Проектирование привода ленточного конвейера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новосибирский государственный педагогический
университет
Факультет
технологии и предпринимательства
Кафедра
машиноведения
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
по
дисциплине ДЕТАЛИ МАШИН
Тема:
Проектирование привода ленточного конвейера
ДМ.ФТП.ОЗО.23112.00.00.ПЗ.
Выполнил
студент
Фогель А.Ю.
Проверил
Потапов В.М.
Новосибирск
2014г.
Содержание
1. Техническое
задание
. Выбор
электродвигателя
2.1 Состав, устройство и работа привода
.2 Выбор электродвигателя
2.3 Расчет частоты вращения вала
электродвигателя
3. Кинематический
и силовой расчеты
3.1 Разбивка передаточного числа по ступеням
.2 Кинематические расчеты
4. Выбор
материала и расчет допускаемых напряжений для зубчатых колес редуктора
4.1 Исходные данные
.2 Выбор материала и режима термической
обработки
4.3 Расчет допускаемых напряжений
. Проектирование цилиндрической
зубчатой передачи
5.1 Исходные данные
5.2 Этапы расчета
цилиндрической зубчатой передачи
6.
Конструирование валов редуктора
6.1
Последовательность приближенного расчета валов на прочность
6.2
Расчет долговечности подшипников качения
.3
Проверочный расчет шпонок
1.
Техническое задание
2. Выбор
электродвигателя к механическому приводу общего назначения и кинематический
расчет привода
M
-
электродвигатель; 1 - подшипники качения; 2 - цилиндрическое
зубчатое колесо; 3 - ведущий шкив ременной передачи; 4 - ведомый шкив ременной
передачи; 5 - ведущая шестерня редуктора; 6 - муфта; 7 - лента
конвейера; ДВ, I-III
-
валы привода
Рисунок.1- Кинематическая схема
привода:
2.1 Состав,
устройство и работа привода
привод
электродвигатель редуктор вал
Привод цепного конвейера
состоит из электродвигателя (1), вращательное движение с вала которого через
муфту 2 (Мф) передается на быстроходный вал (I)
редуктора (Р), представляющего собой одноступенчатую цилиндрическую
зубчатую передачу ЦЗП). На тихоходный вал II
редуктора
насажен ведущий шкив, который через ременную передачу (РП) передает
вращение ведомому шкиву, насаженному на выходном валу привода (III).
Каждый
вал привода вращается в паре подшипников качения (ППК).
2.2 Выбор
электродвигателя
Согласно рекомендациям,
приведенным в [1, с.24] для приводов общего назначения, предлагается выбирать
трехфазные асинхронные двигатели с коротко замкнутым ротором в связи с тем, что
они просты в эксплуатации, надежны в работе и обладают относительно низкой
стоимостью. Поэтому для проектируемого привода, который по сути является
приводом общего назначения (отсутствуют специфические требования к нему),
принимается асинхронный двигатель переменного тока серии 4А.
Согласно исходным данным на
проектирование мощность, требуемая для выполнения технологического процесса
Р3= Рвых
= 6,0 кВт.
В связи с тем, что в
кинематической цепи за счет сил трения происходят потери мощности механического
привода, необходимо определить общий КПД, который представляет собой
интегрированную характеристику потерь во всех кинематических парах привода.
Составим цепочку передачи энергии от двигателя к рабочему органу (конвейеру),
опираясь на принцип работы проектируемого привода (см.п. 3.1 и рис. 2.1):
Дв→Мф→1в(ППК)→ЦЗП→2в(ППК)→РП→3в(ППК)→РО
Согласно данным таблицы 2.1 КПД
составляющих кинематической цепочки будут равны:
η
рп=0,92
Тогда, в соответствии с
кинематической цепочкой передачи мощности, общий КПД всего привода можно
рассчитать по формуле (3.3):
η=ηмф·*
ηппк*
ηцзп*
ηрп=0,98*0,99*0,97*0,92=0,86
Таким образом, из расчета
общего КПД стало видно, что в процессе работы привода только 86% мощности от
двигателя будет поступать к ленточному конвейеру. Поэтому, зная мощность,
требуемую для нормальной работы (Рвых), мощность двигателя
надо увеличить как минимум на 14% для осуществления резервирования мощности на
потери в деталях привода. Отсюда требуемая мощность двигателя (Рдвтр)
может быть определена по формуле:
Подставив данные, получим:
P
=Рвых/ η общ
Вт=6/0,86=6,97 кВт
Исходя из данных, приведенных в
таблице 2.2 для двигателей серии 4А, наиболее близкими к требуемой
мощности двигателя являются двигатели мощностью 7,5 к Вт
Принимаем мощность двигателя Рдв
=7500 Вт.
2.3 Расчет частоты
вращения вала электродвигателя
Поскольку на данном этапе еще
не известны передаточные числа передач привода и частота вращения вала
двигателя, возникает возможность рассчитать желаемую частоту вращения вала
электродвигателя. Для этого определяем частоту вращения выходного вала
привода
Согласно исходным данным угловая скорость 3-го
вала ω3=4
рад/с.. Отсюда частота вращения третьего вала может быть рассчитана по
формуле:
n=30*ω/π=30*4/3.14=38.2 мин-1
Таким образом, для обеспечения
нормальной работы конвейера выходной вал привода, который обозначен цифрой III,
должен
вращаться с частотой 38,2 об/мин.
