л (от лат. margo - край) - человек, который находится на границе между различными социальными группами, он потерял прежние социальные связи и не смог приспособиться к новым условиям жизни), появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, которые особенно восприимчивы к тоталитарной идеологии и склонны к политическому радикализму.
Также к политическим предпосылкам возникновения тоталитарных режимов относятся появления массовых, предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её выразителям - вождям, руководству в целом.
Важнейшим механизмом формирования и развития тоталитаризма являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла социальные границы развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции и обычаи, создавала образ своих героев, ставила цели, задачи и основные направления и задавала сроки их реализации. Только идеология признавала реальность, привносила определенный смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицала идеология, подлежало уничтожению и ликвидации, все, что предписывалось идеологическим проектам, - должно было быть воплощено и непременно реализовано в жизнь. Идеология, занимая центральное, даже главное, место в политических механизмах, превращалась из инструмента осуществления власти в саму власть. В силу этого как тоталитарный политический режим, так и тоталитарная система политической власти становились одной из разновидностей идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией».
. Основные признаки тоталитаризма
В каждом из государств, в которых формировался и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности и отличительные черты. Но вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:
Для тоталитарных режимов приемлема однопартийная политическая система как средство осуществления политической власти в стране.
Иными словами, этот принцип можно характеризовать как полное отсутствие иных политических организаций и наличие единственной массовой партии, которую возглавляет харизматический лидер. Государство не допускало создания каких-либо других политических партий, кроме правящей.
Правящая партия диктует единую господствующую идеологию, которая не терпит никакой критики и оппозиции. Именно партия создавала идею, которая «проникнув в сознания массы способна была стать материальной силой», идею, ради которой идут на смерть и на пытки, убивают невинных и отказываются от родителей. Ради которой согласны жить, терпя любые испытания. Конечно, нужен и мощный репрессивный аппарат, уничтожающий инакомыслие, но идея главнее. Именно эта характерная черта и является основой однопартийной системы. Внутри самой партии также поддерживается идейное единство. В разных странах способы осуществления единой идеологии различные, но основным же методом является массовая пропаганда. Она могла основываться на расово-националистической, как в Германии, социально - классовой (СССР) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни) демагогии. Участие в политической жизни было лишь исключительным правом членов партии, во всех остальных органах и учреждениях партийцы либо являлись хозяевами, либо держали управление под своим строгим надзором и контролем.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство, равность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без исключения членов, хотя данное правило касалось скорее главных органов и высших инстанций партии. Тем, кто был должность или инстанцией пониже, только формально было разрешено соблюдать единство; их прямой и непосредственной задачей было выполнять решения вышестоящих органов. Однако и низы должны были усваивать взгляды вождей. Так как в каждой партии власть была концентрирована в руках вождей, лидеров и высших инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра над сознанием обычных рядовых членов партии.
Духовной основой личной диктатуры являлась идеологическое единство и без него невозможно было представить власть вождя. Одно не могло существовать без другого. Идеи - плод деятельности отдельных людей, а приказной идейный монополизм, осуществляемый с помощью пропаганды и террора, делает эти идеи законными и легальными. Устранение, ликвидация идейной противоречивости в среде высших руководителей автоматически уменьшило количество фракций и течений, а с тем и упразднило всякую демократию в коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип «вождь знает все»: те, кто обладал властью (партийной и прочей), становились идеологами партии вне зависимости от уровня знаний или интеллекта таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом, а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
В партийной верхушке на тот момент действовал закон «на войне все средства хороши» и поэтому в борьбе за власть устраняли в первую очередь умных людей и применяли по отношению к ним любые средства насилия, террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.
Самой отличительной чертой партии большевистского, коммунистического типа в СССР являлось идеологическое единство, которое за столько лет существования прошло немало этапов и стадий и приобрело разнообразные формы. Но несмотря на это единая идеология всегда была на первом месте и не было никакой оппозиции в ее адрес.
Также простого человека от участия в политической власти отделял тот факт, что в тоталитарном обществе напрочь отсутствовали демократические институты, такие как Советы депутатов, парламент, местное самоуправление. Таким образом гражданин был полностью отчужден от политики.
Однако, все же иногда существовали некоторые общественные организации, но контроль над их деятельностью все равно осуществляла партия или органы государственной власти. Примером таких организаций могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и контроль над ним.
