Сущность аудита и аудиторской деятельности
современная гуманитарная академия
Г. Москва
Факультет: экономика
Дисциплина: Аудит
Тема: Сущность
аудита и аудиторской деятельности
Ф.И.О. студента:
Карякин Роман Владиславович
Курс: 4 Семестр 7
Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Панкратов Е.Д.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
оглавление
введение………………………………………………………………………4
1.2.
Сущность аудита……………………………………………………...……9
2.3.
Этика аудитора ..………………………………………………………..26
заключение……………….………..…………………………………..
…..32
Библиография …………………………….………….…..…….……….…35
Организация
контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми
средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед
обществом.
Аудит -
неотъемлемая часть системы управления, целью которого является вскрытие
отклонений от принятых стандартов и нарушений закона, в отдельных случаях
привлечь виновных к ответственности.
Финансовый
контроль не утратил своего значения и в настоящее время. Этот контроль
необходим законодательным и исполнительным органам. Контроль включает в себя
соблюдение финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования
и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности
финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый
контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его
учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения
влекут санкции и штрафы.
Цель
курсовой работы - более полное раскрытие сущности аудита и аудиторской
деятельности.
Курсовая
работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается подробно
возникновение и сущность аудита. Во второй главе рассматриваются цели, принципы
и этика аудитора. В третей главе рассказывается об услугах которые аудиторские
фирмы могут осуществлять помимо непосредственного аудита.
1 Сущность аудита и аудиторской
деятельности
1.1 Возникновение и необходимость аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит»,
«слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились
еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто
непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,
менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту
финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им
бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со
стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры
хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность,
представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое
положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и
подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы,
которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями,
предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.
Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения
бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая
профессиональная подготовка аудитора.[1]
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с
1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления
акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального
человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность
аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и
прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность
в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к
качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная
потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все
страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся
в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений
аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию
бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а
также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты
профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение
из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей
(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут
быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки
ее качества.[2]
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной
потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую
подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода
услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих
достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность
функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать
последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки
даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет
важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие
хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех
участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность
информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и прежде всего коллективные собственники -
акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно
убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции
предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют
ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в
услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности
предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для
принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и
следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой
отчетности.[3]
Правильные данные непосредственным инвесторам или
акционерам, а также кредиторам для оценки надежности погашения займов и
выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия
вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность
и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости,
получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в
информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые
меры.
Компании, в которых администрация и собственники представлены
одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний
конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд
преимуществ:
возможность избежать споров между партнерами, особенно в
ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что
счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря
предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии
компании;
упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря
представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;
упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные
аудитором счета вызывают большее доверие;
возможность получить квалифицированную помощь в решении
различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе
специфических спорных вопросов между партнерами.
1.2 Сущность аудита
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены
в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных,
другие определения даются специалистами в области аудита.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной
инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется
следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений
ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и
собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными
инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в
целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям
в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности
неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого,
достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду
возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило,
не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных
пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а
также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в
бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских
организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств
и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их
бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.[4]
Одной из международных организаций, до недавнего времени
контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по
аудиторской практике, который состоял из представителей всех основных
профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответствен за установление
стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию
выполняет Совет по аудиторской практике.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что
последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время
главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления
предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход
подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские
структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем
непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.
Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности -
реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и
целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг -
возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели,
качественные характеристики организационной структуры управления, системы
учета и контроля.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую
деятельность по проведению собственного аудита и оказанию сопутствующих ему
работ и услуг.[5]
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой)
отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.[6]
Собственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный
аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право
заниматься аудиторской деятельностью.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный
и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц
независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также
любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки
в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха,
поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по
видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху
клиента.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается
точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности
предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным
требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего
законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности
отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление
аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Независимость аудитора определяется:
свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим
субъектом;
договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой)
и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть
независимым от указаний каких-либо государственных органов;
возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения
до устранения отмеченных недостатков;
невозможностью аудиторской проверки при родственных или
деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу
аудиторской деятельности;
запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной,
коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением
аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
2 Цели, задачи
и принципы аудита
2.1 Цели и задачи аудита
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена
деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой
нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными
обязательствами аудитора и клиента.
Основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской
Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской
отчетности» определяет цели аудита бухгалтерской отчетности следующим образом:
целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование
и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены
достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской
организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта
документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического
субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о
деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской
отчетности может способствовать повышению доверия к этой отчетности со стороны
пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны
трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности
экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской
организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно
восприниматься как гарантия аудиторской организации того, что какие-либо иные
(помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или
способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, отсутствуют.