Из анализа кинематической схемы
привода видно, что общее передаточное число его (uобщ)
образуется
за счет передаточных чисел редуктора (uцзп)
и
ременной передачи (ицп), что можно выразить с помощью
формулы:
uобщ
= uцзп
∙ ирп
Согласно рекомендациям таблицы
2.1 первоначально назначим следующие величины передаточных чисел этих
передач: uцзп
=4, ицп =5
Тогда, желаемое общее
передаточное число всего привода составит
Uобщ=4*5=20
Взаимосвязь между частотами
вращения вала электродвигателя (пдв) и выходного вала (п3)
определяется зависимостью
Поэтому желаемая частота
вращения вала электродвигателя составит
nдв
=38,2*∙20 = 764 об/мин.
Согласно имеющейся номенклатуре
двигателей серии 4А наиболее близкими к желаемой частоте вращения (таблица
2.2) являются двигатели с синхронной частотой вращения, равной 750
об/мин. С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание результаты
расчетов в разделе 3.1, окончательно принимаем двигатель марки 4А160S8
ГОСТ 19523 - 81, который обладает следующими рабочими характеристиками:
Рдв =
7500 Вт, nдв
= 730 об/мин.
3. Кинематический
расчет
3.1 Разбивка
передаточного числа по ступеням
В связи с тем, что в данный
момент уже установлена частота вращения вала электродвигателя (вход привода) и
выходного вала, идущего на рабочий орган - барабан, можно определить общее
передаточное отношение всего проектируемого привода, используя формулу:
Uобщ=730/38,2=19,1
Согласно общим представлениям о
деталях машин и применительно к данному приводу можно записать
где - передаточное
отношение от вала двигателя (вход привода) к третьему валу (выход привода);
uдв-1-
передаточное отношение от вала двигателя к 1-му валу (муфта);
и1-2 -
передаточное отношение между 1-м и 2-м валами (цилиндрическая зубчатая
передача)
и2-3 -
передаточное отношение между 2-м и 3-м валами (ременная передача).
Из анализа кинематической схемы
привода видно, что частоты вращения вала электродвигателя и 1-го вала
одинаковы, т.к. они соединены муфтой. Отсюда ясно, что идв-1= 1. Тогда
из (3.10) идв-3=1∙ и1-2∙ и2-3 ,
очевидно, что общее передаточное число всего привода необходимо разделить
между цилиндрической зубчатой передачей (uцзп= и1-2
) и цепной (ицп = u2-3). Назначим
первоначально (с учетом рекомендаций таблицы 2.1 и единого ряда
передаточных чисел зубчатых передач - с.36)
uцзп= и1-2=4
Тогда на ременную передачу остается
Uрп=U2-3=19,1/4=4,78
Согласно данным, приведенным в таблице
2.1, передаточное число 4,78 для ременной передачи не превышает
рекомендуемого значения.
Окончательно принимаем : uцзп= и1-2=4,
Uрп=4,77
3.2 Кинематические расчеты
Определим все кинематические и силовые
характеристики проектируемого привода, которые понадобятся в дальнейшем для
детальной проработки той или иной передачи.
В виду однотипности расчетов
для всех видов валов сведем их в таблицу 1.
В таблице приведены все
кинематические и силовые параметры привода. Для вала двигателя его частота
вращения и мощность принята в соответствии с характеристиками, приведенными в
п.2.2.
. Частота вращения
n1= 730/1=730мин-1; n2=n1/U1-2=730/4=182.5
мин-1;
n3=n2/U2-3=182.5/4.77= 38.26 мин-1
Угловая скорость
ωдв= ω1=3,14*730/30=76,4 рад/с; ω2=
3,14*182,5/30=19,1 рад/с;
ω3=3,14*38,2/30=3,99=4
рад/с
. КПД между валами:
ηдв-1= ηмф* ηппк= 0,98*0,99=0,97; η1-2= ηцзп* ηппк=0,97* 0,99=0,96;
η2-3= ηппк* ηрп=
0,99* 0,98= 0,97
Мощность на валах
Р1= Рдв ηдв-1=7500∙0,97=7276,5
Вт, Р2=Р1η1-2=7276,5∙0,96=6985,4
Вт,
Р3=Р2η2-3=6985,4∙0,97=6775,9
Вт,
Т1=Р1/ω1=7276,5/76,4=
95,24Н*м, Т2= Р2/ ω2=6985,4/19,1=365,72
Н*м;
Т3=Р3/ ω3=6775,9/4=1693,97
Н*м
Таблица 2-Кинематические и
силовые параметры привода
Наименование,
расчетные формулы
|
единицы
измерения
|
Вал
в соответствии с обозначением на кинематической схеме
|
|
|
Дв
|
1
|
2
|
3
|
1.
Передаточное отношение (см п.3.3.1)
|
|
u дв-1 =1,00 и 1-2=4,0
и 2-3 =4,77
|
2.
частота вращения об/мин730730182,538,26
|
|
|
|
|
|
3.
Угловая скорость с-1
|
76,4
|
76,4
|
19,1
|
4
|
|
4.
КПД между валами: η2-3=0,97
|
|
|
Мощность
на валах Р1=Рдв ηдв-1, Р2=Р1η1-2, Р3=Р2η2-3
|
Вт
|
7500
|
7276,5
|
6985,4
|
6775,9
|
6.
Момент на валах Н∙м98,1695,24365,721693,97
|
|
|
|
|
|
4. Выбор материала
и расчет допускаемых напряжений для зубчатых передач
4.1 Исходные
данные
Исходными данными являются:
режим работы привода, срок службы, сменность работы, продолжительность
включения, а также частоты вращения валов передачи, полученные в результате
кинематического расчета.
4.2 Выбор
материала и режима термической обработки
Желая получить
сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для
изготовления колеса и шестерни сталь 40X. По табл. 4.1. принимаем для колеса
сталь 40Х, закаленную до твердости НRC47. Твердость шестерни принимаем НRC52.