Отрицая создание демократических институтов, тоталитарный режим реализовывал очень важную задачу - ликвидацию и устранение тех промежуточных уровней, которые стоят между индивидом и государством. И в результате этого происходит полное поглощение индивида государством, превращение его в маленькую и ничтожную «клетку» огромного государственного организма.
С развитием науки и техники, усиливаются шансы появления тоталитарного режима. Поэтому, можно утверждать, что тоталитаризм дитя ХХ века, так как в предыдущие годы техника и наука не были столь развиты, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду идейного единства, который поддерживал режим. До прошлого столетия политическая деятельность была, как правило, доступна только интеллигенции, она была уделом грамотных слоев общества, умеющих через прессу, телеграф, почту или другие средства информации обращаться к людям их интеллектуального уровня, иными словами, к себе подобным. Научно-технический прогресс значительно расширил возможности общения. И уже становится возможным получение информации всеми слоями общества: от низших до высших.
Особая роль здесь принадлежит радио, которое было распространено во всех местах и позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного, необразованного населения, что весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел или не мог читать, слушал. А когда были проведены мероприятия по устранению безграмотности (ликбез), присоединились и газеты.
Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения режим выполнял немаловажную задачу. Он взял под полный контроль сознание граждан, развивал в людях тоталитарное мышление, готовность подчиняться идеям, идущим из центра и беспрекословно выполнять все приказы вождя.
Особо стоит сказать о значении церкви. С древнейших времен она выступала как предмет веры людей в Бога, в лучшую жизнь, в счастливое будущее, для простого человека церковь была моралью, законом и правом. Соответственно она обладала значительным весом и играла важную роль в обществе, чем политические партии, поэтому церковь стала именно той преградой и стеной, которая не позволял полностью подчинить сознание личности государству. Попытки тоталитарного режима ликвидировать, или, по крайней мере, сотрудничать с ней в разных государствах проходили по-разному, где-то они приводили к неудаче, а где-то и к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свою позицию и отрицала тоталитаризм, как средство осуществления политической власти, (Италия, Испания), отрицательные последствия подобного режима были не столь глубоки и трагичны, по сравнению с теми государствами, где идеи церкви были жестоко и насильно подавлены (Германия, СССР).
Система полицейского террористического контроля, основанная на тотальном насилии.
Для раскрытия данного признака, для начала необходимо определить, что же такое террор. Это способ устрашения или устранение своих политических противников или же населения с применением физической силы, вплоть до уничтожения. Как показывает история, основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, и именно террор обеспечивает эту стабильность в обществе. Он представляет собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.
Давление на личность со стороны государства происходит в двойном размере, с одной стороны, насилие над духом и разумом народа, с другой, физическое насилие. Под таким гнетом личность разлагается, становится уязвимой. Тоталитарная пропаганда гасит мыслительные способности людей, уничтожает в них любую возможность самостоятельно принимать решения и оставляет в сознании людей лишь страх, неуверенность и сомнение. Такое давление со стороны государства устраняет любую оппозицию, инакомыслие и диссиденцию.
Террор оставил неизгладимый след в истории развития тоталитарных государств и нанес огромный ущерб нации этой страны, практически уничтожив ее генофонд: представителей интеллигенции, элиты, людей науки уничтожали как относящихся к буржуазии, как «социально-чуждых».
Экономическая независимость, государственное планирование, управление экономикой и принудительный труд.
Множество стран за последние десятилетия прошлого века выходили из традиционного аграрного состояния экономики и входили в число тех государств, которые имели развитую и гибкую экономику и промышленность. Этот фактор обусловил возникновение тоталитарных тенденций в развитии общества. При этом развивающиеся государства, стремясь к экономической автаркии, то есть к состоянию самообеспеченности в сфере экономики, независимости страны от внешних факторов, вступали в постоянный конфликт с уже развитыми, но занимали в данной ситуации подчиненное положение.
С позиции внутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, партии, которая являлась правящей нужна была не просто экономическая структура, которая действовала только внутри государства, но и чтобы она полностью или в значительной мере зависела от воли и решения вождей.
