Образование в Древнем Китае
Содержание
Введение
Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае
П.1 Семейное воспитание.
П.2 Школьное воспитание
Глава 2. Конфуцианство.
Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая
Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.
Заключение
Введение
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нём поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.
В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.
Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания.
На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.
Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае
П.1 Семейное воспитание
Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.
Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.
В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Однако когда детям исполнялось семь лет, все послабления сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.
Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.
С девочек спроса меньше: рано или поздно они выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи. Но при этом число ограничений возрастало: девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия. Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений - это все полагалось только замужней женщине.
Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого, способного управлять собой человека, умеющего познать себя и установить гармонию в своей душе. В основе воспитания лежало уважение младших к старшим, а приобретение образования считалось крайне важным делом. Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся. В Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования: пресекать дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.1
Вот несколько примеров, на которых воспитывалось юное поколение.
Взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. С детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, - главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу.
Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну - ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать, и все жены покойного родителя.
П.2 Школьное воспитание
Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.
Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.1
В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.
В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение - своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.
Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения. (интернет)
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах).1
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.
О скудности получаемых знаний можно судить хотя бы по тому, что даже в XIX в. китайские учащиеся ничего не знали о других странах, в том числе и о тех, которые граничили с Китаем. Учениками внушалась мысль, что «Китай есть весь мир».
В сопровождении отца 7-8 летний мальчик, одетый в праздничный костюм, переступал порог школы, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Прежде всего, его заставляли поклониться изображению Конфуция и учителю, который становился духовным наставником школьника на все годы обучения.
Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда. Учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом, когда в школе трудно было дышать от жары.
Здесь же, в школе, школьники готовились задания на следующий день. Он не знал ни праздничных дней, ни игр во время отдыха. Школа - для учебы, а всякое развлечение мешает занятиям. Поэтому отдыхать ученики могли только во время еды.
Сельская школа представляла собой один общий класс. Единой учебной программы не было - каждый ученик проходил индивидуальный курс обучения сообразно со своими способностями.
Общепринятый способ обучения, который предполагает использование простых и доступных методов, рассказов из жизни детей, веселых историй, считался в старой китайской школе аморальным и вредным. Детской литературы, как таковой, в Китае не было.
В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.1
Глава 2. Конфуцианство
древний китай конфуций воспитание
Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы.2
Существовали и развивались различные философские школы и течения:
. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).
. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).
. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).
Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция.1
Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.
Конфуцианство прямо исходило из того, что оптимальный порядок в обществе возможен только в том случае, если никто не будет думать о себе, а всякий станет в первую очередь заботиться исключительно о выполнении своего долга перед другими.
Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).2
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуций утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно отличаются друг от друга по своим привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.
Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения к ученику, где пример учителя - основа воспитания; пример терпимости, единства учения и жизни. Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика. В процессе обучения использовались диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении, утверждая, что техническое знание мешает истинному совершенствованию.
Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.
Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа образованного человека, превращению заботы об образовании в важнейшую часть государственной политики.
Как в Китае, так и в других странах Древнего Востока практика воспитания и образования способствовала закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого социального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.1
Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая
Главное внимание в школах Китая уделялось заучиванию иероглифов. В китайском алфавите не существует: каждый предмет, каждое понятие выражается на письме особым знаком - иероглифом или соединением нескольких иероглифов, которые составляются из различных черт и штрихов.
Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 тысяч. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранились только в их произведениях. Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется.
Сказки того времени - драгоценные документы для изучения менталитета образованных людей того времени. Китайская поэзия достигла в танскую эпоху одной из своих вершин. Поэты воспевали свои чувства, красоту пейзажей, радости дружбы, веселье дружеской пирушки, сетовали на тщеславие общества, которое было у них перед глазами, оплакивали нищету народа, притесняемого богачами.
Для чтения древних конфуцианских книг необходимо было знать до 7 тысяч знаков. Китайские иероглифы трудны для написания: каждый из них состоит из нескольких черт (от одной до 52). Наиболее употребительные две тысячи иероглифов имеют в среднем по 11 черт. Чтобы выучить такое количество письменных знаков и запомнить порядок их начертания, требовалось огромное напряжение памяти.
В начале XX в. в Китае одновременно существовали два письменных языка - байхуа и вэньянь, оба иероглифические, но вместе с тем сильно друг друга отличающиеся. Байхуа - литературный язык, основанный на нормах разговорной речи и поэтому понятный широким народным массам. Слова в байхуа, как право, двухсложные. Вэньянь - архаический литературный язык, слово в нем состоит из одного слова, которому соответствует знак иероглифической письменности. Вэньянь основан на нормах древнего языка и воспринимается на слух, а только зрительно. На вэньяне написаны все конфуцианские книги.