.3
Расчет допускаемых напряжений
Расчет
допускаемых контактных напряжений
Расчет допускаемых
контактных напряжений проводим по следующим формулам:
(4.1)
(4.2)
Где -допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса
соответственно, МПа;
-
предельные значения допускаемых контактных напряжений, определяемые по таблице
4.3, для материала шестерни и колеса соответственно, МПа;
По табл. 4.3. для
зубчатого колеса предел выносливости по контактным напряжениям: sнlimb2 = 18НRC+150 = 18 × 47+150 = 996 МПа,
для шестерни: sHlimb1 = 18НRC+150 = 18 × 52+150 = 1086 МПа.
-
коэффициенты безопасности по контактным напряжениям, определяемые по таблице
4.3, для материала шестерни и колеса соответственно;
SH1= SH2=1,1
-
коэффициенты долговечности по контактным напряжениям, определяемые по формулам
(4.3) и (4.4), для
материала шестерни и колеса соответственно. Фактически коэффициенты KHLl и Khl2 рассчитываются
по формулам:
(4.3)
(4.4)
где • базовое количество циклов для материала шестерни и колеса
соответственно (определяется по таблице 4.2), цикл;
-
число циклов нагружения контактными нагрузками шестерни и колеса соответственно
(определяются по формулам (4.5) и (4.6)), цикл.
В связи с тем, что
за один оборот каждый зуб шестерни и колеса вступает в контакт один раз, то
общее число циклов нагружения за весь период службы зависит от времени работы и
частоты вращения вала и может быть определено по формулам:
(4.5)
(4.6)
где Lh -моторесурс (чистое время работы) проектируемой передачи
(определяется по формуле (4.7)), час; n1, n2 -частота вращения шестерни и зубчатого колеса соответственно (см.
расчеты в таблице 1), об/мин; Крев - коэффициент
реверсивности:
Крев
= 1 - при нереверсивном режиме (зубья шестерни и колесе работают
двумя сторонами).
Моторесурс, если он
не известен по заданию, может быть рассчитан по формуле:
(4.7)
где Lгод - количество лет работы
привода, лет; Принимаем Lгод=5 лет
Кгод
- коэффициент годового использования;
Ксут
- коэффициент суточного использования;
ПВ - коэффициент продолжительности включения в течение часа.
(4.8)
(4.9)
(4.10)
Кгод=250/365=0,685
Ксут=16/24=0,67
ПВ=50/60=0,833
Моторесурс час
n1=730
об/мин, n2=38,26
об/мин
NH1=16745*60*730*1=733*106
NH2=16744*60*38,26*1=38*106
KH1=(87*106/733*106)0,166=0,7
KH2=(68*106/38*106)0,166=0,88
После расчетов
коэффициентов долговечности по формулам 4.3 и 4.4 принимаем окончательное их
значение исходя из нижеследующих ограничений:
1 < КHL < 2,6
при твердости материала НВ < 350.
Принимаем
Вычисляем контактные
напряжения:
МПа
МПа
Проводим окончательный
выбор исходя из следующих условий.
Цилиндрические и
конические зубчатые передачи с прямыми зубьями при разности твердостей
материалов шестерни и колеса до 50 единиц НВ рассчитывают по меньшему
значению из
полученных для шестерни и
колеса ,
т. е. по менее прочным зубьям.
Принимаем =905,5 МПа
Расчет допустимых
изгибных напряжений
Расчет допустимых
изгибных напряжений проводится производят по формулам:
(4.10)
где-
допускаемые изгибные напряжения для материала шестерни и колеса соответственно,
МПа;
- предельные значения допускаемых изгибных напряжений,
определяемые по таблице 4.3, для материала шестерни и колеса
соответственно, МПа;
sнlimb2
= 996 МПа, sHlimb1
= 1086 МПа.
• коэффициенты безопасности по изгибным напряжениям, определяемые
по таблице 4.3, для материала шестерни и колеса соответственно;
SF1=
SF2=1,75
коэффициенты долговечности по изгибным напряжениям, определяемые
по формулам (4.14) и (4.15), для материала шестерни и колеса соответственно.
Коэффициенты
долговечности рассчитываются по формулам:
(4.11)
(4.12)
где т -
показатель степени. Принимается:
т =6 при
твердости материала НВ < 350.
NF0=
4∙106 цикл -базовое количество циклов при
усталостно-изгибном нагружении (одинаково для всех материалов);
Nf1> NF2
- число циклов нагружения изгибными нагрузками шестерни и колеса
соответственно, цикл.
при Крев= KL1=(4*106/730*106)0,166=0,4
KL2=(4*106/38,26*106)0,166=0,7
После расчета
коэффициентов по формулам 4.14 и 4.15 принимаем окончательное их значение с
учетом следующих ограничений: 1 ≤KFL
≤ 2,08 при твердости материала
HВ < 350.
Принимаем
Вычисляем изгибные
напряжения:
МПа
МПа
5. Проектирование
цилиндрической зубчатой передачи
5.1 Исходные
данные
Исходными данными
для расчета параметров цилиндрической зубчатой передачи являются: результаты
кинематического расчета, выполненного ранее, и значения допустимых контактных и
изгибных напряжений, определенных в п. 4.