И в Германии, и в СССР тоталитарная политическая структура не терпела присутствия никакой оппозиционной организации, поэтому власти этих государств полностью ликвидировали все возможные профсоюзы (или они служили орудием пропаганды) и позволяли эксплуатировать труд самыми нечеловеческими способами. В Германии жесткий террор и централизация позволяли монополиям, которые тесно были связаны с тоталитарным режимом, извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. А монополии в свою очередь благодаря финансовой помощи создавали для руководства фашистского режима экономическую базу. В Советском Союзе же свобода труда была ограничена после революции, а полностью она была устранена в 1940 году. Постоянно применялся труд в лагерях, где в полной мере был использован голод как важнейший стимул к труду. Разницы между фабричным трудом и трудовыми лагерями практически не было. Трудовые лагеря и различного рода «добровольные» трудовые акции (субботники, обязательные сверхурочные) являлись наиболее тяжелой, крайней формой несвободного труда. Они могли быть временными, но сам же несвободный труд - феномен при коммунизме постоянный, в зависимости от потребностей момента более или менее ярко выраженный.
Товаром обычного, простого работника считалась его рабочая сила, и поэтому он должен был продавать ее на условиях, которые не зависят от него, и без возможности выбрать себе другого работодателя, который мог бы быть лучше предыдущего. У партийной бюрократии было исключительное право монопольно владеть природными ресурсами и осуществляя свою политическую власть, она обрела возможность диктовать в каких условиях и как будет работать простой человек. Соответственно в такой ситуации речь не могла идти и проведении каких либо забастовок, поэтому они полностью отсутствовали. Это объяснялось тем, что члены партии осуществляли абсолютный контроль над всеми ресурсами и рабочей силой, в том числе и аппаратом подавления, поэтому любая достойная акция против главного товара работника, если, конечно, она не носит всеобщий характер, была трудноосуществима.
Как только все материальные богатства были сконцентрированы в одних руках, возникла необходимость эффективного планирования. В любой коммунистической системе ядром и основой планирования являлись такие отрасли экономики, как военная и тяжелая промышленность, которые имели чуть ли не решающее значение для стабильности и равновесия политического режима. Именно этим отраслям было подчинено все. Как следствие, возникала неизбежная несбалансированность и различные противоречия в дальнейшем планировании экономики.
Но в большей степени основной движущей силой коммунистического планирования являлись не столько интересы национальной экономики, сколько политические и идеологические мотивы. Именно эти мотивы являлись доминирующими каждый раз, когда режим должен был выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни населения и своими политическими интересами.
Общественно-политическое движение как массовая социальная база построения тоталитарного режима
Раньше в создании, функционировании и развитии тоталитаризма народ практически не играл практически значительной и большой роли. Народные массы чаще выступали в образе маловажных, не способных к сопротивлению, объектов приложения тоталитарных сил. Некоторые ученые, исследовавшие советский тоталитаризм, производят искусственное разделение общества на отдельные составные части.
С одной стороны, был вождь, являющийся главой единственной массовой политической партии, полицейский террористический контроль, излишне централизованная система управления, а с другой - народ, состояние которого было плачевным. И если первые вызывают устрашение и даже презрение, вбирая в себя все отрицательные черты тоталитаризма, то вторые на их фоне выглядели совершенно безобидными и держалась в стороне.
Известно, что установлению тоталитарных режимов в Италии и Германии, предшествовали массовые движения, участники которых на добровольной основе поддерживали и разделяли фашистскую идеологию. Целью тоталитарных общественно-политических движения являлось установление диктатуры в любой ее форме. И для достижения названной цели активно применялось насилие и террор. Подобные общественно-политические движения не признавали, даже отрицали существование других оппозиционных мнений, для них в обществе господствующей и главной должна была быть их идеология и их мнение.
Ханна Арендт стала одной из первых западных исследователей, которая обратила большое внимание на фактор общественно-политического движения. Она утверждала, что тоталитарные режимы возникают именно на базе этого факта. В характере тоталитарного режима фактора общественно-политического движения занимает господствующее место по следующим причинам.
.Именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование «тоталитарной идеи» в общественном сознании
.Через общественно-политическое движение достигается тотальный контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление полного господства власти.
.Общественно-политическое движение в тоталитарном режиме является средством внедрения иллюзии в общественное сознание, также оно формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, активирует массы изнутри, а всех, кто не согласен или не поддается, устраняют.
Полная концентрация власти в руках одного человека и отсутствие разделения властей.
Полная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и определяется как этатизм, а именно возведенное в высшую степень вмешательство государства в политическую, социальную, духовную и экономическую жизнь страны. Такое сосредоточение власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
а) Слияние законодательной и исполнительной властей в одних руках и при этом фактически отсутствует независимая судебная власть.
