вкладов, действующая в России с осени 2004 года, лишила Сбербанк привилегированного положения на рынке: раньше государство гарантировало полный возврат вкладов, но с 1 октября 2004 года его клиенты могут рассчитывать на возврат суммы до 100 тысяч рублей. Ровно те же гарантии распространяются и на другие банки, прошедшие в систему страхования вкладов, - а их сейчас уже 841. При этом Сбербанк, обладающий наибольшей долей на розничном рынке, и вклад в систему страхования вносит наибольший: банки, прошедшие специальный отбор в систему, должны ежеквартально перечислять 0,15% от суммы вкладов частных лиц в Агентство по страхованию вкладов.

Если таким образом принимались и другие решения, в систему страхования могли попасть банки, "которые не должны там быть"

ОАО "Сбербанк России" важно, чтобы в систему страхования попали максимально надежные банки. Ведь подавляющую часть взносов в систему делает он, и вкладчики обанкротившихся банков на 60% будут профинансированы ОАО "Сбербанком России".

По мнению аналитика Standard & Poor's Ирины Пенкиной, критерии отбора банков были настолько расплывчаты и непонятны извне, что в систему мог попасть любой действующий банк.

Если в целом оценивать эффективность российской системы страхования вкладов, следует отметить, что практически все значимые основополагающие принципы, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов, уже применяются, а после утверждения методологии оценки соответствия систем страхования депозитов этим принципам Агентство намерено провести детальный анализ степени соблюдения российской системой критериев, применяемых для оценки эффективности национальных механизмов защиты вкладчиков.

В заключение следует отметить, что финансовый кризис способствовал переосмыслению многих считавшихся ранее бесспорными представлений и подходов к банковской деятельности, ее регулированию и надзору, а также механизмам защиты потребителей банковских услуг. Сегодня ведется активная работа по устранению пробелов и выстраиванию стратегии укрепления банковской системы страны, совершенствованию на основе передовых подходов и мирового опыта как национальных систем поддержания финансовой стабильности, так и глобальной финансовой системы в целом.

Заключение

В ходе написания курсовой работы была достигнута поставленная цель, а именно изучена системы страхования банковских вкладов в России.

Выполнены все поставленные задачи, а именно:

рассмотрена история развития системы страхования вкладов в России;

изучена сущность и содержание системы страхования вкладов;

рассмотрены участники системы страхования вкладов;

дан анализ рынка вкладов физических лиц в современных условиях на примере ОАО "Сбербанк России";

сформулированы возможные пути совершенствования системы страхования вкладов.

Страхование вкладов представляет собой комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантийный возврат в полном или частичном объеме в случае банкротства финансового учреждения.

Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках". В настоящее время основой системы страхования вкладов населения является Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а обеспечение функционирования системы страхования вкладов осуществляет государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов, целью которого является страхование вкладов.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования вкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам. Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов.

Проанализировав же динамику функционирования системы страхования вкладов населения можно сделать следующие выводы: безусловно, создание и применение системы страхования вкладов в России имело положительные результаты для банковской системы. Во-первых, доверие населения к банкам возросло, впоследствии чего произошел приток денежных средств в банки, во-вторых, восстановление доверия к банкам обеспечит дополнительный внутренний источник развития экономики. В-третьих, наличие развитой и доступной системы страхования вкладов является важнейшим индикатором качества жизни в развитых странах. Создание системы страхования вкладов обеспечило устойчивость банковской системы, уменьшило ее подверженность резким колебаниям конъюнктуры рынка. В-четвертых, введение обязательного страхования позволило обеспечить равномерное распределение рисков по всей банковской системе.

Но, несмотря на позитивный эффект, который система страхования вкладов оказывает на денежный оборот и банковскую систему, в целом, механизм ее функционирования остается несовершенным и нуждается в существенной доработке. Это, прежде всего, касается контроля за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, порядка прекращения прав банков на работу с населением и обеспечения исполнения судебных решений о признании того, что банк соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Существует ряд проблем, которые еще только предстоит решить. Это, прежде всего, проблема обеспечения эффективного банковского надзора и своевременного вмешательства в деятельность рискованных банков, принятых в систему страхования вкладов; проблема участия государственных банков в системе страхования вкладов.

Система страхования вкладов, которая сформировалась в России, благоприятно влияет на процессы создания стабильной финансовой ситуации в стране, на создание у граждан уверенности в национальных финансовых институтах, на укрепление отечественной банковской системы.

Список использованной литературы

.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ

.        Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

.        Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"

5.   Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

.     Федеральный закон от 12.01.1997 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

7.      Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". СПС

.        Акодис, И.А. Финансовый анализ деятельности банка: учебник / под ред. И,А, Акодиса. - М.: ЮНИТА-ДАНА,2009. - 455с.

.        Ахмаев А.Г. Страхование вкладов физических лиц. // Право и экономика. 2006, №11

.        Бабичев, Ю.А. Банковское дело: учебное пособие / под ред. Ю.А. Бабичева. - М.: Экономика, 2009. - 487с.

.        Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 592 с.

.        "Банковское право: Учебное пособие / Д.Г. Алексеева, Е.Г. Хоменко, С.В. Пыхтин. - 4-e изд., перераб. и доп., (Гриф)" Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г., 2011

.        Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Юридический Дом "Юстицинформ", 2005

.        Братко А.Г. Сохранность вкладов. // Бизнес и банки. 2004, №12.

.        Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности". М., 2006

.        Грузнов А.Г., Галагоц В.Д. Некоторые вопросы, связанные с переходом к системе страхования вкладов // Юридическая работа в кредитной организации. 2005

.        Жихарева А.В. Система страхования вкладов: история и перспективы. // Банковское дело. 2008. №9. 260 с.

.        История Банка России, 1860-2010: в 2 т. / изд. подгот. Департаментом внешних и обществ. связей Банка России. М.: РОССПЭН, 2010

.        Курбатов А. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. // Хозяйство и право. 2004. №4

.        Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2008

.        Реструктурирование кредитных организаций в зарубежных странах: Учебник / Под. ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой, В.М. Новикова. М., 2000. С. 302-310

.        Сокол П. Новое в страховании банковских вкладов граждан // Право и экономика. 2004. N 7

.        Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2004

.        Турбанов А.В. Основные подходы к формированию в России системы страхования банковских вкладов. М., 2003

.        Фёдоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах // Деньги кредит. 2010. №24.

.        Черных С.И. Страхование вкладов физических лиц в коммерческих банках.// ЭКО. 2007, №7

.        Официальный сайт Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": www.asv.org.ru

.        Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru

.        Официальный сайт ОАО "Сбербанк России": www.sberbank.ru

Похожие работы на - Система страхования банковских вкладов физических лиц в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!