5.2 Этапы
расчета цилиндрической зубчатой передачи
Межосевое
расстояние
Межосевое
расстояние (aw) рассчитывают по формуле
где aw -
межосевое расстояние, мм;
Ка -
коэффициент, учитывающий тип передачи (для прямозубых Ка = 495)
и -
передаточное число проектируемой передачи (принимается по результатам
окончательной разбивки передаточного числа по ступеням см. таблицу 1);
u=4
Т2 -
момент на валу зубчатого колеса (принимается по результатам кинематического
расчета см. таблицу 1), Нм; Т2=365,7 Н∙м
допустимое контактное напряжение зубчатой передачи см. п. 4.3.1, МПа;
=905,5 МПа
коэффициент ширины
зубчатого колеса по межосевому расстоянии: принимается по таблице 6.1 из
ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63;
Принимаем коэффициент
ширины колеса =0,4
(при симметричном расположении колес относительно опор) и рассчитываем
коэффициент ширины шестерни:
yd=0,5ya
(u ± 1) = 0,5 ×0,4(5+1)=1,2
Коэффициент
концентрации нагрузки по контактным напряжениям (учитывает неравномерность
распределения давления по длине зуба), определяется по таблице 6.2 в
зависимости от коэффициента ширины зубчатого колеса по делительному диаметру
Коэффициент Кнb= 1,07.
Подставляя эти
значения, получаем межосевое расстояние:
aw=495*(4+1)*(365,7*1,07/905,52*42*0,4)0,33=105,4
Принимаем
стандартное межосевое расстояние (aw=105 мм).
Предварительные
основные размеры колеса
Определим основные
геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи.
Делительный диаметр
колеса ( d2 ) рассчитывается по формуле
где d2 - мм; аw- мм.
d2=2*105*4/4+1=168 мм
Ширина колеса ( b2) -
b2 =ybaaw=0,4 105=42 мм
Ширину колеса
округляем до стандартного ближайшего значения.
Принимаем b2 =42,0 мм.
Ширина шестерни ( b1) -
1 = 42 + 3= 45 мм
Модуль
передачи
Определяем модуль
зубчатой передачи:
m = (0,01 ...0,02)aw = (0,01...0,02) × 105 = 1,05...2,1мм.
Из нормализованного
ряда (табл.6.4) выбираем стандартный ближайший модуль большего значения:
m = 1,25 мм
Угол
наклона и суммарное число зубьев
Рассчитывается
минимальный угол наклона зубьев:
прямозубые передачи
- ;
леса:
zS=2a/m=2×105/1,25=
168.
Число
зубьев шестерни и колеса
Число зубьев
шестерни:
168/(4+1) = 33,6
zmin
= 17
Принимаем z1= 34.
Число зубьев колеса:
z2
= zS-z1
= 168-34 = 134.
Фактическое передаточное
число
u= z2/z1=134/34 = 3,9,
Делительные
диаметры шестерни и колеса:
d1=z1 ×m = 34 * 1,25= 42,5 мм,
d2=z2* m = 134* 1,25=167,5 мм.
Диаметры вершин
зубьев шестерни и колеса:
a1= d1+2m =42,5+2×1,25=45 мм,a2= d2+2m =167,5+2×1,25=170
мм
Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:
dfl=d1-2,5m=42,5-2,5×1,25=39,4 мм,f2=d2-2,5m=167,5-
2,5×1,25=164,3 мм
|
Шестерня
|
Колесо
|
Диаметр
|
делительный
|
d1=42,5
|
d2=167,5
|
|
вершин
зубьев
|
da1=45
|
da2=170
|
|
впадин
зубьев
|
df1=39,4
|
df2=164,3
|
Ширина
венца
|
b1=45
|
b2=42
|
Силы в
зацеплении
Окружная сила
рассчитывается по формуле:
Ft1=Ft2=2T1*103/d1
()
=2*94,24*103/42,5=4,48
kH
Fr=Ft*tgα/cosβ ()
=4480*0,3639=1630,3
H
Проверка
зубьев колес по напряжениям изгиба
Данный расчет
позволяет проверить правильность размеров рассчитанной передачи с точки зрения
ее нормальной работы по нагибным напряжениям, которые не должны превышать
допустимых значений.
Расчетное
(возникающее в работающей передаче) напряженно изгиба в зубьях колеса
определяется по формуле;
где -
расчетное изгибное напряжение в зубьях колеса, МПа;
b2,
m - ширина колеса и модуль соответственно, мм.
КFа
- коэффициент неравномерности распределения изгибной нагрузки
между зубьями, одновременно находящихся в зацеплении (для прямозубых КFа=1);
КFβ -коэффициент
неравномерности изгибных напряжений по длине зуба, принимается по таблице
6.7, КFβ=1,14
Kfv - коэффициент динамичности по изгибным напряжениям, принимается по таблице
6.8;
окружная скорость м/с:
v=0,5-*ω1*d1
v=0,5*76,4*0,425=1,623
м/c
Для прямозубых колес,
при окружной скорости v<2
м/с следует назначать 9-ю степень точности, тогда Kfv=1,13
Yβ - коэффициент
наклона зубьев рассчитывается по формуле
Yβ =1
Yf2 -
коэффициент формы зуба колеса, зависящий от числа зубьев z2 для прямозубых Yf2
=3,61
Определяем расчетные напряжения
изгиба , МПа, в
основании зубьев шестерни и колеса по формулам
σF2=KFα*KFβ*KFν*Yβ*YF2*Ft2/b2*m≤[σ]F2
σF2=1*1.14*1.13*1*3.61*4480/45*1.25=370.3
МПа
Yf1 -
коэффициент формы зуба шестерни, зависящий от числа зубьев z1 для прямозубых по таблице 6.9 для z1=34
и х=0 Yf1
=3,76
Проверка зубьев колес по
контактным напряжениям
Определяем расчетные контактные
напряжения , МПа, в
зоне зацепления зубьев по формуле:
σH=K[Ft*(uф+1)KHa
*KHβ*KHv/d2*b2]0,5
где К=436 вспомогательный коэффициент типа
передачи;
= 1 - коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями по контактным напряжениям;
=1,05-коэффициент динамической
нагрузки [таблица 6.10].
σH=436[4480*(4+1)*1,05*1,07*1,0/167,5*45]0,5=796,6
МПа
МПа;
σH=796,6≤[σ]H=905,5 МПа
Масштаб 1:1
Расчет валов
Определяем диаметр конца вала по формуле:
d≥(16*T*1000/π[τ]k)0.33
где d
- диаметр выходного вала конца, мм
T - крутящий момент
на валу, Н*мм
[τ]
- допускаемое напряжение на кручение, МПа [τ]=20…40МПа
Принимаем [τ]=40
МПа
d(16*95.24*1000/3.14*40)0.33=22,3мм
принимаем 25мм
Предварительный расчет тихоходного
вала
Конструкция тихоходного вала одноступенчатого
редуктора, имеющего ступенчатую форму. Для упрощения конструкции диаметр под
подшипники, находим по формуле 5.1
d2 ≥
d2 ≥ мм
При диаметре выходного конца d2 = 32 мм,
размеры заплечиков (t), радиусом (r) и фасок (f) будут
равны
t = 4,0 мм=
2,0 мм=
2,5мм
2
≥ d2 + 2 t = 32+2*4
= 40мм
Округляем в большую сторону с учетом размера
диаметра внутреннего кольца подшипника d
=40 мм; D = 80мм; В = 18 мм;
r = 2,0мм; С = 32000
H; Со = 17800 H.
dGn2
≥ dn2
+ 3,2
r = 40+3,2
2 = 46,4 ≈ 48мм (5.4)
Расчет диаметра буртика под зубчатое колесо
производим по формуле
dδk2
≥ dk2
+ 3ƒ= 48 + 3 2,5 = 55,5 ≈
56мм
где f
- размер внутренней фаски зубчатого колеса, мм;
Выбор типа подшипников.
В соответствие с практикой проектирования и
эксплуатации машин тип подшипника выбираем по следующим рекомендациям.
Первоначально принимаем подшипники легкой узкой
серии. Если при последующим расчете грузоподъемность подшипника легкой узкой
серии окажется недостаточностью, принимаем подшипники средней серии и т.д.
Обычно используем подшипники класса точности О.
Применение подшипником более высокой точности ведет к удорожанию изделия.
Конструирование зубчатых колес
Расчет основных конструктивных параметров
зубчатых колес производим в соответствие с рекомендациями в таблице 5.2.
Основные соотношения между элементами зубчатых
колес
dcm = 1,6 dв
= 1,6
48 = 76,8 ≈ 80 мм
Lcm =
(1,2….1,5) dв = 1,2
48 = 57,6 ≈ 63мм
δо = (2,5..4,0)mn
= 2,5
1,5 = 3,75≈ 8мм
С = 0,36 = 0,3
63 = 18,9= 19 мм
Do = dƒ-
2 δo = 164,3 - 2
8 = 148,3 ≈ 148мм
Dотв = 0,5
(Do+dcm) = 0,5 (148+80) = 114ммотв = 0,25(Do-dст)
= 0,25(148-80) = 17 мм
= 0,5mn = 0,5 1,5= 0,75мм
Конструирование
корпуса редуктора
Определение
размеров основных элементов корпуса из чугуна
δ
=
0,025 aw + 1 = 0,025
125+ 1 =
4,12 ≈ 8 мм
δ1
= 0,02 aw +1= 0,02
125 + 1 = 3,5 ≈8 мм
в1 = 1,5 δ1
= 1,5
8= 12мм
в = 1,5 δ = 1,5
8 = 12мм
р = 2,35
m = (0,85…1) δ
= 1
8 = 8мм
m1
= (0,85…1) δ1
= 1
8 = 8мм
d1 =
(1,5…2,5) δ = 2
8 = 16мм
d2
= (0,7…0,75)d1 =
0,7
16 = 11,2мм
d3
= (0,5..0,6)d1
= 0,5
16 = 8мм
d4
= (0,7…1,4)δ = 0,9
7 = 6.3мм
d5
= 0,4
d1 =
0,4
16 = 6,4мм
d6
= d4 =
6,3мм
dпр=(1,6..2,2) δ=1,8
8 = 14,4мм
Dk = Dn
+4 d4
+ (2…5) = 40 + 4 6,3 + 3 = 68,2мм
е = (1…1,2) d2
= 1
11,2 = 11,2мм
g = 0,5 d2
+d4
=
0,5
11,2 + 6,3 = 11,9мм
Эскизную компоновку выполняем в таком порядке.
. Намечаем расположение проекций компоновки в
соответствие с кинематической схемой привода и наибольшими размерами зубчатых
колес. Учитываем взаимное пространственное расположение деталей редуктора, а
также направление выходных участков валов.
. Проводим оси проекций и осевые линии валов. В
цилиндрическом редукторе оси валов на межосевом расстояние aw
параллельно друг другу.
. Вычеркиваем редукторную пару в соответствие с
геометрическими параметрами:
Цилиндрическое колесо и шестерня.
. Для предотвращения задевания поверхностей
вращающихся зубчатых деталей очерчиваем внутреннюю боковую полость редуктора на
расстояние Y от их торца. Зазор
Y рассчитываем как
y = (0,5…1,5)δ
= 1,5
8 = 12мм (5.5)
где толщина стенки корпуса, мм
y1
= (1,5…3)δ = 1,5 8 = 12мм (5.6)
y2=
(3…4) δ = 3 8 = 24мм (5.7)
. Вычерчиваем подшипники в корпусе редуктора.
. Вычерчиваем крышки подшипников:
Основные размеры крышек подшипников определяем
так:
t = 0,7 δ = 0,7
8 = 5,6 (5.8)
l = х = 2d4
= 2
6,3 = 12,6мм (5.9)
. Начнем положение буртиков выходных концов
вала.
. На соответствующих посадочных местах выполняем
шпоночные пазы.