б) Принцип «вождизма», причем вождь харизматического, мистического характера.
Абсолютный характер власти означает, что власть это первоначальное для всех изменений, инициатив и движений. И в государстве с подобной властью отсутствует гражданское общество или сфера его жизнедеятельности крайне мала и сужена. Тоталитарные режимы, признавая лишь на формальном уровне гражданские права и свободы личности, ставили одно решающее условие: пользоваться этими правами можно было исключительно в интересах той системы, которую провозглашали вожди или лидеры, а это бы, в свою очередь, означало, что общество поддерживает такую власть и их владычество. Только власть решала, какие экономические и духовные интересы должны быть в обществе. Этот признак приближает сознание людей к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство и связь с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестной формацией. Особенностью последней является то, что исходное начало заключено не в экономическом интересе личности, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но способная подчинить их себе, пренебрегать ими или изменять их. При тоталитарной системе положение человека основывается на послушании, а не на самоопределении человеком своего места в обществе
Тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, иными словами, партии. Формально законы охраняли и соблюдали права всех граждан без исключения, но в действительности лишь только тех, кто не попал в категорию «врагов народа» или «врагов рейха».
Теперь подробнее рассмотрим принцип «вождизма». К 20-м годам прошлого века ряд государств все еще сохраняли монархию, а иные только с недавних времен установили республиканский строй правления, поэтому форма государственного устройства, как республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной и приемлемой в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революций и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии Адольф Гитлер смог заменить ушедшего с престола императора Вильгельма II в сердцах немецких граждан, то в Италии Бенито Муссолини этого сделать не смог. Главным образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, который хоть и не играл большой роли в итальянском обществе, но был любим итальянским народом.
Если рассматривать объективно монархию и тоталитаризм как формы правления, то они являются вззаимозаменющими и взаимозамещающими системами, для которых «вождизм» является уже давно привычным явлением. Если же при монархии возможность произвола со стороны авторитарных правителей очень хорошо сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных законов, а также мнением церкви, то в тоталитаризме «вождизм» формируется из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности. Авторитет вождя, таким образом, зарабатывается и укрепляется не на осознанном доверии, а на страхе и неуверенности народа, и связь вождя с массами носит личностный характер.
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились еще в глубокой древности. Но лишь в прошлом столетии они приобрели всеобщий характер и в своей совокупности дали возможность диктаторам в Италии, в СССР, в Германии превратить политические режимы своих государств в тоталитарные.
. Основные формы тоталитаризма
Как и у любых политических режимов, тоталитаризм имеет черты, которые являются общими для всех его форм, и черты, присущие для отдельной формы конкретно. Общий принцип в соответствии с которым действуют все тоталитарные режимы - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Вместе с тем, есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм (СССР), фашизм (Германия) и национал-социализм (ряд Балтийских стран). Рассмотрим эти формы более подробно.
Коммунизм. Данная форма как разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты тоталитаризма. При коммунизме не существовало такого понятия, как «частная собственность», она полностью ликвидировалась, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и выделения из общей массы, автономия членов общества. Экономический строй основывался на полном равенстве общественной собственности на средства производства. Также предполагается полная и всеобъемлющая власть государства. Командно-административная система являлась экономической основой тоталитаризма коммунистического типа, которая была построена на национализации земли, директивном планировании и образовании цен, ликвидации рыночных основ. В СССР данная система сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. В 20-е года прошлого столетия в Советском Союзе уже установилась однопартийная система и партийный аппарат тесно был связан с государственным, и в какой то мере партия подчинялась государству. В 30-е гг. шли ожесточенные и острые конфликты и схватки лидеров различных партий Советского Союза в борьбе за власть, в результате которых Всероссийская коммунистическая партия большевиков стала единственной правящей партией, единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Но несмотря на то, что тоталитарные признаки преобладают в этой форме, данной системе присущи и человеческие политические цели.
Фашизм - специфическое крайне правовое политическое движение, возникшее в атмосфере революций, которые проходили в странах Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Прежде всего фашизм характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве и исключительности одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), нетерпимостью и дискриминации по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинством. Данная форма тоталитаризма основывалась на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Фашизм был установлен в таких странах, как Италия, Португалия, Германия, Испания и в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Сохранение национального единства, решение геополитических, социальных задач, защита и охрана чистоты расы - все это объявлялось основной целью фашистского государства. При всех своих национальных особенностях фашизм везде носил одинаковый характер: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих великих амбиций на международной арене. Отличительными признаками фашизма от других форм тоталитаризма являются постоянное наращивание военной мощи, поиск врага извне, агрессивность, склонность к развязыванию войн, создание военизированных формирований, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем и военная экспансия.