Китайская каллиграфия представляла специфический вид изобразительного искусства. С давних пор китайцы были поклонниками этого вида искусства. Человек, мастерски владевший китайской кистью, вызывал всеобщее восхищение. Каллиграфы наравне с живописцами и другими художниками пользовались большим уважением. Существовала тесная связь межу каллиграфией, литературой и живопись. Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами. В домах китайских чиновников и интеллигентов часто можно было увидеть на стенах окантованные работы известных мастеров живописи и графики. В городах многие вывески магазинов были написаны художниками-каллиграфами. В начале века в Пекине, например, на некоторых старых магазинах сохранились вывески, написанные знаменитыми каллиграфами, жившими 400-500 лет тому назад. Рукописи таких корифеев ценились наравне с самыми лучшими картинами.
Выработка каллиграфического почерка зависела от гибкости пальцев, поэтому каллиграф и писец постоянно перебирал правой рукой два шарика (диаметром 1-2 сантиметра), не давая пальцам «застыть».
Каллиграфия считалась одним из шести искусств, в число которых входили также этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми и искусство счета. Изящно написанные сложные иероглифы вызывали мистическое чувство благоговения, особенно у малограмотных и неграмотных.
Преклонение китайцев перед письменными знаками доходило порой до мистики.
В городах бумагу с напечатанными иероглифами собирали в специальные ящики и нарезанными полосками торжественно сжигали под наблюдением и с одобрением священнослужителей. Возле ящиков вешали обращения: « С уважением относитесь к написанной бумаге». Считалось даже, что такая бумага оказывает лекарственное действие. Особое благоговение вызывала бумага с иероглифами, красиво написанными от руки.
Конфуцианская мораль запрещала топтать ногами исписанную бумагу или что-то в нее заворачивать - подобные действия рассматривались как неуважение к поучениям мудрецов.
Иероглифы писали кисточкой. Лучшие кисточки делали из щетины соболя и лисицы, более дешевые - из щетины оленя, кошки, волка, зайца, овцы или из перьев птиц. Пучок щетины крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, на пучок надевали наконечник-футляр.1
Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.
На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.
Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.
В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.
Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия - это лишенная формы живопись; живопись - это обретшая форму поэзия».
Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись Цветов и птиц.
Анималистический жанр (翎毛. ling mao. то есть «пернатые и пушистые»).
Жанр портрета.1
В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.
Китайская тушь изготовлялась из сажи и клея. Тушь употреблялась не только для письма, ее применяли и в живописи, печатном деле, при окраске зданий и дворцов; женщины красили тушью брови. Тушь для письма наливалась в тушечницу, появление которой относится к очень давним временам. Самой обычной считалась каменная тушечница, она делилась из особого камня и имела форму прямоугольной плитки с углублениями для воды и туши. Лучшие тушечницы хранились в футлярах, сделанных из цветных пород дерева (сандала и груши).
Тушечница, традиционный письменный прибор, наряду с тушью, кистью и бумагой обязательно стояла на столе у каждого грамотного человека.
Заключение
Древневосточные общества не имели единого общественного идеала воспитания, которое характеризовалось традиционностью содержания и методов обучения, оставшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий.
Исходя из того, что людям естественно заботиться о собственном процветании, традиционная мысль Китая именно по этой причине и внешне парадоксальным образом предъявляет к человеку прямо противоположные непосредственные требования - требования скромности, самоотвержения, самоограничения, «почтительности», концентрации на исполнении своих обязанностей перед внешним миром.
Китайский народ внёс значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Созданы первые в истории школы, сформулированы первые обобщённые представления о нормах и принципах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли т практики. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейской педагогической традиции. Это проявилось и в сословных принципах образовательно-воспитательной практики, и во влияние библейских заповедей, и в синтезе восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.
Китай стоит в ряду тех древних цивилизаций, в недрах философской мысли которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования.
Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства.
Быстрых и радикальных изменений не происходило. Этому мешала традиционность мышления, господствовавшая в древневосточном обществе, благодаря которой сохранялись те социально-экономические и политические институты, которые пришли из прошлого, были анахронизмами, но освящались авторитетом предков, продолжали функционировать, мешая историческому прогрессу.
Народы Древнего Востока первыми вступили на путь цивилизационного развития и оказали огромное влияние на своих соседей. Именно они создали материальные и духовные основы жизни человечества и предопределили дальнейший ход истории.