6. Конструирование валов редуктора
.1 Последовательность приближенного
расчета валов на прочность
Приближенный расчет каждого вала проводим в
следующей последовательности:
. Составляем пространственную схему действия сил
на зубчатое зацепление и детали, насаженные на выходные концы валов.
Пространственное расположение деталей принимаем из исходной кинематической
схемы.
. С помощью геометрических построений на
эскизной компоновке определяем основные размеры расчетной схемы.\
. Наносим неизвестные реакции реакции в опорах.
. Раскладываем пространственную расчетную схему
на две плоские
. Определяем неизвестные реакции в опорах для
каждой плоской системы .
. Строим эпюры изгибающих моментов для каждой
плоской системы
. Строим эпюры крутящих моментов.
. Определяем опасное сечение вала.
. Оптимизируем диаметры ступеней вала, опираясь
на прочностной расчет опасного сечения.
Составляем расчетную схему
Исходные данные:
Схема привода представлена в
разделе 2.
Вращающий момент на валу
T1
= 95,24Н*м ;T2=365,77
Н*м
Силы действующие на валу
Ft1=Ft2
=4480 Н
Fr1
=Fr2= 1630,3 Н
Сила давления ремня на вал Fоп=
2389,4Н.
Расстояние между точками приложения
сил:
l1=0,04
м; l2=0,04
м l3=
0,065 м
Частоты вращения валов редуктора: n1
= 730 об/мин; n2
= 182,5 об/мин. Моторесурс редуктора Lh
= 16745 час.. Делительные диаметры: d1
=
42,5мм; d2 =167,5мм.
Материал шестерни и вала: Сталь 40х, термообработка - улучшение.
При составление пространственной схему учитываем
следующее:
Цилиндрический редуктор согласно кинематической
схеме (рис 6.1) имеет горизонтальное расположение валов.
. Ось координат у направлена вдоль осевой линии
валов.
. Ось координат z
направлена вертикально.
. Силы взаимодействия между зубьями шестерни и
колеса приложены в точке, лежащей на делительном диаметре.
. Тангенциальная сила на шестерне Ft1
направлена в противоположную сторону от вектора линейной скорости зуба.
. Радиальная сила на шестерне Fr1
направлена к центру вращения.
. Направление векторов сил, приложенных к
зубчатому колесу Ft2,
Fr2,
определяем в соответствие с третьим законом Ньютона.
. Величину консольной силы действующую на
выходной конец тихоходного вала, из формулы (6.2)
Foп = 80 = 2389,4 H
. Направление действия определяем
углом наклона осевой линии.
. Точка приложения по середине
посадочной поверхности выходного конца вала.
Определение основных размеров
расчетной схемы.
С помощью эскизной компоновки
определяем основные размеры l1,l2, l3, ,
необходимые для составления расчетной схемы. Для рациональных однорядных
подшипников точки находятся посередине посадочного кольца. После построения
необходимых точек и соответствующих измерений линейкой получим следующие
размеры: l1 = 40мм, l2 = 40мм, l3 = 65мм.
Изображение неизвестных реакций в
опорах.
При составление расчетной схемы
наносим равнодействующие представляют собой сосредоточенные силы.
Равнодействующие раскладываем на ортогональные проекции которые действуют в
радиальном направлении. Определяем неизвестные реакции в опорах для
быстроходного вала:
Быстроходный вал
При определение реакций используем
уравнение равновесия. Для плоской системы сил вращательно действие силы
относительно точки характеризуется моментом. Моментом силы М относительно точки
называется произведение модуля на ее плечо:
M = F
h (6.1)
Где М - момент силы, H
м;
F - сила, H
h - плечо, м
Точка относительно которой берется момент,
называется кратчайшее расстояние от центра момента до линии действия силы.
∑ Fiх
= 0, ∑ Fiz = 0, ∑
M (Fi)
= 0
. Определение реакций в плоскости ZOY
Составляем суммы всех моментов сил относительно
точек А и C
∑ Ма
= 0
-Ft1* l1 + Rcy*(l1+l2)
=0=Ray
=4480*0,04/(0,04+0,04)=2240 H
Для проверки правильности нахождения реакций
используем уравнение суммы проекций всех сил на ось Y.
- 2240 - 2240 = 0
Реакции найдены верно
Определение реакций в плоскости XOY
Определяем реакции от действия силы Fr
Rax = Rcx = Fr/2= Rcx =1630/2 = 815
H
Для проверки правильности нахождения реакций
используем уравнение суммы проекций всех сил на ось X
+ 815` -1630 = 0.
Реакции найдены верно
Строим эпюру изгибающих моментов, для этого
определяем их значения в характерных сечениях вала:
в сечении А МАизгу = 0 так
как плечо y1=0
в сечении В МВизгу =RАу*l1=2240*0,04=89,6
H*м
в сечении С Мсизг =- Ray*(l1+l2)+Ft*l2=-2240*0,08+4480*0,04=0
,2+179,2 =0
В вертикальной плоскости XOZ
в сечении А МАизгx
= 0 так как плечо x1=0
в сечении В МВизгx
=RАx*l1=815*0,04=32,6
H*м
в сечении С Мсизг = Rax*(l1+l2)+Fr*l2=815*0,08+1630*0,04=0
,5-65,5=0
Следовательно, максимальный изгибающий момент
будет в сечении В.
Откладываем его на сжатом волокне вала
(Рис.6.1).
Крутящий момент на быстроходном валу равен: Т1
=95,24 Н
м
Рисунок6.1-Схема нагружения и эпюры моментов
быстроходного вала
Определение опасного сечения вала
При совместном воздействие изгиба и кручения
внутреннее напряжения определяем по следующей формуле:
σu= (6.2)
где σu -
напряжение изгиба, - Па;
Мэкв - эквивалентный изгибающий
момент, Н м
Wu - Осевой
момент сопротивление изгиба ,м3
Суммарный изгибающий момент
определяем по следующей форме:
Ми=(М2иy+M2их)0,5 (6.3)
Эквивалентный момент Мэкв
рассчитываем как
Мэкв=(М2иy+M2их+0,75Т)0,5 (6.4)
Осевой момент сопротивления изгибу
для круглых сечений определяем по формуле:
Wu = 0,1*d3 (6.5)
В местах ослабления вала осевой
момент сопротивления изгибу уменьшаем на 15%. В результате формула:
Wu =0,85(0,1*d3) (6.6)
Исходными данными к расчету служат
результаты, полученные при построение внутренних моментов и эскизной
компоновки. Из эскизной компоновки мы получили диаметр в опасном сечении В d=39,4 мм
-ое сечение
Мэкв 1 = (89,62+32,62+0,75*50)0,5=95,54 Н*м
Wи=0,85*32/3,14*39,43=6,4*10-6
м3
σu 1
=95,54/6,4*10-6 = 27,5 106
Па = 14,9МПа
Напряжение кручения:
τк=Т1/Wk
Wk=0,2d3=12,8*10-6
м3
τк=95,24/12,8*10-6=7,44
МПа
Эквивалентное напряжение:
σэкв=( σu2+3 τк2)0,5
σэкв=(14,92+3*7,442)0,5=19,7
МПа
Так как быстроходный вал изготовлен
вместе с шестерней, следовательно, материал его -сталь45, для которой предел
выносливости после улучшения
σ-1=0,43* σb=0,43*820=352
MПа
Допускаемое напряжение изгиба при
симметричном цикле напряжений равно:
[σи]-1=
(σ-1 /[n]*K σ)*Kри (6.7)
где σ-1 - предел
выносливости при симметричном цикле напряжений, [n] -
допускаемый коэффициент запаса прочности для опасного сечения; [n]=1,7….3; Kσ -эффективный
коэффициент концентрации напряжений, Kσ=1,2……2,5; Kри-
коэффициент режима нагрузки, Kри=1.
[σи]-1=(352
/ 2,1*2,2)*1=76 МПа
Эквивалентное напряжение σэкв значительно
меньше допускаемого
,7≤76 МПа
Тихоходный вал
Определение реакций в плоскости ZOY
Составляем суммы всех моментов сил относительно
всех точек .
∑ Ма
= 0
t1*
l1 - Rcy*(l1+l2) =0=Ray
=4480*0,04/(0,04+0,04)=2240 H
Для проверки правильности нахождения реакций
используем уравнение суммы проекций всех сил на ось Y.
-4480 + 2240 + 2240 = 0
Реакции найдены верно
Определение реакций в плоскости XOY
∑ Ма = 0
Fr*
l1
- Rcx*(l1+l2)
-Foп*(l1+l2+l3)=0
Rcx=[Fr*l1-Foп*(l1+l2+l3)]/(l1+l2)
=[1630,3*0,04-2389,4*0,145]/ 0,08=-3515,8 H
∑ Мc
= 0
Fr* l2 + Rax*(l1+l2)
-Foп*l3=0ax=[
Fr*l2+ Foп*l3]/
(l1+l2)=[1630,3*0,04+2389,4*0,065]/0,08=2756,4 H
Для проверки правильности нахождения реакций
используем уравнение суммы проекций всех сил на ось Y.
Rax
+Fr+Rcx-Foп
= 0
,4 +1630,3+3515,8 -2389,4=0
Реакции определены верно
Строим эпюру изгибающих моментов, для этого
определяем их значения в характерных сечениях вала:
в сечении А МАизгy
= 0 так как плечо y1=0
в сечении В МВизгу =RАу*l1=2240*0,04=89,6
H*м
в сечении С Мсизгy
=-
Ray*(l1+l2)+Ft*l2=-2240*0,08+4480*0,04=0
,2+179,2 =0
В вертикальной плоскости XOZ
в сечении А МАизгx
= 0 так как плечо x1=0
в сечении В МВизгx
=RАx*l1=2756,4*0,04=32,6
H*м
в сечении С Мсизг = Rax*(l1+l2)-Fr*l2
=2756,4*0,08-1630,3*0,04=155,3 H*м
Полученные значения изгибающих моментов
откладываем на сжатом волокне вала (Рис.6.2).
Крутящий момент на тихоходном валу равен: Т2
=365,7 Н
м
Рисунок 6.2-Схема нагружения и эпюры моментов
тихоходного вала
Определение опасного сечения вала
Быстроходный вал изготавливаем из стали 45, для
которой при диаметре ≤60мм σb=880
МПа, следовательно, σ-1=
0,43 σb=
0,43*880=378,4 МПа.
При [n]=2,1
,Kσ=2,2 и , Kри=1
[σи]-1=(378,4
/ 2,1*2,2)*1=81,9 МПа
При совместном воздействие изгиба и кручения
внутреннее напряжения в опасном сечении С определяем по следующей формуле:
σu= (6. 8)
где σu -
напряжение изгиба, - Па;
Мэкв - эквивалентный изгибающий
момент, Н м
Wu - Осевой
момент сопротивление изгиба ,м3
Суммарный изгибающий момент
определяем по следующей форме:
Ми=(М2иy+M2их)0,5 (6.
9)
Эквивалентный момент Мэкв
рассчитываем как
Мэкв=(М2иy+M2их+0,75Т)0,5 (6.10)
Осевой момент сопротивления изгибу
для круглых сечений определяем по формуле:
Wu = 0,1*d3 (6.11)
В местах ослабления вала осевой
момент сопротивления изгибу уменьшаем на 15%. В результате формула:
Wu =0,85(0,1*d3) (6.12)
Исходными данными к расчету служат
результаты, полученные при построение внутренних моментов и эскизной
компоновки. Из эскизной компоновки мы получили диаметр в опасном сечении С d=40 мм
Мэкв 1 = (0+155,32+0,75*365,7)0,5=156,18 Н*м
Wи=0,85*32/3,14*403=6,5*10-6
м3
σu 1
=156,18/6,5*10-6 = 27,5 106
Па = 24,0МПа
Напряжение кручения:
τк=Т2/Wk (6.13)
Wk=0,2d3=13*10-6
м3
τк=365,7/13*10-6=28,1
МПа
Эквивалентное напряжение:
σэкв=( σu2+3 τк2)0,5
σэкв=(24,02+3*28,12)0,5=54,3
МПа
Так как тихоходный вал изготовлен из
стали 45, для которой предел выносливости после улучшения [σи]-1=81,9МПа
и его величена больше эквивалентного напряжения σэкв=54,3
МПа, следовательно, прочность вала обеспечена.
6.2 Расчет долговечности подшипников
качения
После оптимизации диаметров вала
корректируем типоразмеры подшипником и производим проверку их
работоспособности.
Обычно в редукторах общего
назначения n1 ≥ 1
об/мин, поэтому подбор подшипников качения проводим по динамической
грузоподъемности.
Предварительно корректируем типоразмер
подшипника с учетом уточненных диаметров валов.
Назначаем номер подшипников. На
наличие прямозубой передачи Fa = 0(подшипники номеруются
произвольно)
Определяем коэффициенты осевого
нагружения с обеих подшипников.
Для радиальных шариковых подшипников
е=0 при Fа=0.
Определяем осевые силы Rs1 и Rs2 ,
возникающие в каждом подшипнике от воздействия радиальных сил Rs1 и Rs2.
1 =e1
Rr1
(7.1)2 =e2 Rr1
5 Определяем осевые силы Ra1 и Ra2 действующие
на подшипники
При Rs 1
=0, Rs2 = 0,Fa≥0 то
Ra 1
= Fa (7.2)2 = Fa
6 Определяем эквивалентные силы RE1 и RE2 ,
действующие на подшипники в зависимости от условий:
а) при ≤ e , Re = VRrKδKT;
б) при › e , Re = (ХVRr + YRa) КGКт.
Где х и у - коэффициенты влияния
радиальной и осевой нагрузок;
V -
коэффициент, учитывающий вращающееся кольцо (V=1-внутренее
кольцо)
Кδ -
коэффициент безопасности определяем по таблице7.2
КТ - коэффициент
учитывающий, температурный режим работы подшипника, определяем по таблице 7.2.
Сравнив RE1 и RE2 ,
определяем более нагруженный подшипник, которые далее определяем на
пригодность.
. Определяем пригодность подшипника
по номинальной долговечности, рассчитываем по формуле (7.6)
Lhm = m
Где Lhn -
номинальная долговечность подшипника, час
n- частота
вращения вала в подшипниках, об/мин
c-
динамическая грузоподъемность подшипника, кН
Re-
эквивалентная нагрузка на подшипник, кН
m- показатель
степени: m =3 для
шариковых подшипников.
Наминальную долговечность подшипника
Lhn сравниваем
с моторесурсом всего редуктора Lh.
Оптимальный диаметр быстроходного
вала под подшипник dn 1 =35мм.
Назначаем шарикоподшипники радиальные однорядные средней серии. Данный
подшипник имеет следующие характеристики: С = 15900 Н, Коэффициенты е=0 и у=0
Радиальные нагрузка на подшипник Fr=1630,3H.
Осевые силы, возникающие на
подшипниках от воздействия радиальных рассчитываем так Rs1 =Rs2 = 0*1630,3=0
Н
Проверяем соотношение между силами Rs1 =0, Rs2 =0, то
Ra1 =Fa =0 H
Ra 2 =Fa =0 H
Проверяем соотношение между
отношением Ra/VRrue.
Для первого подшипника Ra /VR1 = 0/1 1630,3=0=е,
поэтому расчет эквивалентной силы проводим по формуле:
Re= (х*V*Fr+Y*Fa)*Кσ*КТ,
Н
RE1 = RE2=1 1630,3 1,1 1,0 =
1793,3 Н
Теперь определяем динамическую
грузоподъемность подшипника по формуле:
С=Re
* m√L,
Н (7.3)
где m=3
для шарикоподшипников [1, с. 315];
L
- долговечность подшипника определяется по формуле:
L
= Lh*60*n*
10-6
млн.об. (7.4)
Подставляем значения в формулы
(4.24), (4.25) из данных и рассчитываем долговечность и динамическую
грузоподъемность
L
= 16745*60*730*10-6 = 7334 млн.об.
С = 1793,3* 3√7334
=32456,6, Н
Таким образом, выбранный
подшипник удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям и поэтому мы
окончательно выбираем радиальный - однорядный шариковый подшипник средней серии
№ 307 по ГОСТ 8338-75, для которого динамическая нагрузка С= 33200Н
6.3 Проверочный расчет шпонок
Диаметр вала, где находится шпонка, равен db=
50см Расчет шпонки на смятие осуществляем по формуле:
σсм=2Т / d*(h-t)lp ≤[σсм] (8.1)
где [σсм]
допускаемое напряжение на смятие, МПа; Т - момент на валу,Н
d- диаметр
вала где находится шпонка,мм; h- высота шпонки,мм; t1 - глубина
шпоночного паза,мм; Lp- рабочая длина шпонки,мм; [σсм] =
110…190МПа
σсм=2*365,7*1000/50*(10-5,5)*60 = 54,2МПа
σсм=54,2
≤;
[σсм] = 110 МПа