Национал-социализм - вобрал в себя черты обеих предыдущих форм тоталитаризма, но отличается от них по целям и социальным приоритетам. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого арийского государства, имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени. Типичным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх, где данная форма была официальной идеологией. Если сравнить коммунизм и национал-социализм, то цель у них одна - посторенние идеального общества, но различие состоит в том, что первая форма обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а вторая - только для избранной господствующей расы за счёт всех остальных.
Заключение
политический тоталитаризм власть демократический
Подводя итог, можно сделать вывод, если мы характеризуем особенности такого феномена, как тоталитаризм, нельзя рассматривать его признаки или черты по отдельности или частично, надо составить общую картину его особенностей в совокупности и взаимодействии, ведь каждый из них в отдельности может быть свойственен любому иному политическому режиму. Более того, нужно выяснить все причины и предпосылки возникновения тоталитаризма и те его признаки, которые могут изменяться, трансформироваться и реформироваться. Иногда эти изменение этих признаком могут привести в положительным последствиям. Взаимодействуя между собой, все они накладывают определенный отпечаток и след на все другие структурные элементы, и их функции, преобразуя их в соответствующем направлении.
Также, на мой взгляд, тоталитарный режим нельзя рассматривать как полностью отрицательное явление. У него, так же и у всех других политических режимов, есть свои преимущества и достоинства. Если брать на примере нашей страны, то именно благодаря сталинскому тоталитаризму СССР мог одержать победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Безусловно, ценой этой победы стали многочисленные человеческие жертвы, разрушенные объекты экономики и промышленности, но факт остается фактом, что тоталитарный режим в данной ситуации являлся в большей степени преимуществом, нежели недостатком. Но на долгое время СССР не мог сохранить подобный режим, учитывая менталитет и сознание народа, огромную территорию страны, которую полностью контролировать одному центру невозможно, и события, происходившие на тот момент в советском обществе, поэтому неудивительно, что тоталитаризм постепенно сошел со сцены и уступил место более демократическим политическим режимам.
Государства с тоталитарным режимом долго просуществовать не могли бы, потому что изначально было понятно, что тоталитаризм исторически обреченный строй и рано или поздно он начал бы разрушать сам себя. Подобное общество застыло бы на месте, потому что оно не способно было бы развиваться и прогрессировать, подстраиваться под существующую действительность, модернизироваться в соответствии с новыми требованиями постоянно движущегося вперед мира.
Сложно дать ответ на вопрос, существует ли в наше время государства с тоталитарным политическим режимом. Ведь для него необходима сильная тоталитарная идеология. На сегодняшний день практически не осталось государств с подобным режимом. Но все же в современном мире есть страна, которая сохранила частично тоталитарный строй - Корейская Народно-Демократическая республика. Но в большей степени в мире преобладают страны с демократическими политическими режимами.
Список использованной литературы
1.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996
2.Арон Р. «Демократия и тоталитаризм», Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. - М., 1993.
.Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
.Верченов Л.Н., Игрицкий Ю.И Тоталитаризм: что это такое? Исследования зарубежных политологов. М., 1998.
.Дамье В. Тоталитарные тенденции в XX веке. //www.fak2000.chat.ru/totalitarism
.Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд. 2, Гардарики, 2007
.Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня,… завтра? Полис, 1998, № 4.
.Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
.Ирхин Ю.В, Грачев М.Н., Актуальные проблемы политической науки, М.: Экономическая демократия, 1996.
.Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России», Учебное пособие, Издательство «Питер», 2008.
.Ковалев В. Что же такое «фашизм»? От этимологии - к законодательному определению // «Российская юстиция», № 10, октябрь 2002.
.Перевалов В.Д. Теория государства и права. НОРМА, М., 2009
.Семыкина Т.В. Политические режимы. - М.: Приор, 2004
.Соловьев А.И. Политология. Москва, 2000
.Сумбатян О.Г. Тоталитаризм - политический феномен XX века. - Социально-гуманитарные знания, № 1, 1999.
.Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». М.2005.