Цель проверки финансовых отчетов:
контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов,
регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии
оценки активов, обязательств и собственного капитала;
подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в
учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности
предприятия за проверяемый период;
выявление резервов лучшего использования собственных основных
и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита финансовых отчетов - объективная оценка
достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов,
обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности
предприятия за определенный период, проверка соответствия принятой на
предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая
степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю
информации отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом
положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие
обоснованные решения.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором
с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов,
анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению
финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности,
доходов и расходов.
В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность
составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к
ним.
При этом устанавливают:
все ли активы и пассивы отражены в отчете;
все ли документы использованы в отчете;
насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется
от принятой при определении учетной политики предприятия.
Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления
правильности расчета общей (балансовой) и налогооблагаемой прибыли.
Аудитор должен проверить:
полноту выполнения решений собственников предприятия об
изменении объема уставного капитала;
тождество данных синтетического и аналитического учета по
счетам актива и пассива баланса;
полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской
задолженностей.
В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется:
соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения
хозяйственных операций и оценки имущества;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных
вложений;
обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и
остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца.
Для достижения основной цели и предоставления заключения
аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность
в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой
информации;
2) обоснованность: существуют ли основания для включения в
отчетность указанных там сумм;
3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие
суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;
4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно
подсчитаны;
5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот
счет, на который она записана;
6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до
даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в
котором были произведены;
7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций
данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они
просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной
книге;
8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность
и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные
способы накопления необходимой информации.
Основные виды аудита представлены в
табл. 1.
Таблица 1
Виды аудита
№ пп.
|
Критерии
|
Виды
|
1.
|
По отношению к пользователям
информации
|
1. Внешний
2. Внутренний
|
2.
|
По отношению к требованиям
законодательства
|
1. Обязательный
2. Инициативный
|
3.
|
По объектам аудита
|
1. Банковский
2. Аудит страховых организаций
3. Аудит бирж, инвестиционных институтов
и внебюджетных фондов
4.Общий
5. Государственный
|
4.
|
По назначению
|
1. Аудит финансовой отчетности
2. Налоговый
3. Аудит на соответствие
требованиям
4. Ценовой
5. Управленческий (производственный)
аудит
6. Аудит хозяйственной деятельности
7. Специальный (экологический, операционный
и др.)
|
5.
|
По времени осуществления
|
1. Первоначальный
2. Согласованный (повторяющийся)
3. Оперативный
|
6.
|
По характеру проверки
|
1. Подтверждающий
2. Системно-ориентированный
|
Основными объектами внутреннего аудита являются решение
отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных
систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в
зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его
руководства и (или) собственников. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого
контроля предприятия; он может быть и независимым, т. е. непосредственно
подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской
Федерации дается следующее определение:
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в
интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами
система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского
учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью
деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или)
собственников экономического субъекта информационное и консультационное
значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности
экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях
в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем
деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит
дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов
и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются
самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в
зависимости от:
содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
объемов показателей финансово-экономической деятельности
экономического субъекта;
сложившейся системы управления экономического субъекта;
состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы
или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные
комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние
организации и (или) внешние аудиторы.[7]
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют
ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному
бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля,
их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая
экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки,
классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также
специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки
операций, остатков по бухгалтерским счетам;
проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а
также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и
(или) собственников;
проверка деятельности различных звеньев управления;
оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение
и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях
экономического субъекта;
проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества
экономического субъекта;
работа над специальными проектами и контроль за отдельными
элементами структуры внутреннего контроля;
оценка используемого экономическим субъектом программного
обеспечения;
специальные расследования отдельных случаев, например подозрений
в злоупотреблениях;
разработка и представление предложений по устранению выявленных
недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности
самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов
менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия
может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри
предприятия.[8]
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью
независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к
внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и
обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или)
собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического
субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Внутренний аудитор - это сотрудник подразделения внутреннего
аудита, организованного экономическим субъектом.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в
штате предприятия и подчиненные его руководству.
Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
проверка систем контроля в целях выработки политики компании
в рамках законодательства;
оценка экономичности и эффективности операций компании;
проверка уровней достижений программных целей;
подтверждение точности информации, используемой руководством
при принятии решений.
Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор
несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из
потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в
целом.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных
процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего
контроля и обработки информации;
4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой
информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не
только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и
качеством менеджмента.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во
многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть
выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач
внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница
заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита
рассмотрены в приложении 1.
По отношению к требованиям законодательства различают
обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических
субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного
самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе
пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта
(его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным
(добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Правительство
Российской Федерации утвердило основные критерии (система показателей) деятельности
экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность
подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении2 даны
критерии деятельности экономических субъектов, предусматривающие обязательный
аудит.
По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых
организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;
общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме
государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые
Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный
аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате
Российской Федерации существует должность аудитора.[9]
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
Аудит финансовой отчетности - представляет собой проверку
отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее
установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот
аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты
которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией
и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам,
органам государственного регулирования и др.[10]
Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и
полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной
финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия
предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например,
внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют
сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия
установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного
соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то
поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах
компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо
как специальный аудит.
Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены
на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных
ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).
Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование
организации и управления предприятием, качественных сторон производственной
деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности,
рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, -
один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения
эффективности использования его мощностей и ресурсов.
Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому
аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности
организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который
иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления
и организации, преследует следующие цели:
оценка эффективности управления;
выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или
дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по
заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и
государственных органов.
Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это
проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения
определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность,
добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность
составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
По времени осуществления различают первоначальный, согласованный
(повторяющийся) и оперативный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской
фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость
аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об
особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором
(аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании
специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации
бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом
(консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что
согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в
течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента,
который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на
многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает
настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Оперативный аудит - это кратковременная аудиторская проверка
для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения
законодательства, эффективности внутреннего
контроля, оценки
деятельности.
По характеру проверки различают:
подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности
бухгалтерских документов и отчетности);
системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на
основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной
системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в
слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего
контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы
в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в
областях с низким риском).
2.3 Этика аудитора
Независимость - это обязательность отсутствия у аудитора при
формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо
иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта,
превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также
какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения
независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым,
регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также
этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как
по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Честность - это обязательная приверженность аудитора профессиональному
долгу и следование общим нормам морали.
Объективность - это обязательность непредвзятости, беспристрастности
и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных
вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность - это обязательность владения
необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и
качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна
привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и
осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного
проведения аудита.
Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие
за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии
с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
Добросовестность - это обязательность оказания аудитором
профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью,
оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип
добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к
своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в
аудиторской деятельности.
Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских
организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых
ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью,
так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся
в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического
субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться
неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации
об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального
или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно,
независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом, и не имеет
ограничений по времени.
Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных
интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей
профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием
аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора,
нанести ущерб ее общественному имиджу.
Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо)
является членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать
(наряду с вышеуказанными этическими принципами) и правила этики,
предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным
профессиональным объединением.
Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную
деятельность, т. е. проведение аудита и подготовку по его результатам
официального аудиторского заключения, в соответствии с Правилами (стандартами)
аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при
Президенте Российской Федерации.
Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения
проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во
внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или)
информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская
деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения
аудита.
Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в
установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной
компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения,
хозяйственного права, экономического анализа.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги,
совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской
проверки, и услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта
обязательной аудиторской проверки.
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта
обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки
бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля
начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной
и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов,
экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по
доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения
квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских
организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по
бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной
деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского
учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной
деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового,
налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной
деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации,
реорганизации и ликвидации предприятий; информационного обслуживания;
экспертного обслуживания; подбора и тестирования бухгалтерского персонала
экономического субъекта и др.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта
обязательной аудиторской проверки, оказываются в области ведения
бухгалтерского учета; восстановления бухгалтерского учета; составления
налоговых деклараций; составления бухгалтерской отчетности.
Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия;
услуги контроля; информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов,
состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее
экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на
предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с
экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности;
контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию
бухгалтерского персонала экономического субъекта.
К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных
и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения,
семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических
рекомендаций.
Аудиторская организация может разработать внутрифирменные
стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.
Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:
действовать в соответствии с заданием, выполнения которого
ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме
договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного
запроса и т.п.);
планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
при выполнении части задания сторонними организациями или
сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко
разграничивать ответственность и функции исполнителей;
подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым
видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);
иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных
услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);
подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания
услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской
организации.
Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг
аудиторская организация должна иметь соответствующие лицензии и
материально-технические возможности, а специалисты, оказывающие услуги, должны
обладать необходимым опытом работы и квалификацией.
Аудиторская организация несет ответственность за качество и
сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим
законодательством и с условиями договора, заключаемого между аудиторской
организацией и экономическим субъектом.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический
объект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства,
полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и
достоверность представляемой информации, своевременность представления
документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности
осуществления аудиторской организацией своих обязательств.
заключение
Возникновение аудита связано с
разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением
предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность
(собственники, акционеры, инвесторы).
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей
(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут
быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для
оценки ее качества.
Обязательный аудит регламентируется государством. Правительство
Российской Федерации утвердило основные критерии (система показателей)
деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая)
отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении2
даны критерии деятельности экономических субъектов, предусматривающие
обязательный аудит.
По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых
организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;
общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме
государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые
Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный
аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате
Российской Федерации существует должность аудитора.
Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских
организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов с целью установления
достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых
и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской
Федерации.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что
последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время
главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления
предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход
подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские
структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем
непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.
Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности -
реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и
целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг -
возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели,
качественные характеристики организационной структуры управления, системы
учета и контроля.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается
точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности
предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным
требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего
законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности
отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление
аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена
деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой
нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными
обязательствами аудитора и клиента.
Основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две
основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для
подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в
финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в
финансовом отчете общепринятым принципам учета.
Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности
обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решении
профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:
независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность;
добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская
деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения
аудита.
Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную
деятельность, т. е. проведение аудита и подготовку по его результатам
официального аудиторского заключения, в соответствии с Правилами (стандартами)
аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при
Президенте Российской Федерации.
библиография
1.
Барышников
Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1998.
2. Подольский В.И., Аудит.
Учебник для вузов. М., 1997.
3.
Скобара
В.В. Аудит: методология и организация. М.,1998.
4.
Терехов
А.А. Аудит. М., 1999.
5.
Шеремет А.Д.,
Суйц В.П. Аудит. Учебник. М., 2000.
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 21.11.96
№129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.
3. Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
4. Федеральный закон «О
лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ (в редакции
Федерального Закона от 13.03.2002 №28-ФЗ).
5. Постановление Правительства
РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от
06.02.2002 №80.
6. Постановление Правительства
РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135.
7. Приказ Минфина РФ «Об
утверждении бланка квалификационного аттестата аудитора» от 25.04.2002 №34.
Приложения 1
Особенности
внутреннего и внешнего аудита
Факторы
|
Внутренний аудит
|
Внешний аудит
|
1
|
2
|
3
|
Постановка задач
|
Определяется собственниками и
(или) руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями
предприятия, так и предприятием в целом
|
Определяется договором между
независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
|
Объект
|
Решение отдельных функциональных
задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
|
Главным образом система учета и
отчетности предприятия
|
Цель
|
Определяется руководством
предприятия
|
Определяется законодательством по
аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение
соблюдения действующего законодательства
|
Средства
|
Выбираются самостоятельно (либо
определяются стандартами внутреннего аудита)
|
Определяются общепринятыми
аудиторскими стандартами
|
Вид деятельности
|
Исполнительская деятельность
|
Предпринимательская деятельность
|
Организация работы
|
Выполнение конкретных заданий
руководства
|
Определяется аудитором самостоятельно,
исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
|
Взаимоотношения
|
Подчиненность руководству
предприятия, зависимость от него
|
Равноправное партнерство, независимость
|
Субъекты
|
Сотрудники, подчиненные руководству
предприятия и находящиеся в штате предприятия
|
Независимые эксперты, имеющие
соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом
предпринимательства
|
Квалификация
|
Определяется по усмотрению
руководства предприятия
|
Регламентируется государством
|
Оплата
|
Начисление заработной платы по
штатному расписанию
|
Оплата предоставленных услуг по
договору
|
Ответственность
|
Перед руководством за выполнение
обязанностей
|
Перед клиентом и перед третьими
лицами, установленная законодательными и нормативными актами
|
Методы
|
Методы могут быть одинаковыми при
решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются
различия в степени точности и детальности
|
Отчетность
|
Перед собственниками и (или)
руководством
|
Итоговая часть аудиторского
заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
|
Приложения 2.
Таблица 3
Критерии,
субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии
|
Экономические субъекты,
показатели отчетности
|
1. Организационно-правовая форма
экономического субъекта
|
Открытое акционерное общество,
независимо от числа акционеров и размера уставного капитала
|
2. Вид деятельности экономического
субъекта
|
1. Банки и другие кредитные
учреждения
2. Страховые организации и общества
взаимного страхования
3. Товарные и фондовые биржи
4. Инвестиционные институты
(инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)
5. Внебюджетные фонды (если
источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные
законодательством Российской Федерации со стороны юридических и физических
лиц)
6. Благотворительные и иные
(неинвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования
юридических и физических лиц)
7. Другие экономические субъекты,
обязательная аудиторская проверка которых предусмотрена федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации
|
3. Источники формирования уставного
капитала
|
Если в уставном капитале есть доля
иностранных инвесторов
|
4. Финансовые показатели
экономического субъекта
|
(Кроме предприятий, находящихся
полностью в государственной или муниципальной собственности)
1. Объем выручки от реализации
продукции (работ, услуг) за год,
если более чем в 500 тыс. раз
превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ*)
2. Сумма активов баланса на конец
года, если более чем в 200 тыс. раз превышает МРОТ
|
* МРОТ - в среднегодовом исчислении
[1] Барышников Н.П. Организация и
методика проведения общего аудита. М., 1998. ст.203
[3] Подольский В.И., Аудит. Учебник для
вузов. М., 1997. ст.68
[4] Федеральный закон от 21.11.96
№129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
1.
[5] Шеремет А.Д., Суйц В.П.
Аудит. Учебник. М., 2000. ст.205
[6] Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.
[7] Терехов А.А. Аудит. М.,
1999. ст.127
[8] Скобара В.В. Аудит:
методология и организация. М.,1998. ст.185
[9] Подольский В.И., Аудит. Учебник для
вузов. М., 1997. ст.143
[10] Подольский В.И., Аудит.
Учебник для вузов. М., 1997. ст.173