Аудит и аудиторская деятельность
География сети Интернет
Иванов Владимир, г.Липецк
Интернет
представляет собой международную компьютерную «сеть сетей», действующую на
основе сотрудничества и соединяющую друг с другом самых разных пользователей, в
том числе государственные организации, учебные заведения, библиотеки,
корпорации, больницы, частных лиц и т.д. Не существует какой-либо одной
организации, которая бы владела или управляла сетью Интернет или контролировала
бы ее. Однако Интернет не является бесплатным. Основное бремя расходов на
поддержание сети несут основные пользователи, а именно университеты,
национальные исследовательские центры, высокотехнологичные корпорации и
государственные учреждения.
В
настоящее время уровень использования сети Интернет очень сильно
дифференцирован как по миру в целом, так и по регионам.
Если
проследить по регионам то в настоящее время по доли пользователей Интернета:
-
лидирует Северная Америка (69%),
-
второе место занимает Австралия и Океания (53%),
-
третье - Европа (39%),
-
далее идут Латинская Америка (17%), Азия (10%) и на последнем месте Африка
(3%).
Распределение
пользователей сети Интернет по миру, 2007 год.
Согласно
данным internetworldstats.com, картина динамики (за 2000-2007гг) вырисовывается
следующая:
-
абсолютным лидером является Африка (638%)
-
второе место занимает Центральная Азия (491%)
-
третье - Латинская Америка (433%)
-
далее следуют Азия (248%), Европа (199%), Австралия (142%) и Северная Америка
(115%).
Распределение
сети Интернет в мире, 2007 год.
Анализ
современных тенденций разви-тия Интернета демонстрируют, что уже в ближайшие
годы темпы проникновения Интернета в развивающихся странах снизятся - на
столько, что говорить о возможности преодоления "цифрового разрыва"
просто нельзя.
В
ближайшем будущем основными точками роста будут страны Латинской Америки и
Восточной Европы. Высокая динамика сохранится только в ближневосточном регионе,
который, вероятно, может подняться на уровень стран Восточной Европы
Существует
несколько теорий распространения инноваций, к которым и относится Интернет. Но,
на мой взгляд, наиболее подходящие - это 2 теории. Первая из них - это одна из
теорий длинных волн, а именно - инновационная теория. Эта теория была разработана
австрийским экономистом Й. Шумпетером, который рассмотрел внедрение инноваций с
целью получения чистого дохода от предпринимательства.
В
общем виде эта теория заключается в следующем: по какой-либо важной причине в
одной отрасли хозяйства возникает какое-то нововведение (инновация), которое
представляет собой большой шаг в развитии. В скором времени применение новой
технологии находят в другой отрасли, затем в третьей и так далее, пока
инновация не распространится повсеместно. После того, как одно нововведение
«разошлось» по всем отраслям, или раньше, возникает второе, которое, в свою
очередь, начинает распространяться аналогично. Таким образом, возникают
«инновационные волны».
На
примере сети Интернет эта теория будет выглядеть следующим образом
-
Как следствие необходимости усиления военного контроля, возникают первые сети
(в США, Великобритания, Норвегия). Они начинают постепенно распространяться в
науку, образование, медицину и т.д (первая волна).
-
Пока распространяются «первичные» сети, происходит развитие протокола IPv4 -
основы современного Интернета (зарождается вторая волна). Причем первая волна
так и не достигнув ВСЕХ отраслей затухает.
-
После широкого распространения IPv4, наступает необходимость внедрения новых
технологий на основе IPv6 (третья волна, текущая).
Таким
образом, к настоящему времени в развитии сети Интернет можно выделить 3 волны:
1957-1981
- эволюция сетей, предшественников Интернет;
1981-1999
- Internet на основе IPv4;
1999
- 2010 - внедрение IPv6
Диффузионная теория
Пространственная
специфика этой динамики хорошо описывается второй, диффузионной теорией
(моделью), которая традиционно используется для описания распространения
инноваций, начиная с 1960-х годов.
Согласно
этой теории, результатом воздействия многих факторов явля-ется расслоение стран
мира на группы по масштабам использования Интернета. В качестве
классификационных групп используются: "Центр",
"Полупериферия" и "Периферия". Эта классификация наиболее
адекватно описывает и соотношение масштабов использования технологии, и их
взаимодействие в рамках глобального распространения Интернета.
Центр
(это страны, где происходит зарождение и начало массового использования
новинок) К странам, образующим ядро мировой сети Интернет, относятся
государства Северной Америки (США и Канада), Западной Европы (Великобритания,
Германия и др.) и "морской" Восточной Азии (Япония). Эти государства
играют наибольшую роль в мировой экономике - их совокупная доля в международном
торгово-экономическом обмене достигает 76%. Кроме того, каждый из этих регионов
является лидером для периферийных и полупериферийных регио-нов, являясь крупным
финансовым инвестором и проводником инноваций, в том числе в отноше-нии
Интернета. Хотя в странах этой группы проживает лишь 16% населения Земли, здесь
сосредоточено 78.4% всех пользователей Интернета и 98.3% оборота мировой
электронной торговли.
Полупериферия
(или промежуточное звено, в котором новинки принимаются после их успешного
освоения в странах Центра) включает лишь один макрорегион - Центрально-Восточную
Европу (Австрия, Чехия и др.), которая по показателю проникновения Интернета
перешла порог периферийных стран. В остальном Полупериферия территориально
раздроблена и представлена субрегионами в Латинской Америке (Никарагуа, Белиз,
Чили, Перу и др.) и на Ближнем Востоке (ОАЭ). В странах Полупериферии проживает
9% населения и 10.6% пользователей сети Интернет. Доля в международной торговле
- 16.3%, доля в обороте электронной торговли - 1.1%.
На
Периферии (страны куда инновационные волны доходят в последнюю очередь)
оказались государства со сла-боразвитыми или переходными экономиками, которые
не обеспечивают высокого уровня жизни населения, что препятствует потреблению
инно-вационных продуктов. Сюда включены страны Латинской Америки, СНГ (включая
Россию), "континентальная" Азия , Ближний Восток и Северная Африка,
Африка южнее Сахары. Некоторые государства являются региональными лидерами
(например, Россия, Бразилия, Китай, Саудовская Аравия), консолидируя вокруг
себя менее развитых соседей и выступая экономическим и политическим посредником
при общении со странами Центра и Полупериферии. На страны Периферии, где
проживает 75.6% населения Земли, приходится лишь 15.4% пользователей и 0.6%
оборота мировой электронной торговли. Доля в международной торговле - 15.6%.
Россия
же, несмотря на достаточно быстрые темпы роста числа пользо-вателей сети в
предыдущие годы (10-15% в год), в 2003 г. так и не вышла даже в середняки по
показателю распространения Интернета. По оценкам "Фонда общественное
мнение" (ФОМ), зимой 2003 г., в интернет выходило 9.6 млн. человек или
9% россиян (это меньше, чем в таких странах, как Чили, Уругвай, Польша, Южная
Африка, Перу и пр.)
Замедление
темпов роста пользователей Интернета связано с приближением ряда развитых стран
к насыщению - в Норвегии и Швеции пользователем является каждый второй, т.е.
технологией пользуется более 80% экономически активного на-селения. Темпы роста
в развивающихся странах достаточно велики, однако статистическая база для
расчетов мала, поэтому в мировых масштабах этот прирост по-прежнему мало
заметен.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru